Управление государственным и частным жилищным фондом — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Управление государственным и частным жилищным фондом

2021-06-23 47
Управление государственным и частным жилищным фондом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Управление республиканским жилищным фондом осуществляется республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь и уполномоченными им, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Управление коммунальным жилищным фондом осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.

Управление частным жилищным фондом осуществляется непосредственно собственниками жилых помещений, организациями застройщиков, товариществами собственников, организациями, управляющими общим имуществом, и уполномоченными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Собственники жилых помещений, организации застройщиков, товарищества собственников или уполномоченные лица вправе заключать договоры на управление общим имуществом с организациями независимо от форм собственности.

Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 г., № 968 «Вопросы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь» [1], определено, что одной из основных задач этого министерства как республиканского органа государственного управления является осуществление государственного регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства в части управления государственным жилищным фондом, использования и обеспечения сохранности государственного и частного жилищного фондов.

Первостепенной задачей Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь являются формирование и реализация государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь.

В соответствии с возложенными на него основными задачами Министерство жилищно-коммунального хозяйства, в частности, осуществляет:

1) координацию деятельности организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства (в том числе жилищного фонда) независимо от форм собственности и подчиненности, через соответствующие подчиненные структурные подразделения облисполкомов и Минского горисполкома;

2) контроль за исполнением указанными организациями правил и норм технической эксплуатации и подготовкой объектов жилищно-коммунального хозяйства (в том числе жилищного фонда независимо от форм собственности к работе в осенне-зимний период и прохождением отопительного сезона в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Нормативные правовые акты Министерства жилищно-коммунального хозяйства, изданные в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь, входят в систему жилищного законодательства.

В пределах своей компетенции Министерство жилищно-коммунального хозяйства вносит в Совет Министров Республики Беларусь предложения по установлению государственных минимальных социальных стандартов в области жилищно-коммунального обслуживания населения.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в области жилищных отношений в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

1) осуществляет единую государственную политику по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлению гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда;

2) устанавливает формы документов, необходимых для учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

3) осуществляет согласование решений определенных законодательством государственных органов о предоставлении служебных жилых помещений государственного жилищного фонда;

4) обеспечивает проведение единой государственной политики в области приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда;

5) обеспечивает развитие конкурентных (рыночных) отношений в области эксплуатации жилищного фонда;

6) осуществляет иные полномочия в соответствии с ЖК и иным законодательством.

Кроме того, Министерство жилищно-коммунального хозяйства решает и другие вопросы в области регулирования жилищных отношений, отнесенные ЖК к его ведению. В частности, Министерство жилищно-коммунального хозяйства устанавливает:

1) форму и порядок ведения и хранения книги регистрации договоров найма жилых помещений государственного и частного жилищных фондов (п. 5 ст. 52 ЖК);

2) форму заявления об обмене жилых помещений государственного жилищного фонда, подаваемого гражданами в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган (п. 2 ст. 78 ЖК).

По решениям государственных органов либо подчиненных им (входящих в их состав) государственных организаций, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся служебные жилые помещения государственного жилищного фонда, согласовываемым с Министерством жилищно-коммунального хозяйства, могут быть предоставлены служебные жилые помещения определенным категориям работников в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 117 ЖК.

Определенное регулирование в области жилищных отношений осуществляется и иными республиканскими органами государственного управления. Они не только организуют непосредственное исполнение норм действующего жилищного законодательства в определенной отрасли (сфере деятельности), но и устанавливают (при необходимости совместно с другими республиканскими органами государственного управления и (или) по согласованию с заинтересованными государственными органами (организациями) подзаконные правила в пределах своей компетенции.

Кроме того, в ЖК предусмотрен ряд конкретных вопросов, отнесенных к ведению соответствующих республиканских органов государственного управления [18].

Министерством обороны Республики Беларусь (так же, как и иными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба) осуществляется в установленном порядке учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту прохождения военной службы (п. 1 ст. 123 ЖК), а также определяются обособленные военные городки, жилые помещения в которых не подлежат отчуждению и, в частности, приватизации (п. 2 ст. 72 и ст. 135 ЖК).

Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь (органами по труду, занятости и социальной защите) предоставляются гражданам специальные жилые помещения в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (п. 2 ст. 122 ЖК).

Министерством иностранных дел Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством государственный учет жилых помещений государственного жилищного фонда, расположенных на территории иностранных государств и предназначенных для проживания работников дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за границей (п. 2 ст. 12 ЖК), а также предоставляются указанным работникам в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, специальные жилые помещения, расположенные на территории иностранных государств (п. 5 ст. 122 ЖК).

Министерством внутренних дел Республики Беларусь осуществляется в установленном порядке учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту прохождения военной службы (службы) (п. 1 ст. 123 ЖК).

Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, осуществляется в установленном порядке учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту прохождения военной службы (службы) (п. 1 ст. 123 ЖК). Кроме того, согласно п. 2 ст. 133 ЖК областные, Минский городской исполнительные комитеты согласовывают с Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь представленные районными, городскими исполнительными комитетами, местными администрациями районов в городах списки граждан, которым предоставляются жилые помещения, построенные за счет средств республиканского бюджета, направляемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (с обязательным представлением учетных дел) [18].

Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь осуществляется в установленном порядке учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту прохождения военной службы (службы) (п. 1 ст. 123 ЖК). Кроме того, согласно п. 8 ст. 122 ЖК специальные жилые помещения в административных и общественных зданиях органов государственной безопасности, а также специальные жилые помещения, находящиеся в оперативном управлении государственного учреждения «Санаторий «Лесное» Комитета государственной безопасности Республики Беларусь», предоставляются органами государственной безопасности и государственным учреждением «Санаторий «Лесное» Комитета государственной безопасности Республики Беларусь» военнослужащим, рабочим и служащим органов государственной безопасности и этого учреждения в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Службой безопасности Президента Республики Беларусь также осуществляется в установленном порядке учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту прохождения военной службы (п. 1 ст. 123 ЖК).

Управлением делами Президента Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством государственный учет жилых помещений государственного жилищного фонда, расположенных на территории иностранных государств и предназначенных для проживания работников организаций, подчиненных Управлению делами Президента Республики Беларусь (п. 2 ст. 12 ЖК), а также предоставляются указанным работникам в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, специальные жилые помещения (п. 7 ст. 122 ЖК).

Согласно Положению о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 г., № 973, одной из основных задач этого республиканского органа государственного управления является осуществление государственной политики в области жилищного строительства. В пределах своей компетенции Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь реализует государственную политику по реформированию сферы жилищного строительства, координирует работу республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по снижению стоимости жилья и своевременному вводу в эксплуатацию объектов жилищного строительства [2].

В соответствии со ст. 23 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 г., № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее – Закон о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг) основным республиканским органом государственного управления в сфере защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг определено Министерство торговли Республики Беларусь. Данный государственный орган в рамках своей компетенции проводит государственную политику в сфере защиты прав потребителей в целом, координирует деятельность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в указанной сфере [11].

Государственное регулирование и управление в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг включают в себя:

1) определение и реализацию государственной политики в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;

2) установление и обеспечение соблюдения государственных минимальных социальных стандартов в области жилищно-коммунального обслуживания, требований законодательства относительно количества и качества жилищно-коммунальных услуг;

3) определение порядка оказания жилищно-коммунальных услуг;

4) государственное регулирование тарифов на отдельные жилищно-коммунальные услуги;

5) содействие развитию конкуренции при оказании жилищно-коммунальных услуг, обеспечение контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в данной области;

6) государственную поддержку населения в соответствии с законодательными актами при оказании жилищно-коммунальных услуг;

7) иные меры, предусмотренные законодательными актами.

Подпунктом 1.9 пункта 1 Указа № 13 предусмотрено, в частности, что льготные кредиты на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляются по спискам, составленным с соблюдением очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и утвержденным Министерством обороны Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь, Следственным комитетом Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь, Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь, Службой безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь [12].

Указанные государственные органы вправе делегировать полномочия по утверждению списков на получение льготных кредитов организациям, входящим в их систему или подчиненным им.

Управление жилищным фондом административно-территориальных единиц (коммунальным жилищным фондом) осуществляется местными исполнительными органами в пределах их компетенции.

В области жилищного хозяйства местные органы управления:

– обеспечивают развитие жилищного фонда;

– создают условия для обеспечения граждан жилыми помещениями, в том числе организуют строительство жилых помещений социального пользования, предоставляют такие помещения;

– осуществляют контроль в области жилищного строительства;

– принимают меры по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Управление частным жилищным фондом осуществляется непосредственно собственниками жилых помещений, организациями застройщиков, товариществами собственников, организациями, управляющими общим имуществом, и уполномоченными лицами.

Организация застройщиков – это потребительский кооператив (некоммерческая организация), являющийся добровольным объединением граждан либо граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создаваемый для строительства, завершения строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов недвижимого имущества либо для приобретения объектов недвижимого имущества, последующей их эксплуатации и управления ими (п. 36 ст. 1 ЖК).

Товарищество собственников представляет собой организацию, создаваемую собственниками жилых и (или) нежилых помещений в целях сохранения и содержания общего имущества, владения и пользования им (п. 56 ст. 1 ЖК). Организация, управляющая общим имуществом, по договору оказывает услуги по управлению общим имуществом, надлежащему содержанию общего имущества, обеспечению благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, а также по решению вопросов пользования общим имуществом и предоставления жилищно-коммунальных услуг (п. 38 ст. 1 ЖК). Уполномоченное лицо по управлению общим имуществом назначается местным исполнительным органом по итогам открытого конкурса, проводимого в случае, если участниками совместного домовладения не выбран способ управления общим имуществом (п. 1 ст. 175 ЖК).

Таким образом, основная роль в управлении государственным жилищным фондом, а также использовании и обеспечении сохранности государственного и частного жилищных фондов принадлежит Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь. Управление частным жилищным фондом осуществляется непосредственно собственниками жилых помещений, организациями застройщиков, товариществами собственников, организациями, управляющими общим имуществом, и уполномоченными лицами.


ГЛАВА 3


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.