Детский сад “Светлячок” поселка Уральский — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Детский сад “Светлячок” поселка Уральский

2021-06-23 27
Детский сад “Светлячок” поселка Уральский 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нытвенское чудо

Как все начиналось

1996 год. Москва. Всероссийское совещание победителей конкурса газеты “Педагогический вестник” “Школа года”, “Детский сад года”. Два зала по 400‑600 человек заполнены до отказа. Лекции читают самые именитые ученые отечественной педагогики Москвы, Ленинграда. Что‑то представляется новым, что‑то традиционно эффективным. Но вот на трибуну выходит доктор медицинских наук профессор В.Ф. Базарный. Слушать и понимать его сложно. Захваченные эйфорией инноваций, уверенные в своей профессиональной значимости, мы удивляемся и не понимаем, зачем он старается омрачить наши высокие помыслы страшными цифрами детских болезней. Да еще и обвиняет нас, профессионалов, в том, что мы губим детское здоровье. Его слова о том, что 94 % детей дошкольного возраста не готовы к обучению в школе, казались полным абсурдом. Все педагоги детских садов каждого ребенка с раннего возраста только то и делают, что готовят к школе. Дети и писать, и читать, и считать умеют, и на английском выразиться могут. Но вот незадача. Мысль о том, что именитый ученый уж никак не может быть глупее нас, не давала покоя.

Вернувшись из Москвы, мы стали усердно изучать приобретенные на семинаре методические пособия В.Ф. Базарного, перечитывать его лекции. Но и это еще не помогло нам осознать всей глубины катастрофы, происходящей с детьми в процессе обучения.

Н.Б. Никулина.
Однажды в районное управление образования заглянул менеджер судостроительного завода “Кама” г. Перми Б.И. Абилкасымов. Предприятие находилось в сложной ситуации, характерной для всей страны того времени. Руководство завода активно искало выход из положения. Одним из вариантов было изготовление школьной мебели. Мы попросили помочь нам изготовить пробный комплект конторок. Генеральный директор Галицкий Григорий Семенович отправился с визитом прямо к Владимиру Филипповичу. В отличие от нас, сомневающихся, Григорий Семенович сразу принял методику и умом, и сердцем. Он позвонил сам в районное управление образования нашего города и предложил оплатить приезд профессора. Такое предложение для нас было не просто удачей, а настоящим подарком. Область интенсивно готовилась к августовским педагогическим чтениям. К ним и приурочили приезд доктора медицинских наук.

Как к своему профессиональному празднику готовился и судозавод. БеригжанИдаятовичАбилкасымов (менеджер) объехал лично почти все районные управления образования г. Перми, приглашая в Нытву на встречу с профессором. Галицкий Г.С. бесплатно выделил автобус для поездки, но город не откликнулся на инициативу предприятия.

В то время Нытвенское районное управление образования возглавляла Заслуженный учитель России Никулина Наталья Борисовна. Человек компетентный, инициативный и уважаемый коллегами, не сомневаясь она подхватила инициативу по проведению межрегионального семинара у себя в районе. На августовский семинар съехались представители 12 территорий, расположенных недалеко от Нытвы. Все ждали приезда В.Ф. Базарного.

Поезд “Кама” приближался к станции Пермь‑2. Мы с Беригжаном с нетерпением вглядывались в выходящих пассажиров. Начинал моросить дождь. И вот наш долгожданный гость с улыбкой прокомментировал нашу встречу. “Раз идет дождь, все у нас с вами получится”. На новенькой комфортабельной “Волге” Григория Семеновича Галицкого мы отправились в Нытву.

 

Первые шаги

Почти пять часов длилась лекция доктора медицинских наук профессора В.Ф. Базарного. За это время на примере многолетних исследований он рассказал и наглядно показал во что обходятся детям губительные технологии современного образования, подробнейшим образом раскрыл технологии, соответствующие природосообразным законам развития личности.

После семинара профессор встретился главой администрации Нытвенского района В.Г. Трефиловым, который сразу поддержал инициативу управления образования по использованию в учебном процессе здоровьесберегающих технологий ученого.

