Понятие о невротическом заикании у детей. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятие о невротическом заикании у детей.

2021-06-23 32
Понятие о невротическом заикании у детей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

 

Проблема заикания, несмотря на многовековую историю ее изучения, до настоящего времени продолжает оставаться одной из наиболее сложных. В литературе прошлого встречались весьма разнообразные толкования механизмов заикания. Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Заикание - один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. Дети, страдающие заиканием, лишены возможности нормального речевого общения с окружающими. Постоянные затруднения в речи травмируют ребенка, вызывая невротические реакции. Речевые и коммуникативные нарушения отрицательно влияют на развитие личности ребенка, а в дальнейшее нередко становятся причиной трудностей обучения в школе.

      В настоящее время, заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Данная тема актуальна, так как, в последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка [13, 56]. В настоящее время такой формой нарушения речевого общения как заикание страдает по разным данным от 1,5 до 3% населения.

Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в специальной научной литературе. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева и В.А. Гиляровского [19, 25]. Благодаря нескольким поколениям учёных исследована его природа и механизмы, это Н.М.Асатиани, Л.И.Белякова, М.И.Буянов, Б.З.Драпкин, Н.А.Власова, Н.И.Жинкин, В.В.Ковалёв, В.С.Кочергина, Р.Е.Левина, А.Р.Лурия, В.М.Шкловский и др.[19, 26]. Ковалёвым В.В., Дробкиным Б.З., Беляковой Л.И.  был разработан оригинальный подход к оценке клинической картины заикания, выделены 2 клинические формы: невротическая и неврозоподобная, описаны судорожные проявления в речи заикающихся, особенности личности [ 19, 24].

В настоящее время интерес к проблеме не падает, более того, начиная с 1994 года регулярно проходят Международные симпозиумы, посвященные только проблеме заикания. Эти научные конгрессы собирают более тысячи ученых из стран всего мира. Регулярно издается международный специальный журнал «Fluen y Disorders» («Нарушение плавности»), который также посвящен этой монопроблеме [13, 59]. Огромный интерес ученых всего мира к проблеме заикания свидетельствует о ее актуальности.

 Но к сожалению,  количество детей, страдающих заиканием, увеличивается. Практика последних лет показывает, что количество семей, воспитывающих детей с заиканием, неуклонно растет. С усилением этой тенденции острее встаёт вопрос о психолого-педагогической характеристики детей с заиканием, причинах возникновения и дальнейшее преодоление заикание данной категории детей и их социализация. Актуальность отмеченной проблемы определила выбор данной темы. Исходя из причин актуальности, сформулирована цель и задачи.

Цель работы: изучение психолого-педагогической характеристики детей с невротической формой заикания.

Задачи:

1. Описать этиологию и патогенез невротического заикания у детей.

2. Определить клиническую картину невротического заикания у детей.

3. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного и школьного возраста с невротической формой заикания.

Глава 1. Невротическая форма заикания  у детей.

Заключение

 В процессе выполнения данной контрольной работы  я изучил особенности психолого-педагогической характеристики детей дошкольного и школьного возраста с невротической формой заикания. Для этого мне пришлось рассмотреть этиологию и патогенез невротического заикания у детей; также определить клиническую картину невротической формы заикания у детей. 

 Невротическое заикание –психогенное заболевание с преимущественным поражением речевой функции. Заикание относится к числу распространенных в детском возрасте нарушений.  Невротическое заикание – это заикание, при котором у ребенка, практически, отсутствуют ярко выраженные нарушения со стороны невралгии. Чаще всего заикание дает о себе знать в период активного становления речи, а именно в 2-3 года. В возрасте же 4-6 лет, в качестве ближайшей причины заикания появляется психологическая травма. В дальнейшем заикание обрастает психическими симптомами. Речевые и коммуникативные нарушения отрицательно влияют на развитие личности ребенка, нарушают общение, нередко становятся причиной трудностей обучения.

    Для невротической формы заикания характерно следующее:

-Заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет;

-Наличие развёрнутой фразовой речи до появления нарушения;

-Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травма);

-Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения;

-Возможность плавной речи при определённых условиях [19, 116].

 

  В заключении своей работы, хотелось бы подчеркнуть, что в настоящее время   количество детей, страдающих заиканием увеличивается и количество семей, воспитывающих детей с заиканием, неуклонно растет. Основной мерой профилактики развития данного заболевания является избегание стрессовых ситуаций, психических травм. Поэтому в первую очередь хочется обратиться к родителям: с уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его. Не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка. Уважаемые родители любите своего ребенка и оберегайте его от  стрессовых ситуаций!

Литература

1. Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейро-лингвистический анализ синтаксиса. М., 1989. М.: Издательство Московского университета, 1989. — 216 с.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.

3. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. Беляковой Л.И. М. — М.: Национальный книжный центр, 2015. — 184 с.

4. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании. // Вопросы психологии. № 3, 1993. – С. 88 -94.     

5. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Сравнительный анализ речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся. // Психолингвистика и современная логопедия. Под ред. Халиловой Л.Б. М.—1997. – С. 156-169.

6. Белякова, Л.И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся // Дефектология. - 2001. - №4. - С.49-53.

7. Гегелия Н.А. Родителям о заикании детей и подростков // Дефектология. - 2000. - №5. - С.66 - 71.

8. Вессарт О.В. Лингвистические факторы, провоцирующие возникновение запинок при заикании. // Сб. Заикание. Экспериментальные исследования и методы реабилитации: Сб. научн. тр. / Ленингр. НИИ уха, горла, носа и речи. -М., 1986.- С.37-45.

