Научитесь понимать вашу собаку — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Научитесь понимать вашу собаку

2021-06-02 20
Научитесь понимать вашу собаку 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ирина Александровна Зайцева

Научитесь понимать вашу собаку

 

Всё о собаках –

 

 

Ирина Зайцева

Научитесь понимать вашу собаку

 

Введение

 

С нежелательным поведением собаки в той или иной степени сталкивается каждый владелец. Одни собаки грызут мебель, другие подбирают пищу с земли, третьи излишне агрессивны. Разумеется, подобные проявления не доставляют удовольствия хозяину.

Многие владельцы вынуждены отдавать своих питомцев в добрые руки, потому что просто не могут с ними справиться (или думают, что не могут). Как правило, после первой попытки они делают вывод, что ничего не получится. Однако во многих случаях это не так.

Большинство форм нежелательного поведения поддается коррекции. Конечно, бывают случаи, при которых для устранения проблемы потребуется длительный период, но если владелец обладает терпением, а главное, желанием помочь своей собаке, результат не заставит себя ждать. Поговорим об этом подробнее.

Распространенной проблемой большинства владельцев собак является нежелание разобраться в сути проблемы. Поэтому первым шагом должно быть четкое осознание того, что решение всех проблем, связанных с поведением животного, заключается в самом владельце.

Многие владельцы убеждены, что после занятий с инструктором собака станет послушной и ласковой. Это не так.

Инструктор может подсказать вам пути решения конфликтной ситуации, а претворять их в жизнь – ваша задача.

Следует отметить, что в основе всех форм нежелательного поведения лежат свои причины, а само это поведение является их следствием. Только разобравшись в причине проблемы, вы сможете выбрать оптимальные методы коррекции поведения собаки.

Немаловажное значение имеет тип нервной системы собаки. Если вы станете применять методы коррекции, не подходящие вашей собаке, ее поведение не только не улучшится, но и может стать неуправляемым.

Следует учитывать наследственность животного. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют получить максимум информации о родителях щенка, которого вы собираетесь приобрести.

Многие проблемы связаны с несбалансированным питанием, болезнями, стрессом, неправильными методами воспитания. Поэтому, если вы хотите перевоспитать собаку и устранить нежелательное поведение, следует понять, что этот процесс требует времени и терпения.

Злость на собаку и наказание – самый худший метод коррекции поведения. Он редко дает положительные результаты и может применяться только в крайних случаях. Кроме того, постоянные наказания могут побудить животное ответить вам тем же.

На этапе коррекции собака неизбежно будет срываться и возвращаться к старому поведению. Это нормальная реакция. При правильном подходе ее поведение будет постепенно приходить в норму.

 

1

Основные этапы развития нервной системы собак

 

Принято выделять несколько периодов в развитии собак. Знание особенностей поведения животного в каждый из периодов поможет вам лучше понимать вашу собаку.

 

Потребности и мотивации

 

Организм животного время от времени испытывает потребность в определенных веществах, а также в накоплении опыта, необходимого для организации поведения, обеспечивающего сохранение жизни и возможности оставить потомство. Эта необходимость называется потребностью. Например, вы корректируете поведение собаки посредством натяжения поводка, вызывая неприятные ощущения. Соответственно, у нее появляется потребность избавиться от неприятных ощущений (оборонительная потребность), в результате чего животное подчиняется вам.

Потребность вызывает изменения в поведении только в том случае, если она достигает критического уровня. Например, при несбалансированном питании резко снижается содержание глюкозы в крови, что регистрируется специальными рецепторами.

 

* * *

 

По мнению зоопсихологов, потребность является основной причиной любой формы поведения.  

В результате истощения организм начинает испытывать чувство голода, которое способствует изменению поведения в сторону удовлетворения потребности. Этому сопутствуют изменения в области центральной нервной системы, способствующие организации необходимого поведения.

