Раздел I . Человек и общество (6). — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Раздел I . Человек и общество (6).

2021-06-23 34
Раздел I . Человек и общество (6). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества

1. Составить развернутый план темы «Деятельность человека» 1 2. Подготовить сообщение: «Проблема познаваемости мира в трудах ученых», «Истина и ее критерии», «Основные особенности научного мышления» (по выбору). Определить смысл (проблему) высказывания «Истина открыта для всех, ею никто не завладел» Сенека 1 3. Разработать мини-проект «Степень свободы и ответственности у студентов (курсантов) колледжа» (социологическое исследование) 1

Тема 1.2 Общество как сложная система.

1. Составить развернутый план темы «Сферы общественных отношений» 1 2. Разработать мини-проект «Мир перед угрозами XXIвека» 1 3. Составить развернутый план темы «Глобальные проблемы современного мира» 1

Раздел II: Духовная культура человека и общества (4).

Тема 2.1 Духовная культура личности и общества. 1. Разработать мини-проекты: «Культурное многообразие города Астрахани» 1

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.

1. Написать эссе: «Образование для счастливых – украшение, для несчастных – убежище» Демокрит, «Наука является основой всякого прогресса, облегчающего жизнь человечества и уменьшающего его страдания» М. Склодовская-Кюри (по выбору обучающихся) 1 2. Подготовить презентацию: «Современные религии», «ИГИЛ – вызов современному миру» (по выбору обучающихся) 1 3. Разработать мини-проект «Как изменить структуру потребления духовных ценностей студентами (курсантами)» (по материалам СМИ, бесед с родителями и преподавателями) 1

                                          Раздел III.Экономика (12).

Тема 3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы. 1. Написать эссе: «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» Ж. Дроз, «Экономика – это искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» Л.Питер (по выбору обучающихся 1

Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.                

1. Решить задачи по теме «Спрос и предложение» 1 2. Составить тест по теме «Рынок и факторы спроса и предложения» 1 3. Разработать мини-проект: бизнес план «Моя фирма» 1 4. Решить задачи по теме «Маркетинг и менеджмент» 1 5. Подготовить презентацию на тему: «Ограниченность ресурсов в рыбной отрасли России», «Астраханские судоверфи сегодня: застой или развитие?», «Уровень инфляции в России на современном этапе» (по выбору обучающихся) 1 6. Определить смысл (проблемы) высказываний: «Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете» Б.Буаст, «Налоги – это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» (по выбору обучающихся) 1 7. Составить развернутый план темы «ВВП и ВНП» 1

Тема 3.3 Рынок труда и безработица.

1. Составить развернутый план темы «Безработица в современном мире» 1 2. Заполнить кроссворд по теме «Трудоустройство» 1

Тема 3.4 Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

1. Составить синквейн по теме «Экономические проблемы Астраханского региона» 1 2. Подготовить презентацию: «Место России в мировой торговле», «Актуальные проблемы международной торговли» (по выбору) 1

Раздел IV. Социальные отношения (8).

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация.

1. Составить тест «Социальные общности и группы» 1 2. Разработать мини-проект «Образ жизни современного студента 1 3. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Престижность морской профессии: за или против?», «Я - выпускник ВКМРПК, а это значит…», «Я и мои социальные роли», «Социальный статус и престиж моей профессии» (по выбору обучающихся) 1 Тема 4.2 Социальные нормы и конфликты. 1. Составить схему «Виды социальных норм и санкций» 1

Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы.

 

1.Подготовить презентацию на тему: «Социальная стратификация в России», «Социальная стратификация в зарубежных странах» (по выбору обучающихся) 1 2. Написать эссе: «Люби все другие народы, как свой собственный» В.Соловьев, «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» В. Гюго (по выбору обучающихся) 1 3. Подготовить сообщение: «Семья как ячейка общества», «Проблема неполных семей», «Современная демографическая ситуация в РФ» (по выбору обучающихся) 1 4. Разработать мини-проект «Зачем человеку семья?» (социологическое исследование) 1

Раздел V. Политика (7 ч.).

Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе.

1. Написать реферат на тему «Политическая власть: история и современность» 1 2. Определить смысл (проблемы):«Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют» Саади, «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» Дж. Актон, «Демократия – плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало» У. Черчиль (по выбору обучающихся) 1 3. Решить кроссворд «Политическая сфера жизни общества» 1

Тема  5.2. Участники политического процесса.

