Основные виды рыночных структур: совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Основные виды рыночных структур: совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

2021-06-30 25
Основные виды рыночных структур: совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Признаки совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция - рыночная структура, исключающая любые виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями (любое решение продавца и покупателя влияет на других).

1. Многочисленность субъектов рынка.

2. Полная однородность продукции.

3.Отсутствие контроля над ценой. Покупателей и продавцов так много, что ни один покупатель или продавец не в силах повлиять на рыночную цену, все участники рынка принимают существующую цену.

4. Отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе из него. Свобода торговли. Не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

5. Полная информированность участников рынка о его текущем состоянии. Исчерпывающая информация о ценах, технологии, спросе и предложении товаров, норме прибыли доступна для всех.

 

Цели фирмы.

● Максимизация прибыли.

● Удовлетворение потребностей общества

Равновесие конкурентной фирмы в коротком периоде.

В коротком периоде P = MC - цена равна предельным затратам (в этом случае прибыль максимальна). Предельные издержки говорят нам о том, на сколько изменятся совокупных издержки при производстве дополнительной единицы продукции

До тех пор пока предельный доход (MR) больше, чем предельные издержки (MC) дополнительная единица выпуска увеличивает прибыль. Когда MC=MR прибыль максимальна. Когда MC будут больше MR, то увеличение выпуска будет снижать прибыль.

 

Равновесие конкурентной фирмы и отрасли в длительном периоде.

В долгосрочном периоде фирмы не в состоянии получать экономическую прибыль (прибыль = 0), цена при этом = LAC (долгосрочные средние затраты)

 

Причины существования монополии.

Монополия - рыночная структура, при которой фирма является единственным производителем товара, не имеющих близких заменителей.

Причины:

1. Исключительные права, предоставляемые правительству

2. Исключительная собственность на какой-либо производственный ресурс (добыча алмазов)

3. Возрастающая отдача от масштаба (альфа+бета = 1) - случай естественной монополии

Естественная монополия.

Естественная монополия - фирма, которая может удовлетворить любой рыночный спрос с меньшими LAC (долгосрочными средними затратами), чем при существовании 2-ух и более фирм.

Естественная монополия основана не на правительственных привилегиях, а на преимуществах в затратах перед более мелкими фирмами.

Для нее характерна возрастающая отдача от масштаба - когда пропорциональное увеличение количества всех факторов производства в n раз приведет к увеличению объема производства больше чем n раз.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Для оценки степени монополизации отрасли используется индекс Херфиндаля-Хиршмана. Формула (S - доля фирмы в производстве в %, n - количество фирм):

Если HHI < 1000, то рынок не концентрированный (у фирм небольшие доли на рынке)

Если 1000 < HHI < 1800, то на рынке умеренная концентрация

Если 1800 < HHI < 10 000, то на рынке высокая монополизация

Если HHI > 10 000, то это чистая монополия

 

Если фирма занимает свыше 35% рынка (пороговая величина), то она вносится в реестр предприятий монополистов.

Максимизация монопольной прибыли.

Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда предельный доход (MR) будет равен предельным издержкам (МС):

MR = МС (в этой точке и есть максимальная прибыль монополии).

Экономические последствия монополии.

-

● Монополист стремится к максимизации прибыли, что негативно влияет на потребителя (завышение затрат под прикрытием монопольной власти)

● Раздутый бюрократический аппарат

● Неэффективная производственная структура

● Устаревшие технологии

Антимонопольная политика и ее методы.

Методы:

1. Налоги (НДС, налог на прибыль, таможенные пошлины увеличивающие переменные издержки + лицензионные сборы)

Налогообложение увеличивает цену монополиста, что снижает выпуск, а следовательно и прибыль монополиста.

2. Установление максимальной цены (при установлении максимальной цены монополист увеличивает выпуск, чтобы не потерять прибыль)

Если эта цена слишком низкая для монополиста, то ему будет экономически невыгодно оставаться на рынке.

Понятие и основные черты олигополии.

Олигополия - рыночная структура, которая характеризуется небольшим количеством действующих фирм.

Основные черты:

● Олигополия (2-8 производителей), 2 производителя - дуополия

● Производимый продукт может быть как стандартным, так и дифференцированным

● Взаимозависимость фирм. Олигополии - фирмы ценоискатели, они устанавливают цену, при которой прибыль будет максимальна (MR=MC). Любое решение олигополиста в отношении цены на продукцию либо ее выпуска сказывается на спросе на продукт других олигополистов (на их прибылях.) Например, если МТС повысит цены на услуги, то покупатели уйдут к другим

 

Сущность несовершенной конкуренции.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

 

Монополистическая конкуренция - рыночная структура, при которой группа взаимозаменяемых товаров производится большим количеством независимых фирм. Черты: 1. Товары являются несовершенными заменителями друг друга (покупатели способны дифференцировать продукты по качеству, торговой марке..) 2. Большое количество продавцов, которые занимают небольшую долю рынка 3. Конкуренты не меняют своей политики в ответ на действия другой фирмы 4. Отсутствуют серьезные ограничения входа на рынок и выхода с него.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.