Опыты к лабораторной работе. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опыты к лабораторной работе.

2017-05-20 1275
Опыты к лабораторной работе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реакции по гидроксигруппам:

1. Взаимодействие биоз с гидроксидом меди (II) (105)

Реакции с участием свободного полуацетального гидроксила:

2. Изучение восстанавливающих свойств с помощью пробы Троммера (106)

3. Отсутствие восстанавливающих свойств у крахмала (111)

Реакции отличия полиоз от моноз:

4. Гидролиз сахарозы (108)

5. Гидролиз крахмала (113)

6. Реакция с реактивом Барфеда- отличие биоз от моноз (109)

Специфические реакции:

7. Реакция Подобедова-Молиша (114)

8. Качественная реакция на крахмал с иодом (110)

 

Задания к самостоятельной работе:

Вариант 1

1. Напишите формулы Хеуорса для следующих соединений:

а) b-D -галактопиранозил-1,4-a-D-глюкопираноза,

б) b-D-глюкопиранозил-1,6-b-D-глюкопираноза,

в) b-этилмальтозид.

2. К какой группе углеводов относятся соединения из задания 1? Дайте определение этой группе. Какова роль отдельных представителей данной группы углеводов?

3. Приведите уравнения реакций полного метилирования и ацетилирования (реагенты, условия?) сахарозы и гидролиза полученных продуктов. Какие свойства сахарозы подтверждают эти реакции? Какими опытами Вы проверите их на практическом занятии (ход выполнения опытов)?

4. Установите строение дисахарида, если известно, что он не обладает восстанавливающими свойствами, а при гидролизе дает две молекулы a-D-галактопиранозы. Напишите схему гидролиза. Чем объясняется проявление восстанавливающих свойств у отдельных олигосахаридов? Какими опытами и как Вы будете проверять восстанавливающую способность углеводов на практическом занятии?

5. Гомополисахариды: определение, представители, фрагменты строения молекул.

Вариант 2

1. Сформулируйте принципы строения восстанавливающих и невосстанавливающих дисахаридов: природа моносахаридных звеньев, характер связи между ними, размер оксидных циклов, аномерные формы. Ответ подтвердите примерами.

2. Приведите строение с помощью формул Хеуорса и дайте систематические названия дисахаридам: лактозе, мальтозе, сахарозе. Какие из них и почему способны образовывать гликозиды? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

3. Напишите реакции взаимодействия сахарозы с избытком диметилсульфата и гидролиза полученного продукта. Обладают ли восстанавливающими свойствами и почему полученные в результате гидролиза продукты? Как на практическом занятии Вы проверите восстанавливающие свойства полисахаридов?

4. Дайте объяснение явлению мутаротации на примере мальтозы. Способны ли к мутаротации свежеприготовленные растворы сахарозы? Почему?

5. Гетерополисахариды. Понятие о пектиновых веществах.

Вариант 3

1. Полисахариды: определение, классификация. Ответ подтвердите примерами. Какое медико-биологическое значение и применение имеют приведенные Вами соединения?

2. Напишите формулу углевода, если известно, что при его гидролизе образуются a‑D‑глюкопираноза и b‑D‑галакто­пираноза и он не обладает восстанавливающими свойствами. Объясните характер гликозидной связи у этого углевода.

3. Напишите циклическую и оксо-формы мальтозы. Назовите углевод по систематической номенклатуре.

4. Перечислите реакции, характерные: а) только для циклической формы, б) только для оксо-формы, в) и для циклической и для оксо-форм мальтозы. Какие из перечисленных реакций и как Вы выполните на практическом занятии? Приведите в качестве примера, по одной реакции, подтверждающей ответы на п.п. «а» - «в».

5. Какие известные Вам полисахариды состоят из остатков a- D -глюкозы, b-D-глюкозы? Какие из опытов практической работы позволяют предположить строение аномерных звеньев изучаемых полисахаридов? Как выполняются эти опыты?

Вариант 4

1. Дайте определение понятию «полисахариды» и укажите принципы их классификации. Каковы биологическая роль и использование в фармации полисахаридов?

2. Приведите формулы Хеуорса для мальтозы, сахарозы и назовите эти углеводы, используя систематическую номенклатуру.

3. Обладают ли вещества из задания 2 восстанавливающей способностью? Ответ обоснуйте. Какими опытами практического занятия Вы подтвердите свои выводы?