1. Составить тест по теме «Политический статус личности» 1 2. Разработать мини-проект «Создание в колледже общественно-политического журнала» 1 3. Подготовить сообщение: «Абсентеизм, его причины и опасность», «Политическая система современного российского об-щества», «Формы участия личности в политической жизни» (выборочно). Написать сочинение-размышление «Выборы - нужно идти голосовать?!» 1 4. Разработать мини-проект «5 шагов в решении социальных проблем в программе моей партии» 1

Раздел VI. Право (10).

Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений.

1. Составить развернутый план по теме «Юриспруденция как общественная наука» 1 2. Решить ситуационные задачи по теме «Нормативные правовые акты» 1 3. Разработать мини-проект «Причины и последствия правонарушений в Астраханском регионе» по публикациям СМИ 1

Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации.

1. Подготовить презентацию: «Мои права в Конституции РФ»; «Мои обязанности в Конституции РФ» (по выбору обучающихся) 1 2. Решить ситуационные задачи по теме «Гражданство в РФ» 1

Тема 6.3. Отрасли российского права.

1. Решить ситуационные задачи по теме «Гражданское право» 1 2. Разработать мини-проект «Как защитить свою собственность?" 1 3. Разработать мини-проект «Порядок и условия трудоустройства выпускников ПМС колледжа» (по материалам ЦДО ВКМРПК) 1 4. Решить ситуационные задачи по теме «Административное право» 1 5. Подготовить сообщение: «Юридическая ответственность за нарушения правил эксплуатации судна», «Юридическая ответственность граждан за нарушения правил трудового распорядка на производстве» (по выбору обучающихся) 1 Всего:   47

 

2. Характеристика запланированных видов внеаудиторной самостоятельной работы

По дисциплине «Обществознание» запланированы следующие виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

• составление развернутого плана;

• подготовка сообщения, реферата;

• подготовка мультимедийной презентации;

• написание эссе;

• работа с учебным пособием: составление плана, конспекта, составление таблицы, написание размышления-эссе;

2.1. Методические рекомендации к составлению развернутого плана

1. Внимательно прочтите текст учебника, раскрывающий содержание темы.

2. Разделите его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль

3. Озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы имена существительными.

4. Проанализируйте полученный план:

а) Все ли аспекты проблемы отражены в нем?;

б) Корректны ли формулировки пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли?

5. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме.

 

2.2. Методические рекомендации к подготовке сообщения

Объем сообщения – 1-2 страниц текста, оформленного в соответствии с указанными ниже требованиями.

Требования к оформлению и защите сообщения: 1. Сообщение выполняется на стандартной белой бумаге формата А-4 (верхнее, нижнее и правое поля – 1,5 см; левое – 2,5 см). 2. Текст печатается обычным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 13 кегель). Заголовки – полужирным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 13 кегель). 3. Интервал между строками – полуторный. 4. Текст оформляется на одной стороне листа. 5. В случае невозможности выполнить пункты 1-4. данных требований, допускается рукописное оформление сообщения. Защита – на уроке в течение 3 минут. Автору сообщения по окончании защиты преподавателем, либо обучающимися, могут быть заданы вопросы по теме сообщения.

 

Критерии оценки:

1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения проблемы 3 балла

2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов 3 балла

3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение3 балла

4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п., правильность и чистота речи, владение,биологической терминологией 3 балла

Итого:

12 баллов – оценка «5»

9 – 11 баллов – оценка «4»

5 – 8 баллов – оценка «3»

2.3. Методические рекомендации к написанию эссе

1) Четкое указание проблемы высказывания: «Избранное мною высказывание касается проблемы….», «Проблема данного высказывания заключается в….» и т.д.

2) Объяснение выбора темы (в чем значимость или актуальность этой темы): «Всех волнует вопрос…», «актуальность данной темы заключается в …» и т.д.

3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения.

4) Представление автора и его точки зрения: «Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…».

5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ (СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ): «Я считаю…», «я согласен с автором высказывания…».

6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе. P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе (философии, политики, экономики, правоведения и т.д.).

7) Аргументация: А) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы. Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства;

Б) Практическая аргументация или пример из общественной жизни.

Заключение: вернуться к формулировке самого высказывания или к проблеме высказывания. Сделать на основе этого вывод. Вывод должен состоять из 2 частей: свои мысли в качестве итога + возврат к теме.

