Доктора философских наук Сейтахметовой Н.Л., — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Доктора философских наук Сейтахметовой Н.Л.,

2021-06-23 29
Доктора философских наук Сейтахметовой Н.Л., 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Идрисова К.Х.

Из этой книга читатель узнает о моральных качествах и нормах поведения Пророка Ислама Мухаммада, о его привя­занностях, отношении к друзьям и врагам, семье, женщи­нам, детям.

Наставления и учения Пророка, особенно жизненны сей­час, в эпоху морального «застоя». Они учат каждого оста­ваться человеком, пробуждают у читателей лучшие челове­ческие качества.


Новое видение жизни и личности

многочтимого Пророка - да благословит его

Аллах и приветствует

Моя история с вами подобна истории человека, который зажигает огонь [для того чтобы согреться и

дать свет]... но в него падают бабочки, а он

старается спасти их. Я беру вас за ваш пояс с тем,

чтобы вы не попали в огонь ада, и вы ускользаете из

моей руки...

Мухаммад - да благословит его Аллах и приветствует

ОТ ИЗДАТЕЛЯ

в современную эпоху глобализации встает вопрос о сохранении истинных ценностей духовного мирового наследия. Современный многополярный мир требует глубокого понимания бытийственных основ человеческого существования. Не прояснив сути самого существа человека, как божественного творения, невозможно постичь глубину этого сложного мира, в котором мы живем. Международное издательство "ал-Хода" учитывая современные реалии, возникший вновь интерес к исламской культуре и философии в странах постсоветского пространства, связанный с некоторыми проблемами в области исламской этики и исламской истории, осуществил перевод и издание книги современного иранского ученого — Хусейна Саййиди "Подобный весенним цветам".

На основе классических источников по толкованию Корана и хадисов, а также других исторических документов, автор создает систему этического поведения и норм Пророка Мухаммада. Мы выражаем глубокую признательность переводчику — доктору Сулаймонову С, редакторам — Айгараевой В.М., особенно доктору философских наук—Сейтахметовой Н.Л., Идрисову К.Х. за оказанную помощь и консультации в подготовке этой книги.

Мы надеемся, что книга "Подобный весенним цветам", адресованная всем, кто интересуется духовным наследием ислама, будет востребована и актуальна во все времена.

Международное издательство "ал-Хода"

 


Нуждается ли эта красавица в аромате духов? Цветок не нуждается, чтобы его брызгали розовой

Водой.

Мухлис Кашани

ОТ АВТОРА

Разве капля в состоянии рассказать историю океана?

Может ли ночь обрисовать [облик] утра?

Может ли ущелье воспеть высоту горных вершин?

Как же расскажет черная колючка историю краснощекого бутона?

Я есть капля знания, а ты — океан; я — ночь стыда, а ты — утро гордости; я — пустое ущелье, а ты — вершина горы, переполненная [радостью]; я — черная колючка, а ты — распускающийся человеческий бутон. Каким же образом воспевать тебя? Свои [чувства] я могу выразить только языком слезы, как изящно сказал об этом Калим Кашани:

Глаза дороже благодаря кровавым слезам;

Ценность перстня — в драгоценном камне,

вправленном в него.

В течение девяти месяцев в пятистах книгах я искал ароматный запах твоего бытия, порой от сильного влечения расцветая, как цветок, а иногда отчаиваясь от жалости, и после всего этого сегодня я сижу в пяти метрах от твоего мавзолея, который обнимает солнце. Боясь ночных патрулей, в чафия на голове, я молча проливаю слезы и с тревогой запечатлеваю свои чувства на этой белой бумаге. Жалость и страдание сжимают мое сердце. Когда все мое бытие проходит перед глазами и я украдкой бросаю взгляд на твой мавзолей, вижу холм грунта и пыли, покрывающий твою могилу. Будет ли мне позволено когда-нибудь своими ресницами подмести этот холм грунта и пыли с тем, чтобы подвести свои глаза, как сурьмой, пылью любви?

Сейчас ты спокойно спишь напротив меня; нет, нет, ты не спишь, это мы спим в постели неведения, твои глаза озабочены невежеством двадцать первого века.

Любимый! Проводи нас как гостей из ночи невежества в утро знания!

Наши запятнанные руки возьми в свои и научи нас - «как жить» и «как умереть»!

Озари нас лучами солнца своего бытия, чтобы они растопили льды нашей гордости!

Август 2002 г.

Медина, мечеть Пророка —

Да благословит его Аллах и приветствует.

Хусейн Сайииди.


