Кто ввел понятия «престижность», «бюрократия», «харизма»? — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кто ввел понятия «престижность», «бюрократия», «харизма»?

2017-05-20 568
Кто ввел понятия «престижность», «бюрократия», «харизма»? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

а ) М..Вебер

б) О. Конт

в) Э. Дюркгейм

г) Г. Тард

д) Фейербах

 

12.Основоположник «теории чистого права»:

а) Остин

б ) Кельзен

в) Гумплович

г) Еллннек

д) Э.Дюркгеим.

 

13. Кто говорил, что «Социальная норма солидарности - не делать ничего, что нарушает социальную солидарность» Юридическая норма- это «верхний пласт социальной нормы»:

а) Остин

б) Кельзен

в) Л. Дюги

г) Еллинек

д) Э. Дюркгейм

 

14.Кто развивал концепцию социальной солидарности (19-20в), намереваясь перевести классовую борьбу в реформистское русло?:

а)Дюги

б ) Кельзен

в) Гумплович

г) Еллннек

д) Э.Дюркгеим.

 

15. Он основоположник социологической теории права. В 1913г. в книге «Основы социологии права» он утверждал, что «право коренится не в текстах, а в жизни?»:

а) Остин.

б.) Кельзен

в). Е.Эрлих

г) Еллинек

д) Э.Дюркгейм

 

16.Этот русский философ в спорах с Лениным утверждал, что «Русский коммунизм - это извращение мессианской идеи России», что в коммунизме есть «своя правда» (преодоление социального неравенства и защита бедных) и «своя ложь» (ВСЕОБЩАЯ гуманизация, «отрицание ценности отдельной личности»):

а) В. Соловьев

б) Толстой Л. Н.

в) Ф. Достоевский

г) Н. Бердяев

д) П. Кропоткин

 

17.. Идеалом какого мыслителя была вселенская теократия, «цельное общество, где на государство возлагается задача борьбы под руководством церкви против внешнего нехристианского мира…При этом церковь, будучи высшим началом социальных отношений, не должна вмешиваться в государственные и экономические дела:

а ) Н.А.Бердяев

б) Кельзен

в). Е.Эрлих

г) Еллинек

д) В.Соловьев

 

18. Кто на Западе в 1949 году написал труд «Социальная теория и социальная структура», где заложил основы социальной политики:

а)Р. Мертон

б). Е.Эрлих

в) Еллинек

г) В.Соловьев

д) Н. Бердяев

 

19.Этот русский философ критиковал социализм за его «жажду равенства» и анархизм за его «жажду свободы», считая их «последними соблазнами человечества»:

а) В.Соловьев

б) Толстой Л. Н.

в) Ф. Достоевский

г) Радишев А. Н.

д) Н. Бердяев

 

20.Этот русский мыслитель утверждал, что «зло и грех всякой власти русские люди чувствуют острее, чем западные европейцы», он же критиковал социальную политику народников, которые «вели страну к бездне»:

а) Радищев А. Н.

б)Н.Бердяев

в) Ф Достоевский

г) В.Соловьев

д) П. Чаадаев

 

21.Кто основоположники теории элит, которые утверждали: «Политическая жизнь - циркуляция элит, политика — борьба элиты и народа..., демократия — утопия»:

а) Бентли

б) Михельс

в) Парето

г) Моска

д) Эрлих

 

22. Кто основоположники теории бюрократии и технократии? Они утверждали, что происходит замена класса капиталистов классом бюрократии и менеджеров..., демократия вырождается в тотальную бюрократизацию общества:

а) М. Вебер

б) Л. Дюги

в) Бернхем

г) Кельзен

д) Гумплович

 

23. Кто утверждал, что «общество подвержено циклическим изменениям»?:

а) Михельс

б) Парето

в) Моска

г) П.Сорокин

д) Эрлих

 

24. Автор, какой теории Г. Кельзен?:

а) позитивистский нормативизм

б) аналитическая юриспруденция

в) прагматический позитивизм

г) солидаризма

д) институционализма.