Критерии оценки:

· уровень усвоения учебного материала, умение студента использовать знания при выполнении работы, обоснованность и четкость изложения ответа, умение использовать приемы сравнения и обобщения, способность объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, оформление материала в соответствии с требованиями;

· раскрытие смысла высказывания, ясность и четкость изложения – 1-2 балл;

· представление и пояснение собственной позиции – 1балл;

· характер и уровень приводимых суждений и аргументов – 1-2 балла.

Максимальный балл 5. 

2.4. Методические рекомендации к мультимедийным презентациям

2.4.1.Структура презентации:

1 слайд: титульный лист. О формление титульного слайда: а) тема презентации; б) автор: ФИО, группа; в) руководитель проекта/преподаватель, проверивший работу.

2 - 9 слайд: содержание (текст работы), текст работы включает в себя рисунки, таблицы, гиперссылки, музыкальное и видео сопровождение.

10 слайд: информационные ресурсы; к презентации, как и к реферату, составляется список информационных ресурсов, включающий в себя библиографические описания книг, дисков, статей из периодики, ссылок на сайты, интернет (как правило, порядок списка алфавитный).

2.4.2.Изучите основные источники по данной теме. Внимательно прочитайте материал, по которому требуется создать презентацию.

2.4.3.Выполните отбор нужного материала.

2.4.4.Выполните систематизация материала (создание папок для рисунков, видео, музыки и т.д.; список ресурсов); для правильной работы гиперссылок в презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, в которой находится презентация;

2.4.5.Используя программу MS Power Point, оформите тезисы на слайдах (краткая запись главной мысли), согласно структуре презентации. Объем презентации: от 5 - 10 слайдов.

Критерии оценки:

а) наличие титульного слайда с заголовком;

б) содержание (минимальное количество - 5 слайдов);

в) использование дополнительных эффектов Power Point (смена слайдов, звук, графика);

г) использование эффектов анимации;

д) применение графиков и таблиц;

е) логическая последовательность и доступное изложение текстовой информации;

ж) логическая последовательность слайдов;

з) дизайн презентации.

2.5. Методические рекомендации к разработке мини-проекта

Проектная деятельность развивает умение собирать, анализировать, синтезировать, представлять информацию. способность работать с различными источниками информации, умение использовать всевозможные ресурсы для достижения поставленных целей. При защите своего проекта приобретают социальный опыт в публичном выступлении. Работавыполняется в составе малой группы, каждый из которой выполняет свою мини-задачу.

Этапы работы над проектом:

1. Кратко опишите круг общемировых глобальных проблем современного мира. Выберете из них одну, опишите ее суть, сформулируйте наиболее эффективный метод решения данной проблемы.

2. Определите методы исследования (опрос, анкетирование), распределите обязанности в группе по сбору информации по проблеме, их анализу.

3. Осуществите сбор, систематизация и анализ полученных данных.

4. Оформление результатов, создание конечного продукта (презентация, макет, плакат или другое).

5.Защита результатов, выдвижение новых проблем исследования.

Продуктом проекта могут стать сообщения студентов (курсантов) с сопровождением презентации, создание словесных портретов политических лидеров современности, создание коллажей, видеосюжеты о современных политиках, современной элите.

 

2.6. Методические рекомендации к написанию рефератов

Написание рефератов по дисциплине "Обществознание" (включая экономику и право) дает возможность студентам (курсантам) получить дополнительную информацию по изучаемым темам. Схема написания состоит из 5 элементов: плана, введения, основной части, заключения, списка литературы и источников: 

· Введение - четко, коротко обосновывается выбор темы, актуальность проблемы, ставятся цели написания работы, дается обзор литературы и источников.

· В основной части излагается содержание проблемы. Работа в этой части должна представлять логичную систему доказательств, аргументов, раскрывающих основную тему, в соответствии с его главной целью, ее основными аспектами. 

· Заключение. Здесь излагаются выводы, к которым пришел автор в результате изучения проблемы. 

Список литературы и источников. Оформляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Общий объем реферата составляет от 7 до 10 листов.

Оформление доклада/ реферата

Бумага А4, нумерация страниц внизу посередине, начиная с цифры 2. На титульном листе цифра 1 не ставится, размер шрифта 14 с полуторным междустрочным интервалом, поля – обычные для документа (Слева 3, сверху и снизу – 2, справа – 1,5 см).

