Этапы выполнения дипломной работы — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Этапы выполнения дипломной работы

2017-05-20 568
Этапы выполнения дипломной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Соединений

Симферополь

Оглавление

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ 3

2. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 6

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 7

4. СТРУКТУРА, ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 15

5. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 18

6. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 28

7.ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 31

8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 33

9. ПРИЛОЖЕНИЕ 35

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ

Организация выполнения и защиты дипломных работ в Таврическом колледже осуществляется в соответствии с Рекомендациями по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования (Приложение к письму Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 10.07.1998 № 12-52-111 ин/12-23) и Программой итоговой государственной аттестации Таврического колледжа.

Методические рекомендации предназначены для подготовки студентов, обучающихся по специальности 18.02.01.Аналитический контроль качества химических соединений к выполнению выпускной квалификационной работы * в форме дипломной работы. Дипломная работа служит формой итогового контроля подготовленности студента к профессиональной деятельности по образовательным программам как базового, так и повышенного уровней. Цель дипломной работы – систематизация и закрепление теоретических знаний студента по специальности при решении практических задач исследовательского и аналитического характера, а также выявление его способности к самостоятельной работе. Этим обуславливается необходимость творческого, а не формального подхода к выбору тематики, выполнению содержательной части работы, написанию и оформлению дипломной работы.

Дипломная работа — это комплексная самостоятельная исследовательская работа, в ходе которой студент решает конкретные практические задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования, развивает практические навыки в реальных условиях в период прохождения преддипломной практики. Дипломная работа должна соответствовать следующим требованиям:

 рассматривать проблему, не получившую достаточного освещения в литературе, либо новую постановку известной проблемы;

 содержать элементы научного исследования актуальной темы;

 иметь четкое построение и логическую последовательность в изложении материала;

 выполняться с использованием экономико-математических методов
и информационных технологий при проведении расчетов;

 содержать убедительную аргументацию, достаточный иллюстративный материал;

 завершаться доказательными выводами и обоснованными рекомендациями.

В дипломной работе студент должен показать умение работать с нормативными документами, инструктивным материалом, литературой и другими информационными источниками по химии.

По содержанию дипломной работы и в процессе ее защиты устанавливаются:

 уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки выпускника по специальности;

умение изучать, анализировать, обобщать информационные источники
в соответствующей области знаний;

способность самостоятельно проводить научные исследования, систематизировать и обобщать фактический материал;

умение самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации по результатам дипломного исследования.

Дипломная работа оценивается по пятибалльной системе.

Оценка «о тлично» выставляется в случаях, когда дипломная работа:

 носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенные теоретические положения, глубокий анализ, критический разбор практического опыта по исследуемой проблеме, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;

имеет положительные отзывы руководителя дипломной работы;

при защите работы студент показывает глубокое знание вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, во время доклада использует иллюстративный (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.

Оценка «хорошо» выставляется в случаях, когда дипломная работа:

 носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенные теоретические положения, подробный финансовый анализ, критический разбор практического опыта по исследуемой проблеме, характеризуется последовательным изложением материала с соответствующими выводами, но не вполне обоснованными предложениями;

имеет положительные отзывы руководителя дипломной работы и рецензента;

при защите работы студент показывает знание вопросов темы, оперирует данными исследования, во время доклада использует иллюстративный (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.

Оценка «удовлетворительно» выставляется в случаях, когда дипломная работа:

 носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенные теоретические положения, базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом практического опыта по исследуемой проблеме, характеризуется непоследовательным изложением материала и необоснованными предложениями;

в отзывах руководителя дипломной работы имеются замечания по содержанию работы и методам исследования;

при защите работы студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы, иллюстративный материал подготовлен некачественно.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случаях, когда дипломная работа:

 не носит исследовательского характера, не содержит анализа практического опыта по исследуемой проблеме, характеризуется непоследовательным изложением материала, не имеет выводов либо они носят декларативный характер;

в отзывах руководителя дипломной работы имеются критические замечания;

при защите работы студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки, иллюстративный материал к защите не подготовлен.

ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

№ п/п Срок Этап выполнения работы
  12-20 февраля Выбор и утверждение темы работы. Получение дипломного задания.
  20-30 февраля Составление плана работы
  1-20 марта Подбор теоретического материала и представление руководителю
  20- 30 марта Подбор практического материала и представление руководителю
  Апрель-май Систематизация теоретического и практического материала
  16 мая Оформление работы и представление ее руководителю и рецензенту
  30 мая Допуск к защите
  12.06-26.06. 2017 Защита работы

Конкретные сроки выполнения отдельных этапов устанавливаются Таврическим колледжем и указываются в календарном графике. Календарные графики выполнения дипломных работ составляются для каждой учебной группы на основе действующего графика учебного процесса. При этом должны соблюдаться следующие основные требования:

 индивидуальные задания студентам на дипломные работы выдаются руководителями не позднее чем за две недели до начала преддипломной практики;

по завершении студентом дипломной работы руководитель не позднее чем за неделю до защиты передает работу в учебную часть на рецензирование вместе с заданием и своим письменным отзывом;

рецензент должен вернуть работу с рецензией в учебную часть не позднее чем за два дня до защиты.

Содержание рецензии доводится до сведения дипломника не позднее чем
за день до защиты дипломной работы. Внесение изменений в дипломную работу после получения рецензии не допускается.

Выбор темы

Выбор темы дипломной работы является наиболее важным и ответственным моментом, предопределяющим успех всей работы. Основными требованиями, предъявляемыми к тематике дипломных работ, являются: актуальность, новизна, возможность применения результатов исследования в практической деятельности различных лабораторий.

Примерная тематика дипломных работ разрабатывается преподавателями специальных дисциплин цикловой методической комиссии совместно со специалистами химических предприятий Республики Крым и подлежит ежегодному уточнению.

Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы из установленного перечня. В отдельных случаях тема может быть предложена студентом при условии обоснования целесообразности ее разработки.

Основными критериями при выборе темы дипломной работы служит ее научная и практическая значимость, личная заинтересованность студента. При этом немаловажно учесть место прохождения преддипломной практики, так как в лаборатории, в которой будет проходить практика, имеется возможность наиболее полно собрать необходимый материал для дипломной работы.

Кроме того, химическое предприятие, в которой проводится преддипломная практика, с учетом своих потребностей может сделать заказ колледжу на разработку студентами определенных тем в дипломных работах, ориентированных на конкретные вопросы практической деятельности. Определение тематики дипломных работ в этом случае осуществляется заинтересованными представителями предприятия.

Задание на дипломную работу

В задании указывается тема дипломной работы, исходные данные к ее выполнению, перечень подлежащих разработке вопросов (обычно в виде перечня разделов работы), сроки выполнения. Объемы разделов указываются в процентах. Здесь же приводится перечень основных расчетов, таблиц, графиков, необходимых для выполнения дипломной работы. Задание подписывают руководитель дипломной работы, заместитель директора и студент.

Индивидуальное задание определяет весь процесс дальнейшей самостоятельной работы студента по теме дипломной работы. На основе задания студент по согласованию с руководителем составляет календарный график выполнения дипломной работы.

Преддипломная практика

Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и организуется после прохождения теоретического курса и сдачи студентами всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных учебным планом по специальности.

Целью проведения преддипломной практики является систематизация знаний и совершенствование умений студентов по специальности, оценка готовности к самостоятельной работе и возможностей адаптации на будущем рабочем месте, а также сбор материалов для выполнения дипломной работы.

Программа преддипломной практики разрабатывается колледжем совместно с заинтересованными руководителями средств размещения, предоставляющими студентам рабочие места для прохождения практики.

Программа утверждается директором колледжа.

В ходе преддипломной практики студент ведет дневник практики, в котором фиксирует краткое содержание выполненных им работ и операций в соответствии с индивидуальным календарно-тематическим планом (графиком) практики. В дневник также заносится оценка работы студента непосредственными руководителями практики. Кроме того, студент во время практики собирает материалы к дипломной работе и выполняет черновой вариант работы. Редактирование и оформление работы осуществляется после окончания практики.