Данные изменения и сопровождающая их деятельность нервной системы называются мотивацией. Мотивация определяется степенью выраженности и качеством потребности. Таким образом, мотивацию можно определить как осознанное желание.

Являясь причиной поведения, потребность, в свою очередь, является и причиной научения, поскольку, стремясь к удовлетворению потребности, собака приобретает навыки, необходимые для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.

Целью научения является выработка способностей для удовлетворения потребности. Иными словами, научение необходимо для сохранения и поддержания жизни. Выделяют несколько классификаций потребностей. Приведем классификацию потребностей П. В. Смирнова. Согласно этой классификации, все потребности можно разделить на 3 группы:

– потребности, направленные на сохранение организма (потребность в пище, питье, самозащите, сне, двигательной активности и т. д.). Неудовлетворение одной из перечисленных потребностей приводит к гибели животного;

– потребности, обеспечивающие сосуществование животного с другими видами животных (территориальные, иерархическое, половые и родительские потребности). Эти потребности необходимы как для сохранения отдельного индивида, так и вида в целом;

– потребности саморазвития представляют собой приобретение опыта, необходимого для существования организма в разных условиях (потребность в свободе, игре, получении новой информации и т. д.).

Перечисленные потребности, а также способы их удовлетворения заложены в генетической программе собаки. Нередко наблюдается преобладание какой‑либо потребности над остальными. Это происходит под влиянием воспитания и условий существования.

Важность использования потребностей и их мотиваций обусловлена их биологически значимыми свойствами, а именно:

– повышением двигательной активности животного в результате воздействия раздражителей;

– повышением активности вегетативной нервной системы и ускорением процесса обмена веществ, что повышает эффективность двигательных реакций животного;

– усилением чувствительности анализаторов, что приводит к усилению ориентировочных реакций, в результате чего животное приобретает навыки, необходимые для удовлетворения необходимой потребности;

– улучшением исследовательских функций. Благодаря мотивациям организм готовится к определенному виду деятельности и поддерживает ее на протяжении времени, необходимого для удовлетворения вызвавшей ее потребности. Как правило, организм испытывает ряд потребностей, однако реализуется только одна.

Потребность и соответствующая ей мотивация, реализующиеся через поведение, называются доминирующими. Организм оценивает потребности с точки зрения значимости на данный момент и вероятности удовлетворения их в данных условиях существования.

При коррекции поведения доминирующая потребность искусственно создается посредством лишения животного чего‑либо. Например, пищевая и игровая потребности, потребность во внимании и т. д.

Нередко потребность вызывается непосредственным воздействием на животное, однако при этом строго учитываются его индивидуальные особенности.

В том случае, если потребность не может быть удовлетворена в определенных условиях, животное либо отказывается от попыток ее реализации, либо стремится к удовлетворению другой значимой потребности.

 

Функции эмоций

 

Выделяют следующие функции эмоций:

– оценочная;

– побуждающая;

– подкрепляющая;

– переключательная;

– коммуникативная.

Оценочная функция представляет собой оценку происходящих событий. Например, наличие потребности сохранения жизни выражается в оборонительной реакции.

Основой побуждающей функции является потребность в положительных ощущениях. В данном случае задействованными оказываются два типа эмоций: ведущие и ситуативные. Первые направлены на формирование модели поведения, необходимого для удовлетворения значимой потребности. Вторые возникают вследствие оценки отдельных этапов поведения и побуждают организм действовать либо согласно прежним стереотипам, либо менять поведение и средства достижения результата.

Подкрепляющая функция имеет большое значение в процессах научения и запоминания. События, вызывающие эмоциональные реакции, прочнее закрепляются в памяти животного. Следует отметить, что безусловное подкрепление при формировании условных рефлексов выполняет свою функцию лишь в сочетании с положительными эмоциями.

