Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков. О технике И-медитации — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков. О технике И-медитации

2021-06-30 22
Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков. О технике И-медитации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Охарактеризуем в нескольких тезисах одну из техник И-медитации, практическое применение элементов которой привело к достижению конкретных результатов в развитии интеллектуальных способностей. Кроме непосредственного поэтапного описания техники, приведем здесь также некоторые общие положения и замечания, поясняющие суть И-медитации и конкретно данной техники.

Оговоримся сразу, что расписывание И-медитации по этапам является несколько искусственным и, соответственно, не вполне корректным:

И-медитация, являясь полной сущностью, первична относительно собственного времени и, вместе с этим, в большой степени неопределенна в каждый момент этого времени.

Соответственно, выражение какой-либо техники И-медитации на вербальном уровне является условным, позволяющим лишь показать неофиту какие-то приблизительные ориентиры в его научении.

Серьезных успехов в практике И-медитации можно достичь лишь при достижении полноты собственного творчества неофита в его коммуникативном резонансе с учителем.

Тем не менее, нижеследующее описание техники И-медитации может оказаться полезным для постижения ее сути.

1. Достижение непреодолимой логической парадоксальности означает достижение полноты. Характерный признак такого достижения – динамизм воспринимаемого, «мерцание» сознания, неопределенность, неуловимость состояния при четком осознании факта открытия этой полноты.

2. И-медитация осуществляется через обращение к краевой логической парадоксальности – аналогично дзен-буддисткой практикой над коанами. Главное отличие в том, что в дзен-буддизме в словах коанов сохраняется конкретная смысловая нагрузка, сохраняется многовековое наполнение значениями (часто неуловимыми для сознания), а в И-медитации основная работа происходит над сугубо абстрактными сущностями.

3. Действительное восприятие абстрактного есть прямое обращение к полноте. Однако такое восприятие обычно труднодостижимо – мы воспринимаем не саму непредставимую абстрактную сущность, а ее представимое обозначение. «Очистить» сущность от ее обозначения – одна из основных задач И-медитации.

4. Одно из важных отличий И-медитации от других видов медитации заключается в том, что она не стоит отдельно от интеллектуальной практики в конкретных областях знаний, а в своем развитии осуществляется именно как решение конкретных практических задач, стоящих перед мыслителем по роду его деятельности.

То есть целью И-медитации является не только общее усиление интеллектуальных и творческих способностей, но и создание в психике человека механизма устойчивой связи между «теорией» и «практикой», возможностями человека и их реализацией.

5. Представленная в настоящем разделе техника И-медитации осуществляется в четыре основных этапа:

1-ый этап: Особая парадоксальная «неформальная формализация» краевых практических задач, с тем, чтобы очистить их от конкретного содержания.

Здесь возможна работа над известными софизмами, парадоксами (в частности, имеющими отношение к теории множеств), метафорами… При этом весьма эффективной является работа над пассажами интегральной философии (особенно имеющими отношение к определению полноты) и над парадоксами альфической философии С.А. Борчикова (в частности, над конечно-бесконечной двойственностью алефов). Впрочем, возможна работа и с таким, казалось бы, несерьезным материалом, как анекдоты, шутливые задачи, интересные и неожиданные психологические трюки.

В каждом случае требуется выделить логическую структуру, выводящую на край – к парадоксальности, неясности, непониманию. При этом дискурсивной, логически последовательной выделенная структура должна быть только на самых первых шагах этого этапа И-медитации; в итоге же этапа следует достигать для каждой задачи схваченности логической последовательности в целостном образе – своего рода «образе логики».

Главное на этом этапе – не бояться достигнутой парадоксальности, не пытаться ее разрешить, а принимать ее как само собой разумеющуюся данность, как истину в последней инстанции.

2-ой этап: Закрепление в психике непосредственного ощущения («знания») парадоксальности.

Выходя в логических структурах, формализованных на первом этапе, на край («в парадоксальность»), следует научиться останавливаться на краю (при этом парадоксальным образом продолжая движение). Это подобно движению по окружности, которое все время оказывается на краю круга. Еще более подходящая модель – «мерцание» сознания, при котором поочередно воспринимаются две стороны противоречия: логическая (временная) и образная (пространственная).

Главная трудность здесь – найти резонансный ритм «мерцаний», при котором осуществляется вневременное и внепространственное восприятие «чистой парадоксальности» (полноты). Критерий достижения оптимального ритма: слияние «мерцаний» в одно «свечение» (точнее – в одно «затемнение»), при котором, однако, «мерцания» сохраняются как отдельные независимые сущности.

Закрепление в психике достигаемого ощущения парадоксальности осуществляется через многократное повторение отдельных достижений парадоксальности.

После закрепления в психике (консолидации) ощущение парадоксальности не должно требовать своего снятия (разрешения парадоксальности). Напротив, это ощущение должно быть как бы изначальным, исходным для разворачивания всяких логических и образных построений.

