Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-06-23 | 86 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»
Гуманитарно-правовой факультет
Кафедра истории, философии и социально-политических дисциплин
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине
«РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ»
для самостоятельной работы студентов вузов, обучающихся по направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление,
очной и заочной форм обучения
Студента (Ф.И.О.)_________________________________________________
курса, группы, факультета_________________________________________
Воронеж 2018
Составители: В.Н. Плаксин, Н.А. Галка.
Рецензент:
А.А. Юрьева - кандидат исторических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков ВГАУ.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Региональные элиты» для самостоятельной работы студентов вузов, обучающихся по направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, очной и заочной форм обучения / В.Н. Плаксин, Н.А. Галка. – Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2018. - 69 с.
Рабочая тетрадь подготовлена в соответствии с рабочей программой учебного курса «Региональные элиты», изучаемого на гуманитарно-правовом факультете ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Региональные элиты» для самостоятельной работы студентов вузов, обучающихся по направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, очной и заочной форм обучения рассмотрена и рекомендована к изданию:
- на заседании кафедры истории, философии и социально-политических дисциплин (протокол № 1 от 31.08.2018 г.);
- на заседании методической комиссии гуманитарно-правового факультета (протокол № 1 от 31.08.2018 г.).
|
© Плаксин В.Н., Галка Н.А., составление, 2018.
© Оформление. ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2018.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уважаемый студент! Эта рабочая тетрадь предназначена для помощи Вам в овладении курсом «Региональные элиты». Она включает основные разделы курса и поможет сосредоточиться на ключевых моментах и идеях.
При решении задач и выполнении заданий Вы можете использовать соответствующий материал в учебниках (список приведён ниже).
Правила пользования тетрадью
Внимательно прочитайте задание. Отвечайте на вопрос конкретно, с использованием лекционного материала и материала учебного пособия. Если в задании указаны несколько альтернатив, укажите, на Ваш взгляд, единственно верную. Систематическая работа над заданиями поможет Вам предметно овладеть знаниями по данной дисциплине. Рабочая тетрадь – это способ Вашего взаимодействия с преподавателем. Ваш преподаватель будет консультировать Вас по выполнению заданий и окажет необходимую помощь.
Рабочая тетрадь является эффективным средством активизации учебного процесса, способствует формированию профессиональных компетенций и реализации ФГОС ВО.
Перечень тем учебной дисциплины «Региональные элиты»
Раздел I. Теоретико-методологические подходы к изучению элит
ТЕМА 1. Предмет, структура и исторические корни элитологии
ТЕМА 2. Элитарность общества и общая характеристика элиты
ТЕМА 3. Теории элит
Раздел II. Политические элиты в истории России
ТЕМА 4. Общая характеристика политических элит периода IX-XIX веков
ТЕМА 5. Политическая элита и номенклатура в советском обществе
ТЕМА 6. Трансформация политических элит в постсоветский период
Раздел III. Региональные элиты России
ТЕМА 7. Региональные элиты в России: институты и субъекты
ТЕМА 8. Региональные элиты в России: социальные характеристики
ТЕМА 9. Ресурсы власти и модели взаимодействия политической и бизнес-элиты в регионе
|
ТЕМА 10. Региональные элиты в условиях вертикали власти
ТЕМА 11. Политическая элита Воронежской области в контексте регионального политического процесса
Авторы будут рады Вашим предложениям и замечаниям по структуре и содержанию рабочей тетради, предложения направлять по электронному адресу: nadejdagalka @ yandex. ru. Тема письма: отзывы о рабочей тетради по дисциплине «Региональные элиты».
ТЕМА 1. Предмет, структура и исторические корни элитологии
План семинара:
1. Элитология как наука.
2. Предмет и структура элитологии.
3. Исторические корни элитологии.
4. Элитология в России.
