Н. В. Королёва, С. И. Колесников, С. В. Воробьёв — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Н. В. Королёва, С. И. Колесников, С. В. Воробьёв

2021-06-23 23
Н. В. Королёва, С. И. Колесников, С. В. Воробьёв 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Н. В. Королёва, С. И. Колесников, С. В. Воробьёв

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АТЛАС ПО

КЛИНИЧЕСКОЙ

 

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ


 

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АТЛАС ПО

 

КЛИНИЧЕСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ

 

 

2


 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________________________________________________4

 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, РИТМОВ И ДРУГИХ ГРАФОЭЛЕМЕНТОВ ЭЭГ _______________________________________________________________________________________________ 8

 

 

II. ПЕРЕЧЕНЬ ПАТТЕРНОВ ЭЭГ ___________________________________________________________________14

 

III. ПАТТЕРНЫ ЭЭГ _______________________________________________________________________________19

 

IV. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРИ КОТОРЫХ МОГУТ ВСТРЕЧАТЬСЯ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ПАТТЕРНЫ ЭЭГ___________________________________________________________________________________ 94

 

 

V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ__________________________________________________ 101

 

4


 

ВВЕДЕНИЕ


 

Электроэнцефалография (ЭЭГ) – один из основных методов

 

исследования функционального состояния головного мозга,

 

широко используемый при различных заболеваниях  нервной

 

системы, как у взрослых, так и в детской практике. Несмотря на

 

то,     что      электроэнцефалография     представляет     собой

 

неспецифический   для    конкретного   заболевания    метод

 

исследования (и даже эпилепсия здесь в полной мере не является исключением), как показывает клиническая практика, диагностика

 

функционального   состояния   головного   мозга    является

 

необходимой при очень широком спектре его патологии. Именно

 

клиницисты   определяют    необходимость              проведения

 

электроэнцефалографического исследования, а диагностика, в

 

свою очередь,    признана быть объективной,   максимально

 

информативной и, что не маловажно, по результатам понятной

 

последним.    Вместе     с     тем,    огромное    разнообразие

 

электроэнцефалографических паттернов, возрастные особенности биоэлектрической активности головного мозга, а также

 

отсутствие единых  терминологических обозначений         и

 

несогласованность   в    интерпретации   тех     или    иных

 

электроэнцефалографических феноменов затрудняют понимание


 

 

электроэнцефалографических заключений между самими нейрофизиологами, не говоря уже о клиницистах. В результате чего эффективность метода и его клиническая значимость значительно падают.

 

Вместе с тем, интерпретация ЭЭГ во многом основана на визуальном анализе как тех или иных паттернов ЭЭГ, так и всей ЭЭГ в целом. Особенно это было значимо при проведении перьевой записи ЭЭГ, когда вся математическая обработка энцефалограммы состояла в замере линейкой частотно-амплитудных характеристик кривой. С развитием компьютерных систем записи и обработки ЭЭГ визуальный анализ паттернов не утратил своего значения, так как топографическое картирование и различные варианты математической обработки ЭЭГ только дают дополнительную информацию о локализации, выраженности определенного вида биоэлектрической активности, но общее заключение о энцефалограмме делается на основании наличия или отсутствия определенных паттернов ЭЭГ, что осуществляется только визуально. Поэтому практика визуального анализа как отдельных графоэлементов ЭЭГ, так и их сочетания, является

 

 

5


основой правильной, в том числе и клинической интерпретации ЭЭГ.

 

Существует и еще один аспект данной проблемы. Во времена перьевой записи ЭЭГ, пациенту часто выдавалась на руки

 

сама    бумажная запись энцефалограммы. При правильном

 

оформлении записи (расстановка схем коммутаций электродов, указание величины усиления, отметки о проведении функциональных проб и т.д.) любой врач (нейрофизиолог, невропатолог, нейрохирург), к которому обращался пациент, мог составить собственное заключение о патологичности данной ЭЭГ. Тем более что в некоторых европейских странах и в США, интерпретацию ЭЭГ осуществляют не специально обученные врачи функциональной диагностики, а практикующие неврологи, психоневрологи, нейрохирурги. В настоящее время, при применении компьютерной записи ЭЭГ, в большинстве случаев,

 

подробное описание ЭЭГ сопровождают распечаткой наиболее характерных ее паттернов (в основном патологических).

