Русский пейзаж 1850-х – начала 1870-х годов — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Русский пейзаж 1850-х – начала 1870-х годов

2017-05-23 481
Русский пейзаж 1850-х – начала 1870-х годов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Русский пейзаж 1850-х – начала 1870-х годов

К 1860-м годам в русской пейзажной живописи сложились различные принципы эстетического отношения к природе и принципам ее образного воплощения. Первое направление было связано с романтизмом, представители которого видели идеал пейзажа в яркой природе Италии или юга России. К романтизму в пейзаже можно отнести творчество Айвазовского и его последователей. Второе направление берет свое начало в творчестве Венецианова и его школы. В отличие от романтиков, представители этого направления видели красоту в обычных скромных видах русской природы. Второе направление в рассматриваемый нами период продолжили Саврасов и молодые тогда художники Шишкин и Васильев.

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский

(1817 – 1900)

Родился в Феодосии. Его дед – турок, погибший в уличном бою при взятии русской армией крепости Бендеры (совр. Молдавия). Сына погибшего турка усыновила армянская семья. Впоследствии отец Айвазовского, Геворг Айвазян, женился на армянке Репсиме, ставшей матерью художника.

С емнадцатого июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Репсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». Он был младшим в семье.

Помимо него у Геворга и Репсиме было еще два сына и две дочери. Выходец из южной Польши - Галиции Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Гайвазовский.

Этой же фамилией станет подписывать свои первые картины и его сын Иван, которому суждено будет прославить фамилию своих предков, сделав ее известной всему миру.

Только в 1840 году он изменил ее написание на более привычное для русского уха звучание - Айвазовский, но в письмах на армянском языке он навсегда оставался Ованесом Айвазяном.

Константин Гайвазовский обосновался с семьёй в Феодосии в самом начале XIX века. Семья Гайвазовских была небогата. Отец одно время успешно занимался торговлей, но обрушившаяся на город в 1812 году чума разорила семью. Свободно владея несколькими языками - армянским, русским, польским, венгерским, турецким, греческим, Константин Гайвазовский помогал горожанам составлять судебные документы и жалобы и одновременно исполнял должность старосты на феодосийском базаре. Мать была искусной вышивальщицей, и ее ремесло не раз выручало семью в особенно трудные времена. Дом был невелик, он стоял на возвышении, откуда была видна даль моря. Оно да еще небо над ними и стали теми главными впечатлениями, что определили жизненную судьбу будущего художника.

Помощь меценатов. Наталья Федоровна Нарышкина начала в Петербурге хлопоты о приеме Айвазовского в Академию художеств. Более того, она считала, что Айвазовского, как обладающего исключительным дарованием, необходимо отправить для обучения живописи в Рим. Нарышкина отослала в Академию художеств прошение об этом вместе с рисунками юного художника, и вскоре получила ответ от президента Академии о том, что «молодой Гайвазовский, судя по рисункам его, имеет чрезвычайное расположение к композиции, но, так как он, находясь в Крыму, не мог быть так основательно подготовлен в рисовании и живописи», ему необходимо пройти полное обучение в Российской Академии художеств.

Сообщение министра Двора президенту Академии художеств о согласии царя на принятие И.К.Айвазовского в Академию на казенный счет (22 июля 1833 г.)

«По всеподданнейшему моему докладу отношения Вашего высокопревосходительства от 13-го июля Љ 330 государь император высочайше повелеть изволил: 13-тилетнего сына армянина из Феодосии Ивана Гайвазовского принять в Академию художеств пенсионером его величества и привезти сюда на казенный счет. Вследствие сего отнесясь к Таврическому гражданскому губернатору о доставлении сюда означенного Гайвазовского, я покорнейше прошу Ваше высокопревосходительство уведомить меня, когда он привезен будет, дабы я мог дать Кабинету предложение о ежегодном отпуске в Академию следующих за воспитание его денег».

Министр императорского двора князь Волконский

Морской берег. 1840.

