Передвижение по стране, маршруты, треккинг,виза — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Передвижение по стране, маршруты, треккинг,виза

2021-06-24 31
Передвижение по стране, маршруты, треккинг,виза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Передвигаться по стране можно: Автостопом. Метод для Индии малопригоден из-за медленных неудобных грузовиков (они все местные – Тата или Ашока), идущих в среднем километров 20 в час. Трассы Индии переполнены телегами с буйволами, рикшами, велосипедами. Машины останавливаются часто, но всегда предупреждайте, что не можете заплатить.Автостоп хорош в Гималаях, где нет его более быстрой замены – железной дороги, дороги пустые, а автобусы ходят редко.

На поезде. Поезда – самый популярный транспорт Индии. Поезд гораздо быстрее любого автобуса. Есть разные классы вагонов в одном составе: самый дешёвый – общий вагон, или general. В general набивается сколько угоднонарода, определённого места по такому билету у Вас нет. Зато, проехав таким классом сотню раз, я никогда не видел контролёра. Это – хорошая альтернатива автостопу, бесплатная возможность проехаться недалеко. Осторожнее на участке Дели – Калькутта, это самый перенаселённый район Индии, и general может набиться так, что негде стоять! Если ехать далеко, с ночёвкой, покупайте класс не ниже sleeper. Проезд стоит примерно одну рупию за полтора километра, в билете указано место – это мягкая полка, лучше брать самую верхнюю (их три), на нижней имеют правобудут сидеть соседи с 7 утра до 9:30 вечера.В вагоне нет проводника, бельё не выдаётся, зарешёченные окна закрываются ставнями, а вместо кондиционера – вентилятор под потолком. Есть класс 3 АС, он раза в полтора дороже sleeper.В окнах есть стёкла, вагон охлаждается кондиционером, и в целом в нём чище и приличнее. 2 AC ещё раза в полтора дороже, вместо трёх полок – две, что уже больше похоже на наш плацкарт. В вагоне есть проводник, он выдаёт бельё. Есть сидячие вагоны, есть сидячие двухэтажные – double dekker. СС класс означает сидячий с кондиционером. Поезда отличаются скоростью, самые быстрые – экспрессы Shatabdiи Radjhani, они идут почти не опаздывая. Опозданиепоезда может быть до 20-ти (!) часов. Особенно на участке Дели-Калькутта. Осторожно! Не приезжайте прямо под вылет, оставляйте запас времени– минимум сутки. В остальных районах Индии поезда редко опаздывают больше чем на два часа. Если Ваш поезд опаздывает, а ехать надо срочно – сразу идите в каморку main ticket officer на вокзале, Вам поставят на билет печать и подпишут allowed. С таким билетом можно садиться на первый же поезд в нужном направлении, в вагон класса, на который был куплен билет. Только вот места у Вас не будет, будете пересаживаться на свободные полки. Билеты на поезд покупаются месяца за полтора, места очень рано раскупают. Спасает tourist quota, выделенные иностранцам 2-3 места на состав. Такой билет можно купить за несколько часов до отправления, но только на больших станциях, где есть tourist bureau (Нью Дели, Мадгаон, Бангалор, Варанаси, Агра). По квоте билеты продают по предъявлению паспорта, купить кому-то заочно нельзя. Заочно продают билеты в окошкеreservation counter на всех вокзалах, кроме самых мелких.  Бывает, места закончились, но можно купить билет в «листе ожидания» - waiting list. Если номер в очереди не большой, есть шансы, что он со временем автоматически поменяется на билет с местом. Купить билет на сайте железных дорог можно только зарегистрировавшись по индийской сим-карте.

Автобусом удобнее ехать в незапланированные недалёкие поездки. Автобусов очень много, отходят каждые десять минут в любом направлении, поэтому, если нет прямого рейса туда, куда Вам нужно – спланируйте поездку с пересадками, они редко занимаютбольше получаса. Проезд стоит рупию за километр, в пути каждую сотню километров – получасовая остановка но обед. Внутренние перелёты – самый подходящий транспорт, если у Вас меньше времени, чем денег, и нужно пересечь расстояние больше 500 километров. В Индии есть несколько лоукостовых авиакомпаний, мы в феврале 2017 летали Indigo (goindigo.com) Дели-Варанаси-Дели, заплатив по 5500 рупий, и сэкономив полутора суток времени поездки на непредсказуемом индийском поезде.

Маршруты по Индии надо планировать сообразно сезону и количеству времени в путешествии. За две-три недели Вы успеете посмотреть лишь какой-то один регион, не старайтесь объять за двухнедельный отпуск север и юг, Индия живёт не спеша, и Вам того желает.Индия давно привыкла к колоссальному присутствию иностранцев. По стране бесконечно кочуют тысячи белых людей, оседая в нескольких, самых удобных для них, и интересных местах. Там иностранец живёт как у себя дома, иногда в таких селениях большинство жителей – туристы. Таких мест немного – для лета это: Манали, Касоль, Дхармсала и Лех, Для зимы: Гоа, Гокарна, Тируваннамалаи, Хампи, Путтапарти.

