Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах

2021-06-23 26
Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экзамен. Судоустройство.

1. Предмет и основные понятия учебной дисциплины «Судоустройство».

Предметом учебного курса «Судоустройство» являются теория и история судебной организации, а также нормативные правовые акты, определяющие задачи, полномочия (компетенцию) и организацию органа судебной власти – суда. Кроме вопросов, составляющих собственно судоустройство, в предмет курса входит изучение задач, полномочий и устройства, основных этапов развития правоохранительных органов, содействующих суду в его деятельности по осуществлению правосудия (прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания, юстиции, нотариата, адвокатуры).

Система курса традиционно состоит из трех частей:

· общей части, посвященной общим вопросам теории курса;

· особенной части, в которой рассматриваются организация судебной системы, органов юстиции, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия, адвокатуры, нотариата в Республике Беларусь;

· специальной части, посвященной вопросам устройства судов и правоохранительным органам зарубежных государств.

Понятие, свойства и назначение судебной власти.

Судебная власть – это система независимых судебных учреждений, призванных от имени государства реализовывать всю совокупность возложенных на них властных полномочий по осуществлению правосудия, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.

Свойства судебной власти: самостоятельность и независимость; полнота и исключительность; верховенство в системе юстиции; объективность и беспристрастность; политическая нейтральность; легитимность. (подробней в учебнике). К целям судебной власти относится:

• восстановление нарушенного права;

• обеспечение торжества закона, прав и свобод человека, законных интересов юридических лиц, социальных ценностей и благ.

1) осуществление судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве;

2) правосудие – деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебном заседании правовых конфликтов;

3) обеспечение исполнения судебных решений, в частности, процессуальный контроль за действиями (бездействием) судебного исполнителя, который будет реализован путем разрешения судом соответствующих жалоб;

4) разъяснение в порядке судебного толкования действующего законодательства по вопросам судебной практики;

5) участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества в их деятельности;

6) организационное, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества;

7) аналитическая и организационная работа;

8) осуществление иных полномочий, входящих в компетенцию

Соотношение правосудия с судебной властью. Государственные символы, используемые в судах.

Символы судебной власти. В соответствии со ст. 15 Кодекса о судоустройстве в судах используются государственные символы Республики Беларусь: Государственный герб и Государственный флаг. На зданиях Конституционного Суда, судов общей юрисдикции, в помещениях заседаний Конституционного Суда, в залах судебных заседаний судов общей юрисдикции устанавливается Государственный флаг Республики Беларусь, а также помещается изображение Государственного герба Республики Беларусь. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии, которые относятся к атрибутам судебной власти.

При характеристике правосудия нужно четко отличать его от судебной власти, так как они не являются тождественными понятиями. Судебная власть и правосудие соотносятся как целое и частное. Судебная власть более широкое понятие, поскольку правосудие является лишь одним из полномочий, составляющих ее содержание.

Районный (городской) суды.

Районные (городские) суды – основное звено в системе судов общей юрисдикции. Районные (городские) суды образуются в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе; специализированный суд (по делам несовершеннолетних, семейным, административным и др.) – в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе. Последние, однако, еще не учреждены.

Допускается образование одного районного (городского) суда на район и город, а также одного специализированного суда на несколько районов.

В состав суда этого уровня входят председатель и судьи. При наличии пяти и более судей вводится должность заместителя председателя суда, а при наличии десяти и более судей – второго заместителя председателя суда. Судьей данного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее трех лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Районный (городской) суд рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях; рассматривает в пределах своей компетенции жалобы (протесты) на постановления по делам об административных правонарушениях; рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений.

Названный суд изучает и обобщат судебную практику, ведет судебную статистику и осуществляет иные полномочия.

Руководит работой суда председатель (его заместитель), который назначается на должность сроком на 5 лет Президентом Республики Беларусь по представлению председателя Верховного Суда.

Председатель суда (его заместитель) рассматривает и разрешает дела в судебных заседаниях, организует работу суда, руководит работой аппарата суда и осуществляет другие полномочия.

В районном (городском) суде функционирует аппарат суда, призванный обеспечивать выполнение судом возложенных на него функций. Работниками аппарата суда являются заведующий канцелярией, секретари суда и секретари судебных заседаний -помощники судей, помощник председателя суда, делопроизводитель, консультант, архивариус, инженер-программист и др. В суде данного уровня, как правило, имеются три отраслевых канцелярии: по уголовным, гражданским и административным делам.