ГЛАВА ПЕРВАЯ

 

САМ

А. ВНЕШНОСТЬ

Имя

Всегда говорил: у Бога для меня десять имен:

Мухаммад — тот, кто обладает множеством хороших нравов;

Махмуд — прославленный, прославляемый;

Ахмад — наиболее прославленный, прославляемый;

Махи — тот, кто уничтожает неверие;

'Акиб - тот, за кем больше не следует [другой] Пророк;

Хашир - тот, перед ногами которого в День Страшного суда собираются люди.

Пророк покаяния

Расул-ал-малахим — Пророк великих битв

Мукаффи — почитаемый всеми людьми

Касим - тот, который является объединяющим в себе множество вещей и совершенным.

Волосы. Его волосы доходили до мочки уха2, они не были ни пышными, ни закрученными,3 и когда он их причесывал, они отделялись друг от друга, подобно крупинкам песка.4 Некоторые передатчики говорили: его [Пророка] волосы доходили до плеч, часто он заплетал свои волосы в четыре косички, и каждое его ухо находилось между двумя косичками; в большинстве случаев он закрывал уши волосами. Его волосы на висках блестели; седых волос на голове и в бороде до конца жизни насчитывалось семнадцать волосков.

Его волосы на голове были густыми,5 борода тоже была густая, но недлинная.6 Его седина большей частью была в бороде на подбородке и на голове, в заушной впадине.7

Лоб. Его лоб был высокий8 и немного выпуклый.9

Брови. Брови соединялись друг с другом,10 они были тонкими и густыми.11

Ресницы. Имел загнутые и густые ресницы.12

Глаза. Чернота его глаз была насыщенная.13 Его глаза были большими.14 Часто из-за ночного бодрствования белки его глаз были немного красноваты.15 Правый глаз три раза, левый два раза он подводил сурьмой и говорил: больше или меньше — не доставляет затруднения. Иногда во время соблюдения поста подводил глаза сурьмой.17 Имел мешочек с сурьмой и в ночное время брал оттуда сурьму, подводил свои глаза.18

Щеки. Его щеки не были ни мясистыми, ни худыми, а были обычными.19 Щеки были скуластыми.20

Нос. Нос был прямой и тонкий.21 Ноздри не были узкими.22

Рот. Его рот был широкий, но соразмерный.23

Подбородок. Обладал коротким, но соразмерным подбородком.24

Зубы. Передние зубы симметрично отделялись друг от друга25 и сверкали от белизны.26

Лицо. Его лицо было белое и симпатичное.27 Анас говорил: «Когда Создатель посылал любого из пророков, каждый из них был розоволикий, и... ваш Пророк [Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует] был самым обаятельным и симпатичным.28 Арабы-кочевники каждый раз, увидев его лицо, говорили: «Клянусь Богом, это лицо не человека-лжеца».29 Его лицо было овальное [круглое].30Под нижней губой имелась родинка.31

Шея. Шея была красивая, недлинная, не короткая, и сверкала, подобно необработанному серебру.32 33

Органы. Он обладал соразмерными крепкими органами34 и имел крепкое телосложение.35 С точки зрения полноты и худощавости был умеренным, хотя в конце жизни поправился.36 Мышцы его тела не были ни рыхлыми, ни вялыми. Годы не повлияли отрицательно на его тело, и оно сверкало, как в пору молодости.37 Ростом был не высоким и не низким, был среднего роста и сам говорил: «Все хорошее в середине».38 Часто потел.39 Его таз — как и у других доблестных мужей — был немного широк.40 Когда какое-то место открывалось, тело из-под одежды сияло белизной.

Плечи. Был коренаст и широкоплеч.41 Предплечья были покрыты волосами.42

Грудная клетка. Начиная от середины грудной клетки и до пупка у него была тонкая линия из волос; кроме этих волос, на нижней части грудной клетки и верхней части полости живота больше волос не было.43 Верхняя часть грудной клетки была покрыта волосами.44

Руки. Запястья его рук были широкие, локти прижаты, ладони были жесткими и сильными.45 Предплечья были покрыты волосами.46 Когда хотел указать на что-то, он указывал руками, а не глазами и бровями.47

Ноги. Бедра его не были толстыми и большими.48 Его ступни были широкими и плотными.49 Имел умеренные и не очень толстые голени.50 Подъем его ступни был высокий.

