Глава 1. Футуризм как направление — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава 1. Футуризм как направление

2022-10-03 73
Глава 1. Футуризм как направление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Искусство является неотъемлемой частью нашей жизни.Окинув взглядом все вокруг нас, мы замечаем множество проявлений прекрасного и не можем не обратить внимания на то, насколько они разнообразны. Искусство не стоит на месте, оно меняется, подчиняясь изменениям жизни вокруг. В разное время мировоззрение человека диктует ему разные «правила», которые он применяет ко всему, к чему прикасается. Поэтому произведения искусства носят очевидные отпечатки эпохи, в которой они создаются. Каждой эпохе соответствуют свои направления. Они рождаются в соответствии с требованиями времени.

К 1910-ым – началу 1920-ых годов 20 века относят появление в авангардистском течении такого направления, как футуризм. Родиной его была Италия. России была одной из стран, в которых он получил наибольшее распространение и проявился наиболее полно. Футуризм заявил о себе в литературе, живописи, скульптуре, в меньшей степени в музыке.

Глава 1. Футуризм как направление

История и предпосылки возникновения

Футуризм — это авангардное течение, которое зародилось в начале ХХ века. Оно отвергало достижения классической культуры и воспевало наступающую индустриальную эпоху. Футуристы принципиально отказывались от традиционного художественного наследия, предлагали современникам создать новую модель устройства мира, основанную на идеях урбанизации и технического прогресса. В футуризме приветствовалось прославление движения, энергии, скорости, передовых достижений науки и техники того времени.

Основоположником направления считают итальянского поэта Филиппо Маринетти. Его стих «Красный сахар» — первое произведение нового направления. После него, в 1909 году писатель выпустил манифест течения в газете «Фигаро». Там он кратко и понятно определил отличительные черты футуризма, описав их как культ будущего и отказ от прошлого. Послание было ориентировано на молодых творцов.

Позже к нему присоединились такие творцы, как Балла, Боччони, Руссоло, Карло Карра, Джино Северини, Франческо Балилла Прателла. К 1912 году направление получило довольно широкое распространение, и в одном из музеев Парижа состоялась первая выставка художников-футуристов.

Причинами возникновения футуризма из истории являлись непосредственно первая революция, начало Столыпинской реформы, а также первая Мировая война. Если говорить о культуре, то немало важную роль сыграл расцвет науки и появление техники.

Отличительные черты и принципы футуризма

По своему содержанию творчество было очень разнообразным.Новое творчество складывалось из следующих характерных черт:

- Исследование новизны в любом из воплощений искусства.

- Отрицание старых правил, норм и традиций в живописи.

- Эксперименты с формой и содержанием художественного произведения.

- Акцентирование внимание на необычной форме и смелости линий.

- Применение новых слов и выражений (в названиях картин, описаниях, литературных текстах).

Выраженная признак футуризма – бунтарство. Войны и революции воспринимаются творцами этого жанра не как страх и ужас, а как способ возродить общество, сделать его молодым духовно и эмоционально, готовым к пониманию и воплощению новых идеи и мнений.

В своих произведениях авторы стремились создать ощущение неизбежного переворота в жизни общества или в сознании. Это достигалось смелым сочетанием цветов и оттенков, преобладанием ярких, обращающих на себя внимание сочетаний в палитре.

Основные стилевые особенности

Основные особенности футуризма были неоднократно определены и подчёркнуты его последователями. Среди них:

- стремление к исследованию новизны в искусстве;

- отрицание старых норм и традиций;

- эксперименты с формой произведения, акцентирование внимания на ней;

- широкое применение неологизмов (новых слов, сочетаний, значений);

- акцент на тематиках войны;

- стремление создать ощущение грядущего переворота;

- антиэстетизм, отрицание искусства как чего-то прекрасного; прославление новых технологий, культ города.

