Конспект — в урну на глазах у лектора — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Конспект — в урну на глазах у лектора

2021-06-01 38
Конспект — в урну на глазах у лектора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В 1930 г., когда мне пришлось поступать в Азербайджанский нефтяной Институт, М. Ф. Мирчинк будущий членкор АН СССР и директор ИГИРГИ  состоял в должности доцента и декана горного факультета. Тремя годами позже он читал нашему курсу «Геологию нефтяных месторождений СССР» — созданный им курс нефтепромысловой геологии. Лекции М. Ф. читал превосходно, но требовал, чтобы студенты их конспектировали. А мне было лень это делать, и М. Ф. это заметил, потребовав, чтобы в следующий раз я без конспекта на лекцию не являлся. Я на этот раз принес конспект, показал его М. Ф., но тут же демонстративно сунул его в урну. М. Ф. отомстил мне за это на экзамене. Он запомнил, на какой лекции я отсутствовал, и задал мне вопрос о времени образования так называемого Дагестанского клина. Студент В. X. этого не знал; его ответ и обоснование опущены. М. Ф. злорадно усмехнулся и поставил мне 4, вместо 5. Но зла на меня не затаил.

(Из очерка акад. В. Е. Хайна [Смирнов. сб.-2004. С. 227])

 

Формула эпидота

 

Студенты разучивают формулы минералов под гитару. Веселее всего поется довольно сложная формула эпидота, в составе которого много химических элементов с разными коэффициентами. Один из студентов только ее и запоминает. Идет экзамен. Студенту достаются довольно простые соединения — сульфиды.

— Что приуныл? — рокочет Митрофан Степанович Точилин. — Рассказывай, какие они, эти сульфиды.

— Я забыл…

— Ну, ладно, хотя бы формулу пирита помнишь?

— Забыл…

— Ну, ты даешь! Это совсем простая формула. Я же тебя не формулу эпидота спрашиваю.

— Формула эпидота?! — оживляется студент, — пожалуйста. И он речитативно «поет» перечень элементов и коэффициентов.

— Тройка! — с восторгом кричит Митрофан Степанович, — твердая тройка!!! Надо же, выучил формулу эпидота!

(Из книги д. г-м. н. А. А. Кременецкого [2006. С. 94])  

 

Заморозить замок!

 

Так называлось необычное развлечение двух учащихся горно-металлургического техникума в г. Щучинске Кокчетавской области, в котором в 1950-е годы учился будущий академик Ф. А. Летников. Оно состояло в том, чтобы помочиться в отверстие замка на морозе…

Учиться было интересно, были замечательные преподаватели. Были у нас два друга, Васька и Колька, парни подбирались темной зимней ночкой к ларечкам, разворачивали бумагу, в которую были завернуты замки, и переливали только что выпитое пиво в замочные скважины. Утром они получали огромное удовольствие, когда, стоя за углом, видели, как продавщицы и мужики, матерясь, паяльными лампами разогревали эти замки. И милиция, и продавцы много бы дали, чтобы найти этих хулиганов. У них была «голубая мечта» — «заморозить» охраняемый большой магазин. У сторожа была будочка, там топилась печка. У него было ружье. Друзья улучили момент и подбежали к магазину. Колька быстро подскочил к замку, расстегнул шинель и брюки и прицелился к замочной скважине. Васька, который стоял на стреме, говорил: быстрей, быстрей! И вдруг Коля, который уже начал переливать содержимое в замок, ойкнул: «Ой! Вась, я прилип». Концом своего детородного органа он коснулся замка, и, поскольку мороз был около 20 градусов, то он прилип к этому замку.

Колька говорит: «Струя не идет, прилип, очень больно». А Вася говорит: «Да я сейчас полью замок горячей водой, он согреется, и ты отлипнешь». Они знали, что у сторожа стоит чайник на печке. Вася сбегал в будочку и незаметно схватил чайник. Но поскольку оба торопились, то кипяток попал не на замок, а на ту самую часть тела… Дикий вой разнесся окрест. Выскочил сторож, вскинул ружье: «Ложись, стрелять буду!» Васька упал на снег. Колька стоит у замка. Сторож кричит: «Оставь замок в покое!»