Индийский треккинг отличает от непальского полное отсутствие поселений выше 2500 метров – тому виною – страх теплолюбивых шоколадных англичан (так королева Виктория называла индийцев) перед высотой и холодом. Там, где в Непале раскинулись благодатные деревни, в Индии – экстремальная высота, где можно увидеть лишь передвижные стоянки пастухов племени Гадди, или сезонные харчевни. Построить основательный гестхаус из камней и с жестяной крышей – великий подвиг, ценимый индийцами зашкаливающе дорого – если они и попадаются на высотах под 3000 м., всё равно бесполезны, денег не хватит. Поэтому, если у Вас нет палатки и желания тащить её в поход вместе с едой, практикуйтеdayhikes – однодневные походы с возвращением в ту же точку.

Для въезда в Индию требуется виза. С 2014 года можно получить визу по прибытию (ещё она называется электронная виза, или etv), стоимостью 60.5 долларов. E-visa даётся только на месяц, она однократная и продлить её нельзя. В визовом центре (в России их три – в Москве, Санкт-Петербурге и во Владивостоке) можно получить однократную визу на полгода за 3500 рублей, двукратную на 6 месяцев – за 6500 рублей. Адрес ВЦ Индии в Москве: Новый Арбат, 2. Для электронной визы перейдите на сайтhttps://indianvisaonline.gov.in/visa/, нажмите в правом верхнем углу кнопку e-visa, появится новая страница,нажмитеe-visa application. Заполните анкету на английском языке (в графу адреса, имени и телефона гаранта Индии можно вписать, например, имя любого известного гуру, и адрес и телефон его ашрама. «Место работы и телефон» проще всего указать как ИП со своим именем и свой адрес, а в графе «Должность» - self employer (работающий на себя). Делать etvнужно заранее, заполненная анкета требует трое суток для подтверждения, но чаще приходит через 24 часа. При положительном решении по визе в письме будет написано «Granted».Распечатайте подтверждение и возьмите в путешествие. Прилетев в Индию, займите очередь к специальной стойке e-visa, учтите, очередь может быть долгой.

ПОЕХАЛИ!

Прибытие в аэропорт Дели. Чаще всего российский путешественник прилетает в единственный аэропорт столицы «Indira Gandhi International», или«IGI». Внутренний аэропорт недалеко, но не соединён с IGI, в него нужно ехать на бесплатном шаттле, соединяющим оба аэропорта. Перейти с международного рейса на внутренний можно не проходя линию таможенного контроля. Получив багаж, пройдите до стойки информации.Слева есть inter-terminal passengers lounge, подождите там, пока Вас не пригласят в автобус, он поедет не по объездной дороге, а по специально выделенной дороге по лётному полю. Из Дели до внутреннего аэропорта можно доехать на метро, до станции «Аerocity». Оттуда в аэропорт также ходит шаттл, стоит рупий 60. Внутренний (domestic) аэропорт называется терминал 1.Он принимает рейсы авиакомпаний IndiGo,Jet Airways, Kingfisher Airlines, SpiceJet, Go Air. Международный – терминал 2. Не забудьте переложить из багажа в ручную кладь мобильный телефон, зарядную батарею, ноутбук и зажигалку.Итак, из обоих аэропортов можно доехать в город на:

1) Метро (60 рупий), примерно полчаса едет до станции New Delhi, открыто с 5 до 23 часов. Станция New Delhi недалеко от вокзала New Delhi. Перейдя по путепроводу на противоположную сторону вокзала (сторона метро называется Ajmeri Gate side, другая –Pahargunj side). От этой стороны начинается улица Main Bazar, где селится основная масса путешественников. Гостиницы заполнены в любое время года, поэтому, возможно, свободный номер придётся поискать. Цены начинаются от 400 рупий за терпимую комнату, неплохое впечатление оставил «Sterling Inn» (от 650 рупий), находится на параллельной Main Bazar улице, справа если идти от станции.

2) Автобус. От IGIк вокзалу New Delhi круглосуточно ходит автобус (70 рупий), интервал примерно полчаса, едет около часа.

3) Такси. Выйдя из аэропорта, найдите киоск «Pre-paid taxi counter». Скажите, куда ехать, и купите билет. Выбирайте из такси, запаркованных рядом, и садитесь, платить больше не потребуется. По правилам, одно такси берёт не более 4-х пассажиров, но можно уговорить взять и пятерых.

ДЕЛИ, ОКРЕСТНОСТИ ДЕЛИ

На Main Bazar можно купить благовония, украшения, чай, аюрведу, специи и музыкальные инструменты. Вряд ли стоит искать другие рынки - Main Bazar ориентирован на иностранцев, оптовиков и коммерсантов, и при желании можно найти очень низкие оптовые цены.