24. Областные (Минский городской) суды и экономические суды областей (города Минска).

Областные (Минский городской) суды. Данные суды образуют второе, среднее, звено в системе судов общей юрисдикции. Они являются вышестоящими для районных (городских) судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду.

Особенности правового статуса областных (Минского городского) судов:

· действуют в качестве всех трех судебных инстанций;

· осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, оказывают им помощь в правильном применении законодательства;

· имеют организационно-функциональную структуру, включающую две судебные коллегии и президиум;

· обеспечивают специализированное отраслевое рассмотрение дел, что проявляется в наличии судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам.

Суды второго звена состоят из председателя, заместителей председателя и судей. Действуют в составе судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам и президиума.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по совместному представлению министра юстиции и председателя Верховного Суда в судах данного уровня могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная и иные судебные коллегии для специ-ализированного рассмотрения дел. В судебных коллегиях этих судов президиумом, по представлению председателя суда, утверждаются составы суда для коллегиального рассмотрения дел.

Судьей этого суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее трех лет.

Коллегии данного суда состоят из председателя коллегии и судей. Их количественный и персональный состав утверждается президиумом суда по представлению его председателя. При этом учитываются опыт работы и склонности каждого из судей.

Руководство работой судебных коллегий осуществляют заместители председателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий.

Судебные коллегии действуют в качестве судов первой и второй (кассационной) инстанции. Рассматривают по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке.

Президиумы данных судов образуются в составе председателя суда, заместителей председателя, судей этого суда в количестве, установленном Президентом Республики Беларусь. Президиум уполномочен рассматривать гражданские и уголовные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Количественный состав суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению министра юстиции и председателя Верховного Суда. В таком же порядке назначаются на должность председатель суда и его заместители сроком на пять лет.

В соответствии со ст.37 Кодекса о судоустройстве председатель данного суда:

· организует деятельность соответствующего суда;

· распределяет обязанности между своими заместителями;

· созывает президиум соответствующего суда и председательствует на его заседаниях;

· может председательствовать в судебных заседаниях;

· назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

· распределяет обязанности между судьями;

· ходатайствует перед Верховным Судом о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных правовых актов;

· вносит в президиум соответствующего суда представления по формированию составов судебных коллегий и судебных составов;

· вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора;

· осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата суда;

· организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;

· осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Заместители председателя суда:

· в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии;

· председательствуют в заседаниях судебных коллегий и назначают председательствующими судей соответствующих судебных коллегий;

· информируют президиум соответствующего суда о работе возглавляемых ими судебных коллегий;

· организуют изучение и обобщение судебной практики, ведение и анализ судебной статистики;

· организуют деятельность аппарата суда в соответствии с распределением обязанностей;

· осуществляют иные полномочия в соответствии с распределением обязанностей.

В соответствии с новейшей судебной реформой в судах данного уровня введена специальная должность заместителя председателя суда, отвечающего за организацию работы.

Аппарат суда состоит из:

· помощника председателя суда,

· заведующего канцелярией,

· секретарей судебных заседаний-помощников судей и секретарей судебных коллегий,

· инспектора президиума,

· консультанта,

· управления (отдела) по организационному обеспечению правосудия,

· отдела кадров,

· отдела жалоб,

· архива и др.

 В суде данного уровня имеются две канцелярии: канцелярия по уголовным и административным делам и канцелярия по гражданским делам.

Экономические суды являются органами судебной власти, осуществляющими в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами. Они вносят значительный вклад в укрепление экономической безопасности нашей страны. К ним относятся экономические суды областей (города Минска).

 

В системе экономических судов Президентом Республики Беларусь по представлению председателя Верховного Суда могут образовываться специализированные экономические суды: по банкротству, земельные, налоговые и др. Однако они не созданы.

В национальной судебной системе экономические суды областей (города Минска) являются специализированными судами общей юрисдикции, представляющими ее второе звено.

Экономический суд области (г. Минска) состоит из:

· председателя суда,

· заместителей председателя суда,

· судей.