Глава 2. Футуризм в Росии

В России течение начало приобретать популярность в 1910—1911 годах. Оно пришлось по душе бунтарскому народу, совпало с недовольной современностью настроениями толпы. Современники испытывали подъем недовольства, бунт созревал во всех слоях общества. Вполне естественно, что отношение к футуризму сложилось положительное.

Последователи нового течения создали сразу несколько литературных организаций. В них возникли собственные кодексы, уставы и взгляды. Несмотря на то, что итальянский стиль удерживал популярность, расцвет в России был коротким, но оставил множество ярких впечатлений в виде произведений искусства разных жанров и направлений.

Первые футуристы быстро добились славы и довольно скандальной известности, но очень скоро ушли на покой. Уже в 1914 году футуризм начал давать сбои и направление пережило кризис. Но его представители уже успели выполнить свою историческую роль и преподать нужный урок.

После Октябрьской революции и победы большевиков футуризм окончательно угас. Некоторые из деятелей направления умерли, другие сбежали из страны, третьи решили попробовать себя в других стилях. Последние последователи течения издавали свои произведения под маркой «ЛЕФ». Их самые поздние работы датируются 1920-ми годами.

Многие отечественные представители футуризма вынуждены были уехать и жить в других государствах. Известный советский представитель течения футуризма – Пастернак. Он оставил в русской литературе яркие произведения, заслуживающие внимания.

Видные деятели и группы

Течение футуризма просуществовало относительно недолго, потому не может похвастаться большим количеством ярких представителей. Поэты, художники и писатели, объединённые этим течением, по традиции собирались в группы, объединяющие людей с похожими взглядами. В России направление представляли кубофутуристы и эгофутуристы.

Давид Бурлюк считается первым футуристом в России. Он стал основателям популярной ассоциации поэтов «Гиллея» и поучаствовал в создании сборников «Садок гусей», «Пощёчина общественному вкусу» и других. Творец считал, что художественное произведение — это аккумулятор, энергия которого способна направлять мысли толпы.

Задачей Бурлюка был поиск новых путей в развитии искусства. По его мнению, новые течения в творчестве должны были отражать изменения в бурно развивающемся обществе XX века. Художник очень любил экспериментировать — именно он первым в мире стал использовать для декорации своих работ кусочки фанеры, металлические шестерёнки и детали механизмов, пластины. Отражение этой идеи до сих пор можно найти в дизайне.

Для футуризма Бурлюк был не только деятелем, но также критиком и наставником. Известный поэт В. Маяковский называл его своим учителем.

Игорь Северянин дал новое определение футуризму, основав течение эгофутуризм. Его главной темой стало самовыражение, достижение «будущего я» из «настоящего» путём развития эгоизма. Что интересно, сам поэт покинул созданное им движение менее чем через год после основания. Причиной этого стало то, что он посчитал его цель достигнутой в рамках своего творческого пути.

Кубофутуристы и «Гилея». Основоположники футуризма и самая распространённая группа его представителей. Среди русских поэтов они были представлены группой «Гиллея», противопоставленной эгофутуристам. Направление было основано на принципах кубизма — течения живописи, основанное на стремлении показать трёхмерный объект с разных сторон. Он как бы разбирался на части, а затем собирался заново, показывая ракурсы и детали, непередаваемые при классическом изображении предмета с одной грани.

Представители кубофутуризма противопоставляли себя классической литературе и хотели сбросить её с пьедестала. Футуристы считали, что настоящую красоту поэзии можно выразить только свободным, раскрепощённым языком. Они бросали вызов всем установленным правилам грамматики, пунктуации и составления стихов. Самоценное слово противопоставлялось содержанию, литературному языку, поэтическому ритму, синтаксису, этимологии.

«Мезонин поэзии» Организация была основана в 1913-м. Просуществовала она недолго, распавшись в конце того же года. Видными деятелями группы были В. Шершеневич, Р. Ивнев, К. Большаков, Б. Лавренёв, Л. Зак, С. Третьяков. Среди основных идей поэтов было уничтожение национальных и культурных различий в поэзии — организатор группы считал, что общество большого города постепенно само сотрёт их. Он назвал лирику будущего «космополитичной».

