Ранние влияния на личность Льва Ошанина — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Ранние влияния на личность Льва Ошанина

2021-06-24 36
Ранние влияния на личность Льва Ошанина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детство и школа

Родился Лев Иванович в дворянской семье,интеллигентной и музыкальной.

Потомок старинного дворянского рода, основанного в XVI столетии Данилой Ошаней: Данило Ильич Грязный по прозвищу Ошаня жил в конце XV в.; в 1485к нему перешли от отца права в селе Никольском. Фамилия Ошанин образована от русского прозвища Ошаня, связанного с глаголом ошануть – «едва дотрагиваться, слегка прикоснуться» (Даль, том.2, с.806).

«Все они, эти Ошанины, были по музыке тронутые»: как вспоминала о них их соседка по Рыбинску Марфа Петровна Калдырина. «В музыке я жил с детства. Мать моя преподавала в музыкальной школе, два брата стали певцами, сестра была пианисткой. Один я из всей семьи не научился играть на рояле. Для меня музыка обернулась словами песни»– отмечал позже Лев Иванович в своей книге «Как создавалась песня».

Отец, Иван Александрович, работал частным поверенным рыбинского городского суда (т. е. частным адвокатом по гражданским и уголовным делам).Мать, Мария Николаевна – преподавателем музыки. Мать закончила гимназию с золотой медалью. В семье было по одним источникам 7 детей (6 мальчиков и девочка Вера). По другим на одного брата меньше. Лев – последний. Жили в собственном двухэтажном доме на Крестовой улице, а после его продажи снимали квартиру в доме № 4 на Мологской улице (ныне – ул. Чкалова).Великая русская река в этих местах особенно поэтична и привлекательна, и, может, поэтому Ошанин с детских лет потянулся к стихам, к музыке, к природе: «Издалека долго течёт река Волга, течёт река Волга – конца и края нет…»

Отец скончался в 1916-м, когда Льву было 4 года (по другим источникам – в 1915, когда ему было ещё 3)[12], и чтобы заработать на жизнь, мать была вынуждена устраивать благотворительные концерты, а в 1917открыла в Рыбинске частный детский сад. В 1918-м была приглашена в Ростов Великий той же губернии для организации 1-го государственного детсада. В Ростове Ошанин учился в городской гимназии.

С 1922 года Ошанины жили в Москве.Целый год по переезду Ошанин провёл в Детско-юношеском доме, располагавшемся на Третьей Мещанской в особняке Бодло. В это время Мария Николаевна работала воспитательницей в детском саду. Получив должность заведующей детским садом на Старослободской улице в Сокольниках и комнату, она забрала сына из детского дома.

К литературе на заре НЭПа приобщил Льва Ивановича один из его старших братьев.

В Москве Лев закончил восемь классов.

Как вспоминает работник «Комсомольской правды» А. Балуева: «Свои первые стихи Лев принёс в «Комсомолку» когда ему было16, а в редакции поэт сидит, заслуженный, весь в лаврах – секретарь литературного отдела Джек Алтаузен, Маяковского да Багрицкого почитывает – их тогда в нашей газете печатали. Ну и дал от ворот поворот наглецу».


Факторы, повлиявшие на развитие Ошанина в детстве и школьном возрасте:

1. дворянское происхождение;

2. фамильнаяинтеллигентность;

3. фамильная музыкальность;

4. отхончик в многодетной семье;

5. ранняя смерть отца (1915 или 1916) и дальнейшее женское воспитание;

6. провинциальное детство (1912-1919) и раннее отрочество (1919-1922) у Волги в Рыбинске и Ростове;

7. два класса ростовской гимназии (1920-1922);

8. две революции (Февральская и Октябрьская) и Гражданская война (1918-1922).

9. переезд в десятилетнем возрасте в Москву в 1922-м и дальнейшее закономерное омосквичивание;

10. год детдомовского воспитания (1922-23);

11. старший брат в одиннадцатилетнем возрасте (1923) приобщил к литературе;

12. учёба в московской школе (1923-1929) в эпоху НЭПа: позднее отрочество (1922-1926) и ранняя юность (1926-1929);

13. 1-йпрофессиональный поэтический облом от секретаря «Комсомольской правды» поэта Джека Алтаузена, не пропустившего его школьные стихи (1928).


Завод и РАПП

После школы (по другим сведениям – не успев её закончить)Ошанин с 17-ти лет работал чернорабочим, затем токарем и сверловщикомна литейном и механическом заводе в Сокольниках (1930-31), а затем экскурсоводом в центральном парке культуры и отдыха (ЦПКиО).