Уже на вокзале перед отъездом Владимира Филипповича в Москву журналист газеты “Пермские новости” В. Шуваева взяла интервью, которое было опубликовано в сентябрьском номере под заголовком “Доктор Базарный знает, как остановить “расчеловечивание” человека”.

После отъезда ученого началось активное сотрудничество нашего района с судозаводом “Кама”. Для 60 образовательных учреждений района (школы и детские сады) заводом были изготовлены аппараты Рота для проведения доврачебной диагностики зрительного анализатора, а так же пробная партия конторок.

В феврале 1997 года с целью освоения методик в районе был проведен недельный семинар. Профессор привез из Москвы методические разработки, таблицы Новикова (для замеров остроты зрения) для всех образовательных учреждений района. В процессе семинара Владимир Филиппович отдельно работал с психологами, учителями и инструкторами физической культуры, учителями пения, средним медицинским персоналом детских садов и школ, руководителями образовательных учреждений, родителями. (И в дальнейшем все, что делалось по внедрению технологий, начиналось с консультаций с родительской общественностью). В начале семинара медицинские работники были ознакомлены с приемами доврачебной диагностики. Получив задание обследовать в течение недели всех детей эпикризных возрастов своих учреждений, они отправились на работу. Их сообщение с результатами обследования мы получили в конце семинара. Картина была такова. Из 300 обследованных детей подготовительных к школе групп, первоклассников, детей 4‑х, 9‑х классов только у одного оказалась осанка близкой к норме. Агитировать больше не надо было никого. Мы стали единомышленниками и сторонниками профессора.

Летом 1997 года главой администрации Нытвенского района Трефиловым В.Г. были утверждены районная программа “Здоровое детство” и координационный Совет по внедрению здоровье сберегающих технологий профессора В.Ф. Базарного. Помимо куратора РУО в Совет вошли врач эпидемиолог, райпедиатр.

За 1998—2000 годы координатором, специалистом РУО были прочитаны десятки лекций для родителей, педагогов о содержании методик, первых положительных результатах. За это время родителями и учителями труда было изготовлено более 300 конторок. В детских садах и начальных школах на потолках появились офтальмотренажеры. В изостудиях, групповых помещениях для занятий стали использовать гусиные перья, напальники, экологически чистые прописи. Во всех детских садах был пересмотрен режим двигательной активности, более чем на треть уменьшилось количество занятий на стульчиках, увеличена длительность прогулок.

 

В защиту параллельно-раздельного обучения

После встреч с родителями начали появляться социальные заявки на раздельное обучение. Первой пошла на эксперимент школа №3. Учитель начальных классов Безушко Е.В. дала родителям согласие работать с классом мальчиков. Отбора в класс не было. Пришли только желающие. В классе с мальчиками начал работать тренер русских боевых искусств Ендальцев Сергей Николаевич. Началась кропотливая работа по формированию выносливости, силы воли, умения общаться, уважать своих товарищей, старших. Обязательным было и хоровое пение с “мужским” репертуаром.

Педагогическое сопровождение процесса работы с мальчиками осуществляли школьный психолог и завуч Пономарева С.А. Сейчас эти мальчики выросли. Каждое лето они проводят в военно‑патриотической смене оздоровительных лагерей, в масленицу участвуют в кулачных боях, выезжают с мастер‑классами в другие районы области, успешно участвуют в спортивных соревнованиях. Свободное время проводят с гитарой Их любимый репертуар — песни группы Любэ. Они с удовольствием поют на два голоса Гимн России. Эти парни обладают своим устойчивым мнением, которое могут спокойно и аргументировано отстаивать в разговоре с педагогами, родителями или сверстниками. Но умеют и подчиниться с первого слова. Все имеют красивую осанку. Когда они учились лишь в пятом классе, нас попросили приехать с ними в другой район в школу, рассказать о методике профессора В.Ф. Базарного. Уже тогда девочки не сводили с них глаз. Они не похожи на сутулых, обидчивых или нервных подростков. Все эти годы сами ни разу не изъявили желания учиться в смешанном классе, несмотря на то, что такие предложения поступали от администрации школы. Сейчас они учатся в девятом классе, вернее, в трех смешанных классах. Почти половина прошла в класс с физико‑математическим уклоном.