 

 

2

Темперамент вашей собаки

 

Многие владельцы крупных пород собак задаются вопросом, почему одни питомцы легко запоминают команды, а другие отличаются поразительным упрямством и нежеланием подчиняться. Дело в том, что у собак, как и у людей, различные психологические типы и индивидуальная реакция на посторонние раздражители. Чтобы лучше понимать своего питомца, ознакомьтесь с приведенными ниже характеристиками и определите, к какому типу относится ваша собака.

 

Холерик (возбудимый тип)

 

Собаки этого типа отличаются быстрой реакцией, смелостью, агрессией. Они довольно быстро учатся и легко запоминают команды. Однако какие‑либо усложнения уже выученных команд они воспринимают с трудом или не понимают совсем. При выполнении комбинации команд у собаки‑холерика могут возникнуть нервные расстройства. Тормозные рефлексы вырабатываются с трудом, что существенно усложняет отработку навыков на запрещающие команды. Собаки‑холерики чаще других подвержены неврозам. Вследствие неправильного подхода и злоупотребления отрицательным подкреплением такое животное может стать неуправляемым.

 

Сангвиник (подвижный тип)

 

Собаки этого типа уравновешенны, спокойно ведут себя в окружающей обстановке, уверенно ориентируются в незнакомом месте. Они легко обучаются, хорошо запоминают команды. Процессы возбуждения и торможения хорошо сбалансированы. Собаки этого типа быстро переходят от возбуждения к спокойному состоянию. Собаки‑сангвиники считаются оптимальными для дрессировки и всех видов специальной службы.

 

Флегматик (инертный тип)

 

Собаки – социальные животные, и, хотя большинство из них живет изолированно, в их поведении все же проявляются формы, заложенные генетически.  

Собаки этого типа эмоционально развиты, но малоподвижны. Им требуется больше времени для запоминания команд, однако приобретенные навыки закрепляются стойко. Несмотря на внешнюю заторможенность, такие собаки пригодны практически для всех видов службы. Они быстро ориентируются в окружающей обстановке и всегда сохраняют выдержку.

 

Меланхолик (тормозной тип)

 

Собаки этого типа отличаются трусливостью. Механизмы возбуждения и торможения разбалансированы. У собак‑меланхоликов низкая работоспособность, они с трудом запоминают команды. Дрессировка возможна лишь при отсутствии посторонних раздражителей. Такие собаки подвержены нервным расстройствам.

 

3

Иерархическая агрессия

 

Как уже говорилось выше, собаки – стайные животные, и взаимоотношения в стае определяются по принципу доминирования‑подчинения. Доминант (лидер) обладает высоким иерархическим статусом, особыми правами на пищу, место для отдыха и т. д. Лидер регламентирует поведение всех членов стаи, он может физически наказывать субдоминантов, что последние принимают как должное.

Иерархическая агрессия представляет собой поведение, проявляющееся при взаимоотношениях членов стаи.

Нередко в стае есть старое опытное животное – вожак. Большую часть времени вожак посвящает воспитанию молодняка, однако в опасных ситуациях может занять роль лидера и руководить стаей. После разрешения ситуации лидер снова занимает свое место. Следует учитывать, что взаимоотношения в стае достаточно динамичны и зависят от многих факторов.

Способность животных создавать иерархическую структуру дает человеку возможность содержать собак в городской квартире и управлять их поведением.

 

* * *

 

По мнению зоопсихологов, доминирующие собаки более уверены в себе и эмоционально развиты, чем собаки, занимающие низкий иерархический статус. Такие собаки могут быть прекрасными защитниками, они хорошо ладят с детьми, однако до тех пор, пока их интересы не вступят в конфликт с интересами членов семьи. В подобных ситуациях собака‑лидер будет проявлять агрессию.  

Человеческая семья также имеет свои иерархические отношения, которые очень понятны для собаки. Именно поэтому собака легко приспосабливается к жизни с людьми и в скором времени участвует в изменении иерархической структуры.

Поведение собаки в семье определяется породными особенностями, типом нервной системы, полом, а также уровнем взаимоотношений членов семьи и собаки. Однако основными критериями в данном случае являются воспитание и своевременное пресечение нежелательного поведения. Следует напомнить, что иерархическая агрессия формируется независимо от воспитания, однако ее выраженность все же напрямую зависит от него.