Перстень. Перстень надевал на правую руку.51 Он предпочитал перстень с вправленным в него опалом52, халцедоном53, агатом54, бирюзой55, хрусталем56, йеменским ониксом57, изумрудом58. Он не любил, когда на мизинце не было перстня.59 Надевать несколько перстней считал предпочтительным.60 На мизинце правой руки носил серебряный перстень.61 Во время омовения три раза двигал перстень.62 Медленно двигал драгоценный камень, вправленный в перстень, направо и долго смотрел на него.63 Обычно перстень надевал на середину среднего пальца, но в большинстве случаев он надевал его на палец, который находился рядом с большим пальцем.64 Железные и медные кольца не одобрял.65 Запрещал надевать кольцо на левую руку. Также не одобрял, когда надевали кольцо на указательный палец.66 Для того, чтобы не забыть что-то, какое-то дело, иногда в кольцо вдевал нитку.

Постель. Он спал необязательно в постели. Иногда спал на своем черном халате, а иногда на земле, другой раз на циновке, а иногда на деревянной кровати, иногда в постели или на кожаном паласе. Его постель была сделана из коры финиковой пальмы. Однажды ночью ему постелили постель в два слоя; когда наступило утро, он сказал: «Вчера эта мягкая постель меня от молитвы удалила». Затем дал распоряжение впредь стелить ему однослойную постель.68

Опрятность. Касательно мужчин. Однажды он сказал мужчине: «Ты исправь свою голову и лицо, это прибавит что-то еще к твоей красоте».69 Еще он говорил: «Когда бороду держат в кулаке, то, что выходит из кулака, необходимо укоротить». Уход за лицом Пророк объявил необходимым. Он говорил: «Вы не должны отращивать большие усы, ибо дьявол избрал их местом своего убежища». Удаление волос из носа считал правильным и говорил: «Поправьте свои усы, удалите волосы из своего носа и введите это себе в привычку, ибо это увеличит вашу красоту».70 Причесывание длинных волос считал желательным делом и сказал, что причесывание волос перед каждой молитвой — желательное и обязательное — имеет свое вознаграждение.71 Он говорил: «Кто носит длинные волосы, тот должен их укоротить или привести их в надлежащий порядок».

Он велел мужчинам укоротить свои ногти.73 Однажды Пророк, посмотрев на одного человека, у которого была длинная борода, сказал: «Как было бы хорошо, если бы он привел в порядок свою бороду». Когда тот человек узнал это пожелание Пророка, то укоротил свою бороду таким образом, что она стала не длинной, не короткой, затем пришел навестить Пророка. И Пророк, увидев его, сказал: «Вот таким образом подстригайте».74 Он всегда говорил: «Стирайте свои одежды, укоротите свои волосы, пользуйтесь мисваком*, будьте чистыми и опрятными, ибо евреи так не поступали, [в результате] их жены стали прелюбодейками».75

Относительно женщин. Женщинам Пророк разрешил красить волосы на голове в черный цвет.76 Он велел женщинам, даже девушкам красить свои руки хной для того, чтобы замужние женщины были опрятными перед своими мужьями, а девушкам - чтобы их руки не были грубыми, подобно рукам мужчин.77 Удаление волос из носа он считал похвальным.78 Причесывать волосы перед каждой молитвой считал заслуживающим вознаграждения.79 Женщин просил, чтобы они удлинили свои ногти для красоты и украшения.80

Касательно всех. Один передатчик говорит, что сидел у Пророка в растрепанной одежде. Пророк спросил у него: «У тебя есть богатство?» Тот сказал: «Да, о Посланник Аллаха, всех разновидностей». Тогда Пророк сказал: «Если Бог тебе даёт богатство, то его (богатства) влияние должно быть видно в твоей личной жизни».81 Он иногда смотрелся в воду и в зеркало и причесывал свои волосы. Он не только своих жен одевал хорошо, но и сам ради своих друзей одевался хорошо. Айша говорит: «Я видела, как Пророк, глядя на воду в своей чашке, приводил в порядок свои волосы, а потом шел к своим друзьям. Я задала ему вопрос: «Да будут мой отец и моя мать твоим выкупом! Ты являешься Пророком и наилучшим созданием, почему же смотришься в воду и прихорашиваешься?» Пророк в ответ сказал: «Бог любит, когда его раб ухаживает за собой, а затем идет к своим друзьям».83 Он говорил: свою одежду и свои вещи так приводите в порядок, чтобы среди людей вы выделялись, как родинка.84

Умащение маслами. Пророк любил умащение и не любил растрепанность. Он говорил: «Умащиваться - значит удалять несчастье».

