О Нушинраване, его визире и мудрости — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

О Нушинраване, его визире и мудрости

2017-05-23 269
О Нушинраване, его визире и мудрости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В то время, когда страной правил Хосров Нушинраван и визирем был Бузурджмихр, приехал посланник из Рума. Нушинраван сел на трон, как принято у персидских царей, пригласил посланника во дворец. Он должен был вручить посланнику приёмную грамоту через Бузурджмихра, чтобы похвастаться своим умным визирем. Обратился он перед послом к визирю: «О такой-то, ты знаешь обо всём, что есть в мире...», и хотел, чтобы тот ответил: «Знаю». Но Бузурджмихр сказал: «Нет, о господин». От такого ответа Хосров расстроился и спросил: «Так кто же знает всё?». Бузурджмихр ответил: «Всё может знать только совокупность всех людей вместе. Но совокупность ещё не родилась от матери».

Поэтому не считай себя мудрым, потому что только когда ты признаешь себя невеждой, тогда станешь мудрецом: ведь самый мудрый тот, кто знает, что он ничего не знает, как сказал философ.

О красноречии и о том, чего не следует говорить

Однажды во времена правления эмира Бу-с-Сувара, в тот год, когда я вернулся из хаджа, я отправился на священную войну в Гянджу близ Рума. Эмир Бу-с-Сувар был великим, стойким, умным, учёным, красноречивым, справедливым и дальновидным царём. Он был серьёзным человеком, но любил иногда и немного пошутить. Когда я был у него на приёме, он тепло и радушно принял меня. Мы долго беседовали с ним обо всем. Эмир остался доволен нашей беседой. Он был так добр со мной, оказал мне столько милости и уважения, что я несколько лет оставался в Гяндже, бывал на многих приёмах. Эмир расспрашивал меня о многом. Как-то зашла речь о нашей области Гурган. Я рассказал, что в Гургане есть деревня, которая расположена у подножья горы. Вдалеке от деревни есть родник. Чтобы принести воды из родника, женщины собираются вместе. Каждая идет с кувшином, и они набирают воды из родника, ставят кувшин на голову и возвращаются в деревню. Одна из этих женщин всегда идёт впереди без кувшина и смотрит на дорогу. В той местности есть зеленый червь. Если она увидит червя, она убирает ого с дороги, чтобы другие женщины не наступили на него. Если одна из женщин случайно наступит на этого червя, то вода в кувшине тут же протухнет, так что придётся её вылить, вернуться к роднику, сполоснуть кувшин и заново набрать воды.

Когда мой рассказ подошёл к концу, лицо эмира изменилось. Я долго не мог понять, почему эмир нахмурился, что же такого я сказал, что ему так не понравилось. Прошло несколько дней, и я услышал от Пирузана* Дейлеми, что эмир на меня жаловался и сказал: «Зачем он рассказал мне небылицу об этой деревне и обманул, как маленького ребёнка? Зачем такой умный и уравновешенный человек солгал такому, как я?»

Услышав это, я сразу же выслал гонца в Гурган, чтобы тот доставил доказательства о существовании такой деревни и такого червя. Спустя четыре месяца гонец вернулся с доказательством о существовании тех червей, и я положил их перед Бу-с-Сувара. Эмир улыбнулся и сказал: «Я и сам знаю, что такой человек, как ты, не скажет ложь, особенно мне. Но зачем говорить такую правду, на которую ты потратил четыре месяца, и зачем нужна такая правда, для доказательства которой пришлось собирать показания двухсот свидетелей?»

О женщине, упрекнувшей Бузурджмихра, и его достойном ответе

Во времена правления Хосрова Нушинравана одна женщина пришла к визирю Бузурджмихру и спросила его о чём-то. Бузурджмихру в это время было не до того, он не вдумался в слова этой женщины и сказал: «О женщина, того, о чем ты спрашиваешь, я не знаю».

Женщина воскликнула: «Если ты не знаешь ответа на такой вопрос, зачем зря пользуешься милостями шаха?» Бузурджмихр ответил: «Шах платит мне за то, что я знаю, а за то, чего не знаю - ничего не платит. Если не веришь моим словам, иди и спроси шаха, даёт ли он мне что-нибудь за то, чего я не знаю».

В делах, сын, не превышай меры и считай неумеренность вредной. Во всяком деле держись середины, так как Господь сказал: «Лучшее из дел среднее из них».

Все, что говоришь, говори обдуманно, чтобы не пожалеть о сказанном, так как предусмотрительность - другая сторона дельности.

