Почему представитель епархии может принимать участие в родительском собрании по выбору предмета (модуля) курса ОРКСЭ? — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Почему представитель епархии может принимать участие в родительском собрании по выбору предмета (модуля) курса ОРКСЭ?

2021-06-23 29
Почему представитель епархии может принимать участие в родительском собрании по выбору предмета (модуля) курса ОРКСЭ? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рекомендации по проведению родительских собраний по выбору модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики»

С января 2013 года в общеобразовательных учреждениях города Омска и Омской области начались родительские собрания по выбору предмета (модуля) комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). В рамках этого курса изучается и предмет — «Основы православной культуры» (ОПК) — один из шести предметов (модулей) ОРКСЭ.

На указанные собрания приглашаются родители тех школьников, которые сейчас учатся в 3-м классе, а в следующем учебном году — с 1 сентября — в 4-м классе они будут изучать один из предметов (модулей) комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Весь комплексный учебный курс для учащихся 4-го класса состоит из шести учебных предметов (модулей):

§ «Основы православной культуры».

§ «Основы исламской культуры».

§ «Основы буддийской культуры».

§ «Основы иудейской культуры».

§ «Основы мировых религиозных культур».

§ «Основы светской этики».

С сентября 2012 года в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы, утвержденным Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 30 января 2012 года (№ 69), этот курс изучается в обязательном порядке в 4-м классе.

В соответствии с этим государственным стандартом дети, родители которых выбрали предмет (модуль) «Основы православной культуры», будут изучать следующие темы:

§ Россия — наша Родина.

§ Введение в православную духовную традицию.

§ Культура и религия.

§ Во что верят православные христиане.

§ Добро и зло в православной традиции.

§ Золотое правило нравственности.

§ Любовь к ближнему.

§ Отношение к труду.

§ Долг и ответственность.

§ Милосердие и сострадание.

§ Православие в России.

§ Православный храм и другие святыни.

§ Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).

§ Православный календарь. Праздники.

§ Христианская семья и ее ценности.

Многие родители обучающихся никогда не видели этот стандарт и потому их легко сбить с толку. Ознакомившись с этим государственным образовательным стандартом, родители начинают понимать, что изучение основ православной культуры — это учебное ознакомление с темами, обозначенными в приведенном государственном стандарте.

(Противники изучения основ православной культуры для того, чтобы отпугнуть родителей от этого предмета (модуля), подменяют понятия и говорят, что изучение основ православной культуры — это религиозное обучение. Обучение религии — это практическое обучение православной традиции, сопровождающееся молитвой и другими религиозными обрядами).

Значение православия и православной культуры для России

Действующим законодательством «признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» (Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»,1997 г.). Признается вклад в культурно-историческое развитие России и других традиционных религий, помогающих всем народам России жить в братской дружбе.

На XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Поскольку русская религиозная традиция является неотторжимой частью как национального культурного наследия, так и Отечественной истории, курс Основ православной культуры призван донести до юного гражданина нашей страны понимание того, насколько тесно переплетены и нераздельны понятия «Россия» и «православие».

Участвуя в родительском собрании, нужно просто и ясно свидетельствовать о цели, задачах и содержании учебного предмета «Основы православной культуры». При этом необходимо четко приводить данные из правительственных решений по поводу нового учебного предмета, из Соглашения между Министерством образования НСО и Новосибирской Митрополией о сотрудничестве в области воспитания детей и молодежи. Если же кто-либо будет выступать против ОПК, то нужно просто сказать, что у всех родителей есть право на свободный выбор.

А что же имеется в современном Российском законодательстве?

В статье 14-й Конституции РФ говорится, что от государства отделены религиозные объединения. Это означает, что религиозные объединения не находятся на бюджете государства и свободны в своей внутренней деятельности. А Церковь — это миллионы православных верующих людей. Их невозможно отделить от государства.

Рекомендации по проведению родительских собраний по выбору модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики»

С января 2013 года в общеобразовательных учреждениях города Омска и Омской области начались родительские собрания по выбору предмета (модуля) комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). В рамках этого курса изучается и предмет — «Основы православной культуры» (ОПК) — один из шести предметов (модулей) ОРКСЭ.