 

Однако и в этом случае проблема адекватной интерпретации визуальной информации не может быть решена не только для клиницистов, которые далеко не всегда владеют достаточными знаниями в области клинической электроэнцефалографии, но и

 

для      врачей функциональной диагностики не имеющих


 

достаточного опыта работы с широким спектром заболеваний нервной системы.

 

Современные руководства по клинической электроэнцефалографии, как правило, иллюстрированы в недостаточной степени, поскольку невозможно включить в одно руководство весь тот огромный объем видов и вариантов ЭЭГ

 

паттернов. Компьютерный банк визуализационных данных паттернов ЭЭГ остается пока делом будущего. И в этом случае есть необходимость в настольном руководстве, которое бы

 

содержало достаточно полный комплекс примеров электроэнцефалографических паттернов с их характеристикой.

 

Авторы данной монографии предприняли попытку решить эту задачу, включив в состав атласа значительное количество фрагментов электроэнцефалограмм иллюстрирующих норму и различные варианты патологических паттернов ЭЭГ, что, возможно, облегчит интерпретацию данных при анализе электроэнцефалограмм.

 

В атласе представлены результаты собственных исследований. Для интерпретации электроэнцефалографических паттернов были использованы широко признанные отечественные руководства и монографии Д. А. Фарбер, В. В. Алферовой (1972), И. С. Егоровой (1973), В. А. Карлова (1990) Е. А. Жирмунской (1991), Н. К. Благосклоновой, Л. А. Новиковой (1994), Л. Р.

 


 

6


Зенкова (1996), П. А. Темина, М. Ю. Никаноровой (1999), В. В.

 

Гнездицкого (2000).

 

В монографию вошли материалы, полученные на базе клиники Института педиатрии и репродукции человека ГУ НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН и Иркутского диагностического центра. Для

 

верификации       ряда        заболеваний                     использованы

 

нейровизуализационные методы: компьютерная томография и магнитно-резонансная томография.

 

Регистрация электроэнцефалограмм осуществлялась на 34-

 

канальном компьютерном электроэнцефалографе «Neurotravel»

 

(Россия-Италия)       и       31-канальном                   компьютерном

 

электроэнцефалографе «Neurofax» «Hihon cohden» (Япония) по стандартной методике.

 

Обследуемый находился в расслабленном состоянии с закрытыми глазами в положении полулежа в затемненном и частично звукоизолированном помещении.

 

Для обследования применяли мостовые и чашечковые электроды, которые крепились с помощью «шлема» из резиновых жгутов. Расположение электродов на голове обследуемого осуществлялось по международной схеме «10-20» (см. Схема 1.). Для анализа и интерпретации данных были использованы монополярные отведения с усредненным электродом (АV), а также монополярные отведения с ушными электродами (А1 и А2)


 

и биполярные отведения. В атлас вошли фрагменты ЭЭГ с использованием монополярных AV-отведений.

 

Проводилась фоновая регистрация ЭЭГ и регистрация с использованием стандартных функциональных проб: проба с

 

Схема 1. Расположение электродов по схеме «10-20»

 

 

Fp1●      ●Fp2

 

F7● F3● Fz● ●F4 ●F8

 

T3● C3● Cz● ●C4 ●T4  .

 

T5● P3●         Pz●    ●P4 ●T6

 

O1●     ●O2

 

 

Буквенные символы обозначают основные области мозга: O - occipitalis - затылочная, P - parietalis - теменная, C- centralis - центральная, F - frontalis – заднелобная, Fp - frontalis polus – переднелобная, T - temporalis - височная области. Нечетные цифровые индексы соответствуют электродам над левым, а четные - над правым полушариями мозга, z - по средней линии.

 

 

открытыми глазами, ритмической фотостимуляцией разной частоты (1-18 Гц) и гипервентиляцией (3-5 мин).

 

Анализ данных осуществлялся визуально и автоматизировано с помощью заложенных компьютерных программ.

 

В связи с аппаратной специфичностью и не повсеместным использованием, в настоящую монографию не вошли материалы по электроэнцефалографии сна и терминальных состояний,

 

которые, однако, являются не менее необходимыми, прежде всего,

 


 

7


для врачей функциональной диагностики, не сталкивающимися с ЭЭГ такого типа в повседневной работе.