Когда он умащивался, всегда начинал от головы и бороды и говорил: «Голова перед бородой», — затем мазал брови, потом усы. Перед умащением всегда нюхал масло, а потом мазал свою голову.85 Умащение фиалковым маслом считал лучшим и предпочитал его другим маслам.86 Умащиваться маслом маслины и употреблять его в пищу объявил желательным.87 Он говорил: «Умащивайтесь маслом фиалки, ибо оно в летнее время холодное, а в зимнее — горячее».88 Кроме того, он предпочитал умащиваться ладаном и индийским жасмином, а также лечиться ими.89 Своих друзей просил, чтобы через день они умащивались маслом.90

Уход за ртом и зубами. «Джебраил никогда не приходил ко мне, пока я не пользовался мисваком».91 Он говорил: «Если бы люди знали о пользе мисвака, то они захватили бы его с собой даже в постель».92 «О, Али! После каждого омовения для молитвы используй93 мисвак. Ваши рты являются тем органом, через который вы разговариваете с Богом, поэтому самый любимый рот перед Богом — самый счастливый, отсюда, сколько можете, заполняйте свои рты ароматами».94 Пророк каждую ночь трижды употреблял мисвак: перед сном, после того как вставал с постели и перед уходом в мечеть для совершения утренней молитвы.95 Зубы он ковырял зубочисткой, чистил и говорил: «Вычищать зубы — значит сделать рот опрятным и душистым».96 Пока не почистит зубы мисваком, не ложился спать.97

Чистить зубы мисваком - двенадцать польз: чистота рта, удовлетворенность Бога, белизна зубов, удаление микробов, уменьшение слизи, возбуждение аппетита, увеличение хороших дел и поступков, следование своим обычаям, присутствие ангелов и укрепление десен..,98 «Ковыряйте и чистите свои зубы, ибо для ангелов нет более ненавистного, чем остатки пиши между зубов».99 Он спрашивал: «Почему я вижу ваши зубы желтыми и грязными, что с вами случилось, что не чистите свои зубы мисваком?»100 Бог создал зубы прекрасными, они являются средством для еды и разжевывания, действенным фактором возбуждения аппетита и подготовки работы желудка.101 Совершать два ракаата молитвы с использованием мисвака предпочтительнее семидесяти ракаатов без использования мисвака.102 Несмотря на все рекомендации, которые давал для использования мисвака, он велел также, чтобы в бане не использовали мисвак.103

Уход за телом. Пророк говорил: «Когда в вашем животе возникает какой-то звук, то обязательно уходите в туалет. Воздержание от освобождения [от мочи и кала] способствует болезням. Когда кто-то из вас нуждается в освобождении себя [от мочи и кала], то уходите в туалет». Совершать омовение землей улицы и базара не любил.104 Удивительную настойчивость проявлял относительно чистоты и гигиены тела и говорил: «Кто верит в Бога и День Страшного суда, тот не должен не удалять волосы с тела более сорока дней, а если у него нет для этого денег, то он должен взять денег взаймы и не откладывать очищения тела от волос». 105

Он считал, что споласкивание носа и рта перед омовением является необходимым. И говорил: «Вы чаще делайте это [т.е. споласкивание рта и носа], ибо это станет причиной прощения ваших грехов и убегания дьявола от вас».106 Свою голову постоянно мыл порошком из листьев держи­дерева.107 Не любил очищения правой рукой.108 Когда уходил в туалет, надевал обувь и покрывал свою голову.109 Запрещал употреблять пищу левой рукой. 110 Запрещал пить воду со стороны ручки кувшина, где всегда накопление микробов и грязи.111 Не разрешал грызть ногти.112 Он говорил: «Никто из вас не должен растить волосы под мышками, ибо там будет скрываться дьявол [микробы].113 Нет в мире большего блага, чем жить здоровым».114

Он запрещал долгое время находиться под лучами солнца - особенно палящего солнца Аравии - и говорил: «Солнце, кроме полезных и положительных свойств, имеет четыре отрицательных свойства: изменяет цвет [тела], приятный запах превращает в неприятный, быстро ветшает ткань, долгое нахождение под лучами солнца опасно болезнями».115 Он говорил: желудок - это дом болезней, и держать диету полезнее любого лекарства. Дайте телу то, к чему оно привыкло. 116 Кипяченая вода полезна для всего и от нее нет никакого вреда.117 В пятницу, во время праздника рамадана и жертвоприношения, и в день Арафы* совершал ритуальное омовение тела.118 Не пейте воды с края непокрытого кувшина, он является местом обитания дьявола [микробов]. 119 Перед тем как есть хлеб и мясо, очень тщательно мыл руки.120 Он повторял: Создатель к человеку, от которого собеседник из-за его неприятного запаха отворачивается, питает антипатию и неприязнь.121 В дополнение к различным желательным омовениям в последние десять дней месяца рамадан совершал полные омовения.122 Он также советовал: «По возможности держите себя в чистоте, ибо ислам был создан Богом на основе чистоты, и в рай попадут только люди, держащие себя в чистоте».123

