О шейхе Мухаммаде Авваме и его книге «Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

О шейхе Мухаммаде Авваме и его книге «Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха»

2022-10-03 33
О шейхе Мухаммаде Авваме и его книге «Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Шейх Мухаммад Аввама родом из сирийского города Аллеппо, сейчас он живет в Лучезарной Медине. Шейх изучал хадис у наиболее выдающихся хадисоведов своего времени, среди них – шейх Абдуллах Сираджуддин аль-Халяби и шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда. В результате долгого изучения, преподавания хадисов и подготовки научных трудов о них Мухаммад Аввама стал авторитетным экспертом в этой области исламских знаний.

 

Он обогатил наши библиотеки комментированными научными изданиями ранних и классических трудов по хадису, передатчикам хадисов и другим дисциплинам в этой области знания. Его книги очень высоко оцениваются специалистами. Шейх Мухаммад Саʼид ат-Тантави сказал о нем: «Я не знаю никого на земле, кто был бы компетентнее его в подготовке научных изданий классических трудов».

 

Среди важнейших изданий, подготовленных к печати шейхом Мухаммадом Аввамой, следующие:

 

· Книга «Сунан» Абу Дауда, выверенная по рукописи имама Ибн Хаджара аль-Аскаляни и нескольким другим, снабженная ценными пояснениями.

· Сборник «Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы, также основанный на нескольких ранних рукописях и снабженный полезными примечаниями.

· «Такриб ат-Тахзиб» Ибн Хаджара аль-Аскаляни, основанный на рукописи автора с добавлением примечаний выдающегося мухаддиса 12-го века Абдуллаха ибн Салима аль-Басри и его ученика аль-Миргани.

· «Аль-Кашиф» имама аз-Захаби, подготовленный на базе нескольких рукописей, снабженный примечаниями Сибта ибн аль-ʼАджами.

 

Шейх Мухаммад – автор нескольких книг, включая «Адаб аль-ихтиляф фи масаиль аль-ʼильм ва ад-дин» («Этика разногласий в вопросах знания и религии»)[1] и «Асар аль-хадис аш-шариф фи ихтиляф аль-аимма аль-фукаха» («Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха»).

 

Есть много причин, по которым великие имамы исламского права расходились во мнениях друг с другом. Самая главная причина – это различное понимание ими текстов Шариата (Корана и хадисов) и разница походов к ним. Расхождения имамов фикха в течение многих веков оставались предметом активного изучения исламских ученых. Многие из них оставили после себя важные труды по этой теме. Среди таких ученых:

 

· имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани;

· имам аш-Шафиʼи;

· имам ат-Тахави;

· имам ат-Табари;

· среди поздних ученых – Шах Валиуллах ад-Дихляви.

 

В книге шейха Мухаммада идет речь об одном аспекте расхождений имамов фикха, а именно о том, как различие в понимании ими хадисов приводило к различию их мнений и решений в области фикха.

 

Среди тем, которые затрагивает шейх в этой книге, следующие: место, которое занимали хадисы в сердцах имамов, различия в понимании ими хадисов, условия и методы, которые они применяли к хадисам при выведении из них решений фикха, различные способы, которые они использовали при определении достоверности хадисов, разная степень их знакомства с Сунной.

 

При ее краткости в книге удивительно хорошо и подробно разбирается заявленная тема. Любой студент, изучающий ее, найдет книгу полезной для себя. Эта книга – результат целой жизни, проведенной в научных изысканиях и глубоких размышлениях над трудами по хадису и фикху. Она поможет читателю понять, что расхождения между имамами фикха в отдельных частных вопросах на самом деле только укрепляют их единство и согласие в основах религии. Поистине, разнообразие мнений – это милость и благословение для общины мусульман, в нем нет никакого вреда. Автор цитирует ранних ученых и имамов, которые говорили о благе, которое проистекает из разницы мнений и призывали к уважению тех ученых, которые – испытывая ту же любовь к Корану и Сунее – тем не менее пришли к иным суждениям в конкретных вопросах, но лишь для того, чтобы тем самым выразить свою покорность Аллаху и Его Посланнику, мир ему и благословение Всевышнего.

 

Метод изложений шейха Мухаммада основан на глубоком и профессиональном исследовании вопроса. Каждый нюанс он объясняет адекватно, полно и объективно, не переходя к следующему вопросу, пока не раскрыл полностью предыдущий. Его доводы базируются на Коране, Сунне, высказываниях сподвижников и мнениях ранних ученых по фикху и имамов. Автор также приводит примеры и истории из эпохи ранних ученых для иллюстрации того, как терпимы были они к разногласиям.

