Схема нейропсихологического исследования взрослых с критериями оценок. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Схема нейропсихологического исследования взрослых с критериями оценок.

2017-05-22 986
Схема нейропсихологического исследования взрослых с критериями оценок. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. нейропсихологическое исследование проводится с целью описания нарушений высших психических функций и выделения тех факторов, которые лежат в их основе (нарушений анализа и синтеза, патологической инертности нервных процессов, инактивности и др.). 2. исследование начинается с тщательного ознакомления с историей заболевания и данных неврологического исследования; затем проводится беседа в целях составления общей характеристики состояния больного, после чего – нейропсихологическое исследование различных психических процессов. 3. Результаты нейропсихологического исследования заносятся на отдельные страницы схемы. В правой части страницы дается оценка выраженности симптома (симптом отсутствует, выражен слабо, выражен сильно). После каждого раздела отмечаются качественные особенности протекания психического процесса (пассивность, импульсивность, тенденция к эхопраксии, эхолалии, персервации и т.д.). 4. В специальных случаях (например, при изучении агнозий, афазий) могут вводиться дополнительные задачи, для которых в конце тетради оставлены чистые страницы. 5. В «Заключении» дается количественный анализ полученных данных: согласно схеме формируется синдром, наблюдаемый у больного и указывается локализация поражения мозга. Краткое изложение данных истории болезни. ● Ф.И.О. ● № истории болезни ● образование ● профессия ● правша, левша, переученный левша, амбидекстр ● наличие левшевства в роду ● дата поступления ● предварительный диагноз ● верифицированный диагноз ● краткая характеристика нейропсихологического синдрома: 1. Краткие анамнестические сведения (динамика основных симптомов). 2. Нарушения сна и бодрствования. Обменные нарушения. 3. Неврологические симптомы (ч/м нервы, двигательная сфера, чувствительная сфера, рефлексы). 4. Офтальмологические симптомы. 5. Отоневрологические симптомы. 6. ЭЭГ (описание и оценка). 7. Данные люмбальной пункции (ликворное давление, белок, цитоз). 8. Рентгенологические симптомы - краниография, - каротидная ангиография, - вертебральная ангиография - пневмоцистернография, - пневмоэнцефалография, - вентрикулография: - воздушной, - с майодилом - компьютерная томография. 9. Резюме клинического заключения. 10. Дата и данные операции (название операции, гистологическое исследование операционного материала). 11. Патологоанатомический диагноз (с указанием № вскрытия).  
Общая характеристика больного
Симптомы
Состояние сознания нет слабо сильно  
● Ясное        
● Колеблющееся        
● Просоночное        
Психическая активность        
● полная        
● истощаемость        
● заторможенность        
● инактивность        
● аспонтанность        
● двигательная аспонтанность        
● брадикинезия        
● речевая аспонтанность        
● брадикинезия        
● возбуждение общее        
● расторможенность        
● речевое возбуждение        
● многоречивость        
● резонерство        
Жалобы        
● активные        
● при расспросе        
Ориентировка        
● в месте        
● во времени        
● прошлом        
● текущем дне        
● реакция на нарушение ориентировки        
● растерянность        
● конфабуляции        
● отсутствие реакции        
Критика        
● к своей болезни        
● к своему поведению        
● к частным дефектам        
● к ошибкам в исследовании        
● отношение к другим людям        
Состояние эмоциональной сферы        
● ослабление эмоций        
● безразличие        
● отсутствие эмоций        
● усиление эмоций        
● напряженность        
● страхи        
● тревожность        
● депрессия        
● эйфория        
● извращение эмоций        
● неадекватность        
● пуэрильность        
● негативизм        
● эмоциональная лабильность        
● инертность (вязкость)        
● насильственные эмоциональные реакции        
● смех        
● плач        

 

Исследование внимания      
Симптомы нет слабо Сильно
Характеристика непроизвольного внимания      
● элементы целевого поведения (эхопраксия, эхолалия)      
● бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций      
Характеристика произвольного внимания      
● результаты клинического наблюдения      
● результаты корректурной пробы      
● результаты пробы Крепелина      
● результаты пробы на зрительное внимание      
Исследование эмоциональных реакций      
Симптомы нет слабо сильно
Жалобы на нарушение эмоций      
● изменения характера, безразличие, раздражительность, тревога и пр.      
Восприятие эмоционального выражения лиц на фотографиях      
Восприятие эмоционального тона рассказов      
Данные тестов Роршаха, ТАТ и др.      
Результаты запоминания и воспроизведения «эмоциональных» и «неэмоциоанальных» слов      