Уход за местом обитания. Подметать и держать в чистоте двор объявил

похвальным.124 Он очень не любил, когда оставляли немытую посуду.125 Он велел: «Перед сном обязательно покройте посуду».126Мочеиспускание в стоячей воде считал жестокостью по отношению к живым существам в воде127 и запрещал людям так поступать.128 Он категорически запрещал оправляться около колодца питьевой воды, под плодовым деревом, между могилами, на дорогах и во дворах домов.129 Постоянно указывал, чтобы семь человеческих вещей закапывали в землю: волосы, ногти, кровь, кровь после месячных, плаценту, зубы, сгусток крови. Когда он плевал на землю, засыпал плевок землей.130 Когда чихал, то рукой или рубашкой закрывал рот и старался сильно не чихать.131 Он заставлял вечерний мусор не оставлять на ночь, чтобы в дневное время вынесли его из дома, ибо он является местожительством дьявола [микробов]. 132 Когда он зевал, всегда прикрывал рот рукой. Велел, чтобы не плевали в колодец питьевой воды. 133 Когда подметаете дом, не оставляйте мусор за дверью, ибо он является местом дьявола [микробов].134 Порог двери всегда подметайте и не будьте подобны евреям.135 Во время битв всегда велел погибших похоронить, не спрашивая, был ли погибший мусульманином или нет.

Одежда *. Из всей одежды любил носить рубашку 136 [возможно, потому, что по сравнению с халатом и набедренной повязкой она больше покрывала тело и не было необходимости завязывать или развязывать ее и т.д.]. Когда он принимал каких-то представителей, надевал самую роскошную одежду и велел своим старшим сподвижникам поступать так же, как он.137 Его одежда всегда была чистой, и он говорил: «Признаком величия верующего перед высокочтимым Богом является чистота и опрятность его одежды».138

Этикет ношения одежды. Когда у него появлялась новая одежда, он надевал ее в святой день — пятницу.139 Для дня пятницы у него были две одежды.140 Одежду надевал через правый рукав и говорил: «Это есть благодарность Богу за то, что он дал мне вещь, которая закрывает срамные части моего тела, чтобы выглядеть перед людьми красивым».141 Снимал свою одежду начиная с левой части тела.142

Вид одежды. Он не придерживался строго одного типа одежды и надевал разную одежду: шаровары, рубашки, просторную одежду для покрытия тела.143 Открытую одежду надевал во время войны.144 Из-за грязной экологии Аравии надевал одежду, которая доходила до его щиколоток.145 Иногда надевал набедренную повязку, которая доходила до половины голени.146 Часто во время молитвы он развязывал набедренную повязку.|47 Надевал также белое полотно, раскрашенное шафраном. Часто бывало и так, что он в этом одеянии ходил на пятничную молитву.148 Чаще всего надевал только киса** и больше ничего не надевал. 149 Только во время болезни или по другой необходимости надевал волосяную и шерстяную одежду. 150 Самой любимой его одеждой была хлопчатобумажная.

Одежда. Цвет. Когда надевал одежду, кроме религиозного её признака, обращал внимание и на её цвет и чистоту.151

1. Зеленый цвет. Он любил одежду зеленого цвета.152 Надевал открытую зеленую одежду, цвет которой шел его белой коже.153 Некоторые говорили, что он больше других любил зеленый цвет.154

2. Красный цвет. Бараа говорит: «Я видел его в длинном розовом халате, я не видел никого подобной красоты».155

3. Белый цвет. Большинство его одежд были белого цвета.156 Он говорил: «Одевайте своих живых в белую одежду, своих мертвых также заворачивайте в белый саван». Самым красивым цветом, которым в мечетях и могилах встречаете своего Бога, является белый цвет.157 Нет более красивой одежды, чем белая одежда, следовательно, надевайте белую одежду и заворачивай своих мертвых в белый саван.158

4. Черный цвет. Не любил черный цвет, кроме как в трех вещах: сапоги, чалма и черный халат.159

Чалма. Амир ибн Харис говорит: «Я видел Пророка в черной чалме, конец которой свешивался на его плечо».160 Носил чалму под названием «облако», которую подарил ему имам*** Али. Часто ходил без чалмы, но повязывал голову и лоб каким-нибудь куском материи.161 Иногда вместо того, чтобы надеть на голову головной убор, надевал чалму.162 Его чалма состояла из трех или пяти кругов материи, которую он обматывал вокруг головы.163 Часто бывало так, что во время путешествия или в каких-то других случаях надевал на голову чалму из черного шёлка.1б4