4. Напишите реакции полного метилирования и последующего гидролиза углеводов, приведенных в задании 2. Какие свойства полисахаридов Вы доказываете этими реакциями? Какие опыты, подтверждающие эти свойства, и как Вы проделаете в ходе практической работы?

5. Строение крахмала (приведите фрагменты фракций). Перечислите опыты, которые Вы выполните на практическом занятии для подтверждения приведенного Вами строения. Каковы аналитические эффекты этих опытов?

Вариант 5

1. В результате ферментативного гидролиза b-глюкозидазой дисахаридов, не обладающих восстанавливающей способностью, получены D-глюкопираноза и D-галактопираноза. Изобразите строение 2-х возможных исходных веществ с помощью формул Хеуорса. Назовите их по систематической номенклатуре.

2. Какие из оптических изомеров (энантиомеры, диастереомеры, аномеры) получаются при гидролизе соединений «а» и «б» (ответ обоснуйте):

3. Будут ли исходные соединения из задания 2 обладать восстанавливающими свойствами? Какие опыты практической работы подтверждают проявление этих свойств? Опишите ход выполнения опытов.

4. Напишите уравнения реакций b-D-глюкопиранозил-1,4-a-D-глюкопиранозы: а) с избытком уксусного ангидрида, б) с фенилгидразином, в) с метанолом в присутствии сухого НС1, г) восстановления. Какие из перечисленных реакций и как Вы будете проводить на практическом занятии?

5. Что такое гликоген (приведите фрагмент его молекулы)? С какими полисахаридами он наиболее близок по строению?

Вариант 6

1. К какой группе углеводов - восстанавливающих или невосстанавливающих - относятся следующие соединения (ответ обоснуйте):

а) a-D -галактопиранозил-1,4-b-D -галактопираноза,

б) a-D-глюкопиранозил-1,2-b-D-фруктофуранозид,

в) a-метилмальтозид.

2. Какие соединения из задания 1 реагируют: а) с аммиачным раствором оксида серебра, б) гидроксиламином, в) метанолом в присутствии сухого хлороводорода? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

3. Какое строение имеет дисахарид, если известно, что в результате полного метилирования (чем? в каких условиях?) и последующего гидролиза образуются 2,3,4,6-тетраметил-a-D-глюкопираноза и 2,3,6-триметил-b-D-глюкопираноза. Приведите схемы реакций, подтверждающих Ваши рассуждения.

4. Какой реакцией в ряду органических соединений можно идентифицировать полигидроксисоединения, а среди последних - углеводы. На выбранном Вами примере покажите схемы превращений, подтверждающие Ваши рассуждения.

5. Пектиновые веществе: строение, нахождение в природе, использование.

Вариант 7

1. Приведите структурные фрагменты молекул крахмала, клетчатки, гликогена.

2. К какому классу органических соединений относятся соединения из задания 1? Дайте определение этому классу.

3. Назовите по систематической номенклатуре следующие дисахариды, охарактеризуйте их химические свойства (приведите уравнения реакций):

Какие из предложенных реакций и как Вы проверите опытным путем?

4. Сахарозу кипятят с разбававленной соляной кислотой, продукты реакции подвергают исчерпывающему метилированию (чем?), а затем вновь гидролизуют в кислой среде. Напишите схему превращений. Какие из реакций и с какой целью Вы выполните на практическом занятии?

5. Какие углеводы относятся к гетерополисахаридам? Укажите область применения наиболее известных из них.

Вариант 8

1. Какие углеводы относятся к гомополисахаридам? Приведите структурные фрагменты полисахаридов, построенных из остатков D-глюкопиранозы (амилозы, амилопектина, целлюлозы). Будут ли эти вещества оптически активными и почему?

2. Назовите соединения «а»-«в», укажите характер связи между остатками моноз:

3. Для каких из предложенных в задании 2 веществ возможна цикло-оксо-таутомерия и почему?

4. Охарактеризуйте химические свойства соединений «а» и «в» из задания 2. Укажите для них общие и разные реакции. Какие из этих реакций и как Вы выполните на практическом занятии?

5. Приведите схемы гидролиза крахмала и клетчатки (условия?).

Вариант 9

1. Классификация полисахаридов, особенности каждой группы. Ответ подтвердите примерами.

2. Какое строение имеет дисахарид, если известно, что он не обладает восстанавливающей способностью, а при гидролизе дает две молекулы a-D-глюкопиранозы. Назовите его по систематической номенклатуре и укажите характер гликозидной связи.