 

Исследование зрительного и зрительно-пространственного гнозиса      
Субъективная оценка зрительных функций, анамнестические данные: фотопсии, зрительные галлюцинации, простые, сценоподобные, временные нарушения зрения и т.п      
Симптомы нет слабо Сильно
Предметный гнозис      
● узнавание реальных объектов (10-ти)      
● узнавание реалистических изображений (10-ти)      
● узнавание контурных изображений (5-ти)      
● узнавание перечеркнутых изображений (8-ми)      
● узнавание фигур Поппельрейтера      
● узнавание конфликтных (составных) фигур (рыба-заяц, заяц-рыба и др.)      
Объем зрительного восприятия (одновременное схватывание двух, трех фигур)      
● игнорирование стороны      
Узнавание лиц      
● непосредственное      
● знакомых портретов (выделение их из знакомых)      
● идентификация портретов по следам      
Цветовой гнозис      
● подбор оттенков по эталону      
● то же на следах      
● называние цветов      
Оптико-пространственный гнозис      
● узнавание времени на часах      
● узнавание времени на схематических часах      
● расстановка стрелок на «немом» циферблате      
● ориентировка в схеме географической карты (обозначение частей света, хорошо знакомых городов, рек и т.п.)      
● рисование плана планеты      
Деление линии (наличие ассиметрии)      
Рассматривание группы фигур и сложных изображений (игнорирование стороны)      
Буквенный гнозис      
● узнавание букв в разных шрифтах      
● узнавание букв в зеркаьном изображении      
● узнавание наложенных и перечеркнутых букв      
Цифровой гнозис      
● узнавание цифр: ● арабских ● римских      
● узнавание цифр: ● наложеных ● зеркально изображенных ● перечеркнутых      

 

Исследование соматосенсорного гнозиса Исследование слухового гнозиса и слухо-моторных координаций Исследование действий и движений
Исследование соматосенсорного гнозиса      
симптомы нет слабо сильно
Проба на локализацию прикосновения      
● одного      
● двух (на одной руке, на двух, на лице)      
Проба на дискриминацию (определить число прикосновений: одно или два)      
Кожно-кинестетическое чувство (на правой и левой руке)      
● чувство Ферстера (определение фигур, цифры, написанной на коже) (на правой и левой руке)      
Перенос позы руки и кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами      
Определение правой и левой стороны у себя и у напротив сидящего человека      
Называние пальцев рук      
Узнавание объектов на ощупь (ключ, расческа и т.п.)      
● правой рукой / левой рукой (отмечается характер ощупывания: инактивный, активный с отсутствием синтеза и др.)      
Исследование слухового гнозиса и слухо-моторных координаций      
симптомы нет слабо Сильно
Звуковысотные отношения      
● оценка      
● повторение      
Мелодии      
● узнавание      
● повторение      
Локализация звука в пространстве      
Исследование дихотического слуха      
Оценка и воспроизведение ритмов      
оценка ритмов      
● выполнение ритмов по образцу      
● непосредственное воспроизведение      
● отсроченное (после пустой паузы)      
● после интерференции      
● выполнение ритмов по речевой инструкции «по 2» «по 3» «по 4»      
● непосредственное воспроизведение      
● отсроченное (после пустой паузы)      
● после интерференции (оценивается характер затруднений: персервации, распад ритмических структур      

 

