Тема 1. Риторика как наука и искусство. Виды ораторского искусства — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 1. Риторика как наука и искусство. Виды ораторского искусства

2021-06-23 32
Тема 1. Риторика как наука и искусство. Виды ораторского искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ»

 

   

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель начальника

Санкт-Петербургского университета

МВД России

генерал-майор полиции

 

           А.А. Кочин

 «27» сентября 2017 г.

 

 

 

 

 

 

         

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РИТОРИКА

Специальность

40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности

(уровень специалитета)

 

специализация –  Уголовно-правовая

узкая специализация –

 предварительное следствие в органах внутренних дел

 

 

(заочная форма обучения)

Санкт-Петербург

2017

Рабочая программа учебной дисциплины «Риторика» разработана  в соответствии           с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования» по специальности: 40.05.01 - Правовое обеспечение национальной безопасности. Специализация - Уголовно-правовая, узкая специализация - предварительное следствие в органах внутренних дел (заочная форма обучения)

 

Рабочая программа подготовлена:

Сысуев В. Г., кандидат педагогических наук, доцент;

Петрова А.С., старший преподаватель кафедры русского языка.

 

 

Рецензенты:

1. Ходжабегова К. Л., кандидат юридических наук, доцент кафедры русского языка Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя;  

2. Никонов А.В., заведующий кафедрой русского языка Волгоградской академии МВД России, кандидат философских наук, доцент.                                                                                       

 

 

Настоящая рабочая программа обсуждена и одобрена:

 

на заседании кафедры русского языка

«13» сентября 2017 г., протокол № 2;

на заседании методического совета Университета

«20» сентября 2017 г., протокол № 1;

на заседании Ученого совета Университета

«26» сентября 2017 г., протокол № 1.

 

 

© Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2017

1. Наименование дисциплины

Настоящая программа учебной дисциплины «Риторика» разработана                 для среднего профессионального образования по специальности 40.05.01 - Правовое обеспечение национальной безопасности. Специализация: Уголовно-правовая, узкая специализация - предварительное следствие в органах внутренних дел (заочная форма обучения).

 

2.    Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Индекс компетенции Формулировка компетенции
ОК-7 Способность к логическому мышлению, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии
ОК-10 Способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

¾ теорию ораторского искусства (ОК-7, ОК-10);

¾ историю развития риторики (ОК-7, ОК-10);

¾ условия эффективной речевой коммуникации (ОК-7, ОК-10);

¾ традиции русского судебного красноречия (ОК-7, ОК-10);

¾ приемы построения речей (ОК-7, ОК-10);

¾ вербальные и невербальные средства коммуникации (ОК-7, ОК-10);

¾ требования, предъявляемые к речи юриста ((ОК-7, ОК-10);

¾ виды делового общения, методику его организации и проведения (ОК-7, ОК-10);

¾ основы полемического мастерства (ОК-7, ОК-10);

       уметь:

¾ грамотно использовать в необходимом объёме лексику современного русского литературного языка (ОК-7, ОК-10);

¾ оптимально использовать средства (выразительности, вербальные и невербальные) русского языка при устном общении (ОК-7, ОК-10);

¾ владеть искусством ведения различных видов делового общения (ОК-7, ОК-10);

¾ составлять тексты, готовить публичные выступления (ОК-7, ОК-10);

¾ правильно употреблять юридическую лексику в деловой речи (ОК-7, ОК-10);

¾ оценивать факты и явления профессиональной деятельности с
нравственной точки зрения  (ОК-7, ОК-10);

¾ применять понятия с чётко определенным содержанием, устанавливать логический смысл суждений, оценивать логические свойства вопросов и пользоваться приёмами логически безупречного построения ответов (ОК-7, ОК-10);

¾ вести диалог и дискуссию (ОК-7, ОК-10);

владеть:

¾ навыком составления публичной речи (ОК-7, ОК-10);

навыком использования приёмов логического построения речи и выбора доводов (ОК-7, ОК-10).

 

 3. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Риторика» Дисциплина «Русский язык в деловой документации» относится к базовой части Б.1.Б.30 блока 1.

