Дни памяти: Собор Новомучеников и исповедников Российских, 28 мая / 10 июня. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Дни памяти: Собор Новомучеников и исповедников Российских, 28 мая / 10 июня.

2021-06-24 26
Дни памяти: Собор Новомучеников и исповедников Российских, 28 мая / 10 июня. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Преподобномученица Гермогена родилась 4 / 17 декабря 1870 г. в селе Мокрый Мичкасс Нижне-Ломовского уезда Пензенской губернии в семье крестьянина Капитона Кадомцева и в крещении была наречена Варварой. В 1885 г. она поступила в Нижне-Ломовский Успенский монастырь[198], находившийся в городе Нижнем Ломове. Монастырь возник в середине ХIХ столетия; сначала на этом месте была богадельня, затем монашеская община,

а с 1880 года — общежительный монастырь, средства для благоустройства которого были даны местным купцом Волковым. Здесь Варвара была пострижена в мантию с именем Гермогена и подвизалась до закрытия монастыря во время безбожных гонений в начале 1920-х годов. После закрытия обители она поселилась в городе и долгое время зарабатывала на жизнь стиркой белья, мытьем полов и другими домашними работами, а затем переехала жить в родное село.

В 1930 г. монахиня Гермогена уехала в Москву и поступила в прислуги; с 1931 г. она стала работать уборщицей в храме Спаса Преображения в селе Богородском в Москве, где она и подвизалась до самых жестоких гонений на Русскую Православную Церковь в 1937 г.

Монахиня Гермогена была арестована 5 октября 1937 г. и заключена в Бутырскую тюрьму. Во время обыска у нее были изъяты книга протоиерея Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», параман[199], две скуфьи, постригальный крест, двое четок, пятьдесят один металлический и четыре деревянных крестиков и деревянный складень. Все эти предметы, «как не представляющие ценности для следствия», 14 октября были уничтожены сотрудниками НКВД.

- У вас на обыске были изъяты медные крестики. Для чего вы их накупили? — спросил ее следователь.

- Медные крестики я купила, чтобы съездить на родину в деревню и выменять их на продукты.

- Какие вы вели беседы со священнослужителями Преображенской церкви и с верующими?

- Беседы я вела на церковные темы. О крестинах, о похоронах, о причастии, о соборовании.

- Следствие располагает данными, что вы среди окружающих ведете антисоветскую агитацию и распространяете контрреволюционные провокационные слухи. Это вы подтверждаете?

- Я только говорила о голоде в СССР, что в деревнях голодают единоличники и колхозники и советская власть не оказывает им помощи.

Допрошенные следователями свидетели показали, что монахиня Гермогена говорила, что при царизме жить было лучше, чем при советской власти, что советская власть неправильно раскулачила ее братьев, она устраивает гонение на Церковь, храмы закрываются, священников арестовывают и отправляют в ссылку, кроме того она распространяла контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся в СССР голоде.

В том же месяце следствие было закончено и в обвинительном заключении следователь написал, что следствие было начато на основании поступивших в НКВД сведений, что «группа антисоветски настроенного монашества в лице Кадомцевой и других, будучи враждебно настроена по отношению к советской власти, среди окружающих проводит систематическую антисоветскую агитацию, распространяет различные контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся в СССР гонении на религию и духовенство и скорой гибели советской власти…».

11 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила монахиню Гермогену к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Монахиня Гермогена (Кадомцева) скончалась в Онеглаге 10 июня 1942 г. и была погребена в безвестной могиле. Прославлена в лике святых решением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Память преподобномученицы Гермогены совершается 28 мая (10 июня).

Составитель
игумен Дамаскин (Орловский)

Источники:

ГАРФ. Ф. 10035, д. П-18620

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где бдение совершал о.Димитрий Осипов при пении обоих хоров собора. На сей раз, в отличие от прошлого года, паремии праздника не читались. Вопреки написаному на епархиальном сайте, бдение было без литии, то есть, почти как обычно (разве только к воскресным песнопениям

были прибавлены песнопениям праздника Всем русским святым).

Выход на полиелей

Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[200] пело духовенство в алтаре.

Чин полиелея возглавил правящий архиерей – епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност в сослужении о.Антония Новицкого, о.Димитрия Осипова, а также о.Александра Корниенко (как было написано на епархиальном сайте). На полиелее было пропето величание всем русским святым.