По окончании преддипломной практики студент составляет отчет о практике, который должен содержать характеристику подразделения, где проходила практика (структура, задачи, виды выполняемых сотрудниками операций, оснащение рабочих мест и т.д.), и приложение, состоящее из дневника и материалов для выполнения дипломной работы.

По результатам преддипломной практики руководитель составляет заключения-характеристики на студентов, в которых отмечаются:

 приобретенные навыки и умения, степень освоения студентом работ и операций (качество и быстрота профессиональных действий при выполнении работы, степень самостоятельности);

деловая активность, инициативность, исполнительность, коммуникабельность и другие личные качества студента;

рекомендации о возможной работе студента на конкретных должностях.

Заключения-характеристики подписываются руководителем предприятия и общим руководителем практики.

Итогом преддипломной практики является зачет и оценка, которые выставляются руководителем практики от колледжа на основе представленных студентом отчета и заключения-характеристики.

Студенты, не выполнившие программу преддипломной практики или получившие отрицательную оценку, к защите дипломной работы не допускаются и отчисляются из образовательного учреждения как имеющие академическую задолженность. При наличии уважительной причины студенты направляются на практику вторично.

Подготовка к защите дипломной работы

Вопрос о допуске дипломной работы к защите решается заместителем директора по учебной работе после ознакомления с отзывом руководителя дипломной работы и рецензией.

К защите студенту необходимо тщательно готовиться, консультируясь
с руководителем дипломной работы.

Подготовка к защите дипломной работы включает подготовку собственно выступления и оформление презентации, для использования её в качестве иллюстраций во время защиты.

Графический материал

Графический материал может быть представлен в виде плакатов либо слайдов (в том числе на дискетах и CD-дисках) для демонстрации с помощью средств презентации. Могут быть подготовлены специальные материалы для раздачи членам ГАК.

Структура выступления

Доклад студента на защите строится в последовательности:

 обоснование актуальности темы и ее практической значимости;

краткая характеристика объекта исследования;

теоретические и методологические положения, на которых базируется дипломная работа;

результаты практического исследования и анализа по изучаемой проблеме;

выводы, предложения, рекомендации по решению поставленной в дипломной работе проблемы, оценка возможности их реализации и эффективности.

Подготовка текста выступления предполагает:

 разработку и написание плана выступления;

разработку и написание основного текста выступления и краткого конспекта;

заучивание и пробное оглашение текста выступления.

План выступления

При разработке плана выступления студенту следует учесть ряд существенных моментов:

 необходимо оценить запас знаний, имеющийся по заданной теме, подобрать цитаты, дополнительную информацию (например, из периодической печати);

следует продумать, какие могут возникнуть вопросы у членов ГАК по ходу изложения;

при составлении общего плана изложения обязательно включить в него обращение к аудитории, вступление и заключение;

каждый раздел выступления рекомендуется подытожить одним-тремя выводами;

следует выделить в плане ключевые моменты речи, на которых предполагается остановиться, проверить наличие логической связи между всеми пунктами плана выступления.

После составления основного текста выступления необходимо составить его краткий конспект, которым можно будет пользоваться во время выступления. Конспект необходим для того, чтобы в процессе защиты не нарушить логику изложения, не потерять важную информацию и контролировать время выступления.

Защита дипломной работы

Защита дипломной работы проводится на открытом заседании ГАК.
На защиту одной дипломной работы отводится до 45 минут.

На защите студент должен кратко (в течение 10–15 минут) изложить основное содержание работы и выводы (не прибегая к чтению текста).

После доклада студенту предлагается ответить на вопросы членов ГАК. Вопросы должны быть из области знаний, соответствующей профилю специальности 18.02.01. Аналитический контроль качества химических соединений и разработанной в дипломе теме. Полнота и глубина ответа студента в значительной мере влияют на оценку дипломной работы. Затем мнение о работе высказывает руководитель дипломной работы.

