Пресса социальной ответственности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Пресса социальной ответственности

2017-05-23 542
Пресса социальной ответственности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Люди, лишенные условий для самовыражения индивидуальности в обществе, разрушившим их ценностные связи, стремятся уйти от своей свободы, которая приносит им только одиночество, неуверенность, страх. Наступает так называемое бегство от свободы. Нравственная изолированность людей друг от друга сегодня достигает небывалого размаха. Жить в условиях разобщенности и сохранять при этом человечность стало почти невозможно.

Вот почему перед средствами массовой коммуникации встают новые задачи. Свобода, несущая с собой сопутствующие обязательства, вынуждает прессу нести ответственность перед обществом и выполнять определенные важные функции массовой коммуникации в современном обществе.

Технологические достижения помогли увеличить объем, скорость подачи и точность информационных сообщений. Индустриализация сопровождалась ростом объема рекламы, которая стала главным средством экономической поддержки средств массовой коммуникации. Процесс урбанизации значительно увеличил рынок сбыта информации.

Одновременно окрепло и такое социально-историческое явление как одиночество человека. Каковы же главные причины душевной разобщенности?

Во-первых, выгодное использование человека человеком не дает утвердиться бескорыстию. Человек потерял веру в реальное воплощение лозунгов дружбы, братства, всеобщей заботы друг о друге. Предчувствие новых форм человеческой солидарности оказалось обманутым, жизнь предстала перед ним как тотально разъединенная равнодушием.

Во-вторых, безличные средства общения окончательно заменили непосредственно личное общение. Главным собеседником человека становится телевидение или радио. Все более усиливающийся экономический кризис затрудняет не только поездку к близким тебе людям, но и общение по телефону или через письма. Технологические достижения ХХ века (телефон, телеграф, компьютеризация) разучили нас писать письма, подробные и обстоятельные как задушевная беседа с другом.

Третья причина душевного одиночества как ни парадоксально - значительное расширение круга общения. Человек при этом теряет глубину и непосредственность контакта. Ему как бы не хватает времени, чтобы пообщаться, пооткровенничать, - все решается "на бегу", в коротких, односложных фразах. Быстрая смена и беглость контактов иссушают нравственную чувствительность и искренность общения. При обилии знакомств человек остается одиноким.

Мир вещей порабощает человека в ущерб духовному миру. Такова четвертая причина этого явления. Зачем тратить время на чтение книг, когда почти все они экранизированы? Зачем ходить по музеям и выставкам, когда можно пролистать буклет или альбом с репродукциями? Замечали ли вы, что когда по вечерам отключают электричество, человек теряется, не зная, чем заняться?

В этом огромном мире вещей, событий, технических революций и могучих государственно-бюрократических механизмов человек ощущает себя малозначительным и бессильным. Он чаще встречается с миром объектов и лишь изредка прорывается к миру существ. И от всего этого он уходит в моральное одиночество. Равнодушие, безразличие возникает у него не только к окружающим, но и к самому себе. Идет превращение в "человека-робота", спокойно пребывающего "вне морали".

"Мы живем в век кнопок, - считает американский исследователь Дж. Диболд. - Кнопки сегодня нажимаются сами по себе".

Одной из задач средств массовой коммуникации становится восстановление душевного спокойствия человека в условиях своеобразного дефицита моральных эмоций. Через них культура имеет возможность способствовать интеграции общества и социальных групп. Человек видит себе подобных, начинает понимать, что его проблемы не единичны, и вступает в специфическое общение с теми, кто так же страдает от одиночества. Средства массовой коммуникации как бы создают клубы по интересам. Новая всеохватная сеть общения создает "глобальную деревню", упраздняет пространство и время и заменяет рационализацию новыми формами мифологии, преподносящими мир как нечто зримое и осязаемое целое.

