Технологическая карта урока по теме: «Текстильные волокна» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Технологическая карта урока по теме: «Текстильные волокна»

2021-06-24 50
Технологическая карта урока по теме: «Текстильные волокна» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методическая разработка

современного практико-ориентированного урокана тему:

 

«Текстильные волокна»

 

по МДК.04.01 Технология продажи продовольственных и непродовольственных товаров

ПМ.04 «Выполнение работ по рабочей профессии: продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров»

 

 специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

 

2021г.


Рассмотрено и одобрено на 

заседании ЦМК товароведения и коммерции

Протокол № 5

от «13» января 2021 г.

Председатель ЦМК ________ Н.В. Дмитриева

 

Методическая разработка урока составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества  потребительских товаров, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 22.06.2010г., № 679; рабочей программы ПМ.04«Выполнение работ по рабочей профессии продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров», утвержденной директором ГАПОУ НТЭТ от 28.08.2020г; календарно-тематического плана по ПМ.04, МДК.04.01; Положения о проведении открытых уроков, утвержденного директором ГАПОУ НТЭТ от 06.09.2020г.

 

 

Автор методической разработки:

- Райко Ирина Остаповна– преподавательвысшей квалификационной категории ГАПОУ НТЭТ.

 


Содержание

 

   
1. Пояснительная записка 4
2. План урока 8
3.Список рекомендованных и используемых источников, интернет - источников 16
4. Приложение 17

 


1. Пояснительная записка

 

Современная экономика требует присутствие на рынке труда работников, обладающих профессиональными компетенциями и высокой мобильностью, что влечет за собой необходимость качественной подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений.

В связи с этим возрастают требования к организации воспитательно-образовательного процесса с использованием современных педагогических и информационных технологий, способствующих достижению основных учебных целей.

Педагогическая технология включает систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета личностных и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Основные педагогические технологии, используемые преподавателями ГАПОУ Новокузнецкого торгово-экономического техникума:

· традиционное обучение;

· игровое обучение;

· проблемное обучение;

· программированное обучение;

· активное обучение;

· компьютерные технологии обучения;

· метод проектов и пр.

У каждого преподавателя за многие годы педагогической практики накоплен собственный опыт преподавания и выработан свой стиль взаимодействия со студентами. В соответствии с меняющимися запросами общества изменяются цели и стиль обучения.

Качество обучения в настоящее время обеспечивается не столько усвоением студентами определенной суммы знаний, сколько умением приобретать новые умения и навыки и применять их для решения конкретных производственных задач.

На качество обучения влияет ряд факторов, которые только в совокупности дают основание говорить о качестве обучения:

· организация и структурирование содержания обучения;

· используемые методы, организационные формы обучения;

· информационно-образовательная среда;

· средства обучения;

· использование информационных и коммуникационных технологий;

· профессионализм преподавателя.

Обеспечить качественную подготовку современных специалистов может не просто преподаватель, а преподаватель – исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. Профессионализм преподавателя напрямую влияет на способы обучения, определяет выбор форм и методов обучения.

Требования к современному учебному занятию являются одним из самых важных нормативов в процессе управления качеством образования.

Современный урок - это, прежде всего, эффективный урок, в ходе которого решаются учебно-воспитательные задачи на уровне современных требований. Он учитывает особенности и своеобразие общества, состояние педагогической науки и практики, подчиняется решению главной задачи - созданию условий для развития личности студента, его активного интеллектуального роста, качественного усвоения знаний и формирования на их основе умений и компетенций, стимулирования позитивных творческих начал, проявляющихся в устойчивом стремлении личности к самореализации и самосовершенствованию. Сложившаяся система профессиональной подготовки опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт. В требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) отмечается, что выпускник должен обладать общими компетенциями и профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности. Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в условиях современного уровня развития технологий и производства. Механизмы формирования этой готовности в основном ориентированы на знания, умения и виды деятельности (т.е. на освоение квалификации) и на формирование качеств, напрямую определяющих компетентность специалиста (мобильность, инициативность, готовность к сотрудничеству, конкурентоспособность, способность к самостоятельной преобразующей деятельности и т.д.).В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) реализация учебного процесса должна предусматривать проведение уроков в интерактивных и активных формах.