 В нем образованы судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции, апелляционная судебная коллегия, судебная коллегия по банкротству, судебная коллегия по налоговым спорам, судебная коллегия по административным делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Этот суд рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, данный суд изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику; готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Составы судебных коллегий экономического суда области (г. Минска) назначаются председателем Верховного Суда по представлению председателя экономического суда области (г. Минска).

Руководство работой судебных коллегий осуществляется заместителями председателя суда, входящими в состав соответствующих коллегий. В судебных коллегиях председателями суда формируются составы суда для коллегиального рассмотрения дел.

Судебные коллегии экономического суда области (города Минска) рассматривают в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику по направлениям своей деятельности, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатели экономических судов областей (города Минска), их заместители назначаются Президентом Республики Беларусь по представлению председателя Верховного Суда сроком на пять лет.

Председатель экономического суда области (заместитель председателя):

· организует деятельность соответствующего суда;

· осуществляет общее руководство аппаратом соответствующего суда, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппа-рата суда по согласованию с председателем Верховного Суда;

· распределяет обязанности между своими заместителями;

· председательствует в судебных заседаниях, назначает судей в каче-стве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями;

· ходатайствует перед Верховным Судом о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных пра-вовых актов;

· руководит работой по изучению и обобщению судебной практики,

· ведению и анализу судебной статистики;

· организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата соответствующего суда;

· ведет личный прием граждан, организует работу соответствующего суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;

· информирует Пленум Верховного Суда о деятельности суда; – пред-ставляет соответствующий суд в отношениях с государственными орга-нами, иными организациями;

· осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Аппарат экономического суда области (города Минска) включает в себя управление обеспечения работы экономического суда, в состав которого входят отдел судебной практики, отдел организационно- кадровой работы и делопроизводства, канцелярия, группа секретарей судебного заседания-помощников судей и др.

Верховный суд.

Верховный Суд Республики Беларусь. Особенности правового статуса Верховного Суда:

· возглавляет систему судов общей юрисдикции республики и осуществляет надзор за их судебной деятельностью. Процессуальными формами этого надзора является рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам с целью проверки законности и обоснованности постановлений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями, и исправления допущенных ими судебных ошибок;

· является высшей надзорной инстанцией в системе судов общей юрисдикции, которая принимает окончательное решение по уголовным, гражданским, экономическим и административным делам;

· дает в порядке судебного толкования судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел, и осуществляет контроль за их исполнением. Это является основной не процессуальной формой надзора Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих судов;

· вносит предложения в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов;

· рассматривает по первой инстанции дела особой сложности и особого общественного значения;

· имеет самую разветвленную по сравнению с другими судами организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и Президиум), аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа;

· обеспечивает специализированное отраслевое рассмотрение дел по четырем направлениям: уголовному, гражданскому, экономическому и интеллектуальной собственности, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе.

Верховный Суд состоит из судей, в том числе председателя, первого заместителя, заместителей председателя и действуют в составе:

· судебной коллегии по гражданским делам,

· судебной коллегии по уголовным делам,

· судебной коллегии по экономическим делам,

· судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности,

· Президиума,

· Пленума.

При Верховном Суде создается и действует Научно - консультативный совет, а также учреждена Высшая квалификационная коллегия судей этого Суда.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда в Верховном Суде могут образовываться:

· кассационная судебная коллегия,

· апелляционная судебная коллегия

· иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Судьей Верховного Суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет. Последнее условие не относится к судьям судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности, которые могут не иметь высшего юридического образования. В этом случае они должны обладать высшим техническим или высшим естественнонаучным образованием и стажем работы в области патентоведения не менее пяти лет. На этих судей не распространяются общие требования, касающиеся сдачи квалификационного экзамена на должность судьи.

Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии Верховного Суда могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке. Кроме того, они изучают и обобщают судебную практику судов общей юрисдикции, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Судебные коллегии создаются из числа судей Верховного Суда и утверждаются Пленумом Верховного Суда.

Президиум Верховного Суда образуется в составе председателя, первого заместителя, заместителей председателя, судей. Персональный состав Президиума утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению председателя Верховного Суда. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости. Полномочия Президиума можно разделить на процессуальные и организационные (ст. 54 Кодекса о судоустройстве).

