Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации.

2021-06-23 95
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЕГЭ 27 Сочинение.

Дружба

А.С.Пушкин «Дубровский»

В основе сюжета повести А.С.Пушкина «Дубровский» лежит вражда между давними старыми друзьями — Кирилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем

Дубровским. Они когда-то служили вместе. Дубровский был человеком гордым, решительным, хорошим собеседником. За это его и ценил Троекуров и даже скучал, когда долго не виделся со своим другом.

Многое сближало героев: возраст, похожие судьбы — оба рано овдовели и имели по одному ребёнку. Даже соседи часто завидовали их дружеским отношениям. «Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина» Но была ли прочной эта дружба? Ведь к вражде привело, казалось бы, такое небольшое недоразумение. Слуга Троекурова, один из псарей, нечаянно оскорбил Дубровского, когда тот осматривал псарню Троекурова: «… иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». Дубровский был намного беднее Троекурова, его задело такое унижение.

Достаточно было просто извиниться — и конфликт был бы исчерпан. Однако оба помещика оказались упрямыми. Никто не хотел уступать. И началась судебная тяжба, которая длилась долгое время, всё больше отдаляя бывших друзей друг от друга. В итоге — сумасшествие и смерть Дубровского.

Как легко дружба переросла в смертельную вражду. Почему так произошло? Скорее всего, и не было настоящей дружбы, была лишь её видимость. Настоящая дружба никогда не разрушится по пустякам. Барская спесь одного, вспыльчивость, нежелание уступить другого — этого хватило, чтобы дружба распалась, словно карточный домик. В основе дружбы лежат более крепкие отношения, стремление к взаимопониманию. А этого между героями не было.

 

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

 

Тема вражды и дружбы находит своё отражение в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Григорий Печорин вообще не верит в настоящую дружбу, он считает, что «…в дружбе один раб другого». Такие рабские отношения он считает неприемлемыми для себя, поэтому у героя нет истинных, настоящих друзей, да и сам он не может дружить.

Какое-то время Печорина связывали приятельские отношения с Грушницким. Они сверстники, сослуживцы. Но их отношения дружескими никак не назовёшь. Язвительность, безжалостность, неумение прощать слабости другого — эти качества, свойственные Печорину, никак не могли вызвать дружеских чувств. «Я его понял, и он меня за это не любит, хотя наружно мы в дружеских отношениях», – говорит Печорин. Да и в Грушницком слишком много зависти, тщеславия, даже злобы. Разве такие качества позволят иметь настоящего друга? Автор даже не дал герою имени, подчеркнув тем самым его обыкновенность, даже посредственность.

Трагичен итог их взаимоотношений: Печорин убивает на дуэли Грушницкого. Поводом стали ухаживания Печорина за княжной Мэри, к которой испытывал симпатию Грушницкий. Печорин не любил Мэри. Эгоизм Печорина подчёркивают его слова: «Я люблю врагов… Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов, — вот что я называю жизнью.»

Герой лишь использовал княжну, чтобы больнее досадить Грушницкому. Этот эпизод показывает, что дружбы никогда не бывает между эгоистичными, нравственно жестокими, бессердечными людьми. В одно мгновение внешне дружеские отношения могут перерасти во вражду.

 

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

 

Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба» поднимает много важных проблем и тем. Есть в ней и тема товарищества.

Товарищество и дружба — это два похожих понятия. Однако товарищество включает в себя, кроме взаимопонимания и поддержки, желания быть с другом в трудные и счастливые минуты, ещё и совместную деятельность. Часто это борьба за справедливость, борьба с врагами. Товарищество — более объёмное понятие, включающее в себя дружеские отношения.

Главный герой произведения, Тарас Бульба, перед решающим сражением обращается к своим соратникам с речью о товариществе. Он вспоминает всю историю страны, когда ещё в древности нападали на неё враги. В трудные времена люди подали друг другу руки, смогли «породниться родством по душе, а не по крови». Стало формироваться товарищество.

«Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарище»,- подчёркивает Бульба.

Он осуждает тех, кто перенимает «бусурманские» традиции», на первый план ставит богатство, может продать своего. Горька будет жизнь таких людей, считает Тарас. «И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело».

«Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!»

Такая речь вдохновила его товарищей, смело пошли они на врага, многие погибли, как и сам Тарас Бульба, его сын Остап, но до конца остались верны товариществу, не выдали своих друзей, бились с врагами до конца.

Горька участь тех, кто встал на путь предательства. Позором стало то, что сын Тараса Андрий перешёл на сторону врага. Бульба убивает его, предателя товарищей, Родины, хотя очень тяжело было на душе отца.

Произведение Н.В.Гоголя имеет большое воспитательное значение и в наши дни. Оно учит, каким надо быть человеком, какие нравственные ценности сделать приоритетными в своей жизни, как важно уметь дружить и оставаться порядочным человеком в любой ситуации.

 

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Герои романа И.Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров в начале произведения производят впечатление друзей. Но были ли отношения между этими героями дружескими?

Аркадий и Евгений Базаров — представители молодого поколения. Но как различны их взгляды!

Евгений — нигилист, то есть отрицает все старые взгляды и ценности. Он – за новую жизнь, стойко отстаивает свои взгляды .(«Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои») Аркадий же только внешне хочет походить на него, а в душе — он типичный представитель старого мира с его веками сложившимися традициями и устоями.

Автор показывает, что они во всём противоположны друг другу. Так, Базаров — труженик, занимается врачебной деятельностью, наукой, он много читает, стремится к самосовершенствованию. Аркадий же ленив, бездельничает, ничем серьёзным не занимается. Но самое главное, они различны в понимании назначения человека, смысла жизни. Слова Базарова: “ Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”.

Такое различие жизненных позиций не может привести к дружбе, здесь нет взаимопонимания. Кроме того, в дружеских отношениях не может быть подчинения одного другому. А именно это видим мы в романе, ведь слабая личность –Аркадий — подчиняется сильному Базарову.Правда, со временем он начинает высказывать свои мысли. Но они так различны с мнением Базарова, что тем более о дружбе говорить не приходится.

Кстати, уже в начале романа, когда Аркадий представляет Базарова своему отцу, он называет его не другом, а приятелем: «…позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым…». Приятельские отношения легко возникают и легко проходят. Так произошло и во взаимоотношениях этих героев. Не стали они друзьями, да и вообще, Базаров в романе показан одиноким, уж очень он не похож не только на дворян Кирсановых, но и на молодых людей, которые пытаются создать видимость того, что идут в ногу со временем, а на самом деле, как Аркадий, остались в веке «минувшем» («псевдонигилисты» Ситников и Кукшина Авдотья Никитишна)

Противостояние Базарова и Аркадия в начале романа почти незаметно. Однако к концу вся яснее становится их различие. Поэтому и происходит разрыв отношений. Мы сейчас не даём оценку характеров и поступков героев. Что-то мы принимаем в них, что-то нет. Мы пытаемся понять, почему не стали они друзьями, так холодно разошлись. Причина тому — отсутствие общих интересов, дел, целей. Это — основа дружбы. А именно этого и не было. Примечательно, что в конце романа Аркадий отказывается помянуть Базарова за общим столом — так неприятен был ему этот человек («В память Базарова, — шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост.»)

 

И.А.Гончаров «Обломов»

Андрей Штольц и Илья Обломов — два главных героя романа И.А.Гончарова «Обломов». Во многом они различны и по характеру, и по взглядам, и по действиям. Однако героев тянет друг к другу, Штольц с радостью приезжает к Обломову, а тот с неменьшим удовольствием его встречает.

Ещё в школьные голы они много времени проводили вместе, были любознательными детьми, мечтали об активной и интересной жизни. «…их связывало детство и школа – две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном отношении…»
Обломов постепенно угасал, желание и интерес пропадали в нём, а Штольц, наоборот, двигался вперёд, активно работал, стремился к чему-то.

Уже в зрелые годы они продолжают встречаться, обмениваться мыслями, им интересно друг с другом. Они могли поделиться планами, надеждами. Именно Штольц пытался расшевелить Обломова, вернуть его к активной жизни, знакомит его с Ольгой.

