Понятие «Реконструкция автомобильных дорог» — КиберПедия


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятие «Реконструкция автомобильных дорог»



Действующие в настоящее время нормативные источники (в том числе отраслевые стандарты и классификаторы) не содержат достаточно конкретной формулировки термина «реконструкция» автомобильных дорог. В авторских публикациях понятие «реконструкция» применительно к автомобильным дорогам трактуется по-разному; чаще всего оно определяется целью выполнения работ – повышением качества существующих дорог. Однако с этой же целью осуществляются и другие виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и пр.). Поэтому при планировании приоритетных направлений использования финансовых средств нередко возникают затруднения в решении вопроса; к какому виду дорожно-строительной деятельности относится комплекс работ, которые необходимо осуществить с целью совершенствования (повышения) технического уровня и эксплуатационного состояния существующих дорог.

Поскольку классификацией [1] не установлены четкие границы между реконструкцией и капитальным ремонтом, то в практике планирования наиболее «острые дискуссии» между заинтересованными организациями (лицами) возникают при обосновании именно этих видов дорожных работ. Следовательно, для грамотного и объективного обоснования того или иного вида работ вопрос терминологии имеет немаловажное значение и требует более подробного его изложения.

На необходимость конкретизации термина «реконструкция дорог» обращали особое внимание ведущие ученые и производственники еще с начала 50-х годов прошлого столетия. Однако и сегодня этот термин не имеет четкого однозначного определения.

Проф. Бабков В.Ф. в работе, ставшей классической [2], замечает, что «… деление работ по улучшению дорог на капитальный ремонт и реконструкцию весьма условно. Оно связано в настоящее время с использованием разных источников финансирования и включением их в разные планы». Совершенно очевидно, что сказанное Бабковым относится к условиям планового ведения хозяйства и неприемлемо в настоящее время. Не затрагивая вопросов финансирования, Бабков заключает «… под реконструкцией дороги подразумевается перестройка дороги или отдельных участков с расчетом на изменившиеся условия движения с обязательным проведением комплекса работ, повышающих транспортно-эксплуатационные качества, удобство и безопасность движения по дороге». Такое определение термина «реконструкция дорог» основано на цели ее выполнения. Но, как уже ранее отмечено, такой подход не позволяет установить строгие границы между капитальным ремонтом и реконструкцией.

Попытка некоторых авторов конкретизировать термин «реконструкция» в зависимости от объемов и вида работ не состоятельна, поскольку действующая в настоящее время нормативная документация вообще не регламентирует виды дорожных работ, подлежащие выполнению при реконструкции. [приказ № 160].

Проф. Васильев А.В. в своих публикациях обращает особое внимание ученых и специалистов на необходимость четкого определения понятия «реконструкция автомобильной дороги». При этом в работе [приказ № 160] Васильев так формулирует данное понятие: «Реконструкция дорог – это комплекс работ, связанных с повышением технических параметров дороги и дорожных сооружений, в результате которых увеличиваются пропускная способность и повышается безопасность движения». И в той же статье он отмечает, что «улучшение транспортно-эксплуатационных характеристик может быть выполнено как при реконструкции, так и при ремонте дороги, но в различных объемах». Обосновывая данный термин, Васильев А.П. допускает возможность реконструкции «… без перевода дороги в более высокую категорию». Такое допущение практически ставит знак равенства между реконструкцией и капитальным ремонтом, поскольку планируются они с одной и той же целью, а комплекс работ, необходимых для повышения технического уровня и других характеристик дороги, определяется ее фактическим состоянием и не нормирован.

Здесь необходимо подчеркнуть особо, что классификация видов и состава дорожных работ [1] также не исключает возможности реконструкции дороги без повышения ее категории. Согласно данному документу, утвержденному распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ (№ ИС-5р от 03.01.2002 г.): «Реконструкция дороги – это увеличение ее пропускной и несущей способностей путем изменения на отдельных участках плана и продольного профиля, коренного переустройства дорожной одежды, земляного полотна и дорожных сооружений, как правило, с переводом в более высокую категорию …».

Из данной формулировки следует, что по классификации 2002 г. реконструкция дорог может осуществляться как с повышением, так и без повышения их категории. Классификация 2007 г. [4], утвержденная Минтрансом России (приказ № 160 от 12 ноября 2007 г.), также не решает проблемы термина «реконструкция» дороги, поскольку в ней вообще не рассматривается данный вид дорожных работ.

Для «… избежания путаницы в терминологии…» проф. Васильев А.П. и другие авторы работы [5] предлагают разделить понятие «реконструкция» на «полную реконструкцию» и «частичную реконструкцию». При этом термин «полная реконструкция» означает «… коренное переустройство дороги с переводом ее в более высокую категорию с целью приведения дороги в полное соответствие с требованиями сложившегося и перспективного движения автомобилей».

