Лексика современного русского языка — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Лексика современного русского языка

2021-06-23 32
Лексика современного русского языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задания

 для учащихся очно-заочной школы по русскому языку и литературе

 

Лексика

Должны знать, уметь:

  • определять лексическое значение слова
  • различать прямое и переносное значение
  • определять модели переносов (метафора, метонимия, синекдоха)
  • уметь составлять словарную статью
  • различать системные отношения в лексике
  • различать историзмы и архаизмы классификации
  • знать всё по разделу фразеология (значения, история возникновения, параллельные фразеологизмы в других языках, синонимия, антонимия, омонимия, паронимия фразеологизмов); некротизмы в составе фразеологизмов
  • иноязычные слова (значение)

Лексика современного русского языка

!!! Изучите данные ниже теоретические сведения. При необходимости обращайтесь к дополнительной литературе, содержащей теоретические сведения по разделу «Лексика».

1. Лексика – это словарный состав, совокупность слов языка. Изучается разделом языкознания лексикологией.

2. Слово – это важнейшая многосторонняя единица языка. Его содержание лексическое и грамматическое.

Лексическое значение – это единство языкового и неязыкового содержания; это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке. Грамматическое значение – набор признаков, характеризующих слово как часть речи.

Прямое

  (основное, исходное)

 

Переносное (неосновное, вторичное значение слова, которое возникает на основе ассоциативной связи) На основе: метафоры (по сходству): яблоко – глазное яблоко; метон и мии (по смежности): аудитория – внимательная аудитория; синекдохи (часть на целое, целое на часть): лицо – неизвестное лицо

 3. Однозначное слово – слово имеет одно значение. При возникновении слова однозначные.

  4. Многозначное слово – слово имеет более двух лексических значений

Для обогащения словарного запаса поработайте с толковыми словарями русского языка, а также словарями иностранных слов.

       Письменно выполните задание: соотнести слова с их лексическими значениями.

фолианты помещения, расположенные вне зала заседания, служащие для отдыха, а также неофициальных встреч, обмена мнениями
бакхий формат издания в целый развёрнутый лист
балюстрада система, совокупность декоративных элементов (украшений)
декор формат издания в 1/4 листа, получаемый фальцовкой в два сгиба
декорт а)залог недвижимого имущества для получения ссуды; б)денежная ссуда, выдаваемая банком под залог недвижимости; в)долговое свидетельство о залоге недвижимости, выдаваемое банком заёмщику
ин-кварто ограждение балконов, лестниц и т.п., состоящее из ряда столбиков, соединённых сверху перилами
ин-октаво первая составная часть сложных слов, обозначающая «состоящий при монархе, придворный
ин-плано в античном стихосложении – стопа, состоящая из одного краткого слога и двух долгих
ипотека скидка с цены товара за досрочную его оплату, а также в случае более низкого качества товара или иного образца по сравнению с условиями сделки
кулуары толстые, обычно старинные книги
лейб- формат издания в 1/8 листа, получаемый фальцовкой в три сгиба

В каждом ряду найдите «четвёртое лишнее» слово (по значению, происхождению, принадлежности к той или иной группе лексики). Мотивируйте свой выбор.

а) блокбастер, вестерн, бестселлер, триллер

б) брешь, брелок, бретёр, бриз

в) медуза, мегера, матрона, музыка

г) феноменальный, уникальный, брутальный, виртуальный

д) урядник, пиит, фельдфебель, боярин

3. Найдите в толковом словаре значение международных словообразовательных элементов типа агро-, демо- мело- и др.

       Раскройте общий смысловой элемент данных ниже слов и подчеркните ту их часть, которая его выражает.

а) мелодия, мелодекламация, мелодика, меломан;

б) микроклимат, микрон, микроб, микроскоп;

в) монолог, монополия, монолит, монархия;

г) аргонавты, навигация, космонавтика, аэронавт;

д) фантом, фантастика, фантасмагория, фантазия.

Запишите данные ниже латинские и французские выражения на русском языке. Что они обозначают?