Никто не смог вернуть Обломова к активной жизни. Даже такая деятельная, энергичная натура, как Штольц, не смог этого сделать. Он до конца хочет помочь другу: «Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой так решили, так и будет.

Что ты стал? Опомнись! Разве ты к этому быту готовил себя, чтоб спать, как крот в норе? Ты вспомни все…». Но Обломов ничего не хочет менять в своей жизни. Даже дружба оказалась не всесильной, если сам человек не захотел измениться.

В жизни сам человек делает свой выбор. Надеяться на то, что кто-то кардинально изменит твою жизнь без собственных усилий нельзя. Да, друзья помогают человеку, поддерживают его. Но всё же именно человек сам должен делать решительные действия, двигаться вперёд. К такому выводу приходят читатели после прочтения романа.

 

А.М.Горький «Детство»

Алексей Пешков — главный герой повести А.М.Горького «Детство» — рано остался без родителей. Жизнь в доме его деда Каширина была сложной. «Странная жизнь» здесь стала напоминать ему «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением». Постоянная вражда окружала мальчика в доме. «Дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». Отношения и между взрослыми — дядьями Алёши- и между их детьми были далеко не родственными и дружескими. Дядья ждали свою долю наследства, вечно ссорились, да и дети не отставали от них. Постоянные жалобы, доносы, желание сделать другому больно, удовольствие, испытываемое от того, что кому-то плохо — вот та обстановка, в которой жил герой. Ни о какой дружбе с двоюродными братьями не было и речи.

Однако и здесь были люди, к которым тянется Алёша. Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчил большое будущее (погиб Цыганок, когда нёс непосильный крест на могилу жены деда мальчика), и Хорошее Дело, приучивший его к чтению.

Настоящим другом стала для Алёши его бабушка, Акулина Ивановна, женщина добрая, умная, жизнерадостная, несмотря на тяжёлую жизнь, на то, что была вечно бита своим мужем. Её глаза горели «неугасимым, веселым и теплым светом». Он будто до нее спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.

Много вокруг мальчика было вражды. Но много и доброты, понимания. Именно дружеские отношения с людьми не позволили очерстветь его душе. Алёша стал добрым, чутким, сострадающим человеком. Дружба способна помочь человеку в трудные минуты сохранить лучшие нравственные человеческие качества.

Всё начинается с детства. Так важно в этот период, чтобы детей окружали добрые, порядочные люди, ведь во многом от них зависит, каким вырастет ребёнок. К этому выводу подводит автор читателей.

 

ЕГЭ 27 Сочинение.

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации.

 

Текст 1.

(1) У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою. (2) Ты чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а его рядом нет. (3) И тогда изумленно и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся, страдал и, главное, служил великой цели, но не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (4) Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?

(5) Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: каким образом находят себе настоящих друзей? (6)Как же жили люди раньше, до нас?

(7) И не утрачено ли начало дружбы в наши дни? (8) Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (9) И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

(10) Конечно, люди теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом. (11) Но, Боже мой, как всё скудно, поверхностно и беспочвенно! (12) Ведь это означает, что им приятно и забавно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу. (13) Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить, то вот и довольно: между людьми завязывается «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любезности и скрытом расчёте.

(14) Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии ж алоб. (15) Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (16) Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы, и оба считают себя «друзьями». (17) Люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (18) Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», которое связывает мужчину и женщину, а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей раз и навсегда. (19) Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди, взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».

(20) Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, словно деревянные шары.

(21) Но истинная дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (22) Истинная дружба есть духовная любовь, соединяющая лю дей. (23) А духовная любовь есть сущее пламя Божие! (24) Кто не знает Божьего пламени и никогда не испытал его, тот не поймёт истинной дружбы и не сумеет осуществить её, но он не поймёт также ни верности, ни истинной жертвенности. (25) Вот почему к истинной дружбе способны только люди духа. (26) Люди без сердца и без духа неспособны к дружбе: их холодные, своекорыстные «союзы» всегда остаются условными и полу предательскими; их расчётливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и карьеризма.