Дисциплина изучается в течение третьего курса заочного обучения.

Дисциплина «Риторика» является базовой для всех последующих учебных дисциплин профессионального, гуманитарного, социального и экономического циклов. Методы, освоенные в рамках дисциплины «Риторика», имеют всеобщую (междисциплинарную) значимость.

 

4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Заочная форма обучения

Специальность – Правовое обеспечение национальной безопасности

Специализация - уголовно-правовая

Узкая специализация: Предварительное следствие в органах внутренних дел

Вид учебной работы

Всего часов /

зачетных единиц*

Курс

1 2 3 4 5 6 Контактная работа (всего) 8             Лекции (Л) 2     2       Семинары (С)               Практические занятия (ПЗ) 6     6       Лабораторные работы (ЛР)               Контрольная работа (КР)               Самостоятельная работа (всего) 64     64       Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям:               Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям 52     52       Практикум               Подготовка к контрольной работе               Другие виды самостоятельной работы               Курсовая работа               Реферат 8     8       Подготовка к промежуточной аттестации:                                                        зачет                                                    экзамен 4     4       Промежуточная аттестация         зачет                                                     экзамен       4       Общая трудоемкость                    часы                                   зачетные единицы 72 2     72 2      

5. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам, разделам с указанием количества академических часов и видов учебных занятий

5.1. Содержание разделов, тем дисциплины

Тема 3. Теория риторики

Теория риторики в античности. Пять частей в классической риторике: инвенция, диспозиция, элокуция, мемория, пронунциано. Требования к оратору в античности. Аттицизм и азианизм в античной риторике. Их влияние на последующее развитие риторики.

«Теория трех штилей» М.В. Ломоносова. Стили речи. Выбор языковых средств в зависимости от стилей речи.

Теория красноречия в первой половине Х1Х века. Вклад А.И. Галича, А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского в теорию и практику риторики. Требования, предъявляемые к речи: краткость, точность, ясность, чистота, правильность и т.д. Важность следования этим требованиям в юридической практике.

Основные отличия классической и современной риторики.

Законы современной риторики и ораторского искусства: закон гармонизирующего диалога, закон продвижения (закон цели), закон эмоциональности, закон удовольствия.

Неориторика: новые принципы отношения и отношение к слову; нейтрализация общеязыковых функциональных стилей; размытость границ лексического и грамматического объемов риторического текста.

 

Тема 4. Техника речи

Понятие «техника речи». Основные компоненты техники речи: интонация, голос, дыхание, дикция, орфоэпия.

Ораторское искусство Демосфена. Произношение и артикуляция.

Голос. Звучность. Высота. Темп речи и ее смысловое восприятие. Значение паузы в речи.

Поведение при произнесении речи.

Типичные орфоэпические ошибки сотрудников ОВД, их устранение.

 

Тема 5. Содержание и форма ораторского искусства

Содержание речи. Выбор темы. Определение целевой установки. Общая цель (речь информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая к действию, развлекающая и т.д.). Название речи. Работа с источниками.

Тема, проблема, идея. Их выражение в речи. Факты. Классификация фактов. Факты и мнения, их различие. Достоверность, истинность. Доказательность. Б. Паскаль о доказательствах. Ошибки. Заблуждения. Причины заблуждений. Цитирование. Способы передачи чужой речи. Правила цитирования.

Красота речи. Вкус. Известные ораторы и писатели о вкусе и гармонии речи. Принципы «соразмерности» и «сообразности» как составляющие вкуса. Их воплощение в речи. Благозвучие речи. Основные причины неблагозвучия и безвкусицы в речи.

Выразительность речи. Отношение теоретиков и практиков к выразительности речи. Средства выразительности: анафоры, эпифоры, метафоры, эпитеты, сравнения, инверсии; риторические обращения, риторические вопросы, стыки, «трилогии», аналогии; парадокс, языковая игра; пословицы, фразеологизмы и т.д.

Язык как показатель ума, вкуса, индивидуальности.

