I . Методические указания для обучающихся — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

I . Методические указания для обучающихся

2021-06-01 22
I . Методические указания для обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Специфика компетентностно-ориентированного подхода, лежащего в основе действующих образовательных стандартов, обусловливает необходимость правильной и эффективной организации самостоятельной работы студентов. Для успешного изучения курса студентам следует не только посещать все лекционные и семинарские занятия, но и как можно больше работать самостоятельно с монографиями, сборниками статей, в том числе кафедральными, материалами конференций и «круглых столов», с юридическими журналами, авторефератами диссертаций в научных, в т.ч. электронных, библиотеках; анализировать нормативный материал, используя современные электронные справочно-информационные системы и ресурсы Интернета. В связи с этим студентам рекомендуется обратить особое внимание на список литературы по всему курсу. В нем указана современная учебная, научная литература, статьи из периодических изданий, ресурсы Интернета, которые могут быть использованы как для подготовки к семинарским занятиям и экзамену, так и при написании контрольных работ.

Для эффективного формирования знаний, умений и навыков, предусмотренных программой курса, студентам важно правильно организовать подготовку к аудиторным занятиям.

Подготовка к лекциям.

Лекции — форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме.

Весьма полезной для овладения материалом является «система опережающего чтения», когда студент предварительно прочитывает по темам лекций (в соответствии с планами лекций) материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, что позволяет более глубоко воспринимать лекции преподавателя. Поможет получить новые знания и систематизировать их составление студентами конспектов прочитанных работ в соответствии с содержанием программы и примерным перечнем контрольных вопросов. Это также существенно облегчит подготовку к итоговому экзамену. Выявленные в процессе подготовки сложные для самостоятельного понимания вопросы рекомендуется выносить на обсуждение на семинарские занятия при рассмотрении соответствующей темы или на предэкзаменационные консультации.

Подготовка к семинарским занятиям.

Семинарские занятия - групповая форма занятий, проходящих при активном участии студентов. Семинары способствуют углублённому изучению наиболее сложных вопросов дисциплины и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Умение выступать перед аудиторией и грамотно обосновывать свою позицию – необходимые для будущих юристов навыки.

На практические занятия выносятся наиболее важные и сложные для изучения темы курса. Качество самостоятельной работы студентов проверяется преподавателем во время практических занятий путем проведения устного и /или письменного опросов.

При подготовке к практическим занятиям необходимо руководствоваться планами, содержащимися в данном издании. Планы практических занятий включают теоретическую и практическую части: первая направлена на формирование знаний студентов по соответствующей теме, вторая – на выработку умений и навыков. Следует обратить внимание, что планы практических занятий включают задания, выполнение которых обязательно для всех и которые могут быть выполнены студентами по желанию.

При подготовке теоретических вопросов студентам рекомендуется внимательно изучить и законспектировать указанную к соответствующей теме литературу. Выступление на семинаре должно быть логичным, содержательным, основанным не только на учебном, но и на научном материале. При этом студент должен свободно ориентироваться в излагаемом им вопросе, а не зачитывать ответ. На занятии необходимо внимательно слушать выступающего, чтобы при необходимости исправить или дополнить его ответ, вступить в дискуссию. Плюрализм взглядов на одну и ту же проблему приветствуется, при условии обоснованной аргументации студентом своей позиции. По ходу обсуждения вопросов полезно делать соответствующие записи, вносить дополнения в подготовленные конспекты, так как они могут пригодиться при подготовке к экзамену.

Семинарские занятия призваны не только углубить и закрепить теоретические знания студентов, но и научить пользоваться этими знаниями на практике. Поэтому каждое занятие содержит задачи-казусы или практико-ориентирования задания. Все задания рекомендуется выполнять письменно в тетради при подготовке к семинару. На занятия студент должен приходить уже с готовыми решениями. Ответы на поставленные в задаче вопросы должны быть аргументированными со ссылками на статьи соответствующих нормативных документов.

На практических занятиях с целью контроля за самостоятельной работой студентов могут быть предусмотрены выступления студентов с рефератами и эссе, выполнение творческих заданий.

Творческие задания – разнообразные работы научного, методического или учебно-практического характера, связанные с поиском, оформлением, систематизацией, необычным представлением знаний по отраслям права. Творческие задания носят заведомо нестандартный характер и оцениваются в каждом случае индивидуально. Конкретное их содержание согласуется с преподавателем, ведущим семинарские занятия. Выполняются индивидуально или коллективно. К творческим заданиям относится составление таблиц, портфолио.

