Ii раздел учимся понимать друг друга — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Ii раздел учимся понимать друг друга

2021-06-30 19
Ii раздел учимся понимать друг друга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА

«ГАРМОНИЯ»

 

Программа рассчитана на 72 часа

Автор-составитель: Абдрахманова А.Н.,

педагог-психолог МБОУ ДОД –

Центра внешкольной работы «Надежда»

 

 

Стерлитамак 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………………...3

Учебно-тематический план…………………………………………………………5

Содержание программы……………………………………………………………..6

Методическое обеспечение программы……………………………………………9

Список литературы…………………………………………………………………10

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной психологии семья рассматривается как единое образование, совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и обладающее определенной структурой. Объединяет семью многое: общее место проживания, хозяйство, бюджет, семейная история. Все это подразумевает постоянное общение, взаимодействие, в процессе которого все члены семьи взаимно и обоюдно формируют поведение друг друга.

Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые условия требуют новых подходов и методов работы психолога с семьей, в том числе групповых методов работы с родителями, которые в последнее время завоевывают все большую популярность. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь, в данном случае и от взрослых и от детей, позволяют взглянуть на свою семью с иной точки зрения. В ходе такой работы появляется возможность оценить степень эмоциональной близости между членами семьи, проанализировать семейную иерархию, гибкость или ригидность семейных правил.

Организовать такую работу в рамках школьного обучения практически невозможно. Напротив, учреждения системы дополнительного образования детей, в связи с отсутствием жесткой регламентацией образовательной деятельности, позволяют использовать самые разнообразные формы и методы психологической работы. Групповое семейное консультирование – явление в России относительно новое, поэтому практически ориентированных программ по ведению таких групп недостаточно, чтобы охватить все грани психологической работы с семьей.

Концептуальной основой разработанной нами программы является идея сотрудничества взрослого с ребенком, поэтому ее основная цель — способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. В программе использованы идеи Т.Гордона (1), Р.Дрейкуса (2), В.Сатир (5), а также опыт работы современных психологов.

Задачи программы:

• расширение возможностей понимания своего ребенка;

• улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;

• выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;

• активизация коммуникаций в семье.

Занятия в группах проводятся в форме тренинга. Программа состоит из 20 совместных встреч. В тренинге принимают участие как отдельные члены семей, так и супружеские пары. Возраст родителей от 25 до 56 лет, детей – от 6 до 10 лет. Продолжительность занятий составляет 1,5 часа 1 раз в неделю. Параллельно с групповыми занятиями проводятся индивидуальные консультации с каждой семьей.

Основные блоки программы: диагностический, информационный, коррекционный и развивающий. Диагностический блок заключается как в первоначальной психодиагностике взаимоотношений родителей и ребенка перед проведением тренинга, так и в последующей диагностике во время занятий. В работе группы используются следующие диагностические методики: «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Опросник детско-родительских отношений», «СТО», анкета «Воспитываете ли Вы чувство вины в собственном ребенке» и другие. Некоторые занятия носят чисто диагностический характер. Например, занятие на тему «Погружение». Участникам группы предлагается представить себя в виде морского животного, населяющего одну из световых зон океана. В ходе погружения может выясниться, что родители и дети «населяют» разные зоны, что само по себе может спровоцировать конфликты в семейной системе.

Информационный блок. Каждое занятие тренинговой группы несет информационную нагрузку в соответствии с заявленной темой. Так, например, в ходе «Соревнования с Ленью» родители и дети узнают, как работает механизм лени, и каким образом сами родители могут «запустить» его у своего ребенка.

Коррекционный блок. В программу включены занятия с целью избавления от повышенной тревожности, страхов и фобий, а также коррекции негативных черт характера родителей и детей, неэффективной воспитательной модели. Одним из самых запоминающихся занятий этой серии является «Дом ужасов». Путешествуя по залам воображаемого страшного Дома, участники материализуют свои страхи, а затем учатся избавляться от них.

Развивающий блок программы состоит в формировании и закреплении эффективных навыков взаимодействия с ребенком, в развитии рефлексии, предоставляет возможности активного самопознания и познания своего ребенка. Например, на занятии «Путешествие в страну Понимания» родители обучаются методике активного слушания, учатся решать семейные конфликты конструктивным способом.

Занятия по программе «Гармония» дают возможность проанализировать свою сегодняшнюю ситуацию, отношения с членами семьи и остановить «конвейер» деструктивных семейных взаимоотношений.