 

О стыде и стыдливости

Стыд зачастую приносит людям мучение и вред, хотя сказано, что «стыд принадлежит к вере». Но нельзя быть таким стыдливым, чтобы от застенчивости не совершать оплошности и не допускать вред в делах и поступках. К сожалению, очень часто приходится поступать, забыв о стыде, чтобы добиться осуществления своих целей. Стыдись ругани, неблагородства, нечистоплотности, невоздержанности и лжи.

Не стыдись правильных дел, так как многие из-за стыдливости не могли добиться своей цели.

Если стыдливость, застенчивость - плод веры, то нищета - плод стыдливости. И потому необходимо знать, когда нужна стыдливость, когда - бесстыдство. Ведь говорят: «Предпосылка блага и зла - тоже стыд».

 

Сон Харун ар-Рашида

Однажды халиф Харун ар-Рашид видел дурной сон: приснилось ему, что у него выпали сразу все зубы. Он был очень расстроен. Утром халиф позвал к себе толкователя снов и просил растолковать свой сон. Тот ответил: «Да продлится жизнь повелителя праведных! Все твои близкие и родственники умрут прежде тебя, и никого после тебя не останется».

Харун ар-Рашид очень расстроился и приказал: «Дайте этому толкователю сто палок, как он может говорить мне в лицо такие горестные слова! Если вся моя родня умрёт раньше, кем я буду тогда?»

Привели другого толкователя снов. Харун и ему рассказал свой сон. Толкователь сказал: «Сон, который видел повелитель, означает, что жизнь повелителя правоверных будет долговечнее, чем жизнь всех его родственников».

Харуну ар-Рашиду слова этого толкователя понравились, и он сказал: «Указания разума едины. Разгадка второго ясновидца не отличается от первого, но способы выражения мысли сильно отличаются». Харун пожаловал этому человеку сто динаров.

Красноречивый человек тот, кто знает толк в словах, и что бы он ни сказал, сразу покажет людям, что он из мудрых людей.

 

Портной, попавший в кувшин

В городе Мерве около ворот города, возле кладбища, была мастерская одного портного. Портной повесил на гвоздь кувшин. И была у него такая привычка: каждый раз, когда из ворот города выносили на кладбище покойника, он бросал камень в тот кувшин. Каждый месяц он подсчитывал камни, сколько человек было вынесено и похоронено на кладбище. Затем освобождал кувшин и опять бросал в него камни.

Прошло какое-то время, умер и сам портной. Однажды пришёл к портному какой-то человек, который не слыхал про его смерть. Увидев, что двери мастерской закрыты, он спросил у соседа: «Вы не знаете, где портной?». Сосед ответил: «Портной тоже попал в кувшин».

Будь трезв, сын, и молодостью не обольщайся. В каком бы ты состоянии ни был, проси прощения у Господа и страшись смерти, чтобы не упасть, как тот портной, внезапно в кувшин вместе со своими грехами.

 

Посох старика

Жил один старец лет ста. Он согнулся пополам, весь трясся и ходил, опираясь о посох. Один юноша с насмешкой сказал ему: «Эй, шейх, сколько ты заплатил за этот лук? Я себе тоже хочу купить такой!»

Старик ответил: «Если подождёшь (немного) и доживешь (до старости), тебе даром подарят. От старости сохраниться не сможешь, даже если захочешь».

О видимости и сущности

Был среди хаджибов моего отца старик, которому было за восемьдесят. Как-то решил он купить коня. Привели ему откормленного, здорового на вид коня, хорошей масти, крепкого на ноги. Старик посмотрел на коня, одобрил и предложил даже цену за него, но когда посмотрел зубы, увидел, что лошадь - старая, и не купил. Я спросил его: «Почему ты не купил этого коня? Его забрал кто-то другой».

Старик ответил: «Он человек молодой, про недуги старости ничего не знает, а конь на вид хорош. Он этим и обманулся, это понятно, но я о страданиях и мучениях, слабостях и горестях старости хорошо знаю, Мне нельзя было бы простить, если бы я купил этого старого коня».

Волос на куске

Однажды Сахиб - и - Аббад вместе с родственниками и сотрапезниками сидели за едой. Один человек достал кусок из касы. На том куске был волос. Сахиб увидел и сказал: «Убери волос с куска».

Человек отложил кусок, встал и ушёл. Сахиб приказал вернуть его. Когда мужчина вернулся, Сахиб его спросил: «О такой-то, скажи, почему же ты ушёл не поев?»