Методические рекомендации для студентов при решении задач-казусов:

А. Для оптимального усвоения юридического материала, студентам следует делать самостоятельные выводы, обобщения, анализировать законодательство, ориентироваться в специальной литературе и приводить примеры из правоприменительной практики.

Б. Задачи-казусы должны быть выполнены при подготовке к семинарскому занятию по соответствующей теме.

При решении задач-казусов необходимо тщательно проанализировать изложенные фактические обстоятельства, определить нормативные правовые акты, подлежащие применению и лишь затем сформулировать мотивированное решение. Правильность решения проверяется преподавателем на практических занятиях или путем индивидуальных собеседований.

В. Все задания выполняются письменно! Контроль за их выполнением осуществляется преподавателем путем сплошной или выборочной проверки работ.

Выполнение контрольных работ. Контрольные работы проводятся в форме решения отраслевых заданий в рамках отдельных модулей. Контрольная работа прививает студентам навыки самостоятельной работы над нормативными правовыми актами и научными изданиями, вырабатывает умение найти и отобрать в них необходимый материал и лаконично изложить его в рамках логически стройной схемы. Контрольные работы студентов оцениваются по стандартной 5-бальной системе.

Посещение. На втором курсе посещение занятий является обязательным. Без ущерба для себя студент может пропустить одно занятие (не считая вводного). Пропущенную лекцию или семинар студент отрабатывает в форме индивидуального собеседования по соответствующей теме.

II. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Задания-казусы

№ 1. Решением Санкт-Петербургского городского суда оставлена без удовлетворения жалоба гражданина Иордании Аделя Кемаля на действия Миграционной службы Санкт-Петербурга, отказавшей ему в предоставлении статуса беженца. Суд всесторонне исследовал причины, побудившие заявителя выехать из Ливана и не возвращаться в страну его гражданской принадлежности - Иорданию, и сделал вывод о том, что ими явились опасность преследования со стороны властей этих государств не за политические убеждения, а за военную деятельность, а также социально - экономические причины: нестабильность обстановки в данном регионе, желание заявителя дать своим детям возможность жить в условиях иного общественного уклада. Каковые основания для признания лица беженцем? Какое решение должна вынести по кассационной жалобе А. Кемаля судебная коллегия по гражданским судам Верховного Суда РФ.

 

№ 2. Администрации Ленинского района г. Сургута отказала гражданке Семеновой Н.Б. в постоянной регистрации по месту жительства ее сестры в связи с тем, что в случае такой регистрации будут существенно ухудшены жилищные условия лиц, проживающих в этом жилом помещении. Гражданка Семенова является беженкой, ее сестра согласна на регистрацию Семеновой на занимаемой ею жилой площади. Правомерен ли отказ в регистрации?

 

№ 3. Решением суда отказано в удовлетворении жалобы заявителя о признании недействительной нормы конституции субъекта Российской Федерации о том, что президентом субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин, владеющий русским языком и государственным языком этого субъекта Российской Федерации. При этом суд сослался на ч. ч. 1 и 2 ст. 68 Конституции РФ о том, что государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский язык, а республики вправе устанавливать свои государственные языки. Обосновано ли решение суда?

Творческие задания:

1. Составьте таблицу судебной системы РФ.

2. Составьте таблицу правоохранительных органов РФ.

3. На основании главы 2 Конституции РФ составьте таблицу прав и свобод человека и гражданина.

4. Составьте таблицу международных органов по защите прав и свобод человека.

5. Составьте таблицу международных документов по защите прав и свобод человека.

6. Составьте таблицу правозащитных организаций РФ и международных.

 

Нормативный материал

 

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 52.

3. О Правительстве РФ: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ с изм. и доп. // СПС «Консультант Плюс».

4. Об Уполномоченном по правам человека в РФ: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ, с изм. и доп. // СПС «Консультант Плюс».

5. О гражданстве РФ: ФЗ от 31 мая 2002г. № 62-ФЗ с изм. и доп. // СПС «Консультант Плюс».

Основная учебная литература:

1. Баглай М.В. Конституционное право России. М., 2010.

2. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник для вузов / Е.И. Козлова. – М.: ТК Велби, 2010.

3. Правоведение: Учебник / Отв. ред. Б.И. Пугинский. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009.

Задания-казусы

№ 1. Нигде не работающий Иванов был задержан охранниками магазина при попытке кражи продуктов питания. Сам Иванов не признавал факта кражи и просил отпустить его. Начальник охраны связал Иванова и отвез его за территорию склада, где продержал сутки в запертом помещении, после чего, пригрозив Иванову не говорить никому о случившемся, отпустил. Квалифицируйте действия начальника охраны.

 

№ 2. Директор музея Самсонов, в целях проведения выставки, вывез за границу старинные рукописи, относящиеся к предметам художественного достояния РФ. В установленный срок Самсонов не обеспечил их возврат. В РФ. Через некоторое время рукописи им были проданы частным зарубежным коллекционерам, а вырученные денежные средства потрачены на покупку квартиры и машины. Как квалифицировать действия Самсонова?

 

№ 3. Сын высокопоставленного чиновника Иванов А. А. катался по городу с друзьями на внедорожнике и, превысив скорость, въехал в остановку общественного транспорта, сбив несколько человек, дожидавшихся автобуса. Какая ответственность будет установлена А. А. Иванову?

Творческие задания:

1. Составьте таблицу видов наказаний по УК РФ.

2. Составьте таблицу видов наказаний по КоАП РФ.

Нормативный материал

1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699

2. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017, с изм. от 11.05.2017) //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481

 

Основная учебная литература

1. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник для вузов /под ред. В.С. Комиссарова, Н.Е. Крыловой, И.М. Тяжковой. М., 2012

2. Правоведение: Учебник / отв. ред. Б.И. Пугинский. – 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.

3. Правоведение: Учебник для неюридических вузов / под ред. О.Е. Кутафина. – 6-е изд., перераб. и доп. - М., 2010.

Дополнительная учебная литература

1. Галахова А.В. Вопросы квалификации преступлений в уголовном праве и судебной практике (по признакам субъективной стороны) // Российский следователь. 2010. N 18. С. 13 - 18.

2. Кочои С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части: краткий курс. М., 2010.

Задачи-казусы

№ 1. Лосев подарил своему родственнику Сидорову дорогие швейцарские часы. Вскоре отношения между родственниками резко ухудшились, и во время очередной ссоры Сидоров грубо оскорбил Лосева, а также нанес телесные повреждения водителю последнего, за что и был осужден к лишению свободы. В отсутствие Сидорова Лосев забрал у него из дома часы, заявив, что отказывается от исполнения договора дарения. Жена Сидорова обратилась в суд с требованием возвратить ей подарок. Решите спор.

 

№ 2. Семья Петровых, вернувшись в воскресенье с дачи, обнаружила, что соседи их залили горячей водой. Действия Петровых?

 

№ 3. Сын высокопоставленного чиновника Иванов А. А. катался по городу с друзьями на внедорожнике и, превысив скорость, въехал в остановку общественного транспорта, сбив несколько человек, дожидавшихся автобуса. Какая ответственность будет установлена А. А. Иванову, если учесть, что пострадавшим были нанесены тяжкие телесные повреждения?

Творческие задания:

1. Составьте таблицу видов юридических лиц по ГК РФ.

2. Составьте таблицу видов внедоговорных обязательств.

Нормативный материал

 

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

2. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992г. № 2300-1 с изм. и доп. // СПС «Консультант Плюс».

Основная учебная литература

1. Зайцев О. Правоведение: Курс лекций: Учебное пособие. М., 2010.

2. Правоведение: Учебник / отв. ред. Б.И. Пугинский. – 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.

Дополнительная учебная литература

1. Гражданское право: Учебник / под ред.члена-корреспондента РАН С.С.Алексеева. М.; Екатеринбург, 2010.

 

Задания-казусы

 

№ 1. Павлов выдал своей жене расписку в том, что он при оформлении завещания на принадлежащее ему имущество не упомянет в нем детей от своего первого брака. Через год после этого Павлов умер. В его завещании, удостоверенном нотариусом, предусматривалось, что все принадлежащее лично ему имущество он завещает в равных долях детям от первого брака. Павлова обратилась в суд с иском о признании этого завещания недействительным, ссылаясь на то, что при его составлении Павлов нарушил соглашение, оформленное выданной им распиской. Какое решение вынесет суд?