 

25. Тенденция к социологизации проблематики государства и права и пересмотра юридического формализма наметилась в трудах ученых ХIХ века:

а) Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, Д. Милля;

б) Р. Иеринга, С. Муромцева, К. Маркса;

в) Р. Иеринга, С. Муромцева, Э. Дюркгейма, М. Вебера.

г) Р. Иеринга, П. Новгородцева, К. Маркса.

 

26. Школа права, трактовавшая право как фактически сложившийся порядок общественных отношений:

а) теологическая школа права

б) естественная школа права

в) социологическая школа права

г) историческая школа права

 

27.Марксистская теория отрицает самоценность права как основы регулятивной системы общества, потому что:

а) преувеличивает ценность права в реализации заложенной в нем цели

б) преувеличивает субъективное представление личности о должном порядке общественных отношений

в) преувеличивает связь права с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием

г) преувеличивает взаимосвязь права и государства как составных частей единого способа выражения и осуществления свободы людей в их с социальной жизни

 

28.Теоретик, обосновавший идею «живого права», самопроизвольно возникающего в обществе:

а) Р. Паунд

б) Е. Эрлих

в) К. Маркс

г) Р. Иеринг

 

29.Последовательность ступеней формирования правовых норм по Е. Эрлиху:

а) развитие основ правовых положений через юриспруденцию

б) укрепление существующего порядка

в) образование новых союзов, когда ослабевает первоначальный порядок

 

30. Автором реалистической теории права является:

а) Л. Гумплович;

б) Дж. Остин;

в) Р. Иеринг;

г) Л. Дюги

 

 

7.Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Наименование технического средства Количество
Сервер  
Компьютеры  
Проектор  
Сканер  

 

8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Аудиторные занятия по курсу осуществляются в виде лекций и практических занятий. Особое место в процессе обучения занимают практические занятия, на которых студенты знакомятся с приёмами анализа политико-правовых учений и историко-правового документального материала. Планы практических занятий содержат перечень заданий и тестов, на которые необходимо дать развёрнутые аргументированные ответы. Знание литературы и источников по теме не следует строго ограничивать обсуждаемыми вопросами: на практических занятиях могут рассматриваться и быть предметом учебного обсуждения и другие аспекты, изучаемых тем.

Главными методами изучения истории политических и правовых учений являются формально-юридический (анализ теорий, доктрин и научных текстов с помощью юридических терминов) и сравнительно-юридический (изучение правовых и политических концепций в их возникновении и эволюции на протяжении одного или нескольких исторических периодов).

Среди нетрадиционных форм проведения лекций следует выделить проблемную лекцию, лекцию-визуализацию, лекцию пресс-конференцию, лекцию-беседу, а также методы активизации коллективной мыслительной деятельности.

Проблемная лекция начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Преподаватель не только передаёт информацию, а приобщает студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их решения. Чтение лекции-визуализации сводится к связному, развёрнутому комментированию преподавателем, подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему лекции. Представленная информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения, демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.

На лекции пресс-конференции преподавателю студентами письменно задаются вопросы по теме. Преподаватель сортирует вопросы по своему содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражение интересов слушателей.

Лекция-беседа предполагает тесный контакт преподавателя с аудиторией. Внимание студентов привлекается различными приёмами, например озадачиванием слушателей вопросами в начале лекции и по её ходу. Студенты отвечают с мест. С учётом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения.

В основе коллективной мыслительной деятельности лежит диалогическое общение, один студент высказывает мысль, другой продолжает или отвергает её. Диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Данная форма учит студентов внимательно слушать других, формирует аналитические способности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать действия обучаемых и полученную информацию, доказывать, формулировать выводы.

Особенности коллективной мыслительной деятельности состоят в том, что в ней существует жёсткая зависимость деятельности конкретного студента от сокурсника; помогает решить психологические проблемы коллектива; происходит передача действия от одного участника другому, развиваются навыки самоуправления. Среди форм организации и проведения занятий данного вида – «пресс-конференция», «интеллектуальный футбол», «морской бой», «ромашка» и др.