При этом пресса должна быть точной, подавая факт как факт, а мнение как мнение. Отделяя новости от их толкования и представляя многогранность решения проблемы, средства массовой коммуникации содействуют процессу возвращения к истине и облегчает для разумного читателя поиск этой самой истины. Человек словно возвращается в мир, где любое событие интерпретировалось им самим, и при этом он обретает свободу выбора точки зрения.

Человек вновь начинает верить, что его личность востребована, ценна сама по себе. Средства массовой коммуникации, отобравшие у него веру в бескорыстие, могут и обязаны вернуть ему идеалы всечеловеческой интеграции на основе добра и любви.

Информационное поле, создаваемое средствами массовой коммуникации, одновременно становится и местом общественной дискуссии, а читатели образуют форум для обмена замечаниями и мнениями. Безличное общение вновь возвращается в русло личных контактов, человек узнает о своем собеседнике нечто большее, чем информационный образ, возникающий в средствах массовой коммуникации. Человек, которому есть что сказать, обретает плоть и кровь, становится близким по духу своей аудитории, заинтересовывает не только отдельной точкой зрения, но и всем своим образом жизни.

Отражение точки зрения социальной группы, людей, объединенных сходством интересов, ценностей и норм поведения, позволяет читателю не только поверхностно рассмотреть возникшие в мире проблемы, но и значительно углубиться в поисках причин их возникновения. Если же в средствах массовой коммуникации информационно сосуществуют несколько социальных групп, то возможности обретения истины многократно возрастают.

Мир вещей начинает отступать на второй план, оставляя за духовностью приоритетность в анализе проблемных ситуаций.

Теория ответственности журналистики перед обществом, сформировавшаяся к концу ХХ века, отдает "пальму первенства" личности, ее непосредственным интересам. Убежденность в том, будто правительство может решить все проблемы, проистекающие из сложности современного общества и из концентрации власти в отдельных сферах деятельности, таит в себе серьезную потенциальную опасность для свободы печати. Это наглядно продемонстрировала печать авторитарного режима. Идеи, на которых основывался демократический капитализм, в ХХ веке тоже претерпели изменения: убеждение, что каждый предприниматель, эгоистично преследуя собственные интересы, будет автоматически способствовать общему благу, уступило дорогу убеждению, что средства массовой коммуникации призваны служить всеобщему благоденствию, переводя конфликт на уровень обсуждения. Единственное, что запрещается - серьезное вмешательство в сферу прав личности и жизненно важных общественных интересов. Контроль за выполнением этого возлагается на общественное мнение и этические кодексы средств массовой информации.

Чтобы быть настоящей, свобода должна быть действенной: недостаточно сказать человеку, что у него есть свобода достигать свою цель, надо предоставить ему и соответствующие средства для достижения цели, и научить этими средствами пользоваться. Свободная пресса, пресса социальной ответственности, конечно же свободна для достижения цели, определяемой ее этическим чувством и потребностями общества, но чтобы все задуманное осуществить, ей нужны технические возможности, финансовые источники, доступ к информации...

Поскольку свобода выражения мнений является краеугольным камнем политической свободы, она нуждается в особой защите. Даже демократическое правительство может ущемлять свободу своих граждан. И если свободе прессы и впрямь суждено стать реальностью, то правительству для этого необходимо ограничить свою способность вмешиваться, контролировать или манипулировать средствами массовой коммуникации.

Сегодня эти условия кажутся невыполнимыми. Но это совсем не означает, что так будет и завтра. Общество постоянно развивается, на смену одному типу правления приходит другой. Интересы выживания человечества диктуют и тип средств массовой коммуникации. Не случайно ведь на пороге будущего века родилась теория социальной ответственности прессы.

 

Личная и массовая культура

 

В большинстве европейских обществ к началу ХХ века сложились две формы культуры. Одна из них получила название высокой культуры. Это изящное искусство, классические музыка и литература, которые направлены на восприятие личностью. Другая же, упрощающая высокие образцы до понятных самым широким и не всегда образованным кругам общества, определяется наукой как массовая культура. Средства массовой коммуникации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Ведь культура становится массовой, когда ее произведения стандартизируют и распространяют среди широкой публики. А ведь именно этим изначально и занялись средства массовой коммуникации.

