ТЕМА 2. Краеведческие общества на Урале во второй половине XIX в. и их вклад в музейное дело — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

ТЕМА 2. Краеведческие общества на Урале во второй половине XIX в. и их вклад в музейное дело

2017-05-23 378
ТЕМА 2. Краеведческие общества на Урале во второй половине XIX в. и их вклад в музейное дело 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятия: краеведение, краеведческое общество.

Вопросы для обсуждения

1. Уральское общество любителей естествознания.

2. Пермская ученая архивная комиссия.

3. Статистический комитет в г. Уфа.

4. Общество любителей истории, археологии, этнографии Чердынского края.

Методические рекомендации

При работе над данной темой необходимо уделить особое внимание анализу деятельности краеведческих обществ по созданию музеев, рассмотреть историю их появления.

 

ТЕМА 3. Музеи Урала в годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Понятия: эвакуация культурных ценностей, госхранилище.

Вопросы для обсуждения

1. Деятельность уральских музеев в годы ВОВ.

2. Характеристика эвакуированных на Урал фондов музеев Москвы, Ленинграда, Курска, Тулы.

3. Появление новых музеев на Урале в годы ВОВ.

Методические рекомендации

Для подготовки к обсуждению предложенных вопросов необходимо проследить тенденции развития музеев в годы ВОВ, обратить внимание на формы работы музеев. Важным является характеристика тех ценностей, которые были эвакуированы на Урал из центральных музеев страны.

 

ТЕМА 4. «Музейный пик» на Урале в 1960-70 – е гг.

Понятия: «музейный пик», общественно-политический музей, историко-революционный музей, зональная выставка.

Вопросы для обсуждения

1. Основные тенденции развития уральских музеев в 60-70 – е гг. XX в.

2. Появление новых музеев в рассматриваемый период.

3. Общественно-политические музеи и музеи историко-революционного характера.

4. Мемориальные и литературные музеи.

5. Музеи при Академии наук и вузовские музеи.

Методические рекомендации

Для подготовки к обсуждению следует ознакомиться с деятельностью уральских музеев в 1960-70-е гг., определить основные формы работы и обратить внимание на то, что многие краеведческие музеи в этот период времени меняли свой профиль.

 

ТЕМА 5. Уральские музеи регионального значения: история, основные коллекции, современное состояние.

Понятия: проектная деятельность, музейный менеджмент, региональные музеи.

Вопросы для обсуждения

1. Пермский краеведческий музей.

2. Свердловский областной краеведческий музей.

3. Челябинский государственный краеведческий музей.

4. Национальный музей Удмуртской республики им. К. Герда.

5. Национальный музей Республики Башкортостан.

Методические рекомендации

Необходимо проследить историю создания музеев, охарактеризовать их наиболее интересные коллекции и наметить основные виды деятельности на современном этапе, в русле тех тенденций, которые происходят в музейном деле России и мира в целом.

 

ТЕМА 6. Уральские музеи муниципального значения: история, основные коллекции, современное состояние.

Понятия: муниципальный музей.

Вопросы для обсуждения

1. Чердынский краеведческий музей.

2. Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка.

3. Ильинский районный краеведческий музей.

4. Нижнетагильский историко-краеведческий музей.

5. Музей истории и культуры Среднего Прикамья (г. Сарапул).

Методические рекомендации

Необходимо проследить историю создания муниципальных музеев, охарактеризовать их наиболее интересные коллекции и наметить основные виды деятельности на современном этапе, в русле тех тенденций, которые происходят в музейном деле региона, России и мира в целом.

 

ТЕМА 7. Виртуальная экскурсия по уральским музеям (медиа- семинар).

Понятия: виртуальная экскурсия, мономузей, музей под открытым небом, музей современного искусства, частный музей.

1. Мономузеи на Урале.

2. Музеи современного искусства на Урале.

3. Музеи под открытым небом на Урале.

4. Частные музеи на Урале.

Методические рекомендации

Необходимо разделиться на 4 группы и подготовить виртуальную экскурсию (презентация, фильм и пр.) по одной из представленных тем. При подготовке задания необходимо обратить внимание на историю создания, основные коллекции и уникальность музеев.

Формы и методы обучения

В обучении преобладают традиционные методы аудиторной и внеаудиторной работы, которые соответствуют программе формирования компетенций по дисциплине. Используются также элементы проблемного и интерактивного обучения.