Когда сторож узнал, в чем дело, он сказал: «Ах, вон кто замораживает замки! Попался, голубчик. Пристрелить тебя, гада, мало». И давай свистеть в свой свисток. Пришел участковый милиционер (тогда милиция дежурила неплохо). И когда все это увидел, упал в снег и начал хохотать. Говорит: «Зачем поливать, греть что-то?» Развернулся и закатил Коле оплеуху. Коля, отлетел от замка, дико взвыв, и упал в сугроб. Сторож привез саночки, на них положили на спину Колю, и он, оттопыривая штаны, поскольку было очень больно, беззвучно плакал. Поехали в милицию. Вызвали секретаря комсомольской организации техникума. На кладовке лежал огромный замок и чуть-чуть в стороне от замочной скважины белелось какое-то пятнышко. Милиционер под хохот говорит: «Государство вас учит, а на что вы способны? Я никогда не видел, чтобы этой частью тела кто-то пытался открыть замок». Комсорг забрал несчастного. Утром, естественно, было доложено директору техникума, и к 9 часам весь техникум уже знал об этом. К бедолаге началось паломничество, учащиеся приносили свои скромные дары, всех интересовали детали.

[Летников, 2008. С. 76–78]

 

Летников выступает за техникум:

прыжки с шестом и плавание по-собачьи…

 

В техникуме < горно — металлургический техникум в г. Щучинске> я учился на одну стипендию, а занятия спортом давали талоны на питание и спортивную форму… Техникум относился к обществу «Горняк» И вот в 1951 году я попал в команду рудоуправления, поскольку играл в футбол, бегал на 100 и 200 метров, был чемпионом техникума по прыжкам в высоту. Мне нужно было прыгать в высоту, бежать 100 и 200 метров, потом поставили на эстафету 4х100 метров. Потом пришлось играть и в волейбол. И вот тренер Вася говорит:

— В программе есть виды, которыми мы вообще не занимались. Но нужно выступить или, по крайней мере, выставить участника, чтобы не получить баранку. Один участник — это уже очко, а если займешь какое-то место, то уже больше очка.

— И что же мне падает?

— Поскольку ты прыгаешь в высоту, тебе предстоят прыжки с шестом.

— Да Вы что, обалдели? Я никогда в жизни не видел, что это такое.

Он достал книжечку «Техника прыжков в высоту с шестом» и сказал:

— Я уже договорился: за талоны нам дадут напрокат бамбуковый шест. Пойдем осваивать эту технику. Пойдем, посмотрим хоть, как люди прыгают.

Выяснилось, что в других командах та же проблема. Оказался только один шестовик, который прыгал нормально: выбрасывал ноги вверх и переходил через планку. Все сидящие наблюдали за ним. Выяснилось, что нужно попадать шестом в ямку. Но как я ни пытался освоить эту технику, ничего не получалось. Потом Вася говорит:

— Попробуем по-другому. Ты разбегайся сбоку, взлетай, переходи через планку боком, как ты прыгаешь в высоту. Так и переходи перекатом. Ну, давай!

Попробовали, и этот метод получился. 3 метра я преодолел. Вася говорит:

— Это зачетная высота, получишь единичку, а не ноль, и все хорошо.

На другой день квалификационные соревнования. Все прыгают — ни у кого ничего не получается, ведь не тренировались. Идет отсев. И когда я разбежался и просто перелетел своим методом — боком через планку, то оказалось, что 3 метра преодолели всего четыре человека. Все четверо вышли в финал. Вася потирает руки и говорит:

— 4-е место — это уже хорошие очки. Но наши противники заявили в судейскую коллегию протест, упирая на то, что я прыгаю не по правилам: боком никто через планку не переходит и сбоку никто не разбегается. Наши представители сказали:

— У нашего прыгуна такой стиль, он не запрещен. Покажите инструкцию, где было бы написано, что так прыгать нельзя.

