Урок. Достаточно ли знать, что хадис достоверный, чтобы его практиковать? Часть 8 — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Урок. Достаточно ли знать, что хадис достоверный, чтобы его практиковать? Часть 8

2022-10-03 31
Урок. Достаточно ли знать, что хадис достоверный, чтобы его практиковать? Часть 8 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хафиз ас-Сахави, да помилует его Аллах, пишет[1]: «Из понимания предыдущего следует (важность) занятия фикхом хадиса — изучением выносимых из него хукмов и этических норм (адабов). И это дело великих имамов-муджтахидов фикха, таких как аш-Шафии, Малик, Ахмад, два Хаммада[2], два Суфьяна[3], Ибн аль-Мубарак, Ибн Рахавейхи, аль-Ауза`и и других ранних и поздних ученых. И об этом написано много книг».

 

Ибн Асакир в книге «Тарих»[4] в биографии Абу Зур`ы ар-Рази передал его слова: «Я целую ночь размышлял о передатчиках (хадисов) и вдруг увидел, будто во сне, как человек зовет меня: «Абу Зур`а! Понимание текста хадиса лучше, чем размышление о мертвых». То есть о передатчиках этого хадиса, которые уже умерли».

 

Поэтому Абу Зур`а ар-Рази говорил: «Изучайте фикх. Поистине он подобен горному яблоку, которым питаются весь год»[5].

 

Имам Хаким даже выделил фикх (понимание смысла) хадисов в специальный раздел наук о хадисе, указывая в предисловии на важность изучения фикха хадисов, а также упомянул некоторых имамов этой науки. Он пишет[6]: «Двадцатый вид этой науки: изучение фикха хадисов. Поистине это плод всех наук (о хадисе) и опора Шариата. Факихи Ислама, знатоки кыяса, мнений, принципов вынесения шариатских решений, дискуссий и рациональных наук каждого века и каждой местности известны. Мы же упомянем — с дозволения Аллаха — в этой главе знактоков фикха хадисов, чтобы доказать, что мухаддисы, достигшие глубоких знаний, являются также знатоками фикха хадисов, покольку это один из видов наук о хадисе».

 

У Ибн Хиббана есть длинная цитата, в которой он жалуется на большинство обычных передатчиков хадисов[7].

 

У Хатыба аль-Багдади в начале книги «аль-Кифая» есть слова гораздо длинее, смысл которых сводится к тому, что я передал от имама ан-Наха`и, Мухаммада ибн аль-Хасана (аш-Шайбани) и далее. Прочесть эти слова полностью будет полезно. Пусть Аллах даст нам силу совершать то, чем Он доволен!

 

Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали, да помилует его Аллах, пишет в своем замечательном и полезном трактате «Фадль `ильм ас-саляф `аля аль-халяф»[8]:

 

«Что касается имамов и факихов из ученых-мухаддисов, то они следовали достоверному хадису, если его практиковали сподвижники и те, кто был после них, или хотя бы часть из них. А если в отношении какого-то хадиса есть единогласное мнение, что он не берется, его нельзя практиковать, поскольку они (саляфы) не оставляли хадис, если только не знали, что он не практикуется. Умар ибн Абдуль-Азиз говорил: «Берите только те мнения, которые соответствуют мнениям предшественников, ведь они были более знающими, чем вы»».

 

Затем он (Ибн Раджаб), да помилует его Аллах, пишет[9]:

 

«Человек должен остерегаться того, что появилось после них — то есть после имамов: аш-Шафии, Ахмада и подобных — ведь после них много чего появилось. Появились те, кто относил себя к последователям Сунны и хадиса, подобно захиритам и им подобным[10], будучи предельно от нее — то есть Сунны — далекими. И либо их понимание отклонилось от понимания имамов, либо они принимали (доводы), которые не принимали имамы до них».

 

В «И`лям аль-муваккы`ин»[11] передаются слова имама Ахмада: «Если у человека есть книги, в которых собраны слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и вопросы, по которым разошлись во мнениях сподвижники и таби`ины, то этому человеку нельзя практиковать оттуда все, что он пожелает, ему нужно спросить, что практиковать, у ученых, чтобы практиковать то, что правильно».

 

Обратите внимание на слова «ему нужно спросить, что практиковать, у ученых». В них содержится указание на то, некий хадис может быть достоверным, по мнению человека, и он может дать фетву в соответствии с ним, полагаясь на его достоверность и считая, что факта достоверности достаточно для его практики. Однако имам Ахмад обращает внимание на то, что такая неразумная поспешность в вынесении фетв не дозволена: необходимо спрашивать ученых — причем имеются в виду ученые по фикху — берется ли данный хадис или нет. Они дают фетву, подходит ли данный хадис для практики или нет.

 

Имам-муджтахид Суфьян ас-Саури, да будет доволен им Аллах, говорил: «Существуют хадисы, которые не берутся (не практикуются)»[12].

Мы уже приводили слова Ибн Аби Лейля: «Человек не считается знающим хадис, пока не (будет знать), что брать из него, а что оставлять»[13].

[1] В «Фатх аль-мугыс» (т. 3, с. 50 — 51) в конце раздела о хадсиах гариб.

 

[2] Хаммад ибн Зейд и Хаммад ибн Саляма. Прим. пер.

 

[3] Суфьян ас-Саури и Суфьян ибн `Уейна. Прим. пер.

 

[4] Т. 38, с. 34. Издание «Дар аль-фикр».

 

[5] Смысл этой цитаты — в том, что люди постоянно нуждаются в фикхе. Аллах знает лучше. Прим. пер.

 

[6] В «Ма`рифа `улюм аль-хадис», с. 63.

 

[7] Ее можно найти в «аль-Бахр аллязи захар» хафиза ас-Суюты, да помилует его Аллах (т. 1, с. 261).

 

[8] С. 9.

 

[9] С. 13.

 

[10] Стоит поразмышлять над этими словами: «и подобным». Знай, что исламская умма подверглась тому испытанию, которое упомянуто в словах Всевышнего Аллаха: «А когда им говорят: «Не распространяйте нечестия на земле!» – они говорят: «Мы – только творим благое». Разве нет? На самом деле они – распространяющие нечестие, но они не чувствуют (этого).» (Сура «аль-Бакара», аяты 11, 12)

 

[11] Т. 1, с. 44.

 

[12] «Шарх аль-иляль» Ибн Раджаба, т. 1, с. 29.

 

[13] «Джами` баян аль-`ильм» Ибн Абдуль-Барра, т. 2, с. 13.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.