С сентября 2001 года заявку на раздельное обучение дали родители школы №2 г. Нытвы. Администрация инициативу родителей поддержала. Класс девочек взяли педагоги Черемных Елена Николаевна, Шульц Альбина Арнольдовна. С мальчиками начали работу Язова Ольга Николаевна и Лукичев Алексей Владимирович. Весь педагогический процесс был продуман и построен на основе рекомендаций В.Ф. Базарного. Прописаны и совместные мероприятия и развлечения (“Для милых дам”, “Наша мужская сила” и др.)

Мальчики сразу включились в учебный процесс, а с девочками работать было труднее. Они потеряли “предмет” для опеки в лице мальчиков и в первом классе еще не сразу определились, куда направить энергию и инициативу. Каждую перемену девочки старались проводить в классе мальчиков. Те же вышли с инициативой оформить в своем классе игровой уголок для девочек.

Учителя обоих классов за годы работы очень выросли профессионально. Они заметили, что за конторками не любят стоять дети с уплощенной стопой. Много сил было потрачено на профилактику плоскостопия. В классе мальчиков проявился большой интерес к математике. Иногда дети предлагали свои варианты решения сложных задач. Первая благодарность за возможность обучаться раздельно от родителей поступила из класса мальчиков именно за формирование интереса к познанию. При наблюдениях за классами раздельного обучения было отмечено, что у детей значительно выше мотивация к учебному труду, чем в смешанных классах. Зрение к концу учебного года у всех детей было выше 1,7 единицы. 50% детей имели осанку равную 1, остальные дети — близкую к единице.

Родители проявляли постоянный интерес к учебе, здоровью и воспитанию своих детей. В каждом классе за год проходило не менее 6 родительских собраний, на которых шло заинтересованное обсуждение всей работы с детьми.

В 2003 году ученица 9‑го класса школы №2 Ануфриева Наталья выполнила исследовательскую работу по раздельному обучению и заняла первое место в областном конкурсе исследовательских работ. Продолжать вести исследовательскую работу в этом направлении ей помогают школьный психолог Агибалова Н.В. и зам. директора по научной работе Мазурец Н.В.

 

Районное управление образования действует

 

Ежегодно на заседания Совета РУО выносились вопросы, касающиеся состояния здоровья детей, результативности используемых методик, реализации детскими садами и школами программы “Здоровое детство”. Начальник РУО Н.Б. Никулина постоянно принимала делегации из других районов, организовывала семинары, встречи с академиком, профессором, доктором медицинских наук, В.Ф. Базарным, композитором, народным артистом России, академиком, Президентом Федерации детских и молодежных хоров России Г.А. Струве, соратницей и женой Георгия Александровича, методистом по работе с детьми дошкольного возраста Л.С. Струве.

Приезд в район Г.А. и Л.С. Струве наполнил работу с методиками по сохранению здоровья детей новым содержанием. В детских садах и школах района было создано более 40 хоровых коллективов. После двух лет пения в детских садах по данным райпедиатра зрение у детей перед поступлением в первый класс улучшилось в два раза.

В районе уже проведено шесть фестивалей хорового пения. В 2002 году прошла межрайонная хоровая смена в оздоровительном лагере “Тимуровец” с участием лучших мастеров, организаторов хорового пения области — преподавателя Пермского музыкального училища Морозовой О.В. преподавателя школы искусств № 82 г. Перми Штомпель В.Г., ведущего специалиста пермского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО) Карякиной С.Н. Результатом работы хоровой смены стало издание репертуарного сборника для детей. Но самым впечатляющим результатом стало признание старшеклассников о

том, что им стало совершенно неинтересно смотреть телевизор (!).

Наиболее интересно и последовательно организована работа по хоровому пению в школе №1 г. Нытвы. Певческое поле школы создано учителем пения, руководителем районного методического объединения Овчинниковой А.Б. Директор школы Сидоркина А.М. серьезно относится к заказу родителей на хоровое пение и ежегодно создает условия для проведения внутришкольного фестиваля. Восемь классных и один сводный хоры школы стали одними из лучших в районе.