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

Данный раздел определяется «Положением об организации самостоятельной работы студентов ПГГПУ», разработанным в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.Самостоятельная работа студентов обеспечивает более глубокое усвоение изучаемого курса и способствует формированию компетенций, закрепленных за дисциплиной и входящих в компетентностную модель выпускника. Данный раздел включает в себя: методические рекомендации студентам, структуру, трудоемкость и план-график самостоятельной работы (далее – СРС).При изучении дисциплины "Музеи Урала" 75% нагрузки (54 часа) отводится на самостоятельную работу. Магистрантам рекомендуется вести конспекты лекций, которые построены с учетом оптимального усвоения изучаемого курса, и имеют важное значение при подготовке к итоговому зачету. Суть практических занятий, на которые отводится 78% аудиторной нагрузки (14 часов), заключается в более углубленном изучении темы на основе привлечения современной специальной литературы. Учитывая неудовлетворительное пополнение фондов библиотек Пермского края, рекомендуется активно пользоваться ресурсами Internet. Для успешного освоения программы, формирования компетенций в рамках курса "Музеи Урала" магистрантам предлагается использовать следующие формы самостоятельной работы: изучение историографии, подготовка докладов, мультимедийных презентаций, подготовка реферата.

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
Конспектирование в рабочей тетради Изучение историографии Подготовка доклада Подготовка мультимедийной презентации Подготовка реферата Оформление реферата по правилам статьи для рецензируемого журнала    
1. Музейное дело на Урале в конце XVII- первой половине XIX в. 2/ 3/ 4/       8/  
2. Музеи Урала во второй половине XIX в. 2/0,05 5/ 6/       13/  
3. Музеи Урала в начале XX в. 2/0,05 4/ 5/       11/  
4. Музеи Урала в 1917-1991 гг. 2/0,05 2/ 4/   4/   12/0,32  
5. Музеи Урала в конце XX- начале XXI в.   1/ 2/0,05 3/     6/  
                     

7.2. План-график самостоятельной работы студентов

№ п/п Формы самостоятельной работы Раздел дисциплины курса Вид сам. работы Сроки (неделя семестра) Форма контроля
Обязат. Допол.
1. Конспектирование в рабочей тетради 1-4     2-14 проверка
2. Изучение историографии 1-5     2-14 Оценка работы на семинарских занятиях, проверка библиографического списка в реферате
3. Подготовка доклада 1-5     2-14 Оценка докладов на семинарских занятиях
4. Подготовка мультимедийной презентации       13-14 Сопровождение выступлений на практических занятиях
5. Подготовка реферата       9-12 Проверка

7.3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению

В процессе изучения дисциплины магистрантам предлагается написать реферат.

Темы рефератов:

1. Коллекционерская деятельность А.Е. и Ф.А. Теплоуховых.

2. Музей при Злотоустовском горном округе как первый музей на Урале.

3. История Пермского музеума.

4. История Пермской государственной художественной галереи.

5. Корпоративные музеи на Урале.

6. Опыт музеефикации археологического объекта. Музей-заповедник «Иднакар».

7. Археологические и этнографические коллекции в уральских музеях.

8. Культурно-массовая и просветительская деятельность музея в 1960-70-е гг. (на примере уральских музеев).

9. Музей как бренд территории (Музей ложки, Музей каски и т.п.).

10. Современная проектная деятельность музеев Урала.

Реферат может быть сдать как в письменном, так и в печатном варианте, оформленном по требованиям предъявляемым к работам подобного рода.

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

 

8.1. Основная литература

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные Примечание
  Основы музееведения: учебное пособие/Отв. Ред. Э.А.Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2005. Основной учебник
  Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М., 2001 Основная литература
  Чернядьева Н.А., Белавин А.М. Становление российских музеев. Вопросы формирования правового статуса. Пермь, ПГПУ, 2004. Основная литература
  Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1-е изд.1998; 2-е изд. 2000. Основная литература

 

