Этап – учебно-развивающий (2 год обучения) — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Этап – учебно-развивающий (2 год обучения)

2017-05-20 254
Этап – учебно-развивающий (2 год обучения) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

"Шахматы - это борьба", - говаривал великий Эммануэль Ласкер. Психология шахматной борьбы, нервное напряжение которой зачастую превышает мыслимые пределы, представляет собой загадку не только для психологов, но и для самих шахматистов.

 

…Для шахмат, для шахматной борьбы, прежде всего необходимо знание человеческой натуры, понимание психологии противника.

Александр Алехин

 

Хочешь быть умным, научись разумно

спрашивать, внимательно слушать,

спокойно отвечать и переставать

говорить, когда нечего больше сказать.

 

И. Лафатер

Любопытство – любознательность – познавательная потребность. Этими понятиями обозначается «лесенка» в шахматном деле, ведущая к вершинам познания. На первой её ступеньке неизбежно оказываются все дети: и одарённые, и неодарённые. Любопытство – жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной шахматной психологии ещё и как потребность в умственных впечатлениях, характерна для каждого способного ребёнка.

В практической работе обучающегося увеличивается поток задач, требующих принятия срочных творческих, эвристических, нестандартных решений в условиях дефицита времени и информации.

Для совмещения этих противоречивых требований и предлагается курс «Шахматная психология», направленный на решение нестандартных задач, требующих использования уже полученных знаний. Обучение воспитанников различным психологическим умениям позволяет не только развивать потенциал обучающегося, но и позволяет заложить основу их мировоззрения.

Решение и разбор специально подобранных и систематизированных заданий, требующих не накопления новых знаний, но исследовательской работы обучающегося, призваны привести также к обнаружению и развитию скрытой одарённости личности:

· Быстрое освоение новой деятельности;

· Изобретательность в условиях поиска решения в шахматном деле;

· Новое видение шахматной ситуации, приводящее к неожиданным идеям;

· Способность ухватить наиболее существенную деталь;

· Структурированность полученных ранее знаний.

Данный курс помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение.

Психология шахматного творчества давно привлекает к себе внимание исследователей. Ведь несмотря на существование объективных законов шахматной теории, необходимо учитывать, что эти законы постигаются, изучаются и используются живыми людьми – шахматистами. Всегда - в процессе обучения шахматам, при подготовке к соревнованиям, во время игры за доской – неизбежно проявляется индивидуальность шахматиста.

В процессе обучению шахматам, и при подготовке к соревнованиям, и во время игры за доской – неизбежно проявляется индивидуальность шахматиста. Шахматист любого ранга – от начинающего до гроссмейстера – сознательно и неосознанно, открыто или завуалировано учитывает свои возможности и особенности личности противника. Возможности сознательного применения психологии в шахматах широки и разнообразны. Это, например, отыскание рациональных приёмов обдумывания, изучение возрастных особенностей игры, исследование специфики шахматных способностей и многое другое. Эм. Ласкер неоднократно говорил, что «на шахматных досках борются люди, а не деревянные фигуры». Действительно, в шахматах противостоят друг другу не столько группы белых и чёрных фигур, сколько два человек, которые решают условный конфликт между собой специфическими шахматными средствами. Поэтому основной задачей психологии шахмат, психологической подготовки шахматам состоит не только в отыcкивание приёмов для лучшего изучения теории, но и в использовании полученных знаний в борьбе двух личностей.

Большинство позиций, возникающих в шахматной партии, носит проблемный характер. Это значит, что не всегда можно найти единственный, самый лучший путь, и поэтому выбор хода в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей личности юного шахматиста: опыта, знаний, характера, темперамента, стиля мышления и т.д.

Отсюда следует, что знание противника, понимание целей, к которым он стремится, позволяют с большей вероятностью предугадать развитие игры и избрать соответствующую стратегию собственного поведения. Поэтому для достижения успеха юный шахматист должен не только хорошо знать теорию и владеть техникой игры, но и обладать умением проникать во внутренний мир соперника, понимать его намерения.

 

Целью программы: является формирование у юных шахматистов психологических когнитивно – личностных структур, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования, приобретаемых воспитанниками необходимых в шахматном деле интеллектуальных и личностных знаний.

 

Задачи программы:

Обучающие задачи:

  • Обеспечить в ходе занятия усвоение основных тем предмета;
  • Обеспечить в ходе выполнения заданий закрепление изученных тем.

 

Воспитательные задачи:

· Содействовать в ходе занятий формированию нравственных качеств личности юного шахматиста;

· Способствовать воспитанию у детей эстетических взглядов, убеждений;

· Содействовать воспитанию трудолюбия и отзывчивости у детей вовремя игры;

· Закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;

· Развивать позитивную моральную позицию по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе.