В 2002 году в Нытве прошел четвертый фестиваль детских хоровых коллективов школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования. В жюри был человек, которому отдали свою любовь дети, родители, педагоги, Георгий Александрович Струве. 17 лучших детских коллективов исполняли каноны, русские народные песни, детские произведения самого композитора. Зал был пронизан светом красоты добра, любви, детской радости. В репертуаре были и серьезные классические произведения. Так, хор сельской Шерьинской школы (руководитель Максимова О.) исполнил “Дарующую благодатный мир” Моцарта “Сказку о царе Салтане” Римского‑Корсакова. Влияние музыки, самого композитора, его соратницы Л.С. Струве трудно переоценить и на взрослого человека, и на каждого ребенка. Его песня “Моя Россия” стала детским гимном. Когда в Нытву пришла весть о том, что не стало Георгия Александровича, многие дети, родители, педагоги плакали. В душе живут перефразированные слова А. Ахматовой, написанные как будто нем “Там музыка рыдала без него и без него упала на колени”.

За годы работы по здоровьесберегающим методикам В.Ф. Базарного проведено более 10 семинаров в Нытвенском, Частинском, Ильинском, Кишертском, Кунгурском, Пермском районах, 2 из них — в Пермском областном институте повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО). К нам за опытом приезжали представители педагогической общественности из Суксуна, Карагая, Краснокамска (Пермская обл.), института повышения квалификации Коми округа. После встречи со специалистами института повышения квалификации учителей Коми округа во время обмена мнениями гостями было сказано, что в районе они увидели смелую, самостоятельную, очень современную образовательную политику, активную деятельность по здоровьесберегающим технологиям.

В октябре 2000 года в районе прошел двухдневный семинар для специалистов Кишертского района. В делегации была и райпедиатр. Гости в детских садах и школах ознакомились с документацией по контролю за физическим и интеллектуальным развитием детей, с работой классов раздельного обучения, хоровых коллективов, всей системой работы по здоровье сберегающим технологиям профессора В.Ф. Базарного. Знаменательным было признание районного педиатра Кишерти. Она сказала, что в ее взглядах на детское здоровье произошла настоящая революция и высказала огромное сожаление о том, что в вузах не даются эти знания.

Кроме того, она вспомнила слова самого пожилого и опытного преподавателя ВУЗа, в котором она обучалась, призывающие будущих врачей уделять внимание особое позвоночнику ребенка.

Наплыв гостей в район для знакомства с результатами работы по методикам нарастал как снежный ком. Только в августовском семинаре 2001 года приняло участие более 600 человек из 10 районов области.

Тысячи людей поверили в чудо здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного, композитора Г.А. Струве. А чудо действительно происходило. В декабре 2001 года проходил семинар Г.А. Струве в районном центре Частые Пермской области. Когда мы подъезжали к Частым, где профессионально звучал многоголосый хор, над клубом стояла радуга. В январе 2002 года была дождливая пасмурная погода. В Нытвенском клубе “Металлург” так же шел семинар с Г.А. Струве. Когда многоголосый хор зазвучал чисто и вдохновенно, над клубом исчезли тучи и выглянуло солнышко…

В период работы Н.Б. Никулиной в должности начальника районного управления образования в РУО прошла стажировка вновь назначенных начальников управлений. Посмотреть было что. Привлеченные ею в район лучшие представители научного мира помогли после выхода в свет Закона РФ “Об образовании” каждому учреждению обрести свое лицо, создать действенные Советы школ, дошкольных учреждений, вдохнуть жизнь в районное движение попечителей, издать не один десяток сборников, отражающих лучшие традиции Нытвенской системы образования. Все это гостям было интересно, но в конечном итоге самый большой интерес вызывали результаты работы по методикам В.Ф. Базарного, Г.А. Струве. После стажировки начальник Пермского управления образования В.П. Факторович сказал, что в Нытве он увидел счастливых детей.

 

Методика в действии

Детский сад № 16 г. Нытва

Заведующая детским садом — Л.С. Мельникова, руководитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования. Детский сад — дважды лауреат Всероссийского конкурса “Детский сад года”.