ОТВЕТЬТЕ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1) Когда возникла элитология как относительно самостоятельная теория?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) На какие вопросы элитология пытается найти ответы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Из каких компонентов складывается структура элитологии?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) С именами каких ученых связано формирование протоэлитологии?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Как процесс институциализации элитологии проходил в нашей стране?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Задание 1: Охарактеризуйте каждый вид элитологии
Теоретическая элитология | Практическая элитология | Прикладная элитология |
Задание 2: Установите соответствие между основными элитологическими направлениями и их характеристиками
1. ___ Антропологическая элитология | 2. ___ Онтологическая элитология | 3. ___ Социальная антропология |
А. Наука о высшей страте в любой системе социальной стратификации, об ее особых функциях, связанных с управлением системой в целом или тех или иных ее подсистем. | Б. Наука, изучающая природу человеческой уникальности, в отличие от окружающего мира, тех качеств человеческой личности, которые способствуют формированию человеческого достоинства. | В. Наука о дифференциации, иерархизации, структурализации и упорядоченности бытия. |
Задание 3: Укажите, что изучают нижеприведенные вспомогательные элитологические дисциплины
Агиография и агиология | |
Аскетика | |
Генеалогия | |
Герменевтика | |
Евгеника | |
Идеология | |
Персонализм | |
Психографология | |
Элитопсихология | |
Социальный дарвинизм | |
"Философия самосознания" | |
Этика совершенства | |
Задание 4: Установите соответствие между научными подходами к исследованию региональных элит их характеристиками и методами реализации
|
Позиционный подход ________ | Репутационный подход ________ | «Решенческий» (деятельностный) подход ________ |
1. Выявляет степень влияния и авторитет властвующих лиц в общественном мнении. | 2. Выявляет и изучает формальные статусные позиции индивидов в иерархии власти, их функции. | 3. Раскрывает реальные влияния на принятие решений на основе анализа политической динамики и итогов политических процессов, в т.ч. на уровне внутриэлитных взаимодействи. | ||
А. в основном означает проведение экспертного опроса или (реже) массового анкетного опроса, интервью. | Б. предполагает доступ аналитика к процессу принятия решений внутри элиты либо доступ к текущему архиву политической структуры. Применяется наблюдение, эксперимент, анализ документов. | В. чаще всего реализуется в методе анализа документов официального происхождения – законов, подзаконных актов, биографических справок, сообщений о назначениях и отставках. |
Задание 5: Укажите представителей современной российской элитологии и какой вклад в ее развитие они внесли
Ученый | Какое направление элитологии разрабатывал |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Дискуссия
Элитаризм, элитизм или эгалитаризм: кто прав? Обоснуйте вашу точку зрения
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕСТ
1. Аристократическое и глубоко консервативное мировоззрение, исходящее из того, что разделение общества на элиту и массу – норматив социальной структуры, атрибут цивилизации (отсутствие такого разделения – признак дикости, неразвитости общества):
а) элитаризм;
б) элитизм;
в) элитология;
г) эгалитаризм.
2. Концептуальный подход в элитологии, признающий разделение общества на элиту и массу, сторонники которого считают законным и даже желательным высокий уровень социальной мобильности:
а) элитаризм;
б) элитизм;
в) элитология;
г) эгалитаризм.
3. Согласно кому из перечисленных мыслителей древности, идеального правителя («благородного мужа») должны отличать высокие добродетели, основанные на воспитании, дающие ему право властвовать над народом?
|
а) Гуань Чжун;
б) Конфуций;
в) Гераклит;
г) Пифагор;
д) Сократ.
4. Кто из мыслителей прошлого предложил модель идеального государства во главе которого должны находится философы?
а) Н. Макиавелли;
б) Платон;
в) Аристотель;
г) Ф. Аквинский;
д) Конфуций.
5. Кому принадлежит утверждение о том, что власть предпочтительнее доверять тому, кто к ней менее рвётся и кто отчасти этой властью тяготится?