Президиум Верховного Суда:

· рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские, экономические и уголовные дела;

· рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, вносимые на рассмотрение Пленума Верховного Суда;

· рассматривает ходатайства о проверке конституционности нормативных правовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок обращается в Конституционный Суд с предложениями о даче заключений в соответствии счастью второй ст. 112 и частью четвертой ст. 116 Конституции Республики Беларусь;

· рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Верховного Суда, председателей и судей нижестоящих судов общей юрисдикции;

· заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда и председателей нижестоящих судов общей юрисдикции о деятельности соответственно судебных коллегий Верховного Суда и иных судов;

· осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Пленум Верховного Суда – коллегиальный орган, направляющий судебную практику в целях обеспечения ее точного соответствия действующему законодательству.

Пленум действует в составе председателя Верховного Суда, первого заместителя, заместителей председателя и судей суда, председателей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (г. Минска).

Пленум созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание правомочно при наличии большинства его членов. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума.

Пленум Верховного Суда:

· рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также экономические дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

· рассматривает материалы обобщения судебной практики, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Эти разъяснения даются в виде постановлений Пленума и основываются на обобщении судебной практики и анализа судебной статистики. Они могут быть посвящены общим вопросам судебной деятельности, отдельным категориям уголовных, гражданских, экономических и административных дел, материально-правовым и процессуальным проблемам осуществления правосудия;

· принимает решения о приведении постановлений Пленума Верховного Суда, признанных Конституционным Судом неконституционными, в соответствие с Конституцией Республики Беларусь, с международными правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, закон-ми, декретами и указами Президента Республики Беларусь;

· рассматривает представления председателя Верховного Суда о несоответствии постановлений Пленума Верховного Суда, содержащих разъяснения, законодательству;

· рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства;

· заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда о деятельности возглавляемых ими судебных коллегий, сообщения председателей нижестоящих судов о практике применения судами законодательства, исполнения постановлений Пленума Верховного Суда по применению законодательства;

· избирает Высшую квалификационную коллегию судей Верховного Суда из числа членов Пленума Верховного Суда, а также председателя и заместителя председателя Высшей квалификационной коллегии судей Верховного Суда из числа членов этой коллегии, заслушивает информацию о деятельности Высшей квалификационной коллегии Верховного Суда;

· осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатель (его заместители) Верховного Суда:

· организует деятельность Верховного Суда и иных судов общей юрисдикции;

· утверждает персональный состав экзаменационной комиссии по приему экзаменов у кандидатов на должность судей судов общей юрисдикции и порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов;

· созывает Пленум Верховного Суда, организует работу Президиума Верховного Суда и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные к их ведению;

· вносит представления Президенту Республики Беларусь по вопросам, отнесенным к его компетенции Кодексом о судоустройстве;

· руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

· формирует судебные составы для рассмотрения дел;

· назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями;

· вправе председательствовать в заседаниях коллегий Верховного Суда;

· вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора;

· распределяет обязанности между первым заместителем и заместителями председателя Верховного Суда;

· выносит на рассмотрение Пленума представления о несоответствии постановлений Пленума Верховного Суда, содержащих разъяснения законодательству;

· вносит Президенту Республики Беларусь, в Совет Министров и иные государственные органы предложения по совершенствованию законодательства, а также по устранению нарушений законодательства;

· осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Экономические суды.

Экономические суды являются органами судебной власти, осуществляющими в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами. Они вносят значительный вклад в укрепление экономической безопасности нашей страны. К ним относятся экономические суды областей (города Минска).

Конституционный Суд.

 Конституционный Суд занимает особое место в системе органов судебной власти и в государственном механизме в целом. Этот конституционный орган соответствует уровню высших органов законодательной и исполнительной власти, стоит на первом месте среди субъектов судебной власти. Его назначение – обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на территории Республики Беларусь, утверждение конституционной законности в правоприменительной и правотворческой деятельности. Основной функцией данного суда является осуществление контроля за конституционностью нормативных правовых актов в стране (законов, декретов, указов и др.). К такого рода деятельности Конституционный Суд приступает при поступлении к нему соответствующих предложений от Президента Республики Беларусь, Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания, Верховного Суда и Совета Министров. Иные государственные органы, организации, общественные объединения, а также граждане имеют возможность реализовать право на судебную защиту в Конституционном Суде путем обращения с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта. Следующая функция Конституционного Суда – дача по предложению Президента Республики Беларусь заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции палатами Парламента.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи судов общей юрисдикции.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2015 г. №371 «Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа работы по специальности, необходимого для кандидата на должность судьи системы судов общей юрисдикции» в стаж включается работа (служба) в органах и организациях любых организационно-правовых форм, непосредственно связанная с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укрепления законности и правопорядка,  в том числе в должности:

