История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Лидерские стили по П. Херси и К. Бланшару

2017-05-23 376
Лидерские стили по П. Херси и К. Бланшару 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск
Категории развития подчиненных   Степень зрелости подчиненных   Лидерский стиль   Характеристика
D1 Низкая «указующий» Лидер должен больше ориентироваться на задачу и меньше на взаимоотношения между людьми.
D2 Средняя (подчиненные хотели бы принять ответственность, но пока не могут этого сделать) «поддержи-вающий» Лидер ориентируется на задачу, дает конкретные указания, инструкции, поддерживая в то же время желания, энтузиазм и инициативность у подчиненных.
D3 Достаточно высокая (подчиненные уже могут, но еще не хотят отвечать за выполнение задачи) «участвующий» Лидер ориентирован в большей мере на людей и в меньшей на задачу; лидер может повысить мотивацию подчиненных, привлекая их к принятию решений и оказывая помощь.
D4 Высокая (подчиненные могут и хотят нести ответственность) «делегирующий» Со стороны лидера наблюдается низкая ориентированность и на задачу, и на людей.

 

Недостатки теории состоят в упрощении деления лидерских стилей, отсутствии последовательного методов измерения уровня зрелости подчиненных и неясности того, будут ли способны руководители вести себя на практике так же гибко, как того требует модель.

В соответствии с «континиумом лидерского поведения» Танненбаума-Шмидта лидер выбирает один из семи образцов поведения в зависимости от силы воздействия трех факторов: самого лидера, его последователей и создавшейся ситуации (рис. 58).

 

 

  Демократический стиль Ориентация на отношения   Авторитарный стиль Ориентация на работу
Источник власти Область свободы действий для последователей          
         
             
        Область применения власти лидером  
       
                 

 

1 2 3 4 5 6 7

 

1 – лидер предоставляет последователям действовать в пределах зоны свободы;

2 – лидер в определенных пределах делегирует решение группе;

3 – лидер выдвигает проблемы, просит дать предложения и принимает решения;

4 – лидер предлагает решения и считает возможным их изменение;

5 – лидер выдвигает идеи и предлагает их обсудить;

6 – лидер убеждает последователей в своих решений;

7 – лидер принимает решения и доводит их до подчиненных.

Рис. 58. «Континиум лидерского поведения» Танненбаума-Шмидта

 

Важное место в этой группе теорий занимает «теория случайностей» Ф. Фидлера. Для измерения и определения лидерского стиля автор предложил использовать шкалу характеристик наименее предпочитаемого работника (НПР). В соответствии с этой шкалой, респонденты, отмечая баллы по каждой из позиций (пример 1), должны описать гипотетическую личность, с которой они бы могли работать наименее успешно.

 

Пример 1

Недружественен                 Дружественен
Приятный                 Приятный
Все отвергающий                 Все принимающий
Напряженный                 Расслабленный

 

По результатам балльной оценки определяется стиль лидера. Лидеры-респонденты, набравшие более высокие баллы, т.е.описавшие своего НПР очень позитивно, обладают стилем, ориентированным на отношения, а набравшие очень низкие баллы имеют стиль, ориентированный на работу.

Таким образом, выделяется два стиля лидерства:

· ориентированный на выполнение задачи (авторитарный лидер);

· ориентированный на общение (демократичный лидер, учитывающий моральный климат в группе, ее общую культуру и ценности).

Выбор стиля зависит от оценки ситуации по трем параметрам (каждый оценивается двумя уровнями – высокий или низкий):

- особенности взаимоотношений «лидер-группа», т.е. привлекательность лидера для его последователей;

- структурированность работы, оцениваемая по следующим составляющим: ясность цели; обоснованность решения (т.е. правильность выбранного решения в представлениях членов группы); множественность средств по достижению цели (обозначение требований и ограничений, связанных с решением задач); специфичность решения, степень возможности принятия альтернативных решений;

- должностная власть лидера, т.е. его возможности поощрения или наказания последователей.

Итак, было рассмотрено 8 ситуаций (рис. 59).

                 
Взаимоотношения руководителя и подчиненных   Хорошие   Хорошие   Хорошие   Хорошие   Плохие   Плохие   Плохие   Плохие
Формулировка и структурированность задачи   Четкая   Четкая   Нечеткая   Нечеткая   Четкая   Четкая   Нечеткая   Нечеткая
Должностные полномочия руководителя   Сильные   Слабые   Сильные   Слабые   Сильные   Слабые   Сильные   Слабые
Предпочтительны руководители, ориентированные на создание коллектива и налаживание отношений                
Предпочтительны руководители, ориентированные на создание организационно-технических условий                

Рис. 59. Модель лидерства Ф. Фидлера

 

Среди ситуационных теорий лидерства выделяются мотивационные теории, рассматривающие поведение человека, исходя из положения «стимул–реакция», и определяющие зависимость эффективности действий лидера от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность эффективно выполнять поставленные задачи, на чувство удовлетворения от деятельности.

Помимо известных теории потребностей А. Маслоу, двухфакторной теории Ф. Герцберга, следует назвать теорию «путь–цель» Р. Хауса и Т. Митчелла. Здесь в основе оценки эффективности действия лидера лежит степень возрастания мотивации последователей, ведущей к достижению цели. Лидер влияет на последователей через наставничество, разъяснение перспектив, направление усилий на достижение целей, формирование таких потребностей, которые лидер в состоянии удовлетворить, а затем и удовлетворение этих потребностей (рис. 60).

 

 
 

 

 


препятствие

 

Рис.60. Теория «путь–цель» Р. Хауса и Т. Митчелла

 

Модель описывает четыре стиля лидерства:

· стиль поддержки, эффективный в ситуациях, когда у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу;

· директивный (инструментальный) стиль, когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности. Это связано с тем, что подчиненные в ситуациях, когда от них ничего не зависит, для быстрого выполнения задания предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно сделать, и создавали необходимые условия работы;

· поощряющий стиль, который ориентирован на участие подчиненных в принятии решений, и наиболее соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управленческой деятельности;

· стиль, ориентированный на достижение цели, который эффективен, когда последователи стремятся к высоким результатам и могут их достичь. Руководитель ставит посильные задачи, создавая необходимые условия, и ожидает, что подчиненные без принуждения их решают.

Мотивационные теории достаточно практичны в том смысле, что помогают лидерам осуществлять одну из основных ролей руководителя по управлению персоналом – направлять подчиненных и оказывать им поддержку. Но с другой стороны, концентрация внимания на лидере не подразумевает вовлечения в процесс принятия решений последователей.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.