 

Монография состоит из трех частей. Первая     часть

 

представляет собой терминологический словарь, составленный на базе глоссария предложенного Комитетом по методам

 

клинического исследования в электроэнцефалографии Международной федерации обществ электроэнцефалографии

 

(1983) и терминологического справочника представленного в монографии Л.Р. Зенкова «Клиническая энцефалография с элементами эпилептологии» (1996), который включает в себя интерпретацию основных понятий и терминов используемых при анализе ЭЭГ.

 

Вторая часть – это собственно атлас паттернов ЭЭГ как в

 

норме, так и при различных патологических состояниях мозга. Порядок расположения фрагментов энцефалограмм представлен в перечне паттернов ЭЭГ. Первый раздел перечня содержит

 

фрагменты детских и взрослых ЭЭГ    в норме. Здесь же

 

представлены примеры изменения ЭЭГ при функциональных пробах. Второй раздел содержит примеры детских и взрослых абнормальных ЭЭГ при диффузных и локальных изменениях биоэлектрической активности головного мозга, включающий в себя фрагменты эпилептиформных, условно эпилептиформных и неэпилептиформных паттернов.


 

Третья часть – это перечень тех заболеваний и патологических состояний мозга, при которых могут встречаться представленные по второй части графоэлементы ЭЭГ. Здесь следует отметить, что паттерны ЭЭГ не являются нозоологически специфичными. Одни и те же графоэлементы (к примеру –

 

медленные волны) могут регистрироваться при деструктивных объемных образованиях головного мозга (таких как опухоли, абсцессы, ишемические очаги), но могут так же регистрироваться при функциональных нарушениях деятельности мозга – при эпилепсии, мигрени. Поэтому, по нашему мнению, крайне

 

желательно представлять какие паттерны могут встречаться при той или иной патологии мозга.

 

Монография несомненно дисскусионна, как и многие современные положения интерпретации ЭЭГ. Кроме того, авторы понимают, что в одной работе невозможно охватить весь огромный объем всех видов и вариантов паттернов ЭЭГ, но полагают, что их скромный труд облегчит задачу интерпретации ЭЭГ для врачей функциональной диагностики (нейрофизиологов), неврологов, нейрохирургов, а так же всех специалистов, кто связан

 

с исследованием биоэлектрической активности головного мозга человека.

 


 

8


ГРАФОЭЛЕМЕНТОВ ЭЭГ

 

Активность в ЭЭГ – любая волна или последовательность

Аритмическая активность –последовательность волн с

волн в ЭЭГ. непостоянным периодом следования.  
Акцент патологической активности - отграниченные и

Деформированный

альфа-ритм

- альфа-ритм не

Комплекс острая-медленная волна – комбинация острой

синусоидальной формы с преобладанием негативной части волны,

волны и медленной волны, частота комплексов составляет 0,7-2

на которую накладываются быстрые и медленные колебания или

Гц.    

альфа-ритм имеет полифазную форму.

   

Локальная (фокальная) активность –активность,

Дизритмичная ЭЭГ – постоянная смена разных ритмов

регистрируемая в отграниченном участке.

различной амплитуды с отсутствием преобладающего ритма или

Монолатеральная активность – активность,возникающая в

активности в ЭЭГ.         одном полушарии.    

Диффузное распределение – представленность

какого-либо

Модуляции альфа-ритма – группы ритмических волн с

графоэлемента в разных областях.

   

характерным быстрымувеличением, а затем быстрым

II. ПЕРЕЧЕНЬ ПАТТЕРНОВ ЭЭГ

 

НОРМАЛЬНАЯ ЭЭГ__________________________________________________________________________________________________ 19 1. Детская ЭЭГ в норме____________________________________________________________________________________________ 19 1. 1. ЭЭГ у детей разного возраста в состоянии спокойного бодрствования_______________________________________________________19 1. 1.1.Нормальная ЭЭГ у детей в возрасте одного года_______________________________________________________________________19

 

1. 1.2.Нормальная ЭЭГ у детей в возрасте двух лет__________________________________________________________________________ 20

 

1. 1. 3.Нормальная ЭЭГ у детей в возрасте3-4лет___________________________________________________________________________21

 