Почему-то считается, что массовая культура не способна запечатлеть и воспроизвести истинные глубокие чувства и переживания, что это удел только высокой культуры. Хотя на самом деле и в самых примитивных, на первый взгляд, произведениях автор отражает переживания своих героев, используя тот язык, который наиболее понятен его читателям.

Культура создается определенными социальными группами. Это система ценностей, представлений о жизни, общих для людей, связанных общностью определенного образа жизни. И хотя мы говорим и о культуре отдельной личности, надо иметь ввиду, что эта личность представляет собой некий специфический ансамбль, включающий в себя автора произведения и его героя, рассказчика и слушателя одновременно, творца культуры и потребителя ее продукта.

Журналист как раз и относится к такому типу людей. Во-первых, он выступает как культурный посредник. Дело в том, что в мире множество разных миров, имеющих собственные культурные ценности. Скажем, национальные культуры: русская или татарская, японская или английская. И эти культуры используют для передачи информации собственные смысловые знаки и символы. Для одних заяц - символ трусости, для других - красоты. Одним начертание "4" скажет об оценке, другим - о смерти. Вот почему очень трудно бывает донести скрытый смысл произведения при переводе его на другой язык, - необходимо не только передать значение слов, но и перевести из одного мира культурных символических знаков в другой. Средства массовой коммуникации пытаются раскрыть сущность этих культурных ценностей, рассказывая о духовных ценностях соседних народов.

Но миры есть и в одной национальной культуре. Представляете, живут в одном городе, на одной улице и даже в одном доме люди, совсем не подозревающие, что они обитатели разных миров. Есть, например, мир физика, в котором сформировались и закрепились понятия и символические знаки, далекие от мира, например, наркомана. Чтобы понять друг друга этим представителям соседствующих миров надо изучить соответствующий язык. Это не всегда возможно да и не нужно. Журналист "переведет" им основные понятия.

Эти миры внутри одной культуры принято называть субкультурами.

Вот эти переводы с языка одной культуры на язык другой культуры, с языка субкультур на язык, понятный людям, независимо от принадлежности к субкультуре, и порождают массовую культуру, доступную для всех. Все с интересом следят за телесериалами, действие которых строится не по национальным принципам, а по общечеловеческим: любовные страдания героев понятны и физику, и наркоману, и японцу, и англичанину...

Благодаря общедоступности массовая культура примерно с середины нашего столетия становится одной из прибыльных отраслей промышленности. Ее отныне называют "индустрией развлечений" или "поп-культурой". У людей возникает необходимость "убивать" время, в ответ возникает система удовлетворения этой потребности. Превратившись в товар, массовая культура ориентируется на "человека с улицы". Отсюда ее примитивность с культом посредственности, развлекательность как средство снятия стрессов, разнообразие тематических интересов (авантюрные похождения, секс, карьера, мода, преступность, ужасы, фантастика, мистика, приключения и тому подобное). Но любопытно то, что в целом массовая культура жизнелюбива, ее произведения, как правило, со счастливым концом. В этом скрыта ее психотерапевтическая функция. Неудивительно, что в наиболее тяжелые периоды в жизни общества, характеризующиеся сильными эмоциональными и стрессовыми ситуациями, количество потребителей такой продукции становится все больше и больше. И в конечном итоге массовая культура начинает вытеснять культуру личностную.