3. Как соединение из задания 2 будет реагировать: а) с избытком уксусного ангидрида, б) с избытком диметилсульфата. Какие свойства дисахаридов подтверждают эти реакции? Какими опытами Вы подтвердите эти свойства, выполняя практическую работу? Опишите ход выполнения этих реакций.

4. Что общего и чем отличаются по строению крахмал и мальтоза? Какими реакциями можно идентифицировать эти соединения и какие из реакций Вы выполните на практическом занятии?

5. Напишите схему образования моно-, ди- и тринитратов клетчатки. Укажите область применения продуктов реакции.

Вариант 10

1. Дайте определение понятию «углеводы». Приведите их классификацию и основные признаки каждой группы. Какую реакцию идентификации углеводов и как Вы выполните на практическом занятии?

2. Из двух молекул b-D-глюкопиранозы образуйте дисахариды с порядком связей: 1,4; 1,6; 1,1.

3. Назовите дисахариды, из задания 2 и укажите принадлежность к восстанавливающим и невосстанавливающим сахарам. Какими реакциями Вы докажете наличие восстанавливающих свойств на практическом занятии (ход выполнения этих реакций)?

4. Дает ли сахароза реакцию «серебряного зеркала», подвергается ли гидролизу (в каких условиях?), взаимодействует ли с избытком уксусного ангидрида (в каких условиях?)? Дайте объяснение, приведите схемы реакций, в которые вступает исходное соединение. Какими опытами, выполняемыми в ходе практического занятия, Вы подтвердите свои рассуждения? Опишите выполнение каждого опыта.

5. Общие и отличительные признаки строения крахмала и гликогена. Приведите структурные фрагменты. Какой цветной реакцией можно различить эти полисахариды?

Вариант 11

1. Напишите формулы двух дисахаридов, если а) каждый из них даст при гидролизе a‑D‑глюкозу и b-D-галактозу; б) один способен к мутаротации, а другой - нет.

2. Дайте систематические названия соединениям, приведенным Вами в задании 1, укажите характер связи.

3. Приведите уравнения реакций окисления (в различных условиях) и восстановления (чем?) мальтозы. Какие из этих свойств и как Вы подтвердите, выполняя практическую работу?

4. Охарактеризуйте гидролитическую устойчивость олигосахаридов. Напишите реакции гидролиза (каковы их условия?) для лактозы и сахарозы. Какие опыты, подтверждающие Ваши объяснения, представлены в практической работе? Как их выполнить?

5. Общие и отличительные признаки строения амилозы и амилопектина (приведите фрагменты этих фракций).

Вариант 12

1. Олигосахариды (определение, классификация, примеры).

2. Напишите структурные формулы и назовите дисахариды, содержащие остатки D‑галактопиранозы и D-глюкопиранозы, связанные b-1,4-гликозидной связью.

3. Возможно ли для дисахаридов из задания 2 явление цикло-оксо-таутомерии? Ответ подтвердите схемой. Проявление каких химических свойств связано с явлением цикло-оксо-таутомерии в углеводах? Как эти свойства проверить опытным путем?

4. Дайте определение понятиям «энантиомеры» и «диастереомеры». Какими стереоизомерами являются продукты гидролиза дисахаридов из задания 2. Приведите схему их гидролиза. Гидролиз каких веществ, как и с какой целью Вы проведете на практическом занятии?

5. Строение клетчатки (изобразите ее фрагмент). Получение эфиров клетчатки и их применение.

Вариант 13

1. Общие и отличительные признаки строения олигосахаридов и полисахаридов. Подтвердите свои ответ, используя материал практической работы.

2. Укажите причину цикло-оксо-таутомерии у олигосахаридов. Какие свойства углеводов связаны с ней? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

3. Приведите формулы любых двух дисахаридов с различной способностью к цикло-оксо-таутомерии. Назовите эти соединения по систематической номенклатуре.

4. Приведите схему использования реакции метилирования с последующим гидролизом для установления характера связи между моносахаридными звеньями углеводов на примере мальтозы.

5. Фракции крахмала, их строение. Применение крахмала в фармации. Какие свойства крахмала Вы изучите на практическом занятии?

Вариант 14

1. Углеводы: определение, классификация. Какая реакция позволяет отличить их от других классов соединений? На чем она основана?

2. Напишите схему образования a-метиллактозида.

3. Назовите продукт реакции из задания 2 по систематической номенклатуре. Будут ли мутаротировать свежеприготовленные его растворы? Почему?

