Четыре категории самадхи и краевой путь ИФ — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Четыре категории самадхи и краевой путь ИФ

2021-06-30 27
Четыре категории самадхи и краевой путь ИФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сравним четыре категории самадхи Риндзая Дзендзи (см. в книге Кацуки) и ступени развития самости по краевому пути интегральной философии.

Вот порядок этих четырех категорий:

1) Исчез человек, остались обстоятельства;

2) Исчезли обстоятельства, остался человек;

3) Нет ни человека, ни обстоятельств;

4) Есть человек, есть обстоятельства.

Рассмотрим эти категории последовательно.

1) Исчез человек, остались обстоятельства.

По Кацуки, эта формула обозначает ситуацию, в которой ум человека поглощен внешними обстоятельствами. Когда человек находится в самадхи этого рода, он совсем забывает о себе. Он не осознает своего поведения, своих эмоций или своего мышления. Внутреннее Я забыто, и все его внимание занято внешними обстоятельствами.

По Кацуки, сознания работает двумя разными способами: при одном оно направлено вовне, при другом Ц внутрь. При самадхи первого типа формулировку лисчез человек╗ не следует понимать как полноту исчезновения человека Ц просто в этом состоянии внутреннее Я бездеятельно.

ИФ:

Какому лместу╗ на краевом пути самости отвечает самадхи первого типа? Открытость на внешние обстоятельства отвечает внешней интенции развивающейся самости, открытию ею своего времени, началу ее практики над внешним миром. Иными словами, первое самадхи отвечает времени на краевом пути СВПО.

Во времени осуществляется двойственность; чтобы открыть собственное время, нужна полная сосредоточенность на предмете внимания (на лобстоятельствах╗ по Кацуки).

Самость при этом не исчезает, она просто не сосредоточена на себе: лв этом состоянии Я просто бездеятельно╗.

По Кацуки, самадхи внешней направленности (первой категории), является положительным самадхи.

 

2) Исчезли обстоятельства, остался человек.

Эта вторая категория самадхи означает внутреннее внимание. Когда мы заняты внутренним сосредоточением, развивается самадхи, при котором некоторая самоуправляющаяся духовная сила господствует над умом. Эта духовная сила Ц наивысшая энергия, которой мы располагаем в самой глубокой части нашего существования. Она содержит в себе все источники эмоции и рассудочно способности, и это тот факт, который мы прямо постигаем в самадхи. Е Это состояние ума Ц лисчезли обстоятельства, остался человек╗ ЦЦ есть внутреннее самадхи; как раз его мы называем абсолютным самадхи, потому, что оно создает основу всей практики дзадзенЕ Положительное самадхи есть самадхи в мире сознательной деятельности Ц такое самадхи, которое превалирует над сознанием.

ИФ:

На пути СВПО самадхи второй категории есть самость до начала своего краевого пути, т.е. оно есть сама самость.

Соответственно, мы должны поменять порядок следования категорий в нашей интегральной интерпретации порядка категорий самадхи в дзен: в начале краевого пути мы должны избрать второе самадхи, а вслед за ним Ц первое самадхи.

Самадхи внутренней направленности есть абсолютное самадхи. Именно оно должно стоять в начале пути развития Самости и являться основой всей ее практики.

 

3) Нет ни человека, ни обстоятельств.

По Кацуки, лкогда изучающий находится в абсолютном самадхи, в глубочайшей его фазе, отражающее действие сознания не проявляется. Это и есть третья категория Риндзая: лнет ни человека, ни обстоятельств╗Е чем глубже становится самадхи, тем реже проявляется отражающее действие сознания; в конце концов наступает время, когда вообще не появляется никакого отражения. Практикующий уже ничего не отмечает, ничего не чувствует, ничего не слышит и не видит. Это состояние ума называется лму╗, лничто╗. Но это не пустота, где ничего нет, скорее это чистейшее состояние нашего существования╗.

ИФ:

В самадхи третьей категории осуществляется снятие лсознания о сознании╗, называемое Кацуки самосознанием или отражающим действием сознания.

Но когда нет отражения Ц нет времени, нет интенции.

Когда нет лсознания о сознании╗, нет сознания вообще.

Третья категория самадхи отвечает пространству на краевом пути СВПО, отвечает наличию множества отдельных сущностей, которые просто лесть╗, но не связаны друг с другом. Нет изменений, нет взаимодействия между сущностями, но есть их пространственная общность Ц пассивная и инертная, ощущающая только саму себя.

Самадхи третьей категории есть абсолютное самадхи, но абсолютность его не просто для развивающейся Самости, а для полного множества наличествующих самостей.

 

4) Есть человек, есть обстоятельства.

По Кацуки, четвертая категория лпредставляет собой состояние, достигнутое зрелым учеником дзен; он выходит в действительный мир повседневной рутины и разрешает своему уму беспрепятственно работать; лникогда не теряя лчеловека╗, он утвердился в своем абсолютном самадхи. Если мы согласимся с тем, что в практике дзен существует какая-то цель, то ею будет именно такая свобода ума в действительной жизни╗.

ИФ:

На краевом пути развивающейся самости четвертая категория самадхи отвечает объективности Ц полноте развития самости в общем с другими самостями времени и пространстве. Самость возвращается к самой себе, лобогащенная╗ теми лвпечатлениями╗, которые она получила на своем пути. Самость способна теперь, сохраняя свою полноту, осуществлять практику в множественном предметном мире частичности.