На указанные собрания приглашаются родители тех школьников, которые сейчас учатся в 3-м классе, а в следующем учебном году — с 1 сентября — в 4-м классе они будут изучать один из предметов (модулей) комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Весь комплексный учебный курс для учащихся 4-го класса состоит из шести учебных предметов (модулей):

§ «Основы православной культуры».

§ «Основы исламской культуры».

§ «Основы буддийской культуры».

§ «Основы иудейской культуры».

§ «Основы мировых религиозных культур».

§ «Основы светской этики».

С сентября 2012 года в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы, утвержденным Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 30 января 2012 года (№ 69), этот курс изучается в обязательном порядке в 4-м классе.

В соответствии с этим государственным стандартом дети, родители которых выбрали предмет (модуль) «Основы православной культуры», будут изучать следующие темы:

§ Россия — наша Родина.

§ Введение в православную духовную традицию.

§ Культура и религия.

§ Во что верят православные христиане.

§ Добро и зло в православной традиции.

§ Золотое правило нравственности.

§ Любовь к ближнему.

§ Отношение к труду.

§ Долг и ответственность.

§ Милосердие и сострадание.

§ Православие в России.

§ Православный храм и другие святыни.

§ Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).

§ Православный календарь. Праздники.

§ Христианская семья и ее ценности.

Многие родители обучающихся никогда не видели этот стандарт и потому их легко сбить с толку. Ознакомившись с этим государственным образовательным стандартом, родители начинают понимать, что изучение основ православной культуры — это учебное ознакомление с темами, обозначенными в приведенном государственном стандарте.

(Противники изучения основ православной культуры для того, чтобы отпугнуть родителей от этого предмета (модуля), подменяют понятия и говорят, что изучение основ православной культуры — это религиозное обучение. Обучение религии — это практическое обучение православной традиции, сопровождающееся молитвой и другими религиозными обрядами).

Почему представитель епархии может принимать участие в родительском собрании по выбору предмета (модуля) курса ОРКСЭ?

Основания этому дают три важных документа:

1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 мая 2010 года (№ 03-1032).

2. Письмо Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 7 марта 2012 года (№ 826-03/30).

3. Письмо Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 28 ноября 2012 года (№ 5660-03/30).

В соответствии с этими документами процедура выбора в обязательном порядке должна включать «привлечение представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов с целью возможности содействия полноценному выбору родителями учащихся нужного им модуля курса ОРКСЭ».

Итак, цель участия в родительских собраниях священнослужителей, или иных представителей Новосибирской Митрополии, получивших благословение своего священноначалия на участие в таких родительских собраниях — содействовать полноценному выбору родителями учащихся нужного им модуля.

В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 мая 2010 года говорится, что участие представителей религиозной организации необходимо «для обеспечения свободного выбора родителями школьников изучения их детьми» желанного им модуля.

В связи с этим возникают два важных вопроса:

— О какой свободе здесь говорится?

— И если на собрание, например, приходит представитель Православной Церкви обязательно ли в этом случае присутствие представителей других религиозных организаций (мусульман, иудеев, буддистов)?

Отвечая на первый вопрос, необходимо уяснить, что речь идет не о формальной свободе выбора. Речь идет о свободе выбора основ той конкретной религиозной культуры или светской культуры — которая ближе и желаннее семье школьника.

Если человек выбирает магазин, то его выбор зависит от его личного вкуса и финансовых возможностей.

Если человек выбирает профессию, то все зависит от того, кем и где он желает работать.

А вот когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренческое значение как для них самих, так и для их детей.

Если родители (законные представители) учащегося осознают свою культурно-историческую и духовно-нравственную связь, например, с православием, то для них открывается возможность выбрать для своего ребенка предмет (модуль) «Основы православной культуры».

Если же родители осознают для себя культурно-историческую ценность, например, ислама, иудаизма или буддизма, то они могут выбрать для своих детей соответствующий их религиозным убеждениям учебный предмет (модуль) курса ОРКСЭ.