4. Напишите следующие уравнения реакций мальтозы: а) окисление бромной водой, б) каталитическое восстановление водородом, в) взаимодействие с фенилгидразином, г) взаимодействие с избытком CH3J в присутствии Ag2O.

Обладает ли исходное соединение восстанавливающими свойствами? Почему? Каким опытом из практической работы можно подтвердить Ваши рассуждения?

5. Приведите схемы гидролиза крахмала и клетчатки. Имеются ли различия в условиях гидролиза и почему? Какими изомерами по отношению друг к другу являются мономеры этих полисахаридов?

Вариант 15

1. Сформулируйте принципы строения и номенклатуры дисахаридов. Ответ проиллюстрируйте примерами.

2. Дайте определение понятию «мутаротация». Свежеприготовленные растворы какого из соединений a-D-глюкопиранозил-1,4-a-D-глюкопиранозы или a-D-глюкопиранозил-1,1-b-D-глюкопиранозида мутаротируют?

3. Возможна ли цикло-оксо-таутомерия для лактозы и почему? Ответ подтвердите схемой.

4. Напишите уравнения следующих реакций для лактозы: а) окисление бромной водой, б) каталитическое восстановление водородом, в) взаимодействие с фенилгидразином, г) взаимодействие с этанолом в присутствии сухого НС1. Какие из этих реакций протекают с оксо-, а какие - с циклической формой углевода?

5. Что такое декстраны? Какие вещества образуются при их гидролизе? Гидролиз каких полисахаридов и как Вы осуществите на практическом занятии?

Вопросы для самоконтроля

В заданиях 1-10 для каждого незаконченного утверждения напишите букву, соответствующую правильному ответу, учитывая, что ответ может быть использован один раз, несколько раз или не использован совсем.

1. В мальтозе остатки моноз связаны следующим типом связи... 2. В лактозе остатки моноз связаны следующим типом связи... 3. В сахарозе реализуется следующий тип связи... 4. В амилозе остатки глюкозы связаны следующим типом связи... 5. В амилопектине остатки глюкозы связаны следующим типом связи... а) a-1,4 б) a-1,6 в) b-1,4 г) a,b-1,2 д) a-1,4 и a-1,6 е) b-1,4 и b-1,6
6. В восстанавливающих дисахаридах остатки моноз связаны за счет... 7. В невосстанавливающих дисахаридах остатки моноз связаны за счет... а) двух спиртовых гидроксигрупп б) двух полуацетальных гидроксигрупп в) спиртовой и полуацетальной гидроксигрупп  
8. Мономером крахмала является... 9. Мономером гликогена является... 10. Мономером клетчатки является... а) a-D-маннопираноза б) b-D-фруктофураноза в) a-D-глюкопираноза г) b-D-глюкопираноза д) b-D-галактопираноза

В заданиях 11-15 за незаконченным утверждением следует несколько ответов. Выберите один правильный ответ, дайте его буквенное обозначение.

11. По строению гликоген схож с одной из фракций крахмала, которая называется: а) амилоза, б) амилопектин, в) целлюлоза, г) мальтоза.

12. Реактивом, позволяющим отличить крахмал от других полисахаридов.является: а) сульфат меди, б) иод, в) иодид калия, г) гидроксид меди.

13. Аналитическим эффектом пробы Троммера на восстанавливающие дисахариды является образование: а) синего раствора, б) осадка голубого цвета, в) осадка красно-кирпичного цвета, г) обесцвечивание раствора.

14. Для придания сладкого вкуса жидким лекарственным формам используют дисахарид: а) целлобиозу, б) мальтозу, в) сахарозу, г) лактозу.

15. Для придания сладкого вкуса твердым лекарственным формам используют: а) целлобиозу, б) мальтозу, в) сахарозу, г) лактозу.

В заданиях 16-21 для каждого незаконченного утверждения один или несколько ответов являются верными. Напишите букву, соответствующую правильной комбинации ответов.

А - если верно 1,3,5

В - если верно 1,3,4

С - если верно 1,5

Д - если верно 3

Е - если верно все

16. К дисахаридам относятся следующие вещества: 1) сахароза, 2) крахмал, 3) гликоген, 4) клетчатка, 5) мальтоза.

17. К собственно полисахаридам относятся: 1) целлюлоза, 2) лактоза, 3) крахмал, 4) галактоза, 5) гликоген.