Достопримечательности столицы в основном средневековые, совсем древняя одна только железная «колонна Ашоки». Посмотрите огромный Ашкардхам–самый большой индуистский храм в мире. Доехать можно на метро до одноименной станции. Будьте готовы к долгой процедуре обысков и к сдаче в камеру хранения телефона и фотоаппарата. На станции метро «Kalkaji» - храм бахаистов (сторонников экуменизма, единства всех религий) Lotus Temple. Закрыт по понедельникам, в зимнее время работает до 17 часов. Приятная прогулка от Лотоса через парк приведёт Вас к главному храму Кришны в Дели – ISCKON Temple. В столице огромное множество сикхов – посетите их основной храмBangla Sahib.Любителям каменной скульптуры понравится Национальный Музей, самый большой музей в стране, находится на улице Джанпат. Входной билет стоит 650 рупий.

Не стоит застревать надолго в Дели: плохая экология и нездоровая атмосфера громадного грязного городане полезны. Всего в четырёх-пяти часах езды можно увидеть интересные окрестности Дели. В непосредственной близости к гигантской индустриальной конгломерации Дели ничего интересного нет, а вот в 200 километрах на юг расположен Вриндаван – Мекка кришнаитов, главный город Общества Сознания Кришны. Кришнаиты –последователи одного из ответвлений древнейшей религии Индии– Вайшнавизма. Культ Вишну возник раньше культовШивы и Кали, и всегда имел больше последователей.Вайшнавы составляют 70 процентов от общего числа индуистов, поклоняются Вишну и его аватарам – Раме и Кришне, верят в реинкарнацию, сансару и карму, делая основной упор на служение Богу (бхакти), и поклонение его изображению (мурти). Вайшнава легко отличить по вертикальному знаку на лбу в виде буквы V, бусам из растения туласии обритой головы. Вайшнавы – строгие вегетарианцы, не употребляют никаких опьяняющих веществ, и воздерживаются от грибов, лука, и чеснока.

Размещение во Вриндаване не самое дешёвое, а в главный ашрам селят только по предварительному бронированию. В городе мало старины, только один средневековый храм, из красноватого камня, остальные современные.

Ещё на 50 км.на юг от Дели находится Агра. Раскрученная Агра на деле – замусоренный неуютный миллионник. Посетить его лучше кратко, заглянув в Тадж Махал. Билет недёшев – 1000 рупий. А вот в 40 километрах от неё на юго-запад скрывается истинная сокровищница могольской архитектуры – город-призрак ФатехпурСикри, побывший короткое время столицей мусульманской Индии. Фатехпуру стоит посвятить денёк, любуясь на мощную мечеть с суфийской гробницей, и роскошную средневековую крепость. Селиться лучше в гестхаусе«SunsetView» (комнаты по 500 рупий).Гестхаус стоит на холме, вдали от шумной деревни, и смотрит на успокаивающие зелёные равнины.

СЕВЕР

Утаракханд.

Всего в 200 километрах на север от Дели есть Харидвар (в переводе – «Святые Врата» - место, где Ганга спускается с гор на равнины).Харидвар – большой паломнический центр. НагхатахХаридвара множество индийцев в любое время года купаются в бурлящей горной реке, спускаясь по каменным ступеням, и держась за железные цепи – чтобы не унесло.На набережной есть несколько храмов, всесовременные. Харидвар,куда ежедневно идут несколько поездов из Дели, лучше посетить кратко, по дороге в Ришикеш. До него 15 километров, нанять рикшу можно рупий за 250. В Ришикешея обычно селюсь в районе HighBank, что слева (если ехать из Харидвара), послеашрамаШивананды и после поворота на мост Лакшманджула. В этом районе можно выбрать комнату за 300-400 рупий в одной из нескольких недорогих и вполне уютных гостиниц. Райончик тихий, вид на горы приятный. Особенно хорошая погода здесь будет в феврале и марте, или в октябре и ноябре. Летом в Ришикеше очень жарко, лучше не мешкая отправляться рано утром на Yatra Bus stand, паломнический автовокзал, в мае оттуда, когда открываются дороги, отходят автобусы в Ганготри, Ямунотри, Бадринатх и Кедарнатх. Эти населённые пункты населены только летом, зимой сама дорога к ним закрыта и охраняется военными. Все четыре города лежат на высотах около 4000 метров, поэтому даже летом там прохладно. Сюда устремляется огромное количество паломников, оттого цены на жильё и на еду несколько выше низинных, но главная проблема – теснота и отсутствие комфорта в переполненных гестхаусах. В отношении треккинга очень хорош Ганготри, прямо за ним начинается великолепная пологая тропа в Гомукх, требующая, правда, платного разрешения. До шести утра это разрешение проверять некому, можно пройти и без него. В Гомукхе лежат вечные снега, из-под которых вытекает тонкий ручеек талой воды – это и есть источник величайшей священной реки Ганга (индийское название реки в женском роде). По дороге в Гомукх есть один аскетичный гестхаус, ночевать придётся на матрасах на полу. ИзГомукханачинается тропа в Бадринатх, по леднику, технически сложная, требующая кошек, ледорубов, связки и нескольких ночёвок в палатке на льду.В Ганготри есть современный храм Ганги, покрашенный серебристой краской.