Исследование действий и движений      
симптомы нет слабо сильно
Выполнение простых инструкций (правой рукой, левой рукой)      
● сжимание руки      
● перебор пальцев      
Праксис позы (кисти) (правой рукой, левой рукой)      
● в горизонтальной плоскости      
● в вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии)      
● перенос позы с одной руки на другую      
Пространственный праксис      
● одноручные пробы (рука – подбородок)      
● двуручные – (рука – рука)      
● пробы Хэда: ● односторонние ● перекрестные      
Динамический праксис (кулак-ребро-ладонь, ребро-ладонь-кулак, 1-2-1-5)      
Реципрокная координация      
Асиметрическое постукивание (2-1; 1-2)      
Выполнение двигательных программ      
● рисование серий геометрических фигур      
● графические пробы      
Конструктивный праксис      
● копирование      
● перевертывание      
Рисунок (дом, стол, куб, человек, лицо)      
● самостоятельный      
● срисовывание      
● обведение      
Предметные действия:      
● застегивание пуговиц      
● завязывание узла, банта      
● зажигание спички      
Символический праксис      
● погрозить, поманить, размешать чай и т.д.      
Движения взора      
● фиксация взора (прочная, неустойчивая)      
● движение взора      
● перевод взора по инструкции      
● перевод взора за движущимся объектом      
● ограничение взора (вправо, влево, вверх, вниз)      
● нарушение плавности движений      
● локализация объекта в пространстве      
Оральный праксис      
● по подражанию      
● по инструкции      
● праксис губ (оскал, вытягивание)      
● праксис языка (поднять, убрать, вправо, влево)      
● праксис щек (надуть, втянуть)      
● праксис лицевой мускулатуры поднять брови нахмурить брови      
● условные оральные движения пощелкать посвистеть поцокать показать как плюют, целуются      
Условные реакции, действия      
● простые условные выбора (на один стук поднять руку)      
● условные реакции выбора (на один стук поднять правую руку, на два стука – левую руку)      
● с ломкой стереотипа 111222121211      
● конфликтные условные реакции (в ответ на кулак (К) поднять палец, в ответ на палец (П) – поднять кулак; в ответ на сильный удар (1) – поднять слабо, в ответ на слабый удар (1) – поднять сильно) (оценивается характер затруднений: эхопраксия, инертность, ломка программы, персервации, игнорирование одной руки, нарушение пространственной схемы и др.)  
● повторение фраз мальчик спит девочка плачет мальчик ударил собаку девочка пьет чай      
● повторение скороговорок «Из под топота копыт пыль по полю летит» «Сшит колпак не поколпаковски, надо его переколпаковать и никто его не переколпакует»      
Называние предметов      
● по картинкам (10) яблоко лампа чайник бутылка чернильница и т.д.      
● частей тела нос глаз рука палец локоть плечо (отмечается характер затруднений: помогает ли подсказка; поиски, отказы; литеральные, вербальные, парафазии и т.д.)      
Понимание речи      
Понимание слов (с опорой на картинку)      
● по одному элементу (10)      
● по два элемента (5 пар)      
● по три элемента (5 троек)      
Понимание значения слов (без зрительной опоры частей тела)      
● показать ухо-нос-глаз      
● по одному элементу (ухо и т.д.)      
● по два элемента (ухо-глаз и т.д.)      
● по три элемента (ухо-нос-глаз и т.д.)      
● понимание малочастотных слов (заусеница, гусеница)      
● понимание обиходных конструкций и предложений откройте рот, откройте глаза, закройте рот, закройте глаза, положите левую руку в карман халата      
Понимание логико-грамматических конструкций      
● показать: карандашом – ключ и т.д. ключом – карандаш, карандашом – ключ.      
● показать или выполнить инструкцию: книга под тетрадью, тетрадь под книгой, книга над тетрадью и т.д., треугольник под крестом, крест под треугольником и т.д.      
● показать какой предмет более светлый, более темный, менее светлый, менее темный      
● показать или разъяснить значение: мамина дочка, дочкина мама; брат отца, отец брата; я позавтракал после того как прочел газету; что я делал раньше?      
Спонтанная развернутая речь      
● рассказ по сюжетной картинке      
● устное сочинение на тему «Отдых», «Север» и др.      
(отмечается активность, развернутость, связанность передачи, наличие аграмматизма, телеграфный стиль, несогласование, соскальзывание на побочные связи и др.)      
Исследование речи      
симптомы нет слабо ситльно
Спонтанная речь. Беседа с больным (Как вы заболели? И т.д.)      
Автоматизированная речь      
● цифровой ряд от 1 до 10      
● дни недели: понедельник, вторник…      
● месяцы года: январь, февраль…      
Дезавтоматизированная речь      
● цифровой ряд: 10, 9…      
● дни недели: воскресенье, суббота…      
● месяцы года: декабрь, ноябрь…      
Повторная речь      
● повторение звуков: а, о, и, у, б, д, к, с      
● повторение дизъюнкных пар звуков: б-н, к-с, м-р      
● повторение оппозиционных фонем: б-п / п-б, д-т / т-д, з-с / с-з (при невозможности повторения – реакция выбора на оппозиционные фонемы или показ соответствующей буквы)      
● повторение серий звуков: би-ба-бо, бо-би-ба, ба-би-ба      
● повторение слов дом окно кошка портной стон слон полковник поклонник половник кооператив кораблекрушение      
● повторение серий слов дом-лес кот-стол дуб-ночь-игла сад-шкаф-день      
         