Тот ответил ему: «Мне не хотелось бы есть хлеб того человека, который видит волос на моем куске». Сахибу стало стыдно от таких слов. Если хочешь, чтобы Господь Всевышний быть доволен тобой, не смотри на тех, у кого положение лучше, смотри на тех, у кого положение хуже твоего, чтобы всегда быть благодарным Господу Всевышнему. А если обеднеешь, старайся разбогатеть разумом, так как богатство разумом лучше, чем богатство добром. Ведь разумом богатство можно добыть, а богатством разума не накопишь. Невежда быстро обнищает, а разум ни вор не может унести, ни вода, ни огонь не могут погубить. Если у тебя есть разум, учись чему-нибудь, ибо разум без умения - тело без одежды или человек без лица, ведь образование - лицо разума.

Нушинраван

Однажды Мамун пошёл к гробнице, где был похоронен Нушинраван. Его останки сгнили и превратились в пыль. Высоко на стене склепа было написано золотом несколько слов на языке пехлеви. Мамун приказал вызвать переводчиков. Они прочитали и перевели надписи на арабский, а затем на персидский язык.

Прежде всего было сказано: «Пока я был жив, все рабы божьи имели удел от моей справедливости, и никто не уходил от меня, не получив блага от моего милосердия. Теперь у меня нет сил. Я не нашёл другого выхода, чтобы написать эти слова на стене; если кто-нибудь и когда-нибудь, придя ко мне на поклон, прочитает эти слова и будет знать их, тогда он не окажется лишённым милости моей, и будут эти слова и речи мои наградой за труды тому человеку».

Советы Нушинравана

§ Пока день и ночь сменяют друг друга, не удивляйся превратности

судьбы.

§ Почему люди раскаиваются в своих делах, в которых они уже

раскаивались?

§ Почему спокойно спит тот, кто знаком с царём?

§ Почему считает себя живым тот, чья жизнь сложилась не по

его желанию?

§ Почему, будучи другом одного человека, ты становишься

врагом другого?

§ С людьми бесталанными не дружи, бесталанные люди ни в друзья не годятся, ни во враги.

§ Берегись невежды, который считает себя умным,

§ Будь справедлив, чтобы не нуждаться в справедливом суде.

§ Говори правду, даже если она будет горькой.

§ Если хочешь стать богатым без труда, будь

нетребовательным.

§ Лучше умереть с голоду, чем быть сытым в унижении.

§ Если хочешь, чтобы твою тайну не знал враг, не говори её

другу.

§ Если время не обучило, то на обучение никому не надо тратить

усилий, ибо усилия эти пропадут напрасно.

§ Если не хочешь много печали, не будь завистником.

§ Если не хочешь, чтобы тебя считали безумцем, не ищи того,

что нельзя найти.

§ Если хочешь быть достойным, знай достоинство людей.

§ Если хочешь считаться благородным, не допускай к себе

алчности и не давай ей места в сердце.

§ Если не хочешь причинить вреда сердцу, то никакими

лекарствами не лечись, с безумцами не беседуй.

§ Если хочешь, чтобы язык твой был длинным, пусть руки твои

будут короткими.

§ Если хочешь считаться справедливым, старайся, чтобы твоим

подданным было хорошо.

§ Если хочешь иметь много друзей, не сей вражду.

§ Если хочешь, чтобы на тебя не пало порицание простых людей.

хвали их.

§ Нуждаться в том, кто ниже тебя,- великое бедствие, ибо лучше

умереть в воде, чем просить пощады у лягушки.

Ты своим знанием не гордись

Ты своими знаниями не гордись. Если встретится тебе дело, то даже если у тебя есть способности выполнить его, ты не упорствуй в своем мнении. Всякий, кто упорствует в своем мнении, всегда пожалеет об этом. И беседы с пожилыми не стыдись, советуйся с мудрыми старцами и искренними друзьями. Ведь и Мухаммеду-избраннику, учителем и устроителем дел которого был сам Господь Всевышний, и при его мудрости и пророческом даре все же бог сказал: «И совещайся с ними в деле», и ещё сказал: «О, Мухаммед, советуйся с этими избранными и друзьями своими, ибо замыслы от вас, а одоление от меня, Господа».

И знай, что мнение двух человек - не то, что мнение одного, ибо нельзя увидеть одним глазом то, что видно двумя. Так же, как одна рука не сможет поднять то, что поднимут две руки. Разве ты не видишь, что когда заболеет врач и болезнь его станет тяжелой, он не прибегает к собственному лечению. Он приводит другого врача и, расспросив его, лечит себя, если даже он очень мудрый врач.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.