а) Н. Макиавелли;
б) Платон;
в) Аристотель;
г) Ф. Аквинский;
д) Конфуций.
6. Какому мыслителю древности принадлежит следующее изречение: «Лучший властитель – о котором знают, что он есть, и все. Которого любят и почитают, тот похуже. Еще хуже тот, которого народ боится. Хуже всех, над которым смеются»?
а) Лао-Цзы;
б) Платон;
в) Аристотель;
г) Ф. Аквинский;
д) Конфуций.
7. Кто из мыслителей древности считал, что люди от рождения обладают более или менее одинаковыми способностями овладевать знаниями, остальное зависит уже от их усилий, их характера, а также разработал механизмы и технологии отбора для обучения эффективных чиновников и их продвижения по службе?
а) Н. Макиавелли;
б) Платон;
в) Аристотель;
г) Ф. Аквинский;
д) Конфуций.
8. Кто из перечисленных учёных является представителем современной российской школы элитологии?
(отметьте все правильные ответы)
а) Н. Бердяев;
б) Г. Ашин;
в) П. Сорокин;
г) В. Мохов;
д) А. Понеделков.
9. Российская школа элитологии институционализировалась:
а) вначале XX в.;
б) в 20-е годы XX в.;
в) в 50-е годы XX в.;
г) в 90-е годы XX в.;
д) в начале XXI в.
10. Кто из перечисленных учёных прошлого внёс вклад в развитие российской школы элитологии? (отметьте все правильные ответы)
а) Н. Бердяев;
б) Г. Ашин;
в) П. Сорокин;
г) В. Мохов;
д) Н. Данилевский.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
1. Элитарная гносеология как философия избранных.
2. Элита в эгалитаристской парадигме.
3. Развитие элитологических идей в философской мысли Древнего Востока (Гуань Чжун, Лао-Цзы, Конфуций и др.).
4. Становление и расцвет элитологических идей в Античной философии (Сократ, Пифагор, Демокрит, Платон, Аристотель, Сенека и др.).
5. Представления об элите, элитарном в Средневековье (А. Аврелий, Ф. Аквинский, Иоанн Солсберийский и др.).
6. Представления об элите, элитарном в эпоху Возрождения (Н. Кузанский, Дж. Мирандола, Н. Макиавелли и др.).
7. Развитие идей элитарности в Новое время.
8. Российская элитология в XIX веке.
9. Российская элитология в первой половине XX века.
10. Современная российская элитология.
11. Развитие элитологии в XX столетии.
12. Онтологическая элитология в творчестве Хосе Ортега-и-Гассета.
ОТВЕТЬТЕ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1) Какие функции выполняет элита в обществе?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Какова структура элиты?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Задание 1: Проанализируйте структуру современной российской политической элиты.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2: Выделите критерии и механизмы отбора в политическую, экономическую и духовную элиту современной России.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3: Могут ли, на ваш взгляд, одни и те же индивиды быть отнесены одновременно к различным элитам? Ответ обоснуйте.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕСТ
1. Термин «элита» в переводе с французского означает:
(отметьте все правильные ответы)
а) высший;
б) управленец;
в) лучший;
г) избранный;
д) умный.
2. Что такое плутократия?
а) власть жуликов, плутов;
б) народовластие;
в) власть военного сословия;
г) власть богачей;
д) власть, сосредоточенная в руках одной партии.
3. Элита выполняет ряд функций из которых основной можно назвать:
а) коммуникативная;
б) интегративная;
в) социализаторская;
г) управленческая;
д) защиты и обеспечения безопасности.
4. Элиты подразделяются на следующие виды:
(отметьте все правильные ответы)
а) экономические элиты;
б) социальные;
в) инженерно-технические;
г) военные;
д) художественные.
5. В структуру властвующей элиты входит:
(отметьте все правильные ответы)
а) экономические элиты;
б) социальные;
в) культурные;
г) военные;
д) инженерно-технические.