 

Арабское издание книги было по достоинству оценено специалистами. Среди ученых, хваливших книгу и отмечавших, что вынесли из нее что-то полезное для себя, были следующие шейхи:

 

· Мухаммад Закария аль-Кандехляви, выдающийся мухаддис из Индии, автор многих важных трудов;

· Мустафа Ахмад аз-Зарка, известный факих и мыслитель из Сирии;

· Абдуль-Фаттах Абу Гудда, известный имам в области хадиса.

 

Эти ученые написали предисловия к книге шейха Мухаммада, в которых настоятельно рекомендовали читать ее.

 

В наши дни отношения между мусульманами при наличии разногласий далеки от терпимости и взаимного уважения. Наоборот, среди мусульман распространены обвинения, антипатия и мстительность. Как следствие этого, невежество, ярость и разделение охватило нашу общину, а стремление к получению знаний и пользы от других покидает ее. Книги, подобные этой, крайне необходимы сегодня. Они помогают исправить неправильное представление о разногласиях в Исламе, которое есть у многих. Вместо того, чтобы бояться их, мусульмане поймут, что в них – благо, если принять их с покорностью и смирением, которые должны являться неотъемлемыми качествами любого, кто претендует на служение Аллаху.

 

Резюмируя, скажу: эта книга поможет как студентам, так и простым мусульманам развить в себе правильное отношение к факту существования разных мнений.

 

Мухаммад Акрам Надви

Оксфорд

15 января 2014.

 

[1] Также переводится на русский язык и публикуется на нашем сайте: http://azan.kz/durus/dars/adab-al-ihtilyaf-etika-raznoglasiy-23

 

 

ДОПОЛНЕНИЕ 2. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КО ВТОРОМУ И ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЯМ

По милости Всевышнего Аллаха мы завершили перевод книги шейха Мухаммада Аввамы, да сохранит его Всевышний Аллах, «Асар аль-хадис аш-шариф фи ихтиляф аль-аимма аль-фукаха» («Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха») для исламского образовательного портала azan.kz. Книга в оригинале открывается несколькими предисловиями, однако мы решили не начинать публикацию перевода книги на сайте с них, чтобы облегчить читателю восприятие и не оттолкнуть от чтения.

 

Теперь, когда перевод окончен, мы хотим представить вашему вниманию эти предисловия, которые не лишены пользы, и, разумеется, перевод книги без них не будет полным.

 

С именем Всемилостивого Аллаха. Вся хвала Аллаху, Господу миров, который сказал:

 

وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنفِرُوا كَافَّةً فَلَوْلَا نَفَرَ مِن كُلِّ فِرْقَةٍ مِّنْهُمْ طَائِفَةٌ لِّيَتَفَقَّهُوا فِي الدِّينِ وَلِيُنذِرُوا قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُوا إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ

 

«Верующим не следует приходить (к Пророку) всем вместе. Пусть каждая община отправит к нему (для учебы) группу (людей), которые будут изучать религию и (затем) увещевать людей, когда вернутся к ним (в свои земли). Быть может, они будут остерегаться (Его наказания)»[1].

 

Мир и благословение господину первых и последних (поколений) Мухаммаду, сыну Абдуллаха, Пророку, не владевшему грамотой, который сказал:

 

«Это знание несут надежные люди в каждом поколении, которые защищают его от искажений злонамеренных, клеветы лжецов и толкований невежд».[2]

 

А затем:

 

Перед вами второе – и четвертое[3] – издание книги «Асар аль-хадис аш-шариф фи ихтиляф аль-аимма аль-фукаха» («Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха»), которое я представляю уважаемым читателям. Предыдущее издание давно исчезло с прилавков книжных магазинов, в результате чего стало поступать много просьб о переиздании этой книги.

 

Большинство из тех, кто уже читал ее, знают о важности и серьезности обсуждаемой в ней темы. И читатели разделились на тех, кто ругает книгу, и на та тех, кто хвалит ее. Однако, как говорится:

 

Не обращай внимание на слова каждой из сторон,

Ибо тебя будут обязательно и ругать, и хвалить. [4]

 

Достаточно того, что я в этой книге представляю позицию как ранних (саляф), так и поздних (халяф) ученых этой общины. Моя цель – дать верное представление молодым и ответить тем из них, кто верит сомнительным доводам живущих в смутные для мысли, политики и экономики времена, во времена восстания против любых традиций. Это коснулось и религиозных вопросов: подобные люди считают призыв некоторых поздних исламских ученых к отказу от традиций желательным, похвальным, а того, кто призывал к этому – скажем вернее: виновен в этом – они называют «обновителем религии» («муджаддидом»), «лидером исламского призыва», награждают различными титулами и повсюду рекламируют.[5]

