Общество «Изобретатели изобретателям» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общество «Изобретатели изобретателям»

2021-06-24 29
Общество «Изобретатели изобретателям» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

[email protected]

Аннотация

    В докладе рассматривается идея воссоздания «Ассоциации изобретателей – изобретателям» (АИЗИЗ), вся деятельность которой была бескорыстным служением «всеизобретательству».

94 года назад, 24.04.1927, в доме 68 на Тверской улице (теперь дом 28) в Москве открылась на два месяца Первая мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов. Выставка была посвящена двум юбилеям -10-летию Великой Октябрьской революции и 70-летию Константина Эдуардовича Циолковского.

За два года до этого в Москве возникла АИЗИЗ ("Ассоциация изобретателей- изобретателям"). Вся деятельность Ассоциации была бескорыстным служением «всеизобретательству». Здесь читали популярные технические лекции и доклады, обсуждали изобретения, делали сообщения о появившихся новинках. Членский билет АИЗИЗа украшал лозунг: «Создание, изобретение нового — это удар по косности, волокитству и бюрократству общества». Через год в АИЗИЗ был организован Сектор пропаганды и популяризации звездоплавания.

30 января 1927 года изобретатели разослали приглашения всем, кто занимался в то время ракетной техникой и интересовался проблемами межпланетных сообщений:

Выставка на Тверской имела 7 отделов: астрономия и астрофизика, воздухоплавание и авиация, будущие космические пути сообщения между Землей и другими планетами, научно-фантастический период, научно-реалистический период, планово-теоретически-изобретательский период (основное содержание этого отдела — труды Циолковского), изобретательско-конструкторский период (с проектами Ф.А.Цандера и других российских конструкторов, а также немцев Оберта, Валье, Гансвиндта и Гомана, американцев Годдарда, Никольса и Гуля, француза Эсно-Петри, австрийцев Улинского и Ландемана, англичанина Уэльша).

Основной объем работы выставки (включая добывание экспонатов, изготовление моделей, проведение экскурсий) выполнили на общественно-добровольных началах энтузиасты. Организация столь масштабного смотра требовала немалых материальных средств. Выставку никто не финансировал. Но это не смущало энтузиастов. Выход был найден: рядом с Ассоциацией открыли столовую, в которой стали работать члены АИИЗа. Позднее столовая была переведена на территорию Московского высшего технического училища. Днем там обедали студенты, а вечерами читались лекции. Вся прибыль шла в кассу выставки. Для оформления выставки пригласили главного художника Москвы Иосифа Павловича Архипова. Он руководил оформлением Красной площади.

Выставка проработала около двух месяцев. За это время ее посетили почти 12 тысяч человек — рабочие, инженеры, ученые, служащие. Особенно много молодежи, студентов. Здесь побывали, в частности, соратник С. П. Королева Ю. А. Победоносцев. Не раз приходили Ф.А. Цандер и друг К. Э. Циолковского известный ученый А. Л. Чижевский. Вместе с Ф. А. Цандером на выставке побывало много будущих ГИРДовцев (Группа изучения реактивного движения). Наверное, в их числе был и Сергей Павлович Королев.Были народные артистки Нежданова и Обухова, Вл. Маяковский. Выставка высоко подняла престиж и приоритет нашей страны в деле астронавтики. Подобных выставок ранее не было.К сожалению, время не сохранило для нас экспонатов выставки. Модели, картины, схемы, графики и другие реликвии времени после закрытия выставки были перевезены в Подмосковье, в Ильинское, на дачу И. С. Беляева и сгорели там суровой осенью 1941 года в дни наступления немецко-фашистских захватчиков.

В ноябре 2013 года была проведена конференция по воссозданию «Ассоциации изобретателей изобретателем». На конференции присутствовало более 70 человек. Были налажены регулярные клубные встречи. Они были настолько интенсивные, что собирались каждую неделю, и за это время было проведено более 300 заседаний, на которых выступило несколько сот докладчиков с разнообразными творческими идеями. Таким образом, вокруг ассоциации образовалась некое креативное облако, состоящее из порядка 1000 специалистов. В задачу ассоциации входит также создание мемориального музея ГИРДа.

К сожалению, общественной организации мало что по силам, но Мы надеемся на подключение в деле сохранения памятника истории ракетной техники в нашей стране широкой общественности, занимающейся ракетно-космических проблемами и широко представленной на этих чтениях.