Чтобы переезжать из одного города в другой–нужно спускаться на автобусе наглавнуюдорогу, соединяющую долины снизу.Бадринатх тоже располагает треккинговыми тропами, да местный храм весьма интересен. Ямунотри ниже всех из четырёх святынь, отсюда проистекает река Ямуна, текущая через Дели. ВКедарнатхе – самый старый храм в Гималаях на такой большой высоте, основан в IX веке гуру Шанкарой. Храм посвящён Шиве, сделан из камня.

По дороге в Бадринатх, если повернуть направо, доехав до ГовиндГхата, можно попасть на трек в Долину Цветов и священный для Сикхов Хемкунд Сахиб. В ГовиндГхате можно бесплатно переночевать вотдельной комнате в простеньких условияхгурудвары (храма сикхов), на всём пути до Хемкундапривал только один – маленькое село Гангария. В сезон паломничества Гангария переполняется паломниками-сикхами так, что и вполне приличные люди спят на земле, а цены на комнаты в гестхаусе начинаются от трёх тысяч рупий. Постарайтесь успеть подняться и спуститься за один день. Учтите, расстояние не маленькое, да и толпа народа на тропе мешает идти быстро.

ХимачалПрадеш.

Если описанные паломнические места привлекают в основном индийцев, то немного западнее, в штате ХимачалПрадеш (в переводе – «снежный штат») гораздо больше шансов встретить иностранцев. Мекка бэкпекеров в летней Индии – городок Манали, в верховьях плодородной долины Кулу, основного поставщика яблок на всю страну. Дорога от Дели до Манали занимает в среднем часов 15. Отправляться из Дели нужно с автовокзала на станции метро «Kashmiri Gate». В начале доезжаем до Чандигара, и пересаживаемся на автобус в Манди, или прямо до Манали. Можно и сразу садиться в Дели в автобус до Манали, но тогда придётся подстраиваться под расписание. Автобусы же на Чандигар отходят каждые 20 минут. Вся дорога обойдётся рупий в шестьсот. По пути в долину Кулу первое достойное внимание места – город Манди, столица штата ХимачалПрадеш. ВМанди есть несколько каменных храмов, построенных в классическом стиле «шикхара». Самые старые стоят на берегу реки и датируются XVI вв. На холме есть интересный храм Кали – Tarna temple. Ночевать в Манди неудобно. Есть приличная гостиница с номерами от 3000 рупий рядом с парком(в котором башня с часами), в самом центре города, однако все малобюджетные варианты начинаются от 300-400 рупий, грязноваты, тесноваты и шумноваты. Смотрите, чтобы окна выходили не на улицу –дорожный шум не даст уснуть. Лучше не оставаться в Манди, а, совершивбыструю экскурсию по всем храмам на рикше (будет стоить рупий триста),поехать ночевать в Манали. Перед тоннелем дорога разветвляется, направо уходит путь в Рампур и дальше в интереснейшую долину Спити, индийский «Малый Тибет».Теоретически, дорога в Спити открыта круглый год, и это единственный способ попасть в тибетские районы в холодное время года. На деле же и эта дорога часто закрывается. В Спити есть и другой, северный путь через два умопомрачительно зрелищных перевала Рохтанг и Канзум. После тоннеля, в городе Бхунтар дорога снова разветвляется, и вправо уходит путь в долину Парвати. После Джари, не доезжая до Касоля, смотрите поворот налево со шлагбаумом, где электростанция на берегу реки. Это дорога в Малану, одно из самых интересных селений Индии. Жители воспринимают всех пришлых как нечистых, поэтому никого трогать и никуда заходить тут нельзя. Есть только одна харчевня, на центральной деревенской площади, возле главного храма, в ней Вам продадут самосу (пирожок, обжареный в масле, с начинкой из картошки и горошка, как правило, островат), алюпароту(лепёшку с картошкой), и чай. Из харчевни вынесут стулья, и положат тарелку с едой на землю. На землю же надо будет положить деньги и забрать, если будет, сдачу.Маланцы не разрешают строить к себе дорогу, асфальт тянется по другой стороне ущелья, и в Малану приходится идти небольшим походиком, километра три внизи вверх. Население Маланы, конечно,постепенно перемешивается с немаланским, но в некоторых лицах видна законсервированная в горах арийская чистота, встречаются светловолосые и зеленоглазые. В Малане свой язык, свой бог Джамлу, предшественник прочих индийских Богов. Селиться в Малане лучше на самом верху деревни, есть три гестхауса, с комнатами от 200 рупий и обычным для такой высоты уровнем комфорта. Из Маланы можно пройтись в трек на перевал Чандракани (3500 м.) и оттуда спуститься в Наггар. Выходите рано утром, чтобы успеть преодолеть непростой подъём – трудная тропа резко идёт вверх, а на всём пути до Наггараможно увидеть лишь палатки кочевых пастухов, да и то – только летом. Приехать в Малану можно автостопом или на такси. Такси из Касоля в один конец обойдётся в 1400 рупий, местный профсоюз держит высокие фиксированные цены, а договориться с таксистом напрямую нельзя, нужно заказывать такси в taxibooking office, это на выезде из Касоля в сторону Маникарана.