 

Эта небольшая работа была встречена с одобрением многими достойными учеными. Среди самых выдающихся из них – тот, чье одобрение я считаю честью – наш учитель, большой ученый, непререкаемый авторитет для всех знающих людей, гордость и слава для Индийского субконтинента, в частности, и для всех, кто знает его, в целом - шейх аль-хадис Мухаммад Закария аль-Кандахляви (он скончался 1-го шаʼбана 1402/25 мая 1982 г. и похоронен на кладбище аль-Бакыʼ), да помилует его Всевышний Аллах. Шейх проявил любезность и выслушал чтение оглавления моей книги одним из своих учеников в моем присутствии. Ему оно понравилось и он сказал своим студентам, что следует прочесть книгу целиком. И шейх проявил еще большую любезность, прослушав чтение книги целиком, будучи тяжелобольным и лежа в постели, да наградит его Аллах Раем. После этого шейх оказал мне большое почтение, написав небольшое предисловие, которое читатель найдет в книге дальше.

 

Затем по милости Всевышнего Аллаха и Его тауфику книгу изучил при своих научных изысканиях[6]наставник выдающихся ученых, потомок факихов, «довод» и учитель, шейх Мустафа аз-Зарка, да сохранит его Аллах[7] и сделает его знания полезными для нас. Хвала Аллаху, книга вызвала одобрение и восторг шейха. Он также был очень любезен, написав небольшое предисловие к ней, несмотря на свою занятость академическими делами, да воздаст ему Аллах благом. Он дал мне задание «построить мост знаний», что, безусловно, очень важно, однако на этом пути есть немало препятствий в наше трудное время, когда передавать (ривая) стали легко, а понимать (дирая) большинство не желает! Я прошу у Аллаха облегчить мне это занятие и дать тауфик!

 

Читатель найдет слова шейха в конце этого предисловия.

 

Я встретил на этом пути немало трудностей и прошу у Аллаха награды за терпение, ибо Он – Господь миров, Властелин Судного дня, награды и воздания.

 

[1] Сура «ат-Тауба», 122.

 

[2] Хадис передают примерно десять сподвижников, и есть разногласия, принимается он или нет. От имама Ахмада передается, что он достоверный (сахих), что, как мне кажется, в данном случае означает, что этот хадис принимается, а не достоверность в терминологическом значении. Аль-ʼАляи в «Бугьят аль-мультамис» (с. 34) пишет: «Хадис хасан гариб сахих».

 

[3] Третье издание в точности повторяло второе, к этому же я добавил «Дополнения» (на с. 199 – 203 арабского издания книги).

 

[4] Стихи принадлежат перу имама Муртазы аз-Забиди, комментатора «Ихья» или «аль-Камус».

 

[5] Это одна из величайших бед, которые охватили религиозное знание. Рассказывать об этом и предостерегать от этого является обязанностью ученых.

 

[6] См. предисловие к его книге «аль-Фикх аль-ислями ва мадарисуху», изданную «Дар аль-калям» и «ад-Дар аш-Шамийя», первое издание 1416/1995.

 

[7] Шейх, да помилует его Аллах, скончался в 1999 г. Прим. пер.

 

ДОПОЛНЕНИЕ 3. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КО ВТОРОМУ И ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЯМ

 

По милости Всевышнего Аллаха мы завершили перевод книги шейха Мухаммада Аввамы, да сохранит его Всевышний Аллах, «Асар аль-хадис аш-шариф фи ихтиляф аль-аимма аль-фукаха» («Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха») для исламского образовательного портала azan.kz. Книга в оригинале открывается несколькими предисловиями, однако мы решили не начинать публикацию перевода книги на сайте с них, чтобы облегчить читателю восприятие и не оттолкнуть от чтения.

 

Теперь, когда перевод окончен, мы хотим представить вашему вниманию эти предисловия, которые не лишены пользы, и, разумеется, перевод книги без них не будет полным.

 

Они (оппоненты) говорят, что эта книга – атака на ученых-хадисоведов (ахлю хадис). Она противоречит их взглядам и спорит с ними!

 

Я прошу у Аллаха защиты от самой возможности, что мое перо когда-либо напишет хоть букву или мой язык когда-либо произнесет хоть звук против них! Но если указание на важность науки фикх и ценность факихов, демонстрация их превосходства в правильном понимании Шариата – будь они факихи или мухаддисы – считается атакой на хадис, то я скажу так:

 

Как часто человек критикует правильное утверждение,

Тогда как его беда в неверном понимании.