 

Исследование письма      
симптомы нет слабо сильно
Автоматизированное письмо (фамилия, имя отчество)      
Письмо букв      
● списывание с печатных букв (единичных, пар)      
● письмо под диктовку (единичных, пар)      
Письмо слов      
● списывание      
● письмо под диктовку простых слов: дом окно стул      
● слов с оппозиционными фонемами: дочка-точка; запор-собор-запор      
● слов с оппозиционными артикулемами: стол-стон-слон      
● сложных слов: портной строчить кораблекрушение      
Письмо фраз (списывание, письмо под диктовку) мальчик спит; девочка плачет; на улице шел дождь.      

 

Исследование чтения      
симптомы нет слабо сильно
Чтение букв (простых и стилизованных)      
Чтение бессмысленных слогов (то-ку-ни; стро-кси-мла)      
Идеограмное чтение      
● Москва СССР Ленинград труд Правда (фамилия больного)      
Чтение привычных слов      
● Николай Петр Алексей Павел Андрей      
● дом лето окно дерево      
Чтение сложных и редко встречающихся слов      
● включатель разброд мельница подоконник балалайка подбородок куколка пространство подставка велотрек      
Чтение неверно написанных слов      
● галз окко слонце клоодец севриз      
Чтение коротких отрывков      
● «Бежала по лесу лиса» и т.д. (отмечаются нарушения движений глаз, игнорирование стороны, элементы угадывающего чтения и т.д.)      

 

Исследование памяти      
симптом нет слабо сильно
Повторение серии слов      
● Дом ночь игла ● непосредственное ● отсроченное      
● стол звон лист шкаф ● непосредственное ● отсроченное      
● лук мост зонт мир ● непосредственное ● отсроченное      
● кот стук шар ночь пыль звук ● непосредственное ● отсроченное      
Заучивание серии слов: дом лес стол кот ночь игла пирог звон мост крест      
I.      
II.      
III.      
IV.      
V.      
VI.      
VII.      
VIII.      
IX.      
X.      
Припоминание после 2 минут      
Запоминание двух групп элементов      
● запоминание группы слов      
1 круг стул 2 день глаз      
1 воспроизведение      
2 воспроизведение      
3 воспроизведение      
1 день сосна шкаф 2 книга шапка круг      
1 воспроизведение      
2 воспроизведение      
3 воспроизведение      
Запоминание групп картинок      
1 воспроизведение      
2 воспроизведение      
3 воспроизведение      
1 телефон очки помидор 2 гриб бутылка ботинки      
1 воспроизведение      
2 воспроизведение      
3 воспроизведение      
Запоминание двух смысловых рядов (фразы, рассказы)      
1 собака лает 2 дом горит      
1 воспроизведение      
2 воспроизведение      
3 воспроизведение      
Интерференция счетом      
1 мальчик ударил собаку 2 девочка пьет чай      
1 воспроизведение      
2 воспроизведение      
3 воспроизведение      
Интерференция счетом      
1 в саду за высоким забором росли яблоки 2 на опушке леса охотник убил волка      
1 воспроизведение      
2 воспроизведение      
3 воспроизведение      
4 воспроизведение      
Интерференция счетом      
Запоминание двух рассказов      
● «Курица и золотые яйца» У одного хозяина была курица. Она несла золотые яйца. Захотелось хозяину иметь много золота, и он убил эту курицу, думал у нее внутри много золота. А внутри ничего не оказалось, была она, как все курицы.      
● «Галка и голубь» Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли. Но она не удержалась и закричала по-галочьи, тогда они ее выгнали. Хотела она вернуться к своим, к галкам, а те ее тоже не признали и выгнали.      
● «Муравей и голубка» Муравей спустился к ручью напиться. Волна захлестнула его и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Увидела тонущего муравья, бросила ему прутик. Он по этому прутику выбрался на берег. А на другой день охотник хотел поймать голубку в сеть. Муравей подкрался и укусил охотника за палец. Охотник вскрикнул и выронил сеть, а голубка вспорхнула и улетела.      
● «Лев и мышь» Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить: «Отпусти меня, я тебе тоже сделаю добро». Лев рассмеялся, но отпустил мышь. На другой день охотники поймали льва и привязали его веревками к дереву. Мышка услышала львиный рев, прибежала, перегрызла веревки и спасла льва.      
(отмечается характер амнестических дефектов, влияние интерференции, роль смысловой близости материала и др.)      