 

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Название разделов и тем

Количество часов

Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
1 Наша семья 5 2 3
1.1. Семейная фотография      
1.2. Теремок      
1.3. Права и обязанности      
2 Учимся понимать друг друга 6 2 4
2.1. Комната моих интересов      
2.2. Погружение      
2.3. Путешествие в страну эмоций      
2.4. Знакомство со слугами-чувствами      
3 Избавляемся от ненужного 9 3 6
3.1. Знакомство со Страхом      
3.2. Дом ужасов      
3.3. Заговор обиды      
3.4. Игры в тигры      
3.5. Тайник короля      
3.6. Борьба с Ленью      
4 Проблемы можно решать 4 1 3
4.1. Ковер мира      
4.2. Бесконфликтное общение      
4.3. Пойми меня      
5 Учимся сотрудничать 3 1 2
5.1. Мы – одна семья      
5.2. Только вместе      
6 Учимся быть самостоятельными 3 1 2
6.1. Как добиться успеха?      
6.2. Ответственность и самостоятельность      
  Итого: 30 10 20

 

 

III СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

I РАЗДЕЛ НАША СЕМЬЯ

 

Тема 1.1. Семейная фотография (1,5 часа)

Упражнения: «Фотограф», «Рисунок семьи», «Письма к членам семьи», «Модельеры», «Собери портфель», «Накрываем стол»

 

Тема 1.2. Теремок (1,5 часа)

Упражнения: «Попросись в Теремок», «Выбор царя зверей», «Наши права и обязанности»

 

Тема 1.3. Права и обязанности (1,5 часа)

Упражнения: «Наши имена», «Моя семья – особенная, потому что…», «Права и обязанности мамы», «Права и обязанности папы», «Что должен делать я?», «Если бы я был идеальным ребенком (родителем), то я бы…», «Если я когда-нибудь стану мамой (папой)…», «Талисман счастья».

 

VI РАЗДЕЛ УЧИМСЯ БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ

Тема 6.1. Как добиться успеха? (1,5 часа)

Упражнения: «Хвасталки», «Тетрадь моих достижений», «Копилка хороших поступков», «Кто первый?», «Быстрые ответы», «Мяч в кругу», «Прорвись в круг», рисунок «Человек под дождем», «Злые собаки», «Кочки»

 

Тема 6.2. Ответственность и самостоятельность (1,5 часа)

Упражнения: релаксация «Яйцо», «Послушный-непослушный», «Обзывалки», «Я тебя люблю и я тебе дарю», «Черепашью бега», «Автобус», «Регби», «Восхождение», «Сражение», «Я уникальный!», «Мик и Мак», «Сходства и различия», «Последствия».

 

V СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гордон Т. Повышение родительской эффективности. / Т. Гордон. — Екатеринбург, 1997. – 194 с.

2. Дрейкус Р. Счастье вашего ребенка. / Дрейкус Р., Золц В.  — М., 1986. – 358 c.

3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. / И.М. Марковская. — СПб., 2005. — 150 с.

4. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского — СПб, 2000. – 660 с.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. / В. Сатир — М., 1992. – 216 с.

6. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. – М., 2004. - № 4.– с. 25 – 41.

7. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. – М., 2005. - №5. – с. 14 – 32.

 

 

ПРОГРАММА

«ГАРМОНИЯ»

 

Программа рассчитана на 72 часа

Автор-составитель: Абдрахманова А.Н.,

педагог-психолог МБОУ ДОД –

Центра внешкольной работы «Надежда»

 

 

Стерлитамак 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………………...3

Учебно-тематический план…………………………………………………………5

Содержание программы……………………………………………………………..6

Методическое обеспечение программы……………………………………………9

Список литературы…………………………………………………………………10

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной психологии семья рассматривается как единое образование, совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и обладающее определенной структурой. Объединяет семью многое: общее место проживания, хозяйство, бюджет, семейная история. Все это подразумевает постоянное общение, взаимодействие, в процессе которого все члены семьи взаимно и обоюдно формируют поведение друг друга.

Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые условия требуют новых подходов и методов работы психолога с семьей, в том числе групповых методов работы с родителями, которые в последнее время завоевывают все большую популярность. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь, в данном случае и от взрослых и от детей, позволяют взглянуть на свою семью с иной точки зрения. В ходе такой работы появляется возможность оценить степень эмоциональной близости между членами семьи, проанализировать семейную иерархию, гибкость или ригидность семейных правил.

Организовать такую работу в рамках школьного обучения практически невозможно. Напротив, учреждения системы дополнительного образования детей, в связи с отсутствием жесткой регламентацией образовательной деятельности, позволяют использовать самые разнообразные формы и методы психологической работы. Групповое семейное консультирование – явление в России относительно новое, поэтому практически ориентированных программ по ведению таких групп недостаточно, чтобы охватить все грани психологической работы с семьей.

Концептуальной основой разработанной нами программы является идея сотрудничества взрослого с ребенком, поэтому ее основная цель — способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. В программе использованы идеи Т.Гордона (1), Р.Дрейкуса (2), В.Сатир (5), а также опыт работы современных психологов.

Задачи программы:

• расширение возможностей понимания своего ребенка;

• улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;

• выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;

• активизация коммуникаций в семье.