Касоль известен в бродячей иностранной среде как место тусовки в тёплый сезон. Народ появляется в Касолеуже в середине марта. Здесь всегда много израильтян, в городе даже висят портреты хабадскогоМошиаха. Комнаты всегда сдаются в многочисленных гестхаусах, лучше отойти от дороги вверх, где спокойнее и дешевле, комнаты от 300 рупий.

Проехав около 15 километров вверх, Вы попадёте в город Маникаран, священный для шиваитов и сикхов. Священный город построен на бьющих из-под земли горячих водах, в каждом гестхаусе есть свой горячий бассейн, а главный храм, сикхская гурудвара – стоит на самом большом извержении кипятка в Маникаране, и издалека видны густые клубы пара, вырывающиеся прямо из-под строения. В гурудваре есть «горячая пещера» - небольшая комнатка, в неё ведёт крошечная дверь, а вместо пола - коричневые камни, всегда горячие. Отлежавшись на них, горный холод воспринимать гораздо легче. В гурудваре есть большой общественный горячий бассейн для купания, но лучше искупаться в частном бассейне Вашего гестхауса, особенно с утра пораньше, опередив соседей. Вода обычно спускается вечером, и за ночь набирается новая. Вгурудвареможно посетить храм, сдав обувь в камеру хранения, и одев на голову шапку или платок. Если у Вас нет платка, можно позаимствовать из корзины у входа в храм. Вечером, после восьми начинается богослужение (киртан), несколько колоритных бородачей в тюрбанах и с кинжаламибудут петь традиционные песни, аккомпанируя фисгармонией итаблами.Сикхские священники поют всегда очень здорово, очевидно, имея большой опыт и серьёзную школу исполнения киртана. В гурудваре можно также бесплатно поесть вкусной и простой вегетарианской еды. Возьмите поднос и ложку в большом баке около посудомоечных раковин, подсядьте на свободное место среди сидящих линиями людей и подождите, пока севадал (волонтёр) поднесёт рис, лепёшки или тушёные овощи. Контролируйте добавку – Вам будут подкладывать, пока не откажетесь.Справа от входа есть небольшая отдельная линия, где пьют молочный чай. Селиться в Маникаране можно или в гурудваре (бесплатно, но в самых простых условиях), или выбрать какой-нибудь гестхаус.В самом центре города уютные комнаты, обитые деревом стоят по 300 рупий. Интересный гестхаус есть на краю селения, с противоположной гурудваре стороны. Прямо от моста идут вверх ступени, поднимитесь до одного из последних строений и спросите, есть ли комнаты. Отличный вид с высоты гарантирован. Эти же ступени ведут выше, на тропу к нескольким сёлам на головокружительной высоте.Туда можно пройтись в великолепный однодневный трек.Люди в этих сёлах не испорчены туризмом, и будут сильно удивлены, а иногда и искренне рады встрече с иностранцем.

Из Маникаранаможно пойтиодним днём на альпийский луг Кхир Ганга (3050 м.), это один из самых зрелищных, и обустроенных харчевнями треков в индийских Гималаях, вполне сопоставимый с непальскими. В Кхир Ганге можно переночевать (ночлег в основном в полиэтиленовых домиках, рупий по триста, есть парочка и каменных строений). Учтите – местечко очень популярно у индийской молодёжи, а они предпочитают ночью не спать, а тусоваться под громкий транс, и выспаться вряд ли удастся. Из Кхир Ганги трек продолжает идти выше, к перевалу ПинПарвати (5319 м.), отделяющему долину Парвати от долины Пин (Спити, Малый Тибет). После Кхир Ганги селений не будет до деревни Муд в Спити, а это несколько дней ходьбы со своей палаткой и продуктами. Заброска на трек возможна на автобусе из Маникарана, ходит каждые полчаса до 17:00. Ехать надодо деревни Барсиани. Или на такси – 600 рупий в одну сторону, цена фиксирована профсоюзом таксистов в Барсиани. После Барсианинадо спуститься к мостику, что рядом со строящейся плотиной, а потом уже набирать высоту. Примерно на половине пути будет последнее обитаемое село Нактан. Там удобно перекусить в кафе и купить что-нибудь в магазине, несмотря на отсутствие автодороги продаются даже бананы, поднятые в Нактан на спинах мулов.