Необходимо отметить, что в конфликтных ситуациях доминирующее животное ведет себя достаточно агрессивно. Такое поведение, разумеется, неприемлемо для проживания в человеческой семье, однако, если вы лучше научитесь понимать свою собаку, количество и вероятность конфликтов могут быть существенно снижены.

 

Территориальная агрессия

 

Территориальность представляет собой свойство собак занимать определенную территорию и определяет многие особенности их поведения.

Территориальность предполагает сохранение площади территории и ограничение ее от посторонних.

Территории, занятые разными стаями, отделены друг от друга буферными зонами – свободным пространством. Встреча животных из разных стай в буферной зоне, как правило, заканчивается мирно. Обнюхав друг друга и обменявшись информацией, они расходятся по своим территориям. Существует определенная закономерность: чем дальше от собственной территории находится животное, тем менее оно агрессивно.

Территориальность – одна из важнейших биологических функций. Для домашней собаки ее территорией является квартира, двор, а также места ее постоянного выгула. В этих местах животное ведет себя наиболее агрессивно. Однако следует отметить, что в процессе воспитания и дрессировки территориальное поведение подвергается коррекции.

Территориальность характеризуется повышенной агрессивностью к посторонним людям и собакам. Многие владельцы ошибочно принимают ее за спонтанную агрессию, поскольку она обычно проявляется без видимых причин.

 

Оборонительная агрессия

 

Оборонительная агрессия проявляется у собак с целью самозащиты. Оборонительное поведение характеризуется несколькими видами. Например, при пассивно‑оборонительной реакции животное уходит от опасного раздражителя, а при активно‑оборонительной демонстрирует агрессию или вступает с ним борьбу.

Выбор формы оборонительной агрессии определяется прежде всего наследственностью. Немалое значение имеют методы воспитания и дрессировки, поскольку именно в этот период закладываются представления об опасности. Например, если при дрессировке часто применялись насильственные методы, животное будет проявлять пассивно‑оборонительную реакцию. Если собака в период социализации была изолирована от других представителей своего вида, впоследствии она будет проявлять активно‑оборонительную реакцию по отношению ко всем незнакомым собакам. Оборонительная агрессия возникает не только в случае самообороны. Практически все собаки защищают своих владельцев и других членов семьи, к которым эмоционально привязаны.

 

Половая агрессия

 

Половая агрессия характеризуется агрессивным поведением по отношению к представителям своего пола. Она особенно ярко выражена в период полового созревания собак. Эта естественная реакция животного объясняется половой конкуренцией.

 

* * *

 

Степень выраженности половой агрессии определяется уровнем половых гормонов, поэтому кастрация значительно снижает ее.  

Чтобы увеличить собственные шансы оставить потомство, необходимо уменьшить число потенциальных конкурентов.

Собаки хорошо оценивают физические возможности конкурента и редко бросаются в драку. Как правило, все ограничивается демонстративной агрессией. Однако это во многом зависит от типа нервной системы и наличия или отсутствия опыта драк. Нередко драку провоцируют и сами владельцы. Дело в том, что поддержка со стороны лидера придает уверенность в собственной победе, что и побуждает животное к драке. Неприязнь собак друг к другу представляет собой совокупность территориальной, иерархической и половой форм агрессии и в разной степени проявляется у собак всех пород.

 

Игровая агрессия

 

Некоторые владельцы считают, что агрессивные игры являются признаком потенциальной опасности со стороны собаки. Это не так. Практически для всех крупных собак характерны проявления агрессии во время игры.

Играя друг с другом, собаки практически всегда проявляют агрессию, и если животному недостаточно общения с другими собаками, оно будет таким образом играть с вами. В этом случае необходимо пересмотреть режим прогулок и предоставлять собаке больше возможностей для общения с другими собаками.