 

Мне достаточно того, что скоро мы все предстанем перед Господом миров, и Всевышний Аллах решит по справедливости, кто прав, а кто нет.

 

Всевышний Аллах знает, что я написал эту книгу с одной лишь целью защитить благородный хадис – одну из основ Пречистого Шариата – от посягательств на него под лозунгом «благородный хадис и чистая сунна».

 

Разве исламское право не есть плод Корана и Сунны, закрепление их решений?! Тогда как защита плода может быть атакой на основу? Но невежды, движимые глупостью, считают иначе. Они воспринимают любую защиту имама фикха и фикха в целом как проявление фанатизма (таʼассуба), слепого следования (таклида) – или подбери любой термин со значением, которое кажется тебе достаточно отталкивающим – желая оттолкнуть людей от имама и от получения пользы посредством его знаний и его книг, чтобы тот, кто выступает против исламского фикха, выглядел как освободитель религии и мысли! Они будто бы хотят применить к знанию и религии неуместную терминологию: такой-то якобы «прогрессивный», а другой – «отсталый»!

 

Однажды в Алеппо ко мне подошел молодой человек, который работал механиком на ткацкой фабрике. Он пришел ко мне после ночного намаза в начале долгой зимней ночи. Он разговаривал холодно – как это делают подобные люди – и задержался до полуночи. Однако я не смог убедить его – и вся хвала Аллаху! – ведь он был крайне невежественен и не понимал ничего в академических правилах, которые я приводил ему.

 

Единственное, что дало мне возможность проявить терпение в разговоре с ним – это страх перед Всевышним Аллахом и ощущение ответственности.

 

Этот юноша принес с собой листок с хадисом из сборника «Сахих» имама Муслима, где речь шла о необходимости совершить малое омовение после того, как поел мясо верблюда. В бумаге также приводились слова имама ан-Навави о предпочтительности следовать этому хадису, несмотря на то что он противоречит позиции его (ан-Навави) мазхаба. Там также говорилось: «Если хадис достоверен (сахих) – то это и есть мой мазхаб».

 

Также там упоминались Камаль ибн аль-Хумам и Абдуль-Хай аль-Лякнави, да помилует их Аллах.

 

Этот «механик-ученый» (!) старался навязать Абу Ханифе и аш-Шафиʼи мнение о необходимости совершить малое омовение после того, как поел мясо верблюда, ведь они оба говорили: «Если хадис достоверен (сахих) – то это и есть мой мазхаб», а хадис в данном случае как раз достоверный.

 

Его уровень знаний был такой, что, когда он читал содержимое своего листка, он прочитал имя Ибн аль-Хумама как «Ибн аль-Хаммам», а аль-Лякнави как «аль-Канави»!

 

Я спрашиваю у читателя: клянусь Аллахом, разве может приверженец Сунны нашего любимого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и исламского фикха, который взят из Книги Аллаха и Сунны, вытерпеть этих людей, искажающих, ломающих (Шариат), а также тех, кого они сбили с пути?!

 

Кто же настоящий фанатик – тот, кто бросает вызов деятельности этих обманщиков, которые сами обмануты, кто исправляет их понимание религии, – или тот, кто обманывает и сбивает с истинного пути молодежь, поощряет их нападки на идтихад и муджтахидов и издевательство над тем, что свято в Исламе?!

 

Это и есть одно из бедствий от таких безответственных личностей: они читают возражения имама ан-Навави, например, или ас-Субки, или другого ученого в адрес позиции шафиитского мазхаба, которому эти имамы следовали; читают возражения аль-ʼАйни, Ибн аль-Хумама или другого ученого в адрес позиции ханафитского мазхаба; читают возражения Ибн Таймийи, Ибн аль-Каййима или кого-то еще в адрес ханбалитской позиции. Затем, опираясь на эти возражения, они приходят к выводу, что абсолютный муджтахид мог совершать ошибки, что за ним нельзя следовать, что мы обязаны не согласиться с ним, как это делали упомянутые выше ученые. Теоретически это утверждение может быть верным, однако в нем содержится аналогия с неподобием (аль-кыяс маʼа аль-фарик): кто такие эти выскочки по сравнению с ан-Навави, ас-Субки, аль-ʼАйни, Ибн аль-Хумамом, Ибн Таймийей и Ибн аль-Каййимом?!