Неподготовленная публика вряд ли будет читать книги, какими бы дешевыми они не стали. И сам факт того, что книгу купили и начали читать, свидетельствует об определенном уровне культурного развития. Так называемая адаптация, упрощенческое приспособление к языку аудитории, может проходить двумя способами. Во-первых, через популяризацию текста, обращение к низменным инстинктам. Так переделываются, пересказываются и дописываются многие классические произведения. Например, недавно появилось в продаже продолжение "Войны и мира" Л.Н.Толстого. Во-вторых, через определенного рода комментирование текста. Скажем, на обложку романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина" выносится чувственно-эротическое изображение главной героини и несущийся на зрителя поезд. Или рекламный буклет "Гамлета" В.Шекспира содержит в себе группу персонажей: полуобнаженную Офелию с безумным взором, Гамлета, протыкающего шпагой прячущегося Полония, нависающий над старинным замком призрак... Все это, безусловно, не выражает истинного смысла произведений и является неотъемлемыми признаками массовой культуры.

Но есть такие образцы культуры, которые невозможно адаптировать, упростить. Если их переделать на более доступный знаковый язык, то это уже будут совсем другие произведения искусства, а совсем не творения великих мастеров. И тогда журналист выступает как ретранслятор, передатчик уже существующих феноменов культуры и культурных ценностей. Так рождается личностная культура, для восприятия которой необходим определенный уровень знаний. И средства массовой коммуникации стараются привить эти знания читательской аудитории. В этом скрыт воспитывающий элемент журналистики. Используя каналы массовой коммуникации, наряду с политическими новостями и текущими событиями, журналист может распространять глубочайшие знания, значительно поднимая культурный уровень читательской аудитории.

В "рассыпающемся" мире, где ценности одной культурной подсистемы безразличны для другой, рождается свобода от соединяющей людей культуры, общих символов, правил поведения, нравственных норм, духовных ценностей. И идет своеобразное возрождение первичных общностей: семейных, товарищеских, клубных... Система средств массовой коммуникации учитывает эту особенность современного общества и отражает ее в типологии изданий. Так появляются издания интеллектуальной прессы, рассчитанные на высокую культуру, и массовые популярные издания.

Но чтобы разобраться в них, надо учесть еще одну особенность современной эпохи. Это так называемый посттоталитарный синдром. Он включает в себя, во-первых, преувеличение роли личных интересов и игнорирование интересов общественных; во-вторых, отсутствие у части общества идеологических убеждений; в-третьих, протесты масс против любого насилия и игнорирование ими нажима сверху; и наконец, информационный плюрализм и многоголосицу в сфере информационного обмена.

Личная и массовая культуры приобретают специфическую окраску в средствах массовой коммуникации, в способах их интерпретации и подачи. Это сказалось и на новом определении функции телевидения английским социологом и антропологом Эшли Монтегю в работе, которая так и называется "Телевидение и новое представление о человеке". Он пишет, что телевидение должно формировать у человека такое представление о себе, каким он может и должен быть. Человек наших дней испытывает острою потребность в моделях, могущих стать образцами, по которым можно создавать себя, - предназначение телевидения в том, чтобы сделать жизнь общества активной, полной, гуманной. Вместе с тем именно в телевидении в наиболее сконцентрированном виде выступают некоторые общие черты всей массовой культуры: тенденция к манипулированию человеческой психикой, лишение личности способности разумного самоконтроля, принуждение к желаемому типу поведения и образу мышления...

Одним словом, функции массовой коммуникации превращаются в свою противоположность. Так информационная функция приобретает форму дезинформации, а функция развлечения перерождается в функцию контроля над сознанием. Уход определенной части общества от проблем – актуальнейшая проблема нынешнего времени. Противостоять этому может только высокая культура.

Интеллектуализация общества - явление, которое отмечается как ведущее в развитии современного человечества. Интеллект становится одной из главных и определяющих ценностей во всем мире. Средства массовой коммуникации - одна из сфер применения человеческого интеллекта и, одновременно, его развития. Когда мы говорим об этом, то всегда помним, что мир личности имеет две составляющих. Первая - деятельностный мир, то, как и почему человек себя ведет, чем мотивируется при выборе своего поведения. Вторая - индивидуальная культура, представляющая собой самоосознание личности. Если в первом случае человеком управляют внешние законы, то во втором - внутренние.