Основные требования, предъявляемые к стилю речи. Нормативность как фундамент речевой культуры. Культура речи и общая культура оратора. Типичные ошибки в речи сотрудников ОВД. Способы устранения ошибок. Приемы совершенствования речи.

 

Заочная форма обучения

Специальность – Правовое обеспечение национальной безопасности

Специализация – Уголовно-правовая

Узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел

№ темы Наименование раздела, темы дисциплины, видов самостоятельной работы Л С ПЗ* ЛР КР Всего ауд. СР Всего
1. Риторика как наука и искусство             6 6
2. Основные этапы развития риторики             6 6
3. Теория риторики             4 4
4. Техника речи             6 6
5. Содержание и форма ораторского искусства             6 6
6. Логически-композиционное построение речи 2   2     4 4 8
7. Основы публичной речи.  Оратор и аудитория     2     2 4 6
8. Спор. Способы убеждения. Вопросы и ответы в споре             6 6
9. Общение в юридической практике     2     2 6 8
10. Реферат             8 8
11. Подготовка к зачёту             4 4
12. Зачёт             4 4
  Итого: 2   6     8 64 72

*Практические занятия по дисциплине проводятся с использованием интерактивных форм обучения.

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся

В учебно-методическое обеспечение входят следующие материалы, организующие и обеспечивающие самостоятельную работу обучающихся:

1. Курс лекций.

2. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям.

3. Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата.

4. Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения.

5. Презентации по темам дисциплины.

6. Тесты для самоконтроля.

 

7. Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Примерная тематика рефератов

Темы рефератов

Тема 3 «Теория риторики»

1) «Теория трех штилей» М.В. Ломоносова.

2) Причины коммуникативных неудач.

3) Подготовка риторического выступления и законы логики.

4) Горгий и его риторическое наследие.

5) Неориторика: новые принципы отношения к слову.

6) Силлогизмы.

7) Ирония и парадокс как риторические средства.

8) «Общее место» (топ) как смысловая модель.

9) Смысловая модель «обстоятельства».

 

Тема 4 «Техника речи»

1) Культура управления и техника речи.

2) Методическая организация занятий по культуре звукопроизношения. Типы упражнений.

3) Формирование отдельных компонентов интонации. Упражнения.

4) Технологии обследования словарного запаса и техники речи. Обзор научной литературы по теме.

5) Анализ и сравнение русских и английских скороговорок (чистоговорок).

6) Основные требования к технике речи специалиста (на примере специальности 40.05.01 (030901) - Правовое обеспечение национальной безопасности).

7) Постановка речевого голоса; развитие качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность.

8) Речевое дыхание, его отличие от физиологического дыхания.

9) Упражнения на правильное интонирование фразы в зависимости от коммуникативной установки автора, ситуации общения и содержания высказывания.

 

Тема 5 «Содержание и форма ораторского искусства»

1) Различие прозы и поэзии по Аристотелю.

2) Виды поэзии и их характеристики по Аристотелю.

3) Составление риторического эскиза и система стилистических помет.

4) Античные теории содержания речи.

5) Ошибки. Заблуждения. Причины заблуждений.

6) Средства выразительности: анафоры, эпифоры.

7) Средства выразительности речи в деловом общении.

8) Известные ораторы и писатели о вкусе и гармонии речи.

9) Проблема использования жаргонизмов в профессиональном общении (на примере специальности 40.05.01 (030901) - Правовое обеспечение национальной безопасности).

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ. Российская газета. 12.12.1993.

2. Комментарий к Конституции РФ. М., 1993.

3. Конституции и законодательные акты зарубежных государств XVII-XIX вв. М., 1997.

4. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 2.Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900

5. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020.

8.2. Основная литература

1. Александров, Д.Н. Риторика, или Русское красноречие: учебное пособие / Д.Н. Александров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 351 с. (ЭБС «Университетская библиотека on-line»)

2. Введенская Л.А. Риторика и культура речи: учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - 13-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 538 с. - (Высшее образование).