После обсуждения всех дипломных работ проводится закрытое обсуждение, в котором могут участвовать, кроме членов ГАК, руководители дипломных работ. Решение ГАК об оценке дипломной работы основывается на отзыве руководителя дипломной работы. Принимается во внимание теоретический уровень и практическое значение работы, а также умение студента защищать свою работу. Результаты защиты дипломной работы оцениваются членами ГАК по пятибалльной системе.

Решение об оценке дипломной работы ГАК принимает открытым голосованием большинством голосов. Если голоса присутствующих членов ГАК разделились поровну, решающим является голос Председателя ГАК.

Если студенту выставлена неудовлетворительная оценка, то он получает право повторной защиты той же дипломной работы, либо ГАК выносит решение о выдаче ему нового задания на дипломную работу со сроком повторной защиты не ранее чем через год.

Оценки по результатам защиты дипломных работ объявляются в день защиты дипломных работ после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии. Тема дипломной работы и оценка указываются в приложении к диплому.

После защиты выполненные студентами дипломные работы хранятся в колледже не менее пяти лет.

 

 

4. СТРУКТУРА, ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Структура и объем

Рекомендуется следующая структура дипломной работы с удельным весом каждого раздела в общем объеме работы:

1. Введение (до 10%).

2. Теоретический раздел (45–50%).

3. Практический раздел (25–30%).

4. Заключение (5–10%).

5. Приложения.

6. Список источников.

Объем дипломной работы — 30–50 односторонних листов.

Содержание разделов

Введение

Главное назначение Введения состоит в том, чтобы дать краткое обоснование исследуемой проблемы, целей, задач, методов и направлений разработки темы дипломной работы. Поэтому во Введении должны раскрываться следующие вопросы:

 цель выполнения работы;

обоснование актуальности выбранной темы;

ее практическое значение;

определение задач, решение которых необходимо для достижения поставленной цели;

обоснование выбора объекта исследования;

краткое описание структуры дипломной работы;

общая характеристика теоретической и информационной базы исследования;

характеристика средства размещения, на материале которого строится дипломная работа.

Теоретическая часть

Состоит из нескольких глав

-Обзор литературы

- Материалы и методика исследования

- Охрана труда

Раздел должен быть посвящен рассмотрению теоретических основ того или иного направления химической индустрии в соответствии с темой дипломной работы.

В этом разделе раскрывается сущность изучаемой проблемы, подчеркивается необходимость ее углубленного анализа в современных условиях, дается краткая характеристика степени разработанности отдельных теоретических положений в источниках.

Обзор литературы содержит развернутое описание предмета исследования, истории вопроса, степени его изученности на момент начала выполнения дипломной (магистерской) работы. Обзор должен носить аналитический характер и заканчиваться обобщением. При описании литературных данных обязательна ссылка на авторов работы. Число цитируемых работ не регламентируется и определяется спецификой тематики. Дипломником должна быть использована вся доступная литература по теме, в том числе и опубликованная в иностранных журналах. Рекомендуемый объем литературного обзора составляет 10-15 стр. машинописного текста.

В главе "Материалы и методика исследования" описываются реактивы и препараты, использованные при выполнении экспериментальной части работы, приборы на которых выполнялись исследования и условия эксперимента (см. Приложение 7).

Для работ синтетического плана обязательно подробное описание методик синтеза веществ. При использовании известных методик обязательна ссылка на литературный источник.

Глава "Охрана труда" должна содержать основные положения техники безопасности, а также токсикологическую характеристику веществ, использованных при выполнении работы и описание мер предосторожности при работе с ними. Пример оформления данной части работы содержится вприложении 6.

Практическая часть

Этот раздел по значимости является центральным. Он представляет собой основную часть работы и содержит описание результатов эксперимента и анализ полученных данных, собранных во время преддипломной практики. Последние представляются в виде текстовых описаний, таблиц, графиков, фотографий и т.п. Особое внимание должно быть уделено сопоставлению полученного материала с данными, имеющимися в литературе, выявлению общих связей и закономерностей.