Если родители осознают себя агностиками (то есть людьми, отрицающими оправданность религиозного мировоззрения) или атеистами, то Федеральный государственный стандарт (ФГОС) предоставляет им возможность выбрать другие предметы (модули) курса ОРКСЭ: «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур».

То есть, родителям (законным представителям), прежде всего, необходимо уяснить для самих себя: в какой культурно-исторической традиции они сами себя осознают, а затем подумать — хотят ли они, чтобы их дети продолжали культурно-историческую и духовно-нравственную традицию своих предков.

В этом и заключается свобода выбора предмета (модуля) курса ОРКСЭ.

Второй вопрос: обязательно ли присутствие представителей всех четырех религий, если на собрание приходит один из них?

— Не обязательно. В Чечне большинство родителей выбирают «Основы исламской культуры», и при выборе модуля не обязывают приходить представителей всех религий. В Тыве многие родители выбирают «Основы буддийской культуры», и там руководство школы не ставит вопрос о привлечении на собрание родителей представителей всех религий. А в большинстве регионов России родители, естественно, склоняются к «Основам православной культуры». И это вполне понятно, так как 79% жителей России считают себя православными (см. статистику).

Но есть и атеисты: их 7 %. Они могут выбрать для своих детей «Основы светской этики», если не желают, чтобы их дети узнали о православии, которое, кстати, «имеет особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», как гласит Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.).

Новый закон — Закон «Об образовании в Российской Федерации», подписанный 29 декабря 2012 года Президентом России В.В.Путиным (№73–ФЗ), закрепляет параметры изучения основ религиозной культуры в школе.

В этом новом Законе об образовании имеется 87-я статья, в которой говорится об особенностях изучения в школе основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.

П.1 ст.87 говорит о том, что учебные предметы, курсы, модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, вводятся «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными социокультурными ценностями». Значит, семейные ценности, как мы видим, ставятся на первое место.

П.2 ст.87 определяет права родителей: «Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся». Следовательно, принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия родителей (законных представителей) не допускается.

П.3 ст.87-й нового Закона говорит о том, что примерные основные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, «проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями».

П.6 ст.87-й гласит, что к учебно-методическому обеспечению учебных предметов по основам религиозной культуры «привлекаются соответствующие религиозные организации».

Еще несколько слов о свободе выбора родителями предмета (модуля) курса ОРКСЭ.

Свободным выбор будет являться в том случае, когда на выбор родителей не будут влиять настойчивые советы учителя родителям выбрать «светскую этику», потому что «по светской этике есть очень хороший преподаватель» или «потому что прежние два года в школе преподавались модули по «светской этике» и так называемым «мировым религиозным культурам», а также чтобы «не разделять детей на группы».

На выбор модуля не должны влиять и такие факторы, как:

§ недостаток помещений для группы учеников, родители которых выбрали ОПК;

§ малочисленность учеников, родители которых желают, чтобы их дети изучали именно ОПК, а не светскую этику или все религии сразу;

§ проблема «часов» для модулей ОРКСЭ;

§ проблема с зарплатой учителю ОПК;

§ отсутствие или недостаток учебных пособий по ОПК;

§ отсутствие учителя, желающего преподавать ОПК;

§ атеистические убеждения руководителя отдела образования, директора школы или учителя 4 класса.

Почему вышеперечисленные и подобные аргументы не должны быть представлены как повод для отказа в преподавании школьникам ОПК, если их родители желают, чтобы их дети изучали именно этот предмет (модуль)?

Потому что Поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева еще от 2 августа 2009 года (впоследствии подтвержденным Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации от 4 октября 2011 года) должны быть приняты меры по созданию необходимых условий — то есть должны быть решены все финансовые и организационные вопросы для введения с 2012–2013 учебного года во всех субъектах РФ в общеобразовательных учреждениях новых предметов — модулей ОРКСЭ по выбору их родителей (законных представителей).

Если же вышеприведенные «аргументы» имеют место, значит Поручение высшего руководства страны не выполнено, и, следовательно, необходимо срочно создавать условия для того, чтобы гарантировалась реализация свободного выбора родителей.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.