Головной убор. Ночью всегда надевал ночной колпак, иногда с чалмой, а иногда без неё.165 Постоянно носил белый ночной колпак.166 Имел три ночных головных убора: один для поездки, другой - для праздников, третий — когда сидел с друзьями.167

Сапоги и башмаки. Его башмаки имели две верёвки, в которые вдевался большой палец ноги.168 Башмаки в большинстве случаев были из гладкой коровьей кожи.169 Надевал он все разновидности обуви и домашних туфель.170 Когда надевал обувь, начинал с правой ноги, а когда снимал, то начинал с левой ноги.171 Наджаши — наместник Эфиопии — подарил ему пару черных сапог, которые он надевал.172 Из-за множества кусающих тварей в горячих пустынных местах Хиджаза он всегда велел перед тем, как надеть сапоги и башмаки, проверять их, чтобы убедиться в отсутствии жалящих тварей.

Сон. Обычно он спал в начале ночи и вставал в её конце. Иногда для выполнения работы людей по ночам не спал, а если ложился спать, то его не будили, пока он сам не вставал. Когда спал, правую руку клал под правую щеку.173 Он запрещал людям ложиться спать за домами, которые не имели ограды и забора.175 Подходящей высотой ограды считал высоту в один локоть и одну пятую и говорил: «Тот, кто ложится спать за домом, который не имеет ограды и забора, если что-то с ним случится, должен упрекать только самого себя».176 Когда видел спящего человека, лицо которого было покрыто каким-нибудь материалом, подходил к нему и, толкнув ногой, говорил ему: «Спать таким образом считается самым отвратительным перед Богом».177

Способ спать. Обычно спал на правом боку, клал правую руку под правую щеку и говорил: «О Боже! В тот день, когда воскресишь своих рабов, сохрани меня в безопасности».178 Ибад ибн Тамим от имени своего дяди рассказывает: «Посланника Бога — да будет над ним мир — я видел спящим в мечети, одна его нога была положена на другую». Когда отправлялся спать, он говорил: «О Создатель, во имя тебя я живу и с твоим именем я умираю». Он поднимал руки на уровень своего лица, читал суры «Люди», «Фалак», «Очищение веры» и дул на свои руки, а затем проводил ими три раза по своей голове, лицу и телу.

Питание. Айша говорила: «Никогда Пророк — да будет над ним мир — не ел досыта». Айша имела в виду, что «набивать желудок пищей» — это из обычая простых людей, когда они во время своих поездок и путешествий набивают желудок до горла, тем самым обременяют желудок и изнашивают тела, что приводит к усталости, сонливости, лености и удаляет человека от призыва к Богу...179

Правила питания. Когда ел мясо, не наклонял голову вниз: он поднимал мясо выше и зубами отделял мясо от костей. 180 Во время еды использовал обе руки.181 Однажды он ел финики правой рукой и держал их семечки в левой руке; недалеко находился баран, и Пророк эти семечки бросал перед бараном так: он правой рукой ел финики, а левой рукой семечками кормил барана, пока финики не кончились.183

Он учил: «Когда едите, снимите свою обувь, чтобы ваши ноги спокойно дышали».183 Когда брал пищу руками, использовал только три пальца, ибо таким образом он употреблял пищу маленькими ломтиками, потом хорошо разжевывал их и избегал обжорства. Приглашение близких, родственников и бедняков к трапезе поощрял. Перед употреблением пищи обычно либо мыл руки или делал омовение и говорил: «Благоденствие и благополучие пищи находится в совершении омовения перед едой и после неё».184 Из-за скромности и усмирения гордости сидел на земле и употреблял пищу. Когда ел, не опирался ни на что и говорил: «Опираясь на что-то не буду есть». Если почему-либо не хотел есть, никогда не придирался к пище. По возможности один не садился за еду и говорил: «Для того чтобы есть, соберитесь вместе, ибо благодействие и благополучие в этом». Прием пищи обычно начинал с именем Создателя и завершал Его благословлением. Никогда не видели, чтобы он от приема большого количества пищи отрыгивал.185 Пищу всегда брал с того места блюда, которое находилось перед ним,186 но когда ел финики, то их брал с разных мест тарелки.187 Он указывал: «Мы из таких людей: пока не чувствуем голода, не едим, а если едим, то не едим досыта, а перестаем есть до того, как полностью насытимся, ибо это полезно для здоровья». Когда ел вместе с другими, начинал первым и, для того чтобы люди не стеснялись, заканчивал последним.189 Он учил: «Не умерщвляйте свои сердца употреблением большого количества пищи и напитков, ибо сердца подобны засеянному полю, которое от обилия воды вымирает».190