3. Костромина, Е.А. Риторика: учебное пособие / Е.А. Костромина. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 194 с. (ЭБС «Университетская библиотека on-line»)

4. Крылова, М.Н. Риторика: учебное пособие / М.Н. Крылова. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 242 с. (ЭБС «Университетская библиотека on-line»)

5. Резник Н.А. Практическая риторика Практическая риторика для юристов: учебное пособие / Н. А. Резник; СПбУ МВД Рос. - СПб., 2014. - 67 с.

6. Риторика и культура речи: учебное пособие /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - 11-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 539 с.

7. Сборник заданий и упражнений по риторике: учебно-практическое пособие   /Н.В. Зайцева; Моск. ун-т МВД Рос. Моск. обл. фил. - Руза: [б. и.], 2013. - 121 с.

 

8.3. Дополнительная литература

1. Бредемайер, К. Искусство словесной атаки=Schlagfertigkeit: практическое руководство / К. Бредемайер; под ред. Н. Галактионовой, О. Нижельской; пер. Е. Жевага. - 9-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 160 с. (ЭБС «Университетская библиотека on-line»)

2. Зверева, Н. Я говорю — меня слушают: Уроки практической риторики / Н. Зверева; под ред. Н. Нарциссовой. - 5-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 233 с. (ЭБС «Университетская библиотека on-line»)

3. Избранные речи /Ф.Н. Плевако. М.: Юрайт, 2010. - 650 с.

4. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум. - 16-е изд. М: Флинта: Наука, 2011. - 314 с.

5. Лементуева, Л.В. Публичное выступление: теория и практика / Л.В. Лементуева. - Москва-Вологда: Инфра-Инженерия, 2016. - 128 с. (ЭБС «Университетская библиотека on-line»)

6. Резник Н.А. Риторика для всех. Н. Резник. - СПб.: Любавич, 2013. - 95 с.

7. Риторика. Деловое общение. Деловой этикет. Сборник студенческих работ / под ред. Т. Бухтиной. - М.: Студенческая наука, 2012. - 1637 с. (ЭБС «Университетская библиотека on-line»)

8. Риторика для юристов: учебное пособие для бакалавров /Н.В. Михалкин,        С.С. Антюшин. М.: Юрайт, 2012. - 240 с.

9. Риторика для полицейских: учебное пособие /Н.В. Сердюк, Л.Г. Носкова; Акад. упр. МВД Рос. М.: [б. и.], 2013. - 83 с.

10. Русский язык и культура речи: курс лекций /ДГСК МВД Рос; сост.                   В.А. Новосельцева. М.: [б. и.], 2012. - 40 с.

11. Стернин, И.А. Основы речевого воздействия: учебное пособие / И.А. Стернин. - 3-е изд., стер. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 289 с. (ЭБС «Университетская библиотека on-line»)

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1. Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru

2. Национальный корпус русского языка: http://www.ruscorpora.ru

3. Официальный сайт Института русской литературы Российской академии наук: http://www.pushkinskijdom.ru

4. Официальный сайт Президента России: http://www.kremlin.ru

 

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными видами учебных занятий по изучению дисциплины «Риторика» являются:

¾ лекции;

¾ практические занятия (риторический анализ текстов юридической направленности, речей судебных ораторов; работу над техникой речи; выступления на заданную тему; выступления в рамках определенного типа; выступления в рамках определенного жанра; неподготовленные выступления; интерактивные формы (ведение судов, деловых переговоров, совещаний));

¾ консультация преподавателя (индивидуальная, групповая).

При проведении учебных занятий используются традиционные методы обучения, активные и интерактивные технологии обучения.

Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:

¾ составление различных видов риторических текстов;

¾ составление риторического текста на заданную тему;

¾ анализ образа оратора;

¾ анализ публичных выступлений;

¾ публичное выступление;

¾ проведение деловых игр (дискуссии, дебаты и т.д.)

Помимо устного изложения материала, в процессе проведения лекционных занятий предполагается использование мультимедийных презентаций, содержащих опорный теоретический материал (тезисы, понятия, схемы и т.п.).

На практических занятиях предполагается использование мультимедийных презентаций, учебных фильмов, образцов риторических текстов, практических заданий. Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей, предварительной и промежуточной аттестации.