Однако небывалый пространственно-временной рост цивилизации внес в духовный мир человека новые способы преодоления времени и пространства: новая техника, с ее скоростями, средствами связи способствовала тому, что Вселенная для человека как бы одновременно сузилась и расширилась. Человек смог вместить больше космического времени в меньший отрезок времени житейского. Все пришли в соприкосновение со всеми.

Прогресс, угрожающий культуре, цивилизация и техника, несущие ей смерть, - эта проблема со всей остротой встала еще в прошлом веке.

К концу нынешнего века полностью обнаружились кризисные явления техногенной цивилизации: развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. Личность и идеи попадают под власть институтов общества, вместо того, чтобы оказывать влияние на них и поддерживать в них живое начало. Этому противостоят качественные интеллектуальные издания.

В современной культуре провозглашается принцип универсального гуманизма, адресованного каждому человеку. Кризис культуры в эпоху техногенной цивилизации преодолевается отказом от антропоцентризма, когда человек ставился в центр Вселенной. Теория информационного общества предлагает объединить все человечество единой информационной сетью, благодаря которой человек сможет проявить свой творческий потенциал и найти идейных сторонников.

Качественное издание - прежде всего мировоззренческое, придерживающееся правил и норм, выработанных обществом, и развивающее их в интересах большинства. Принципы нравственной журналистики - ответственность, опора на факты, подкрепленные квалифицированными выводами, честность, стремление к объективности, внимательное отношение к слову. И рассчитана она на общественную элиту, поднимая серьезные проблемы политики, экономики, социальной и культурной жизни. Это определяет и оформление издания, - строго-классическое, - и жанровое содержание, - аналитические материалы, отличающиеся глубиной исследования. Как правило, такие издания практически полностью отказываются от разговорных элементов, просторечия, жаргона, ориентируясь на книжный строй текста, в отличие от массовых изданий.

Массовые тиражи - еще не достаточное основание для того, чтобы отнести издание к массовым. Иногда массовая журналистика, ориентирующаяся на низменные инстинкты недостаточно образованной читательской аудитории, имеет и не очень большие тиражи. А интеллектуальная пресса, наоборот, может пользоваться огромным спросом и выходить весьма солидным тиражом. Тем не менее, мы при типологической характеристике не ошибемся, относя одни издания к качественным, а другие - к бульварным.

Массовость искусства никак не связана с его эстетической ценностью. Великое произведение классической литературы, изданное огромными тиражами, становится массовым явлением, нисколько не теряя при этом своих эстетических свойств.

"Желтая" пресса - такая массовая журналистика, которая хотя и работает в рамках закона, но на грани фола, а нередко и вне этических норм и правил. Она ориентируется на обывательские интересы, искажая факты. Торопливость, стремление к сенсациозности приводят к необъективному освещению событий, замалчиванию или умышленному искажению нюансов. Репортеры бульварных газет сознательно создают ложные фетиши, заставляя читателей слепо восхищаться придуманными изданием кумирами. Беззастенчиво вторгаясь в частную жизнь, "желтая" пресса подрывает репутации, повышая на этом свой рейтинг среди любителей "клубнички", историй, связанных с сексом или насилием. Основа содержания бульварной прессы, адресованной самой широкой аудитории, - весь калейдоскоп массовой культуры: жизнь "звезд", аномальные явления, авантюрные истории, поп-музыка, эротика... Агрессивность становится одной из самых ярких черт таких изданий: и в содержании материалов, и стилистике изложения, и в оформлении "желтой" прессы.