18. Для анализа углеводов могут быть использованы: 1) проба Селиванова, 2) проба Либена, 3) проба Троммера, 4) проба Степанова, 5) проба Подобедова-Молиша.

19. При проведении реакции Подобедова-Молиша исследуемый углевод: 1) растворяют в воде, 2) добавляют спиртовый раствор b-нафтола, 3) добавляют спиртовый раствор a‑нафтола 4) приливают концентрированную серную кислоту, 5) нейтрализуют избыток кислоты.

20. Для лактозы возможны: 1) окисление бромной водой, 2) восстановление, 3) гидролиз, 4) мутаротация, 5) образование гликозидов.

21. Для сахарозы возможны: 1) окисление гидроксидом меди (П), 2) восстановление, 3) гидролиз, 4) мутаротация, 5) образование гликозидов.

Каждое предложение в заданиях 22-26 представляет собой два утверждения, связанных словами "потому что". Определите достоверность каждого из утверждений и причинно-следственную связь между ними. Напишите букву, соответствующую правильному ответу.

Ответ Утверждение 1 Утверждение 2 Связь
А верно верно верно
В верно верно неверно
С верно неверно неверно
Д неверно верно неверно
Е неверно неверно неверно

22. Восстанавливающие дисахариды мутаротируют, потому что для них возможна цикло-оксотаутомерия.

23. Крахмал не дает пробы Троммера, потому что он не обладает восстанавливающими свойствами.

24. Целлюлоза дает синее окрашивание со спиртовым раствором иода, потому что относится к полисахаридам.

25. Сахароза может образовывать гликозиды, потому что в ее молекуле есть свободный полуацетальный гидроксил.

26. Монозы, из которых состоит лактоза, являются эпимерами, потому что они имеют хиральные центры.

В заданиях 27-З0 закончить ответы.

27. Окисление лактозы бромной водой протекает по схеме...

28. Образование тринитрата клетчатки выражается схемой...

29. Невосстанавливающий дисахарид, продуктом гидролиза которого является a‑D‑глюкопираноза, по систематической номенклатуре называется...

30. Соединение «А» в схеме превращений имеет следующую формулу Хеуорса...

Ответы

1. а 2. в 3. г 4. а 5. д 6. в 7. б 8. в 9. в 10. г 11.б 12. б 13. в 14. в 15. г 16.С 17. А 18. А 19. В 20. Е 21.Д 22. А 23. А 24. Д 25. Е 26. В

 

27.
28.
29. a‑D-глюкопиранозил-1,1-a-D-глюкопиранозид
30.

 


8.04 – 13.04

Занятие 10. Терпены. Стероиды

Вопросы к семинару:

1. Терпены: определение, нахождение в природе; классификация по числу изопреновых звеньев и числу циклов. Изопреновое правило.

2. Способы выделения терпенов из растительных источников.

3. Монотерпены и их производные: нерол, гераниол, цитраль, лимонен, терпинолен, a‑пинен, камфора, бромкамфора. Стереоизомерия в ряду этих соединений. Природные источники и синтетические способы получения. Химические свойства.

4. Производные ментана, применяемые в медицине: ментол, валидол, терпингидрат: получение, химические свойства, реакции, используемые в фарманализе. Применение.

5. Витамин «А» как представитель дитерпеноидов: строение, нахождение в природе, химические свойства. Роль витамина «А» в процессе зрения. Понятие о каротиноидах как провитаминах «А».

6. Стероиды: определение, классификация. Стереоизомерия стероидов. Понятие о цис-транс сочленении колец в ядре стерана. Представители стеролов, желчных кислот, половых гормонов, кортикостероидов, агликонов сердечных гликозидов. Номенклатура. Общая характеристика реакционной способности. Реакции, применяемые в фарманализе.

Опыты к лабораторной работе:

1. Доказательство непредельности терпенов (оп. 115)

2. Окисление терпенов кислородом (оп. 116)

3. Дегидратация терпингидрата (оп. 117)

4. Изучение качественных реакций на бромкамфору (оп. 118)

5. Изучение свойств кортикостероидов (оп. 119)

6. Общая реакция но стероиды (оп.120)

Вариант 1

1. К каким классам соединений принадлежат вещества, формулы которых приведены ниже? Назовите их по номенклатуре ИЮПАК, дайте тривиальное название. Пронумеруйте атомы углерода в этих соединениях:

2. Напишите структурные формулы нижеследующих соединений. Укажите, к каким классам (или группам внутри классов) они относятся. Поясните значение символов a и b в соединении «б».