 

Сравнивая категории самадхи с отнологическими числами, характеризующими этапы развития Самости по пути СВПО, мы видим, что:

ОЧ = 1 отвечает самадхи второй категории по Дзендзи или первой категории по интегральной классификации;

ОЧ = 2 отвечает самадхи первой категории по Дзендзи или второй категории по интегральной классификации;

ОЧ = 3 отвечает самадхи третьей категории как по Дзендзи, так и по интегральной классификации;

ОЧ = 4 отвечает самадхи четвертой категории как по Дзендзи, так и по интегральной классификации.

Мы видим, что абсолютное самадхи отвечает ОЧ = 1 и ОЧ = 3; положительное самадхи Ц ОЧ = 2; парадоксальное единение абсолютности и относительности самадхи Ц при ОЧ = 4.

 

Таким образом, как в дзене, так и в интегральной философии полнота развития осуществляется в полноте нашей практической, объективной деятельности в действительном мире.

Но в таком случае есть ли у И-медитации преимущества по отношению к практике дзен, и если есть, то какие?

На этот вопрос можно ответить, рассматривая принцип резонансной выборки Ц одно из важных положений интегральной философии. Этот принцип гласит:

Каждому сочетанию ОЧ (каждой выборке), так же как отдельным ОЧ, соответствует та или иная фундаментальная онтологическая сущность, которая сама может представлять собой начало нового онтологического счета.

Этот принцип позволяет выйти за пределы ряда онтологических чисел (1, 2, 3, 4), удерживаясь при этом на краю, т.е. сохраняя полноту своего развития.

После каждого шага возможен переход либо к полноте Ц тогда краевая схема тавтологически расширяется, либо к лмириадам сущностей╗ (Лао Цзы) Ц тогда краевая схема лзаканчивается╗, и мы выходим на уровень частичности.

Благодаря принципу резонансной выборки мы в интегральной философии можем переходить к лмириадам сущностей╗, беря их в модусе полноты. В дзен же мы полноту относим только к нам самим, к нашей развивающейся Самости, к краевому пути этой Самости, а лмириадам сущностей╗ определена роль пассивного множества как бы лвторого сорта╗. В дзен на четвертой, высшей категории самадхи мы действуем как полные сущности (лчеловеки╗) в действительном мире, но принимаем, в отличие от И-медитации, этот мир как лрутинный╗, несвободный, в человеческом смысле просто не интересный.

Осуществляя практику И-медитации, мы не просто получаем в итоге лхороший ум╗, но и распространяем дзенский способ достижения этого ума на достижение конкретных внешних целей во множественном мире свободных лчеловеков╗. Осуществляется как бы индукция краевого пути на внешний мир, на лмириады сущностей╗.

Мы научаемся проделывать этот краевой путь во внешнем мире лавтоматически╗, мы сами теперь в результате И-медитации есть этот краевой путь.

 

Избавление от мыслей в дзен ведет не к лпустоте╗ (как полагают учителя дзен), а к лпредыдущей╗ полноте (осуществляемой в прошлом, т.е. на физическом уровне).

Мы не можем достичь абсолютной пустоты Ц всегда остается сам процесс достижения, заполняющий эту пустоту. Это как в квантовой механике: даже в абсолютно пустой, казалось бы, потенциальной яме всегда остается половина кванта энергии.

 

Единение в И-медитации дзенского отсутствия желаний (мыслей) и интегральной полноты желания (мысли) осуществляется как действительно свое, органичное желание, выбранное из лпустоты╗ (т.е. из начальной полноты) и усиленное в объективности (в конечной полноте).

Желание (мысль) может достичь полноты своего усиления только взаимодействуя с множеством других желаний (мыслей) и выбирая из них те, которые способны резонировать с исходным желанием (мыслью).

В дзен, по сути, предполагается одна полная сущность, в ИФ Ц множество полных сущностей.

 

Нэн-мысль

лВ дзен существует весьма важный термин лнэн╗, который можно перевести словами лмысленный импульс╗. Пропитывание лнэн-мыслью╗ производит удивительное действиеЕ Иногда бывает так, что вы читаете стихи поэта, который вызывает ваше особенное восхищение, или Библию, останавливаясь на каждом слове, располагая при этом достаточным временем для чтения. В таком случае вы, наверное, будете читать одно слово за другим, тщательно и с глубоким проникновением в их смысл; и внезапно место, которое вы читаете, покажется вам насыщенным бесконечным смыслом, представится почти небеснымЕ Мы называем чтение подобно города лсамадхи языка╗; именно его мы должны добиться, повторяя коан дзен╗.

ИФ: нэн-мысль (отвечающая внешнему инициирующему стимулу) характерна тем, что она осуществляется как полнота; она не просто лвскрывает╗ одну из устойчивых структур психики (УСП), относящихся к сознанию, а осуществляется во всем сознании и, более того, во всей психике, т.е. нэн-мысль временится в психике. Она является точечной на психическом уровне и, в соответствии с законом инверсии, захватывает широкую область мозга на физическом уровне (лпропитывает мозг╗ Ц Кацуки). Нэн-мысль является абстрактной, характеризующей само сознание, характеризующей краевые процессы в нем, а не внешние предметы, отвечающие за инициирующий стимул.

Опускаясь в глубину бессознательного, нэн-мысль не перестает работать, прорываясь в некоторые моменты времени в сознание. лТак называемое вдохновение является примером такого события. В действительности оно приходит не извне, а изнутри, представляя собой продукт перебродившей нэн-мысли╗. (Кацуки, стр.89)

ИФ: развитая УСП, находящаяся в глубине бессознательного, обладает внутренним сознанием, работающим независимо от сознания и при некоторых условиях прорывающимся в сознание.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.