Он запрещал смотреть на человека, сидящего за трапезой. По ночам, после вечерней молитвы, принимал пищу и говорил: «Не бросайте [привычку] есть вечером, ибо это становится причиной болезни тела».191 Самая любимая пища была та, которую употребляло за столом множество людей.192 Горячую пищу не принимал и говорил: «Нет в ней благодействия, ибо Создатель нас огнем не кормит, поэтому пусть она остынет». Он брал то, что ставили перед ним, и ел тремя пальцами, иногда использовал четвертый палец для помощи. Двумя пальцами никогда не употреблял пищу и говорил: «Такой способ кушанья дьявольский». Если находился в гостях, то после угощения читал молитву и призывал других делать так же, чтобы правило быть благодарным за что-то распространялось среди людей. Посуду, в которой находилась пища, всегда прикрывал и велел другим делать так.193 После приема пищи мыл руки и говорил о вреде, наносимом человеку из-за немытых рук: «Кто ложится спать с немытыми руками, если что-либо с ним случится, пусть пеняет на себя».194

Сам не охотился и не ходил на охоту, но любил, чтобы охотились за него и принесли ему добычу. Он употреблял мясо, привезенное с охоты.195 Любил хлеб с маслом. Из баранины любил верхнюю часть предплечья и лопаточную часть.196 У барана не ел семь вещей: мужского пола, яйца, мочевой пузырь, желчный пузырь, железы, половой орган и кровь.

Любил тыкву, уксус и смешанные финики. Из зелени любил цикорий, базилик и мягкие травы.

Осман ибн Аффан привез Пророку - да будет над ним мир - палуде*, он попробовал его и спросил: «О Абдулла! Что это такое?» Осман сказал: «Да будут мои родители твоим выкупом, — это мёд и масло, которые смешиваем, затем наливаем в глиняный горшок, ставим на огонь и кипятим их, а затем добавляем пшеничную муку с мёдом и маслом и продолжаем кипятить, пока не будет готово. Вот это и есть то, что я вам предлагал». Пророк сказал: «Действительно, это чистая пища». Он употреблял хлеб из ячменных отрубей.197 Дневной его пищей были вода и финики. Он любил мясо больше всего остального и говорил: «Мясо усиливает слух и является главой всей пищи этого и того мира. И если бы я мог попросить своего Бога, чтобы Он ежедневно мне обеспечивал такое удовольствие, то я непременно использовал бы это». Постоянно ел мясо, накрошенный хлеб и сладкую тыкву. Обычно велел Айше: «О Айша! Когда ставишь котел на огонь, добавляй больше тыквы, ибо она радует печальное сердце».198 Пищи он употреблял среднюю миску.

Он очень любил хлеб и велел, чтобы начинали есть, поставив хлеб на стол, и не ожидали лучшей пищи, чем хлеб.199 Он обращал внимание всех на то, чтобы не резали и не топтали хлеб. Постоянно расхваливал молоко и финики и считал их «двумя чистыми кушаньями».200Он запрещал есть мясо до обжорства.201 Любил кебаб.202 Обычно разделял сыр ножом на маленькие куски и ел.203 Любил мёд и халву и часто их употреблял. Пищу с чесноком не ел и говорил, что такую пищу не любит из-за запаха чеснока,

и отдавал эту пищу другим, чтобы они съели204 [ибо другие не имели дела с мусульманами и немусульманами и не могли огорчать людей запахом чеснока].

Когда употреблял финики, обращал внимание на то, чтобы они не были перегревшимися на солнце.205 Финики ел с дыней и говорил: «Теплоту этих фиников разбиваю холодом этой дыни».206 Любил сливки, сметану и финики и постоянно их употреблял.207Употреблял кишмиш, размоченный в воде, и пил воду от кишмиша до того, как превратится в вино.208 Употреблял все виды дозволенной пищи.209 Виноград иногда ел поштучно, а иногда от грозди винограда отщипывал прямо ртом.210

Ждал, пока остынет горячая пища, а потом её ел и говорил: «Бог не кормит нас огнем, и горячая пища не благоденственна, следовательно, остужайте пищу, а затем употребляйте».211 Он говорил: «О Боже! Сделай хлеб для нас благоприятным и не ставь преграду между нами и хлебом, ибо, если бы не было хлеба, мы не могли бы совершать молитву, соблюдать пост и выполнять все божественные предписания».212