Хотя сам термин - "желтая" пресса - появился в Америке в самом конце прошлого века, в 1896 году, явление это насчитывает гораздо более долгую жизнь в разных странах мира. Такой тип изданий появился вместе с появлением нового типа газетного дельца, рассматривавшего издание газеты как предприятие, которое должно приносить максимальную прибыль. В России это могло произойти лишь в начале прошлого века в связи с ростом промышленного капитала. Умение быстро сориентироваться на захват информационного поля и создания дальнейших основ для возникновения массовой культуры и индустрии развлечений определило становление "желтой" прессы. Массовая культура всегда имела больший спрос, чем интеллектуальная: она не требовала ни специальной подготовки, ни усилий для восприятия. Не было особых трудностей и у издателей: сенсационность материалов придумывалась тут же, в редакционных кабинетах. Не было нужды в беспрестанном поиске и перепроверке информации.

Вот почему "бульваризация" - добровольное "пожелтение" - характерно для всей прессы, а не только для массовой. Элементы "бульваризации" проникли даже на страницы качественных изданий. Иногда массовую культуру называют фольклором промышленной эпохи. Но фольклор - это народное искусство, зарождающееся в самых низах общества, а массовая культура создается профессионалами и навязывается сверху. Массовая культура как бы пародирует высокую культуру, приняв за основу то, что зрелище освобождает человека от тягостных раздумий. Качественная пресса не избежала соблазна публиковать на своих страницах облегченное понимание глобальных проблем. В этом и есть "пожелтение" интеллектуальной прессы.

С появлением новых средств передачи информации популяризация, стремление к упрощенности будут возрастать. Хотя теория последствий развития средств коммуникации полагает, что по мере развития новой техники спрос на культурные и специальные программы будет обгонять предложение. Это откроет для предприимчивых стран возможность сосредоточить усилие на подготовке и продаже специализированных материалов. Таким образом качественная, интеллектуальная пресса снова займет приоритетное место в системе средств массовой коммуникации.

Эта теория граничит с теорией становления планетарной цивилизации и, следовательно, новой культуры, получившей условное название глобатех. Среда существования глобатеха - это рынок, которым управляют планетарные корпорации. Этот социальный суперорганизм будет определять судьбы многообразных национальных культур. И, скорее всего, приводить их к единому общему "знаменателю" - все той же упрощенной массовой культуре. Ведь невозможно же поднять культурный уровень сразу всех жителей планеты на достаточно высокий уровень. Понятно, что средства массовой коммуникации будут усреднять свои материалы, опускаясь до запросов самой широкой аудитории.

Стандартизация предметного мира человека, массовое тиражирование предметов искусства, снижение эстетической ценности бытовой вещи – это и есть пути возникновения "индустрии словесности", "индустрии зрелищ" и других составляющих массовой культуры. Коммерциализация и утилитаризация системы средств массовой коммуникации может быть продолжена и в условиях существования глобатеха. Но при этом следует помнить, что значительное опережение темпами технического освоения мира темпов осознания последствий принимаемых решений и обусловливает кризис культуры.

 

Новостная журналистика

 

Когда говорят о журналистике информационной (новостной), то ее своеобразие видят прежде всего в оперативности сообщений о новых событиях. Журналист-информатор стремится первым донести до читателя те сведения, которые определяются как "новость прессы". Вспомним, что новость - это творчески преобразованные факты с расчетом на их восприятие аудиторией, то есть так сорганизованные, чтобы неожиданное, сенсационное сочеталось со значимым, помогающим в социальной ориентации.

Основное место в системе развивающейся журналистики нынче отводится сообщениям информационного характера. Пресса теперь понимается прежде всего как средство распространения новостей, а не идей. Комментарий, а уж тем более полемика и публицистика для современной системы средств массовой коммуникации в странах, где пресса складывалась как источник коммерческой информации остаются невостребованными. Так происходило в Голландии, Великобритании, США, Канаде, Австралии...

В других же странах, где победе капитализма предшествовала длительная политическая борьба, журналистика превращалась в поле литературно-политической полемики. Поэтому Италия, Испания, Германия, Франция, Россия и ряд других восточно-европейских стран считают приоритетными в развитии интеллектуальные издания, опирающиеся на аналитическую журналистику.

