Сфера духовной культуры и её особенности. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Сфера духовной культуры и её особенности.

2021-06-23 37
Сфера духовной культуры и её особенности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ.

Культура является результатом материального и духовного труда человека. Поэтому различают  материальную и духовную культуру.

Материальная культура включает в себя физические объекты (артефакты), созданные руками человека и имеющие определённую ценность для общества. К образцам материальной культуры можно отнести автомобили, мебель, здания, украшения и другие объекты, которые постоянно используются и изменяются людьми.

Духовная культура — это результаты духовной деятельности и духовные ценности, воплощённые в произведениях искусства, научных теориях и т.д. К результатам духовной культуры относятсявещественные (книги, картины и др.) и невещественные (язык, научные теории и др.) культурные достижения.

 

Духовная культура имеет следующие особенности:

  • основой духовной культуры является не польза, а красота, знание, мудрость;
  • воплощается в нормах, правилах, законах, ритуалах, идеях, обычаях, языке, традициях, которые являются результатом деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом человека;
  • нематериальные объекты существуют в сознании человека и поддерживаются человеческим общением;
  • человек в духовной культуре получает наибольшую свободу творчества, так как его разум не связан утилитарными соображениями и практической необходимостью;
  • является особым духовным миром, который создан силой человеческой мысли и несравненно богаче реального мира;
  • вне духовной культуры культура вообще не существует, так как ни один предмет не может быть включён в человеческую практику без таких духовных компонентов, как знания, навы­ки, восприятия.

 

К духовной культуре относятся наука, образование, мораль, рели­ гия, искусство.

 

В зависимости от того, кто создаёт культуру и каков её уровень, различают три формы культуры:

1). Элитарная культура — это произведения искусства, восприятие которых требует высокого уровня образования. К элитарной культуре относят академическую музыку, изящные искусства. Произведения элитарной культуры создаются привилегированной частью общества или по её заказу. «Искусство для искусства» — таков девиз элитарной культуры. При помощи термина элитарная культура, обозначают то, что непонятно для широкого круга людей. Однако когда уровень образования населения растёт, круг
почитателей высокого искусства расширяется.

 

2). Народная культура — это произведения искусства, в том числе и неприкладного характера, которые создаются непрофессиональными авторами: песни, танцы, легенды, мифы, предания и др. Этот вид культуры от других видов отличает анонимность её создателей. В качестве признака народной культуры также можно назвать коллективность творческих процессов, лежащих в основе создания культурных творений.

 

3). Массовая культура — явление, которое возникло в XX веке вследствие развития средств массовой информации: эстрада, цирк, кино, радио, телевидение. Этот вид культуры, прежде всего,
характеризует коммерческая направленность: её содержание вы­ступает в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль. Произведения массовой культуры понятны и доступны широким массам, часто носят развлекательный характер, используются для распространения рекламы.

 

Наука играет большую роль в жизни современного общества:

  • помогает не только объяснить известные знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, вы­работать мировоззрение;
  • прогнозирует последствия изменений окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития мира и формулирует рекомендации по их преодолению;
  • выполняет непосредственную функцию производительной силы общества;
  • способствует развитию научно-технического прогресса.

 

Наука подразделяется на следующие отрасли знания:

  • есте­ ственные науки (науки изучающие природу),
  • общественные науки (науки, изучающие общество),
  • технические науки (нау­ки, изучающие действия законов физики и химии в технических устройствах).

 

ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Образование — результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни.

Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.

 

В условиях информационного общества образование является значительным фактором поступательного развития общества и выполняет важные функции:

  • способствует освоению новыми поколениями знаний, культуры с целью воспитания индивида, развития его творческих возможностей (культурная функция);
  • способствует социализации подрастающего поколения — образовательные учреждения осуществляют воспитание и прививают подрастающему поколению ценности, без которых человек не может адаптироваться к обществу и соответствовать его ожиданиям (социальная функция);
  • осуществляет профессиональную подготовку — эта функция связана с потребностью общества в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы, адаптированной к уровню развития техники и условиям экономики, существующей в обществе (экономическая функция);
  • способствует аккультурации, так как для того чтобы адаптироваться в обществе, недостаточно владеть какой-то профессией, необходимо, чтобы человек обладал общими знаниями: знал историю, искусство и т. д.

 

В настоящее время для развития образования характерны следующие тенденции:

  • мир движется к всеобщему образованию, то есть в большинстве стран введено обязательное начальное образование;
  • наблюдается унификация образования, то есть вырабатываются единые общие принципы, которые лежат в основе общеобразовательных систем разных стран;
  • интернационализация процесса образования включает создание единой системы образования для разных стран, интеграцию образовательных систем, проведение более активного обмена учащимися;
  • образование становится непрерывным, это связано с тем, что людям необходимо постоянно обновлять свои знания, которые в связи с научно-техническим прогрессом быстро устаревают;
  • осуществляется гуманизация образования, то есть в процессе образования учитываются интересы и особенности отдельной личности;
  • усиливается внимание на овладение гуманитарными знаниями: знаниями о человеке и обществе (гуманитаризация образования).