· Мотивировать шахматиста на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков.

Развивающие задачи:

  • Развитие мыслительных операций анализа и сравнения (сопоставления) у юного шахматиста;
  • Содействовать развитию восприятия, наблюдательности и мышления у шахматиста;
  • Способствовать развитию смысловой памяти и воображения во время игры в шахматы;
  • Содействовать развитию волевых качеств: настойчивость в достижении целей, доведение начатого до конца, решительность, целеустремленность;
  • Способствовать развитию эмоций воспитанников: радость, удивление, игровых моментов;
  • Развитие раскованности и одновременно сосредоточенности;
  • Способствовать развитию произвольности, способности к сосредоточению, самоконтролю и вниманию;
  • Содействовать развитию выразительности движений ребенка, его коммуникативных способностей;
  • Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;
  • Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия внимания, памяти, мышления, воображения).

 

Этапы реализации программы:

Этап– (1 год обучения)

Первый этап предполагает изучение внутреннего мира юного шахматиста, развитие личностных и интеллектуальных способностей с помощью психодиагностики, ролевых игр, психологических заданий. Обучающиеся учатся строить личностный портрет.

Воображения)

Теоретическая часть: Приветствие. Слово психолога.

Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».

Тема 3.13. Цвета эмоций.

Теоретическая часть: Приветствие.Слово психолога.

Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».

Других.

Теоретическая часть: Приветствие. Слово психолога.

Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».

Тема 4.18. Ты и риск.

Теоретическая часть: Приветствие. Слово психолога.

Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».

Тема 4.19. А знаешь ли ты?

Теоретическая часть: Приветствие. Слово психолога.

Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».

Тема 1.3. Мы вместе.

Приветствие. Слово психолога.

Проведение психодиагностических методик: нарисуй как можно больше маленьких квадратов в большом квадрате.

Соедини точки по образцу.

Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».

Тема 1.4. Мы вместе.

Теоретическая часть: Знакомство. Слово психолога.

Игра для знакомства – каждый ребёнок называет своё имя и продолжает фразу «Никто из вас не знает, что я умею…», «Я пришёл на занятие, чтобы…». Настрой участников на работу по теме.

Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».

Практическая часть

Упражнение на развитие восприятия длительности временного интервала. Упражнения на развитие представлений о частях суток.

Упражнения на развитие цветоразличения.

Упражнение на развитие пространственных представлений.

Сказкотерапия.

Релаксация.

Рефлексия: подведение итогов.

Тема 2.9. Говорящие фигуры.

Теоретическая часть: Приветствие. Слово психолога.

Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».

Тема 2.10. Шахматный город.

Теоретическая часть: Приветствие. Слово психолога.

Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».

Тема 3.11. Какой я в игре?

Теоретическая часть: Приветствие. Слово психолога.

Значение детских фантазий. Определение самооценки: тест «Как у тебя с самооценкой?». Знакомство с правилами поднятия самооценки.

Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».

Тема 3.13. Я в команде.

Теоретическая часть: Приветствие. Слово психолога.

Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».

Тема 3.14. Распорядок дня.

Теоретическая часть: Приветствие. Слово психолога.

Утро. День. Вечер. Ночь. Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в школу? Что делаешь утром в школе? Чем ты занимаешься днем? Что ты делаешь в обед? Вечер. Распорядок дня юного шахматиста.

Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».

Пояснительная записка

"Шахматы - это борьба", - говаривал великий Эммануэль Ласкер. Психология шахматной борьбы, нервное напряжение которой зачастую превышает мыслимые пределы, представляет собой загадку не только для психологов, но и для самих шахматистов.

 

…Для шахмат, для шахматной борьбы, прежде всего необходимо знание человеческой натуры, понимание психологии противника.

Александр Алехин

 

Хочешь быть умным, научись разумно

спрашивать, внимательно слушать,

спокойно отвечать и переставать

говорить, когда нечего больше сказать.

 

И. Лафатер

Любопытство – любознательность – познавательная потребность. Этими понятиями обозначается «лесенка» в шахматном деле, ведущая к вершинам познания. На первой её ступеньке неизбежно оказываются все дети: и одарённые, и неодарённые. Любопытство – жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной шахматной психологии ещё и как потребность в умственных впечатлениях, характерна для каждого способного ребёнка.

В практической работе обучающегося увеличивается поток задач, требующих принятия срочных творческих, эвристических, нестандартных решений в условиях дефицита времени и информации.

Для совмещения этих противоречивых требований и предлагается курс «Шахматная психология», направленный на решение нестандартных задач, требующих использования уже полученных знаний. Обучение воспитанников различным психологическим умениям позволяет не только развивать потенциал обучающегося, но и позволяет заложить основу их мировоззрения.