Критерии оценки современного урока:

· Организация самостоятельной деятельности студентов.

· Смена видов деятельности.

· Практикоориентированный характер содержания урока.

· Максимальное использование воспитательного потенциала урока.

· Педагогически целесообразное использование современных технических средств, технологий, приемов и методов.

· Направление урока на получение конкретного результата; результативность урока.

Именно практико-ориентированный урок, проводимый с использованием современных приемов, методов и технологий обучения определяется главной целью ОПОП, особенностью контингента студентов и содержанием конкретных дисциплин и определяется конкретным ФГОС.
Внедрение современных активных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современной образовательной организации СПО.
Практико-ориентированные уроки способствуют не только формированию составляющих профессиональных компетенций студентов, но и формированию общих не менее важных компетенций - это формирование коммуникативной компетентности через работу в группах, ответственность перед другими за проделанную работу и самостоятельность в получении знаний.

Методическая разработка урока по МДК.04.01 Технология продажи продовольственных и непродовольственных товаров ПМ.04 «Выполнение работ по рабочей профессии продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров» предназначена для проведения урока в группе студентов обучающихся по специальности 38.02.05«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». Материал урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в области освоения видов деятельности и формирования компетенций.

Урок по теме: «Текстильные волокна» носит продуктивный характер.Студенты должны не только знать реквизиты маркировочного ярлыка и читать процент содержания волокон, но и уметь распознавать эти волокна в готовых текстильных изделиях исходя из требований к подготовке специалиста,  поэтому данный урок целесообразно проводить в виде комбинированного, что также позволяет использовать деятельностный подход. Деятельностный подход проявляется в том, что студенты получают знания не в готовом виде, а добывают их сами, осознают при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему ее норм, активно участвуют в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию их общекультурных и деятельностных способностей. Знания и умения, полученные студентами на данном уроке, будут иметь место применения при изучении последующих тем МДК.04.01 Технология продажи продовольственных и непродовольственных товаров: «Швейные товары», «Трикотажные товары» и для решения ситуационных задач.

Практико-ориентированный урок по теме «Текстильные волокна» позволяет сформировать у студентов компоненты профессиональных и общих компетенций:

 - ПК4.4. Информировать покупателей о качестве, потребительских свойствах, требованиях безопасности и эксплуатации непродовольственных товаров.

– ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

– ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

– ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

 - ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий).

– ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению учебной мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. Учебно-исследовательская работа по экспертизе текстильных волокон активизирует познавательную активность студентов. На уроке предусмотрены такие виды деятельности студентов, как работа с рабочей тетрадью, тестирование, выполнение интерактивных упражнений, самостоятельная работа с целью закрепления (проверки) уровня сформированности профессиональных навыков студентов. Рациональное сочетание методов и приемов работы делает урок живым и нескучным, побуждая студентов к активному обучению.

В содержание урока включен дополнительный теоретический материал, расширяющий кругозор студентов. В ходе урока студенты повторяют основной материал раздела, развивают свои коммуникативные навыки, выполняют все виды речевой деятельности на основе изученного. Все задания посильны и соответствуют поставленным целям.

Урок построен с учетом здоровьесберегающих технологий. Во время проведения практической работы звучит спокойная классическая музыка, позволяющая сбалансировать эмоциональное состояние студентов в момент выполнения практического задания, и позволяет не отвлекаться на работу других малых групп студентов; каждый этап урока отражен в рабочей тетради определенным цветом, что способствует более легкому и интересному переключению на другой вид деятельности.

Этап самостоятельной работы основан нагрупповой форме работы студентов, так как она наилучшим образом способствует развитию коммуникативных навыков студентов.Воспитательная направленность урока способствует формированию стремления быть ответственным и терпимым в обществе людей, развитию устной речи студентов. Урок будет интересен студентам с любым типом мышления.