(27) Настоящий человек носит в своем сердце некий скрытый жар, как если бы в нём жил таинственно раскалённый уголь. (28) Бывает так, что лишь совсем немногие знают об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в повседневной жизни. (29) Его свет светит и в замкнутом пространстве, и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. (З0) Всякая истинная дружба возникает из этих искр. (31) Эта излетевшая искра духа может быть воспринята и постигнута только духовно живым и искрящимся духом, только таким сердцем, которое само любит и излучает. (32) Холодный мрак поглощает всё бесследно. (ЗЗ) Такая мертвая пустота не может дать ответа. (34) Огонь стремится к огню, а свет тянется к свету. (35) И когда встречаются два огня, то возникает новое мощное пламя, которое начинает шириться и пытается создать новую, живую «ткань» огня.

(З6) Самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку содержит уже начаток, зерно истинной дружбы. (37) Лестница начинается уже с первой ступени; и пение начинает свою мелодию уже с первого звука.(По И.А. Ильину.)

Ильин Иван Александрович (1883-1954) - русский философ, писатель, публицист, автор книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний».

 

21. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1. Истинная дружба основывается исключительно на том, что людям приятно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу.

2. Истинная дружба подразумевает духовное единение людей.

3. Истинная дружба помогает человеку преодолеть мучительное чувство одиночества и порождает в нем любовь к Богу.

4. Дружба, основанная на гладко-скользкой «обходительности», наиболее крепка.

5. Основу истинной дружбы составляет бережное и чуткое отношение человека к другим людям.

 

25 «Передавая свои чувства, возникшие при размышлении о сущности истинной дружбы, И.А. Ильин использует такие синтаксические средства, как (А) _____ (предложения 11, 23) и (Б) _____ («словно деревянные шары» в предложении 20). Эмоциональное состояние автора помогает передать такой прием, как (В) _____ (предложение 34). Душевное смятение автора выражается благодаря использованию такого тропа, как (Г) _____ («мертвая пустота» (предложение 33), «холодный мрак» (предложение 32), «мощное пламя» (предложение 35))».

 

Список терминов:

1. эпитеты

2. фразеологизмы

3. вопросно-ответная форма

4. сравнительный оборот

5. метафоры

6. противопоставление

7. парцелляция

8. восклицательное предложение

9. литота

 

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Проблема преодоления чувства одиночества. (Как преодолеть чувство одиночества, когда оно начинает казаться нам тягостным и мучительным?) 1. Истинная дружба помогает человеку преодолеть мучительное чувство одиночества и порождает в нем деятельную любовь к другим людям.
2. Проблема отличия истинной дружбы от мнимой. (Чем истинная дружба отличается от мнимой?) 2. Истинная дружба подразумевают духовную близость и бескорыстную самоотдачу. В её основе лежит духовная любовь, соединяющая людей.
3. Проблема ценности дружбы. (В чем ценность дружбы?) 3. Дружба - это духовное единение людей, связанных общими мыслями и переживаниями.

 

Текст 2

(1) Он нёс меня на себе восемь километров. (2) Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3) Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4) И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня... (5) Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6) Но всё равно ничего не могу понять. (7) И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине недоумения: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.

(8) Нам тогда было по тринадцать — мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9) Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10) Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11) Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12) Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13) Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

— (14) Серёнь, брось меня! — шептал я сухими губами.

— (15) Нет! — хрипел друг. (16) Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17) Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18) Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете... (19) У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:

— (20) Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21) Скажи ей, что я её любил.

(22) Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23) Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

(24) А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25) И я сделался посмешищем всей школы. (26) Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

(27) 3ачем он рассказал им про мой привет? (28) Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29) А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30) Не знаю!

(31) Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32) Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

(33) Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34) И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.

(По М. Худякову*)

*Михаил Георгиевич Худяков (1894-1936) - историк, археолог, фольклорист, автор ряда этнографических и археологических очерков по истории тюркских и финно-угорских народов.

