Раздел I. Теоретико-методологические подходы к изучению элит — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Раздел I. Теоретико-методологические подходы к изучению элит

2021-06-23 44
Раздел I. Теоретико-методологические подходы к изучению элит 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»

Гуманитарно-правовой факультет

Кафедра истории, философии и социально-политических дисциплин

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

 

по дисциплине

«РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ»

для самостоятельной работы студентов вузов, обучающихся по направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление,

очной и заочной форм обучения

Студента (Ф.И.О.)_________________________________________________

курса, группы, факультета_________________________________________

Воронеж 2018

Составители: В.Н. Плаксин, Н.А. Галка.

Рецензент:

А.А. Юрьева - кандидат исторических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков ВГАУ.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Региональные элиты» для самостоятельной работы студентов вузов, обучающихся по направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, очной и заочной форм обучения / В.Н. Плаксин, Н.А. Галка. – Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2018. - 69 с.

Рабочая тетрадь подготовлена в соответствии с рабочей программой учебного курса «Региональные элиты», изучаемого на гуманитарно-правовом факультете ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Региональные элиты» для самостоятельной работы студентов вузов, обучающихся по направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, очной и заочной форм обучения рассмотрена и рекомендована к изданию:

- на заседании кафедры истории, философии и социально-политических дисциплин (протокол № 1 от 31.08.2018 г.);

- на заседании методической комиссии гуманитарно-правового факультета (протокол № 1 от 31.08.2018 г.).

 

 

© Плаксин В.Н., Галка Н.А., составление, 2018.

© Оформление. ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2018.

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уважаемый студент! Эта рабочая тетрадь предназначена для помощи Вам в овладении курсом «Региональные элиты». Она включает основные разделы курса и поможет сосредоточиться на ключевых моментах и идеях.

При решении задач и выполнении заданий Вы можете использовать соответствующий материал в учебниках (список приведён ниже).

Правила пользования тетрадью

Внимательно прочитайте задание. Отвечайте на вопрос конкретно, с использованием лекционного материала и материала учебного пособия. Если в задании указаны несколько альтернатив, укажите, на Ваш взгляд, единственно верную. Систематическая работа над заданиями поможет Вам предметно овладеть знаниями по данной дисциплине. Рабочая тетрадь – это способ Вашего взаимодействия с преподавателем. Ваш преподаватель будет консультировать Вас по выполнению заданий и окажет необходимую помощь.

Рабочая тетрадь является эффективным средством активизации учебного процесса, способствует формированию профессиональных компетенций и реализации ФГОС ВО.

 

Перечень тем учебной дисциплины «Региональные элиты»

Раздел I. Теоретико-методологические подходы к изучению элит

ТЕМА 1. Предмет, структура и исторические корни элитологии

ТЕМА 2. Элитарность общества и общая характеристика элиты

ТЕМА 3. Теории элит

Раздел II. Политические элиты в истории России

ТЕМА 4. Общая характеристика политических элит периода IX-XIX веков

ТЕМА 5. Политическая элита и номенклатура в советском обществе

ТЕМА 6. Трансформация политических элит в постсоветский период

Раздел III. Региональные элиты России

ТЕМА 7. Региональные элиты в России: институты и субъекты

ТЕМА 8. Региональные элиты в России: социальные характеристики

ТЕМА 9. Ресурсы власти и модели взаимодействия политической и бизнес-элиты в регионе

ТЕМА 10. Региональные элиты в условиях вертикали власти

ТЕМА 11. Политическая элита Воронежской области в контексте регионального политического процесса

 

Авторы будут рады Вашим предложениям и замечаниям по структуре и содержанию рабочей тетради, предложения направлять по электронному адресу: nadejdagalka @ yandex. ru. Тема письма: отзывы о рабочей тетради по дисциплине «Региональные элиты».

 


ТЕМА 1. Предмет, структура и исторические корни элитологии

План семинара:

1. Элитология как наука.

2. Предмет и структура элитологии.

3. Исторические корни элитологии.