В общем, наш результат отстояли. В тот день я пробежал свои 200 метров довольно прилично, занял 3-е место. Потом в эстафете бегал, мы заняли 2-е место. А к вечеру — прыжки с шестом. Народ собрался посмотреть на прыжки с шестом. Первая высота 3 метра. Спортсмен, который умел нормально прыгать, ее пропускает. Из двоих других один берет, другой не берет. Вася говорит:

— Давай пропустим эту высоту, все равно за нами 4-е место.

Мы ее пропускаем. Следующая высота 3 метра 30 см. Первый спортсмен ее опять пропускает, двое прыгают, один не берет, другой с трудом берет. Вася говорит:

— Давай и эту высоту пропустим.

Дальше высота 3.50. Настоящий шестовик берет эту высоту, второй прыгун суетится, прыгает, не берет. А я со второй попытки боком перелетел через планку, чуть не разбился, едва не поломал обе руки, поскольку перелетел через прыжковую яму. Вася говорит:

— Был бы ты девкой, я бы тебя расцеловал. 2-е место за нами!

Я больше прыгать не буду, чувствую, что поломаю себе руки и ноги. Ну, и на том порешили: больше не прыгать. На пьедестале почета я получил жетон за 2-е место и грамоту, а команда — очки. И я получил свои желанные два талона на питание.

Утром Вася около меня крутится. Говорит:

— Знаешь, ты способный парень. У нас с плаванием дело плохо. Вот и Тарзан, гимнаст, согласился плыть. А потом там будет эстафета по плаванию. На эстафету не набирается пловцов. Придется тебе плавать.

Я говорю:

— Да я плаваю еле-еле.

— Ничего, поскребешься как-нибудь.

Я уже понял, что если отказаться, то талоны не дадут. Заплыв Тарзана никогда не забуду. 25-метровый бассейн в парке под открытым небом. Тогда плавочки завязывались на боку шнурочками. И выясняется, что нужна еще шапочка. У нас ни плавочек таких, ни шапочек. Тарзан играл в футбол и шел в футбольных трусах по колено. Судья сказал, что так не пойдет. Тарзан заправил, как мог, трусы под резинку, вместо шапочки надел носовой платок, по углам завязал узелки и встал на тумбочку. Народ лежал на трибунах. Тарзан имел такую кличку, потому что у него была сильная волосистость, на плечах волосы, как эполеты. Появление его на тумбочке вызвало хохот и аплодисменты. Он сделал всем ручкой и встал на старт. Все прыгнули. Тарзан тоже прыгнул, с головы у него этот платочек слетел. Он плыл деревенскими саженками: это, когда человек по пояс высовывается из воды и кладет на воду руку, пришлепывая ладонью, и поглядывает при этом по сторонам, наслаждаясь произведенным эффектом. И когда Тарзан поплыл в своей волосатости, которая обмокла, плыл и улыбался при этом, глядя налево и направо, — народ лежал. Нужно было проплыть 50 метров. Тарзан, конечно, проплыл, стиль не менял, на скорость не рассчитывал. Когда он финишировал и выходил из воды, бурные аплодисменты сопровождали его. Судьи долго совещались, что делать, но ведь проплыл — зачетные очки ему поставили.

Дальше — эстафета: 4х50 метров. Я говорю:

— 50 метров я проплыву, но почти по-собачьи, стиль у меня такой.

— Черт с ним! Главное, чтобы не утонул.

Вася взял и приволок спасательный круг на случай, если кто-то из нашей команды начнет тонуть. Короче говоря, мы все проплыли 50 метров. Заплыв Тарзана сопровождался бурными овациями и криками — он стал любимцем публики. Естественно, мы заняли последнее место, но я получил талон. После этого наша команда приобрела популярность:

— А, это команда, за которую плавает Тарзан? А тренер сидел со спасательным кругом?