       1) BEAU MONDE (фр.), 2) BIS ( лат.), 3) KARTE BLANCHE (фр.), 4) GITO (лат.), 5) CREDO (лат.), 6) COMME IL FAUT (фр.), 7) EGO (лат.), 8) FIAT LUX! (лат.), 9) IDEE FIXE (фр.), 10) LAPSUS ( лат.),11) PARVENU ( фр.), 12) PERPETUUM MOBILE ( лат.),13) PERSO NA (NO N) GRATA (лат.),14) POST FACTUM ( лат.), 15) POST S CRIPTUM (P. S.) ( лат.), 16) VIS- A- VIS (фр.).

Приступая к выполнению последующих заданий, продолжаем работать со словарями иностранных слов, познакомьтесь также со словарями синонимов, антонимов, паронимов, фразеологизмов русского языка. Начните своё знакомство с изучения вступительных статей «Как построены и оформлены словарные статьи».

       1) Ответьте на вопрос: кто является автором первого в русском языке словаря синонимов и как назывался этот словарь?

2) В стихотворении Я.Козловского «Слово» есть такие строчки:

И прежний смысл вдруг обернется

                                                  новым:

То – «Лист опал», то – «Глянь, какой опал».

В синонимическом ряду выделяется главное слово – доминанта. Оно наиболее полно передаёт общее значение синонимического ряда и обычно принадлежит к широкоупотребительной, стилистически нейтральной лексике. Определите, какое слово в каждом из приведённых синонимических рядов может быть выбрано в качестве доминанты.

а) хитрость, лукавство, плутовство, жуликоватость, шельмовство;

б) безбоязненный, неустрашимый, доблестный, смелый, геройский;

в) изнемочь, замотаться, устать, измаяться, смориться;

г) обстоятельно, досконально, пространно, подробно, развёрнуто.

Морфемика (теория)

Изучите данный ниже теоретический материал. Выполните задания.

Морф - наименьшая значимая часть слова; это минимальная значимая часть, выделяемая в словоформе. Морфема – это совокупность одноименных морфов, тождественных по значению и близких по форме.

Типы морфем

на основе: 1) функции в слове, 2) места в слове, 3) типа значения

  1. корень (носитель лексического значения в слове): лес, лесной, лесник, перелесок
  2. приставка (перед корнем, выражает словообразовательное значение, образует новое слово): увеличить, переподготовка. Производные приставки недо -, обез(с)-: недомогание, обезлесеть
  3. суффикс  (после корня, выражает грамматическое, словообразовательное значение, образует как новое слово, так и формы слов): мячик, вешалка, мать – матери.

Суффиксы, выражающие только грамматическое значение: а) значение числа (брат – братья, сын - сыновья), б) степени сравнения (красивый – красивее, красивейший), в) формы пр.в. (читал, сберег), г) форм причастий и деепричастий (читающий, читавший, читаемый, читанный, читая, прочитав, будучи, забравшись), д) суффиксы видообразования (просматр ива ть), е) суффикс инфинитива (ть, ти: читать, нести)! беречь Материально выраженный и нулевой: бескровный – безволосый.

Нулевые словообразовательные суффиксы:

    • в сущ., обозначающих признак и образованных от прилагательных (тишь, просинь)
    • в сущ., обозначающих процесс и образованных от глаголов (бег, проброс)
    • в прил., сложных прил., вторая часть которых самостоятельно не употребляется (золотой, безволосый, остроухий)
    • в сложных сущ. с последней частью типа –вед, -ход, -мер… (землемер, киновед, мукомол)
  1. соединительная гласная (между корнями в сложном слове, словообразовательное значение, для образования новых слов) – о, е (овощесушилка, ледокол) + и, у, ух, ех, а (пятиборец, двуязычие, двухэтажный, трехъярусный, сорокаминутный).
  2. постфикс (стоит после окончания, словообразовательное и грамматическое значения): -то, -либо, -нибудь (кто-то, что-нибудь), - те (прочтите), - ся(-сь) (сложиться, сложилось) + таки, ка (по Тихонову)
  3. окончание (изменяемая часть слова, выражает грамматическое значение): прочитает, прочитал, чтение. А также в форме повелительного наклонения: пиши, читай

  Материально выраженное и нулевое окончание: гербарий – гербария, армия – армий

Основа слова – это часть слова без окончания, формообразовательных суффиксов (суффикс инфинитива, суффикс прошедшего времени глагола, суффиксы причастий и деепричастий, суффиксы форм степеней сравнения прилагательных и наречий –ее, -е, -ше, -же, -ейш, -айш) и постфикса –те. В состав основы слова входят соединительные гласные в сложных словах и постфиксы –ся, -то, -либо, -нибудь.