к оглавлению

 

Исследование системы счета Исследование интеллектуальных процессов Схема нейропсихологического заключения
Исследование системы счета      
симптом нет слабо сильно
Оценка количества (пересчет группы точек)      
Чтение и письмо простых цифр      
Чтение сложных цифр      
● 78 87 19 91 107 4807 10126      
● чтение чисел написанных вертикально: 123 3456      
● письмо сложных чисел: 86 68 96 203 1026 1003 10125      
Выполнение простых счетных операций      
● повторение таблицы умножения (устно)      
● письменное выполнение операций - сложение, - вычитание, - умножение, - деление      
● 2+7= 6-4= 11-2= 9+5=      
● 16+23 184-77 31-17 1003-934 16х9 42х13 729:9 125:5      
Выполнение тройного счета (13+7-2 и т.д.)      
Выполнение серийного отсчета: 100-7… 100-2,-1=… (отмечается: удерживает ли больной задание, не приобретает ли счет фрагментарный характер, не заменяется ли операция отсчета стереотипом, не наблюдается ли соскальзывание в сторону побочных ассоциаций и т.д.)      

 

Исследование интеллектуальных процессов      
симптом нет слабо сильно
Понимание рассказов      
● «Галка и голуби»      
● «Лев и мышь»      
● «Муравей и голубка»      
● «Курица и золотые яйца»      
Понимание сюжетных картин (из нейропсихологического альбома)      
● «Прорубь»      
● «Разбитое окно»      
● «Последняя весна»      
Решение задач      
● хозяйка тратит за 5 дней 15 литров молока. Сколько она тратит за неделю? Повторение Решение      
● на двух полках 18 книг, но не поровну: на одной в два раза больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке? Повторение Решение      
● на двух полках 18 книг, но на одной на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке? Повторение Решение      
● в двух ящиках 24 кг сахара, но не поровну: в одном – в три раза больше, чем в другом. Сколько сахара в каждом ящике? Повторение Решение      
● сыну 5 лет; через 15 лет отец будет в три раза старше сына. Сколько лет сейчас? Повторение Решение      
● длина свечи 15 см, тень от свечи на 45 см длиннее. Во сколько раз тень длиннее свечи? Повторение Решение      
Заканчивание фразы      
● высоковероятные слова - С моря дул сильный … - На небе ярко светило …      
● маловероятные слова - Я позавтракал после того, как … - На столе стоял …      
Заполнение пропущенных слов во фразе      
● высоковероятные слова - Я вышел на улицу в …, так как шел дождь. - Переходить в этом месте улицу … из-за большого движения.      
● маловероятные слова - Я весь день занимался … и очень устал. - Вдалеке был виден …, он уходил все дальше и дальше.      
Ограниченный поток ассоциаций (в течение 2-3 минут)      
● возможно быстрее назвать 7 красных (острых предметов)      
● 7 предметов, начинающихся с буквы «Т»      
Подбор противоположностей      
● в пассивном плане: - большой – - слабый – - теплый – - низкий – - дорогой – - дешевый –      
● в активном плане: придумать две пары противоположных по значению слов      
Подбор аналогий      
● свободный вариант      
Роза – цветок малина – ягода Лошадь – жеребенок собака - … Яйцо – скорлупа картофель - … Собака – шерсть щука - … Птица – гнездо человек - … Ключ – железо стол - … Коса – трава бритва - … Шкаф – посуда кошелек - … Врач – лечение портной - … Горе – слезы радость - … Небо – тучи сцена - … Река – берег улица - …      
● выбор из альтернатив      
Объяснение на примере ● высокий – низкий / толстый – (голодный, тонкий, жирный) ● тонкий – толстый / безобразный – (жирный, грязный, красивый, урод, веселый) ● свиной – тяжелый / пух – (трудный, перина, перья, легкий, куриный) ● лошадь – жеребенок / корова – (пастбище, рога, молоко, теленок, бык) ● ложка – каша / вилка – (масло, нож, тарелка, мясо, посуда) ● ухо – слышать / зубы – (видеть, лечить, рот, щетка, жевать) ● сын – отец / мать – (хозяйка, дочь, бабушка, муж)      
Трактовка смысла пословиц      
Свободный вариант На охоту ехать – собак кормить Не все то золото, что блестит Куй железо, пока горячо      
1. Кузнец должен хорошо ковать железо. 2. Сейчас в кузницах есть механические молоты. 3. Не откладывай дела на завтра, если оно спешное.      

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.