Евангелие (от Марка): 1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

9Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.

10Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; 11но они, услышав, что Он жив и она видела Его,- не поверили.

12После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.

13И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.

14Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.

15И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

16Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

17Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

19И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

20А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

Начинается помазание освященным елеем, которое проводил сам правящий архиерей. Канон читали о.Антоний Новицкий и о.Александр Корниенко. Читались два тропаря воскресного канона, а также по одному тропарю канона Божией Матери и всем русским святым. Стихиры в конце утрени были сокращены до всего четырех.

Начиная с Великого славословия и до конца бдения службу возглавлял также правящий архиерей, который в начале пения Великого славословия благословлял народ на три стороны.

После произнесения отпуста бдения Владыка говорил на тему праздника Собора всех русских святых. В первую Неделю Петрова поста, во второе воскресенье после Пятидесятницы, мы почитаем всех святых русских. В прошлое воскресение мы чтили, вообще, всех святых. Символично, что эти два праздники совершаются после Пятидесятницы, когда мы вспоминали Сошествие Святаго Духа на апостолов. Так заведено в Церкви, так как святые – это неизбежное следствие Сошествия Святаго Духа и Его действия в Церкви. После Крестных страданий и Воскресения Христова, а также Его Вознесения на небеса Господь ниспослал Духа Своего, создав Церковь, в которой Дух сей действовал и действует даже доныне. Так как народ иудейский отверг слово о спасении, которое предназначалось, в первую очередь, ему, то дальнейшую проповедь апостолы адресовали всем, кто захочет их слушать, разойдясь по всем концам земли. В числе услышавших Слово Божие народов был и русский народ. Наш народ и наша страна – одна из самых молодых, если судить по времени, прошедшему со времени просвещения наших предков светом веры Христовой. Еще совсем недавно – в 1988 году мы праздновали тысячелетие Крещения Руси. Крестился наш народ, по историческим меркам недавно – в 988 году. Но прошло совсем немного времени, а народ наш дал Церкви множество святых. До крещения народ русский был темным, лежащим во мраке язычества, но вот, святой равноапостольный князь Владимир принимает крещение, позаботившись, чтобы и народ его услышал Слово о Христе. И вот, народ наш воспринял Слово Божие, прилепившись ко Христу, дав Церкви многих подвижников. Спустя совсем небольшое время на Руси просияли преподобные Антоний и Феодосий Печерские, основавшие великую Киево-Печерскую Лавру. Эта обитель стала одной из первых на Руси. Отсюда монахи расходились по всей Руси, уходя все дальше на север. Русь тогда еще не полностью просветилась светом веры, и именно монастыри подчас становились центром христианского просвещения. Здесь вспоминается ситуация, когда некто из преподобных проповедовал в тогда еще языческом Новгороде, откуда его выгнали язычники, так как к нему начали тянуться дети. Но он ушел совсем недалеко, куда люди легко могли добраться до него. Он угощал приходящих к нему детей коливом (вареная пшеница, которая у нас сегодня на практике заменяется рисом), проповедуя о Христе. Люди продолжали тянуться к нему и так весь город был просвещен светом веры (такой эпизод был в житии святителя Леонтия, епископа Ростовского, который так просвещал жителей нынешнего Ростова Великого, и в конце концов, был убит язычниками – прим. моё). Тогда же просиял святитель Иларион Киевский, поднявший на себя апостольский подвиг просвещения светом веры своих соотечественников. Святость стала идеалом русского человека, отчего и говорят «Святая Русь». Но это не значит, что народ наш не согрешал. Нет, согрешал человек везде и всегда. Множество злых дел совершали руксские люди. Но именно святость стала идеалом. Итак, народ наш дал Богу многих святых. Особенно удивительно русское монашество. Взять, хотя бы, XIV век. Именно тогда родился и жил преподобный Сергий Радонежский. Но именно в то время на Руси процвело множество подвижников. Время это было страшным – монголо-татарское ио, распри князей, когда на руси не было единого центра. Но именно тогда преподобный Сергий ушел в лес, взыскуя Бога. И к нему пошел народ. Многие решили последовать его примеру, став его учениками, и многие, в свою очередь, основали новые обители. Так, преподобный Сергий принес новую славу русскому монашеству. Его слово слушали князья и бояре. Он подчас ездил по русским землям, увещевая и обличая князей, призывая их к примирению. Зачастую, по благословению святителя Алексия, он призывал закрывать храмы, прекращать службы, пока князья не прекратят распри, пока они не признают главенство московского князя. Московское же княжество тогда было самым незавидным, небольшим, а потому Тверские, Владимирские и прочие князья недоумевали – почему они должны покоряться какому-то московскому князю. Но это дало плоды и это собирание князей воедино позволило князю Димитрию Донскому собрать войско, чтобы противостоять татарам и лице полчища Мамая. Сам преподобный