а) камфора б) 3a,7a,12a-тригидрокси-5b-холан-24-овая

кислота

3. Приведите структурную формулу камфоры. Укажите в ней хиральные центры. Какие конформационные особенности строения камфоры ограничивают число ее изомеров? Изобразите возможные стереоизомеры камфоры.

4. Приведите схему синтеза ментола из м-крезола (3-метилфенола). Укажите область применения ментола. Как при помощи ИК-спектроскопии можно различить м-крезол и ментол?

5. Дайте определение понятию «бициклические монотерпены». На примере a-пинена приведите уравнения реакций, доказывающих непредельный характер некоторых бициклических монотерпенов.

6. Напишите схему взаимодействия тестостерона пропионата с гидроксиламином солянокислым. Какое применение в фарманализе находит эта реакция? Каким действием обладает тестостерона пропионат?

Вариант 2

1. К каким классам соединений принадлежат приведенные ниже вещества. Назовите их по номенклатуре ИЮПАК, дайте тривиальное название.

2. Постройте структурные формулы нижеследующих соединений. Укажите, к каким классам (или группам внутри классов) они относятся. Поясните значение символа b- в соединении «б»:

а) ментан б) холестен-5-ол-3b

3. Объясните термины, используемые для описания стереохимии стероидов: цис-, транс-сочленение, 5a-, 5b-стероид.

4. Напишите схему синтеза терпинолена из нерола и гераниола. Объясните, в каком случае и почему превращение идет в более жестких условиях.

5. Приведите уравнение реакции превращения ретинола в ретиналь и схему фотохимической изомеризации цис-ретиналя в транс-ретиналь. В основе какого физиологического процесса лежит эта реакция?

6. Как можно получить из эстрадиола применяемые в медицине эстрадиол-3-бензоат и эстрадиол-3,17-дипропионат? Какие характеристические частоты наблюдаются в ИК‑спектре эстрадиола и какие - эстрадиола-3-бензоата?

Вариант 3

1. К каким классам соединений принадлежат приведенные ниже вещества? Назовите их по номенклатуре ИЮПАК, дайте тривиальное название.

2. Приведите структурные формулы нижеследующих соединений. Укажите к каким классам (или группам внутри классов) они относятся. Поясните значение символа b- в соединении «б».

а) цитраль «б» б) 24-метилхолестатриен-5,7,22-ол-3b

3. При обработке терпина и лимонена избытком бромводорода образуется один и тот же продукт. Напишите уравнения реакций. Как называется продукт реакции? Какие виды изомерии характерны для него?

4. Какой реакцией можно доказать легкую окисляемость терпенов? Напишите схему и условия проведения реакции.

5. Напишите схемы получения из a-пинена терпингидрата и камфоры. Как при помощи ИК-спектров отличить a-пинен и конечные продукты синтезов? Укажите область их применения.

6. Приведите схемы реакций взаимодействия холевой кислоты с глицином и таурином. Назовите продукты реакции и укажите их биологическую роль.

вариант 4

1. К каким классам соединений принадлежат приведенные ниже вещества? Назовите их по номенклатуре ИЮПАК, дайте тривиальное название.

2. Приведите структурные формулы нижеследующих соединений. Укажите, к каким классам (или группам внутри классов) они относятся. Поясните значение символов a- и b- в соединении «б»:

а) бромкамфора б) 3a,12a-дигидрокси-5b-холан-24-овая кислота

3. Укажите два вида стереоизомерии стероидов, наиболее для них важные. Ответ объясните на конкретных примерах из заданий 1 и 2.

4. Какой двухатомный спирт – производное ментана -используется в медицине. Напишите схему его получения и уравнение реакции, применяемой в фарманализе для подтверждения его подлинности.

5. Камфора вступает в реакции, характерные для кетонов: взаимодействует с гидроксиламином солянокислым; с 2,4‑динитрофенилгидразином; восстанавливается до вторичного спирта. Напишите уравнения этих реакций. Укажите какие из них используются в фарманализе. Приведите полосы поглощения в ИК-спектре, соответствующие валентным колебаниям функциональных групп в камфоре и полученных продуктах.

6. Приведите структуру эргостерина и схему его фотохимической изомеризации. Какое биологически активное соединение при этом образуется? Для чего оно используется?

вариант 5

1. К каким классам соединений принадлежат приведенные ниже вещества? Назовите их по номенклатуре ИЮПАК, дайте тривиальное название.