«Пресс-конференция»: студенты распределяются на подгруппы. Одна группа выступает в «роли» журналистов, другая – научных деятелей. Студенты располагаются лицом друг к другу. «Журналисты» задают вопрос - «научные деятели» отвечают на него. Преподаватель выступает в роли наблюдателя, отмечая для себя активность студентов.

«Интеллектуальный футбол»: группа делится на две команды. В каждой группе выбираются вратарь, защитники, нападающие. Последние задают вопросы, защитники отвечают на них. На роль вратаря лучше всего выбрать студента, который интеллектуально более сильный, чем остальные. Он должен отвечать на вопросы только в том случае, когда остальные студенты-защитники этого сделать не могут. Преподаватель является судьёй. Для оценки он может использовать карточки с баллами.

«Морской бой»: группа также делиться на две команды. Студентам раздаются «боеприпасы» - фишки, на которых указаны вопросы и «спасательные круги», возвращающие вопросы той команде, которая его задала.

«Ромашка»: делается цветок, на каждом лепестке которого имеется вопрос или указан термин, понятие. Каждый студент отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос или даёт определение термину.

 

Терминологический словарь

 

А. Сен-Симон (1760-1825) – французский социалист-утопист; в своих воззрениях на государство и право исходил из своей концепции исторического прогресса как прямой восходящей линии.

Абстрактное право (по Гегелю) – учение о проблемах собственности, договора и неправды, право абстрактно свободной личности

Авеста – собрание священных книг зороастризма, источник познания общественного строя, правовых институтов в странах Ближнего и Среднего Востока

Александр Гамильтон (1757-1804) – известный политический деятель, лидер федералистов, автор глубоких разработок в области конституционной теории и практики

Аристократическая форма государства (по Спинозе) – форма государства, при которой власть находится у определенного числа выбранных лиц, обладает абсолютным правом государства, более приспособлена к сохранению свободы

Аристотель – величайший философ Древней Греции, учитель Александра Македонского, основатель Ликея и политической науки

Атхарваведа – сборник заговоров и заклинаний.

Брахманизм – религиозно-философская система священно слушателей

Брахманы – сословия священно слушателей, сосредоточивших в своих руках духовную власть

Будда – Сиддхартха Гаутама или Шакья муни (563-483 гг. до н.э.), познавший истину, достигший просветления древнейший из сохранившихся священных текстов буддизма,

Вайшьи – сословие земледельцев и торговцев

Варны – сословия многочисленных замкнутых каст

Ведийская эпоха (VI в. до н.э.) – эпоха от пришествия Ариев до образования первых государств

Веды – знание, ведение, древнейшие письменные памятники, представляющие собой сборник религиозных и ритуальных текстов различного содержания и назначения

Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – гениальный немецкий философ, автор многочисленных трудов по праву, важнейшим из которых является «Философия права»

Г. Кельзен (1881-1973) – австрийский философ, автор работы «Чистая теория права»

Георг Еллинек (1851-1911) – профессор Гейдельбергского университета, автор дуалистической теории государства

Гераклит (VI в.) – мыслитель из числа материалистов-диалектиков древности, сторонник аристократических форм рабовладельческого государства

Гербер Спенсер (1820-1903) – английский мыслитель, один из ведущих представителей социологического позитивизма и органической теории государства, уподобляющий общество живому организму

Гуго Гроций (1583-1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени

Дедуктивно-аксиоматический математический («Геометрический») метод (по Спинозе) – единственно подходящий, адекватный способ познания природы и общества

Демократия (по Спинозе) – «всецело абсолютная форма верховной власти», когда правители определяются самим законом

Демокрит (род. 4760 г. до н.э.) – древнегреческий философ, представитель атомистического материализма, придерживался умеренно-демократических взглядов

Джон Локк (1632-1704) – виднейший теоретик и непосредственный участник английской революции, государственный деятель, заложивший основу современной британской политической системы

Джон Остин (1790-1859) – английский философ, правовед.