«Частичная реконструкция» означает «… совершенствование и повышение параметров и характеристик дороги с целью улучшения ее транспортно-эксплуатационных показателей в пределах установленных норм для дороги данной категории без увеличения ширины земляного полотна на основном протяжении». Другими словами, при «частичной реконструкции» восстанавливаются только переменные параметры существующей дороги, ее эксплуатационные характеристики: ровность, прочность, сцепные качества покрытия и др., а ее геометрические параметры (радиусы кривых, количество полос движения, их ширина и др.) остаются в пределах значений, установленных для категории существующей дороги. Следовательно, при «частичной» реконструкции существующая дорога остается в той же категории, а при «полной» ее категория повышается.

Формулировка терминов «полная» и «частичная» реконструкция обеспечивает однозначное их понимание. Однако отраслевыми и другими стандартами не предусмотрено деление реконструкции на «полную» и «частичную», т.е. данные термины не имеют статуса нормативных, а ссылка на авторскую терминологию не может считаться достаточной при обосновании вида дорожных работ.

Для решения проблемы обоснования видов и объемов работ, по заданию Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор) группой ученых и специалистов (при научном руководстве д-ра техн. наук Васильева А.П.) разработана «Классификация работ по модернизации, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» (проект), Согласно проекту классификации [6] под реконструкцией дороги следует понимать «… комплекс работ по перестройке всех или части дорожных сооружений и их элементов с переводом существующей дороги в более высокую категорию, параметры и характеристики, которые соответствуют нормативным требованиям к ее потребительским свойствам при возросшей и прогнозируемой интенсивности движения на период до очередной реконструкции».

Такое определение понятия «реконструкция дороги» достаточно конкретно и по своей сути оно содержит два основных условия реконструкции:

- категория существующей дороги всегда повышается;

- проектирование реконструкции должно осуществляться по принципам и требованиям строительных норм и ГОСТов, установленным для дорог более высокой категории, чем для существующей. При этом категория должна назначаться в зависимости от прогнозируемой интенсивности движения «… на период до очередной реконструкции». За продолжительность периода, очевидно, следует принимать расчетный срок службы, рекомендуемый ОДН 218.046-01 [7], в зависимости от категории дороги, типа дорожной одежды и дорожно-климатической зоны (ДКЗ).

Необходимость обоснования категории дороги в зависимости от прогнозируемой интенсивности движения объясняется прежде всего тем, что СНиП 2.05.02-85* [8] установлены рекомендуемые и допустимые значения геометрических параметров элементов дороги. Этот факт также затрудняет обоснование вида планируемых работ, поскольку практически невозможно доказать, доводятся ли параметры дороги до основных (рекомендуемых) для фактической категории дороги или они повышаются до предельно допустимых для дороги более высокой категории. Например, если существующая дорога III категории построена по допустимым нормами значениям радиусов кривых в плане, уклонов, других геометрических параметров (Rпл.= 600 м, i= 50‰ и т.д.), то доведение этих параметров до значений, допустимых для дороги II категории (до Rпл= 800 м и i = 40‰), вовсе не означает, что существующая дорога переведена во ΙΙ категорию. Следовательно, действующие строительные нормы не позволяют дать прямой ответ на вопрос, переводится ли существующая дорога в более высокую категорию.

В порядке информации заметим, что проектом классификации 2006 г. вводится новый термин – «модернизация дороги», который определяется как «… комплекс работ по развитию и совершенствованию геометрических параметров плана и продольного профиля, уширению и усилению земляного полотна и дорожной одежды, искусственных и других дорожных сооружений с учетом роста интенсивности движения и осевых нагрузок в пределах норм, соответствующих фактической категории существующей дороги».

В заключение вопроса о терминологии, принятой в нормативной и другой литературе, можно констатировать следующее:

- формулировка терминов «реконструкция» и «модернизация» в проекте классификации видов работ 2006 г. обеспечивает однозначное их понимание, что существенно важно при распределении инвестиций и планировании видов дорожных работ. К сожалению, различия между модернизацией и капитальным ремонтом по данной классификации выражены не столь четко; разграничение их состоит в том, что модернизация должна производиться комплексно по всем сооружениям и элементам дороги на всем ее протяжении, а при капитальном ремонте допускается проведение выборочного ремонта отдельных участков и элементов дороги;

- для объективного обоснования вида дорожных работ (реконструкции, капитального ремонта и пр.) на переходный период (до утверждения в установленном порядке и ввода в действие новых отраслевых стандартов) при планировании расходов на улучшение (совершенствование) существующей транспортной сети, на наш взгляд, можно руководствоваться терминологией, предложенной в проекте классификации Росавтодора [6]. Для принятия проектных решений с целью реконструкции дороги необходимо обязательное соблюдение технической классификации по ГОСТ Р 52398-2005 [9] и требований ГОСТ Р 52399 [10], распространяющихся на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования.






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.