Введение

 

 

Проблема заикания, несмотря на многовековую историю ее изучения, до настоящего времени продолжает оставаться одной из наиболее сложных. В литературе прошлого встречались весьма разнообразные толкования механизмов заикания. Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Заикание - один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. Дети, страдающие заиканием, лишены возможности нормального речевого общения с окружающими. Постоянные затруднения в речи травмируют ребенка, вызывая невротические реакции. Речевые и коммуникативные нарушения отрицательно влияют на развитие личности ребенка, а в дальнейшее нередко становятся причиной трудностей обучения в школе.

      В настоящее время, заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Данная тема актуальна, так как, в последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка [13, 56]. В настоящее время такой формой нарушения речевого общения как заикание страдает по разным данным от 1,5 до 3% населения.

Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в специальной научной литературе. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева и В.А. Гиляровского [19, 25]. Благодаря нескольким поколениям учёных исследована его природа и механизмы, это Н.М.Асатиани, Л.И.Белякова, М.И.Буянов, Б.З.Драпкин, Н.А.Власова, Н.И.Жинкин, В.В.Ковалёв, В.С.Кочергина, Р.Е.Левина, А.Р.Лурия, В.М.Шкловский и др.[19, 26]. Ковалёвым В.В., Дробкиным Б.З., Беляковой Л.И.  был разработан оригинальный подход к оценке клинической картины заикания, выделены 2 клинические формы: невротическая и неврозоподобная, описаны судорожные проявления в речи заикающихся, особенности личности [ 19, 24].

В настоящее время интерес к проблеме не падает, более того, начиная с 1994 года регулярно проходят Международные симпозиумы, посвященные только проблеме заикания. Эти научные конгрессы собирают более тысячи ученых из стран всего мира. Регулярно издается международный специальный журнал «Fluen y Disorders» («Нарушение плавности»), который также посвящен этой монопроблеме [13, 59]. Огромный интерес ученых всего мира к проблеме заикания свидетельствует о ее актуальности.

 Но к сожалению,  количество детей, страдающих заиканием, увеличивается. Практика последних лет показывает, что количество семей, воспитывающих детей с заиканием, неуклонно растет. С усилением этой тенденции острее встаёт вопрос о психолого-педагогической характеристики детей с заиканием, причинах возникновения и дальнейшее преодоление заикание данной категории детей и их социализация. Актуальность отмеченной проблемы определила выбор данной темы. Исходя из причин актуальности, сформулирована цель и задачи.

Цель работы: изучение психолого-педагогической характеристики детей с невротической формой заикания.

Задачи:

1. Описать этиологию и патогенез невротического заикания у детей.

2. Определить клиническую картину невротического заикания у детей.

3. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного и школьного возраста с невротической формой заикания.

Глава 1. Невротическая форма заикания  у детей.

Понятие о невротическом заикании у детей.

К середине XX столетия механизм заикания рассматривали опираясь на учение И.П. Павлова о механизме невроза. В.С. Кочергина отмечает: «Заикание, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса» [12, 49]. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская), другие - как особую его форму (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев) [12, 8-9]. По мнению Левиной Р. Е. «Речевые затруднения зависят от разных условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой - от разговорной среды, от общего и речевого режима»  [10, 12-18].

В начале 70-х г.г. Ковалёв В.В., Дробкин Б.З., Белякова Л.И. и др. выявили 2 клинические формы заикания по патогенетическому механизму: невротическую и неврозоподобную [19,24]. Невротическое заикание обычно развивается на фоне уже раннеимевшегося невроза (психогенное реактивное функциональное заболевание, возникающее под влиянием стрессовых факторов). В качестве ближайшей причины заикания появляется психологическая травма. В дальнейшем заикание обрастает психическими симптомами. При невротическом не обнаруживаются признаки органического поражения мозга, это свидетельствует о функциональном характере нарушений.
  Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название логоневроз.

Логоневроз или невротическое заикание – это заикание, при котором у ребенка, практически, отсутствуют ярко выраженные нарушения со стороны невралгии. Исследования головного мозга не выявляют значимых отклонений в его функционировании. Речевое и моторное развитие – нормальное или раннее. При логоневрозе малыш может совсем не заикаться в спокойной обстановке, но, в том случае, если он начинает волноваться, заикание усиливается. Часто наблюдается проявление логофобии (боязни говорить), а также избегающего поведения. Все эти симптомы очень похожи на проявления невроза. Поэтому такой вид заикания и стали называть логоневрозом. Невротическому заиканию свойственна сезонность. Как и у всех хронических заболеваний, обострения, зачастую, случаются осенью и весной. Чаще всего заикание дает о себе знать в период активного становления речи, а именно в 2-3 года. В возрасте же 4-6 лет, когда у ребенка развивается фразовая речь, расширяется кругозор и, соответственно, обогащается словарный запас, у некоторых деток артикуляционный аппарат и головной мозг подвергаются повышенной нагрузке, к которой они, по сути, еще не готовы. И достаточно, как говорится, искры, чтобы вся система дала сбой. В роли искры здесь может выступить любое сильное переживание или стресс.

   Проявляется невротическое заикание прерыванием плавного течения речи мышечными судорогами, задержкой дыхания и повторением отдельных звуков, не зависимо от воли человека. Данное психическое расстройство также характеризуется разнообразными нарушениями темпа и ритма речи, артикуляции и голоса, затруднением в нахождении подходящих слов, отсутствием четкой формулировки фраз, перестановкой выражений, поэтому его нередко называют «заиканием спотыканий»

Данный вид невроза чаще всего возникает у детей в возрасте от трех до пяти лет, в период формирования мышления, задавания множества вопросов познавательного мира. Следует также отметить, что девочки страдают данным заболеванием реже, чем мальчики.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.