1. 1.4.Нормальная ЭЭГ у детей в возрасте5-6лет___________________________________________________________________________22

 

1. 1.5.Нормальная ЭЭГ у детей в возрасте7-9лет__________________________________________________________________________ 23

 

1. 1.6.Нормальная ЭЭГ у детей в возрасте10-12лет_________________________________________________________________________24

 

1. 1.7.Нормальная ЭЭГ у детей в возрасте13-16лет_________________________________________________________________________25

 

1. 2.Выраженность реакции депрессии фоновой активности при открытых глазах у детей разного возраста____________________________26

 

1. 2.1.Выраженность реакции депрессии у детей в возрасте двух лет____________________________________________________________26

 

1. 2.2.Выраженность реакции депрессии у детей в возрасте3-6лет_____________________________________________________________ 27

 

1. 2.3.Выраженность реакции депрессии у детей в возрасте7-16лет____________________________________________________________28

 

1. 3.Проявление реакции на гипервентиляцию у детей разного возраста_________________________________________________________ 29

 

1. 3.1.Проявление реакции на гипервентиляцию у детей в возрасте4-5лет_______________________________________________________ 29

 

1. 3.2.Проявление реакции на гипервентиляцию у детей в возрасте6-11лет______________________________________________________ 30

 

1. 3.3.Проявление реакции на гипервентиляцию у детей в возрасте12-16лет_____________________________________________________ 31

 

2.                                                                                                                                                                                                                              Взрослая ЭЭГ в норме____________________________________________________________________________________________ 32

 

2. 1.ЭЭГ с преобладанием альфа-ритма в состоянии спокойного бодрствования__________________________________________________ 32

 

2. 2.Выраженность реакции депрессии фоновой активности при открытых глазах_________________________________________________33


 

15


 

АБНОРМАЛЬНАЯ ЭЭГ________________________________________________________________________________________________ 34

 

1. Детская ЭЭГ с запаздыванием формирования спонтанной биоэлектрической активности головного мозга________________ 34

 

1. 1.ЭЭГ с запаздыванием формирования биоэлектрической активности головного мозга у детей в возрасте4лет______________________34

 

1. 2.ЭЭГ с запаздыванием формирования биоэлектрической активности головного мозга у детей в возрасте5лет______________________35

 

1. 3.ЭЭГ с запаздыванием формирования биоэлектрической активности головного мозга у детей в возрасте6лет______________________36

 

1. 4.ЭЭГ с запаздыванием формирования биоэлектрической активности головного мозга у детей в возрасте7лет______________________37

 

1. 5.ЭЭГ с запаздыванием формирования биоэлектрической активности головного мозга у детей в возрасте10лет_____________________38

 

2. Диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга________________________________________________ 39

 

2. 1.Низкоамплитудная ЭЭГ с преобладанием альфа-и бета-ритмов____________________________________________________________ 39

 

2. 2.Среднеамплитудная ЭЭГ с преобладанием диффузных тета-и дельта-ритмов________________________________________________ 40

 

2. 3.ЭЭГ с быстрым альфа-ритмом(бета-ритм,как альфа-вариант)______________________________________________________________41

 

2. 4.ЭЭГ с деформированным альфа-ритмом________________________________________________________________________________42

 

2. 5.ЭЭГ с дезорганизованным альфа-ритмом________________________________________________________________________________43

 

2. 6.Дезорганизованная ЭЭГ с диффузным бета-ритмом_______________________________________________________________________44

 

2. 7.ЭЭГ с гиперсинхронным альфа-ритмом_________________________________________________________________________________45

 

2. 8.ЭЭГ с гиперсинхронным бета-ритмом__________________________________________________________________________________ 46

 

2. 9.ЭЭГ с гиперсинхронным альфа-ритмом,как вариант ЭЭГ со снижением порога пароксизмальной активности головного мозга_______47

 

2. 10.ЭЭГ с гиперсинхронным бета-ритмом,как вариант ЭЭГ со снижением порога пароксизмальной активности головного мозга_______ 48

 

2. 11.ЭЭГ с гиперсинхронной тета-и дельта-активностью,как вариант ЭЭГ со снижением порога пароксизмальной активности

 

головного мозга у детей__________________________________________________________________________________________________49

 

3. Асимметричные и очаговые проявления основных ритмов ЭЭГ______________________________________________________ 50