Если же по дороге из Манди не сворачивать в долину Кулу, вы приедете в лучший город индийских Гималаев, Манали. Город назван по имени Ману Риши, а на самом верху Старого Манали стоит храм, посвящённый этому самомуМану. Новое, или основное Манали вытянуто вдоль главной площади, начинающейся прямо у автостанции. Здесьесть множество гостиниц, но все они от большой нагрузки грязноваты и потрёпаны, да и дороговаты – дешевле 400 рупий сложно найти комнату. Самая приличная гостиница, виденная нами в Манали это «Picadilly», на южном выезде из Манали. Двойной номер с завтраком стоит под 4000 рупий.В Новом Манали интересно побывать в тибетской гомпе на южной окраине города. Недалеко от овощных лавок есть парочка простеньких тибетских народных харчевен, где готовят вкусные мясные манты – момо, мясной суп с лапшойи овощами – тукпу, и жареную с овощами и мясом лапшу – чоумин.Большая порция обойдётся всего рупий в семьдесят.

Чтобы утроиться поудобнее, отправляйтесь в Новое Манали, где селятся в основном иностранцы. Пройти туда можно через красивый парк с гигантскими разлапистыми соснами, вход стоит 20 рупий. Подниматься в Новое Манали лучше на самый верх, там безлюднее, а гестхаусы свободнее и дешевле.За 300 рупий можно найти очень просторную и чистую комнату с душем и туалетом внутри. Главная достопримечательность Манали, деревянный храм демоницыХадимбы, спрятан в лесунад городом. Не доходя до моста, ведущего в Новое Манали, поверните налево и идите вверх по ступеням. В храм разрешено входить иностранцам, не забудьте снять обувь. Можно оставить немного денег на алтаре, священник даст Вам просад – предложенную божеству пищу. Её можно сразусъесть.

Недалеко от Манали, километрах в семи, на противоположной стороне долины – деревня Васишт. Поездка из Нового Маналина рикше туда и обратно будет стоить рупий двести, водитель может подождать, пока Вы побываете в храме или пройдётесь к водопаду. В храме Васиштаесть горячие бассейны, отдельные для мужчин и для женщин. Вода чистая, я много раз окунался, ничем не заболел.В Васиште можно прогуляться через лес до водопада –минут 20 в одну сторону. Пройдите через деревню в противоположную от въезда сторону, и легко найдёте тропу на water fall. В Васиштетоже приятно остановиться, условиями и ценами жилья он похож на Старое Манали.

Если спуститься обратно в Манди, и ехать на запад, попадёте в ещё одно примечательное место Химачала, туристическую резервацию Дхармсала (или просто –Дхаса). Сюда бежал в пятидесятых годах Далай-Лама и его окружение, а правительство Индии в пику китайцам дало ему официальное прибежище. Посёлок охраняется огромной военной частью. Все автобусы приезжают в город Маклеодгандж, отсюда в Дхармсалу надо ехать наверх, километров 12. Есть автобус.Лучше жить не в людной Дхасе, рядом с резиденцией Далай-Ламы, а подняться ещё километра на три выше, в Дхармкот. Тут,в основной массе,и селятся иностранцы. Цена аренды комнаты начинается от 150 рупий. В Дхармсале интересно побывать в тибетских храмах-гомпах резиденции Далай-Ламы. Есть при ней и небольшой душераздирающий музей, посвящённый страданиям тибетцев в изгнании.

Из Дхармкота идёт трек на перевал Индрахар (4520 м.)на горной цепиДхаулагири, скальной стеной поднимающейся над долиной Кангра,расстояние от Дхармкота 26 километров, разница высот – 2420 метров. Сначала тропа идёт на Триунд(2850 м.), 11 километров расстояния и 950 метров высоты. Ещё примерно два часа (8 км.) идти до пещеры Лахеш (3600 м.) Задрав голову, отсюда можно увидеть вершину хребта далеко в облаках, в одном месте между острых вершин была дырка – проход Индрахар, до него остаётся 6 километров расстояния и 650 м. высоты.
Дхаулагири опасно туманна во второй половине дня, ик полудню Вы можетеоказаться в сплошном густом облаке. Тропа очень круто идёт вверх, восхождение представляет собой бесконечные прыжки с камня на камень. Направление местами отмечено пирамидками из камней, местами – стрелками, нанесёнными бордовой краской на камнях. Без этих ориентиров легко сбиться с пути в тумане, и навсегда затеряться в этих бесчисленных мрачных ущельях. С перевала видна следующая долина,Чамба, совсем непохожая на долину Кангра, из которой Вы пришли. В Чамбе суше, холоднее и яснее – облака с индийских равнин застревают в вершинах Дхаулагири, и на другой стороне может сиять солнце. На перевале установлены металлические трезубцы, символ Шивы, и памятные таблички вроде: «Досточтимой памяти Сурьи из Раджастана, пропавшего в 1986 году где-то в этих местах» (так и написано – somewhereinthisarea).