 

№ 2. Медведева обратилась в нотариальную контору с просьбой выдать ей свидетельство о праве на наследство, имущество, принадлежавшего ее мужу. К заявлению она приложила решение суда о признании ее мужа безвестно отсутствующим. Нотариус разъяснил Медведевой, что в соответствии с гражданским законодательством, мужа следует считать умершим, поскольку со дня принятия судом данного решения прошло более четырех лет. Медведевой было выдано свидетельство о праве на наследство. Согласны ли вы с таким решением. Ответ обоснуйте.

№ 3. У гражданки Сидоровой А. А. погиб в автокатастрофе муж. Через несколько недель она обнаружила, что беременна. У гражданина Сидорова осталась от первого брака жена – инвалид, с которой они развелись 2 года назад и двое детей (трех и пяти лет). На его иждивении находилась престарелая мать, проживающая в отдельной квартире. Завещания Сидоров не оставил. Кто получит наследство и в каких долях? Кто и в каком размере получил бы наследство, если бы Сидоров написал завещание на свою вторую жену?

Творческие задания:

1. Составьте таблицу: наследование по закону и наследование по завещанию.

2. Составьте таблицу видов завещаний, приравненных к нотариально удостоверенным.

Нормативный материал:

1. Гражданский кодекс РФ. Части первая, вторая, третья, четвертая с изм. и доп. М., 2017.

Основная учебная литература

1. Гражданское право: Учебник / под ред.члена-корреспондента РАН С.С.Алексеева. М.; Екатеринбург, 2010.

2. Правоведение: Учебник / отв. ред. Б.И. Пугинский. – 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.

Дополнительная учебная литература

1. Башмаков А.А. Право представления и поколенное преемство // Наследственное право. 2010. N 2. С. 35 - 38.

2. Блинков О.Е. О судебной практике по делам о наследовании // Наследственное право. 2010. N 2. С. 3 - 4.

3. Зайцева Т.И., Крашенинников П.В. Наследственное право. Комментарий законодательства и практика его применения. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2009.

4. Кирилловых А.А. Завещание как способ распоряжения наследством // Законодательство и экономика. 2010. N 10. С. 38 - 53.

Задания-казусы

№ 1. Артем и Ирина решили пожениться. Взяв паспорта, пошли в загс. Там их попросили заполнить соответствующие бумаги и прийти через месяц. «Это безобразие! — возмутился Артем.— Почему мы должны ждать целый месяц, если уже давно все решили?» Как бы вы объяснили Артему эту норму?

 

№ 2. Марина и Андрей были невестой и женихом. Дело шло к свадьбе, но неожиданно Марина узнала, что Андрей выплачивает алименты на содержание престарелой матери. После этого она отказалась стать женой Андрея. Почему Марина поступила таким образом? Какова была логика ее рассуждений?

№ 3. Сергей и Юлия, прожив в браке 10 лет, решили заключить брачный договор. Могут ли они это сделать, и если да, то как?

Творческие задания:

1. Составьте таблицу оснований для лишения родительских прав.

2. Составьте схему алиментных отношений.

3. Составьте схему оснований для признания брака недействительным.

Нормативный материал

 

1. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

Основная учебная литература

1. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 2010.

Дополнительная учебная литература

1. Громоздина М.В. Особенности злоупотребления родительскими правами // Семейное и жилищное право. 2010. N 4. С. 15 - 20.

2. Ковалева Ю.В. Права и отношения, регулируемые семейным законодательством: вопросы теории и практики // Семейное и жилищное право. 2010. N 4. С. 28 - 31.

3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева и др.; отв. ред. О.Н. Низамиева. М., 2010.

4. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 2010.

5. Шершень Т.В. Принцип равенства прав супругов: генезис и некоторые проблемы его реализации в современном семейном праве России // Российская юстиция. 2010. N 7. С. 28 - 31.

Задачи-казусы

№ 1. При поступлении на работу Соколов не смог предъявить трудовую книжку в связи с ее утратой и обратился с письменным заявлением к работодателю оформить ему новую трудовую книжку. Работодатель отказался оформить ему новую трудовую книжку. Свой отказ он обосновывал тем, что в случае утраты трудовой книжки ее дубликат выдается работнику по последнему месту его работы. Соколов же настаивал на выдачи ему новой трудовой книжки работодателем, ссылаясь на то, что организация, в которой он ранее работал, — ликвидирована. Каков порядок выдачи новой трудовой книжки работнику в связи с ее утратой или повреждением?