[Летников, 2008. С. 119–121]

 

Как бывший студент Ф. А. Летникова

Стал воровским авторитетом

 

Я преподавал минералогию в местном университете. И хотя я сам решал, кому какую оценку ставить на экзамене, но на этот раз меня в деканате предупредили, что экзамен мне будет сдавать Ш-в, чемпион Советского Союза по боксу в тяжелом весе среди вузов. Ректор дал указание, что надо ставить ему тройки, не стараясь извлечь из него какие-то знания. Является чемпион ко мне на экзамен. Здоровенный улыбчивый парень, доброе открытое лицо. И я при всех студентах ему говорю:

— Сходи в соседнюю комнату и зайди вместе со старшей лаборанткой.

Заходят. Я ему объясняю:

— Просто так я тебе зачет не поставлю, нам обоим будет стыдно. Ты пройди в лаборантскую комнату и три часа, пока я буду принимать экзамены у других, выучи с помощью лаборантки 15 наиболее распространенных минералов, главным образом, сульфидов и оксидов.

Он ушел. И в конце экзаменов, когда я начал проверять его знания по минералам, без колебаний назвал мне золото, пирит, галенит, сфалерит, халькопирит, молибденит и другие минералы. Я поставил ему зачет, а затем и тройку за экзамен.

Прошли годы и наступил беспредел, именуемый сначала «перестройка», а потом «дикий капитализм» или торжество демократии. У меня обокрали квартиру. Как водится, милиция была беспомощна. Сижу в своем кабинете, заходит молодой незнакомый мужчина и говорит:

— Говорят, что у Вас обокрали квартиру и Вы обратились в милицию. Пустой номер. Я Вам сейчас дам номер Телефона нашего Чемпиона, он теперь в городе крутой авторитет, кликуха — Чемпион. Когда собираются выпускники университета, Чемпион всегда с особой теплотой вспоминает Вас. Он говорит, что только Вы один научили его минералогии, и сейчас уже никто его не обманет — золото от пирита он всегда отличит. А остальные ставили тройки и ничему не научили. Позвоните Чемпиону, и через час-два все украденное принесут, врежут новый замок и еще заплатят штраф.

Я отказался от такого заманчивого предложения, поблагодарил за помощь и попросил передать привет Чемпиону. Как никак, а это один из многих моих учеников.

[Летников, 2008. С. 175]

 

На лекции в юринституте:

«Они недоброжелательны изначально»

 

Лечу из Москвы. Устал, как собака. Рядом женщина, есть такие говорливые женщины, сразу заводят знакомства.

— Я Вас где-то видела, не Могу припомнить…

Я, чтобы отвязаться, говорю:

— Вы нигде не могли меня видеть, потому что я 15 лет отсидел, только позавчера освободился.

— Ой как интересно! Расскажите, что Вы 15 лет делали, когда сидели?

— Как что! Сидели на нарах и травили анекдоты.

— Расскажите. Хоть один анекдот!

Я, чтобы от нее отвязаться, рассказал ей анекдот про хлеборезку. Кто знает, тот знает, что это за анекдот.

А продолжение этой истории таково. Меня пригласили в университет, я читаю лекцию по синергетике среды обитания человека. Когда закончил, ко мне подходит женщина в какой-то форме и говорит:

— Здравствуйте, а Вы меня не узнаете? Я работник прокуратуры. Помните, мы летели в самолете, и Вы сказали, что только что освободились?

— Ну и что, наручники что ли приготовили?

— Нет. Я слушала Вашу лекцию и попросила бы Вас, у нас есть юридический институт, прочитать эту лекцию там.