8.2. Дополнительная литература

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные   Примечание
  Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989. К теме 1
  Разгон А.М. Этнографические музеи в России (1861-1917) // Очерки истории музейного дела в России. В.3. М., 1961 К теме 2-3
  Полякова М. А. Охрана культурного наследия в России. М., 2005. К темам 1-5
  Овчинникова Б. Б., Чижова Л. В. Музеи России: становление и развитие до начала ХХ в. Екатеринбург, 2002. К темам 1-5
  Акулич Е. М. Музей и регион. Монография. Екатеринбург, 2004. К темам 1-5
  Антипин Н. А. Челябинский краеведческий музей. 1913–1957 гг. Челябинск: ЧОКМ, 2011. – 224 с. К теме 4-5
  Летописцы земли уральской: Материалы к истории челябинского краеведения / сост. В. С. Боже. Челябинск, 1997. – 176 с. К теме 2
  Благотворительность на Урале: парадоксы времен: Науч.-публиц. изд./ Галагузова М. А., Штинова Г. Н., Микитюк В. П., Дорохова Т. С. Екатеринбург: "СВ-96", 2003. К теме1
  Введенский А. А. Дом Строгановых в XVI — XVII вв. М., 1962. К теме 1
  Демидовский временник. Кн.1. Екатеринбург, 1994. К теме 1
  Екатеринбург: Листая страницы столетий (1723-2003). Редкол.: Е. С. Тулисов (гл. ред.) и др. Екатеринбург: ИД "Сократ", 2003 К темам 1-5
  Исследования и исследователи Оренбургского края XVIII — начало XX вв. Свердловск, 1983. К теме 1-2
  Кафенгауз Б. Б. История хозяйства Демидовых в XVIII — XIX вв. Т.1. М.; Л., 1949. К теме 1
  Лотарева Р. М. Города-заводы России, XVIII — первая половина XIX в. Екатеринбург, 1993. К темам1-3
  Неклюдов Е. Г. Уральские заводчики в первой половине XIX века: владельцы и владения. Нижний Тагил, 2004. К теме 1
  От Вятки до Тобольска: церковно-монастырские библиотеки российской провинции XVI — XVIII веков. Екатеринбург, 1994. К теме 1
  Очерки истории культуры и быта старого Невьянска. Люди, памятники, документы / Под ред. В. И. Байдина. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. К темам 2-3
  Юхт А. И. Государственная деятельность В. Н. Татищева в 20-х — начале 30-х гг. XVIII в. М., 1985. К теме 1
  Музей Академии наук СССР и Академий наук союзных республик. М., 1980 К теме 4
  Музеи высших учебных заведений. Аннотированный справочник. М., 1975 К теме 4
  Музеи и выставки. Путеводитель по музеям и выставкам Свердловской области. Свердловск, 1981 К теме 4
  Музеи и власть. Сб. научных трудов. Ч.1, 2 М., 1991. К темам 1-5
  Кузовкова М.В., Устьянцев С.В., Хлопотов С.И. Нижне-Тагильский музей-заповедник.   Екатеринбург, 1993. К теме 4
  Лукьянин В., Никулина М. Прогулки по Екатеринбургу.   Екатеринбург, 1997. К темам 4-5
  Очерки истории музейного дела в России. Вып. 1 - 6. М., 1958 —1968. К темам 1-5
  Пронин Л А Уральский геологический музей. Свердловск, 1985. К теме 4
  Равикович Д.А. Музеи местного края во второй половине XIX — начале XX в. (1861 —1917) Очерки истории музейного дела в России. М., 1960, Вып. 2. К темам 2-3
  Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века: В 2 ч. СПб, 2001. К теме 1
  Хранители памяти. Из истории уральских музеев.   Екатеринбург, 1998. К темам 1-5
  А.В.Гурьева. Вклад Пермской Губернской Ученой Архивной Комиссии в развитие научного краеведения на Урале в конце XIX — начале XX вв. Екатеринбург, 2008 г. К теме 2
  Пирогова Е. П. Пермская ученая архивная комиссия и ее деятели Урал. сб. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1999. Вып. 3. К теме 2
  Ремезовская Т. Б. Из истории Пермской ученой архивной комиссии Архивы Урала. 1996. № 1. К теме 2
  Порозов Г.А. История Уральского общества любителей естествознания   Московское общество испытателей природы / http://www.moipros.ru/?p=2924 К теме 2
  Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия. Челябинск, 1995. К теме 5
  Урал в 1941 – 1945 годах: экономика и культура военного времени: (К 60-детию Победы СССР в Великой Отечественной войне).   Челябинск, 2005. К теме 4
  Урал. XX век. Екатеринбург, 1997. К теме 4

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.