 

Основные проблемы Позиция автора
1. Проблема противоречивости человеческих поступков. (Почему история о верной дружбе превращается в рассказ о предательстве?) 1. Жизнь, как и человеческие отношения, очень сложна, один и тот же человек может оказаться способным и на героический поступок, и на предательство.
2. Проблема бережного отношения к чувствам людей. (Почему душевные раны так страшны для человека? Почему необходимо бережно относиться к чувствам людей?) 2. Душевная боль часто оказывается сильнее боли физической, и душевные раны затягиваются гораздо дольше, поэтому нужно очень бережно относиться к чувствам каждого человека.
3. Проблема предательства. (В чём заключается предательство?) 3. Недопустимо без согласия человека передоверять его тайну окружающим.
4. Проблема влияния детства на формирование характера человека. (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?) 4. Многие черты характера человека закладываются в детстве, и большое влияние на становление характера оказывают отношения, которые устанавливаются у ребёнка со сверстниками.
5. Проблема взаимоотношений подростков. (Почему подростки часто оказываются жестокими по отношению к кому-то из сверстников?) 5. Подростки часто не осознают, что своими насмешками наносят кому-то из сверстников душевную рану.

 

Образец сочинения.

 

Отношения между людьми всегда будут находиться под пристальным вниманием философов, публицистов, писателей. Одной из проблем, которая связана с этой темой, можно считать серьёзную проблему предательства.

В чём заключается предательство? Об этом размышляет в своём произведении МихаилГеоргиевич Худяков – историк, археолог, фольклорист, автор ряда этнографических и археологических очерков по истории тюркских и финно-угорских народов.

В данном фрагменте текста описывается случай, который произошёл с героем-рассказчиком ещё в детстве. Закадычный друг Серёжка Леонтьев нёс нашего героя, сильно поранившего ногу, до больницы. В эти минуты рассказчик думал о том, какой у него замечательный друг: «Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете…» Несмотря на усталость, Серёжка всё же «дотащил» мальчика «до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает» рану.

Достоин ли поступок друга восхищения и уважения? Несомненно, да. Так мог поступить только настоящий верный друг.

Однако, «спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине недоумения: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять», - размышляет герой-рассказчик. Что же в этой ситуации вызывает непонимание? Оказывается, в полубредовом состоянии рассказчик признаётся другу в том, что он любит Гальку Коршунову: «Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! Скажи ей, что я её любил». То есть подросток признаётся другу в самом сокровенном, делится своей тайной.

Как же поступил Серёжка? Он рассказал об этом во дворе ребятам. Вы скажете, что здесь такого? Однако на следующий день рассказчик «сделался посмешищем всей школы», его «появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья», от природы из «жизнерадостного мальчишки» он «стал замкнутым и застенчивым до болезненности» подростком.

Герой произведения до сих пор мучается вопросом: «3ачем он рассказал им про мой привет? Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства?» До сих пор герой-рассказчик так и не смог для себя решить, спас его тогда друг или предал.

В данном фрагменте из художественно текста нельзя выделить позицию автора, но мы можем проследить душевные переживания героя произведения и понять, что для него этот поступок Серёжки был равносилен предательству, эта рана «до сих пор кровоточит». Какое право имел Серёжка рассказывать о чужих чувствах! Никакого! Нельзя без согласия человека передоверять его тайну окружающим.

Я полностью согласен с мнением автора произведения. Предательство – это всегда вероломство, нарушение верности в дружбе, любви, неверность, отступничество. Очень тяжело пережить предательство именно со стороны лучшего друга. Такое почти невозможно понять и простить.

К несчастью, у предательства много ликов: предают друзей, себя, Отечество. Поэтому проблема предательства оказывается в центре сюжета многих художественных произведений. Авторы ставят своих героев в ситуацию сложного нравственного выбора.

Примером недостойного, трусливого поступка – предательства – можно считать поведение одного из героев повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», офицера Алексея Ивановича Швабрина, сослуживца главного героя произведения Петра Андреевича Гринёва.

Когда пугачёвцы взяли крепость, Гринёв решил оставаться верным присяге, погибнуть героем, защищая отечество от самозванца. Швабрин же перешёл на сторону Пугачёва, стал комендантом крепости.

Как мог русский офицер, давший присягу верно служить родине, совершить такой гнусный поступок? Возможно, он так поступил, чтобы сохранить себе жизнь. В этом нет ничего героического. Страх смерти нередко толкает людей к предательству, измене.

В данной ситуации истинными героями повести являются защитники крепости и Пётр Гринёв. И комендант крепости, Иван Кузьмич, и его верный товарищ Иван Игнатьич отказались присягать самозванцу: «Ты нам не государь!» Неужели они не боялись умереть? Думаю, любой человек боится смерти, но жить с позором ещё хуже.