От Маналина север идёт трасса в высокогорные области – Ладакх и Спити. Дорога открыта с мая по октябрь, потом её засыпает снегом, и огромные территории с буддийским населением отрезаются на полгода от остальной Индии. Если погода ясная, и дождей не было давно, путешествие на перевал Рохтанг Ла, первый после Манали, будет восхитительно.Перевал Рохтанг Ла (3980 м.) на горной цепи Пир Панджал– один из наиболее трудных для преодоления из-за обилия муссоных ливней, размывающих дорогу летом,и заваливающих её снегом зимой. Название переводится с тибетского как "Куча трупов" из-за множества погибавших на нём в плохую погоду теплолюбивых индийцев. Похоже на перевод названия Афганского Гиндукуша - "Убийца индусов", названный так афганскими завоевателями, наблюдавшими массовую гибель от холода индийских рабов, перегоняемых в Среднюю Азию. По этой дороге ходят обычные автобусы, цена билета такая же,как и везде в Индии. Из Манали можно поехать в Лех (на середине пути автобус остановится на ночёвку) или в Казу – главный город Спити.Дорога, спустившись на другую сторону перевала, разветвляется – вправо уходит трасса на перевал Канзум Ла (4551 м.), и далее в Спити, влево идёт долгая дорога через пару высоких подъёмов в просторные территории Ладакха.

Ладакх.

Ладакх оказался в Индии благодаря завоеваниям Англичан, и исторически к Индии отношения, очевидно, не имел. Население похоже на тибетцев, и говорит на тибетском диалекте Ладакхи. После завоевания Тибета китайцами, Ладакхсохранился более тибетским, чем сам Тибет.

Столица Ладакха, Лех - типичный тибетский город на высоте 3500 м. Летом здесь скапливается много иностранцев, в той части города, что ближе к японской ступе, нетрудно найти недорогой уютный гестхаус с не по-индийски просторными комнатами с большими окнами. В Лехе интересная крепость, чем-то она напоминает серую советскую многоэтажку. По окрестным долинам можно путешествовать, получив разрешение (пермит), делается в агентстве за один день, стоит рупий 700. В пермитеот руки прописаны долины, разрешённые к посещению. Долина Дха на западе Ладакханаселена арийским рыжеволосым народом, похожим на пакистанских Балтов или афганских Нуристанцев. Самый интересный монастырь в Ладакхе – Ламаюру, по пути в Кашмир. Под монастырём есть и недорогой простенький гестхаус.В Алчи – исторические гомпы-музеи с платным входом исо средневековыми фресками в уникальном ладакхском стиле. Долину Нубра отделяет от Леха самый высокий автоперевал в мире – Кхардунг Ла (5602 метра). Пошарпанный индийский автобус с крестьянами и их поклажей поднимет Вас часика за полтора на высоту самой высокой горы Европы – Эльбруса. Водитель ненадолго заглушит мотор, хмурые мужики выйдут перекурить, и вскоре автобус опять тронется, на спуск к песчаным дюнам тёплой долиныНубра, очень похожим на Египетские, если бы не синие вершины высочайших Гималайских пиков.

Ещё одно достойное направление путешествия по Ладакху – высокогорное озеро Пангонг-Тсо. Путь к нему тоже лежит через высокий пятитысячный перевал, а деревня на берегу озера, где Вам предстоит ночевать стоит на высоте 4350 м.Даже в самые тёплые дни лета тут может пойти лёгкий снежок.Выбор гестхаусов сводится к одному-двум, условия самые простые,а цена комнаты – стандартные 300-400 рупий в день.Во все вышеописанные места легко можно добраться автостопом.

С запада Ладакх отделяет от Кашмира перевал Зоджи Ла –3528 м. Дорога очень узкая, поэтому перевал проезжается трудно и долго, дорога полочкой лепится к отвесным скалам, чем и страшновата. Путь от Леха в Шринагар не укладывается в световой день, можно прервать его в городишке Каргил на середине пути. Условия ночлега здесь самые аскетичные.

Кашмир.