 

3. 1.Асимметрия альфа-ритма в теменно-затылочно-задневисочной области______________________________________________________50

 

 

16


3. 2.Асимметрия мю-ритма в центральной области___________________________________________________________________________51

 

3. 3.Асимметрия бета-ритма в лобно-передневисочной области________________________________________________________________ 52

 

3. 4.Асимметрия реакции усвоения ритма света при фотостимуляции в диапазоне альфа-частот_____________________________________53

 

3. 5.Асимметрия реакции усвоения ритма света при фотостимуляции в диапазоне тета-частот______________________________________ 54

 

3. 6.Очаг пиковидного альфа-ритма в затылочной области____________________________________________________________________ 55

 

3. 7.Очаг тета-активности в правой лобно-центрально-височной области________________________________________________________ 56

 

3. 8.Очаг тета-активности в правой лобной области__________________________________________________________________________ 57

 

3. 9.Очаг тета-активности в правой височной области________________________________________________________________________ 58

 

3. 10.Очаг дельта-активности в правой лобно-центральной области_____________________________________________________________59

 

3. 11.Очаг дельта-активности в правой височной области______________________________________________________________________60

 

3. 12.Очаг дельта-и тета-активности в правой височной области________________________________________________________________61

 

3. 13.Очаг тета-активности в левой височной области с вторичной генерализацией________________________________________________ 62

 

3. 14.Очаг дельта-активности в правой височной области с вторичной генерализацией_____________________________________________ 63

 

4. Очаговые проявления эпилептиформной активности________________________________________________________________ 64

 

4. 1.Очаг острых волн в левой височно-центральной области___________________________________________________________________64

 

4. 2.Очаг острых волн в правой теменно-задневисочной области________________________________________________________________65

 

4. 3.Очаг полипиков в левой височной области_______________________________________________________________________________66

 

4. 4.Очаг комплексов острая-медленная волна в левой задневисочно-теменно-затылочной области___________________________________67

 

4. 5.Очаг комплексов острая-медленная волна в левой теменно-затылочно-задневисочной области___________________________________68

 

4. 6.Очаг атипичных комплексов острая-медленная волна в левой теменно-задневисочно-затылочной области с

 

вторичной генерализацией_______________________________________________________________________________________________69 4. 7.Очаг тета-активности в левой теменно-задневисочной области с вторичной генерализацией_____________________________________70


 

17


5. Мультифокальная эпилептиформная активность___________________________________________________________________ 71

 

5. 1.Паттерн гипсаритмии(ЭЭГ вне приступа)_______________________________________________________________________________ 71

 

5. 2.Паттерн гипсаритмии(ЭЭГ во время приступа)___________________________________________________________________________72

 

5. 3.Множественные очаги полиморфных,деформированных медленных волн и атипичных комплексов острая-медленная волна________ 73

 

6. Генерализованные проявления эпилептиформной активности________________________________________________________ 74

 

6. 1.Генерализованный билатерально-асинхронный разряд острых волн альфа-и бета-диапазонов___________________________________74

 

6. 2.Генерализованный билатерально-асинхронный разряд одиночных атипичных комплексов пик-медленная волна____________________75

 

6. 3.Генерализованный билатерально-асинхронный разряд атипичных и асимметричных комплексов острая-медленная волна____________76

 

6. 4.Генерализованный билатерально-асинхронный разряд комплексов пик-волна и полипик-волна с акцентом в правойлобно-височной области_________________________________________________________________________________________________ 77

 

6. 5.Паттерн атипичного абсанса с фокусом в левой височной области___________________________________________________________78

 

6. 6.Паттерн типичного абсанса(с частотой комплексов пик-медленная волна3Гц)_______________________________________________ 79

 

6. 7.Паттерн типичного абсанса(с частотой комплексов пик-медленная волна2,5-3Гц)____________________________________________ 80

 

6. 8.Генерализованный билатерально-синхронный разряд комплексов острая-медленная волна______________________________________81

 

6. 9.Генерализованный билатерально-синхронный разряд полипиков____________________________________________________________82

 

7. Пароксизмальная активность условноэпилептиформной природы____________________________________________________ 83

 

7. 1.Билатерально-синхронная вспышка высокоамплитудного бета-ритма в лобно-передневисочных областях у детей__________________ 83

