Основные этапы развития нервной системы собак — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Основные этапы развития нервной системы собак

2021-06-02 25
Основные этапы развития нервной системы собак 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Принято выделять несколько периодов в развитии собак. Знание особенностей поведения животного в каждый из периодов поможет вам лучше понимать вашу собаку.

 

Неонатальный период (0–13 дней)

 

Этот период характеризуется развитием органов чувств собаки. Двигаясь по манежу, в котором они родились, щенки изучают окружающую обстановку посредством органов чувств. Благодаря положительному или отрицательному подкреплению своих действий они приобретают соответствующий опыт, который закрепляется в памяти.

 

Период социализации (14–49 дней)

 

По мере взросления и развития щенков их действия становятся более направленными. Во время игры они пробуют силу укуса и узнают ощущение боли, когда кусают их.

По причине того что челюстные мышцы щенков в этом возрасте развиты слабо, единственным назначением зубов в этот период является причинение боли. Укусив другого щенка, животное видит его реакцию, благодаря чему определяет силу укуса.

В этот период мать перестает кормить щенков молоком. Она предупреждающе рычит на них. У многих владельцев складывается ошибочное впечатление, что поведение матери по отношению к малышам является опасным для их здоровья и жизни. Это неверно, поскольку таким поведением мать пресекает попытки щенков доминировать над ней, что является абсолютно нормальным. В этот период не рекомендуется отлучать щенка от матери и других щенков, поскольку ему необходимо расти и развиваться рядом с себе подобными.

Основными составляющими фазы социализации являются определение силы укуса, навыки общения с себе подобными, а также установление иерархических отношений.

 

Период определения ранга (12–18 недель)

 

Этот период является самым важным, поскольку именно в это время щенок становится молодой собакой. Он уже адаптировался к окружающей обстановке и может позволить себе нежелательное поведение.

Именно в период определения ранга собака пытается занять место лидера. Поэтому рекомендуется с первого раза пресекать попытки совершения нежелательного действия.

В период определения ранга у щенка начинают резаться зубы и рвется связь с матерью. Щенок обретает уверенность в себе и становится более независимым.

 

Период наступления половой зрелости (6–14 месяцев)

 

Эта фаза характеризуется гормональными изменениями в организме животного, что оказывает большое влияние на его поведение. Незначительные проявления нежелательных действий приобретают выраженный характер.

В период наступления половой зрелости у собаки могут наблюдаться нервные расстройства. Довольно часто животное без видимых причин начинает бояться хорошо знакомого предмета. В этом случае важно помочь ему справиться со страхом. Оптимальным решением будет попытка побудить собаку, например, с помощью лакомства или командой «Ко мне!» подойти к предмету боязни. Однако от владельца требуются чуткость и понимание, поскольку принудительные методы не только не исправят положение, но и спровоцируют развитие фобии.

 

Период зрелости (1–4 года)

 

Поведение собаки в период зрелости определяется характерными особенностями породы, а также индивидуальными особенностями собаки.

Наступление половой зрелости характеризуется стремлением животного отстаивать свои права на лидерство. Следует отметить, что, если собака смогла занять доминирующее положение до окончания периода определения ранга, попытки владельца изменить установленный порядок будут восприняты агрессивно. В этом случае рекомендуется провести курс перевоспитания с использованием методов коррекции поведения.

У многих собак сильно развита активно‑оборонительная реакция. В случае вызова со стороны владельца такое животное ответит агрессией. Активные оборонительные рефлексы характерны для собак сторожевых пород. Собака с пассивно‑оборонительными рефлексами, напротив, продемонстрирует подчинение и страх.

 

Потребности и мотивации

 

Организм животного время от времени испытывает потребность в определенных веществах, а также в накоплении опыта, необходимого для организации поведения, обеспечивающего сохранение жизни и возможности оставить потомство. Эта необходимость называется потребностью. Например, вы корректируете поведение собаки посредством натяжения поводка, вызывая неприятные ощущения. Соответственно, у нее появляется потребность избавиться от неприятных ощущений (оборонительная потребность), в результате чего животное подчиняется вам.

Потребность вызывает изменения в поведении только в том случае, если она достигает критического уровня. Например, при несбалансированном питании резко снижается содержание глюкозы в крови, что регистрируется специальными рецепторами.

 

* * *

 

По мнению зоопсихологов, потребность является основной причиной любой формы поведения.  

В результате истощения организм начинает испытывать чувство голода, которое способствует изменению поведения в сторону удовлетворения потребности. Этому сопутствуют изменения в области центральной нервной системы, способствующие организации необходимого поведения.

Данные изменения и сопровождающая их деятельность нервной системы называются мотивацией. Мотивация определяется степенью выраженности и качеством потребности. Таким образом, мотивацию можно определить как осознанное желание.

Являясь причиной поведения, потребность, в свою очередь, является и причиной научения, поскольку, стремясь к удовлетворению потребности, собака приобретает навыки, необходимые для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.

Целью научения является выработка способностей для удовлетворения потребности. Иными словами, научение необходимо для сохранения и поддержания жизни. Выделяют несколько классификаций потребностей. Приведем классификацию потребностей П. В. Смирнова. Согласно этой классификации, все потребности можно разделить на 3 группы:

– потребности, направленные на сохранение организма (потребность в пище, питье, самозащите, сне, двигательной активности и т. д.). Неудовлетворение одной из перечисленных потребностей приводит к гибели животного;

– потребности, обеспечивающие сосуществование животного с другими видами животных (территориальные, иерархическое, половые и родительские потребности). Эти потребности необходимы как для сохранения отдельного индивида, так и вида в целом;

– потребности саморазвития представляют собой приобретение опыта, необходимого для существования организма в разных условиях (потребность в свободе, игре, получении новой информации и т. д.).

Перечисленные потребности, а также способы их удовлетворения заложены в генетической программе собаки. Нередко наблюдается преобладание какой‑либо потребности над остальными. Это происходит под влиянием воспитания и условий существования.

Важность использования потребностей и их мотиваций обусловлена их биологически значимыми свойствами, а именно:

– повышением двигательной активности животного в результате воздействия раздражителей;

– повышением активности вегетативной нервной системы и ускорением процесса обмена веществ, что повышает эффективность двигательных реакций животного;

– усилением чувствительности анализаторов, что приводит к усилению ориентировочных реакций, в результате чего животное приобретает навыки, необходимые для удовлетворения необходимой потребности;

– улучшением исследовательских функций. Благодаря мотивациям организм готовится к определенному виду деятельности и поддерживает ее на протяжении времени, необходимого для удовлетворения вызвавшей ее потребности. Как правило, организм испытывает ряд потребностей, однако реализуется только одна.

Потребность и соответствующая ей мотивация, реализующиеся через поведение, называются доминирующими. Организм оценивает потребности с точки зрения значимости на данный момент и вероятности удовлетворения их в данных условиях существования.

При коррекции поведения доминирующая потребность искусственно создается посредством лишения животного чего‑либо. Например, пищевая и игровая потребности, потребность во внимании и т. д.

Нередко потребность вызывается непосредственным воздействием на животное, однако при этом строго учитываются его индивидуальные особенности.

В том случае, если потребность не может быть удовлетворена в определенных условиях, животное либо отказывается от попыток ее реализации, либо стремится к удовлетворению другой значимой потребности.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.