Итоговое для этого этапа ощущение краевой парадоксальности не должно специально вызываться при необходимости, а должно постоянно присутствовать на периферии сознания, как бы самостоятельно (по собственным критериям) «включаясь» в ситуацию практической интеллектуальной деятельности. Это своего рода «невидимое знание», стоящее над всем массивом возможных интеллектуальных задач (при этом не имеет особого значения, к какой области знания эти задачи относятся – «невидимое знание» универсально)

3-ий этап: Выявление «идей» основных объектов в предполагаемой области деятельности (в условии решаемой задачи).

«Идея» предмета – это его абстрактная оболочка, его «модус полноты». Идея всегда парадоксальна; непарадоксальная идея есть просто его внешнее описание, но не его суть.

Если в предмете найдена его идея (и, вместе с этим, его парадоксальность), то в дальнейшем эта идея не нуждается в специальном востребовании – она всегда находится «рядом», на периферии сознания. Переход от одной полной сущности к другой осуществляется как время и не требует затраты энергии; все полные сущности, все идеи открываются нам во времени сами по себе – как наша интеллектуальная судьба.

Наша задача в другом: закрепить в психике четкую идентификацию абстрактных идей предметов с самими предметами – такими, какими они нам даны в нашей области деятельности. Это, по сути, равносильно переходу от «памяти идей» (временной, процессуальной памяти) к «памяти предметов» (пространственной, декларативной памяти).

Обычно третий этап не требует длительной специальной работы над его осуществлением. Достаточно научиться «автоматически» видеть предметы в модусе их полноты, научиться видеть идеи предметов. Иными словами, достаточно обладать развитым абстрактным мышлением. При этом задача развития абстрактного мышления решается как бы сама собой при выполнении 1-го этапа И-медитации.

4-ый этап: Возвращение из парадоксальности (из полноты) в непротиворечивую рациональную деятельность (в частичность).

К 4-му этапу мы подготовили область предполагаемой деятельности к нашему появлению в ней во всеоружии. Мы обладаем теперь собственной мощной идеей парадоксальности («невидимое знание»), собственной полнотой (приобретение 1-го и 2-го этапов), способны легко находить в своей «памяти идей» нужную идею и соответствующий ей предмет (приобретение 3-го этапа).

Наш обратный путь в предметную множественность (из полноты в частичность) не требует особых затрат энергии (в соответствии с законом инверсии, по которому энергетически выгодным состоянием психики является наиболее «заселенное», наиболее детальное состояние). Энергия, затраченная нами на пути к созданию в психике инверсного состояния парадоксальности, может теперь мгновенно освобождаться в суперинсайте (аналогично «выстрелу» лазера).

Четкая организация психических процессов в методиках И-медитации ведет к совершенно новому качеству интеллектуальной деятельности.

 

Связь между предметами и их идеями устойчива при кольцевом коммуникативном резонансе (КР). Мы своим присутствием должны замыкать в соответствующие кольца отдельные неустойчивые двухполюсные связи. В КР-кольцах мы свободно выбираем сущности разного уровня: физического или психического. Мы органично связываем отвлеченное мышление с интуицией.

Вот Шопенгауэр говорит о мышлении, что оно есть «простая абстракция от интуиции, не дает никакого основательного нового познания, не полагает вообще никаких предметов, прежде не существовавших; но лишь изменяет форму уже полученного интуицией познания, а именно, превращает его в абстрактное знание в понятиях… Материал нашего мышления, напротив, есть не что иное, как сами наши интуиции».

Возможно ли такое мышление (и если да, то каким оно должно быть), которое дает «основательное новое познание»?

Положительный ответ подразумевает парадоксальность такого мышления: оно, будучи мышлением, должно быть отвлеченным, но при этом оно должно быть и не отвлеченным, должно «изменять форму» не только «познания», но и конкретных предметов. Оно должно, оставаясь последовательным, рациональным, взять в себя интуицию, иррациональность.

В практике И-медитации наша мысль является не просто калькой с интуиции, а имеет, как и интуиция, полноту исходных данных (включая данные, сокрытые от обычного отвлеченного, чисто рационального мышления). Интуиция становится, в некотором смысле, частью интеллекта, точнее – высшей степенью интеллекта, достигшего своей полноты.

 

В практике И-медитации, в отличие, например, от практики дзен, мы не просто достигаем некоторого особенного желанного состояния (типа полноты, кэнсе, сатори и т.п.), а берем мир в двойственности полноты и частичности, в его абстрактной «идейности» и в конкретной предметности.

И-медитация в своем основном содержании есть не погоня за суперудовольствиями, а инструмент для получения конкретных результатов в интеллектуальной практике и в практике принятия решений.

Заметим, что параллельное овладение практикой дзен отнюдь не мешают достижению успехов в практике И-медитации.

Смысл интегрального подхода (смысл нового, интегрального мышления) – в управлении свободой, т.е. творчеством.

Творчество при достижении полноты интегрального подхода перестает быть случайным, человек теперь может управлять своим творчеством прогнозируемо, в соответствии со своим решением творить в конкретный момент времени, а не тогда, когда творческое состояние само снизойдет на него.

В таком свободном управлении собственным творческим состоянием заключается основная суть И-медитации.

Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.