Оценка психического состояния — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Оценка психического состояния

2017-05-22 528
Оценка психического состояния 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

yfrf ■------------------------------------------------------- Показатель Оценка, баллы Разновидность, степень выраженности состояния
Нервно-психическое напряжение Астеническое состояние Настроение    

Заключение и рекомендации

Перевод Шкала для ответов
-3 -2 -1   +1 +2 +3
Прямой              
Обратный              

Обработка данных предполагает преобразование ответов в баллы по правилу либо прямого перевода, либо обратного. Баллы подсчитываются по каждому из 15 компонентов мотивационной структуры с помощью специального ключа. Номера тех высказываний, ответы на которые преобразуются в баллы по правилу прямого пере-

вода, даны без индексов, а высказывания, преобразуемые по правилу обратного перевода, снабжены индексом «о».

При анализе результатов следует учитывать, что ситу-'А'аЦйя, возникающая при предъявлении задания субъекту; является проблемной и порождает в нем мотиваци-онный отклик, на основе которого строится система постановки и решения задачи. Проблемная ситуация -приводит к актуализации целого ряда потребностей, среди которых находятся познавательные, социальные и более высокого уровня индивидуальности, самосознания, в частности потребность сохранения и повышения самоуважения или ценности своего «Я».

На основе этих потребностей субъект оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозирует возможные последствия. Первоначальные оценки могут меняться* корректироваться по ходу работы над заданием. Поэтому мотивация, соответствующая напряженной деятельности, связанной с достижением цели определенного уровня трудности, включает целый ряд элементов, характеризующих особенности взаимодействия субъекта со средой. Прежде всего потенциальную структуру мотивации образуют элементы, соответствующие актуализированным в ситуации выполнения задания потребностям. В связи с особенностями учебной деятельности, а также в целях необходимой обобщенности описания исследовались только названные далее мо-тивационные элементы, или мотивы. -. -Внутренний мотив (компонент 1), связанный непосредственно с процессом деятельности, является обобщенным и выражает увлеченность заданием самим по себе, теми аспектами, которые придают выполнению задания привлекательность. •

-•■Познавательный мотив (компонент 2), характеризующий интерес субъекта к результатам своей деятельности,, также является обобщенным, так как за ним может стоять достаточно широкий круг более частных мотивов, удовлетворение которых опосредовано результатом. - Мотиву избегания (компонент 3) свойственна отрицательная побуждающая ценность результата, а именно

10-3755 289

 

 

боязнь показать низкий результат и вытекающих из этого последствий, в отличие от предыдущего, содержание которого составляет положительное стремление к результату.

 

Состязательный мотив (компонент 4) более специальный. Его содержание определяется тем, насколько субъект придает значение такой характеристике результата, как превышение уровня результатов других субъектов. За этим мотивом может стоять группа более частных мотивов.

Мотив к смене текущей деятельности (компонент 5) раскрывает переживаемую субъектом тенденцию к прекращению работы, которой он занят в данный момент, и переключению на другую.

Мотив самоуважения (компонент 6) выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.

Рассмотренные мотивы отражают те характеристики ситуации, которые выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к тому или иному образу действия.

Другую группу образуют элементы, которые отражают причинно-следственные отношения и выступают в качестве необходимых условий деятельности, связанной с достижением достаточно трудных целей. Часть этих элементов относится к текущему положению дел и отражает результаты таких процессов, как придание личностной значимости результатам деятельности (компонент 7), оценка сложности выполняемого задания (компонент 8), оценка степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием (компонент 9), оценка уровня уже достигнутых результатов, соотнесенных со своими возможностями в этом виде деятельности (компонент 10), оценка своего потенциала (компонент 11).

Другие элементы отражают предвидимый или планируемый субъектом ход последующих событий: намеченный уровень мобилизации усилий, необходимый для достижения результатов (компонент. 12), и ожидаемый уровень результатов деятельности (компонент 13). Важное

значение для развертывания целостной мотйвационной структуры имеет понимание субъектом причинных факторов, являющихся инструментальными в ходе развития взаимодействия.

'•' К ним относятся понимание субъектом того соотношения, в котором находится зависимость результата от случайности и от его собственных возможностей (компонент 14), а также понимание того, насколько постановка задач является инициативной и насколько директивной (компонент 15). Таким образом, первая часть элементов связана с оценочными процессами, вторая — с процессами прогнозирования и третья — с процессами интерпретации.

'. Перечисленные элементы представляют собой потенциальные компоненты реальных индивидуальных моти-вационных структур, возникающих в ходе выполнения заданий. В этих структурах центральное место занимают мотивационные компоненты, а среди них — компонент самоуважения. Однако актуализация компонента самоуважения происходит на основе других «опорных» мотива-ционных компонентов.

Предполагается, что выраженность компонента самоуважения соответствует экспериментальной оценке уровня притязаний. Однако опросник позволяет выявить некоторые особенности внутреннего мира субъекта, которые обычно остаются неизвестными при использовании экспериментальных показателей. К ним относятся «опорные» мотивы, на основе которых происходит вовлечение «Я» субъекта в деятельность и формирование его уровня притязаний, эффекты разнообразных когнитивных и регулятивных процессов, составляющих вместе с мотивами внутренний механизм уровня притязаний.

Так как нормативных данных для опросника нет, то каждый индивидуальный результат может быть оценен в сравнении с показателями группы. Кроме того, оценки каждого компонента мотйвационной структуры позволяют построить индивидуальный профиль, в котором представлены количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами.

10*


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.