 

В условиях информационного общества образование, являясь одной из основных отраслей деятельности, играет в жизни человека чрезвычайно важную роль.

Религия.

Религия — это мировоззрение и поведение отдельного индиви­да, группы, общности, основанное на вере в существование Выс­шего начала — Бога (или богов).

Главные признаки религии: вера в сверхъестественное, органи­зованное поклонение высшим силам (культ), стремление согласо­вать жизнь с требованием Бога (или богов).

 

Центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий является вера.

Вера — это глубокая уверенность в чём-либо, твёрдое убеж­дение в существовании кого-либо или чего-либо. Вера выража­ет специфическое отношение к действительности или вообража­емым явлениям и объектам, когда их достоверность принимается без доказательства. Вера имеет свою форму проявления — культ.

Религиозный культ — это религиозное служение Богу и свя­занная с этим система религиозных обрядов и действий, выража­ющая отношение к сверхъестественному, например, поклоны, мо­ление и др.

Основные функции религии:

  • мировоззренческая функция проявляется в том, что религия даёт своё объяснение миру, обществу, человеку, то есть формирует взгляды (мировоззрение) индивидов, сообщества людей на окружающий мир и своё место в нём;
  • нормативно-регулятивная функция устанавливает определённые нормы поведения, которые оказывают регулирующее воздействие на поведение людей в семье и обществе;
  • культурная функция осуществляет передачу накопленных культурных ценностей от поколения к поколению;
  • компенсаторская функция является психотерапевтиче­ской и связана с утешением человека;
  • коммуникативная функция обеспечивает общение верующих друг с другом; с Богом через посредство священнослужителей;
  • регулятивная функция определённым образом упорядочи­вает помыслы, стремления людей, их деятельность;
  • интегрирующая функция объединяет индивидов, группы, если ими признаётся единое вероисповедание.

 

Наиболее ранними (древними) формами религии являются то­темизм, фетишизм, анимизм, магия.

Тотемизм предполагает веру в животных и растения, обладаю­щих сверхъестественной силой. Обычно каждый род людей имел свой собственный тотем, с которым были связаны различные виды ритуальной деятельности.

Фетишизм — это поклонение неодушевлённым предметам, ко­торым приписывается способность оберегать человека или груп­пу людей. В качестве фетиша (предмета), выбранного для поклоне­ния, может выступать любая вещь, например, камень, дерево.

Анимизм — это вера в призраки, души и духов, которые населяют мир наравне с людьми и могут многочисленными способами влиять на человека и даже вселиться в него.

Магия — вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанав­ливаемых с помощью религиозной деятельности с целью воздей­ствия на окружающий мир.

Ранние формы религии сохранились до наших дней в племенах, которые слабо связаны с нынешней цивилизацией.

 

СВОБОДА СОВЕСТИ.

 

Одним из основных прав человека в современном мире являет­ся право на свободу совести.

Понятие «свобода совести» в широком смысле — это право че­ловека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждени­ями. В узком смысле — это фундаментальное право каждого чело­века на свободный мировоззренческий выбор, не влекущий за со­бой ограничений в других гражданских правах и свободах.

 

Право на свободу совести означает, что каждый человек может:

  • принимать религию по своему выбору или быть атеистом;
  • исповедовать религию или убеждения как единолично, так и сообща;
  • выполнять религиозные и ритуальные обряды;
  • обеспечивать религиозное и нравственное воспитание сво­их детей в соответствии со своими убеждениями;
  • менять религию или убеждения.

 

Гарантией обеспечения права на свободу совести является принцип равенства граждан независимо от их отношения к рели­гии и отделение церкви от государства и школы от церкви.

МОРАЛЬ.

 

Мораль — это особая форма общественного сознания, сово­купность нравственных норм, получивших в отличие от простого обычая или традиции идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и несправедливости и др. Мораль также яв­ляется общественным институтом, выполняющим функцию регу­лирования поведения человека во всех без исключения сферах об­щественной жизни.

 

С одной стороны, мораль — это индивидуальные ценности и убеждения человека, в соответствии с которыми он совершает свои действия. С другой стороны, мораль является общей для всех, так как невозможно представить, чтобы каждый человек имел в обществе свою собственную мораль, которая отличалась бы от соответствующих представлений других людей.

 

Содержанием морали являются принципы морали, моральный идеал, моральные ценности и моральные нормы.

Принципы морали — это исходные положения (гуманность, справедливость, милосердие, терпимость и др.), на основе которых строится вся мораль и моральное поведение человека.