6. Маргинальная элита – это:
а) профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию;
б) лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции;
в) группа лиц, стремящихся культивировать высшие ценности культуры, обобщать опыт мировой истории;
г) лица, обладающие высшими показателями по одному или двум из таких критериев, как доход, профессиональный статус и образование;
д) лица, контролирующие основные финансово-экономические структуры страны.
7. Социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников называют:
а) экономические элиты;
б) политические;
в) культурные;
г) военные;
д) идеологические.
8. Властная элита – это:
а) профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию;
б) круг лиц, состоящий из объединений тех, кто занял главенствующее положение в политике, в органах юстиции, внутренних дел, в промышленности и обороне и т.д.;
в) группа лиц, стремящихся культивировать высшие ценности культуры, обобщать опыт мировой истории;
г) лица, обладающие высшими показателями по одному или двум из таких критериев, как доход, профессиональный статус и образование;
д) лица, контролирующие основные финансово-экономические структуры страны.
9. Что понимается под циркуляцией элиты?
а) процесс сплачивания наиболее ценных представителей общества в единую, небольшую, привилегированную группу на основе каких-то критериев;
б) отбора в элиту наиболее ценных представителей;
в) процесс периодической смены элиты;
г) процесс созревания её как политического класса, берущего ответственность за принятые решения;
д) процесс её легитимизации.
10. Что понимается под социальной представительностью элиты?
а) её социальное происхождение;
б) выражение ею интересов той или иной части общества;
в) её партийная принадлежность;
г) её ценностные ориентации;
д) её авторитет в обществе.
11. Носителей политико-управленческих качеств и функций называют:
а) политическая партия;
б) политическая фракция;
в) политическая элита;
г) политическая клика;
д) политические менеджеры.
12. Основным признаком политической элиты выступает:
а) альтруизм;
б) обладание властью и монополизация права на принятие решений;
в) интеллектуальное превосходство над массой;
г) моральное превосходство над массой;
д) «миссионерский дух», т.е. отождествление себя с обществом как целым и сознание своего долга руководить страной, определять судьбу народа.
13. Какое из приведенных понятий точнее и ёмче выражает основную функциональную роль политической элиты:
а) руководство;
б) управление;
в) представительство;
г) координация;
д) согласование.
14. Элита – это группа людей, имеющая:
а) выдающиеся способности;
б) занимающие руководящие должности;
в) знатное происхождение;
г) большие материальные богатства;
д) всё перечисленное может относиться к этой группе.
15. Закрытый механизм формирования политических элит характерен для обществ:
(отметьте все правильные ответы)
а) тоталитарных;
б) демократических;
в) авторитарных;
г) либеральных.
16. Контрэлита – это элита:
а) оппозиционная;
б) правящая;
в) наследственная;
г) культурная;
д) производящая революционные изменения.
17. Рекрутирование политических элит означает:
а) насилие над ней;
б) процесс её формирования;
в) процесс её смены;
г) процесс её адаптации к осуществлению управленческих функций;
д) процесс делигитимизации (постепенная потеря своих позиций и поддержки со стороны масс).
18. Функциональные элиты – это:
а) профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию;
б) лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции;
в) группа лиц, стремящихся культивировать высшие ценности культуры, обобщать опыт мировой истории;
г) категория лиц, вносящих наибольший вклад в систему научных знаний;
д) лица, контролирующие основные финансово-экономические структуры страны.
19. Антрепренёрская (предпринимательская) система рекрутирования элит преобладает в государствах:
а) тоталитарных;
б) демократических;
в) абсолютистских;
г) авторитарных;
д) либеральных.
20. Для антрепренёрской системы рекрутирования элиты характерны черты:
а) высокая конкурентность отбора, острота соперничества;
б) закрытый круг селектората;
в) медленное продвижение наверх по служебной лестнице;
г) наличие многочисленных формальных требований для занятия должностей;
д) подбор кадров осуществляется узким кругом руководителей.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
1. Элитарность общества и его обоснование.