 

 


2. План урока

 

Дата проведения: 14 января 2021 года

 

Специальность: 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Курс: 1

Группа: ТВ2-20

Профессиональный модуль: ПМ.04 «Выполнение работ по рабочей профессии продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров», МДК.04.01 Технология продажи продовольственных и непродовольственных товаров

Тема урока: «Текстильные волокна»

 

Методическая цель урока: Представление практической реализации методики активизации познавательной деятельности студентов через инновационный современный подход использования ИКТ на уроке в процессе выполнения самостоятельной учебно-исследовательской  работы и работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом

 

Цели урока:

 

Образовательная: Обеспечение усвоения знаний основных понятий, классификации, назначения и основных свойств текстильных волокон, пряжи и нитей; формирование умений по определению характеристик натуральных, искусственных и синтетических волокон

 (формирование компонентовкомпетенций:

ПК 4.4. Информировать покупателей о качестве, потребительских свойствах, требованиях безопасности и эксплуатации непродовольственных товаров;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий).

 

Развивающая: Развитие учебно-организационных умений, внимательности, самостоятельности, точности в выполнении сравнительной характеристики волокон, аналитического мышления

(формирование компонентов компетенций: 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность).

 

Воспитательная: Воспитание чувства гордости за выбранную специальность, ответственности, исполнительности и долга; способствование проявлению открытого взаимодействия; формирование общей культуры общения.

(формирование компонентов компетенций: 

ОК 1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями).

 

Тип урока: Комбинированный

Метод проведения: объяснение, показ, тренировочные интерактивные упражнения, Web- трансляциясамостоятельная, учебно-исследовательская работа

Используемые формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Используемые методы обучения:

· словесный: эвристическая беседа, объяснение

· наглядный: демонстрация видеофильма, презентации, Web- трансляция

· практический: работа с рабочей тетрадью, работа с натуральными образцами

· исследовательский: самостоятельная учебно-исследовательская работа,сбор данных, обсуждение полученных данных, формулировка понятий, обобщений, выводов

· игровой: имитация работы продавцовмагазинов города

· проблемно - поисковый: решение ситуационной задачи

· рефлексивный: текущая рефлексия, итоговая рефлексия

Принципы обучения:

  • коммуникативная направленность,
  • индивидуальный и дифференцированный подход,
  • деятельностный подход в обучении,
  • прочность усвоения знаний, умений,
  • наглядность, доступность и посильность.

Учебно-методическое обеспечение урока:

  • дидактические средства: рабочие тетради, электронная презентация, видео-фильм
  • методические средства: образцы волокон, тканей, карточки с заданиями
  • технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Междисциплинарные связи: Учебные дисциплины Технология организации торговли, Теоретические основы товароведения,  Химия, Иностранный язык, Философия.


Прогнозируемый результат:

· усвоение знаний классификации и ассортимента текстильных волокон, показателей их качества, особенностей маркировки.

· формирование умений идентификации  текстильных волокон и выполнение сравнительной характеристики натуральных, искусственных и синтетических волокон.

· формирование компонентовпрофессиональных компетенций:

- ПК 4.4. Информировать покупателей о качестве, потребительских свойствах, требованиях безопасности и эксплуатации непродовольственных товаров.

· формирование компонентов общих компетенций:

– ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
– ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

– ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

 - ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий).
– ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 


Планируемые результаты урока

Этапы урока

Время

(мин.)