 

ДОПОЛНЕНИЕ 4. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КО ВТОРОМУ И ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЯМ

По милости Всевышнего Аллаха мы завершили перевод книги шейха Мухаммада Аввамы, да сохранит его Всевышний Аллах, «Асар аль-хадис аш-шариф фи ихтиляф аль-аимма аль-фукаха» («Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха») для исламского образовательного портала azan.kz. Книга в оригинале открывается несколькими предисловиями, однако мы решили не начинать публикацию перевода книги на сайте с них, чтобы облегчить читателю восприятие и не оттолкнуть от чтения.

 

Теперь, когда перевод окончен, мы хотим представить вашему вниманию эти предисловия, которые не лишены пользы, и, разумеется, перевод книги без них не будет полным.

 

Второй (оппонент) ходит среди людей, опровергая и обвиняя, но если он решит что-либо написать по теме или публично высказаться, то не сможет сделать это, не заглянув в какую-нибудь книгу – если, конечно, знает, как это делается, и сможет правильно прочитать то, что там написано, и понять прочитанное верно.

 

Третий время от времени выпускает книжки, написанные им или отредактированные. В каждом предисловии он непременно разражается оскорблениями и грубой клеветой. Он желает, чтобы все пишущие в этом мире смиренно склонили голову перед ним и согласились с его клеветой и глупостями. Его высокомерие стало таким всеобъемлющим, что он в принципе неспособен признать у кого-то другого наличие знаний, способность к пониманию и право на мнение.

 

Он следует методу, который знающие люди выразили так:

 

«Ты открываешь для людей врата иджтихада, при этом требуешь, чтобы они следовали за тобой».

 

Он наполнил глупостями восемь страниц своего предисловия к книге Нуʼмана аль-Алюси «аль-Аят аль-баййинат»[1], выставляя себя так, будто нет ему равных ни среди современников, ни среди предшественников, – кроме тех, кто прошел его школу, учился у него и освоил его науку оскорбления ученых.

 

В написанном им нет ни грамма знания, там не на что отвечать и нечего понимать, кроме нескольких цитат из Ибн ас-Саляха и Таки ас-Субки, да будет Всевышний Аллах доволен ими обоими. На их слова я – хвала Аллаху – ответил (в этой книге), выявив его (оппонента) невежество[2], ибо справедливо мнение о нем тех, кто знает его. Они говорят: «Он не разбирается в науке усуль аль-фикх в принципе».

 

В его предисловии к другой книге я видел, как он комментирует мои слова вне связи с тем, о чем говорится до и после, вырванные из контекста. Я не знаю, в чем дело: он правда невежда или только прикидывается? Оба варианта, впрочем, непростительны.

 

Четвертый же (оппонент), хотя он просто копия третьего, ибо повторяет все те же глупости и клевету, утверждая, что ученые якобы предостерегали людей от чтения этой книги, тогда как на самом деле изложенное в ней представляет – хвала Всевышнему Аллаху – позицию большинства ученых нашей общины – ученых и людей знания на протяжении многих веков.[3]

 

Затем этот человек заявляет, что он свободен от фанатизма (таʼассуба) и слепого следования (таклида)! Я не знаю, что именно заставило его отказаться от того, во что он верил и что говорил раньше. Истина об этом ведома Знающему тайное и явное.

 

И наконец:

 

Это то, что Всевышний Аллах облегчил мне добавить. Я пишу то, в истинность чего верю, желая уничтожить ложь, которой я избегаю. Я прошу у Всевышнего Аллаха наставить по Его милости через эту книгу сердца тех, кто справедлив и беспристрастен, кто читает ее с искренним намерением получить пользу. А что касается тех, кто читает эту книгу, упорствуя в своих заблуждениях, чтобы затем критиковать написанное, то мне нет до них дела впредь – достаточно того, что они не смогут получить пользу от написанного в книге.

 

فَأَمَّا الزَّبَدُ فَيَذْهَبُ جُفَاءً وَأَمَّا مَا يَنفَعُ النَّاسَ فَيَمْكُثُ فِي الْأَرْضِ

 

«Пена будет выброшена, а то, что приносит людям пользу, останется в земле».[4]

 

О Аллах, прости грехи нам, нашим родителям, нашим шейхам, нашим близким, нашим детям и потомкам, и всем мусульманам!

 

Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам, а также тем, кто следовал за ними искренне до Судного дня!

 

Хвала Аллаху, Господу миров.

Мухаммад Аввама

Лучезарная Медина

16 шаʼбана 1406/26 апреля 1986

22 шаʼбана 1416/ 13 января 1996

 

[1] Речь идет о Мухаммаде Насыре аль-Албани. Прим. пер.