Ну, и пришлось мне читать этой аудитории лекцию, радости мне это не доставило. Каждый человек, выступающий перед аудиторией, особенно преподаватель, меня поймет. Ты чувствуешь аудиторию, то тепло, которое идет из зала. Читая лекцию перед будущими работниками прокуратуры, судов, юстиции, я чувствовал холод, который шел из зала. Эти люди, которые будут определять судьбы других людей, изначально недоброжелательны, изначально не приготовлены к тому, чтобы раскрыться навстречу человеку, принять эту информацию, им это неинтересно. Они подозрительны изначально. И когда они будут решать человеческие судьбы, от них добра ждать не приходится. В конце лекции я им об этом сказал. Реакция была неожиданной. Наступила тишина. Преподаватели тоже сидели молча. И я говорю: «Это меня угнетает больше всего, с чем я столкнулся».

[Летников, 2008. С. 162]

 

* * *

 

На Камчатке. Один студент, заглянув в кратер вулкана, говорит преподавателю:

— Очень похоже на ад.

— Ох, уж эти студенты! — замечает преподаватель. — Все-то они повидали, всюду побывали…

 

* * *

 

— Ребята, — предупреждает руководитель практики. — Будьте осторожны, мы сейчас пойдем по краю высокого обрыва. Все-таки один из студентов, бравируя, подходит к самому краю. Тогда преподаватель ему говорит:

— Когда полетите вниз, посмотрите на эту скалу, увидите обнажение уникальной пегматитовой жилы.

 

* * *

 

Студент-практикант задает вопрос егерю Ильменского заповедника:

— А можно взять образец из этой копи?

— Нет, это запрещается, здесь — заповедная зона.

— А откуда тогда столько свежих сколов?

— А это от тех, кто не задает наивных вопросов.

 

* * *

 

Местный житель рассказывает студенту о легенде, связанной с самой высокой горой в этой местности.

— Два геолога взобрались на самую вершину, и с тех пор их здесь никто не видел.

— Как загадочно! Что же с ними случилось?

— Говорят, они спустились с другой стороны.

 

* * *

 

Незадолго до окончания МГРИ один студент заполнял длиннющую анкету для приема на работу в секретную экспедицию по поискам урановых руд. Он не очень-то туда стремился и потому позволил себе «пошутить». В графе, где спрашивалось о том, состоит ли анкетируемый в браке и с кем, он написал: «В браке состою. С женщиной». Его вызвали в 1-й отдел. Начальник отдела говорит:

— Переписывайте всю анкету заново! И не острите, это каждому понятно, что с женщиной.

— Не скажите, — замечает студент. — Вот моя жена состоит в браке с мужчиной.

 

 

Из Казанского университета поступили

следующие выборки студенческих высказываний [3]

В. Ананьев:

 

х Доцент Лопатин, бывало, бросит молоток куда-нибудь и кричит: «Возьмите азимут на молоток!» А там трава по колено — хрен увидишь. Так, потом он стал кричать. «Возьмите азимут на молоток в полете!»

х Ну пока тут в данном случае так написано, то я здесь так напишу.

х У вас после вчерашнего все минералы синие.

х Дайте сюда вашу зачатку.

 

 

* * *

А. А. Чурбанов [4]:

 

х Разрывные нарушения имеют вертикальный угол падения, длина которого достигает 70–80 км.

х Возраст после нижней эпохи юрского периода имеет направление на северо-запад.

х Высота складки — перпендикуляр от ядра синклинали к ядру антиклинали.

х Азимут — угол между северным направлением и равными высотами.

х Азимут — наименьший угол между линией простирания и горизонталью.

х Базальт — стекловатые, окраска зеленовато-черная с прослойками гипса.

х Стратоизогипса — линия двух высот.

х Глины, массивная, плотнобурая текстура, хрупкие.

х Мергели хорошо отсортированные.

х — Магнетит это руда на что?

— На магнит.

х Характер реки — холмистый.

х Известняки, кварцевосложенные, рыхлосвязанная, косая слоистость.

х Глины темно-коричневые, хорошо отсортированные, структура — мелкозернистая.

х Линейные складки — это те складки, у которых отношение длины и ширины больше земли.