Множество попугайных копирайтеров, коверкая исходную информацию, утверждают, что Ошанин экскурсоводил на выставке, ставшей впоследствии ВДНХ. В действительности эта фраза звучит так: работал в Центральном Парке Культуры и Отдыха, открытом на Воробьёвых горах в 1928-м на месте проведения в 1923-м Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, ставшей идейной предшественницей ВДНХ. Но ВДНХ была открыта 1 августа 1939 года в районе Останкино, а не на месте ЦПКиО им. Горького, функционирующего до сих пор. Другие утверждают, что работал он экскурсоводом до того, как стал чернорабочим. То есть, толи в 16, то ли в 17-лет. Логически – это вряд ли: кому нужен в центральном парке столицы экскурсовод школьного возраста? Версия начала рабочего пути с чёрной работы кажется нам более логичной. А на просветительскую работу его уже могли взять, когда он проявил себя как литератор. Тем более нам известно, как стремительно портится зрение на литейных заводах и переход на менее вредную работу кажется в этом смысле вполне естественным.

По свидетельству той же А. Балуевой: «В Комсомолку «наглец» вернулся через два года – и тогда уж взяли исписанную вдоль и поперёк тетрадку, душевные стихи были. Тот пожелтевший выпуск 30-го года долго хранился в редакции, да сгорел при пожаре».

Состоял в рабочем литературно-художественном объединении «Закал», возникшем при Сокольническом райкоме ВКП(б) в 1924 году (отв. секретарь – В. И. Куриленков). Основу составляли рабкоры. В центральных журналах печатались поэты И. А. Дремов, В. И. Куриленков, В. Вармуж, Захаров, Кондаков. К началу30-х “Закал” прекратил своё существование[13].

При поддержке «Закала» в 1930в Госиздате большим для того времени тиражом (10000 экз.) вышла первая книга Ошанина – повесть «Этажи», о школьных годах.

По факту чего он был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП) – литературное объединение в СССР послереволюционных времён, образованное в 1925-м на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писателей. Генеральным секретарём РАПП был Л. Л. Авербах. Главными активистами и идеологами – писатели Д. А. Фурманов (умер в 1926-м), Ю. Н. Либединский, В. М. Киршон, А. А. Фадеев, В. П. Ставский, критик В. В. Ермилов. Вопреки названию, большинство руководителей РАПП имело (как и Ошанин) непролетарское происхождение.

В РАПП состояло более 4 тысяч членов. После образования ВОАПП (Всесоюзное объединение Ассоциаций пролетарских писателей) в 1928 году РАПП заняла в нём ведущие позиции.

К 1930 г. все остальные литературные группировки были практически разгромлены, и РАПП усилила директивный тон. Например, резолюция от 4V1931 призывала всех пролетарских писателей «заняться художественным показом героев пятилетки» и доложить об исполнении этого призыва-распоряжения в течение двух недель. Внутри РАПП обострилась борьба за власть и усилились идеологические разногласия, и вскоре такое положение перестало устраивать партийное руководство.

Идеология РАПП выражалась в журнале «На литературном посту» (1925–1932, ранее печатный орган группы «Октябрь»). При этом пролеткультовский лозунг «пролетарской культуры» был заменён на лозунг «учёбы у классиков». В журнале руководство организации выдвигало концепции развития литературы «союзник или враг», отталкивания писателей-«попутчиков», «одемьянивания» поэзии и «призыв ударников в литературу». На РАПП, как организации пролетарских писателей, отражалось развитие борьбы партии с троцкизмом. По линии литературной это прежде всего борьба с «ликвидаторской» теорией Троцкого-Воронского, которые отрицали возможность создания пролетарской культуры и литературы. Основным направлением литературы рапповцы признали психологизм, «живого человека», психологический анализ изображаемых героев.

В истории литературы ассоциация знаменита прежде всего нападками на литераторов, не соответствовавших, с точки зрения рапповцев, критериям настоящего советского писателя. Давление под лозунгом «партийности литературы» оказывалось на таких разных писателей, как М. А. Булгаков, В. В. Маяковский, Максим Горький, А. Н. Толстой и других.

Немудрено, что попавший в эдакую кашу, замаранный дворянским происхождениемнеофит Ошанин, в РАППе мог занимать лишь яро соцреалистические позиции.