 

№ 2. Укажите, какие виды рабочего времени (нормальное, сокращенное, неполное) могут быть установлены следующим категориям работников:

секретарь-референт (имеет ребенка —— семи лет);

—— врач-стоматолог;

—— юрисконсульт государственного унитарного предприятия;

—— вахтер, являющийся инвалидом III группы;

—— машинист буровой установки, занятых на подземных горных работах;

—— водитель автобуса;

—— курьер в аудиторской фирме (17 лет).

 

№ 3. Представьте себе, что к вам обратился знакомый, который допустил опоздание на работу. Его собираются за это увольнять. Разъясните ему основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Может ли работодатель уволить вашего знакомого за опоздание на работу? Если может, то при каких условиях? Дайте письменную консультацию.

№ 4. 17-летний Рыбаков устроился грузчиком в булочную. С ним заключили трудовой договор с испытательным сроком на 3 месяца, выдали ему трудовую книжку. По договору размер зарплаты Рыбакова составил один МРОТ. На словах работодатель обещал доплачивать ему ежемесячно по 10 тыс. руб. в конверте. Однако, в течении трех месяцев ему вообще ничего не платили, ссылаясь на финансовые трудности организации. Через три месяца Рыбакову заявили, что он не прошел испытание и уволен. При увольнении ему заплатили 1 МРОТ. Что делать Рыбакову?

 

Творческие задания:

1. Составьте таблицу видов дисциплинарных взысканий.

2. Составьте таблицу случаев расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Нормативный материал

1. Трудовой кодекс РФ с изм. на 2017 г.// http://kodeks.systecs.ru/tk_rf/.

Основная учебная литература

1.Трудовое право России: учебник / под ред. А.М. Куренного. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2017. – 624 с.

 

Задачи-казусы

№ 1. Зайцев был задержан за хранение наркотических средств – героина. Дознаватель возбудил уголовное дело по ч.2ст.228 УК РФ, произвел неотложные следственные действия. В частности, вынес постановление и произвел обыск в квартире Зайцева, допросил последнего в качестве обвиняемого. Через 10 дней после возбуждения уголовного дела оно было направленно руководителю следственного органа.

Дайте правовую оценку действиям дознавателя. Кто вправе производить следственные действия по уголовному делу?

 

№ 2. Мировой судья рассматривал гражданское дело по иску Триродова к Артемьеву о взыскании суммы долга. В судебном заседании к материалам дела без оглашения были приобщены долговые расписки, для ознакомления с содержанием которых судья объявил перерыв. Изучив содержание расписок и вынеся в перерыве судебный приказ по заявлению о взыскании алиментов, судья продолжил рассмотрение дела. Были заслушаны объяснения истца, который пояснил, что ответчик иск признал, поэтому после перерыва в суд не явился. Судья, не удаляясь в совещательную комнату, вынес решение, которым удовлетворил исковые требования. Имели ли место при рассмотрении дела нарушения каких-либо процессуальных принципов? В чем это проявилось?

 

№ 3.В суд с иском в защиту прав и интересов Мосалева обратился прокурор. В заявлении было указано, что Мосалеву в течение нескольких месяцев пенсия выплачивалась в меньшем размере, чем положено по законодательству. Поскольку органы социальной защиты отказываются производить перерасчет, судья возбудил гражданское дело, в ходе рассмотрения которого Мосалев, вызванный в судебное заседание, пояснил суду, что заявленные требования не поддерживает. Посчитав, что отказ от иска нарушает права истца, суд продолжил рассмотрение дела. После выступления прокурора с заключением по существу дела было вынесено решение, которым заявленное требование удовлетворено. Правильны ли действия суда? Каковы основания и формы участия прокурора в суде первой инстанции?

 

Творческое задание:

1. Составьте сравнительную таблицу стадий уголовного, гражданского, арбитражного процессов и административного судопроизводства.

Нормативный материал

1. Конституция Российской Федерации. М., 2014.

2. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/

3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017, с изм. от 11.05.2017)//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/

4. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 17.04.2017)//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/

5. "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 28.03.2017, с изм. от 13.04.2017)//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176147/

6. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017, с изм. от 23.05.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2017)//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

7. Регламент Конституционного Суда РФ (ред. от 10.11.2016)//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13034/

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

1. Роль государства и права в социально-экономическом развитии.

2. Значение законности и правопорядка в современном обществе.

3. Правовые системы современности.

4. Система права. Систематизация законодательства.

5. Перспективы развития государства и права.

6. Нормы права: понятие, виды, структура.

7. Реализация права. Основные формы реализации права.

8. Правотворчество. Законодательный процесс в Российской Федерации.

9. Проблемы формирования правового государства в России.

10. Взаимовлияние правового государства и гражданского общества.

11. Понятие, принципы и источники Конституционного права России.

12. Развитие Конституции РФ. Поправки и пересмотр Конституции России.

13. Принципы федеративного устройства РФ.

14. Конституционный статус Президента РФ.

15. Формы осуществления народовластия в России.

16. Избирательное право и избирательная система.

17. Парламент РФ.

18. Правительство РФ.

19. Конституционный Суд РФ.

20. Система судов общей юрисдикции.

21. Система арбитражных судов РФ.

22. Правовой статус человека и гражданина в РФ.

23. Место гражданского права в системе российского права.

24. Объекты гражданских правоотношений.

25. Право собственности - основной институт гражданского права.

26. Сделки: понятие, форма, виды.

27. Понятие и значение гражданско-правового договора.

28. Договор купли-продажи.

29. Договор поставки.

30. Договор подряда.

31. Договор дарения.

32. Расчетные и кредитные обязательства.

33. Основные принципы семейного права.

34. Усыновление: порядок и правовые последствия.

35. Специфика трудового права как отрасли российского права.

36. Локальные нормативные акты в трудовом праве.

37. Коллективный договор как правовой акт социального партнерства.

38. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями.

39. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству.

40. Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров.

41. Охрана труда.

42. Ответственность за нарушение трудового законодательства.

43. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

44. Иски в гражданском процессе.

45. Доказывание и доказательства в гражданском процессе.

46. Принципы гражданского судопроизводства.

47. Понятие и характеристика уголовного закона.

48. Характеристика наиболее общественно значимых и распространенных видов уголовного наказания.

49. Административное наказание.

50. Государственная тайна.

51. Служебная и коммерческая тайны.

52. Система судебной защиты прав человека.

53. Международно-правовая защита прав человека.

54. Правозащитные организации в России.

55. Защита прав потребителей.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

 

1. Государство: понятие и функции. Механизм функционирования государственной власти.

2. Понятие гражданского общества и правового государства. Пути формирования правового государства в России.

3. Понятие права и его функции.

4. Источники (формы) российского права: понятие, виды, характеристика.

5. Система права и система законодательства: понятие и структура.

6. Норма права и ее юридическая структура.

7. Правовые отношения: понятие, структура, виды.

8. Юридические факты: понятие и виды. Фактические составы.

9. Правонарушение: понятие, состав, виды.

10. Понятие, основания и виды юридической ответственности.

11. Международно-правовая защита прав человека.

12. Характеристика Конституции РФ 1993 г. (структура, функции, черты и юридические свойства).

13. Понятие и содержание основ конституционного строя РФ.

14. Понятие и система государственных органов в РФ. Принцип разделения властей.

15. Правоохранительные органы: понятие, виды, характеристика. Судебная система РФ.

16. Понятие и функции местного самоуправления. Формы осуществления местного самоуправления в России.

17. Российское гражданство: принципы, особенности приобретения и прекращения.

18. Система основополагающих прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Механизм правовой защиты прав и свобод.

19. Понятие гражданского права. Гражданское правоотношение.

20. Субъекты гражданского права. Объекты гражданских прав.

21. Понятие и содержание права собственности, основания его приобретения и прекращения.

22. Защита права собственности и иных вещных прав.

23. Понятие и виды обязательств. Ответственность за нарушение обязательств.

24. Виды договоров. Возмездное оказание услуг.

25. Внедоговорные обязательства: понятие и виды.

26. Понятие и принципы наследования. Наследственное правоотношение.

27. Наследование по закону и по завещанию. Завещательные распоряжения. Порядок приобретения наследства.