Нередко в подобных ситуациях помогает категорический отказ владельца играть с собакой. Однако он применим лишь в случае, если другие методы не оказали должного эффекта.

Если вы замечаете, что ваша собака склонна к агрессии, агрессивные игры должны быть исключены полностью. Уступая собаке в надежде, что она оставит вас в покое, вы поощряете нежелательное поведение. Одной из распространенных ошибок является попытка отвлечь животное лакомством или игрушкой. В этом случае поведение, как правило, становится более агрессивным. Гораздо эффективнее будет отправить собаку на место. Кроме того, следует уделить время повторению команд послушания.

Не забывайте о том, что при общении с собакой вы всегда должны оставаться лидером. Уступки, в том числе и в отношении игр, приведут к тому, что животное вообще перестанет вас слушаться. Понимание мотивации агрессии, проявляющейся в тех или иных ситуациях, поможет вам в процессе коррекции поведения.

К сожалению, бывают проблемы, которые не так просто разрешить, например владелец не может предоставлять собаке достаточно времени для игр с другими собаками. В этом случае не остается ничего другого, как применять отрицательное подкрепление. В то же время необходимо приучать животное к новым, не силовым формам игры. Следует отметить, что нужно начинать до появления агрессии, а не после, в противном случае ваше предложение поиграть будет понятно как поощрение нежелательного поведения. Нередко причиной непослушания животного и проявления агрессии является стремление занять положение лидера. В этом случае собака не только ведет себя агрессивно во время игры, но и защищает свои игрушки, корм и место, а также не подчиняется владельцу. В подобной ситуации рекомендуется проконсультироваться с инструктором.

Подводя итоги вышесказанного, выделим несколько правил, которым необходимо следовать, если ваша собака проявляет игровую или иерархическую агрессию:

– ругать и наказывать собаку следует именно в тот момент, когда она проявляет агрессию;

– форма наказания должна быть достаточно строгой, чтобы собака при любых условиях прекращала агрессивное поведение, однако нельзя использовать жестокие формы наказания, в противном случае у животного может развиться невроз;

– никогда не следует пытаться одержать победу над собакой при силовых играх;

– не следует допускать, чтобы собака хватала вас за одежду;

– необходимо поощрять собаку за желательное поведение;

– не следует начинать новую игру, когда животное агрессивно настроено.

 

Нежелательное поведение

 

Деструктивное поведение

 

Если собака грызет мебель или раздражает вас непрерывным лаем, не спешите ее наказывать. Деструктивное поведение может проявляться в самых различных формах, каждая из которых имеет ряд причин.

 

Неврозы

 

Различные патологические реакции высшей нервной деятельности собак обусловлены рядом факторов, а именно: травмами центральной нервной системы, врожденными аномалиями центральной нервной системы, длительным неправильным кормлением, жестокими методами воспитания и дрессировки. К сожалению, с неврозами сталкивается большинство владельцев собак. Неврозы представляют собой состояние животного, возникшее вследствие нервного перенапряжения, и характеризуются яркими нарушениями адекватного поведения (отказ от еды, неспособность запоминать новые команды и отказ выполнять старые, нарушения сна, чрезмерный лай, боязнь привычных предметов, разрушительное поведение и т. д.).

Неврозы особенно опасны тем, что носят затяжной характер. Нередко причиной неврозов становится столкновение с сильными и необычными раздражителями. Довольно часто неврозы развиваются в период выработки навыков, а также при работе в осложненных условиях.

Перенапряжение может затронуть как одну из функций высшей нервной деятельности, так и сразу несколько.

Независимо от того, какими факторами вызвано нарушение, все неврозы характеризуются сходными признаками и развиваются в несколько фаз:

– тормозная фаза (частичное или полное исчезновение условных рефлексов);

– парадоксальная фаза (сильные раздражители вызывают слабую ответную реакцию, слабые – более интенсивную);

– уравнительная фаза (одинаковая реакция на воздействие сильных и слабых раздражителей);

– промежуточная фаза (сильная реакция на раздражители средней интенсивности);

– промежуточная фаза (отличается максимальными эффектами на раздражители средней силы, ее можно назвать переходной к норме).