 

[2] Имеется в виду искаженное понимание оппонентом принципа «Достоверный хадис – это и есть мой мазхаб». Шейх Аввама, да сохранит его Аллах, развернуто ответил на эти заявления в соответствующем разделе своей книги: http://azan.kz/durus/view/19-urok-o-slovah-moy-mazhab-dostovernyiy-hadis-chast-7-142#lesson142 и далее. Прим. пер.

 

[3] Чтобы убедиться в этом см. дополнения на с. 199 – 203 (арабского издания книги). Содержание книги точно соответствует тому, что сказано там (в решении отделения фикха Лиги исламского мира в Мекке; мы переведем его отдельно в этом цикле дополнений, иншааЛлах. Прим.пер.) А теперь подумай – ученые предостерегали от чтения моей книги или невежды?!

 

[4] Сура «ар-Раʼд», 17. Смысл этих слов Всевышнего, согласно тафсиру «аль-Джалялейн», следующий: «Ложь и заблуждения исчезнут, а истина останется». Прим. пер.

ДОПОЛНЕНИЕ 5. ПРЕДИСЛОВИЕ ШЕЙХА МУХАММАДА ЗАКАРИИ АЛЬ-КАНДАХЛЯВИ

По милости Всевышнего Аллаха мы завершили перевод книги шейха Мухаммада Аввамы, да сохранит его Всевышний Аллах, «Асар аль-хадис аш-шариф фи ихтиляф аль-аимма аль-фукаха» («Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха») для исламского образовательного портала azan.kz. Книга в оригинале открывается несколькими предисловиями, однако мы решили не начинать публикацию перевода книги на сайте с них, чтобы облегчить читателю восприятие и не оттолкнуть от чтения.

 

Теперь, когда перевод окончен, мы хотим представить вашему вниманию эти предисловия, которые не лишены пользы, и, разумеется, перевод книги без них не будет полным.

 

С именем Всемилостивого Аллаха.

 

Хвала Аллаху, который наделил нас бесчисленными благами и осыпал Своими дарами.

 

Мир и благословение предводителю Его творений Мухаммаду, чьи красота и великолепие совершенны, который приложил все усилия и перенес все испытания для наставления Его творений на истинный путь. А также (мир и благословение) его роду и сподвижникам, которые приняли свет его речей (хадисов), и свет (Сунны) озарил их. А также тем, кто последовал за ними искренне до Судного дня.

 

А затем:

 

Поистине, Всевышний Аллах сделал так, что в этой общине есть хранители (хафизы) его Ясной Книги, а также хранители Сунны предводителя первых и последних (поколений), мир ему и благословение Аллаха. И Он выделил особыми благами знатоков хадисов и фикха, способных отличить слабый (довод) от сильного, вынести положения религии из хадисов хасан и сахих, найти в них подтверждения для решений, по которым нет явного шариатского текста. Они выбирали предпочтительные мнения после исследования сообщений, глубоких размышлений, усилий, затраченных на то, чтобы понять, какое сообщение отменяющее, а какое – отмененное. Они проникли в глубины языка, чтобы постичь смыслы слов. Они умело написали главы и разделы (книг), чтобы изложить решения (фуруʼ), взятые из основ. Пусть Всевышний Аллах прольет на них потоки милости и довольства, введет их в Райские сады!

 

Эти ученые сыграли важную роль в определении истины при наличии противоречивых доводов, преодоления разногласий, разъяснения непонятного, раскрытии непроясненного. Однако несмотря на общую цель и взаимную любовь, они пришли к разным выводам во множестве вопросов и решений из-за разницы в подходе к предпочтению одного из противоречащих друг другу доводов и путей вынесения решений.

И эти разногласия естественны и неизбежны, в них нет никакой проблемы или недостатка. Более того, это милость для общины, и на этом сошлись лучшие ученые.

 

И поскольку люди враждебны к тому, о чем не имеют ни малейшего представления, те, кто даже не прикоснулся к знаниям и пониманию, принялись нападать на имамов фикха, в грубой форме критикуя их. По этой причине ранние и поздние ученые писали книги и трактаты о причинах расхождений, например, «Рафʼ аль-малям ʼан аль-аимма аль-аʼлям» хафиза Ахмада ибн Абдуль-Халима ибн Таймии аль-Харрани или «Бидая аль-муджтахид» Кади Абуль-Валида ибн Рушда аль-Куртуби, да помилует Аллах их обоих.