Так сложились два направления в перспективном развитии средств массовой коммуникации. Ярко выраженное сегодня стремление к американизации прессы сказывается, прежде всего, на развитии новостной журналистики. "Новость прессы" - особый литературный продукт, который пользуется огромным спросом в постиндустриальном обществе, где информация становится главным товаром. Если в индустриальном обществе завершающегося века основными ценностями были труд и капитал, то в информационном обществе начинающегося века ими становятся информация и знания. Кстати, теоретики информационного общества утверждают, что уже не частная или общественная собственность будет определять структуру общества, - новые классы сформируются, по их мнению, на основе знания и определенного уровня образования.

Информационная функция средств массовой коммуникации включает в себя четыре обязательных компонента:

нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом;

удовлетворение общих интересов и любознательности;

информационное обеспечение инновационных процессов, обучение и самообразование;

поиск советов, необходимой информации для принятия решений.

В связи с этим роль информационной журналистики, исполняющей все эти функции, значительно возрастает. Ведь в последнее время количество поступающей к человеку информации настолько велико, что он уже не в силах самостоятельно разобраться в ней, определить критерии истинности и принять верное решение. Ведь в доидустриальной среде основную информационную нагрузку нес личный контакт с другим человеком. Позднее сформировалась книжная культура, где печатные средства массовой коммуникации преобладали до недавнего времени. В постиндустриальном обществе все большее значение приобретает экранная культура, создаваемая на основе аудиовизуальной техники. Отныне производство, хранение, передача и потребление информации производится на принципиально иной технологической основе, приводящей к децентрализации коммуникационных каналов.

Доступность и разнообразие информации, получаемой по современным каналам массовой коммуникации, приводят, с одной стороны, к значительной однородности культурно-информационного пространства, а с другой - к огромному разнообразию этой информации, из которой человек может выбирать то, что отвечает его ориентациям. Если общество будущего действительно таково, то роль журналиста в нем будет сведена к простому ретранслятору фактов: передача информации без каких-либо комментариев.

Но с другой стороны, журналист рисует перед своей аудиторией определенную картину мира, отбирая и выстраивая в определенной последовательности факты. В этом смысле новостная журналистика несет в себе и воспитательную функцию, ориентируя человека не только в выборе духовных ценностей, но и формируя в его сознании смысл жизни. Причем человеку, жизнь которого связана с однообразной работой, подчинением бюрократии, социальной изоляцией и низким уровнем солидарности средства массовой коммуникации предлагают картины мира, далеко не во всем согласующиеся с его реальным жизненным миром. И это, как ни парадоксально, помогает ему расслабиться и отвлечься от своих каждодневных проблем.

Но возникает и огромная опасность, связанная с идеей нового мирового информационного господства. Мировая система массовых коммуникаций зависима от капитала и технической оснащенности. Распространение новостей на планете находится под контролем американских информационных агентств. Все события освещаются под углом зрения, выгодном лишь США. Кроме того, осуществляется контроль и за развитием коммуникационных сетей в развивающихся странах. По сути, речь идет об одностороннем "экспорте" всего того, что связано с массовой коммуникацией. Вот почему в 1980 году ЮНЕСКО была принята резолюция, поддерживающая определенные меры по регулированию потоков новостей и различной культурной продукции, распространяющихся через национальные границы. США не согласились с этой резолюцией и вышли из состава ЮНЕСКО.

Не акцентируя внимание на том, что журналист так или иначе формирует общественное мнение через подбор фактов, американские исследователи печати считают вопиющей нелепостью присутствие открытого выражения взглядов в новостной журналистике: многие учебники по США и Великобритании настаивают на том, что в новостях должна быть только информация, а комментарии – основа аналитических материалов. Право на собственное мнение имеют лишь специальные или зарубежные корреспонденты, дающие по ходу дела ремарки. Читатель, по твердой убежденности сторонников чистой информационной журналистики, желает знать, что увидел и что обнаружил журналист, а не то, как и почему это произошло.