2. Функции политической элиты.
3. Контрэлита: понятие и функции.
4. Элита в тоталитарном и демократическом обществе: сравнительный анализ.
5. Высшая, средняя и низшая элиты современной России.
6. Экономическая элита (бизнес-элита) современной России и ее влияние на общественное и государственное развитие.
7. Роль военной элиты в современных государствах.
8. Роль духовной элиты в обществе: общая характеристика.
ТЕМА 3. Теории элит
План семинара:
1. Теория элит классиков элитологии: Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса.
2. Фашистский вариант элитаризма, расизм и элитология.
ОТВЕТЬТЕ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1) Каковы общие черты в понимании роли элиты в обществе и взаимоотношений внутри элитного слоя, а также между элитой и массой у представителей макиавелистской школы в элитологии?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Каковы общие черты в понимании роли элиты в обществе и взаимоотношений внутри элитного слоя, а также между элитой и массой у представителей ценностных теорий элиты?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Каковы общие черты в понимании роли элиты в обществе и взаимоотношений внутри элитного слоя, а также между элитой и массой у представителей леволиберальных теорий элиты?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Как сторонники теории демократического элитизма соединяют, на первый взгляд, несовместимые понятия «демократия» и «элиты»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Задание 1:
Английский социолог М. Янг в 1958 г. в книге «Восход демократий» сформулировал теорию меритократии (от лат. meritus — заслуга, достоинство и греч. kratos — власть). В ней он указывал на то, что правление организованного большинства перерастает в так называемую меритократию, то есть правление с помощью лиц, имеющих особые заслуги и достоинства. Степень социального прогресса, по мнению М. Янга, зависит от меры сочетания власти и интеллекта.
Несколько позже американский социолог Д. Белл отмечал: «Принцип меритократии должен проникнуть в университеты, бизнес, правительство. Общество, которое не имеет своих лучших людей во главе его ведущих институтов, есть социологический и моральный абсурд». Как вы думаете, что лучше — правление большинства или правление с помощью квалифицированных специалистов? Можно ли полагать, что в основе политического руководства современной России лежит принцип меритократии? Свой ответ обоснуйте.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2:
Г. Моска выявил три способа существования «политического класса»: 1) «увековечение» без обновления; 2) «увековечение» с обновлением; 3) частое обновление. Какой из перечисленных способов можно считать наиболее оптимальным для поступательного развития общества?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3:
Немецкий социолог П.Г. Дрейцель ввел понятие «социально-политическая элита», предполагая, что существуют социальная и политическая элита, которые различаются степенью влияния на поступки других людей. Укажите в нижеприведенной таблице, какие из перечисленных ниже групп по содержанию ресурсов и способам влияния входят в социальную элиту, а какие — в политическую:
те, кто занимает высшие позиции в группе, организации, институте, которых они достигли в результате продуктивности своих знаний | |
те, кто занимает высшие позиции в группе, организации, институте, которых они достигли в результате обладания властью или влиянием на процесс принятия решений по сохранению или изменению социальной структуры | |
те, кто участвует в нормотворчестве | |
те, кто может быть примером поведения для других | |
те, кто благодаря своему престижу нормативно определяет поведение людей |
Задание 4:
Ф. Ницше делил общество на две части: на лидеров (духовную аристократию) и «недочеловеков». Участь последних — быть ведомыми. Происхождение лидерства двояко. Есть лидеры толпы, лишь выражающие интересы масс, но есть «подлинные герои — сверхчеловеки», презирающие толпу и исключающие возможность воздействия на себя со стороны. «Творческий инстинкт» героев, их стремление обладать властью и определяют смысл человеческой истории. Поэтому власть и способы ее достижения свободны от моральных ограничений, ибо мораль — «оружие слабых». Самореализация лидера и его идей важнее судеб тысяч последователей — «недочеловеков». Какова, по вашему мнению, природа лидерства по Ф. Ницше?