· секретаря суда,

· секретаря судебного заседания,

· секретаря судебного заседания – помощника судьи,

· секретаря судебной коллегии,

· заведующего канцелярией суда,

· также стажера судьи,

· судебного исполнителя,

· руководителя структурного подразделения или его заместителя,

· помощника председателя суда,

· консультанта,

· ведущего специалиста,

· специалиста I, II категории,

· специалиста аппаратов Верховного Суда, областного (Минского городского) суда, экономического суда области (г. Минска) и нижестоящих судов, для назначения на которые требуется юридическое образование

· консультанта нотариальной конторы и нотариального бюро, стажера нотариуса, нотариуса;

· помощника адвоката, стажера адвоката, адвоката;

· прокурорского работника;

· юриста, юрисконсульта, руководителя юридической службы, заместителя руководителя юридического лица по правовым вопросам;

· иного специалиста в государственных органах, требующей юридического образования;

· преподавателя юридических дисциплин в учреждениях высшего и среднего специального образования;

· научного и иного работника в научных организациях, требующей юридического образования;

· требующей юридического образования, в Вооруженных Силах, погра-ничной службе, иных войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, в органах государственной безопасности, а также в Следствен-ном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, финансовых расследований и таможенных органах.

Стаж работы по специальности исчисляется в полных годах. Периоды работы суммируются независимо от сроков перерыва в работе.

Кроме того, кандидат на должность: судьи областного (Минского городского) суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 3 лет;

судьи Верховного Суда   (за исключением судьи судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности данного Суда, не имеющего юридического образования) должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 5 лет.

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда  может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы в должности судьи не менее 5 лет либо стаж работы в области патентоведения не менее   5 лет, а также лицо, имеющее высшее техническое или высшее естественнонаучное образование и стаж работы в области патентоведения не менее 5 лет.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя районного (городского) суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 3 лет.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя областного (Минского городского) суда и экономического суда области (города Минска)  должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

На должность судьи не может быть назначено:

· лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу приговор суда;

· лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

· лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Дисциплинарная ответственность судей судов общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 111 Кодекса о судоустройстве дисциплинарная ответственность судей судов общей юрисдикции предусматривается по следующим основаниям:

· за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;

· за нарушение Кодекса чести судьи;

· за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.

Отмена или изменение судебного постановления не влекут за собой ответственности судьи, участвующего в вынесении указанного судебного постановления, за исключением случая, когда установлено преднамеренное вынесение незаконного судебного решения.

 

Видами дисциплинарного взыскания являются:

· замечание,

· выговор,

· предупреждение о неполном служебном соответствии,

· понижение в квалификационном классе судьи на срок до шести месяцев, освобождение от должности.

Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь.

Министерство юстиции Республики Беларусь— республиканский орган государственного управления, подчиняющийся Совету Министров Республики Беларусь, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь, — непосредственно Президенту Республики Беларусь.

Минюст призван осуществлять государственную политику в сфере юстиции, реализовывать широкие полномочия в сфере нормотворческой деятельности, обеспечивая тем самым стабильность законодательства и сокращения его корректировок.

Приоритетным направлением его деятельности является повышение уровня оказания юридических услуг. Минюст осуществляет общее и методическое руководство адвокатурой, обеспечивает надлежащий государственный контроль за деятельностью адвокатов, юристов-хозяйственников, риэлтеров, соблюдением ими законодательства.

За Минюстом сохраняются функции регулирования нотариальной деятельности, контроля за соблюдением нотариусами законодательства о нотариате.

Минюст проводит экспертизы правовых актов, государственную регистрацию политических партий, профессиональных союзов и иных институтов, а также обеспечивает ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и осуществляет иные функции.

Минюст возглавляет министр юстиции, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. Министр юстиции имеет заместителей.

Систему Министерства юстиции составляют:

· центральный аппарат Минюста;

· главные управления юстиции областных и Минского городского исполкомов;

· территориальные органы принудительного исполнения;

· государственные органы, подчиненные Минюсту; отделы записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.