Заключение

Заключение завершает изложение дипломной работы. Оно пишется на основе положений, содержащихся в дипломной работе. Выводы излагаются в виде отдельных пронумерованных пунктов (порядка 3-5) и должны быть четкими и лаконичными. Нельзя формулировать выводы, не вытекающие из результатов проведенного исследования. В Заключении подводятся итоги выполненного исследования в виде обобщения основных результатов применительно к изучаемому средству размещению.

Приложения

В приложениях к дипломной работе рекомендуется помещать иллюстрирующие материалы: таблицы, диаграммы, схемы, графики, образцы документации, экономические расчеты, фотографии и т.д. (Оно не входит в Объём ВКР и страницы в нём не нумеруются).

Список источников

При составлении библиографического списка издания следует приводить
в последовательности:

1. Документы Российской Федерации

2. Международные договоры

3. Стандарты

4. Источники статистических данных

5. Книги

6. Статьи

Список интернет источников

Законодательные и нормативные документы приводятся в хронологическом порядке, остальные издания — в алфавитном порядке.

Не рекомендуется включать в библиографический указатель те работы, на которые нет ссылок в дипломной работе и которые фактически не были использованы при ее написании.

 

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

5.1. Общие требования

5.1.1. Дипломную работу следует оформлять согласно ГОСТ 7.32-2001 на белой бумаге формата А4 (210х297 мм) на одной стороне листа на компьютере через 1,5 интервала.

Текст дипломной работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: - шрифт Times| New| Roman|, кегль 14, стиль - обычный (normal|), шрифт заголовков – полужирный, цвет шрифта - черный;

- поля: левое - 30 мм (для переплета), верхнее и нижнее - 20 мм, правое - 10 мм;

- междустрочный|межстрочный| интервал - 1,5;

- выравнивание текста производится по ширине;

- отступ первой строки каждого абзаца – 1,25 см.

Вне зависимости от способа выполнения дипломной работы качество напечатанного текста и оформление иллюстраций (таблиц, графиков и т.п.) должно удовлетворять требованиям удобочитаемости: равномерная плотность, контрастность и четкость букв, цифр, знаков и изображения по всей работе.

Вписывать в текст работы отдельные буквы, слова, формулы, знаки допускается только черной пастой или черными чернилами, при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного текста.

Опечатки, описки и графические неточности рекомендуется исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения.

5.1.2. Каждая глава начинается с новой страницы и имеет номер (арабскими цифрами) и заголовок. Разделы внутри глав следует нумеровать с учетом номера главы, например, глава 1, раздел 1.1., подраздел 1.1.1, 1.1.2. и т. д. Наименования разделов и подразделов должны соответствовать наименованиям, приведенным в содержании.

Названия структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая: «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА 1 …», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ».

Главы и параграфы должны иметь заголовки, которые печатают с прописной буквы без точки в конце.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Заголовки разделов следует располагать посередине строки, печатать прописными буквами без точки в конце.

Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа
и печатать с прописной буквы без точки в конце.

Переносить слова в заголовке не допускается. Заголовки отделяют от текста сверху и снизу тремя интервалами [2, п.5.3.5; 3, п.4.1.9] (рисунок 1).

      ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРИИ АНАЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ   1.1 Сущность и задачи химической деятельности предприятия   Текст работы

Рисунок 1 - Порядок оформления заголовков в дипломной работе

 

Пункты и подпункты основной части следует писать с абзацного отступа.

5.1.3. По окончании работы необходимо тщательно отредактировать рукопись, поскольку наличие орфографических, стилистических, оформительских ошибок может отрицательно сказаться на оценке дипломной работы.