__________________________________________________________________________________
Задание 5:
Насколько справедливо утверждение о том, что лидерство — функция ситуации? В чем достоинства и недостатки следующего объяснения природы лидерства: «Нет сомнения, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великие события — всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер "чувствует" ситуацию и знает, как позволить ей развиваться до точки, когда он сможет ее использовать. Величайшие лидеры обладали способностью обратить ситуацию в свой актив. Ситуации могут быть созданы силой великого лидера в той же мере, в какой слабый лидер может быть создан силой ситуации». Приведите примеры использования выдающейся личностью ситуации для собственного возвеличивания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6:
Когда-то Н. Макиавелли сформулировал правила, обеспечивающие эффективное лидерство:
1) «при управлении людьми их необходимо или ласкать, или угнетать... Если уж приходится подданных угнетать, то делать это следует таким образом, чтобы отнимать у них всякую возможность отмщения»;
2) «государи, когда дело идет о единстве их подданных, не должны бояться прослыть жестокими»;
3) «заставляя бояться себя, государи должны, однако, не возбудить против себя ненависти. Внушать страх, не возбуждая ненависти, для них очень выгодно»;
4) «существует два способа действия для достижения цели: путь закона и путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — способ диких животных... Государи должны уметь пользоваться обоими способами»;
5) «государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы»;
6) «предусмотрительный государь не должен... исполнять своих обещаний и обязательств, если такое исполнение будет для него вредным»;
7) «государи должны обладать великим искусством притворства и одурачивания... человек, умеющий хорошо лгать, всегда найдет достаточно легковерных людей, охотно поддающихся обману»;
8) «государи должны обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам».
Насколько, на ваш взгляд, изменились принципы эффективного лидерства со времен Н. Макиавелли? Назовите имена российских и зарубежных политиков, которые в своей деятельности придерживались подобных правил.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дискуссия
Какая из существующих теорий элит, на ваш взгляд, является наиболее соответствующей действительности. Ответ аргументируйте.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕСТ
1. В процессе формирования политических элит прослеживается две тенденции – аристократическая и демократическая. Это положение принадлежит:
а) Х. Ортега-и-Гассету;
б) Р. Михельсу;
в) Ф. Ницше;
г) Г. Тарду;
д) Г. Моска.
2. Кто из перечисленных учёных был автором теории циркуляции элит?
а) Н. Макиавелли;
б) О. Шопенгауэр;
в) В. Парето;
г) Н. Данилевский;
д) П. Сорокин.
3. «Элита больше не является единой сплочённой группой. Ни одна из групп элит не может доминировать во всех областях жизни общества». Это положение соотносится с концепцией элит:
а) плюралистической;
б) леволиберальной;
в) ценностной;
г) психологической;
д) макиавеллистской.
4. Кто из авторов под элитой понимал правящий класс?
а) В. Парето;
б) Г. Моска;
в) Р. Михельс;
г) Ч. Миллс;
д) Э. Гольтман.
5. Кто из элитологов предложил деление элиты на правящую и контрэлиту?
а) В. Парето;
б) Г. Моска;
в) Р. Михельс;
г) Ч. Миллс;
д) Э. Гольтман.
6. Какие типы элит, сменяющие друг друга в истории, в зависимости от характера общественного развития, выделил В. Парето?
а) львы и лисы;
б) зайцы и волки;
в) коты и мыши;
г) собаки и кошки;
д) лисы и медведи.
7. Какими качествами должны обладать представители элиты согласно Г. Моска?
а) смелость;
б) мужество;
в) организаторские способности;
г) лояльность;
д) отзывчивость.
8. Какие тенденции развития элиты выделил Г. Моска?
а) открытая и
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!