Это Феодосийская бухта в зимний пасмурный день. Удже в этой работе видна его особенность: любил изображать море в непогоду.

 

Девятый вал. 1850. ГРМ. 221х332.

С момента ее появления она стала самой знаменитой из его марин. Натиск бури, противоборство людей грозной стихии, упоение борьбой, отчаяние перед гибелью и надежда на спасение - все есть на этом полотне.

И до этой картины Айвазовский не раз писал морские бури, но никогда еще не создавал столь грандиозного полотна ни по размеру, ни по впечатлению, производимому им. В картине соединилось многое из виденного и испытанного самим художником. Особенно памятна была ему буря, которую он пережил в Бискайском заливе в 1844 году. Шторм был столь сокрушителен, что судно сочли утонувшим, и в европейских и петербургских газетах появилось сообщение о гибели молодого русского живописца, имя которого уже было хорошо известно. Спустя годы Айвазовский вспоминал: «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранить в памяти впечатления, произведенного на меня бурею, как дивною живою картиной».

 

ПОЗДНИЙ ПЕРИОД (1880 – 1890-е)

В семье художника подрастали четыре дочери. Юлия Яковлевна, любившая наряды, гостей, многолюдные приемы, все более тяготилась тихой жизнью в маленькой Феодосии, но ее настойчивые просьбы вернуться в столицу художник отклонял. Вместе с дочерьми Юлия Яковлевна надолго уезжала то в Петербург, то в Ялту, то в Одессу. Сославшись на необходимость дать дочерям образование, в середине 1860-х годов она осталась в Одессе навсегда.

Художник женился второй раз в 1882 году на вдове феодосийского коммерсанта Анне Никитичне Саркизовой. О чувствах немолодого художника свидетельствует ее портрет, исполненный Айвазовским в год их свадьбы. Лицо молодой женщины с восточными чертами, с легкой полуулыбкой, тронувшей губы, с выразительными темными глазами выдает ум, спокойствие, женственность. Прозрачная белая шаль, окутывающая фигуру, придает облику легкость и загадочность. Художник встретил в ней верную и понимающую помощницу в своих трудах и творчестве.

 

Одна из самых значительных картин позднего периода:

Черное море. 1881 г. 149х208. ГТГ.

Сначала художник назвал картину На Черном море начинает разыгрываться буря. Под этим же названием ее увидели зрители на выставке Айвазовского в Академии художеств. Продавая картину Павлу Третьякову, Айвазовский сделал название проще, оно стало и более емким, выразив собою ясность и серьезность замысла живописца.

Сдержанный на похвалу Крамской, всегда очень точно определявший достоинство работ своих собратьев-художников, писал о картине: «Между 3-4 тысячами номеров, выпущенных Айвазовским в свет, есть вещи феноменальные и навсегда такими останутся, например, Море у Третьякова, написанное четыре года назад (т.е. когда человеку было уже более 70 лет)… На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода - это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю». Не случайно Крамской поместил эту картину Айвазовского в интерьер своего живописного произведения Неутешное горе. Глубоко драматические переживания героини картины, ее сюжет - противостояние человека горю, возможность выдержать удары судьбы - подчеркиваются пейзажем Айвазовского, изображенным за спиной женщины.

 

Как мы уже заметили, Айвазовский если и писал людей, то не как главных героев – гланвым героем всегда было море. Но есть у него одно полотно, выбивающееся из ряда всех остальных –

Русский пейзаж 1850-х – начала 1870-х годов

К 1860-м годам в русской пейзажной живописи сложились различные принципы эстетического отношения к природе и принципам ее образного воплощения. Первое направление было связано с романтизмом, представители которого видели идеал пейзажа в яркой природе Италии или юга России. К романтизму в пейзаже можно отнести творчество Айвазовского и его последователей. Второе направление берет свое начало в творчестве Венецианова и его школы. В отличие от романтиков, представители этого направления видели красоту в обычных скромных видах русской природы. Второе направление в рассматриваемый нами период продолжили Саврасов и молодые тогда художники Шишкин и Васильев.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.