С 1930-го публиковал стихи в журналах «Рост», издававшемся в 1930-1934 (отв. ред. В. П. Киршон[14]), «Молодая гвардия» (с октября 1929 по октябрь 1930 главред Б. С. Ольховый[15], в 1931-1938 отв. ред. – Анна Караваева) и «Огонёк» (ред. М. Кольцов[16] 1923-1938) и газете «Комсомольская правда» (главреды А. Н.Троицкий[17] 1929-1932, В. М. Бубекин 1932-1937[18]). Редакторы не могли не влиять на молодого поэта. Кто из них и каким образом, нам неизвестно.

В распоряжении есть лишь рассказ самого Ошанина о том, как его отучил «материться» в стихах Александр Прокофьев во время посещения ЛьвомЛенинграда. Он тогда решил «показать» стихи свои кому-нибудь из самых известных тогдашних мастеров слова. Выбор пал на Александра Андреевича, человека известного, впрочем,и современным почитателям стихов, равно как и ценителям отечественной песни. К примеру, по хиту «Товарищ». Через несколько недель Прокофьев вынес вердикт: «Хорошие стихи, но материшься, Ошанин, да еще – как!», цитировать те ошанинские строки,что начинались с оборотов, типа: «Я б...», «Я бы» или «Я буду...». «Так кого же ты, Ошанин, так упорно все «я*шь» и «я**дешь, а?»

В общем-то, полная чушь, но она в устах героя обретает статус непреложного диагноза. Ведь и своих учеников он воспитывал в этой «антиматерной» традиции.

Но большим образом, конечно, на него в тот подпериод должна была повлиять общая агрессивность пропаганды РАППА. Их кредо: «Пролетарской является такая литература, которая организует психику и сознание рабочего класса и широких трудовых масс в сторону конечных задач пролетариата, как переустроителя мира и создателя коммунистического общества». Короче, одной из важнейших своих задач РАПП выдвигала завоевание гегемонии этой самой пролетарской литературы.

При этом по воспоминаниям В. Герасимовой: «Авербах и Киршон поистине были «первооткрывателями» того, что такое высокое дело, как создание литературы социалистического общества, можно превратить в средство личной карьеры и даже прямого обогащения. (В. Киршон впоследствии являлся одним из богатейших наших драмоделов). А кроме того, честолюбие!

Имена вожачков РАППа знала «вся страна», в руки этой клики перешли почти все журналы. От них зависели литературные судьбы. Они широко печатались, прославляя друг друга и затаптывая им неугодных. Помимо «славы» вскоре появились (как побочный, но далеко не безразличный для них элемент) блага материальные: квартиры, дачи, деньги.

У них были сильные, завоёванные годами позиции. Сотни людей кормились в системе этой организации».

РАПП вместе с ВОАПП, также как и ряд других писательских организаций, была расформирована постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г., вводившим единую организацию. Созванным в 1934-м в соответствии с тем же постановлением ЦК ВКП (б) от 23.041932 1-м съезде писателей СССР, был создан единый Союз писателей, заменивший собой все существовавшие до того организации писателей:как объединённые на какой-либо идеологической или эстетической платформе, так и исполнявшие функцию писательских профсоюзов.

Руководители РАППа в апреле 1932-го восприняли свой крахс тупым удивлением, пытаясь сперва вести себя как прежде, упорно твердя о руководящей роли РАППа и об оживлении классовых врагов, притаившихся в литературе. Но не тут-то было: репрессии грянули незамедлительно: понятия «авербаховщина» и «рапповщина», внедрённые с лёгкой руки руководителей разгрома, сделали своё чёрное дело.

Впрочем, многие из них заняли высокие посты в новом СП: А. А. Фадеев, В. П. Ставский, В. В. Ермилов, Ф. И Панфёров.[19] В. А. Сутырин так вообще стал комбригом внутренних войск. Однако многие другие были в конце 1930-хобвинены в троцкистской деятельности, репрессированы[20] и даже расстреляны (как Л. Л. Авербах, В. П. Киршон, А. П. Селивановский, И. Вардин и Г. Лелевич).

Большинство членов РАПП вошли в Союз писателей СССР. Но, как мы знаем из введения, Льва Ивановича туда приняли лишь в 1941-м. А пока что – юный страх гнал его по нужным тропам.

Удивительно, как на фоне назревающего разгрома РАППа чутьисто сработал Ошанин: свалил из столицы ровно за три месяца до выхода рокового указа. После появления слухов о том, что под дворянскую биографию Ошанина «копают», друзья посоветовали ему уехать из Москвы… Ну, это ж надо ведь друзей иметь столь сведущих!Как раз в это горячее время Лев Иванович работал над книгой "Свидание друзей". По замыслу один из героев должен был уехать на новостройку…

Куда бежать, чтоб не попасть на зону? Ответ один – поближе к зоне.

Если нельзя подальше от страны.



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.