Эти фазы несложно отметить при любой форме невроза, однако их последовательность может быть различной.

В большинстве случаев неврозы развиваются не сразу после воздействия раздражителя, а спустя некоторое время.

 

Причины развития неврозов

 

Сильные раздражители провоцируют возникновение в нервных клетках сильного возбудительного процесса, что приводит к перенапряжению. С целью вызвать у собак подобное состояние применяют очень сильные раздражители, например ослепительные вспышки, и затем переводят сильный раздражитель в условный.

Причиной возникновения неврозов может стать действие сильного отрицательного раздражителя, что приводит к длительному тормозному процессу в центральной нервной системе.

Для многих собак большие сложности сопряжены с процессом выработки внутреннего торможения. Длительное действие тормозного раздражителя, выработка запаздывающего торможения, а также совокупность различных форм внутреннего торможения приводят к перенапряжению центральной нервной системы и, как следствие, к возникновению невроза.

Перенапряжение динамичности нервных процессов происходит в результате того, что нервные клетки вынуждены очень быстро переходить из спокойного состояния в возбужденное, и наоборот. Слишком быстрая перестройка их функционального состояния не только не поможет животному, но и усугубит его психическое состояние. Этот процесс требует определенного времени и терпения.

При насильственном ускорении этой перестройки может произойти срыв подвижности. Это возможно в следующих случаях:

– при быстрой перестройке сигнального значения условных раздражителей;

– при сбое возбудительного и тормозного процессов посредством насильственного вызова одного из них до того, как закончился другой;

– при перестройке прочно выработанных стереотипов раздражителей (не приспособленные к такой быстрой перестройке клетки коры головного мозга теряют оптимальную динамичность, в результате чего развивается невроз).

У многих собак с инертным типом нервной системы нарушения в деятельности различных систем организма возникают в результате перестройки совокупности временных связей, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма в привычных условиях существования. Вследствие изменения условий и связанных с ними связей возникают тяжелые нервные расстройства.

Неврозы, возникающие в определенной обстановке, отличаются быстрым формированием рефлексов, связывающих состояние организма с определенными раздражителями окружающей среды. Следует отметить, что даже отдельные составляющие стрессовой ситуации могут воспроизводить пережитое ранее невротическое состояние.

 

* * *

 

Особенно опасными являются неврозы, возникающие в результате выработки условных рефлексов на комплексные раздражители повышенной сложности и применения раздражителей с вероятностным подкреплением.  

Исходя из этого можно сделать вывод, что невротические расстройства, как правило, связаны с той обстановкой, в которой животное испытало воздействие травмирующего раздражителя. Впоследствии эта обстановка приобретает характер болезненного раздражителя.

Особенности протекания невроза и длительность процесса восстановления нервной деятельности зависят от патологических условных рефлексов, выработанных в результате стресса. Поэтому при неврозах животному необходима перемена обстановки, тщательный уход и забота владельца.

 

Фобии

 

Очень часто на почве страхов и неврозов формируются фобии. Она представляют собой периодические переживания страхов в обстановке, где произошла стрессовая ситуация, и характеризуются стремлением субъекта избежать объект боязни и обстановку, которая с ним связана.

Кроме того, фобии нередко сопровождаются навязчивыми действиями. Двигательные стереотипы, выработанные вследствие невроза, сохраняются в течение длительного времени после нормализации поведения.

При повторных стрессах и конфликтных ситуациях навязчивые движения усиливаются, однако прекращаются при однообразных целенаправленных действиях (прием пищи, выполнение команд).

По мнению зоопсихологов, возникающие в условиях стресса стереотипы навязчивого поведения приобретают доминирующее значение и появляются при воздействии любого раздражителя.