 

И у меня есть работа по этой теме на урду, которую я написал в ранней юности. Она называется «Ихтиляф аль-аимма», люди смогли получить пользу от нее, хвала Аллаху за это.

 

В наши же дни эту задачу выполняет наш дорогой брат, выдающийся ученый, шейх Мухаммад Аввама, который прочитал ценную лекцию по данной теме три года назад в мечети ар-Рауда в Алеппо. Затем на основе этой лекции он подготовил книгу, которая называется «Асар аль-хадис аш-шариф фи ихтиляф аль-аимма аль-фукаха» («Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха»).

 

И поскольку я сейчас, увы, не в состоянии читать самостоятельно из-за слабого зрения и болезней, неизбежных в старости, я прослушал чтение этой книги одним из моих близких братьев, и пришел к выводу, что это очень полезная книга. Она – при ее краткости – вобрала в себе много ценного, содержит уникальные вещи.

 

Я получил пользу от этой книги, и моя душа обрадовалась, и сердце возликовало. Каждый учитель и каждый студент должны прочитать ее, ибо она предостерегает от ереси и заблуждений, защищает имамов от нападок со стороны враждебно настроенных к ним людей, лишенных блага.

 

Я прошу у Аллаха тауфика для нас и всех мусульман совершать то, что Он любит и чем доволен, дать нам прожить жизнь людьми общины того, кто пришел со светом и наставлением, и умертвить в вере того, кто озарил тьму.

 

Мир и благословение Всевышнего Аллаха лучшему из Его творений Мухаммаду, его роду и всем сподвижникам.

 

Бедный раб Аллаха

Мухаммад Закария, сын Мухаммада Яхьи, аль-Кандахляви

 

Проверено в Лучезарной Медине

15 шаʼбана 1401 г.

 

 

ДОПОЛНЕНИЕ 6. ПРЕДИСЛОВИЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ АХМАДА АЗ-ЗАРКА

По милости Всевышнего Аллаха мы завершили перевод книги шейха Мухаммада Аввамы, да сохранит его Всевышний Аллах, «Асар аль-хадис аш-шариф фи ихтиляф аль-аимма аль-фукаха» («Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха») для исламского образовательного портала azan.kz. Книга в оригинале открывается несколькими предисловиями, однако мы решили не начинать публикацию перевода книги на сайте с них, чтобы облегчить читателю восприятие и не оттолкнуть от чтения.

 

Теперь, когда перевод окончен, мы хотим представить вашему вниманию эти предисловия, которые не лишены пользы, и, разумеется, перевод книги без них не будет полным.

 

Предисловие шейха Мустафы Ахмада аз-Зарка [1]

 

Хвала Аллаху, который сказал в ясном аяте Своей Книги:

 

وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنفِرُوا كَافَّةً فَلَوْلَا نَفَرَ مِن كُلِّ فِرْقَةٍ مِّنْهُمْ طَائِفَةٌ لِّيَتَفَقَّهُوا فِي الدِّينِ وَلِيُنذِرُوا قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُوا إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ

 

«Верующим не следует приходить (к Пророку) всем вместе. Пусть каждая община отправит к нему (для учебы) группу (людей), которые будут изучать религию и (затем) увещевать людей, когда вернутся к ним (в свои земли). Быть может, они будут остерегаться (Его наказания)»[2].

 

Мир и благословение Печати Его пророков Мухаммаду, который сказал:

 

«Да озарит Аллах светом человека, который услышал от нас что-то», – в другой версии: «…который услышал от нас хадис, и передал его другим в точности так, как услышал: возможно, тот, кому передали, поймет его лучше, чем тот, кто его услышал». Хадис передал ат-Тирмизи.

 

И он же (Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего) сказал о своих сподвижниках:

 

«Самый знающий из них о дозволенном и запретом – Муаз». Этот хадис также передал ат-Тирмизи.

 

И он сказал:

 

«Самый знающий из них в вопросах судейства – Али». Передал Ибн Маджа.

 

Эти и другие благородные высказывания показывают, что религиозное знание не сводится лишь к сохранению и заучиванию текстов. Это только начальный этап и шаг в сторону более высокого уровня – изучения их с целью понимания этих текстов. Именно этот уровень и есть цель. И на этом уровне у ученых – даже у сподвижников, да будет Аллах ими доволен – возникали разногласия.

 

И затем:

 

Я прочитал книгу «Асар аль-хадис аш-шариф фи ихтиляф аль-аимма аль-фукаха» («Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха») устаза шейха Мухаммада Аввамы и пришел к выводу, что это великолепная книга, как и остальные сочинения шейха, да сохранит его Аллах.