4. Элитология в России.

ОТВЕТЬТЕ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1) Когда возникла элитология как относительно самостоятельная теория?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) На какие вопросы элитология пытается найти ответы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Из каких компонентов складывается структура элитологии?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) С именами каких ученых связано формирование протоэлитологии?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Как процесс институциализации элитологии проходил в нашей стране?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Задание 1: Охарактеризуйте каждый вид элитологии

 

Теоретическая элитология Практическая элитология Прикладная элитология
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

Задание 2: Установите соответствие между основными элитологическими направлениями и их характеристиками

 

1. ___ Антропологическая элитология   2. ___ Онтологическая элитология   3. ___ Социальная антропология

 

 

А. Наука о высшей страте в любой системе социальной стратификации, об ее особых функциях, связанных с управлением системой в целом или тех или иных ее подсистем.   Б. Наука, изучающая природу человеческой уникальности, в отличие от окружающего мира, тех качеств человеческой личности, которые способствуют формированию человеческого достоинства.   В. Наука о дифференциации, иерархизации, структурализации и упорядоченности бытия.  

 

Задание 3: Укажите, что изучают нижеприведенные вспомогательные элитологические дисциплины

 

Агиография и агиология

 
 
 
 

Аскетика

 
 
 
 

Генеалогия

 
 
 
 

Герменевтика

 
 
 
 

Евгеника

 
 
 
 

Идеология

 
 
 
 

Персонализм

 
 
 
 

Психографология

 
 
 
 

Элитопсихология

 
 
 
 

Социальный дарвинизм

 
 
 
 

"Философия самосознания"

 
 
 
 

Этика совершенства

 
 
 
 

 

Задание 4: Установите соответствие между научными подходами к исследованию региональных элит их характеристиками и методами реализации

 

Позиционный подход ________   Репутационный подход ________     «Решенческий» (деятельностный) подход ________

 

 

1. Выявляет степень влияния и авторитет властвующих лиц в общественном мнении.   2. Выявляет и изучает формальные статусные позиции индивидов в иерархии власти, их функции.   3. Раскрывает реальные влияния на принятие решений на основе анализа политической динамики и итогов политических процессов, в т.ч. на уровне внутриэлитных взаимодействи.
         
А. в основном означает проведение экспертного опроса или (реже) массового анкетного опроса, интервью.   Б. предполагает доступ аналитика к процессу принятия решений внутри элиты либо доступ к текущему архиву политической структуры. Применяется наблюдение, эксперимент, анализ документов.   В. чаще всего реализуется в методе анализа документов официального происхождения – законов, подзаконных актов, биографических справок, сообщений о назначениях и отставках.

 

Задание 5: Укажите представителей современной российской элитологии и какой вклад в ее развитие они внесли

 

Ученый Какое направление элитологии разрабатывал

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 

Дискуссия

 

Элитаризм, элитизм или эгалитаризм: кто прав? Обоснуйте вашу точку зрения

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕСТ

1. Аристократическое и глубоко консервативное мировоззрение, исходящее из того, что разделение общества на элиту и массу – норматив социальной структуры, атрибут цивилизации (отсутствие такого разделения – признак дикости, неразвитости общества):

а) элитаризм;

б) элитизм;

в) элитология;

г) эгалитаризм.

 

2. Концептуальный подход в элитологии, признающий разделение общества на элиту и массу, сторонники которого считают законным и даже желательным высокий уровень социальной мобильности:

а) элитаризм;

б) элитизм;

в) элитология;

г) эгалитаризм.

 

3. Согласно кому из перечисленных мыслителей древности, идеального правителя («благородного мужа») должны отличать высокие добродетели, основанные на воспитании, дающие ему право властвовать над народом?      

а) Гуань Чжун;

б) Конфуций;

в) Гераклит;

г) Пифагор;

д) Сократ.

 

4. Кто из мыслителей прошлого предложил модель идеального государства во главе которого должны находится философы?        