Слова,

не имеющие окончания имеющие окончания 1. наречия (летом, по-дружески) 2. предикативные наречия (Сегодня морозно. Мне хорошо.) 3. слова в простой сравнительной степени (наречия, прилагательное) красивее, глуше 4. неизменяемые существительные (радио, боа, атташе, шимпанзе) 5. неизменяемые прилагательные (хаки, маренго) 6. глагол в форме инфинитива (писать, сберечь, строиться) 7. деепричастия (читая, взяв, будучи) материально выраженные (читают, книга, открытый, сияющее) нулевые: 1. существительное в ф. род.п. мн.ч. и вин.п. мн.ч. (дел, рощ, булавок, солдат) 2. существительное муж. р., жен. р. в ф. им. п. ед.ч. (день, воробей, тетрадь, тишь) 3. притяжательное прилагательное (чей?) в ф. ед. ч., м.р., им. п. (лисий, вороний, отцов, папин) 4. краткое качественное прилагательное и краткое причастие в ф. ед.ч., м.р. (красив, организован) 5. глагол в ф. прош.вр. и сослагат. накл. м.р. ед. ч. (читал, читал бы) 6. глагол в повелит. накл. (режь, дай, ляг)

Выпишите сначала пары глаголов с приставками, имеющими «чисто» видовое значение (формообразующими), затем с приставками, имеющими лексическое значение глагола, но не имеющими его вида (словообразующими), наконец, с приставками, меняющими и вид, и лексическое значение глагола (синкретическими, или словоформообразующими).

          Делать – сделать, петь – запеть, следовать – преследовать, радоваться – обрадоваться, ступать – наступать, вести – возвести, вить – привить, держать – издержать, дать – сдать, волновать – взволновать, стоять – настоять, ужинать – поужинать, править – заправить, писать – написать, кутать – укутать, сторожить – насторожить, печь – испечь.

16. Определите производящую основу и средства словообразования слов, учитывая: а) их значение в приведённых словосочетаниях; б) возможные смысловые и словообразовательные связи данных слов.

          а) педагогический совет, педагогическая литература; коневодческие навыки, коневодческий совхоз; дольчатое строение мозга, дольчатый апельсин;

          б) безбилетник, игольчатый, книжечка, расчудесно.

Литература

Задания

 для учащихся очно-заочной школы по русскому языку и литературе

 

Лексика

Должны знать, уметь:

  • определять лексическое значение слова
  • различать прямое и переносное значение
  • определять модели переносов (метафора, метонимия, синекдоха)
  • уметь составлять словарную статью
  • различать системные отношения в лексике
  • различать историзмы и архаизмы классификации
  • знать всё по разделу фразеология (значения, история возникновения, параллельные фразеологизмы в других языках, синонимия, антонимия, омонимия, паронимия фразеологизмов); некротизмы в составе фразеологизмов
  • иноязычные слова (значение)

Лексика современного русского языка

!!! Изучите данные ниже теоретические сведения. При необходимости обращайтесь к дополнительной литературе, содержащей теоретические сведения по разделу «Лексика».

1. Лексика – это словарный состав, совокупность слов языка. Изучается разделом языкознания лексикологией.

2. Слово – это важнейшая многосторонняя единица языка. Его содержание лексическое и грамматическое.

Лексическое значение – это единство языкового и неязыкового содержания; это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке. Грамматическое значение – набор признаков, характеризующих слово как часть речи.

Прямое

  (основное, исходное)

 

Переносное (неосновное, вторичное значение слова, которое возникает на основе ассоциативной связи) На основе: метафоры (по сходству): яблоко – глазное яблоко; метон и мии (по смежности): аудитория – внимательная аудитория; синекдохи (часть на целое, целое на часть): лицо – неизвестное лицо

 3. Однозначное слово – слово имеет одно значение. При возникновении слова однозначные.

  4. Многозначное слово – слово имеет более двух лексических значений


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.