Древний Египет – н.э, которое сложилось в форме централизованной монархии -восточной во главе которой стоял фараон литературный памятник II тысячелетия до н. э, содержит все известные легенды из Библии, первооснова опыта человечества,

Древний мир – период религиозно-мифологической формы идеологии, когда политическая мысль не имела четко выраженный характер (памятники Египта, Вавилона, Индии и Китая).

Дуалистическая теория государства – ведущая теория в либеральном государствоведении, пытавшаяся соединить юридическую концепцию государства с социологическим направлением в правоведении

Дэг'т – принцип добродетели, основа политического учения Конфуция, распространяется на всех людей, причастных к управлению

Ереси (пер. с греч. «учение») – течение в христианской церкви, отклонение от официального вероучения в области догматики

Естественное право (по М. Лютеру) – производное от воли божьей, позволяющее светской власти управлять лишь внешним поведением людей, имуществом и вещами

Естественный закон – стремление к жизни, ее сохранению, найденное разумом общее правило, запрещающее любому человеку делать что-либо пагубное для его жизни

Жан Кальвин (1509-1564) – церковный реформатор, автор сочинения «Наставление в христианской вере», основой которого явился догмат о божественном предопределении

Законы Мо-цзы – это выражение демократической идеологии, интересов крестьян-общинников.

Иммануил Кант (1724-1804) – профессор философии Кенигсбергского университета, первым в Германии приступил к систематическому обоснованию либерализма, идеолог социального реформизма

Ислам – мировая религия, возникла в VII в. н.э.

История политических и правовых учений – дисциплина историко-теоретического цикла, к предмету которой относится история представлений, выраженных в теоретической форме, идеологов различных классов о государстве, праве, политике

Классификация государственных форм (по Цицерону) – демократическая, аристократическая и монархическая формы государства

Кодекс Хаммурапи – сборник законов, в котором обосновано происхождение власти, существующего порядка вещей исторический памятник древней культуры Ирана

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) – Кун-цю или Кун-фу-цзы - мудрец, китайский философ, чьи взгляды несколько веков спустя были возведены в ранг официальной идеологии

Концепция «правового государства» (по Канту) – когда благо и назначения государства - в совершенном праве

Коран – главная священная книга мусульман, состоит из 114 глав (сур), отрицает национальные различия, провозглашает принцип равенства в Вере

Кшатрии – сословия правителей и воинов, сосредоточивших в своих руках светскую власть

Леон Дюги (1859-1928) – французский юрист, представитель солидаризма, теоретик права

Луньюй («Беседы и высказывания») – сборник мыслей Конфуция, составленный его учениками в V в. до н.э.

Людвиг Гумплович (1838-1909) – профессор государственного права в Австрии, один из основателей и ведущих представителей социологического направления буржуазной теории государства и права

Монархия – «правильная» власть одного человека

Монархия (по Спинозе) – скрытая форма аристократического государства, т.к. монарх вверяет свое и общее благополучие разного рода советникам

Мухаммед – пророк, основатель ислама, политический деятель

Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянский дипломат и политик, автор ряда трудов

Общечеловеческие ценности – идеи справедливости, всеобщего блага, свободы и другие элементарные нормы нравственности первый этап истории политико-правовых учений, время господства

Огюст Конт (1798-1857) – французский философ, основатель философии позитивизма, известной под названием «социальная физика» и «социология»

Паллийский канон – написан на языке пали, относится к периоду между 80-ми годами V в. и серединой III в. до н.э.

Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) – величайший эллинский мудрец, древнегреческий философ и математик, первым употребивший понятие «философия» (любовь к мудрости)

Платон (427-347 гг. до н.э.) – ученик Сократа, поэт и философ, основатель Академии в Афинах

Политико-правовая – государственно-правовая реальность эпохи, выраженная в системе понятий и категорий, соответствующая исторической обстановке, степени развития культуры, общественной психологии

Политическое отчуждение – актуальная проблема политики, когда государство возникает в процессе отчуждения значительной части естественных прав и свобод, принадлежащих людям

Поэма о Гильгамеше – образы мира и представления древних о месте человека в этом мире, свидетельствует о существовании институтов первобытной демократии памятник религиозной и политической мысли

Право (по Гегелю) – свобода («идея права»), определенная ступень и форма свободы («особое право»), закон «»позитивное право»)

Предмет юриспруденции (по Грецию) – это вопросы права и справедливости

Преемственность в истории политических учения – преемственность доктрин, когда каждая из последующих учитывает представления и понятия, содержащиеся в предыдущих доктринах

Преступление – осуществление гражданином не дозволенных государством естественных прав

Программные положения – третий компонент политико-правовой доктрины, оценка существующего государства и права, политические цели и задачи

Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму

Рита – божественный закон, порядок, изначально установленный на земле и на небесах высшей силой, требующий от человека определенного поведения

Рудольф фон Иеринг (1818-1892) – крупнейший немецкий правовед, автор трудов «Дух римского права», «Борьба за право» и т.д.

Сократ (469-399 гг. до н.э.) – древнегреческий философ

Солидаризм – политико-правовое учение первой половины XX века

Солон (ок. 638-559 гг. до н.э.) – знаменитый афинский государственный деятель и законодатель, принадлежавший к числу «семи мудрецов»

Сословно-кастовый слой – дифференциальные отношения ариев с покоренными народностями

Социологическая юриспруденция – дисциплина, изучающая и использующая право в качестве инструмента регулирования и социального контроля

Средине века – второй этап истории политико-правовых учений, эпоха развития идеологии на основе христианства и проблем им порожденных

Теория «государства всеобщего благоденствия» – теория, рассматривающая буржуазно-демократическую систему политической власти

Теория институционализма – учреждение, установление или же некая коллективность, восхо-

Теория элит – аристократическая идея о неспособности народных масс к управлению

Тирания – «неправильная» власть одного человека, худшая из всех форм правления (по Аристотелю)

Томас Джефферсон (1743-1826) – виднейший представитель демократического, гуманистического течения, автор Декларации независимости США

Томас Мюнцер (ок. 1490-1525) – реформатор, возглавивший крестьянско-плебейский лагерь, превративший реформационное движение в Крестьянскую войну 1524-1526 гг. в Германии

Учение о морали (по Гегелю) – учение об умысле и вине, намерении и благе, добре и совести

Учение о нравственности – учение о семье, гражданском обществе и государстве

Фома Ливийский (1225-1274 гг.) – учитель философии и теологии, крупнейший представитель схоластики

Центральный институт публичного права – прерогатива народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю

Цицерон (106-43 гг. до н.э.) – римский политик, философ, идеолог аристократии

Частное гражданское право (по Спинозе) – последоговорное право гражданина, разрешенные естественные права индивида в условиях гражданского состояния, те. дозволенная верховной властью часть естественных прав

Шан Ян (390-388 гг. до н.э.) – правитель области Шаи, основатель легизма

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – выдающийся политический мыслитель, философ, «вождь законодательной Европы», родоначальник французского просвещения

Шудры – сословие слуг и лиц физического труда

Эпоха буржуазных Революций (XVII-XVIII вв.) – четвертый этап истории политико-правовых учений, век Просвещения и революций в Нидерландах, Англии, США, Франции

Эпоха Возрождения и Реформации (XIV-XVI вв.) – третий этап истории политико-правовых учений, когда осмысление политических явлений и процессов перестало быть монополией

Эпоха монополистического капитала, империализма, социалистических революций, кризиса «реального социализма» (конец XIX-XX вв.) – шестой этап истории политико-правовых учений, изменение статуса собственности, расширение экономических функций политической власти.

Эпоха свободной конкуренции (XIX в.) – пятый этап истории политико-правовых учений, характеризующийся расширением понятий свободы, равноправия, появлением понятия либерализма, научного социализма

 

 

Вопросы для самопроверки знаний по истории политических и правовых учений

 

1.Что изучает история политических и правовых учений?