На самом же деле, информационные тексты только выигрывают от использования элементов анализа и компонентов публицистики. Скажем, если при сообщении новости журналист покажет причинно-следственную зависимость или сообщит о новых толкованиях и взглядах, то сможет достигнуть эффекта, получившего название сенсация интерпретации. Для этого журналист должен вести дневник новостей, отмечающий развитие событий.

Журналистика новостей, выделяя из потока событий наиболее значимые или наиболее яркие факты, создает материалы, сильные прежде всего эффектом "самоочевидности факта". Но информационная журналистика – это вовсе не "фотографирование" событий. Это кропотливый труд, отнимающий у журналиста немало времени и сил. Строгий анализ происходящих в мире событий позволяет правильно и своевременно отобрать из множества фактов те, которые становятся "новостью прессы". Среди требований, предъявляемых к этому виду товара, - оперативность, краткость, компактность и точность. Среди требований к его производителю - умение передать суть происшедшего, выразить новость через обмен репликами, показать наглядные особенности происшедшего и воссоздать события. Только в этом случае журналист может заинтересовать аудиторию.

Распространение электронных средств вновь приводит мир к состоянию племенного общества - "общества уха", - где доминирующим средством передачи информации была речь. Глобальная коммуникационная сеть подобна центральной нервной системе человека, передающей краткую оперативную информацию. В этом новом мире, прежде всего за счет стремительного сжатия пространства, времени и информации, человек получает возможность одновременно соучаствовать в событиях, происходящих на огромном расстоянии друг от друга. Он как мозг получает информацию и выбирает единственно приемлемый вариант поведения. И от того, насколько ответственно к своей роли отнесется журналист, наполняющий "мозг" достоверными сведениями, зависит развитие общества в целом.

В постиндустриальном обществе информационная журналистика прочно занимает свою нишу, позволяя журналисту обрести новый социальный статус.

 

Аналитическая журналистика

 

Аналитическая журналистика составляет основное содержание качественной прессы. Тщательно сопоставляя между собой факты, журналисты-аналитики трактуют "новость прессы", комментируют ее и даже пытаются дать прогнозы на будущее. Образно говоря, аналитическая журналистика уподобляется мозгу, координирующему деятельность всех жизненноважных органов.

Понятно, что профессионалу, работающему в этом виде журналистики необходимы аналитический склад ума, умение не только фиксировать очевидное, но и определять связи между явлениями, безбоязненно принимать на себя ответственность за решения.

Предметом аналитической журналистики выступают актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития. Чтобы во всем этом разобраться, журналисту приходится уточнять причины и условия развития событий, определять скрытые мотивы и намерения действующих в той или иной ситуации, оценивать правильность выбора средств и путей развития ситуации, обоснованности точек зрения и идей. Само собой разумеется, что такие материалы имеют большой объем: невозможно в двух абзацах раскрыть сущность происходящего. Ведь если в информационной журналистике важен факт, то в аналитической - мысль, порожденная фактами, и эмоции автора, порожденные этой мыслью. Вот и появляются аналитические материалы по большей части в журналах, а не в газетах, например.

Исследуя мир, как настоящий ученый, журналист-аналитик пытается сориентировать читателя в общественной жизни, помочь ему определить свою жизненную позицию. А для этого он показывает все события с точки зрения той роли, которую эти события могут сыграть в жизни читателя. Например, насколько факты, предметы, явления удовлетворяют разнообразные потребности человека. Вот, например, как аналитическая журналистика может помочь удовлетворить некоторые из них.

Во-первых, потребностью может быть получение удовольствия от процесса самого труда. Когда человек любит свою работу, то качество производимой продукции во много раз возрастает. Объяснить человеку, в чем прелесть труда, помочь ему понять смысл своей профессии и полюбить свою работу, можно только показав роль и место конкретного человека в общей социальной жизни.

Во-вторых, - результат деятельности. Журналист-аналитик, убедительно показывающий, что создаваемый продукт или усвоенные знания прин


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.