Детский сад первым в районе начал работать по методике В.Ф. Базарного. Открыли группу мальчиков раннего дошкольного возраста. Разработали интересную среду для их развития. Создали в ДОУ два хоровых коллектива. Всю систему работы организовали с учетом максимального интереса для детей. В детском саду функционирует цирковая студия с большим набором красочных костюмов и костюмерной. По инициативе начальника РУО Н.Б. Никулиной в ДОУ открыт центр РБИ (русских боевых искусств), оснащенный государственной символикой, материалами по боевой истории России, кольчугами, мечами, спортивными снарядами для формирования выносливости. В системе проводятся туристические походы, спортивные состязания, развлечения на природе в любое время года. Все развивающие и закаливающие мероприятия отсняты на видеокассеты. Создана большая видеотека о здоровом образе жизни детей в детском саду.

Логопед Каменева Л.Г., музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Мансурова Н.Ф. разработали авторские программы развития детей с раннего возраста, главными задачами которых стало максимальное воздействие на полноценное развитие речевого аппарата, телесной зрелости, художественного вкуса, образного восприятия мира. Специалисты по хоровому пению Шишковы В.А. и Л.В. разработали занятия с максимальным использованием фонопедических упражнений, артикуляционной гимнастики, интонационно — фонетических упражнений (на основе методик Емельянова В.В.). В детском саду используется хоровое сольфеджио Г.А. Струве, педагогами подобран интересный репертуар для музыкальных занятий и занятий хоровым пением с обязательным учетом художественной ценности и возможности инсценировать во время исполнения детьми. Ежегодно проводятся встречи с хоровыми коллективами ветеранов, других дошкольных учреждений.

Детский сад ежегодно проводит мастер — классы для музыкальных руководителей и учителей пения образовательных учреждений района. В детском саду проводились семинары Г.А. и Л.С. Струве.

На ежегодных итоговых конференциях коллектив отчитывается перед родительской и педагогической общественностью о соблюдении прав ребенка на полноценное и здоровое развитие.

 

Детский сад № 10 г. Нытвы

 

Заведующая детским садом — Н.Н. Азанова, руководитель первой квалификационной категории.

Н.Н. Азанова — руководитель с многолетним стажем и опытом управленческой работы. Сразу душой и сердцем приняла методики профессора В.Ф. Базарного. Коллектив детского сада первым начал кропотливо и углубленно заниматься формированием выносливости у детей с раннего возраста. Ввели ежедневные марафонские забеги с самостоятельно фиксируемым результатом, лыжные туристические походы в лес, Малые олимпийские игры. Традиционными стали занятия парной гимнастикой (родитель‑ребенок), семейные развлечения. Создали постоянно действующие волейбольные и баскетбольные команды сотрудников и родителей для поддержания постоянного интереса у детей к здоровому образу жизни, формированию устойчивого двигательного опыта.

Всю среду физического развития обновили с учетом половых различий. На занятиях, проводимых инструктором по физической культуре Васильевой С.Н. методом круговой тренировки, мальчикам предоставляется большой набор снарядов и упражнений на силу и выносливость, девочкам — на гибкость и грацию. Итоговым смотром спортивных достижений, здоровья, ума и смекалки являются Малые олимпийские игры, к которым подготовка ведется в семьях и в детском саду задолго до их начала.

Готовятся награды, национальные костюмы выбранных группами стран, изучаются обычаи, государственные символы, идут дополнительные тренировки. Олимпиада длится целую неделю и выливается в красочное действо с концертными номерами, чествованием героев, победивших в нелегкой борьбе. Результаты бывают очень значительными. Так, девочка пяти лет в марафонских забегах ежедневно преодолевает трехкилометровый путь без усталости и напряжения.

Детский сад стал центром спортивно‑оздоровительной работы микрорайона и для семей, чьи дети не посещают это учреждение. Большим подспорьем для создания системы стали региональные методики Л.М. Пустынниковой “Система” и к.п.н. Т.Э. Токаевой “Азбука здоровья”, органично вписывающиеся в рекомендации В.Ф. Базарного.

Новые технологии стали использоваться в детском саду и в процессе музыкального воспитания. При хоровом пении используется хоровое сольфеджио Г.А. Струве. В программу музыкального воспитания включили обучение детей и мам исполнению колыбельных песен. Занятия ведутся с младших групп. На занятиях используются люльки, различные приемы инсценировки, моделирования движений, прикосновения, сочинения своих колыбельных песен.