2.Что включается в понятие «история политико-правовой мысли»?

3.Что включается в понятие «история политических и правовых учений»?

4.Почему необходимо различать понятия: «история политико-правовой мысли» и «история политических и правовых учений»?

5.Какая была исторически первая форма познания политики и права?

6. Перечислите особенности представлений о государстве и праве в Древней Индии.

7.Перечислите особенности представлений о государстве и праве в Древнем Китая.

8.Что включается в понятие «патерналистское представление о государстве»?

9. В каких политико-правовых теориях были распространены патерналистские представления о государстве?

10.Какие формы правления выделил Платон?

11.Какое определение государству давал Платон?

12. Какие формы правления выделил Аристотель?

13.Какое определение государству давал Аристотель?

14.По какому критерию Аристотель подразделял формы правления на «правильные» и «неправильные»?

15.Какие парадигмы доминируют в политико-правовых учениях Средневековья?

16. Что такое «теократическое государство»?

17.В доктринах какого периода развития истории политических и правовых учений доминируют концепции теократического государства?

18. Что такое «клерикальное государство»?

19. В доктринах какого периода развития истории политических и правовых учений доминируют концепции клерикального государства?

20.Кто из теоретиков осуществил наиболее четкое размежевание политической науки, философии и этики?

21.Кому из теоретиков принадлежит концепция «эффективного лидерства»?

22. Кому из теоретиков Нового времени принадлежит концепция общественного договора?

23.Определите центральную идею теории общественного договора?

24.Какие подходы к пониманию права определяются теорией естественного права?

25. Какие подходы к пониманию права определяются психологической теорией права?

26.Какие подходы к пониманию права определяются нормативистской теорией права?

27.Какие подходы к пониманию права определяются социологической теорией права?

28.Определите центральную идею теории разделения властей?

29. Кто из теоретиков Нового времени наиболее четко сформулировал принцип разделения властей?

30.В трудах каких теоретиков эпохи Просвещения наиболее четко представлена рационалистическая трактовка политики и власти?

31.Кому из теоретиков Нового времени принадлежит идея народного суверенитета и прямого народовластия?

32.В чем значение философско-правовых концепций И. Канта для развития методов формально-правового анализа и юридической логики?

33. В чем значение философско-правовых концепций Г. Гегеля для развития методов формально-правового анализа и юридической логики?

34. Перечислите политико-правовые принципы классического либерализма?

35.Перечислите представителей классического либерализма.

36.Перечислите политико-правовые принципы консерватизма?

37.Перечислите представителей консерватизма.

38. Какая природа правовых отношений абсолютизируется в марксизме?

39.Какая природа политических отношений абсолютизируется в марксизме?

40.В трудах каких ученых ХIХ века наметилась тенденция к социологизации проблематики государства и права и пересмотра юридического формализма?

41.Кому принадлежит концепция бюрократии и плебисцитарно-вождистской демократии?

42.Раскройте основные положения концепций бюрократии и плебисцитарно-вождистской демократии.

43.Кто является автором рационалистической теории права?

44.Раскройте основные положения рационалистической теории права.

45.Кто является автором концепции солидаризма?

46.Раскройте основные положения концепции солидаризма.

47.Кто является автором концепции психологических основ власти и политики?

48. Раскройте основные положения концепции психологических основ власти и политики.

49.Назовите основные идейно-политические течения в России.

50.Перечислите характерные черты российской политической и правовой мысли.

51.В чем сущность концепции «Москва – третий Рим»?

52.В чем суть различий политических взглядов Ивана Грозного и Андрея Курбского?

53.Охарактеризуйте подходы западников и славянофилов к проблеме общественно-политического устройства России.

54.Раскройте различия в оценке политического развития России основными идейно-политическими течениями второй половины ХIХ века.

55. В чем суть политико-правовой концепции П. И. Новгородцева?

56.Назовите основные положения психологической теории права Л. И. Петражицкого.

57.Как понимал право В. С. Соловьев?