Корректировать поведение животного при неврозах и фобиях довольно сложно. Предпочтительно избегать ситуаций, вызывающих стресс.

 

Боязнь громких звуков

 

Данная разновидность фобий довольно распространена. Животное может бояться выстрелов, салюта, грозы, крика и т. д. Помимо стрессовой ситуации, спровоцировавшей фобию, боязнь громких звуков может быть связана с высокой чувствительностью слухового аппарата собаки.

Нередко сильный звук причиняет боль и может повредить барабанную перепонку, а также кортиев орган уха собаки.

Выбор методов коррекции поведения при боязни громких звуков определяется степенью ее выраженности.

Легкая степень выраженности проявляется в тревоге, в отдельных случаях в навязчивых движениях. В этом случае животное старается найти источник звука, оставаясь относительно спокойной. Собака легко успокаивается и может отвлечься на игру или другое занятие.

При средней степени выраженности фобии животное сложно успокоить и отвлечь. В этом случае собака не выполняет команды и не ест предлагаемое лакомство.

При высокой степени выраженности фобии животное находится в состоянии сильного испуга, дрожит, не берет лакомство, пытается убежать от источника звука.

В случае слабой выраженности фобии рекомендуется повторить курс послушания, однако без использования силовых методов коррекции поведения. Сначала занятия следует проводить в спокойной обстановке при отсутствии посторонних раздражителей, а затем и при наличии факторов, вызывающих состояние боязни. В данном случае довольно эффективным может быть метод смены мотивации. В состоянии боязни вы вызываете у собаки игровую или пищевую мотивацию.

Распространенная ошибка владельцев, чьи собаки страдают различными фобиями – попытка успокоить животное лаской. Это не только не помогает устранить боязнь, но даже усиливает ее. В этом случае животное воспринимает попытки успокоить как положительное подкрепление своего поведения, в результате чего подобные проявления будут повторяться чаще.

При средней степени выраженности фобии следует повторить курс послушания в спокойной обстановке, а затем использовать метод привыкания.

Для начала необходимо четко определить источник звука, вызывающий состояние боязни, после чего найти величину звука, вызывающего слабо выраженную реакцию страха.

Проводите занятия по улучшению послушания при минимальной интенсивности пугающего звука. При попытках собаки убежать подавайте команды и добивайтесь их выполнения с помощью лакомства и игры, без использования силовых методов. Аккуратно, но твердо побуждайте собаку выполнять команды и обязательно хвалите. Делайте перерывы и играйте в ее любимые игры. Такие занятия следует проводить до тех пор, пока животное не перестанет обращать внимание на звук.

Спустя некоторое время постепенно увеличивайте интенсивность звука и продолжайте занятия.

Если вы не пожалеете времени и терпения, результат не заставит себя ждать. Постепенно животное приспособится и научится контролировать свое поведение, а возможно, и полностью избавится от фобии. В отдельных случаях помогает кормление при пугающем звуке.

Часто используется метод угашения. Однако он подходит только для собак с сильной нервной системой. Следует отметить, что основная задача заключается в том, чтобы собака поняла, что пугающие звуки не представляют опасности. В этом случае используется строгий ошейник и прочный поводок. Гуляйте с собакой при пугающих звуках и не давайте ей убежать. Этот метод очень эффективен, и животное довольно скоро перестанет бояться.

 

* * *

 

При работе с молодыми животными следует действовать особенно осторожно, поскольку состояние доминанты у них формируется очень быстро.  

В случае высокой степени выраженности фобии задача существенно усложняется, поскольку оборонительная реакция является доминантной. В такой ситуации абсолютно неприемлем метод угашения, даже если у собаки сильная нервная система. Состояние доминанты является сильным стрессом для животного, поэтому принудительные методы коррекции поведения могут привести к тяжелому психическому срыву и даже к смерти. Продолжительная конфликтная ситуация способствует изменению свойств нейронов головного мозга, что приводит к образованию застойной доминантной потребности и формирует патологические изменения.