Моральные ценности — это вечные и универсальные ценно­сти, которые являются основой единства общества и человечества. К числу основных ценностей (категорий) морали, которые помога­ют человеку осмыслить её принципы, нормы и правила, относятся:

  • добро — всё то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества; добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему;
  • зло — понятие нравственности, противоположное понятию добро, означающее сознательное стремление к причинению кому-нибудь вреда, страданий;
  • долг выражает обязанность индивида действовать в соответствии с требованиями общества в целом или его группы;
  • совесть — высшая форма способности личности к моральному самоконтролю, отвечает за то, чтобы человек поступал с учётом интересов других людей;
  • достоинство — осознание индивидом своего общественного значения и требование признания этого значения со стороны общества.

 

Моральные нормы — это правила, заповеди, регулирующие поведение людей в обществе.

Специфика норм морали проявля­ется в следующем:

  • нормы морали носят всеобщий характер, то есть распростра­няются на всех людей, не допуская никаких исключений;
  • нормы морали направляют сознание и регулируют деятель­ность во всех сферах общественной жизни;
  • исполнение требований норм морали санкционируется только формами духовного воздействия, то есть обществен­ной оценкой, осуждением или одобрением.

 

Моральный идеал — это конкретизация для данных историче­ских, культурных, социальных условий представлений о добре, зле, долге, счастье и прочих нравственных понятий. Моральный идеал имеет противоречивый характер, так одни члены общества могут его принимать, а другие нет. Отсюда возникает оценка дея­тельности личности личностью.

 

Моральный выбор — это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий, например, подросток в определённой ситуации решает заступиться за друга или промолчать, не идти на обострение отно­шений с группой сверстников.

 

Моральный самоконтроль личности — сущность и механизм самостоятельного регулирования личностью своего поведения. Механизм самоконтроля охватывает чувства и представления лич­ности, самооценку действий, побуждений, мотивов.

 

Мораль является разновидностью нормативной культуры, и вы­ полняет ряд функций:

  • оценочная функция проявляется в оценке индивида други­ми людьми через призму добра и зла, справедливости и несправедливости;
  • мировоззренческая функция позволяет через систему ценно­стей морали передать человеку  мировоззренческие установки;
  • воспитательная функция выражается в том, что человек с детства и юности, следуя нормам морали, приучается со­вершать добрые поступки;
  • регулятивная функция проявляется в регулировании поведения человека во всех сферах общественной жизни;
  • координационная функция обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах;
  • мотивационная функция проявляется в том, что моральные принципы мотивируют (побуждают) поведение людей, формируют нрав­ственный облик личности.

 

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ.

Культура является результатом материального и духовного труда человека. Поэтому различают  материальную и духовную культуру.

Материальная культура включает в себя физические объекты (артефакты), созданные руками человека и имеющие определённую ценность для общества. К образцам материальной культуры можно отнести автомобили, мебель, здания, украшения и другие объекты, которые постоянно используются и изменяются людьми.

Духовная культура — это результаты духовной деятельности и духовные ценности, воплощённые в произведениях искусства, научных теориях и т.д. К результатам духовной культуры относятсявещественные (книги, картины и др.) и невещественные (язык, научные теории и др.) культурные достижения.

 

Духовная культура имеет следующие особенности:

  • основой духовной культуры является не польза, а красота, знание, мудрость;
  • воплощается в нормах, правилах, законах, ритуалах, идеях, обычаях, языке, традициях, которые являются результатом деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом человека;
  • нематериальные объекты существуют в сознании человека и поддерживаются человеческим общением;
  • человек в духовной культуре получает наибольшую свободу творчества, так как его разум не связан утилитарными соображениями и практической необходимостью;
  • является особым духовным миром, который создан силой человеческой мысли и несравненно богаче реального мира;
  • вне духовной культуры культура вообще не существует, так как ни один предмет не может быть включён в человеческую практику без таких духовных компонентов, как знания, навы­ки, восприятия.

 

К духовной культуре относятся наука, образование, мораль, рели­ гия, искусство.

 

В зависимости от того, кто создаёт культуру и каков её уровень, различают три формы культуры:

1). Элитарная культура — это произведения искусства, восприятие которых требует высокого уровня образования. К элитарной культуре относят академическую музыку, изящные искусства. Произведения элитарной культуры создаются привилегированной частью общества или по её заказу. «Искусство для искусства» — таков девиз элитарной культуры. При помощи термина элитарная культура, обозначают то, что непонятно для широкого круга людей. Однако когда уровень образования населения растёт, круг
почитателей высокого искусства расширяется.

 

2). Народная культура — это произведения искусства, в том числе и неприкладного характера, которые создаются непрофессиональными авторами: песни, танцы, легенды, мифы, предания и др. Этот вид культуры от других видов отличает анонимность её создателей. В качестве признака народной культуры также можно назвать коллективность творческих процессов, лежащих в основе создания культурных творений.

 

3). Массовая культура — явление, которое возникло в XX веке вследствие развития средств массовой информации: эстрада, цирк, кино, радио, телевидение. Этот вид культуры, прежде всего,
характеризует коммерческая направленность: её содержание вы­ступает в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль. Произведения массовой культуры понятны и доступны широким массам, часто носят развлекательный характер, используются для распространения рекламы.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.