 


THE FIRST WORLD SPACE EXHIBITION OF 1927

A.B. Malykhin,

Association “From Inventors to Inventors"

[email protected]

Annotation

    The paper considers the idea of recreating the Association of Inventors to Inventors (AIZIZ), whose entire activity was a selfless service to "all-invention".

 

ДОКТОР Н.А. АРЕНДТ– ОСНОВОПОЛОЖНИК ТЕОРИИ ПЛАНЕРНОГО ПОЛЕТА В РОССИИ

(1833-1893 гг.)

Н.Ю. Арендт 1, Н.М. Букштынович 2

1МСХ, 2РГВИА e-mail: [email protected], [email protected]

Аннотация

В докладе рассказывается о Н.А. Арендте – основоположнике теории полета на безмоторном аппарате тяжелее воздуха по примеру полёта птиц. Н.А. Арендт впервые ввел в русский язык слово «авиация» и «авиатор» (от лат. «авис» - птица). Он на 15 лет ранее О. Лилиенталя опубликовал работу «К вопросу о воздухоплавании», где впервые обосновал идею о полете на безмоторных аппаратах тяжелее воздуха на примере полёта птиц. Он впервые разработал форму крыла летательного аппарата в виде «свода».Последователями идеи полёта птиц для создания летательных аппаратов в последствии стали Е.С. Федоров, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский.

 

Полуостров Крым – колыбель отечественного воздухоплавания. Здесь

 родился и жил изобретатель безмоторного летательного аппарата крымский врач, естествоиспытатель и общественный деятель доктор медицины Н.А. Арендт.В 1870-1890–е годы он разрабатывал теорию парящего и планирующего полета и поднимал в небо с Петровских скал,а затем с горы Ставри-Кая многочисленные модели будущих планёров.

В Крыму сохранились три усадьбы, связанные с семьей Арендтов:

- дом, где Н.А. Арендт родился (1833 г.) и прожил до 1849 г. Он построен в 1858 г., памятник градостроительства и архитектуры (2013 г.). Усадьба занимает участок между ул. Либкнехта (б. ул. Долгоруковская), 14 и Карла Маркса (б. ул. Полицейская), 25;

- усадьба «Мегофули» («Большое гнездо») под скалой Ставри-Кая           (б. пионер-лагерь им. космонавта Г.С. Титова; уже существует план застройки этой территории). Здесь Н.А. Аренд с семьей проживал с 1891 по 1893 г., и был похоронен после смерти 14 декабря 1893 г. в склепе (перезахоронен в 1976 г. в Ялте на Поликуровском кладбище);

- усадьба Баран Эли, купленная художником И.К. Айвазовским для своей старшей дочери Елены, и перешедшая его внуку – художнику М.П. Латри, женатому на    дочери  Н.А. Арендта – Ариадне Николаевне. (М.П. Латри - двоюродный брат К.К. Арцеулова). В этой усадьбе часто бывали М.А. Волошин, К.Ф. Богаевский, М.И. Цветаева, а также известный ученый–астроном В.К. Цесарский.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Все эти усадьбы нуждаются в государственной реставрации.

В Крыму родился и вырос выдающийся летчик-испытатель, конструктор и художник К.К. Арцеулов, младший внук И.К. Айвазовского, впервые (1916 г.) применивший технику вывода самолёта из штопора. Он стал пионером советского планеризма, разрабатывал и строил планёры, открыл для планерных испытаний гору Узан-Сырт, стал председателем оргкомитета по устройству здесь ежегодных Всесоюзных планерных испытаний (с 1923 г.), первым в стране получил звание «пилот-паритель»…

В 1929 г. на горе Клементьева (до 1924 г. – Узан-Сырт) открылась Центральная планерная школа Осоавиахима (позже – Высшая летно-планерная школа). В довоенное время гору называли «орлиным гнездом». В числе бывших «орлят–коктебельцев» - выдающиеся летчики Валентина Гризодубова, Павел Головин (первый из советских летчиков достиг Северного полюса), Сергей Анохин…

В 20-30-е годы Крым (Коктебель) становится научно-технической лабораторией большой авиации нашей страны. Здесь начинали свой путь выдающиеся авиаконструкторы О.К. Антонов, С.В. Ильюшин, А.С. Яковлев, а также – на бесшумных планёрах – будущий Главный конструктор космических кораблей С.П. Королёв.