58.Перечислите представителей русской социологической школы права ХIХ века.

59. Назовите основные положения психологической теории права И. А. Ильина.

60.Перечислите основные положения теории государства, разработанные Б. Н. Чичериным.

 

Содержание фонда оценочных средств

1. Введение.

Формы контроля: текущий; промежуточный по дисциплине:; итоговый.

В течение учебного курса должно быть подготовлено:

Контрольных работ- 1.

Реферат-1 (в третьем семестре).

Экзамен – 1 (в третьем семестре).

 

2.Темы рефератов.

 

1. Методологические проблемы истории политических и правовых учений.

2. Учения о государстве и праве в Древнем Египте.

3. Учения о государстве и праве в древнем Междуречье.

4. Авеста о государстве и праве.

5. Учение Будды и его последователей о государстве и праве.

6. Артхашастра о государстве и праве.

7. Законы Ману.

8. Конфуций о государстве и праве.

9. Лао-цзы и его последователи о государстве и праве.

10. Мо-цзы о государстве и праве.

11. Теория и практика легизма.

12. Ветхий завет о государстве и праве.

13. Древнегреческие мифы. Поэмы Гомера и Гесиода о государстве и праве.

14. Платон о государстве и праве.

15. Аристотель о государстве и праве.

16. Политические и правовые концепции эпохи Эллинизма.

17. Цицерон о государстве и праве.

18. Киренаики и эпикурейцы о государстве и праве.

19. Киники и стоики о государстве и праве.

20. Софисты о государстве и праве.

21. Черты социализма в укладе жизни и идеологии государств Древнего мира.

22. Исламские учения о государстве и праве.

23. Политико-правовые взгляды Августина.

24. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

25. Средневековые ереси.

26. Политико-правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати» Илариона.

27. Политическая программа Владимира Мономаха.

28. Политико-правовые воззрения Даниила Заточника.

29. Новая наука о политике. Н. Макиавелли.

30. Политические и правовые идеи реформации.

31. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян.

32. Политическая концепция Филофея «Москва - Третий Рим».

33. Политическая программа И.С. Пересветова.

34. Политические взгляды Ивана Грозного.

35. Политические воззрения А. Курбского.

36. Политическое учение Ивана Тимофеева.

37. Учение Г. Гроция о государстве и праве.

38. Политическое и правовое учения Спинозы.

39. Политико-правовое учение Гоббса.

40. Учение Локка о государстве и праве.

41. Политические и правовые взгляды Вольтера.

42. Политико-правовое учение Монтескье.

43. Политико-правовое учение Руссо.

44. Консервативная критика французской революции Ж. Де Местра.

45. Консерватизм Э. Бёрка: критика политического радикализма.

46. Естественно-правовые учения в Германии в XVII-XVIII вв.

47. Политические и правовые учения в Италии в XVIII в.

48. Идеология просвещенного абсолютизма. Симеон Полоцкий.

49. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича.

50. Политические взгляды А.Л. Ордина-Нащокина.

51. Политические взгляды Феофана Прокоповича.

52. Политические взгляды В.Н. Татищева.

53. Политическая программа И.Т. Посошкова.

54. Политические взгляды М.М. Щербатова.

55. Учение о государстве и праве С.Е. Десницкого.

56. Политико-правовое учение А.Н. Радищева.

57. Политические взгляды Т. Джефферсона.

58. Политико-правовые взгляды А. Гамильтона.

59. Учение И. Канта о государстве и праве.

60. Учение Гегеля о государстве и праве.

61. Историческая школа права в Германии.

62. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского.

63. Политическая философия консерватизма в России: от Н. Карамзина до К.Леонтьева.

64. Политические идеи П.Я. Чаадаева.

65. Славянофильская концепция «органической» государственности.

66. Политические взгляды О. Конта.

67. Учение Р. Иеринга о праве и государстве.

68. Социологическая теория государства. Л. Гумплович.

69. Учение Дж. Остина о праве.

70. Политические идеи Г. Спенсера.