Объединение «Центрифуга» Организация была основана в январе 1914 года. Её участниками стали такие деятели культуры, как Б. Пастернак, А. Есеев и С. Бобров. Ранее поэты занимались творчеством под крылом издательства лирика. Позже с объединением связывали Б. Гордеева, И. Аксёнова, Г. Петникова. Группа сохраняла активность до 1917 года, а произведения под её маркой продолжали выпускаться в свет до 1922-го, что сделало «Центрифугу» самым долгоживущим объединением приверженцев неофутуризма.


 

Футуризм в живописи

Футуризм в живописи – это смелый взгляд в будущее, воплощенный в необычных сочетаниях цветов и оттенков. Главный фактор, который присутствует на холстах художников – множество изогнутых линий, причудливая геометрия, переплетающаяся в узнаваемые формы, очертания, сюжеты.

Основная суть – воплощение на холсте будущего, мира, каким он будет в результате технического прогресса. В произведениях явно прослеживается презрение к старым правилам и законам прошлой жизни. Инновации и эксперименты, исследования и опыты в любой из сфер человеческой жизни — начало футуризма. Особая эстетика завораживает своей неоднозначностью.

Живопись в стиле футуризма базировалось на отказе от традиций. Её отличительные черты:

- работы, посвящённые технологиям и урбанизации, картины машин, самолётов, электропроводов, сложных научно-фантастических механизмов;

- интенсивные, яркие, контрастные цветовые решения;

- динамичные формы;

- раздробленные на фрагменты рисунки;

- зигзаги и спирали как основные фигуры;

- передача движения путём наложения;

- использование вырезок, металлических вставок, фрагментов таблиц, шестерёнок как элементов картины-коллажа;

- попытки передать шумы и звуки средствами изобразительного искусства.

Футуристы стремились сделать зрителя не просто участником, а центральной фигурой своих картин. Для этого использовалось множество психологических и визуальных приёмов.

Футуризм в скульптуре

В живописи и скульптуре итальянский футуризм стал предтечей многих последующих художественных открытий и течений.

Так, Боччони, использовавший в одной скульптуре самые разные материалы (стекло, дерево, картон, железо, кожу, конский волос, одежду, зеркала, электрические лампочки и т.д.), стал предвестником поп-арта. Работы имели уникальные формы продолжительности в пространстве.

Умберто Боччони. Уникальные формы продолжительности в пространстве. 1913. (Приложение 1)

Стремясь в своих футуристических скульптурах-конструкциях к объединению пластической формы, цвета, движения и звука, скульпторы предвосхитили и кинетизм, и позднейшие синтетические виды искусства.

Итальянские футуристы ввели (или, во всяком случае, попытались ввести) в свои скульптуры звук. Для этого они должен были быть вихрем сенсаций, живописной силой и энергией, а не холодным логическим интеллектом. Их работы выражали пластические эквиваленты звуков, шумов и запахов в театре, в музыке, в зале кино, в публичном доме, на железнодорожном вокзале, в порту, гараже, клинике, мастерской и т.п.

Футуризм в архитектуре

Архитектурный футуризм является самостоятельным видом искусства, объединенным под общим названием футуристического течения, появившегося в начале двадцатого века и включающего в себя поэзию, литературу, живопись, предметы одежды и многое другое.

Футуризм подразумевает стремление в будущее - как для направления в целом, так и для архитектуры в частности, характерными чертами является антиисторизм, свежесть, динамика и гипертрофированный лиризм. Особую популярность обрел футуризм в архитектуре СССР, став символом строительства новой жизни.

Годом возникновение футуризма в архитектуре можно считать 1912-й, так как в этом году итальянский архитектор Антонио Сант-Элиа впервые изобразил футуристическое видение городских форм на бумаге. С 1912 по 1914 год он создавал знаменитую серию эскизов на эту тему. Затем опубликовал свой "Манифест архитектуры футуризма". До этого стиль существовал лишь в абстрактном описании городов будущего, стараниями Сант-Элиа появились рисунки футуристических зданий, пригодных для реального строительства.