Контроль текущей успеваемости обучающихсятекущая аттестация – проводится в ходе изучения дисциплины с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся ипринятия необходимых мер по их корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К контролю текущей успеваемости относится проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

¾ по результатам публичных выступлений на занятиях;

¾ по результатам тестирования;

¾ по результатам проведения рубежного контроля уровня усвоения знаний (с помощью тестовых заданий, контрольных вопросов, устных выступлений);

¾ по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;

¾ по результатам отчёта обучающихся по имеющимся задолженностям в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки.

Предварительная аттестация обучающихся проводитсяпреподавателемв целях подведения промежуточных итогов текущей успеваемости, анализа состояния учебной работы обучающихся, выявления неуспевающих, оперативной ликвидации задолженностей.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся по дисциплине, соответствующим требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) в форме зачёта.

Зачёт проводится в ходе семестра, после завершения изучения дисциплины в объёме рабочей учебной программы.

Форма проведения зачёта определяется кафедрой.

Оценка по результатам зачёта носит недифференцированный характер – зачтено / не зачтено.

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

1. Компьютерная программа «MicrosoftOfficeExcel»;

2. Компьютерная программа «MicrosoftOfficePowerPoint»;

3. Компьютерная программа «Статистика 6.0» (Statistica 6.0);

4. Компьютерная программа «Статистический пакет для социальных наук» (StatisticalPackagefortheSocialSciences).

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для осуществления образовательного процесса по дисциплине «Риторика» необходимо использование учебных аудиторий, компьютерного класса, учебных аудиторий, оснащенных классной доской, мультимедийным проектором, экраном, компьютером.


РИТОРИКА

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

Специальность

40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности

(уровень специалитета)

 

специализация –

Уголовно-правовая,

узкая специализация –

предварительное следствие в органах внутренних дел

 

(заочная форма обучения)

 

Составители:

Сысуев Вячеслав Гаврилович

кандидат педагогических  наук, доцент

Петрова Анна Сергеевна

старший преподаватель кафедры русского языка

 

 

Технический редактор

Корректор

Подписано в печать и в свет _________.     Формат 60х84 1/16

Печать офсетная.     Объем ___ п.л.               Тираж ___ экз.

Отпечатано в Санкт-Петербургском университете МВД России

198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ»

 

   

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель начальника

Санкт-Петербургского университета

МВД России

генерал-майор полиции

 

           А.А. Кочин

 «27» сентября 2017 г.

 

 

 

 

 

 

         

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РИТОРИКА

Специальность

40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности

(уровень специалитета)

 

специализация –  Уголовно-правовая

узкая специализация –

 предварительное следствие в органах внутренних дел

 

 

(заочная форма обучения)

Санкт-Петербург

2017

Рабочая программа учебной дисциплины «Риторика» разработана  в соответствии           с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования» по специальности: 40.05.01 - Правовое обеспечение национальной безопасности. Специализация - Уголовно-правовая, узкая специализация - предварительное следствие в органах внутренних дел (заочная форма обучения)

 

Рабочая программа подготовлена:

Сысуев В. Г., кандидат педагогических наук, доцент;

Петрова А.С., старший преподаватель кафедры русского языка.

 

 

Рецензенты:

1. Ходжабегова К. Л., кандидат юридических наук, доцент кафедры русского языка Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя;  

2. Никонов А.В., заведующий кафедрой русского языка Волгоградской академии МВД России, кандидат философских наук, доцент.                                                                                       

 

 

Настоящая рабочая программа обсуждена и одобрена:

 

на заседании кафедры русского языка

«13» сентября 2017 г., протокол № 2;

на заседании методического совета Университета

«20» сентября 2017 г., протокол № 1;

на заседании Ученого совета Университета

«26» сентября 2017 г., протокол № 1.

 

 

© Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2017

1. Наименование дисциплины

Настоящая программа учебной дисциплины «Риторика» разработана                 для среднего профессионального образования по специальности 40.05.01 - Правовое обеспечение национальной безопасности. Специализация: Уголовно-правовая, узкая специализация - предварительное следствие в органах внутренних дел (заочная форма обучения).