Детский сад стал своеобразной педагогической мастерской по использованию здоровье сберегающих методик В.Ф. Базарного. Ежегодно в ДОУ участвует во всех межрайонных семинарах, является в районе базовым по спортивно‑оздоровительной работе, приемам которой охотно обучаются и учителя начальных классов района.

 

Детский сад № 13 г. Нытвы

 

Заведующая детским садом — Л.А. Наймушина, педагог высшей квалификационной категории.

Почерк работы детского сада определяется характером руководителей (зам. заведующей Крекнина Н.Г.) и отличается научным подходом к любому начинанию и глубиной практических приемов в работе. Методики раскрепощения детей, сохранения их здоровья, предлагаемые В.Ф. Базарным, приняты коллективом сразу.

Вся работа с первых шагов была начата с сотрудничества с детской консультацией. Изучены медицинские данные каждого ребенка, организована работа с семьями молодых родителей. Реклама об использовании методик была представлена каждому будущему родителю в печатном издании клуба “Аистенок”. Создан попечительский Совет детского сада, разработаны паспорта развития каждого ребенка.

Среди педагогов развернута проектная работа по созданию индивидуальных планов раскрепощающего обучения. Выбранные программы Н.М. Крыловой “Детский сад — дом радости” и Л.А Венгера “Развитие” были оснащены средой развития, направленной на формирование устойчивого интереса к познанию. На занятиях дети работают с натуральными продуктами при формировании логического мышления и решения практических задач. Дети старшей группы зарабатывают деньги и учатся их расходовать. Проводятся интересные экономические игры, которые длятся порой целый день.

На музыкальных занятиях, помимо хорового пения, проводится работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

На подоконниках групповых помещений сделаны наклонные плоскости, на потолках помещены офтальмотренажеры, изготовлены конторки. Старшей медицинской сестрой Аликиной Г.А. проводится доврачебная диагностика по методике В.Ф. Базарного. В штат детского сада был принят врач‑терапевт высшей квалификационной категории Безматерных Р.С., которая является педиатром микрорайона детского сада, а так же врачом санатория‑профилактория “Волна”, где ежегодно каждый ребенок проходит оздоровление.

В детском саду на основе разработанной программы “Здоровый ребенок” была полностью пересмотрена и адаптирована среда физического развития детей. Инструктор по физической культуре Ширинкина В.И. адаптировала программу по пололичностному признаку. Наработан материал упражнений, игр, развлечений для мальчиков на формирование силы, выносливости, мужества, для девочек — гибкости, ловкости, красоты движений. В 2000 году педагог успешно выступила на областном конкурсе “Учитель года”. Сейчас эти традиции продолжает педагог с высшим образованием Пермякова Е.В.

Психолог детского сада Трайберт Т.А. особое внимание уделяет работе с детскими страхами, учит родителей общению со своими детьми, дает консультации по подготовке их к обучению в школе.

Главные результаты развития детей:

Улучшение осанки ежегодно у 26—30% детей.

Улучшение зрения 35—40% детей (офтальмотренажер, хоровое пение);

Четыре года в детском саду нет эпидемиологических вспышек гриппа и вирусных инфекций;

Два года в районных спартакиадах среди детей дошкольного возраста ДОУ занимает 1‑е место.

С результатами работы детского сада знакомились представители областного департамента здравоохранения, областного центра развития физической культуры и спорта. Работе была дана положительная оценка.

Коллектив гостеприимно принимал и наших научных руководителей — В.Ф. Базарного, Г.А. Струве, В.В. Берчуна.

Старшая медицинская сестра Аликина Г.А. награждена Грамотой Министерства образования РФ.

 

Нытвенского района

 

Заведующая детским садом — Т.А. Климова. Детский сад — лауреат Всероссийского конкурса “Детский сад года”.

Коллектив детского сада — молодежный. Все новое, что касается улучшения здоровья детей, принимает сразу. После семинаров в Москве без промедления начали внедрять в учебный процесс здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного, методики обучения счету и письму Н.А. Зайцева. В детском саду сразу запел хор.