Сергий благословил его на эту битву и даже дал двух монахов Александра и Андрея, в миру Пересвета и Ослябю, коих предварительно постриг в схиму. И как писал историк Ключевский, на битву эту шли разрозненные ополчения разных княжеств, а с битвы ушло войско единого русского народа. И удивительна эта победа, ведь русский человек становился воином лишь по необходимости, когда на землю нашу приходил враг. В обычной же жизни он был мирным тружеником, хлебопашцем. Татары же были профессиональными воинами, которые всю жизни оттачивали свое воинское мастерство. И они наводили ужас на всех соседей – на Азию и Европу. И помощь Божия, молитва преподобного Сергия позволила победить грозного врага. А были еще многие другие. Был преподобный Серафим Саровский, просиявший в годы, когда многим казалось, что наука вот-вот найдет ответы на все вопросы жизни. Но именно тогда он явился, как свет, ведущий к Богу многих, вразумляя тех, кто тогда начинал отпадать от веры. Просияла своими старцами Оптина пустынь, ставшая центром русского монашества. Но были и многие другие. Была даже такая поговорка: «Если ты упрям, то иди на Валаам, если ты суров, то иди в Саров…». Прославилась земля Русская своими святителями, кои с самых первых дней просвещали людей светом веры. Первым из них был святитель Михаил Киевский, грек. Да, и большинство первых святителей русских были греками, вплоть до того, когда Русская Церковь обрела автокефалию. Первым был святой Иона. Официально же была признана автокефалии эта, когда митрополит Иов был возведен в сан патриарха. Это было трудное время, когда Византия давно пала под натиском турок. Император же византийский был не просто правителем последнего остатка древней Римской империи, но имел статус защитника веры православной во всем мире. И когда Византия пала, защитником веры православной стал русский царь, коим стал Иван Грозный. И позднее, по инициативе царя Федора Иоанновича, митрополит Московский стал патриархом. Именно труд святителей дал возможность просветить народ России светом веры. Итак, святость стала идеалом русского человека. Это, как уже было сказано, не значит, что наши люди были все святые. Нет! Люди всегда согрешали. Но в сравнении со светлой памятью святых эти беззакония меркнут. Идеал святости был основой мировоззрения русского человека. Но когда этот идеал затухал, то в стране начинались нестроения. Типичный пример – ситуация 1610 – 1612 года, когда люди прельстились эфемерными идеалами, поверив иноземцам. Началом были два Лжедмитрия. А потом бояре призвали польского королевича Владислава. И когда ему присягнули все, то лишь один человек отказался это делать – Святейший патриарх Ермоген. Он понимал, что одобрением кандидатуры Владислава он дас добро на дальнейшую польско-католическую экспансию. А потому он стоял насмерть, не давая добро. И даже когда бояре свергли царя, а потом поляки оказались в Москве, то патриарх не сдался и был замучен. Еще один раз это произошло в XX веке, и это привело к революции и кровавым гонениям, когда за один факт веры людей арестовывали, сажали в тюрьмы, а то и уничтожали. Была, например, такая разновидность мучения, когда людей набивали в клетку, так, чтобы нельзя было и вздохнуть, а потом туда пускали голодных крыс, которые просто объедали людей заживо, после чего подчас выносили оттуда трупы. Многим казалось, что вера Христова в результате страшных гонений исчезнет. Однако среди русского народа нашлось множество людей, которые предпочли умереть, нежели отступить от Бога. Множество монахов, священников и мирян приняли смерть, но не отступили от веры. Далее Владыка вспоминал о том, как он, будучи послушником Свято-Троице-Сергиевой Лавры, участвовал в подготовке трапезного храма Лавры к проведению Поместного Собора 1988 года. Это был год тысячелетия Крещения Руси, год, когда начались разительные перемены в отношениях Церкви и государства. Тогда в Большом театре был организован концерт, в котором участвовали хоры духовных академий. Сегодня для нас в этом нет ничего необычного, дескать, поют и поют. Но тогда это было настоящей сенсацией. Те, кто помнил времена гонений, были удивлены, если не шокированы. Те, кто помнят времена гонений, понимают каково было удивление всех людей. Они помнят времена, когда храмы закрывали и разрушали. Это было страшное зрелище. У многих с этими храмами были воспоминания обо всей своей жизни. Они крестились, венчались в этих храмах. И они теперь разрушались. Потому очень хорошо, что сегодня храмы строятся. Сегодня ежегодно строится 5000 храмов. И в нашем благочинии строится или готовится к строительству уже 14 храмов. Сейчас решается вопрос о строительстве храма на территории овощной базы в районе Цемдолины. Это очень хорошо, и мы должны благодарить Бога за то, что сегодня настало столь благословенное время. Поистине, это чудесное время, если вспоминать о временах, когда храмы рушились. А храмы строятся, так как священник должен быть доступен, а не так как это было еще недавно, когда человек даже не мог как следует, побеседовать с ним, например, на исповеди, а едва позволив человеку сказать пару слов, отпускал. И потому мы строим 14 храмов, а надо строить еще, как минимум, столько же. И потому мы должны радоваться наступлению столь благословенных времен. Итак, праздник русских святых. Вспоминая их, мы молимся им, дабы Господь наставил на путь спасения и нас, научил и нас идти по пути спасения….