 

Я обнаружил в этой ценной книге исчерпывающий разбор смысла хадиса Пророка, мир ему и благословение Всевышнего «Возможно, тот, кому передали его поймет его лучше, чем тот, кто его услышал». И автор «дал высказаться» (если можно так выразиться) десяткам великих ученых Ислама разных эпох, цитируя их удивительные высказывания по теме толкования пророческих хадисов, приводя ясные примеры их понимания во многих вопросах, поясняя причины их расхождений в вынесении частных решений.

 

Я был поражен талантливостью этой книги, демонстрирующей обширную эрудицию автора, глубину его понимания и достоинства его метода. Книга – при ее краткости – содержит то, что исследователь едва ли найдет в множестве других книг.

 

Увеличило мой восторг от книги то, что ее автор – прекрасный знаток Сунны Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, и ее передатчиков. Он прежде выпустил под своей редакцией «Такриб ат-Тахзиб» хафиза Ибн Хаджара, «Кашиф» имама аз-Захаби, и другие труды.

 

Шейх этой своей книгой строит мост между наукой передачи (ривая) и толкования (дирая): передачей хадисов и их пониманием (фикхом).

 

Я говорю без преувеличения: эта книга углубит понимание читателям хадисов и их значений. Пусть Аллах воздаст наилучшим образом автору за его знания и сделает их полезными!

 

Считаю уместным привести в конце своего вступления выразительное высказывание о разногласиях имамов и о благе, заключенном в них, что отличает полезные разногласия от разногласий вредных, разделяющих ряды нашей уммы. Имам Абу Бакр ибн аль-ʼАраби, да помилует его Аллах, пишет в «аль-Ахкам ас-сугра» в толковании слов Всевышнего Аллаха «Держитесь за религию Аллаха и не разделяйтесь»[3]:

 

««Не разделяйтесь»: это относится к вероучению[4]. Также сказано, что смысл этих слов «не завидуйте друг другу», либо смысл их – «не обвиняйте друг друга в заблуждении из-за расхождений в фикхе», то есть «позвольте друг другу придерживаться своего иджтихада», ибо каждый (в этом случае) «держится за религию Аллаха», следуя своему доводу. А запретное разделение – это такое, которое приводит к смуте (фитне) и распаду уммы. Но расхождения в фикхе (фуруʼ) – это одно из благ Шариата, ведь Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, говорил: «Когда судящий совершает иджтихад и оказывается прав, ему положена двойная награда. А если совершает иджтихад и ошибается – ему одна награда»»[5].

 

Но эта ценная книга – при всех ее достоинствах – не лишена некоторых спорных моментов. Автор, да сохранит его Аллах, пишет о дозволенности практики слабых хадисов при соблюдении условий, которые он приводит и поясняет. Он исчерпывающе подробно излагает мнения ученых по этому вопросу. Тем не менее вопрос допустимости практики слабых хадисов при определенных условиях остается дискуссионной темой. И это несмотря на то, что в реальности нет ни одного мазхаба из четырех, ученые которого не опирались бы при вынесении решений на слабые хадисы, принятые факихами, как в случае, например, с хадисом о запрете обмена долга на долг.

 

В завершение я прошу у Аллаха сделать эту великолепную книгу полезной и воздать ее автору наилучшим образом!

 

Да благословит Всевышний Аллах нашего господина Мухаммада, Посланника Аллаха и имама верного пути, его род и благородных и чистых сподвижников, а также тех, кто последовал за их Сунной и принял от них наставление.

 

Подпись:

Мустафа Ахмад аз-Зарка

15 мухаррама 1416/14 июня 1995.

 

[1] Шейх Мустафа аз-Зарка (1904 – 1999) родился в Алеппо (Сирия) в семье ученых, закончил университет в Каире. Работал адвокатом, затем в течение 20 лет преподавал в университете Дамаска, после чего занимался политикой. Был одним из основателей проекта Кувейтской энциклопедии фикха. С 1971 по 1989 г. преподавал фикх в Иорданском университете в Аммане. Скончался в Эр-Рияде.

 

[2] Сура «ат-Тауба», 122.

 

[3] Сура «Алю Имран», аят 103.

 

[4] То есть запрещены разногласия в акыде. Прим. пер.

 

[5] Привели Бухари и Муслим. См. «аль-Ахкам ас-Сугра» (под редакцией Саʼида Ахмада Иʼраба, 1412/1991; т. 1, с. 153).

 

 

ДОПОЛНЕНИЕ 7. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ. ШЕЙХ


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.