2. Приведите структурные формулы нижеследующих соединений. Укажите к каким классам (или группам внутри классов) они относятся. Поясните значение символов a- в соединении «б».

а) лимонен б) 3a-гидрокси-5a-андростанон-17

3. Напишите стереохимические формулы цис- и транс-декалинов, входящих в структуру стероидов. Поясните значение понятий 5a-стероид, 5b-стероид.

4. Напишите схемы реакций, с помощью которых можно доказать непредельность терпенов (на примере лимонена).

5. Составьте схемы превращений, протекающих при последовательном действии на a‑пинен: а) хлороводорода б) магния (в абсолютном эфире) в) воды.

6. На примере кортикостерона приведите уравнения реакций, которые используются в фарманализе для обнаружения функциональных групп кортикостероидов. Укажите область характеристических частот функциональных групп в ИК-спектрах кортикостероидов.

Вариант 6

1. К каким классам соединений принадлежат приведенные ниже вещества? Назовите их по номенклатуре ИЮПАК, дайте тривиальное название.

2. Приведите структурные формулы нижеследующих соединений. Укажите к каким классам (или группам внутри классов) они относятся. Поясните значение символа b- в соединении «б».

а) a -пинен б) 17b-гидроксиандростен-4-он-3

3. Выделите центры хиральности в молекулах ментола, лимонена, a-пинена. Сколько стереоизомеров может иметь каждое из этих соединений?

4. Предложите способ синтеза ментилового эфира изовалериановой кислоты из м-крезола (3-метилфенола). В состав какого лекарственного препарата входит вышеназванный эфир?

5. Напишите схемы реакций камфоры со следующими реагентами:

а) гидроксиламином солянокислым,

б) 2,4-динитрофенилгидразином,

в) бромом,

г) водородом в момент выделения.

Какие из этих реакций и для каких целей применяются в фарманализе?

6. Напишите формулу 7-дегидрохолестерина и схему его фотохимической изомеризации. Какое биологически активное соединение при этом образуется и для каких целей оно используется?

Вариант 7

1. К каким классам соединений принадлежат приведенные ниже вещества? Назовите их по номенклатуре ИЮПАК, дайте тривиальное название.

2. Приведите структурные формулы нижеследующих соединений. Укажите к каким классам (или группам внутри классов) они относятся. Поясните значение символа b- в соединении «б».

а) гераниол б) эстратриен-1,3,5(10)-диол-3,17b

3. Объясните, какую конформацию имеет циклогексановые кольца в стероидах; какой тип сочленения характерен для колец А/В и В/С; как типы сочленения отражаются в названии стероидов?

4. Предложите схему получения цитраля «а» из соответствующего спирта и охарактеризуйте его химические свойства. Для каких целей применяется цитраль в медицине?

5. Изобразите конформационные изомеры ментана. Укажите, какой из конформеров энергетически более выгоден и почему. Приведите формулы и названия производных ментана, используемых в медицине, укажите область их применения.

6. Объясните разницу в продуктах гидролиза агликонов сердечных гликозидов в кислой и щелочной средах.

вариант 8

1. К каким классам соединений принадлежат приведенные ниже вещества? Назовите их по номенклатуре ИЮПАК, дайте тривиальное название.

2. Напишите структурные формулы нижеследующих соединений. Укажите к каким классам (или группам внутри классов) они относятся. Поясните значение символов a- и b- в соединении «б».

а) камфора б) 11b,17a,21-тригидроксипрегнен-4-дион-3,20

3. Приведите стереохимические формулы цис- и транс-декалинов, входящих в структуру стерана; поясните значение понятий 5a‑стероид, 5b-стероид.

4. Предложите способ синтеза бромкамфоры из a-пинена. Приведите уравнения реакций, лежащих в основе качественного фармакопейного анализа бромкамфоры. Какое применение бромкамфора находит в медицине?

5. Напишите схему синтеза витамина Д2 и приведите уравнения двух реакций, с помощью которых в нем можно обнаружить двойные связи.

6. Проанализируйте строение эстрона, предскажите его химические свойства. Ответ подтвердите уравнениями реакиий. Укажите характеристические частоты в ИК-спектре эстрона.

вариант 9

1. К каким классам соединений принадлежат приведенные ниже вещества? Назовите их по номенклатуре ИЮПАК, дайте тривиальное название.

2. Приведите структурные формулы нижеследующих соединений.