Критерии оценки:

5 баллов – содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; реферат имеет чёткую композицию и структуру; в тексте реферата отсутствуют логические нарушения в представлении материала; корректно оформлены и в полном объёме представлены список использованной литературы и ссылки на использованную литературу; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; реферат представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата;

4 балла – содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; в полном объёме представлены список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; 

отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; реферат представляет собой самостоятельное исследование, но есть замечания по структуре изложения.

3 балла – содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; в целом реферат оформлен в соответствии с общими требованиями написания реферата, но есть погрешности в техническом оформлении; в целом реферат имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте реферата есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; есть единичные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; реферат не представляет собой самостоятельного исследования, отсутствует анализ найденного материала.

2 балла – невыполнение задания, содержание реферата не соответствует заявленной в названии тематике; оформление реферата не соответствует с общими требованиями написания реферата.

 

2.7. Методические рекомендации к составлению теста

Вопросы теста можно сделать в виде:

Открытые задания - задания, допускающие свободную форму ответа.

Например: религия – это …

Закрытые задания – задания, имеющие конечное множество вариантов ответа, из которых необходимо выбрать верный. 

- Множественный выбор, из 3-4 ответов, нужно выбрать правильный вариант (может быть не один).

Например: к наукам, изучающим общество, можно отнести:

Ответы: 1) философия; 2) биология; 3) валеология; 4) физика

- Альтернативный тип заданий предполагает только два варианта ответа (да - нет, верно - неверно). 

Например: общественный прогресс – это переход от низшего к высшему

Ответ: 1) верно; 2) неверно.

- Задание на соответствие – требуется восстановить соотношение элементов из двух множеств, списков, приравнять определения в одном столбце, соответствующим термином в другом.

Например: 

 А. Массовой культуры. Культура, произведения, которой рассчитаны на узкий круг знатоков

Б. Элитарной культуры. «Мыльные оперы» В. Народной культуры. Культура, создаваемая анонимными творцами

Критерии оценки:

- соответствие содержания тестовых заданий теме;

- включение в тестовые задания наиболее важной инфор­мации;

- разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;

- наличие правильных эталонов ответов;

- тесты представлены на контроль в срок.

2.8. Методические рекомендации к составлению и решению ситуационных задач

2.8.1.Прочитайте и изучите материалы, рекомендуемые преподавателем по данной теме, учебники, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.

2.8.2.Проведите системно — структурированный анализ содержания темы;.

2.8.3.Выделите проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем.

2.8.4.Дайте обстоятельную характеристику условий задачи, критически осмыслите варианты и попытайтесь их модифицировать (упростить в плане избыточности).

2.8.5.Выберите оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она на стандартная).

2.8.6.Оформите работу.

Критерии оценки:

· соответствие содержания задачи теме;

· содержание задачи носит проблемный характер;

· решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;

· продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности.

 

2.9. Методические рекомендации к п одготовке к контрольной работе, зачёту

1. Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.

2. Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.

3. Постарайтесь разобраться с непонятными, в частности новыми терминами. Часто незнание терминологии мешает студентам воспринимать материал на теоретических и лабораторно-практических занятиях на должном уровне.

4. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.

5. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

6. Заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.

7. Освоив теоретический материал, приступайте к выполнению заданий, упражнений; решению задач, расчетов самостоятельной работы, составлению графиков, таблиц и т.д.

Критерии оценки:

· качество уровня освоения учебного материала;

· умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы;

· обоснованность и четкость изложения ответа.

 

2.10. Методические рекомендации к составлению логической схемы (кластера)

1. Прочтите конспект лекции, учебник из рекомендованных источников по теме и выпишите на отдельные листы заголовки разделов и подразделов;

2. Внимательно изучите каждый раздел текста, выписывая из них основные понятия и категории;

3. Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями.

4. Найдите наиболее общие понятия, объединяющие содержания текста. Не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста;

5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия и категории с учетом взаимосвязи между ними;

6. Выявите в разных ветвях структуры одноименные понятия и попытайтесь устранить дублирование, видоизменяя связи между ними;

7. Уточните (достройте) структуры по выводам, имеющимся в тексте или полученным в результате собственных умозаключений;

8. Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточняя её.

Критерии оценки логической схемы (кластера): 1.Соответствие содержания теме 2.Правильная структурированность информации 3.Наличие логической связи изложенной информации 4.Соответствие оформления требованиям 5.Аккуратность и грамотность изложения и представления работы 6.Работа сдана в срок.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.