Футуризм в архитектуре часто называют «научной фантастикой». «Фантастикой» потому, что футуристы провозглашали свободу главной ценностью человека. Свобода во всем – в искусстве, в мыслях и действиях. Нет рамок, нет ограничений. Фантазия безгранична, традиция осталась в прошлом, ничто не сковывает творческий полет. А значит, есть только творец и его идеи. Это фантастика в ней имеются: масштаб, размах, скорость и сила. Фантастика «научная» потому, что есть в архитектуре одна вещь, которая все же ограничивает творца, - законы физики. Без их соблюдения любой архитектурный проект, увы, обречен на провал.    

Любимые цвета футуристов – цвет металла, серебряный, белый. Дома, спроектированные или построенные в стиле «футуризм», обязательно имеют две черты: 1) современность; 2) техничность.

Под современностью стоит понимать практичность. Конечно, допускаются чисто декоративные детали, но в целом постройка служит какой-то цели. Все ее элементы стоят четко на своем месте.

 Техничность – это использование новых технологий. Воплощаются инновации, проводятся эксперименты. И чаще всего эксперимент выдерживает проверку временем.

Яркие примеры футуризма в архитектуре:

1. Башня в Сиэтле (штате Вашингтон, США) под названием «Космическая игла» - Башня похожа на летающую тарелку, ведь космос ассоциируется с будущим. Космос – то, куда стремится человеческая мысль. Игла – острая, тонкая, направлена в небо, а значит – вперед. Сама конструкция похожа на ракету, которая вот-вот взлетит. (Приложение 2)

2. Гостиница Бурдж-аль-Араб в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты) похожа на светящийся парус, который только что причалил к берегу. Архитектору удалось запечатлеть движение в камне. (Приложение 3)

3. Кафедральный собор Бразилии. Нам виден только купол, большая же часть сооружения прячется под землей. Купол передает идею рук, которые тянутся к небу. (Приложение 4)

4. Музей искусств в Нитерое. Сходство музея, открывшегося в 1996 году в бразильском городе Нитерое, с летающей тарелкой заметно невооруженным глазом. (Приложение 5)

5. Хабибат 67. Проект канадско-израильского архитектора Моше Сафди. Жилой комплекс, построенный в Монреале в 1967 году, собран из трехсот пятидесяти семи абсолютно одинаковых бетонных кубиков, расположение которых обеспечивает не только затейливый вид всей конструкции. (Приложение 6)

6. Институт арабского мира. В своем первом большом проекте Жан Нувель соединил экзотический колорит и новейшие экологические веяния. Металлические панели на фасаде с узором, напоминающим арабески, в солнечные дни автоматически сжимаются, как диафрагма. (Приложение 7)

 


 

Заключение

Каждое явление происходит в нужное время и в нужном месте. Рождение футуризма было необходимо обществу для должного отражения происходящих явлений и выражения возникающих в связи с ними эмоций.

Футуризм был нужен миру со всей своей эпатажностью, яркостью, значительностью, со своим бескомпромиссным желанием разрушить все старое, со своей тягой к новому и передовому, с неудержимым стремлением в непременно светлое будущее.

Родившись из Италии, придя затем в Россию, это течение приобрело свои уникальные черты, видимо в соответствии с процессами, происходящими в стране, а также с нюансами загадочной русской души. Первая мировая война, революции вскружили Россию. И футуристы непременно сыграли свои роли в общественной жизни.

 


Список используемой литературы

1. Радлов Н. Э. О футуризме и пр.: [Сборник статей]. — Петербург: «Аквилон», 1923. — 71 с.

2. Футуристические города будущего URL: https://foturist.net/ (дата обращения: 01.06.2021).

3. Футуризм // Артхив URL: https://artchive.ru/styles/futurism (дата обращения: 01.06.2021).

4. Футуризм // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Футуризм (дата обращения: 29.05.2021).