71. Политико-правовое учение Ф. Ницше.

72. Марксизм как политическое и правовое учение.

73. Политико-правовая концепция анархизма.

74. Александр II. Реформистский консерватизм.

75. Консервативный либерализм Б.Н. Чичерина.

76. Почвенничество.

77. Политико-правовые воззрения К.П. Победоносцева.

78. Русский либерализм и его основные течения.

79. Христианское примирение с политикой: универсальное и национальное в политической доктрине B.C. Соловьева.

80. Христианское преодоление политики: Н. Федоров и Л. Толстой.

81. Революционное народничество.

82. Либеральное народничество.

83. Христианство и политический активизм: случай С.Н. Булгакова.

84. Политический проект сборника «Вехи».

85. Имперский либерализм Петра Струве и современные российские аналоги.

86. Николай Бердяев как критик политических проектов современности.

87. Политическое творчество И.А. Ильина и современная Россия.

88. Философские основания политики: Павел Новгородцев и Семен Франк.

89. Политическая аналитика и прогностика Георгия Федотова.

90. Политико-правовая идеология меньшевиков и большевиков.

91. Право в оценке советских юристов и официальной советской доктрины.

92. Юриспруденция русской эмиграции.

93. Западные влияния в российской политико-правовой мысли.

94. Евразийство как политическая доктрина.

95. Русская политическая мысль в предчувствии современности: постиндустриальный проект Б.В. Вышеславцева.

96. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена.

97. Социологическая юриспруденция.

98. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого.

99. Политико-правовая идеология национал-социализма.

100. Теории власти, политических элит и партий.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и метод истории политических и право­вых учений.

2. Политико-правовые идеи и памятники стран Древ­него Востока.

3. Особенности политико-правовой мысли Древней Индии.

4. Политико-правовые идеи Древнего Китая (учения даосизма и маоизма).

5. Характеристика политико-правовых идей Конфу­ция, их влияние на современную социально-политическую практику.

6. Характеристика политико-правовых взглядов древнекитайских легистов.

7. Учение Платона о государстве и законах.

8. Политическое и правовое учение Аристотеля.

9. Политико-правовая мысль Древней Греции периода упадка (учение Эпикура).

 

10. Особенности содержания политико-правовой мысли в Древнем Риме.

11. Характерные черты и особенности политико-правовых учений средневековья. Взгляды Ф. Аквинского и М. Падуанского.

12. Формирование и развитие мусульманской полити­ко-правовой мысли.

13. Политические и правовые учения Древней Руси.

14. Характерные черты и особенности политико-право­вых учений эпохи Возрождения.

15. Н. Макиавелли о человеке, нравственных основах политики и праве.

16. Политико-правовые идеи М. Лютера и Т. Мюнцера.

17. Политические идеи тираноборцев и их антиподов. Э. Ла Боэси. Ж. Боден.

18. Характеристика политико-правовых идей социали­стов-утопистов XVI века (Т. Мор и Т. Компанелла).

19. Политические и правовые идеи в период создания Русского централизованного государства. Полити­ко-правовые взгляды И.С. Пересветова.

20. Особенности политико-правовой мысли в России в XVII в. Взгляды А. Ордин-Нащокина, С. Полоцко­го, Ю. Крижанича.

21. Политические и правовые взгляды Т. Гоббса.

22. Политико-правовая концепция Д. Локка.

23. Концепция государства и права И. Бентама.

24. Юридический позитивизм Дж. Остина.

25. Политико-правовая концепция Ф.М. Вольтера.

26. Характеристика идей Ш.Монтескье о разделении властей.

27. Политическая и правовая идеология французского утопического социализма (Г. Мабли, Морелли, Г. Бабеф).

28. Политико-правовые идеи А. Сен-Симона и Ш. Фу­рье, их влияние на общественно-политическую мысль в Европе (XIX в.).

29. Либеральные идеи Б. Констана.

30. Историческая школа права в Германии. Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта.

31. Учение Г. Гегеля о государс<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.358 с.