5.1.4. При наборе текста необходимо соблюдать следующие требования:

 абзацы следует начинать печатать от 4–5 символа;

абзацы отделяются друг от друга одним маркером конца абзаца (применение этого символа в других целях не допускается);

все слова внутри абзаца разделяются только одним пробелом, так как в противном случае будут создаваться слишком большие интервалы, особенно при использовании режима выравнивания по ширине;

кавычки. Всего существует четыре типа кавычек: «французские» («елочки»),,,немецкие“ (,,лапки“), “английские обычные, или двойные” и ‘английские одинарные’. В русском языке применяются французские «елочки», а для «кавычек,,внутри“ кавычек» — немецкие,,лапки“. В английском языке пользуются “английскими двойными” для кавычек первого уровня и ‘английскими одинарными’ для “кавычек ‘внутри’ кавычек”.

При наборе текста НЕ ОТБИВАТЬ:

 от предшествующего текста — точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, закрывающую скобку, закрывающие кавычки, восклицательный и вопросительный знаки;

 от последующего текста — открывающую скобку, открывающие кавычки;

 знаки +, -, о от цифры (от +5 до -10,5; 6о);

 дефис при переносе и между словами (научно-методический, 10-й);

 буквы в сокращениях типа «и т.д.», «т.п.»;

 тире между цифрами (5-6 дней);

 индексы А1;

 многоточие (…) от текста в середине и в конце фразы и от последующего слова в начале фразы.

При наборе ОТБИВАТЬ:

 последующий текст от знаков препинания;

 тире между словами — длинное тире (в английском языке длинное тире
не окружается пробелами);

 знаки в математических выражениях (33 - 16 = 17); 5 х 5 = 25;

 знак №, §, % от цифры (№ 16, § 7, 5 %);

 единицы измерения от цифр (5 руб., 10 мин);

 год (2015 г.);

 ряд чисел, разделенных запятыми (5, 6, 7);

 тире при словесной форме чисел (прописью) (длиной пять - десять метров);

 знак сноски (пробел *).

ТЕКСТОВЫЕ ВЫДЕЛЕНИЯ

Кавычки должны быть того же начертания, что и заключенный в них текст.

Скобки, окружающие выделенный фрагмент, должны соответствовать начертанию основного текста, а в месте стыка прямого и курсива скобки всегда остаются прямыми.

Знаки препинания, следующие за выделенным фрагментом, должны быть набраны основным начертанием (запятая после курсива (полужирного) шрифта набирается прямым (светлым) шрифтом).

Длина подчеркивающей линейки должна быть равна длине выделенного текста без пробелов, отделяющих выделенную часть от остальной (подчеркивание в качестве выделений не рекомендуется).

Для увеличения межсловных пробелов, имитации разрядки и абзацных отступов, так как их ширина пропорциональна текущему кеглю шрифта, удобно пользоваться неразрывным пробелом.

Таблицы

5.4.1. Таблицу следует располагать в работе как можно ближе к абзацам, содержащим первую ссылку на нее и оформлять в соответствии со схемой:

5.4.2. Основные требования к содержанию и оформлению таблиц — существенность, полнота показателей, характеризирующих процесс, предмет или явление, четкость и ясность представления, экономичность, единообразие.

5.4.3. Таблицы нумеруются арабскими цифрами двумя способами:

 сквозная нумерация;

в пределах разделов работы.

Во втором случае номер состоит из двух цифр: первая обозначает раздел, а вторая — порядковый номер таблицы в пределах данного раздела.

Например:

Таблица 1 — при сквозной нумерации таблиц
Таблица 2.1 — при привязке таблицы к разделу
   

Если в документе одна таблица, то она не нумеруется и нумерационный заголовок не указывается.

5.4.4. Тематический заголовок может быть опущен, если таблица нужна только по ходу чтения, то есть в таблицах вспомогательного значения. Не требуется тематический заголовок, когда таблица целиком составляет содержание раздела: в этом случае заголовок раздела (подраздела) заменяет тематический заголовок таблицы.

Тематический заголовок следует помещать по центру над таблицей.

5.4.5. Тематические заголовки, заголовки и подзаголовки граф таблиц должны быть в единственном числе, без произвольного сокращения. Множественное число употребляется только тогда, когда среди текстовых показателей графы есть показатели, стоящие во множесвенном числе.

В конце заголовка точка не ставится, внутри текста — знаки препинания по правилам пунктуации.