а) Н. Макиавелли;

б) Платон;

в) Аристотель;

г) Ф. Аквинский;

д) Конфуций.

 

5. Кому принадлежит утверждение о том, что власть предпочтительнее доверять тому, кто к ней менее рвётся и кто отчасти этой властью тяготится?   

а) Н. Макиавелли;

б) Платон;

в) Аристотель;

г) Ф. Аквинский;

д) Конфуций.

 

6. Какому мыслителю древности принадлежит следующее изречение: «Лучший властитель – о котором знают, что он есть, и все. Которого любят и почитают, тот похуже. Еще хуже тот, которого народ боится. Хуже всех, над которым смеются»?

а) Лао-Цзы;

б) Платон;

в) Аристотель;

г) Ф. Аквинский;

д) Конфуций.

 

7. Кто из мыслителей древности считал, что люди от рождения обладают более или менее одинаковыми способностями овладевать знаниями, остальное зависит уже от их усилий, их характера, а также разработал механизмы и технологии отбора для обучения эффективных чиновников и их продвижения по службе?           

а) Н. Макиавелли;

б) Платон;

в) Аристотель;

г) Ф. Аквинский;

д) Конфуций.

 

8. Кто из перечисленных учёных является представителем современной российской школы элитологии?

(отметьте все правильные ответы)

а) Н. Бердяев;

б) Г. Ашин;

в) П. Сорокин;

г) В. Мохов;

д) А. Понеделков.

 

9. Российская школа элитологии институционализировалась:           

а) вначале XX в.;

б) в 20-е годы XX в.;

в) в 50-е годы XX в.;

г) в 90-е годы XX в.;

д) в начале XXI в.

 

10. Кто из перечисленных учёных прошлого внёс вклад в развитие российской школы элитологии? (отметьте все правильные ответы)

а) Н. Бердяев;

б) Г. Ашин;

в) П. Сорокин;

г) В. Мохов;

д) Н. Данилевский.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Элитарная гносеология как философия избранных.

2. Элита в эгалитаристской парадигме.

3. Развитие элитологических идей в философской мысли Древнего Востока (Гуань Чжун, Лао-Цзы, Конфуций и др.).

4. Становление и расцвет элитологических идей в Античной философии (Сократ, Пифагор, Демокрит, Платон, Аристотель, Сенека и др.).

5. Представления об элите, элитарном в Средневековье (А. Аврелий, Ф. Аквинский, Иоанн Солсберийский и др.).

6. Представления об элите, элитарном в эпоху Возрождения (Н. Кузанский, Дж. Мирандола, Н. Макиавелли и др.).

7. Развитие идей элитарности в Новое время.

8. Российская элитология в XIX веке.

9. Российская элитология в первой половине XX века.

10. Современная российская элитология.

11. Развитие элитологии в XX столетии.

12. Онтологическая элитология в творчестве Хосе Ортега-и-Гассета.

 

 

ОТВЕТЬТЕ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1) Какие функции выполняет элита в обществе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Какова структура элиты?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Задание 1: Проанализируйте структуру современной российской политической элиты.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2: Выделите критерии и механизмы отбора в политическую, экономическую и духовную элиту современной России.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3: Могут ли, на ваш взгляд, одни и те же индивиды быть отнесены одновременно к различным элитам? Ответ обоснуйте.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕСТ

1. Термин «элита» в переводе с французского означает:

(отметьте все правильные ответы)

а) высший;

б) управленец;

в) лучший;

г) избранный;

д) умный.

 

2. Что такое плутократия?

а) власть жуликов, плутов;

б) народовластие;

в) власть военного сословия;

г) власть богачей;

д) власть, сосредоточенная в руках одной партии.

 

3. Элита выполняет ряд функций из которых основной можно назвать:

а) коммуникативная;

б) интегративная;

в) социализаторская;

г) управленческая;

д) защиты и обеспечения безопасности.

 

4. Элиты подразделяются на следующие виды:

(отметьте все правильные ответы)

а) экономические элиты;

б) социальные;

в) инженерно-технические;

г) военные;

д) художественные.