х Мел светло-серый, каверзный.

х Мел, биологическая текстура (содержит ходы илоеды).

х Складка состоит из антиклинали и 2-х синклиналей.

х Глины коричневые, горно-слоистой плотности.

х — Что извергается из вулкана?

— Мантия.

х Изохоры — линии равных высот.

х Осадочные породы делятся на интрузивные и эффузивные.

х Высота складки определяется по длине оси.

х Синклинальная складка — перегибом вверх.

х — Что древнее, юра или мел?

— Мел древнее.

х Возраст разрывного нарушения — послесилурийский докембрийский.

х Скважина залегает ниже пласта.

х Происходит замерзание магмы…

х Песчаник мелкозернистый, горизонтальный.

х Шурф — это прямоугольник с разными высотами, который опускается в землю.

х Более того, в прослоях каменного угля обнаружены растительные остатки и знаки ряби косой слоистости.

х …породы этого структурного этажа уложены в складки.

х Рельеф слаборасчлененный. Лишь в центральной части карты в породах силурийского возраста пласты залегают под углами 60–76 градусов.

х Месторождение белого мрамора. Оно располагается в 2,5 км от поселка Хвойное, образованного в результате эндоконтактного метаморфизма известняков фаменского яруса, окружающих гранитный батолит.

х Территория относится к Прикаспийской низменности… Абсолютные отметки: минимальные — 760, максимальные — 1060.

х Месторождение может быть использовано как цементное сырье.

х Падение средних рек незначительно, у рек, стекающих по склонам хребтов, достигает 1240 м.

х Долина реки Усачевка расположена поперек относительно синклинальной складки…

х Более взрослые породы…

х Порфириты порфировой структуры…

х Следует отметить, что вулканические породы, которые сформировались в позднем ордовике, содержатся также и в позднекембрийских отложениях…

х Глины микрокристаллические…

х Глины гидрослоистые, серые, землистого слоения.

х Экватор — это самый большой меридиан.

х Ось делит складки на две равные части.

х Опускание территории с образованием алевролитов в карбоне ведет к установлению уровня сублиторали в верхнем карбоне, во время которых отлагались глины и известняки.

х Фауна верхнего протерозоя: гониатиты, фораминиферы, кораллы, брахиоподы, трилобиты, остракоды, пелециподы и аммониты.

х Отложения представлены базальтовыми порфиритами черными, со скрытозернистой основной массой и альбитофирами, с остатками ракоскорпионов.

х …представлена породами среднего и мелового возраста.

х Длина реки составляет 10,5 м, ширина в среднем 100 м.

х Меловые отложения представлены чередованием известняков и песчаных пород.

х Дайки располагаются параллельно разрывным нарушениям под углом 90°.

х Конгломерат желтый, пелитовый, массивный.

х Конгломерат состоит из угловатых обломков горных пород с высокой степенью окатанности.

х Яма высотой 1,5 метра.

х Ракушечные организмы.

х Песок алевролитовый, крупнозернистый.

х Глинистые сланцы состоят из частиц глины и сланцев.

х Складки бывают — круглые, эллиптические и вытянуто-овальные.

х Угол падения указывает, на сколько градусов слой покоится.

х Трещина — это пустота заполненная воздухом.

 

* * *

О. П. Шиловский

 

х Для систематики остракод очень важны мускульные отпечатки головного мозга.

х Ответ на защите кандидатской по тетраподам на вопрос, где образец, по которому был описан новый род и вид:

— Образец был утерян сразу после обнаружения.

 

* * *

Э. И. Аксадов

 

х Вопрос: Что такое месторождение?

Ответ: Месторождение — это, другими словами, место, где рождаются ископаемые, а точнее, одно, которое здесь же и добывается.

х Вопрос: Назовите магнитные минералы.

Ответ: Магнитный железняк, самородное железо, Fe2S3 — пирит всякий (желтенький такой) и др.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.13 с.