В дальнейшем Крым сыграл важную роль в истории советской космонавтики: неподалёку от Симферополя, в поселке Школьное, разместился гарнизон военно-космических сил, откуда в 1957 году был проведён первый сеанс космической связи с первым в мире искусственным спутником Земли.

В 1960 г. по инициативе академиков С.П. Королёва и М. В. Келдыша недалеко от Евпатории был построен и сформирован 85-й радиотехнический центр дальней связи с космическими объектами.

Огромную роль в научном исследовании космоса сыграла Симеизская астрофизическая обсерватория (с 1912 г. филиал Пулковской) – старейшая астрономическая станция, по сути, открывшая «крымский путь» в космос. На её базе в 1945 г. была открыта Крымская астрофизическая обсерватория в Научном.

Всё вышеизложенное говорит о том, что с полуостровом Крым связаны важнейшие события в истории отечественного воздухоплавания, авиации и космонавтики, которые могли бы отразиться в экспозиции вновь созданного в Крыму Музея. Местом размещения музея могла бы стать одна из усадеб Н.А. Арендта.

Семья Арендтов готова предоставить материалы для экспозиции, посвященной Н.А. Арендту.

Доктор медицины Николай Андреевич Арендт (1833-1893), изучив планирующий и парящий полёты птиц, впервые обосновал возможность полёта человека на безмоторном аппарате тяжелее воздуха - планёре. В сентябре 1874 г. в журнале «Знание» (№ 9) он опубликовал статью «К вопросу о воздухоплавании», где высказал идею что «…воздухоплавание возможно для человека только тогда, когда в основание его будут приняты те же начала, на которых основано летание птиц…» [1].

Н.А. Арендт первым стал использовать слова «авиация» и «авиатор» в их современном значении (от латинского «авис» - «птица»).

Книга О. Лилиенталя «Полёт птиц, как основа искусства летания» вышла в 1889 г., - спустя 15 лет после публикации статьи Н.А. Арендта «К вопросу о воздухоплавании», где впервые была обоснована идея планёра.

Доктор Арендт впервые пришел к выводу, что крылья летательного аппарата должны быть сделаны «сводом». Вслед за ним такую конфигурацию крыльев, обладающую большой подъемной силой, стали использовать и английский конструктор Филлипс (1885 г.), и немецкий инженер О. Лилиенталь (1889 г.), и все последующие самолето- и планёростроители.

В книге «О воздухоплавании, основанном на принципах парения птиц» (1888 г. 1-е издание, в 1889 г. 2-е издание) Н.А. Арендт обозначил идею перехода от планёра к самолету, но не иначе, как после освоения техники полета на планёре.

Сравнивая идеи Н.А. Арендта и О. Лилиенталя, военный инженер Е.С. Федоров в работе «Записки Русского технического общества» (1892 г.) сообщает: «Арендт утверждает, что ветер не помеха для летания, а наоборот, большая помощь, то же говорит и Лилиенталь. Первый говорит, что человек, желающий научиться летать, должен сначала заняться парением, причем недостаточно построить аппарат для летания, а необходимо уметь им пользоваться. Почти то же слышим и от Лилиенталя».

Н. А. Арендт родился 1 октября 1833 г. в г. Симферополе. Его отец- известный врач, доктор медицины Андрей Федорович Арендт, а дядя – знаменитый лейб-медик Николай Федорович Арендт.

Н.А. Арендт был учеником Н.И. Пирогова, который неоднократно отмечал способности одаренного студента.

После окончания Медико-хирургической академии, Н.А. Аренд служил в военных госпиталях, затем - в Собственном Его Императорского Величества конвое. В составе конвоя участвовал в походах во время Крымской войны 1853-1856 гг.; служил лекарем в Российской Императорской миссию в Тегеране; за участие в борьбе и победе над эпидемией чумы был удостоен ордена Льва и Солнца.

1 декабря 1862 г. в Медико-хирургической академии Н.А. Арендт защитил докторскую диссертацию «о солеке, или Алеппском прище» [2].