 

5. В структуру властвующей элиты входит:

(отметьте все правильные ответы)

а) экономические элиты;

б) социальные;

в) культурные;

г) военные;

д) инженерно-технические.

 

6. Маргинальная элита – это:

а) профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию;

б) лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции;

в) группа лиц, стремящихся культивировать высшие ценности культуры, обобщать опыт мировой истории;

г) лица, обладающие высшими показателями по одному или двум из таких критериев, как доход, профессиональный статус и образование;

д) лица, контролирующие основные финансово-экономические структуры страны.

 

7. Социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников называют:

а) экономические элиты;

б) политические;

в) культурные;

г) военные;

д) идеологические.

 

8. Властная элита – это:

а) профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию;

б) круг лиц, состоящий из объединений тех, кто занял главенствующее положение в политике, в органах юстиции, внутренних дел, в промышленности и обороне и т.д.;

в) группа лиц, стремящихся культивировать высшие ценности культуры, обобщать опыт мировой истории;

г) лица, обладающие высшими показателями по одному или двум из таких критериев, как доход, профессиональный статус и образование;

д) лица, контролирующие основные финансово-экономические структуры страны.

 

9. Что понимается под циркуляцией элиты?

а) процесс сплачивания наиболее ценных представителей общества в единую, небольшую, привилегированную группу на основе каких-то критериев;

б) отбора в элиту наиболее ценных представителей;

в) процесс периодической смены элиты;

г) процесс созревания её как политического класса, берущего ответственность за принятые решения;

д) процесс её легитимизации.

 

10. Что понимается под социальной представительностью элиты?

а) её социальное происхождение;

б) выражение ею интересов той или иной части общества;

в) её партийная принадлежность;

г) её ценностные ориентации;

д) её авторитет в обществе.

 

11. Носителей политико-управленческих качеств и функций называют:

а) политическая партия;

б) политическая фракция;

в) политическая элита;

г) политическая клика;

д) политические менеджеры.

 

12. Основным признаком политической элиты выступает:

а) альтруизм;

б) обладание властью и монополизация права на принятие решений;

в) интеллектуальное превосходство над массой;

г) моральное превосходство над массой;

д) «миссионерский дух», т.е. отождествление себя с обществом как целым и сознание своего долга руководить страной, определять судьбу народа.

 

13. Какое из приведенных понятий точнее и ёмче выражает основную функциональную роль политической элиты:

а) руководство;

б) управление;

в) представительство;

г) координация;

д) согласование.

 

14. Элита – это группа людей, имеющая:

а) выдающиеся способности;

б) занимающие руководящие должности;

в) знатное происхождение;

г) большие материальные богатства;

д) всё перечисленное может относиться к этой группе.

 

15. Закрытый механизм формирования политических элит характерен для обществ:

(отметьте все правильные ответы)

а) тоталитарных;

б) демократических;

в) авторитарных;

г) либеральных.

 

16. Контрэлита – это элита:

а) оппозиционная;

б) правящая;

в) наследственная;

г) культурная;

д) производящая революционные изменения.

 

17. Рекрутирование политических элит означает:

а) насилие над ней;

б) процесс её формирования;

в) процесс её смены;

г) процесс её адаптации к осуществлению управленческих функций;

д) процесс делигитимизации (постепенная потеря своих позиций и поддержки со стороны масс).

 

18. Функциональные элиты – это:           

а) профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию;

б) лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции;

в) группа лиц, стремящихся культивировать высшие ценности культуры, обобщать опыт мировой истории;

г) категория лиц, вносящих наибольший вклад в систему научных знаний;

д) лица, контролирующие основные финансово-экономические структуры страны.

 

19. Антрепренёрская (предпринимательская) система рекрутирования элит преобладает в государствах:

а) тоталитарных;

б) демократических;

в) абсолютистских;

г) авторитарных;

д) либеральных.