Я думаю, что симпатии А.С. Пушкина, именно на стороне таких бесстрашных, верных долгу и Родине людей.

В сборнике Максима Горького «Сказки об Италии» есть произведение «Мать изменника». Город, в котором жила монна Марианна, окружили враги. Может ли что-то быть тяжелее того, что твоя Родина в опасности, страшнее войны? Оказывается, может. Сердце монны Марианны разрывалось от боли из-за любви к сыну и городу. Сын монны Марианны стал предателем, человеком, который вероломно изменил своей Родине. Жители города отвернулись от матери предателя, однако ей позволили уйти к сыну.

Получается, что монна Марианна сделала выбор в пользу сына? Она ведь любила его, несмотря ни на что. Мне кажется, что не только любовь движет героиней произведения. Наверное, она хотела понять, как тот, кого она родила и вырастила, стал таким.

Всю ночь монна Марианна говорила с сыном и поняла, что нет в его сердце ни сострадания, ни любви, есть только желание славы. Он считает, что завоевания сделают его героем: он ведь не собирается убивать всех, так как люди нужны ему, потому что «только в памяти людей бессмертны герои!» Монна Марианна не согласна с ним: «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть ».

Так было разбито сердце матери предателя. Какой нравственный выбор сделает она теперь? Страшно звучат слова М. Горького о том, что «Мать – зверь столь же умный, безжалостный, как и бесстрашный, если дело идет о жизни, которую она, Мать, творит и охраняет». «Мать – творит, она – охраняет, и говорить при ней о разрушении значит говорить против нее, а он не знал этого и отрицал смысл ее жизни», - вот чем руководствовалась монна Марианна, принимая решение, чтобы сохранить жизнь людям в родном городе, - убить собственное дитя, которое предало не просто Отчизну, но и всё человеческое.

Но мать всегда остаётся матерью – жить с таким грузом невозможно (твой сын – предатель, а не герой, и ты сама – убийца собственного ребёнка) – монна Марианна убивает и себя: «Человек – я сделала для родины всё, что могла; Мать – я остаюсь со своим сыном!» Я думаю, что монна Марианна не могла поступить иначе.

Предательство всегда сурово осуждается и порицается морально-нравственными законами общества. Прочитав повесть А.С. Пушкина, эту сказку М Горького и многие другие произведения, я понял, что же такое дружба, верность, честь и героизм, предательство и бесчестие.

 

 

Аргументы.

Дружба

А.С.Пушкин «Дубровский»

В основе сюжета повести А.С.Пушкина «Дубровский» лежит вражда между давними старыми друзьями — Кирилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем

Дубровским. Они когда-то служили вместе. Дубровский был человеком гордым, решительным, хорошим собеседником. За это его и ценил Троекуров и даже скучал, когда долго не виделся со своим другом.

Многое сближало героев: возраст, похожие судьбы — оба рано овдовели и имели по одному ребёнку. Даже соседи часто завидовали их дружеским отношениям. «Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина» Но была ли прочной эта дружба? Ведь к вражде привело, казалось бы, такое небольшое недоразумение. Слуга Троекурова, один из псарей, нечаянно оскорбил Дубровского, когда тот осматривал псарню Троекурова: «… иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». Дубровский был намного беднее Троекурова, его задело такое унижение.

Достаточно было просто извиниться — и конфликт был бы исчерпан. Однако оба помещика оказались упрямыми. Никто не хотел уступать. И началась судебная тяжба, которая длилась долгое время, всё больше отдаляя бывших друзей друг от друга. В итоге — сумасшествие и смерть Дубровского.

Как легко дружба переросла в смертельную вражду. Почему так произошло? Скорее всего, и не было настоящей дружбы, была лишь её видимость. Настоящая дружба никогда не разрушится по пустякам. Барская спесь одного, вспыльчивость, нежелание уступить другого — этого хватило, чтобы дружба распалась, словно карточный домик. В основе дружбы лежат более крепкие отношения, стремление к взаимопониманию. А этого между героями не было.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.