 

7. 2.Билатерально-синхронная вспышка заостренных тета-волн с частотой7Гц в лобно-центрально-передневисочных областях у детей___84

 

7. 3.Генерализованная билатерально-синхронная фотосенситивная вспышка острых тета-волн у взрослых____________________________ 85

 

7. 4.Генерализованная билатерально-синхронная вспышка дельта-волн у взрослых________________________________________________86

 

7. 5.Период генерализованных билатерально-синхронных дельта-волн у взрослых________________________________________________ 87

 

8. Пароксизмальная активность неэпилептиформной природы__________________________________________________________ 88

 

8. 1.Генерализованные билатерально-синхронные вспышки тета-волн у детей_____________________________________________________88


 

 

18


8. 2.Генерализованные билатерально-асинхронные вспышки дельта-волн у детей при гипервентиляции_______________________________89

 

8. 3.Генерализованные билатеральные вспышки тета-и дельта-волн с акцентом в лобных областях у детей при гипервентиляции_________90

 

8. 4.Генерализованные билатерально-синхронные вспышки тета-и дельта-волн у детей при гипервентиляции_________________________ 91

 

8. 5.Период генерализованных билатерально-синхронных тета-и дельта-волн у детей______________________________________________92

 

8. 6.Полифазные потенциалы у детей_______________________________________________________________________________________ 93


 

19


III. ПАТТЕРНЫ ЭЭГ

НОРМАЛЬНАЯ ЭЭГ

Детская ЭЭГ в норме

1. 1.ЭЭГ у детей разного возраста в состоянии спокойного бодрствования

1. 1.1.Нормальная ЭЭГ у детей в возрасте одного года

 

Рисунок 1. Девочка 1 год. Во всех отведениях регистрируются синусоидальные колебания(альфа-активность) с частотой 5-8 Гц, перемежающиеся более медленной активностью. Зональные различия альфа-активности отчетливо не выражены.


 

20


1. 1.2.Нормальная ЭЭГ у детей в возрасте двух лет

 

Рисунок 2. Мальчик 2 года. Регистрируется альфа-активность с частотой6-8Гц преобладающая в теменно-затылочной области исочетающаяся с более медленной активностью.


 

21


1. 1.3.Нормальная ЭЭГ у детей в возрасте3-4лет

 

 

Рисунок 3. Мальчик 3,5 года. Альфа-активность преобладает в теменно-затылочной                                                    области                                                                                         с частотой                                   7-9 Гц

и сочетается со значительным количеством тета- и дельта-волн. Амплитудный градиент альфа-активности                                                                                      резко

выражен в затылочной области.


 

22


1. 1.4.Нормальная ЭЭГ у детей в возрасте5-6      лет

 

Рисунок 4. Мальчик 5,5 л ет. В фоновой записи сокращается индекс тета-и дельта-активности,в сравнение с детьмимладшего возраста. В затылочной области преобладает альфа-ритм частотой 8-10 Гц, амплитуда и частота которого стабильна во всех областях.


 

23


1. 1.5.Нормальная ЭЭГ у детей в возрасте7-9         лет

 

Рисунок 5. Мальчик 7 лет. Регистрируется организованная ЭЭГ,альфа-ритм стабилен по частоте,котораясоставляет 9-10 Гц и величина альфа-индекса преобладает над величинами тета- и дельта-индексов.


 

24


1. 1.6.Нормальная ЭЭГ у детей в возрасте10-12   лет

 

Рисунок 6. Мальчик 10 лет. В фоновой записи преобладает альфа-ритм,преимущественно в теменно-затылочной области,модулированный, имеет правильный зональный градиент. Регистрируется бета-ритм преобладающий в височных областях.


 

25


1. 1.7.Нормальная ЭЭГ у детей в возрасте13-16лет

 

Рисунок 7. Девушка 15 лет. Отмечается снижение амплитуды электрической активности,более                                                                                                                                                       характерной для взрослых.

Преобладает альфа-ритм с частотой 10-12 Гц. Зональный градиент альфа-ритма близок к таковому у взрослых.


 

26


1. 2.Выраженность реакции депрессии фоновой активности при открытых глазах у детей разного возраста

 

1. 2.1.Выраженность реакции депрессии у детей в возрасте двух лет

 

Рисунок 8. Мальчик 2 года. Слабо выраженная реакция депрессии при открытых глазах–75-85%сохранения амплитуды от уровня фона, отмечаются также группы альфа-волн.