 

20. Для антрепренёрской системы рекрутирования элиты характерны черты:

а) высокая конкурентность отбора, острота соперничества;

б) закрытый круг селектората;

в) медленное продвижение наверх по служебной лестнице;

г) наличие многочисленных формальных требований для занятия должностей;

д) подбор кадров осуществляется узким кругом руководителей.

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Элитарность общества и его обоснование.

2. Функции политической элиты.

3. Контрэлита: понятие и функции.

4. Элита в тоталитарном и демократическом обществе: сравнительный анализ.

5. Высшая, средняя и низшая элиты современной России.

6. Экономическая элита (бизнес-элита) современной России и ее влияние на общественное и государственное развитие.

7. Роль военной элиты в современных государствах.

8. Роль духовной элиты в обществе: общая характеристика.

 

 

ТЕМА 3. Теории элит

План семинара:

1. Теория элит классиков элитологии: Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса.

2. Фашистский вариант элитаризма, расизм и элитология.

ОТВЕТЬТЕ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1) Каковы общие черты в понимании роли элиты в обществе и взаимоотношений внутри элитного слоя, а также между элитой и массой у представителей макиавелистской школы в элитологии?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Каковы общие черты в понимании роли элиты в обществе и взаимоотношений внутри элитного слоя, а также между элитой и массой у представителей ценностных теорий элиты?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Каковы общие черты в понимании роли элиты в обществе и взаимоотношений внутри элитного слоя, а также между элитой и массой у представителей леволиберальных теорий элиты?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) Как сторонники теории демократического элитизма соединяют, на первый взгляд, несовместимые понятия «демократия» и «элиты»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Задание 1:

Английский социолог М. Янг в 1958 г. в книге «Восход демократий» сформулировал теорию меритократии (от лат. meritus — заслуга, достоинство и греч. kratos — власть). В ней он указывал на то, что правление организованного большинства перерастает в так называемую меритократию, то есть правление с помощью лиц, имеющих особые заслуги и достоинства. Степень социального прогресса, по мнению М. Янга, зависит от меры сочетания власти и интеллекта.

Несколько позже американский социолог Д. Белл отмечал: «Принцип меритократии должен проникнуть в университеты, бизнес, правительство. Общество, которое не имеет своих лучших людей во главе его ведущих институтов, есть социологический и моральный абсурд». Как вы думаете, что лучше — правление большинства или правление с помощью квалифицированных специалистов? Можно ли полагать, что в основе политического руководства современной России лежит принцип меритократии? Свой ответ обоснуйте.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2:

Г. Моска выявил три способа существования «политического класса»: 1) «увековечение» без обновления; 2) «увековечение» с обновлением; 3) частое обновление. Какой из перечисленных способов можно считать наиболее оптимальным для поступательного развития общества?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3:

Немецкий социолог П.Г. Дрейцель ввел понятие «социально-политическая элита», предполагая, что существуют социальная и политическая элита, которые различаются степенью влияния на поступки других людей. Укажите в нижеприведенной таблице, какие из перечисленных ниже групп по содержанию ресурсов и способам влияния входят в социальную элиту, а какие — в политическую:

те, кто занимает высшие позиции в группе, организации, институте, которых они достигли в результате продуктивности своих знаний  
те, кто занимает высшие позиции в группе, организации, институте, которых они достигли в результате обладания властью или влиянием на процесс принятия решений по сохранению или изменению социальной структуры  
те, кто участвует в нормотворчестве  
те, кто может быть примером поведения для других  
те, кто благодаря своему престижу нормативно определяет поведение людей  

 

Задание 4:

Ф. Ницше делил общество на две части: на лидеров (духовную аристократию) и «недочеловеков». Участь последних — быть ведомыми. Происхождение лидерства двояко. Есть лидеры толпы, лишь выражающие интересы масс, но есть «подлинные герои — сверхчеловеки», презирающие толпу и исключающие возможность воздействия на себя со стороны. «Творческий инстинкт» героев, их стремление обладать властью и определяют смысл человеческой истории. Поэтому власть и способы ее достижения свободны от моральных ограничений, ибо мораль — «оружие слабых». Самореализация лидера и его идей важнее судеб тысяч последователей — «недочеловеков». Какова, по вашему мнению, природа лидерства по Ф. Ницше?