Укажите к каким классам (или группам внутри классов) они относятся. Поясните значение символа b- в соединении «б»

а) лимонен б) 24-метилхолестатриен-5,7,22-ол-3b.

3. Укажите два вида стереоизомерии стероидов, наиболее для них важные. Ответ объясните на конкретных примерах из заданий 1 и 2.

4. Напишите уравнения реакций лимонена со следующими веществами: а) водородом, б) бромом, в) водой в кислой среде. Какой из продуктов реакций и для чего используется в медицине.

5. Приведите схему образования ментилового эфира изовалериановой кислоты и уравнение гидролиза этого соединения в кислой и щелочной средах. Какая из этих реакций используется в фарманализе? Какое применение находит вышеназванный эфир?

6. Проанализировав строение тестостерона, предскажите его химические свойства и подтвердите их уравнениями реакций. Укажите характеристические частоты функциональных групп в ИК-спектре тестостерона.

вариант 10

1. К каким классам соединений принадлежат приведенные ниже вещества. Назовите их по номенклатуре ИЮПАК, дайте тривиальное название.

2. Приведите структурные формулы нижеследующих соединений. Укажите к каким классам (или группам внутри классов) они относятся. Поясните значение символов a- и b- в соединении «б».

а) цитраль «а» б) эстратриен-1,3,5(10)-триол-3,16a,17b

3. При обработке терпина и лимонена избытком хлороводорода образуется один и тот же продукт, напишите уравнения реакций.Как называется продукт реакции? Какие виды изомерии характерны для него?

4. Какой реакцией можно доказать легкую окисляемость терпенов? Напишите схему и условия проведения реакции.

5. Предложите схему синтеза ментола из м-крезола. Какое применение находит он в медицине?

6. Проанализируйте строение холевой кислоты, предскажите ее химические свойства. Ответ подтвердите примерами. Дайте определение понятию «парные желчные кислоты».

Вариант 11

1. К каким классам соединений принадлежат приведенные ниже вещества? Назовите их по номенклатуре ИЮПАК, дайте тривиальное название.

2. Приведите структурные формулы нижеследующих соединений. Укажите к каким классам (или группам внутри классов) они относятся. Поясните значение символа b‑ в соединении «б»

а) бромкамфора б) 3b,14b-дигидрокси-5b-карден-20(22)олид

3. Какие конфигурационные изомеры возможны для 3,7‑диметилоктадиен-2,6-ола-1? Назовите их по тривиальной номенклатуре.

4. Как можно представить образование бициклических углеводородов: пинана, камфана из ментана? Поясните соответствующими схемами. Производные какого из них и в качестве каких средств применяются в медицине?

5. Приведите формулу b-каротина и объясните, почему он является провитамином витамина А. Какое производное витамина A применяется в качестве фармпрепарата и как его можно синтезировать?

6. Проанализировав строение эстрона, предскажите его химические свойства. Ответ подтвердите уравнениями реакций. Укажите биологическую роль эстрона. Как при помощи ИК-спектроскопии можно отличить эстрон от соединений «а» и «б» (задание 1).

Вариант 12

1. К каким классам соединений принадлежат приведенные ниже вещества? Назовите их по номенклатуре ИЮПАК, дайте тривиальное название.

2. Изобразите структурные формулы нижеследующих соединений. Укажите к каким классам (или группам внутри классов) они относятся. Поясните значение символов a- и b‑ в соединении «б».

а) a-пинен б) 11b,17a,21-тригидроксипрегнен-4-дион-3,20

3. Приведите стереохимические формулы цис- и транс-декалинов, входящих в структуру стероидов. Поясните значение понятий 5a-стероид, 5b-стероид. Почему в названии соединения «б» (задание 2) отсутствует указание на тип сочленения колец А/В?

4. Какие соединения образуются при нагревании терпина с разбавленной серной кислотой (реакция дегидратации)? Поясните превращение схемами соответствующих реакций. Какое значение имеет эта реакция в фарманализе?

5. Проанализировав строение ментола, предскажите его химические свойства. Ответ подтвердите уравнениями реакций. Укажите, какие из них применяются в фарманализе?

6. Объясните, почему женские половые гормоны можно использовать как азосоставляющую в реакции азосочетания? Приведите уравнение реакции между хлористым п‑сульфобензол­диазонием и эстрадиолом. Какое значение имеет эта реакция в фарманализе?

Вариант 13

1. К каким классам соединений принадлежат привед


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.158 с.