Если у собаки слабая нервная система, рекомендуется применять медикаменты, назначенные ветеринарным врачом.

При средней степени выраженности фобии следует действовать по следующей системе. Наденьте на собаку строгий ошейник и пристегните крепкий поводок.

Не давайте ей убежать, в противном случае фобия, а соответственно, нежелательное поведение будут усугубляться.

Гуляйте с собакой, постепенно увеличивая интенсивность звука по мере приближения к его источнику. При первых проявлениях боязни подайте команду «Рядом!» и бегите вместе с собакой по квадрату, держа ее на поводке до тех пор, пока она не перестанет бояться.

Как только животное успокоится, переходите на шаг, продолжая двигаться по квадрату, меняя темп и направление движения. Затем займитесь отработкой команд. Упражнения, направленные на улучшение послушания, вырабатывают выдержку и помогают собаке контролировать свои эмоции. Заключительным этапом может стать игра и поощрение лакомством.

Не следует переутомлять животное. Для начала проводите корректирующие занятия 2–3 раза в неделю по 20–30 минут, затем постепенно увеличивайте нагрузки.

Нередко случается, что при сильной выраженности фобии собака отказывается выходить на улицу, а иногда даже совершает попытки укусить владельца. В этом случае следует кормить ее только на улице, а также использовать транквилизаторы, назначенные врачом.

 

Боязнь необычных явлений

 

Как ни странно, собаки могут бояться на первый взгляд обычных явлений: шума пылесоса, грозы, какой‑либо мебели, темноты и т. д. Выбор методов коррекции поведения, как и в предыдущем случае, определяется степенью выраженности фобии.

Устранить нежелательное поведение можно двумя методами: либо избегать явления, провоцирующие страх, либо надеть на собаку крепкий поводок и заставить следовать за вами. Разумеется, последний метод предполагает психическую устойчивость собаки.

Как говорилось ранее, метод угашения направлен на исключение подкрепления нежелательных действий. Факт сохранения жизни побуждает животное к бегству и другим оборонительным реакциям. Избежав опасности путем отдаления от ее источника, собака уверена, что осталась жива только благодаря тому, что вовремя убежала. Исключив такое подкрепление, вы значительно уменьшите степень выраженности фобии.

Ваша задача – выбрать оптимальное начальное расстояние от объекта страха и постепенно сокращать это расстояние, отрабатывая команды послушания и поощряя животное за правильное выполнение.

 

Боязнь автотранспорта

 

Фобия, связанная с боязнью автотранспорта, – довольно распространенное явление и бывает двух видов. Одни собаки боятся самого вида автотранспорта и сопутствующего шума, другие – поездок в нем.

В первом случае с фобией можно бороться приведенными выше методами. Если же собака боится непосредственно езды в автомобиле, вам понадобится 3–4 недели.

Процесс коррекции поведения пройдет гораздо легче, если у животного будет пищевая мотивация. Для этого пропустите 1–2 кормления, возьмите корм и подведите собаку к машине. Собака должна быть на крепком поводке.

Поставьте миску в автомобиль и позовите собаку с помощью команды «Ко мне!». Если собака отказывается подходить, начните кормить ее в непосредственной близости от машины. Затем кормите ее в машине с открытыми дверями и постепенно прикрывайте двери по одной.

Со временем животное привыкнет есть при закрытых дверях и будет чувствовать себя спокойнее. Как только это произойдет, включите зажигание, но не трогайтесь с места. На следующем занятии кормите собаку с заранее включенным двигателем. Как только собака перестанет бояться, перестаньте кормить ее в машине, ограничиваясь только лакомством.

Затем можно приучать ее к езде в автомобиле. Для начала сделайте небольшой круг, после чего погуляйте с собакой. Как только она отдохнет, повторите упражнение. В следующий раз отвезите ее к любимому месту (игровая площадка, лес и т. д.).

Если ваша собака отличается слабым типом нервной системы, на первых занятиях


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.