5. Футуризм в русской литературе // Справочник URL: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/futurizm_v_russkoy_literature/ (дата обращения: 29.05.2021).


 

Приложение 1

 

Умберто Боччони. Уникальные формы продолжительности в пространстве. 1913 г.

Приложение 2

 

Башня в Сиэтле (штате Вашингтон, США) «Космическая игла»

1961 г.

 

 


 

Приложение 3

 

Гостиница Бурдж-аль-Араб в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты)

1944 – 1999 гг.


 

Приложение 4

 

Кафедральный собор Бразилии

1970 г.

Приложение 5

 

Музей искусств в Нитерое

1991 – 1996 гг.

Приложение 6

 

Хабибат 67

1967 г.


 

Приложение 7

 

Институт арабского мира

1987 г.

Приложение 8

 

«Уличный свет»

1909 г.

Джакомо Балла


 

Приложение 9

 

«Мимикрия синоптическая. Дерево-женщина или женщина-цветок»

1915 г.

Джакомо Балла

Приложение 10

 

«Музыка»

1911 -1912 гг.

Луиджи Руссоло

Приложение 11

 

«Люди»

1913 г.

Луиджи Руссоло

Приложение 12

 

«Американские рабочие»

1922 г.

Давид Бурлюк

Приложение 13

 

«Коллаж»

1914 г.

Давид Бурлюк

Приложение 14

 

«Состояния ума III. Те, кто остается»

1911 г.

Умберто Боччони


 

Приложение 15

 

«Современный идол»

1911 г.

Умберто Боччони

Приложение 16

 

«Мимоза»

1910 г.

Николай Кульбин

Приложение 17

 

«Порт Барселоны»

1917 г.

Хоакин Торрес Гарсия

Приложение 18

 

«Автопортрет»

1912 г.

Джино Северини

Приложение 19

 

«Портрет мадам М. С.»

1915 г.

Джино Северини

Приложение 20

 

«Рождество»

1930 г.

Джерардо Доттори

Приложение 21

 

«Распятие»

1927 г.

Джерардо Доттори

Приложение 22

 

«Портрет фотографа-художника М.А. Шерлинга»

1918 г.

Юрий Анненков

Приложение 23

 

«Июнь. Лес»

1918 г.

Юрий Анненков

Приложение 24

 

«Без названия»

1919 г.

Юлиус Эвола

Приложение 25

 

«Чай в пять часов»

1917 г.

Юлиус Эвола

Приложение 26

 

«Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского»

1916 г.

Давид Бурлюк

Приложение 27

 

«Семейная пара»

1910 г.

Давид Бурлюк

Приложение 28

 

«Динамизм собаки на поводке»

1912 г.

Джакомо Балла


 

Приложение 29

 

«Бульвар»

1911 г.

Джино Северини

Приложение 30

 

«Балерина в голубом»

1912 г.

Джино Северини

Приложение 31

Проектное приложение

«Выставочный павильон»

Приложение 32

Проектное предложение

«Жилой дома»

ВВЕДЕНИЕ

Искусство является неотъемлемой частью нашей жизни.Окинув взглядом все вокруг нас, мы замечаем множество проявлений прекрасного и не можем не обратить внимания на то, насколько они разнообразны. Искусство не стоит на месте, оно меняется, подчиняясь изменениям жизни вокруг. В разное время мировоззрение человека диктует ему разные «правила», которые он применяет ко всему, к чему прикасается. Поэтому произведения искусства носят очевидные отпечатки эпохи, в которой они создаются. Каждой эпохе соответствуют свои направления. Они рождаются в соответствии с требованиями времени.

К 1910-ым – началу 1920-ых годов 20 века относят появление в авангардистском течении такого направления, как футуризм. Родиной его была Италия. России была одной из стран, в которых он получил наибольшее распространение и проявился наиболее полно. Футуризм заявил о себе в литературе, живописи, скульптуре, в меньшей степени в музыке.

Глава 1. Футуризм как направление


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.192 с.