Постоянная работа над совершенствованием учебного процесса помогла найти свои, интересные методы организации учебного процесса. Воспитателем Архиповой И.Е., методистом ДОУ Абрамовой Л.Н. с привлечением коллег и родителей была разработана системная программа развития в ДОУ детского туризма. Главной целью создания программы было увеличение объема двигательной активности детей, формирование выносливости, укрепление иммунитета, привития любви к Родине. Педагогами разработаны памятки для детей, родителей, созданы библиотечки кроссвордов, загадок, стихов о туризме, явлениях природы. Написаны перспективные планы и конспекты походов с правилами разведения костра, отдыха, поведения. Определены проблемы для изучения растений, насекомых, жителей водоемов. Уже в течение нескольких лет дети с младшего возраста участвуют в краеведческих, спортивных, исследовательских, учебных, лыжных, пешеходных, ближних и дальних походах.

Интересный материал был наработан психологом детского сада и представлен на конкурс профессионального мастерства “Учитель года 2003”. В старших группах детского сада было проведено исследование детей на наличие страхов. Оказалось, что на 30 детей приходится 14 разновидностей страхов, 39% из которых не соответствуют детскому возрасту. Для педагогов и родителей была разработана программа выхода из ситуации. Каждому ребенку был выработан свой курс реабилитации нервной системы, который терпеливо и последовательно проводился в садике и семье через использование музыки, стихов, рисования, специальной гимнастики.

 

Детский сад №3 г. Нытвы

 

Заведующая детским садом — Г.П. Аликина, руководитель высшей квалификационной категории.

Детский сад не только для области, но и для всей России является уникальным. Расположен он в деревянном приспособленном здании. Коллектив детского сада сохранил традицию, начатую педагогами в далекие 30‑е годы. Дневной сон со старшего дошкольного возраста проводится на свежем воздухе. Зимой дети спят на холодных верандах до — 25 градусов в спальных мешках.

Оздоровительные технологии В.Ф. Базарного так же не вызвали никакого сомнения ни у родителей, ни у педагогов детского сада.

Не имея больших площадей ни в помещении, ни на участках, педагоги почти вдвое увеличили двигательную активность детей. В среду развития внедрили практически все, что рекомендовал Владимир Филиппович. Вместе с родителями изготовили много нестандартного оборудования для развития вестибулярного аппарата, сохранения осанки, зрения. Об офтальмотренажере даже сочинили свое стихотворение. Перестали сидеть на занятиях. Большую часть времени проводят в музеях, библиотеках, станции юных натуралистов. Много занимаются экспериментальной, опытнической работой. Родители возят детей в плавательный бассейн.

На своих маленьких площадях сумели создать мастерскую для ручного труда мальчиков, “Умелую иголочку” для девочек.

Имея в своем штате профессионального музыканта, владеющего многими инструментами, создали хор. Занятия развлекательного цикла проводят на свежем воздухе. Ермаков В.Н., музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, использует в работе методику хорового сольфеджио Г.А. Струве. Кроме того, он стал инициатором занятий с педагогами с целью снятия профессиональной усталости.

Всю систему диагностики, развития физической культуры в детском саду коллектив осуществляет с научным руководителем, старшим преподавателем ПОИПКРО Венковой З.Л. В детском саду разработаны паспорта здоровья с учетом показателей функциональной зрелости. Детский сад ежемесячно проводит Дни открытых дверей для родителей и педагогов, районные и региональные конференции по здоровье сберегающим методам, используемым в детском саду. Делились опытом своей работы и на областной конференции, организованной областным центром развития физической культуры и здоровья.

Показатели развития детей этого детского сада стали самыми лучшими в районе. До 70% детей имеют осанку с индексом 1. В детском саду излечиваются самые слабые хроники.

В 2002 году журналисты областной телепередачи “Вечерний свет” назвали детский сад и результаты развития детей “Нытвенское чудо”. Это “чудо” наблюдал и сам В.Ф. Базарный во время своего приезда в Нытву.

 

Честь имею

Браты, мои! Из глубины столетий,

                                            Где мудрость Россов в Ведах спит,

                                            Где щедрость душ и добродетель,

                                            Где русский дух кольчугой свит,

                                            Где запах Родины повсюду,

                                            Где песен, плясок хоровод,

                                            Где разгуляться было люду,

                                            Нам знанье шлет наш древний род.