28. Семейное право РФ: понятие, принципы, источники. Семейные правоотношения.

29. Институт брака в семейном праве: понятие, условия. Порядок заключения и прекращения. Правовой режим имущества супругов. Брачный договор.

30. Права и обязанности родителей и детей. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

31. Ответственность в семейных правоотношениях. Алиментные обязательства членов семьи.

32. Трудовое право как отрасль российского права. Трудовое правоотношение: понятие и содержание.

33. Трудовой договор: понятие, порядок заключения, изменения, прекращения. Порядок расторжения трудового договора (по инициативе работника, по инициативе работодателя).

34. Понятие и виды рабочего времени, времени отдыха.

35. Заработная плата: понятие, формы и системы оплаты труда.

36. Юридическая ответственность работодателя за нарушение норм трудового законодательства.

37. Методы обеспечения дисциплины труда. Дисциплинарные взыскания и порядок их применения. Материальная ответственность сторон трудового договора.

38. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров.

39. Правовое регулирование жилищных отношений.

40. Экологическое право. Экологические правоотношения и их содержание.

41. Понятие административного права. Административные правонарушения. Административная ответственность.

42. Уголовное право: понятие, система, принципы, задачи.

43. Преступление: признаки, состав, виды. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Система и виды уголовных наказаний. Назначение наказания.

44. Уголовный процесс: понятие, участники, стадии.

45. Гражданское судопроизводство: понятие, задачи, виды, стадии.

46. Арбитражный процесс: понятие, задачи, виды, стадии.

47. Административное судопроизводство: понятие, задачи, виды, стадии.

48. Конституционное судопроизводство.

49. Объекты интеллектуальной собственности и правовые формы их охраны.

50. Законодательное обеспечение государственной тайны.

51. Правовое регулирование отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.

52. Основные положения земельного права.

53. Право социального обеспечения РФ: понятие, принципы, источники. Правоотношения по социальному обеспечению.

54. Понятие и виды стажа. Виды трудовых пенсий, их назначение, перерасчет, валоризация и выплата. Дополнительное пенсионное страхование.

55. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению.

56. Виды социальных пособий (пособие по безработице; по временной нетрудоспособности; гражданам, имеющим детей; беженцам и вынужденным переселенцам; и др.).

57. Страховое обеспечение в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.

58. Медицинская помощь и лечение.

59. Государственная социальная помощь.

60. Социальное обслуживание. Социальная поддержка населения.

 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Отрасль права, регулирующая основные принципы организации государства, а также принципы его взаимодействия с важнейшими социальными субъектами – человеком и обществом, называется:
а) уголовное право
б) гражданское право
в) конституционное право

 

2. Под системой общественных отношений, основанной на подчинении государственной власти основным принципам, установленным Конституцией страны, понимается:
а) государственный суверенитет
б) конституционный строй
в) демократия

3. Среди функций Конституции отсутствует:
а) социальная
б) политическая
в) фискальная
г) учредительная
д) юридическая

4. Согласно Конституции РФ по форме правления Россия является:
а) республикой
б) федерацией
в) монархией

5. Согласно Конституции РФ по форме территориального устройства Россия является:
а) монархией
б) федерацией
в) конфедерацией

6. Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека называется:
а) государственным суверенитетом
б) гражданством
в) конституцией

7. Какой из видов субъектов федерации не представлен в Российской Федерации:
а) область
б) автономная область
в) автономный край
г) город федерального значения
д) край

8. Какая из перечисленных ниже функций присуща Президенту РФ:
а) разрешение споров о праве между наиболее крупными юридическими лицами и государственным аппаратом
б) обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти
в) руководство Правительством РФ

9. Законодательная власть в Российской Федерации представлена:
а) Государственной Думой РФ
б) Федеральным Собранием РФ и законодательными представительными органами субъектов РФ
в) Федеральным Собранием РФ

10. Высший законодательный представительный орган РФ:
а) является однопалатным
б) отсутствует
в) является двухпалатным

11. Каков нижний возрастной порог для избрания в Государственную Думу РФ:
а) 18 лет
б) 21 год
в) 25 лет

12. Какому органу власти Российской Федерации принадлежит право роспуска Государственной Думы:
а) Президенту РФ
б) Правительству РФ
в) Конституционному суду РФ

13. Выберите наиболее верное, на Ва


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.196 с.