Кашмир визуально совсем не похож на Ладакх, да и от обычной Гималайской Индии тоже отличается.Население больше похоже на пакистанцев, ислам в Кашмире не поддельный индийский, а убедительный, почти как в Пакистане или Иране.Кашмир чем-то неуловимо похож и на Иран. В домах и общественных местах встречаются портреты имама Хомейни, символ "Аллах" как на иранском флаге, и даже такие названия как, например, гостиница "Тегеран". Люди проявляютискреннее дружелюбие, показывают город, приглашают в дома на чай, и можно забыть, что Вы в Индии. А она и не ощущается ни в чём, кроме вездесущих индийских военных и состоятельных туристов из Дели и Чандигара, приехавших с шиком потратить деньги и пожить в плавающих домах.
Здесь хочется остаться дольше, но Кашмир, полностью принадлежащий исламской цивилизации, выпадает из общего мотива поездки по Индии. Скорее он мог стать частью путешествия (с соответствующим умонастроением) по таким странам как Иран, Пакистан и Афганистан. Кашмирцы пожёстче индийцев, особенно невыгодно отличается от индийского их навязчивое поведение по отношениюк женщинам. До войны Кашмир был самым посещаемым иностранцами районом Индии – благодаря прохладному, похожему на европейский, климату, и похожей на европейскую природе. Даже и жилища кашмирцев, мощные двухэтажные дома с двускатной крышей напоминают европейские. В столице Кашмира, Шринагаре, принято останавливаться в плавучих домах. Большая часть города живёт на озере Дал в деревянных многокомнатных домиках-лодках. Такие домики не стоят дёшево, выгоднее их сниматьцеликом, большой компанией.Добираться в город и обратно каждый раз придётся за плату, на маленькой лодке.В неплавучей части Шринагара есть деревянные мечети и гробницы святых, похожие на теремки из русской сказки.В эллинистический период Кашмир подвергся заметному влиянию греков, поэтому древние каменные храмы сильно напоминают древнегреческие. Самый известный и впечатляющий – храм солнца в Мартанде, это по пути на юг, в индуистскую область Джамму.

Кашмир свят для шиваитов, потому как там находится Амарнатх – пещера с сорокаметровыми сводами и самопроявленнымлингамом (фаллический символ, почитаемый шиваитами как одна из форм самого Шивы). Каждое лето, примерно в начале июня открывается ятра (паломничество) к Амарнатху. Тысячи индуистов устремляются в Кашмир, где с помощью военных устраивается огромный бесплатный лагерь с бесплатной едой и молочным чаем. Правительство старается закрепить в сознании индийского народа Кашмир как исконно индийскую область, поэтому в Амарнатх-ятру вливаются огромные деньги. Можно ходить от кухни к кухне, выбирая блюда по вкусу. Льётся рекой бесплатный чай со сладостями, которые в другое время в голову не пришло бы и попробовать из-за их дороговизны. Усиленно создаётся атмосфера безумного веселья, огромные динамики оглушают трансухой спонтанные парти. За годы войны пакистанских и кашмирских боевиков с индийской армией, наиболее вероятной целью атаки стали религиозные индуистские сборища, поэтому количество военных на подходах к Амарнатху ошеломляюще. Армейские заграждения и ряды колючей проволоки оставляют людям коридор для хождения вперёд и назад, но ни шага в стороны. Чтобы зайти в этот коридор, паломник подвергался многократному обыску с рентгеном. Надо всем этим тревожно кружат военные вертолёты. Временами кому-то кажется, что на горах боевики, волна паники пробегала по толпе, бросавшейся врассыпную, как испуганная отара овец. Страх витает над ятрой в Амарнатх, но, не взирая на опасность, люди идут на неё огромными массами. В Амарнатх можно идти с юга, из Пахалгама – эта дорога длиннее, но не так крута, как со стороны Балтала–с севера. С обоих входов разбиваются лагеря.

Немного южнееКашмира, в области Джамму есть деревня Ченнани, где живёт Итлай-Натх -итальянский гуру, и он обязательно устроит Вас в свой ашрам.Улыбчивый мужик лет пятидесяти, с рыжими усами, одет как саддху. В центре обоих его ушей красуются большие, как бублики, кольца из авантюрита. Его манера говорить, тембр голоса и поведение совершенно индийские, лишь голубые глаза и рыжие волосы выдают иностранца. Посреди небольшого двора его ашрама –  колодец, по периметру – несколько храмиков. Из них неподвижным взглядом смотрят странные статуи, сделанные, разумеется, гениальным итальянцем. Это Шива и йоги семьи Натхов. В комнате гуру – алтарь, заставленный латунными чашами, подаренными прихожанами, несмолкающий телевизор и матрас.
В 14 лет, убежав из дома, итальянский мальчик добрался с бродячим цирком до Индии. Странствуя, он нашёл гуру – йога из шиваитской семьи Натхов. Тот посвятил его в парампару, для чего мальчик просидел в тёмной пещере 40 дней. Выйдя из ритрита, ему продырявили уши, и назвалиИтлай-Натх («итальянский натх»). С тех пор он странствовал с бродячими саддху десятки лет, ходил даже на тибетский Кайлаш "нелегальными" тропами, известными лишь н


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.