 

27


1. 2.2.Выраженность реакции депрессии у детей в возрасте3-6лет

 

 

Рисунок 9. Девочка 4 года. Умеренно выраженная реакция депрессии – 50-75% сохранения амплитуды от уровня фона, отмечаются группы альфа-волн.


 

28


1. 2.3.Выраженность реакции депрессии у детей в возрасте7-16лет

 

Рисунок 10. Девочка 15 лет. Хорошо выраженная реакция депрессии при открытых глазах–стойкая блокада альфа-ритма во всех областях.

 

Менее 55% сохранения амплитуды от уровня фона.


 

29


1. 3.Проявление реакции на гипервентиляцию у детей разного возраста

 

1. 3.1.Проявление реакции на гипервентиляцию у детей в возрасте4-5лет

 

 

Рисунок 11. Мальчик 5 лет. При гипервентиляции отмечается увеличение амплитуды и индекса медленной(тета- и дельта-) активности, которая может полностью замещать альфа-ритм.


 

30


1. 3.2.Проявление реакции на гипервентиляцию у детей в возрасте6-11лет

 

Рисунок 12. Мальчик 7 лет. При гипервентиляции отмечается снижение частоты и организации альфа-ритма,повышениеиндекса и амплитуды более медленной активности.


 

31


1. 3.3.Проявление реакции на гипервентиляцию у детей в возрасте12-16лет

 

 

Рисунок 13. Девочка 15 лет. При гипервентиляции отмечается снижение стабильности и организации альфа-ритма.


 

32


.

 

ВЗРОСЛАЯ ЭЭГ В НОРМЕ

2. 1.ЭЭГ с преобладанием альфа-ритма в состоянии спокойногободрствования

 

 

Рисунок 14. Мужчина 31 год. В фоновой записи преобладает модулированный альфа-ритм с частотой11-12Гц.Хорошо выражензональный градиент альфа-ритма.


 

33


2. 2.Выраженность реакции депрессии фоновой активности при открытых глазах

 

 

Рисунок 15. Мужчина 31 год. При открытых глазах отмечается генерализованная реакция депрессии альфа-ритма.


 

34


АБНОРМАЛЬНАЯ ЭЭГ

 

ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ПАТТЕРНЫ ЭЭГ

 

V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Благосклонова, Н. П. Детская   клиническая 7. Фарбер,Д. А. Электроэнцефалограмма детей и

электроэнцефалография. Рук. для врачей / Н. П. Благосклонова,

подростков. - М.: Педагогика / Д. А. Фарбер, В. В. Алферова.
Л. А. Новикова. -

М.: Медицина, 1994. – 205 с.

  - 1972. - 216 с.

2. Гнездицкий, В. В. Обратная задача ЭЭГ и клиническая

8. Функциональная диагностика в детском возрасте / Под ред.

электроэнцефалография

(картирование

и локализация С. А. Коларова, В. А. Гатева. – София: Медицина и

источников электрической активности мозга) / В. В.

физкультура, 1979. – 444 с.

Гнездицкий. – Таганрог: ТРТУ. – 2000. - 640 с.

  9. Эпилепсия и судорожные синдромы у детей: Рук. для врачей /

3. Егорова, И. С. Электроэнцефалография / И. С. Егорова. - М.:

Под ред. П. А. Темина, М. Ю. Никаноровой – М.: Медицина,

Медицина, 1973. - 296 с.

        1999. – 656 с.
4. Жирмунская, Е. А.  

Клиническая

 

электроэнцефалография / Е.

А. Жирмунская - М.: Мэйби,

 
1991. - 77 с.            

 

5. Зенков, Л. Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилептологии) / Л. Р. Зенков. – Таганрог: ТРГУ. –

 

1996. – 358 с.

 

6. Карлов, В. А. Эпилепсия - М.: Медицина / В. А. Карлов. - 1990. - 336 с.


 

102

 

Н. В. Королёва, С. И. Колесников, С. В. Воробьёв

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АТЛАС ПО

КЛИНИЧЕСКОЙ

 

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ


 

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АТЛАС ПО

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.323 с.