С 1860 года доктор Арендт заинтересовался воздухоплаванием, наблюдая за парением орла; служа в Симферополе в амбулатории при губернском земстве, он параллельно изучал историю и современное положение воздухоплавания и опубликовал брошюру «Краткий очерк современного воздухоплавания».

В своем доме в Симферополе доктор Арендт оборудовал лабораторию, где препарировал птиц, изучая строение их тел, крыльев, хвостовое оперение, определял соотношение веса птицы к площади ее крыльев, создавал многочисленные модели – «летучки» - из бумаги и легкого дерева, затем вместо «летучек» стал использовать препарированных замороженных птиц. Он запускал свои модели со скал с помощью бумажного змея. На основе многочисленных опытов Н.А. Арендт обосновал и изложил в статье «К вопросу о воздухоплавании» теорию «совершенно отличную от всех тех, которые были приняты до сих пор при практической разработке этого вопроса»:

«1. Снаряд для летания должен быть тяжелее воздуха.

2. Летание, как движение вверх от земли и в направлении, не зависимом от ветра, возможно без применения к летательному снаряду движущей силы, присущей самому снаряду.

3.Силой инерционного движения, развивающейся при падении, соединенной с силой ветра, можно и должно пользоваться для передвижения тел вверх от земли, и в направлении не зависимом от ветра» [3].

Считая свои опыты важным государственным делом могущим послужить укреплению военной мощи Российской империи, 31 декабря 1876 г. Арендт обратился в письме к военному министру Д.А. Милютину с просьбой предоставить средства для доведения до конца начатого им дела: «<…> Надолго будет гордиться пред светом та страна, в которой будет сделан первый удачный опыт воздухоплавания. Почему бы не нашему отечеству быть этой страной?»[3].

Лица, назначенные в качестве экспертов для проверки воздухоплавательной теории Н.А. Арендта (профессоры Д.И. Менделеев и Н.П. Петров и генерал-лейтенант А. Н. Вансович) не оказали ей должного внимания.

В 1880-е годы Н.А. Арендт продолжил свои опыты по воздухоплаванию совместно с единомышленником - действительным членом VII отдела РТО лейтенантом флота, доктором медицины, исследователем полета птиц В.Д. Спицыным.

В 1889 г. военный инженер член VII отдела РТО (с 1903 г. – председатель отдела) Е.С. Федоров сделал доклад «О брошюре доктора Арендта «Краткий очерк современного воздухоплавания», выразив сочувствие идеям автора.

В 1890 г. Н.А. Аренд направил доклад «Об одном нормальном аэроплане» во Французское общество воздушной навигации, где он с успехом был четырежды заслушан на заседаниях Общества, а затем напечатан в журнале «Аэронавт». (По состоянию здоровья и отсутствия денежных средств сам автор не смог приехать в Париж).

В связи с ухудшением состояния здоровья Н.А. Арендт не смог выступить с докладом о своих исследованиях по воздухоплаванию в 1893 г. в Москве, где рассчитывал на обещанную поддержку великого русского ученого Н.Е. Жуковского, горячего сторонника идеи полетов на аппаратах тяжелее воздуха. 14 декабря 1893 г. доктор Аренд скончался и был похоронен в своем крымском имении Мегофули («Большое гнездо»).

В 1904 г. в брошюре «Очерк деятельности Воздухоплавательного отдела Императорского Русского технического общества» было отмечено, что одна из первых и «весьма удачных» попыток совершить особый вид полёта – парение – «<…> принадлежит доктору Арендту, который показал, что именно сам ветер и есть тот агент, который производит работу полета» [4].

Всё дальнейшее развитие аэродинамики и самолетостроения показало жизнеспособность идей Н.А. Арендта. Последователями теории полёта птиц для создания летательных аппаратов были известные ученые Е.С. Федоров, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский. А Крым (Коктебель, гора Узун-Сырт) стал родиной российского планеризма.

Список использованной литературы:

[1]. Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г.//Сборник документов и материалов под редакцией В.А. Попова/ М. 1956. С. 182.

[2]. РГВИА. Ф. 803. Оп. 1. Д. 749. Л.1-2.

[3]. РГВИА. Ф. 803. Оп. 1. Д. 749. Л.1-2

[4].Секуров Н.К. Крылья доктора Арендта.//Известия Крымского республиканского краеведческого музея/1994. № 8. С. 52-53, 55.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.