Решение и разбор специально подобранных и систематизированных заданий, требующих не накопления новых знаний, но исследовательской работы обучающегося, призваны привести также к обнаружению и развитию скрытой одарённости личности:

· Быстрое освоение новой деятельности;

· Изобретательность в условиях поиска решения в шахматном деле;

· Новое видение шахматной ситуации, приводящее к неожиданным идеям;

· Способность ухватить наиболее существенную деталь;

· Структурированность полученных ранее знаний.

Данный курс помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение.

Психология шахматного творчества давно привлекает к себе внимание исследователей. Ведь несмотря на существование объективных законов шахматной теории, необходимо учитывать, что эти законы постигаются, изучаются и используются живыми людьми – шахматистами. Всегда - в процессе обучения шахматам, при подготовке к соревнованиям, во время игры за доской – неизбежно проявляется индивидуальность шахматиста.

В процессе обучению шахматам, и при подготовке к соревнованиям, и во время игры за доской – неизбежно проявляется индивидуальность шахматиста. Шахматист любого ранга – от начинающего до гроссмейстера – сознательно и неосознанно, открыто или завуалировано учитывает свои возможности и особенности личности противника. Возможности сознательного применения психологии в шахматах широки и разнообразны. Это, например, отыскание рациональных приёмов обдумывания, изучение возрастных особенностей игры, исследование специфики шахматных способностей и многое другое. Эм. Ласкер неоднократно говорил, что «на шахматных досках борются люди, а не деревянные фигуры». Действительно, в шахматах противостоят друг другу не столько группы белых и чёрных фигур, сколько два человек, которые решают условный конфликт между собой специфическими шахматными средствами. Поэтому основной задачей психологии шахмат, психологической подготовки шахматам состоит не только в отыcкивание приёмов для лучшего изучения теории, но и в использовании полученных знаний в борьбе двух личностей.

Большинство позиций, возникающих в шахматной партии, носит проблемный характер. Это значит, что не всегда можно найти единственный, самый лучший путь, и поэтому выбор хода в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей личности юного шахматиста: опыта, знаний, характера, темперамента, стиля мышления и т.д.

Отсюда следует, что знание противника, понимание целей, к которым он стремится, позволяют с большей вероятностью предугадать развитие игры и избрать соответствующую стратегию собственного поведения. Поэтому для достижения успеха юный шахматист должен не только хорошо знать теорию и владеть техникой игры, но и обладать умением проникать во внутренний мир соперника, понимать его намерения.

 

Целью программы: является формирование у юных шахматистов психологических когнитивно – личностных структур, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования, приобретаемых воспитанниками необходимых в шахматном деле интеллектуальных и личностных знаний.

 

Задачи программы:

Обучающие задачи:

  • Обеспечить в ходе занятия усвоение основных тем предмета;
  • Обеспечить в ходе выполнения заданий закрепление изученных тем.

 

Воспитательные задачи:

· Содействовать в ходе занятий формированию нравственных качеств личности юного шахматиста;

· Способствовать воспитанию у детей эстетических взглядов, убеждений;

· Содействовать воспитанию трудолюбия и отзывчивости у детей вовремя игры;

· Закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;

· Развивать позитивную моральную позицию по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе.

· Мотивировать шахматиста на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков.

Развивающие задачи:

  • Развитие мыслительных операций анализа и сравнения (сопоставления) у юного шахматиста;
  • Содействовать развитию восприятия, наблюдательности и мышления у шахматиста;
  • Способствовать развитию смысловой памяти и воображения во время игры в шахматы;
  • Содействовать развитию волевых качеств: настойчивость в достижении целей, доведение начатого до конца, решительность, целеустремленность;
  • Способствовать развитию эмоций воспитанников: радость, удивление, игровых моментов;
  • Развитие раскованности и одновременно сосредоточенности;
  • Способствовать развитию произвольности, способности к сосредоточению, самоконтролю и вниманию;
  • Содействовать развитию выразительности движений ребенка, его коммуникативных способностей;
  • Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;
  • Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия внимания, памяти, мышления, воображения).

 

Этапы реализации программы:

Этап– (1 год обучения)

Первый этап предполагает изучение внутреннего мира юного шахматиста, развитие личностных и интеллектуальных способностей с помощью психодиагностики, ролевых игр, психологических заданий. Обучающиеся учатся строить личностный портрет.

этап – учебно-развивающий (2 год обучения)

Во втором этапе усилена практическая направленность шахматиста. Большое внимание уделяется личностной и интеллектуальной психодиагностике. Направленность каждого занятия на конечный результат. Поощрение обучающихся в ходе учебного процесса и по итогам работы за год.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.