Окончив эти слова, он, под пение многолетия ушел в алтарь….

После чтения 1 часа о.Димитрий напомнил всем расписание служб в воскресный день. Об архиерейском служении в сам день ничего сказано не было.

Литургия.

В сам день я был на литургии также в Свято-Успенском соборе (хоть у меня было подозрения, что в сам день правящий архиерей будет служить в храме Новомучеников, но ехатьтуда не хотелось, так как в написании статей о дне праздника я хронически отставал, а получать еще дополнительно большую работу не хотелось) на поздней литургии. Литургию совершали о.Димитрий Осипов и о.Александр Корниенко (который, впрочем, большую часть службы проводил исповедь) при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то́ же.

2А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. 3Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то́ же?

4Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

5Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6Который воздаст каждому по делам его: 7тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,- жизнь вечную; 8а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,- ярость и гнев.

9Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!

10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!

11 Ибо нет лицеприятия у Бога.

12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся 13(потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, 14ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 15они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) 16в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

17Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, 18и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, 19и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, 20наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: 21как же ты, уча другого, не учишь себя самого?

22Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?

23Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?

24Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.

25Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.

26Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?

27И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?

28Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; 29но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Апостол пишет христианам из Рима, но обращается больше к иудеям. Он в очередной раз говорит о том, что Закон Моисеев не спасает, ибо иначе и смысла не было Христу приходить. Но акцент здесь делается на другом. Знающий волю Божию и Писание, призванный в число верных Божиих будет судим по тому, как он исполнял то, что прочитал в Писании. Здесь разумеется, речь идет об иудеях и язычниках, а именно о том, что Бог призывает всех, не делая акцент на том, обрезан ли он по плоти или нет. Если человек, не будучи обрезан, угождает Богу, живя по тому закону любви, который дал человеку Бог, благотворя ближним, словом, живя, как знающий Бога, то не будет ли он пред судом Божиим выше, чем обрезанный, знающий Писание (которого недавно обращенный из язычников может вовсе не знать), но живущий, лишь формально исполняя внешние правила Закона Моисеева, а фактически игнорируя духовную жизнь, во всем потакая греховным влечениям. Иудеи к тому времени окончательно превратились в главных гонителей христиан, а апостолы обращались уже преимущественно к язычникам, в лице которых чаще находили благодарных слушателей, многие из которых обращались к Богу. Потому слова апостола совершенно не удивительны. Уже вышло постановление Собора апостолов, отменившего обязательность исполнения ветхозаветных обрядов для христиан из язычников. Уже совсем скоро появятся апостольские правила, которые и вовсе будут грозить анафемой человеку, исполняющему ветхозаветные обряды. Таким образом, смысл этих обрядов с приходом Христа исчез. Так что распространять эти слова на нынешний день не совсем верно. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство небесное» - так говорит сам Господь. Впрочем, здесь важно не прохождение Таинства, а принятие его всей душой. Многие мученики, принявшие смерть за Христа, не успели принять крещения, но чтутся нами в лике святых и им мы, христиане, крестившиеся во имя Отца и Сына и святаго Духа, молимся и просим их помощи. А многие, увы, крестятся лишь по традиции, потому что так заведено, а еще – «чтобы были здоровы» или потому что так сказала «бабка», к которой люди пришли, дабы потом они пришли к ней, ведьме, чтобы участвовать в каком-нибудь демоническом обряде. Но назвавшийся верным и своими греховными делами дикредитирующий веру свою (а так происходит практически всегда, так как люди по нам судят о вере нашей) будет судим и наказание его будет суровее, чем беззаконно живущего человека, который не знал Бога. «Человек, который знал волю господина своего и не делал, бит будет много, а человек, который не знал, и сделал достойное наказания – бит будет меньше. И кому больше дано – с того больше спросится …» - Так говорит сам Господь. Таким образом, призванным верным уготованы великие блага, но на них лежит великая ответственность, поскольку они должны быть светом для окружающих, а потому и осуждены они будут суровее, так как назвавшись верными, они фактически были неверны. Но да не будем такими мы!