Деятельность преподавателя

(содержание, формы, методы)

Деятельность студентов

(содержание, формы)

КУМО

Компоненты ПК Компоненты ОК     1. Организационный момент 3 -Приветствует студентов.   -Проверяет готовности студентов к уроку.   -Отмечает отсутствующих. -Приветствие преподавателя. -Староста сообщает о готовности группы к уроку. -Дежурный сообщает об отсутствующих. Учебный журнал группы   ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 2. Мотивация учебной деятельности 7 -Сообщает тему урока, задачи урока, объясняет практическую значимость темы урока для будущей профессиональной деятельности, поясняет какие компоненты ОК и ПК формирует урок. - Постановка проблемы -Совместная со студентами постановка целей урока - Слушают и работают с рабочей тетрадью.   - Выдвигают гипотезы по решению проблемы. -Формулируют цели урока и фиксируют их в рабочей тетради. Рабочие тетради, мультимедийной оборудование   ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 3. Актуализация опорных знаний   5 - Ведет эвристическую беседу: -Какие группы товаров относятся к текстильным? -Какие ткани обладают высокими свойствами гигиеничности? -Ткани из каких волокон на сегодняшний день реализуются в розничной сети? - Отвечают на вопросы и организуют взаимопроверку. Рабочие тетради ПК4.4. Информировать покупателей о качестве, потребительских свойствах, требованиях безопасности и эксплуатации непродовольственных товаров   ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий) 4. Сообщение новых знаний и их первичное закрепление     20 -Излагает новый теоретический материал урока в форме частично-поисковой беседы.   -Демонстрирует видеофильм   -Предлагает выполнить интерактивное упражнение на проверку усвоения новых знаний     Слушают и работают с рабочей тетрадью; -Работа с натуральными образцами   -Смотрят видео-фильм     -Выполняют проверочное интерактивное упражнение в малых группах и проводят самопроверку     Рабочие тетради, натуральные образцы, мультимедийное оборудование ПК4.4. Информировать покупателей о качестве, потребительских свойствах, требованиях безопасности и эксплуатации непродовольственных товаров   ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий) 5. Формирование ориентировочной основы практических действий 15 -Предлагает посмотреть процесс выполнения учебно-исследовательской работыпо определению волокнистого состава тканей, проводимой студентами старшего курса (в интерактивном режиме) и провести беседу со старшекурсниками в режиме «телемоста» используя программу Skype -Смотрят процесс определения основных свойств волокон;   -Задают вопросы, делятся мнениями и впечатлениями в режиме on-line. мультимедийное оборудование ПК 5.4. Информировать покупателей о качестве, потребительских свойствах, требованиях безопасности и эксплуатации непродовольственных товаров     ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 2.      Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. 6. Закрепление знаний и умений 20 -Предлагает выполнить тест -Предлагает обменяться тетрадями с рядом сидящим студентом для взаимопроверки. Выводит на экран правильные ответы -Предлагает работу малыми группами по имитации выполнения работы по определению вида волокон продавцом отдела «Ткани» магазинов г.Новокузнецка.   -Проводит инструктаж о ходе выполнения практического задания.   - Проводит оценку работы малых групп. -Выполняют тестовое задание -Проводят взаимопроверку     -Работают малыми группами и проводят органалептическую оценку текстильных волокон состава тканей: · Исследуют и проводят экспертную оценку натуральных образцов · Работают по фиксированию полученных данных в рабочей тетради, заполняют таблицу · Обобщают результаты и выполняют вербальное описание · Защищают результаты работы         7. Подведение итогов урока 7 -Подводит итоги урока, делает выводы по уроку, комментирует и выставляет оценки Слушают преподавателя Карточки с оценками     8. Информация о домашнем задании 3 -Сообщает домашнее задание Слушают, работают с рабочей тетрадью и задают вопросы Рабочие тетради   ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес 9. Рефлексия 10 -Предлагает повесить на елку шары определенного цвета, символизирующие уровень усвоения новых знаний и умений, полученных на уроке: -«зеленый» - все понял, урок был продуктивен, цель достигнута, -«желтый» - все понял, но есть некоторые недопонимания, цель достигнута, -«красный» - ничего не понял, урок скучный и не продуктивен, цель не достигнута. Передает елку по рядам и одновременно просит студентов высказаться и подвести итог занятию и знаниям, умениям, полученным на уроке. -Украшают елку символичными шарами и высказывают собственное мнение по анализу собственной деятельности на уроке. Символические елочные шары

Итого:

90 мин.

 


 

3. Список рекомендованных и используемых источников,

интернет – источников.