5.4.6. При двух- и многоярусном подлежащем заголовки верхнего яруса пишутся с прописной буквы, заголовки последующих ярусов — с прописной буквы, если они грамматически не подчинены стоящему над ними заголовку верхнего яруса, и со строчной, если они грамматически подчинены стоящему над ними заголовку.

5.4.7. Начальные слова приводимого в графах таблицы текстового материала всегда писать с прописной буквы. В конце текста в графах точку не ставить.

5.4.8. Записи, размещаемые в графах справа, следует начинать печатать на уровне последней строки текста в основной графе, если эти записи размещаются на одной строке, и на уровне верхней строки, если записи размещаются на двух и более строках.

При отсутствии данных в графе ставится прочерк, если отсутствуют сведения об их размере — многоточие.

Повторяющийся в графе текст, если он состоит из одного слова, допускается заменять кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его следует заменить словами «То же», а далее — кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, математических знаков и химических символов не допускается.

5.4.9. Примечания в виде отдельной графы целесообразны, если в них нуждается большая часть строк, то есть при условии заполнения данными значительной части графы, а также, если при этом в таблице не будут образовываться пустоты из-за неравенства по числу строк примечания и элементов таблицы, к которым примечание относится.

Примечания под таблицей целесообразны:

 если они относятся лишь к незначительной части строк;

если они комментируют, поясняют, дополняют то или иное место таблицы, отдельные числа или текстовые элементы;

если они велики по объему и могут привести к образованию пустот внутри таблицы;

если они относятся ко всей таблице.

Примечания под таблицей связывают с таблицей с помощью знаков сноски. Желательно, чтобы знаки сноски к подтабличным примечаниям отличались от знаков сноски к подстрочным примечаниям или подстрочным библиографическим ссылкам.

5.4.10. На все таблицы в тексте должны быть ссылки, при этом слово «Таблица» в тексте писать полностью. Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа.

Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и наименование указывают один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями также слева пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы.

    Таблица 1 - Наименование таблицы

Рисунок 3 - Оформление таблицы

 

Иллюстрации

5.5.1. В качестве иллюстраций могут использоваться рисунки, графики, фотографии, схемы.

Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста, то есть каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст — иллюстрации.

Иллюстрации следует размещать после ссылки на нее и как можно ближе
к ней. Иллюстрация не должна завершать текст раздела (подраздела).

5.5.2. Все иллюстрации, если их в документе более одной, следует пронумеровать в пределах раздела арабскими цифрами. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: Рис. 1.1, Рис. 1.2.

Допускается нумерация иллюстраций в пределах всего документа. Если иллюстрация в документе одна, то номер ей не присваивается и слово «рисунок» не пишется.

5.5.3. Каждая иллюстрация снабжается подрисуночной подписью. Оформление подрисуночных подписей должно быть единообразным по всему документу.

Подрисуночные подписи могут быть расположены под самим рисунком либо рядом с рисунком (зависит от способа расположения иллюстрации).

Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

 наименование графического сюжета, обозначаемое сокращенно словом «Рис.»;

порядковый номер иллюстрации арабскими цифрами без знака №;

тематический заголовок иллюстрации (после точки с прописной буквы);

экспликацию (расшифровку рисунка), которая поясняет рисунок. Перед ней ставится знак двоеточие, между элементами экспликации — точка с запятой.

5.5.4. На все иллюстрации в тексте должны быть приведены ссылки.

Ссылка на рисунок состоит:

 из условного названия и порядкового номера с необходимым контекстом, оборотом речи. Например: «Как видно из рис. 3...»; «...представлен на рисун-
ке 5.1». Можно делать ссылку в круглых скобках (рис. 5). При повторной ссылке на рисунок используется сокращение «см.». Например: (см. рис. 4);

из условного названия иллюстрации, порядкового номера и буквенного или словесного обозначения ее части. Например: (рис. 1, а; рис. 2, сверху и т.д.).

все рисунки должны быть подписаны с указанием источника, если же рисунок выполнен автором ставится подпись (Составлено автором в программе…..)<


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.