Евангелие (от Матфея): 12Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

24И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

Призвание Петра и Андрея, а также Иакова и Иоанна на апостольское служение. Толкователи обычно уточняют, что это было несколько позднее, нежели произошел эпизод, описанный в Евангелии от Иоанна, когда Иоанн и Андрей, увидев ТОГО, на кого Иоанн Предтеча указывает, говоря «Вот Агнец Божий», последовали за Ним и даже пробыли у Него весь оставшийся день. Считается, что некоторое время после этого они продолжали, как прежде, рыбачить, и лишь потом Господь призвал их на служение и они, оставив все, последовали за Ним. В сущности, такое рядовое чтение в Неделю русских святых совсе не случайно, так как святые – это люди, которые, как апостолы, последовали зову Христову, и пребывали на этом пути спасения до конца, а потому получили воздаяние, наследовав обетованное Царство, а ныне, по любви своей, желают помочь и нам идти по этому пути. Каждый, кто назвался верным, тоже призывается отвергнуть свой прежний греховный образ жизни, последовать за Христом. «Многие, услышав слова Христа, оставляли все: дома, семьи, и следовали за Христом. Но мы и этого от тебя не требуем. Оставь только злые привычки, и ты можешь, оставаясь дома, со своими, удобно спастись». – Так говорит святитель Иоанн Златоуст. Спастись можно и в миру, и в монастыре, но и погибнуть можно и там, и там. Потому мы призываемся не бежать туда или сюда, но к следованию Евангелию не на словах, но на деле.

И чтения праздника Всех Святых. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

2В ней свидетельствованы древние.

3Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

4Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

5Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

6А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

7Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

8Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

9Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

11Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.

12И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

13Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 14ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

15И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

17Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

24Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

27Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

28Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

29Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.

30Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

31Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

32И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Глава 12.

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

3Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.

4Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, 5и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.

6Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

7Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

8Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

9Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

10Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

11Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

12Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени 13и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.

Апостол рассуждает о вере, увещевая не унывать, напоминая о бесчисленных подвижниках Ветхого Завета, которые, подвизаясь и подчас страдая, не получали обетованное, не получали воздаяние, по смерти (подчас мученической) шли в ад и лишь во Христе они обрели обетованное Царство. Ныне же Царство это даровано нам! И ныне ли унывать, когда воздаяние дано будет не спустя века, но уже по смерти, хоть оно и будет только предварительным? Ныне же, потерпев скорби на земле, подобает трудиться, дабы обрести вход в Царство, которое будет утешение за все скорби века сего. Потому, написав это увещание, апостол пишет «вы еще не до крови сражались против греха…». В самом деле, многие наши скорби не стоят и сотой доли тех страданий, которые ради нас и нашего спасения претерпел сам Господь. Разумеется, не стоят они и тех страданий, которые претерпевали люди. которым апостол адресовал это послания, ведь их соплеменники, не познавшие Христа, были настроены против христиан очень агрессивно, не гнушаясь насилием. Потому христиане из иудеев постоянно подвергались смертельной опасности. Потому они нуждались в таком укреплении. Нуждаемся в нем и мы, так как в нашем случае это куда легче, поскольку мы не терпим таких страданий, как они.

Евангелие (от Матфея): 12Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

18Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

22И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

23И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

24И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Глава 5.

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердце<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.