Основные источники:

 

1. Вилкова, С. А. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров: словарь-справочник / под общ. ред. д. т. н., проф. С. А. Вилковой. — 5-е изд., стер. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 264 с. - ISBN 978-5-394-03475-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1092995 – Режим доступа: по подписке.

2. Чалых, Т. И. Товароведение однородных групп непродовольственных товаров: учебник для бакалавров / Т. И. Чалых, Е. Л. Пехташева, Е. Ю. Райкова [и др.]; под ред. д.х.н., проф. Т. И. Чалых, к.т.н., доц. Н. В. Умалёновой. — 3-е изд., стер. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 760 с. - ISBN 978-5-394-03717-7. - Текст: электронный. - URL:

 

Дополнительные источники:

3. Голубенко, О. А. Товароведение непродовольственных товаров [Текст] / О. А. Голубенко. – М.: АЛЬФА-М, ИНФРА-М, 2010.-332 с.

4. Моисеенко, Н. С. Товароведение непродовольственных товаров [Текст] / Н. С. Моисеенко.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.-367с.

5. Николаева, М. А. Теоретические основы товароведения [Текст] / М. А. Николаева. - М.: Норма, 2011- 448 сКосолапова, Н. В. Товароведение текстильных, обувных, меховых и галантерейных товаров: [Текст]: учеб. пособие / Н. В. Косолапова. Н. А. Прокопенко, И. О. Рыжова. – М.: Академия, 2010.- 80 с.

6. Николаева, М. А.Товарная экспертиза [Текст] / М. А. Николаева - М.: НОРМА, 2007- 342 с.

7. Справочник по товароведению непродовольственных товаров в 3т. Т.1 [Текст] / В. И.Самарина, Т. И.Чалых, Е. Л.Пекташева. - М.: Академия, 2010 -336 с.

8. Ходыкин, А. П. Товароведение непродовольственных товаров [Текст] / А. П. Ходыкин. - М.: Дашков и К, 2006 – 378 с.

9. Товароведение и экспертиза потребительских товаров [Текст]: учебник. – М..: ИНФРА-М, 2001. – 544 с.

 

Интернет ресурсы:

10. Статьи по экспертизе продовольственных и непродовольственных товаров [Электронный ресурс]: образовательный ресурс. – Режим доступа: http://www.znaytovar.ru. – Заглавие с экрана

 


 

4. Приложение

 

Рабочая тетрадь

План урока

1. Основные понятия и назначение текстильных товаров.

2.  Классификация текстильных товаров.

3. Основные свойства волокон, строение под микроскопом, химический состав.

4. Классификация нитей и пряжи.

 

Задачи урока

1. Изучить классификацию текстильных волокон, нитей и пряжи.

2. Идентифицировать ткани по волокнистому составу.

3. Проанализировать влияние основных свойств волокон на качество тканей, для консультирования потребителей.

 

Цель урока

______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные понятия и назначение текстильных волокон.

В разделе «Текстильные товары» рассматриваются строение и свойства текстильных волокон, ткацкие переплетения, отделка тканей, потребительские свойства и показатели качества текстильных товаров.

Продукция текстильной промышленности - это ткани, нетканые материалы, искусственный мех, вата, веревки и другие изделия. Современная текстильная промышленность - высокоиндустриальное производство, имеющее мощную материально-техническую базу.

 

Текстильные волокна — это гибкие прочные тела, с малыми поперечными размерами, ограниченной длины, пригодные для изготовления пряжи, ниток, тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, искусственной кожи и меха.

Текстильная нить имеет ту же характеристику, что и волокно, но отличается значительно большей длиной.

Пряжа – это нить, полученная параллелизацией и скручиванием коротких волокон.

 

Основные свойства волокон

Хлопок - это волокно, покрывающее семена растений хлопчатника. Из хлопка вырабатывают ткани, нетканые материалы, трикотаж, ленто-кружевные изделия, тюль, нитки, шнуры, вату, искусственный мех и т.д.Отходы хлопкопрядильного производства используютв химической промышленностидля получения искусственныхволокон, пластмасс, бумаги и т.д.