Занятия в группах проводятся в форме тренинга. Программа состоит из 20 совместных встреч. В тренинге принимают участие как отдельные члены семей, так и супружеские пары. Возраст родителей от 25 до 56 лет, детей – от 6 до 10 лет. Продолжительность занятий составляет 1,5 часа 1 раз в неделю. Параллельно с групповыми занятиями проводятся индивидуальные консультации с каждой семьей.

Основные блоки программы: диагностический, информационный, коррекционный и развивающий. Диагностический блок заключается как в первоначальной психодиагностике взаимоотношений родителей и ребенка перед проведением тренинга, так и в последующей диагностике во время занятий. В работе группы используются следующие диагностические методики: «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Опросник детско-родительских отношений», «СТО», анкета «Воспитываете ли Вы чувство вины в собственном ребенке» и другие. Некоторые занятия носят чисто диагностический характер. Например, занятие на тему «Погружение». Участникам группы предлагается представить себя в виде морского животного, населяющего одну из световых зон океана. В ходе погружения может выясниться, что родители и дети «населяют» разные зоны, что само по себе может спровоцировать конфликты в семейной системе.

Информационный блок. Каждое занятие тренинговой группы несет информационную нагрузку в соответствии с заявленной темой. Так, например, в ходе «Соревнования с Ленью» родители и дети узнают, как работает механизм лени, и каким образом сами родители могут «запустить» его у своего ребенка.

Коррекционный блок. В программу включены занятия с целью избавления от повышенной тревожности, страхов и фобий, а также коррекции негативных черт характера родителей и детей, неэффективной воспитательной модели. Одним из самых запоминающихся занятий этой серии является «Дом ужасов». Путешествуя по залам воображаемого страшного Дома, участники материализуют свои страхи, а затем учатся избавляться от них.

Развивающий блок программы состоит в формировании и закреплении эффективных навыков взаимодействия с ребенком, в развитии рефлексии, предоставляет возможности активного самопознания и познания своего ребенка. Например, на занятии «Путешествие в страну Понимания» родители обучаются методике активного слушания, учатся решать семейные конфликты конструктивным способом.

Занятия по программе «Гармония» дают возможность проанализировать свою сегодняшнюю ситуацию, отношения с членами семьи и остановить «конвейер» деструктивных семейных взаимоотношений.

 

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Название разделов и тем

Количество часов

Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
1 Наша семья 5 2 3
1.1. Семейная фотография      
1.2. Теремок      
1.3. Права и обязанности      
2 Учимся понимать друг друга 6 2 4
2.1. Комната моих интересов      
2.2. Погружение      
2.3. Путешествие в страну эмоций      
2.4. Знакомство со слугами-чувствами      
3 Избавляемся от ненужного 9 3 6
3.1. Знакомство со Страхом      
3.2. Дом ужасов      
3.3. Заговор обиды      
3.4. Игры в тигры      
3.5. Тайник короля      
3.6. Борьба с Ленью      
4 Проблемы можно решать 4 1 3
4.1. Ковер мира      
4.2. Бесконфликтное общение      
4.3. Пойми меня      
5 Учимся сотрудничать 3 1 2
5.1. Мы – одна семья      
5.2. Только вместе      
6 Учимся быть самостоятельными 3 1 2
6.1. Как добиться успеха?      
6.2. Ответственность и самостоятельность      
  Итого: 30 10 20

 

 

III СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

I РАЗДЕЛ НАША СЕМЬЯ

 

Тема 1.1. Семейная фотография (1,5 часа)

Упражнения: «Фотограф», «Рисунок семьи», «Письма к членам семьи», «Модельеры», «Собери портфель», «Накрываем стол»

 

Тема 1.2. Теремок (1,5 часа)

Упражнения: «Попросись в Теремок», «Выбор царя зверей», «Наши права и обязанности»

 

Тема 1.3. Права и обязанности (1,5 часа)

Упражнения: «Наши имена», «Моя семья – особенная, потому что…», «Права и обязанности мамы», «Права и обязанности папы», «Что должен делать я?», «Если бы я был идеальным ребенком (родителем), то я бы…», «Если я когда-нибудь стану мамой (папой)…», «Талисман счастья».

 

II РАЗДЕЛ УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА

 

Тема 2.1. Комната моих интересов (1,5 часа)

Упражнения: «Говорящие предметы», «Роботы», «А ты молодец!», «Комната интересов», «Я тобой горжусь, потому что ты…»

 

Тема 2.2. Погружение (1,5 часа)

Упражнения: «Обитатели морей», релаксация «Погружение», «Моя мама погружалась в виде…», «Море волнуется раз», «Карта погружения», «Распределение по зонам», «Загрязнение», «Цунами», «Новое местообитание», «Назад на сушу».

 

Тема 2.3. Путешествие в страну эмоций (1,5 часа)

Упражнения: «Рассели чувства в домики», «Карта страны», «Выборы Короля», «Дворец на песке»

 

Тема 2.4. Знакомство со слугами-чувствами (1,5 часа)

Упражнения: «Мне радостно, когда мои родители (дети)…», «Парк Удовольствий», «Грустный вернисаж»

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.