Формирование на гончарном круге — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Формирование на гончарном круге

2021-06-23 39
Формирование на гончарном круге 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НА МОДЕЛЯХ. В ФОРМАХ И ОТЛИВКА

ФАСОННЫХ ЧАСТЕЙ

Когда нужно получить большое число одинаковых по форме предметов, то пользуются формой для глубо­ких предметов и внутренним лекалом и моделью или шаблоном для неглубоких в зависимости от того, круг­лая, восьмиугольная или квадратная форма имеется в виду. Например, мы хотим сделать чайную чашку по данному образцу. Снимаем гипсом разнимающуюся по средней линии форму с ручки. Затем снимаем фер­му картоном с внутреннего поперечного сечения, изго­товляем из дерева по ней лекало, равное половине се­чения, и делаем отливку формы из гипса с наружной поверхности чашки. Наружных форм делают столько штук, сколько предположено сделать чашек. Столько же делается и форм для отливки ручек.

Таким образом, у нас есть форма (55-1) лекал (рис. 55-3) и форма для ручек (рис. 55-2).

Рис. 55. Формы и шаблоны для фаянсовых изделий.

Рис. 56. Обработка твердого камия: — раскалывание гранита; 2—легкий молоток; 3. 4 и 5—долота.6— лоток для обработки камня; 7— курант; 8 и 9 — изготовление то­чильного камня; 10— чаша из известняка Работа ведется так: бросают кусок глины, лекалом прижимают глину к стенкам формы и, срезав краем лекала избыток, сни­мают форму со станка и ставят сохнуть. Изготовлен­ные прессованием в формах ручки приклеивают по вы­сыхании смесью глины с большим количеством плавня.

ОБРАБОТКА ТВЁРДОГО КАМНЯ

К твердому камню относят прежде всего порфир, гранит, сиенит, базальт, оникс и мрамор.

Отделение нужной глыбы от массива или от более крупной глыбы достигается раскалыванием по плос­костям спайности кристаллов (гранит, порфир, сиенит, базальт и оникс) или распиливанием (мрамор).

В первом случае, когда удар может дать нежела­тельное раздробление на негодные для работы части, прибегают к такому приему. Вдоль линии будущего раздела двух кусков при помощи стальных, хорошо закаленных долот делают ряд отверстий глубиной от 40 до 70 мм при диаметре в 10—15 мм, ударяя по долоту железным (скульптур­ным) молотком короткими ударами, постоянно пово­рачивая долото.

Когда отверстия сделаны, в них вставляют по две железные (лучше стальных не закаленных) пластин­ки, между которыми вкладываются стальные клинья с углом в 10—15° при вершине, как показано на рис. 56-1, и затем приступают к раскалыванию, на­тягивая клинья легким молотком — не свыше 100— 200 г весом (рис. 56-2) так, чтобы все клинья изда­вали одинаковый музыкальный тон. Так напрягать клинья следует до тех пор, пока глыба не лопнет. Для разделения оникса применяют несколько дру­гой способ. Оникс состоит из ряда светлых и темных слоев и употребляется в искусстве для гравировки на нем камней, в которых эффект достигается снятием белого слоя до достаточной глубины, когда выступает темная подкладка. Поэтому, вклеив мастикой камень в кусок твердого дерева так, чтобы слои шли при­мерно вертикально, наставляют остро заправленное долото для камня на границу темного и светлого слоя, делают очень резкий удар и получают, при достаточ­ной ловкости, нужный результат. Отделения нужного куска мрамора достигают отпиливанием, без воды или с водой — в зависимости от вида пилы. Дальнейшая обработка твердого камня ведется при помощи трех долот из стали восьмигранного сечения, заправленных — одно, как показано на рисунке 56-3, для достижения грубой, первичной формы предмета, другое — для сглаживания неровностей (рнс. 56-5) и, наконец, третье — для совершенно плоских или вообще гладких мест (рис. 4), а также железного мо­лотка (рис. 56-6) на короткой ручке. Если требуется большая гладкость на мраморе, то этого можно достичь при помощи особых рашпилей различной формы, тонких скребков и полировки. Гранит и другие камни полируют куском твердого песчаника с водой, затем куском турецкого оселка с маслом или с водой для мрамора. Примером работы из гранита может быть курант (рис. 56-7) для растирания красок на плоской мра­морной или известняковой плите. Берут подходящего размера (около 150—200 мм диаметром) булыжник и, отколов удачным ударом одну плоскость, отесывают на ней круг, держа остро заправленное долото от себя и ударяя по нему молотком так, чтобы осколки лете­ли в стороны. (Это общее правило — тесать камень от себя). Затем продолжают отесывать усеченный конус с намеченным кругом в основании, сглаживая бока зубчатым долотом; низ затем полируют быстрее всего карборундом в куске или в порошке.

РАБОТЫ ИЗ ИЗВЕСТНЯКА И ПЕСЧАНИКА

С приемами обработки песчаника можно ознако­миться на двух примерах: выделке бруска для точения столярного инструмента и выделке камня для точила. Первая работа знакомит с тем, как пилят камень, твердостью превосходящий сталь. Стальная, самая лучшая пила на нем изнашивается в несколько минут, следовательно, не годится, и нужно пилить иначе. Возьмем плиту красноватого песчаника, мелкозернистого, из острых кварцевых зерен. Отмерив и очер­тив нужную для бруска полоску, приготавливают пилу. В станок столярной пилы вставляют полотно из 10— 20-фунтового железа, отрезанного в виде полоски в 25—30 мм шириной и длиной по станку пилы. Берут песок — лучше белый, но не старый, обкатанный во­дой, а новый, из острых, не очень мелких крупинок, приготавливают из него с водой кашицу и, смазывая ею очень обильно полотно пилы, начинают равномерно и продолжительно водить ею по проведенной метке. Сначала дело идет медленно, но по мере углубления в камень пила двигается быстрее, и скоро плита ока­зывается перепиленной. Затем от длинного бруса отре­зают или откалывают предусмотренной длины бруски и шлифуют их стороны на той же плите, посыпая ее песком и поливая водой. Круглый камень для точила изготавливают так: сначала намечают центр круга, затем, по известным приемам, переносят центр на другую сторону плиты. Из этого центра описывают окружности одинакового диаметра и по этой границе плоским долотом от ок­ружности прорубают канавку с обеих сторон плиты. Затем скалывают «спичкой» (острым долотом, рис. 56-3) лишний камень, держа ее (как показано на рисунке 56-8) от окружности в направлении ра­диуса. После такой обработки получается диск с ост­рым краем. Этот край срубают плоским долотом, дей­ствуя им поперек острого края (рис. 56-9). Когда край обтесан, в середине плоским долотом буравят квадрат­ную дыру и укрепляют ось из квадратного железа, с двумя опиленными шейками, при помощи деревян­ных клиньев, и обтачивают окончательно камень, кус­ком газовой трубки, вращая его па оси, при помощи рукоятки, навстречу трубе. Известняк представляет прекрасный материал для изучения приемов скульптуры по камню и служит для изготовления некрупных статуй. Из него можно делать вазы и чаши для водоемов, особенно из феодосийского или одесского полутвердого известняка.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.