Он часто расхваливал финики и говорил: «Семья, которая имеет финиковые пальмы, голодной не останется».213 Он учил: «Когда женщина родит ребенка, то самое первое, что она должна есть,- это свежие финики, а если они недоступны, то можно сушеные финики, ибо если бы существовало что-либо лучше фиников, то Создатель дал бы Марии что-либо другое после рождения Иисуса—да будет над ним мир».214 Он считал мёд одним из двух лечебных средств, которые сотворил Бог. Он говорил: «Нет ничего более полезного в качестве лекарства, чем мёд».215 Религиозный человек ест пишу, которую любит его семья, а лицемер заставляет свою семью есть то, что он сам желает.216 Очень любил мясо и говорил: «Мы, пророки, любим есть мясо».217 Он говорил: «Джебраил спустился ко мне и дал распоряжение о том, чтобы я ел халим* с тем, чтобы укрепить свой пояс, дабы я мог совершать богослужения».218 Тот, у кого крепкая память, тот ест мёд.219 Он рекомендовал другим есть чечевицу.220 Любил горный базилик и мягкую зелень. Обжор предупреждал: «Люди заполняют самую худшую посуду — желудок, а для человека достаточно есть столько, сколько необходимо для сохранения жизнедеятельности тела.222

Фрукты. Ел огурцы с солью и финики.223 Самыми любимыми его фруктами были сочные фрукты, такие как дыня и виноград. Он ел дыню с хлебом и сахаром, а часто вместе с финиками. Он говорил: «Ешьте первые фрукты, самыми лучшими среди которых являются гранаты и цитрон. Ароматный запах пророков и моей дочери Фатимы—да будет над ней мир — есть приятный розовый запах.224 Пейте розовую воду, она усиливает память, удаляет печаль от сердца и делает детей красивыми.225 Он считал гранаты главой всех фруктов.226 Когда он употреблял гранаты, никого не приглашал есть вместе с ним гранат.227 Он говорил: «Дыню откусывайте, а не разрезайте на куски, ибо она благоприятная, чистая, очищающая язык, укрепляющая сердце, отбеливающая зубы и удовлетворяющая Бога. Ароматный запах дыни идет от амбры, её вода от Каусара*,* её мякоть из рая и её сладость от неба. Есть дыню считается равноценным богослужению».228 Нравились ему зеленый цитрон и красные яблоки.229 Виноград иногда ел поштучно, а иногда гроздями.230 Когда видел первые фрукты, он их целовал, прикладывал к своим глазам и губам и говорил: «О Боже! Ты показал начало этого, покажи его конец в нашем здоровье».

Ароматные запахи. Если кто-то проходил по той дороге, по которой проходил Пророк, от оставшегося в воздухе запаха человек понимал, что здесь проходил благородный Посланник Бога.231 Когда Пророк поглаживал головы детей, ароматный запах его руки оставался в волосах детей. Когда ему дарили духи, он от них не отказывался.232 Он считал благоприятным аромат мускуса, галие***, амбры, ароматических веществ с лучшим сортом алоэ и травы каста.233 Он говорил: «Ароматизация розовой водой прибавляет любовь к человеку».234 С самого рождения от него не чувствовалось плохого запаха.235 Он говорил: «Самые лучшие Божьи рабы те, от которых доносится ароматный запах».236

Дома. У себя дома он был скромней девушек. От членов семьи не требовал какую-то особую пищу и не показывал свое большое желание по отношению к кушаньям. Если ему давали пищу, то он её ел; принимал то, что давали; часто бывало, что он сам вставал, чтобы есть и пить.237 Помогал в домашних делах; когда надо было нарезать мясо, он помогал членам семьи.238 Часто занимался шитьем.239 Когда приходил домой, разделял свое время на три части: одна часть — для богослужения, другая

- для семьи и третья - для себя. Время, выделенное для себя, разделял между собой и людьми. Сначала принимал знать, затем встречался с простыми людьми, в результате получалось так, что время, выделенное

для самого себя, посвящал друзьям и сподвижникам.240 Дверь открывал сам. Овец также доил сам.241 Членов семьи обеспечивал хорошей пищей.242

Движение. Когда ходил вместе со своими друзьями, сподвижниками, они шли впереди него, а он шел вслед за ними. Он говорил: «Место сзади моей головы оставьте для ангелов».243 Он не любил, когда кто-то шел за ним, поэтому [сопровождающие] шли по бокам.244 Когда шел по дороге, не смотрел по сторонам,245 шел, ступая на землю твердо, но <


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.