Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Как определить тональность на слух?

2017-05-20 1267
Как определить тональность на слух? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Ок. Я уже столько говорил о том, как читать уже написанные ноты, как в них определить тональность, и о том, как их транспонировать. Также очень полезным навыком является подбор мелодии на слух. Например, бывает, что слушаешь аудиозапись, нравится мелодия; хочется подобрать и записать её в ноты. Также многие киртании не умеют играть на фисгармонии, но любят, когда им подыгрывают. Наиболее известные из таких киртаний в ИСККОН: Бхакти Бринга Говинда Свами, Шачинандана Свами, Агнидев Прабху и т.д. Однако совсем немногие умеют так спонтанно подыгрывать им (без репетиции). И, конечно же, одно является естественным практическим следствием другого. Так как же научиться подбирать и записывать ноты, а также (в конечном итоге) спонтанно подыгрывать на фисгармонии другим киртаниям?

Подбор мелодии – тема достаточно большая. И я её более подробно затрону в следующей части сольфеджио. Но начинается подбор, естественно, с определения тоники и наклонения лада (ну... в смысле, его вида). Таким образом, мы получим тональность, на основе которой и будут записываться или просто подбираться ноты.

Определение лада.

В предыдущем разделе уже много говорилось о различных ладах как в западной музыке, так и индийской. Также на основе информации из разделов 1.8.3-4 можно сделать вывод, что мажорный лад в обеих системах является отправной точкой для образования последующих ладов. Но, не смотря на такое большое разнообразие ладов, большинство мелодий (в особенности, исполняемые в ИСККОН) основаны либо на мажоре, либо на миноре.

Определяется мажорный и минорный лады, в первую очередь, на слух. Для этого для начала необходимо хорошо запомнить, как звучат мажорный и минорный лады; не достаточно просто знать математическую структуру. Для этого необходимо играть, слушать, а лучше и пропевать гаммы вверх и вниз, только для разных ладов и от разных нот. Регулярная продолжительная практика игры гамм поможет вам укрепить звучание ладов у себя в голове. Тогда, даже слушая мелодию, где ноты звукоряда идут не подряд, а “вразнобой”, вы сможете легко определить основной лад.

*** Простой лайфхак: мажор звучит весело, минор – грустно.

Как же быть с теми мелодиями, которые не основаны ни на мажорном ладу, ни на минорном? Например, это мелодии, основанные на индийских тхатах (мы уже говорили, что мажор и минор – это подмножество индийских тхатов). На самом деле большинство даже индийских народных мелодий строятся на билавал или асавари тхатах, а также на тех, что максимально к ним приближены. Совсем уж эзотерические раги – явление не слишком частое. Но здесь вот, в чём дело. В ладу, как говорилось выше, три устойчивые ступени: I, III и V; они образуют общий костяк лада и характеризуют его. Эти ступени образуют тоническое трезвучие (аккорд), оно либо мажорное (большая терция + малая терция), либо минорное (малая терция + большая терция). Другими словами, третья ступень либо чистая (мажор) либо пониженная на полутон (минор). Если вверх и вниз по звукоряду через октавы играть эти ступени, это называется арпеджио. Арпеджио тоже помогает прочувствовать лад и определить, в каком ладу лучше записывать мелодию. Подробнее тема аккордов и арпеджио будет разбираться в 3й части сольфеджио.

Определение тоники.

Прежде, чем определить, на какой именно клавише (ноте) располагается тоника (в индийской системе – определить положение “Са”), необходимо сначала услышать и распознать саму тоническую ступень в прослушиваемой вами мелодии, запомнить её высоту и как бы “зацепиться” в голове за её звучание; и тогда уже искать её на инструменте (желательно, чтобы фисгармония была заточена под “Ля”=440Гц, что часто не так).

Найти тонику несложно. Тоника – это самая устойчивая, опорная ступень. И тоника в любой момент времени звучит “правильно”, создаёт чувство завершённости! Все остальные ступени (ноты мелодии) тянутся, по направлению к ней. Это на самом деле вопрос ощущения тяготения ноты, не просто теоретического понимания. Опять же, игра гамм также поможет в развитии ощущения “тяготения” ступеней. Но чтобы развить именно ощущение тоники, можно играть гамму как на рисунке 32. Здесь надо в каждом такте представлять себе как первая нота такта как бы падает в тонику (вторую ноту такта, “До” первой октавы) и при этом с каждым тактом первая нота такта всё ближе и ближе подбирается к верхней тонике (“До” второй октавы). Это упражнение надо играть и от других нот, не только от “До”.