                                            Я видел сон, мне старец молвил:

                                            Вы избраны на рубеже веков,

                                            Блеснуть в сознанья тыщи молний,

                                            Познав в движеньях мир Волхвов.

 

Так начиналось выступление Сергея Николаевича Ендальцева, преподавателя Детского юношеского клуба, на областной научно‑практической конференции, посвященной здоровому образу жизни.

С.Н. Ендальцев в 2005 году закончил Санкт‑Петербургский институт физической культуры им. Лесгафта, факультет РБИ. Увлеченный системой русских боевых искусств, он является самым активным ее проводником и практиком. Любопытно, что система зиждется на тех же четких принципах природосообразного развития личности, что определены и В.Ф. Базарным: формирование вестибулярной устойчивости, нормальное функциональное состояние позвоночника, развитие зрительного анализатора, вегетативных систем.

Являясь классным руководителем первого класса мальчиков, С.Н. Ендальцев сразу включил их в занятия секции. На первом этапе занятия были обязательными. Уже во втором классе мальчики выгодно отличались от сверстников. Дисциплина, собранность, серьезное восприятие таких поручений, как участие в Почетном карауле у знамени, у памятников. В пятом классе уровень их физического развития соответствовал семиклассникам.

В секции С.Н. Ендальцева ежегодно занимается до 70 детей. В 2003 году в районе проводился областной семинар военных комиссаров. Когда на сцене дети разных возрастов, начиная с семилетнего, в камуфляжной форме демонстрировали свое военное мастерство, силу, ловко орудовали мечами и кинжалами, в зале была тишина. И вот первоклассник Дима Левин, чеканя шаг, вышел из строя и отрапортовал “Служу России”... Ежегодно в лагере “Тимуровец” Сергей Николаевич проводит оздоровительные смены. В 2005 году девизом у ребят был “Сердце — женщине, верность — Родине, честь — никому”. В лагере проводятся военизированные игры, показательные выступления, трассы мужества. Снят уже не один фильм из жизни подростков патриотических смен.

Опыт работы с мальчиками и сама система РБИ вызывают неизменный интерес у педагогической общественности области. Трудно учесть все семинары и мастер‑классы, которые проходят на областном и районном уровне. В 2003 году на областную ярмарку инновационных проектов при поддержке областного центра развития попечительства был представлен проект, разработанный Нытвенским РУО совместно с районным комиссариатом и Частинским РУО. Название он носил “Мужчины нового поколения”. В основу содержания легли те же методики В.Ф. Базарного. На проект обратили внимание, но финансировать желающих не нашлось ввиду его долгосрочности...

Послесловие

В 2002 году в РУО вышел юбилейный сборник в честь 70‑летия Г.А. Струве “Преклоняемся, любя”, в котором приняли участие педагоги, дети, родители Нытвенского, Частинского, Кишертского районов.

В 2003 году районным управлением образования для родителей был издан сборник (выпуск 3.“Попечительство и образование”), посвященный работе по методикам В.Ф. Базарного.

Заслуженный учитель России Никулина Н.Б. издала сборники: “Школа древняя и вечно молодая”, “Учить смыслу свободно творящей жизни”. Все материалы адресованы учителям, желающим найти себя в пространстве обучения здоровых поколений.

 

Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского форума с международным участием. Часть III.

Нытвенское чудо

Как все начиналось

1996 год. Москва. Всероссийское совещание победителей конкурса газеты “Педагогический вестник” “Школа года”, “Детский сад года”. Два зала по 400‑600 человек заполнены до отказа. Лекции читают самые именитые ученые отечественной педагогики Москвы, Ленинграда. Что‑то представляется новым, что‑то традиционно эффективным. Но вот на трибуну выходит доктор медицинских наук профессор В.Ф. Базарный. Слушать и понимать его сложно. Захваченные эйфорией инноваций, уверенные в своей профессиональной значимости, мы удивляемся и не понимаем, зачем он старается омрачить наши высокие помыслы страшными цифрами детских болезней. Да еще и обвиняет нас, профессионалов, в том, что мы губим детское здоровье. Его слова о том, что 94 % детей дошкольного возраста не готовы к обучению в школе, казались полным абсурдом. Все педагоги детских садов каждого ребенка с раннего


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.