__________________________________________________________________________________

 

Задание 5:

Насколько справедливо утверждение о том, что лидерство — функция ситуации? В чем достоинства и недостатки следующего объяснения природы лидерства: «Нет сомнения, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великие события — всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер "чувствует" ситуацию и знает, как позволить ей развиваться до точки, когда он сможет ее использовать. Величайшие лидеры обладали способностью обратить ситуацию в свой актив. Ситуации могут быть созданы силой великого лидера в той же мере, в какой слабый лидер может быть создан силой ситуации». Приведите примеры использования выдающейся личностью ситуации для собственного возвеличивания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6:

Когда-то Н. Макиавелли сформулировал правила, обеспечивающие эффективное лидерство:

1) «при управлении людьми их необходимо или ласкать, или угнетать... Если уж приходится подданных угнетать, то делать это следует таким образом, чтобы отнимать у них всякую возможность отмщения»;

2) «государи, когда дело идет о единстве их подданных, не должны бояться прослыть жестокими»;

3) «заставляя бояться себя, государи должны, однако, не возбудить против себя ненависти. Внушать страх, не возбуждая ненависти, для них очень выгодно»;

4) «существует два способа действия для достижения цели: путь закона и путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — способ диких животных... Государи должны уметь пользоваться обоими способами»;

5) «государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы»;

6) «предусмотрительный государь не должен... исполнять своих обещаний и обязательств, если такое исполнение будет для него вредным»;

7) «государи должны обладать великим искусством притворства и одурачивания... человек, умеющий хорошо лгать, всегда найдет достаточно легковерных людей, охотно поддающихся обману»;

8) «государи должны обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам».

Насколько, на ваш взгляд, изменились принципы эффективного лидерства со времен Н. Макиавелли? Назовите имена российских и зарубежных политиков, которые в своей деятельности придерживались подобных правил.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дискуссия

Какая из существующих теорий элит, на ваш взгляд, является наиболее соответствующей действительности. Ответ аргументируйте.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕСТ

1. В процессе формирования политических элит прослеживается две тенденции – аристократическая и демократическая. Это положение принадлежит:

а) Х. Ортега-и-Гассету;

б) Р. Михельсу;

в) Ф. Ницше;

г) Г. Тарду;

д) Г. Моска.

 

2. Кто из перечисленных учёных был автором теории циркуляции элит?

а) Н. Макиавелли;

б) О. Шопенгауэр;

в) В. Парето;

г) Н. Данилевский;

д) П. Сорокин.

 

3. «Элита больше не является единой сплочённой группой. Ни одна из групп элит не может доминировать во всех областях жизни общества». Это положение соотносится с концепцией элит:

а) плюралистической;

б) леволиберальной;

в) ценностной;

г) психологической;

д) макиавеллистской.

 

4. Кто из авторов под элитой понимал правящий класс?

а) В. Парето;

б) Г. Моска;

в) Р. Михельс;

г) Ч. Миллс;

д) Э. Гольтман.

 

5. Кто из элитологов предложил деление элиты на правящую и контрэлиту?         

а) В. Парето;

б) Г. Моска;

в) Р. Михельс;

г) Ч. Миллс;

д) Э. Гольтман.

 

6. Какие типы элит, сменяющие друг друга в истории, в зависимости от характера общественного развития, выделил В. Парето?

а) львы и лисы;

б) зайцы и волки;

в) коты и мыши;

г) собаки и кошки;

д) лисы и медведи.

 

7. Какими качествами должны обладать представители элиты согласно Г. Моска?           

а) смелость;

б) мужество;

в) организаторские способности;

г) лояльность;

д) отзывчивость.

 

8. Какие тенденции развития элиты выделил Г. Моска?         

а) открытая и


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.259 с.