 

Химический состав хлопка

Хлопковое волокно состоит из целлюлозы до 95 % массы волокна. Остальную часть составляют примеси: пектиновые, белковые, минеральные вещества, жиры и воски.

Рис. 1 Хлопковое волокно различной степени зрелости

 

а) продольный вид     б) поперечный срез

Перезрелые волокна

Лен - получают из лубяной части стебля льна – долгунца. Процесс получения льняного волокна состоит из операций:

Теребление (получение соломки).

Мочка соломки (в мокром состоянии разрушается пектин –получают тресту).

Мятьё (пропускание тресты через мяльные машины).

Трепание (отделение лубяной части).

Чесание (для паралелизации волокон).  

 

Химический состав льна

льняное волокно состоит из целлюлозы до 75 % массы волокна. Остальную часть составляют примеси: лигнин, пектиновые, белковые вещества, зола, жиры и воски.

Рис. 2 Волокна льна

А) продольный вид     Б) поперечный срез

Шелк - ценнейшее текстильное сырье, получают разматыванием коконов гусениц шелкопрядов (самый ценный тутовый шелкопряд). Это самое легкое волокно, шелк отличается не только красивым внешним видом, но и обладает высокой гигроскопичностью,мягкостью, шелковистостью, малой сминяемостью и высокой прочностью.

Из натурального шелка вырабатывают платьевые, блузочные ткани, а также швейные и хирургические нитки, ленты, шнуры.

Химический состав шелка

это белковые вещества – фиброин и серицин.

Рис. 3 Волокно натурального шелка

 

А) продольный вид     Б) форма поперечного среза

Шерсть это волокно из снятого волосяного покрова овец, коз, верблюдов, кроликов и др. животных, наибольшее значение имеет овечья шерсть. Шерсть, снятую в процессе стрижки в виде цельного покрова, называют руном. Это волокно обладает уникальным свойством свойлачиваться, благодаря этому из шерсти производят фетр, суконные ткани, войлок, одеяла, валяную обувь.

Химический состав шерсти

По химическому составу шесть является белком типа кератина. Макромолекула кератина состоит из различных аминокислотных остатков. Молекула кератина имеет складчатую форму, что обуславливает высокую эластичность волокна и несминаемость.

Рис. 4 Волокно шерсти

 А) продольный вид   б) форма поперечного среза

Классификация пряжи и нитей

По волокнистому составу: однородные (из одного вида волокон) и неоднородные (из смеси различных волокон);

По виду волокон: хлопковые, льняные, шерстяные, шелковые и химические;

По способу производства: прядомые, т. е. получаемые в процессе прядения (пряжа), и непрядомые (мононити и комплексные нити);

По отделке: суровые, отбеленные, гладкокрашеные (из волокон одного цвета), меланжевые (из смеси разных по цвету или сырьевому составу волокон), мулине (из нитей разного цвета);

По структуре: простые, фасонные (с местными эффек­тами за счет изменения структуры пряжи и нити на отдель­ных участках), трощенные, текстурированные, армированные.

 

 

Практическая работа

Задание:

1. Определите вид основного волокна предложенных образцов ткани путем внешнего осмотра;

2. Проанализируйте влияние свойств волокон на потребительские характеристики ткани;

3. Дайте консультацию покупателю о свойствах и правилах эксплуатации данной ткани;

4. Расшифруйте эксплуатационные знаки маркировочного ярлыка.

 

Форма записи ответа

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 


Домашнее задание

Используя учебник Н.С. Моисеенко Товароведение непродовольственных товаров стр. 41-44, изучить химические волокна и составить сравнительную таблицу искусственных волокон по схеме:

Вискозное волокно

Химический состав

Разрывная наргузка

Гигроско-

Пичность

Строение волокна

Термостойкость

Светостойкость

Стойкость к

Кислотам

щелочам    

 

 

 

 

 

 

 

Ацетатное волокно

   

 

 

 

 

 

 

 

Медно-аммиачное волокно

   

 

 

 

 

&nbs


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.221 с.