 

2.    Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Индекс компетенции Формулировка компетенции
ОК-7 Способность к логическому мышлению, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии
ОК-10 Способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

¾ теорию ораторского искусства (ОК-7, ОК-10);

¾ историю развития риторики (ОК-7, ОК-10);

¾ условия эффективной речевой коммуникации (ОК-7, ОК-10);

¾ традиции русского судебного красноречия (ОК-7, ОК-10);

¾ приемы построения речей (ОК-7, ОК-10);

¾ вербальные и невербальные средства коммуникации (ОК-7, ОК-10);

¾ требования, предъявляемые к речи юриста ((ОК-7, ОК-10);

¾ виды делового общения, методику его организации и проведения (ОК-7, ОК-10);

¾ основы полемического мастерства (ОК-7, ОК-10);

       уметь:

¾ грамотно использовать в необходимом объёме лексику современного русского литературного языка (ОК-7, ОК-10);

¾ оптимально использовать средства (выразительности, вербальные и невербальные) русского языка при устном общении (ОК-7, ОК-10);

¾ владеть искусством ведения различных видов делового общения (ОК-7, ОК-10);

¾ составлять тексты, готовить публичные выступления (ОК-7, ОК-10);

¾ правильно употреблять юридическую лексику в деловой речи (ОК-7, ОК-10);

¾ оценивать факты и явления профессиональной деятельности с
нравственной точки зрения  (ОК-7, ОК-10);

¾ применять понятия с чётко определенным содержанием, устанавливать логический смысл суждений, оценивать логические свойства вопросов и пользоваться приёмами логически безупречного построения ответов (ОК-7, ОК-10);

¾ вести диалог и дискуссию (ОК-7, ОК-10);

владеть:

¾ навыком составления публичной речи (ОК-7, ОК-10);

навыком использования приёмов логического построения речи и выбора доводов (ОК-7, ОК-10).

 

 3. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Риторика» Дисциплина «Русский язык в деловой документации» относится к базовой части Б.1.Б.30 блока 1.

Дисциплина изучается в течение третьего курса заочного обучения.

Дисциплина «Риторика» является базовой для всех последующих учебных дисциплин профессионального, гуманитарного, социального и экономического циклов. Методы, освоенные в рамках дисциплины «Риторика», имеют всеобщую (междисциплинарную) значимость.

 

4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Заочная форма обучения

Специальность – Правовое обеспечение национальной безопасности

Специализация - уголовно-правовая

Узкая специализация: Предварительное следствие в органах внутренних дел

Вид учебной работы

Всего часов /

зачетных единиц*

Курс

1 2 3 4 5 6 Контактная работа (всего) 8             Лекции (Л) 2     2       Семинары (С)               Практические занятия (ПЗ) 6     6       Лабораторные работы (ЛР)               Контрольная работа (КР)               Самостоятельная работа (всего) 64     64       Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям:               Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям 52     52       Практикум               Подготовка к контрольной работе               Другие виды самостоятельной работы               Курсовая работа               Реферат 8     8       Подготовка к промежуточной аттестации:                                                        зачет                                                    экзамен 4     4       Промежуточная аттестация         зачет                                                     экзамен       4       Общая трудоемкость                    часы                                   зачетные единицы 72 2     72 2      

5. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам, разделам с указанием количества академических часов и видов учебных занятий

5.1. Содержание разделов, тем дисциплины

Тема 1. Риторика как наука и искусство. Виды ораторского искусства

Понятие риторики. Риторика в современном мире.

Риторика и другие науки. Риторика и философия. Риторика и лингвистика. Риторика и логика. Риторика и психология. Риторика и этика. Риторика, ораторское искусство, красноречие: сущность терминов и понятий.

Общая и частная риторика. Юридическая риторика. Понятия «белой» и «черной» риторики. Теоретическая, прикладная и философская риторика.

Виды ораторского искусства: политическое, дипломатическое, военное, судебное, религиозное, производственно-деловое, академическое, обиходно-бытовое красноречие.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.221 с.