Рис.32 Гамма "До-мажор" для развития ощущения тоники.

Также в этом может помочь следующее упражнение: правой рукой необходимо играть гамму по вашему вкусу выбранной тональности, а левой рукой необходимо играть тонику либо одновременно с каждой сыгранной нотой в правой руке, либо через каждые две ноты, начиная с первой.

*** Простой лайфхак: подавляющее большинство мелодий начинаются с тоники и/или (что даже чаще) заканчиваются тоникой (см. Рис.33).

Рис.33 Пример. "Ре-мажор". Первая часть одной из наиболее часто исполняемых на арати мелодий. Первая часть начинается с тоники и оканчивается тоникой.

NB! Мелодия на рисунке 33 основана на мажорном ладу. Полная версия этой мелодии в нотном приложении под номером 3.

Но это всё же не универсальное правило. Что же делать, если лайфхак не работает? Конечно, если мелодия заканчивается не на тонику, возможно, она начинается с неё и наоборот. Но как же определить, которая из них тоника, а которая нет? Есть ещё важный момент: если начинается/заканчивается не на тонику, то скорее всего на одну из трёх устойчивых ступеней, так как они, хоть и отчасти, но тоже создают чувство завершённости (ну и это не в 100% случаев так). Что нужно сделать: нужно взять эту ноту (либо первую, либо последнюю) и построить от неё трезвучие (исходя из уже заранее определённого лада мелодии). Затем это трезвучие нужно нажать, чтобы звучало, и на него проиграть запись. Если это тоническое трезвучие, то оно будет звучать правильно и “подходить” в течение всего произведения. Если трезвучие подходит, значит нижняя нота трезвучия – это тоника. Если нет, скорее всего, наша нота является не тоникой, а другой из 3х ступеней. Пробуем построить трезвучие так, чтобы наша нота оказалась посередине (типа III ступень). Если подходит, опять же тоника снизу. Если нет, пробуем трезвучие, где наша нота – сверху (типа V ступень) (см. Рис.34).

Рис.34 Пример. "Ми-бемоль-мажор". Первая часть одной из популярных харинамных мелодий. Начинается с III ступени и оканчивается (не обязательно именно так, но) на II ступень.

Мелодия на рисунке 34 основана на мажорном ладу и начинается с III ступени. Если построить аккорд, где нота “Соль” снизу (Соль - Си-бемоль - Ре), то сразу слышно, что аккорд диссонирует с самой мелодией (попробуйте сами проверить на фисгармонии), к тому же он минорный! Пробуем аккорд (Ми-бемоль - Соль - Си-бемоль), где “Соль” посередине и вуаля! Аккорд звучит очень гармонично вместе с мелодией, можно хоть её всю пропеть на этот аккорд:). Таким образом, нота “Ми”, находясь внизу аккорда, является тоникой.

Что же делать, если ни одно из 3х трезвучий не подошло, то есть нота, с которой начинается мелодия или на которую мелодия оканчивается, не является одной из 3х устойчивых, как, например, в последнем такте на том же рисунке 34? Если не подошло на последней ноте, попробуйте с первой (см. Рис.34). Тут уже 99%, что вы определите.

Если у вас не получилось подобрать, обращайтесь напрямую ко мне. Будем разбираться.

NB! Мелодию нужно рассматривать не целиком (весь киртан от начала и до конца), а отдельные её части. Как правило, эти части завершены сами в себе и чаще всего в конце возвращаются в тонику. NB! Мелодия часто может начинаться из-за такта (например, мелодия 2, 3, 6).

Практика.

Далее (в нотном приложении) приведены несколько мелодий для разучивания и тренировки обращения со знаками при ключе и распознавания тональностей. Пока что именно для первых 2х частей я намеренно пишу ноты в одноголосном варианте. Терпение, товарищи;). Список мелодий будет пополняться. Пока их 7, но расписанных довольно подробно, чтобы на каждую из них можно было закачать мощный киртан:).

NB! Ноты написаны для голоса, с паузами (а не конкретно для фисгармонии). Для разучивания непосредственно самой мелодии играйте с паузами. Но если хотите уже спеть киртан на эту мелодию, то пауз на фисгармонии не должно быть. Наиболее простым для вас решением будет просто протягивать на фисгармонии ноту, предшествующую соответствующей паузе, и в течение этой паузы также (голосом это делать не надо; дыхание как бы тоже важная вещь:).


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.