Петр францевич Лесгафт (1837 – 1909) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Петр францевич Лесгафт (1837 – 1909)

2021-06-01 20
Петр францевич Лесгафт (1837 – 1909) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 1905 – 1913 гг. в России широкое распространение получила программа построения антропологии как эмпирической базы науки о воспитании. П.Ф. Лесгафт более 40 лет занимался разработкой этой проблемы. Он долгое время собирал материалы для своей работы «Задачи антропологии и методы ее изучения». Лесгафт подчеркивал, что познать человека, направить и оценить его действия можно только тогда, когда, понимая строение и функции его организма, мы хорошо будем знать влияние на него всех внешних условий, как физических так и нравственных. Педагогика не может подниматься выше как наука, если она не опирается на данные антропологии, т.е. не изучает влияние среды на развитие личности.

Говоря о педагогических исследованиях, Лесгафт подчеркивал, что в них эмпиризм должен сочетаться с рационализмом, опыт – с теорией, эксперимент – с философским обоснованием. Программа Лесгафта была направлена на то, чтобы спасти педагогику и от эмпиризма, и от априорности.

 Опираясь на знание физиологии, психологии и философии, Лесгафт пришел к выводу, что общей целью воспитания и образования должно стать всестороннее развитие деятельности человеческого организма. Наиболее полно понимание цели воспитания было изложено Лесгафтом в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение»: всемерно способствовать становлению разумного человека. Это, в свою очередь, предполагало воспитание критически мыслящего, высоконравственного, трудолюбивого, физически здорового, стремящегося к общественной деятельности человека. Идеально воспитанный человек будет разумен и мудр. Мудрость должна помочь подняться над личными интересами, а долг проявиться в содействии совершенствованию общества.

П.Ф. Лесгафт по праву считается основоположником отечественной семейной антропологии. Он определил условия семейного воспитания. Очень важно, считал Лесгафт, чтобы ребенок был зачат, выношен и рожден в атмосфере любви. Воспитателю (лучше, если это будет мать ребенка) необходимо быть высоконравственным человеком, соблюдающим «последовательность в отношении слова к делу», помнящим, что «на ребенка главным образом влияет дело, а не слово». От родителей требуется создать все условия, чтобы ребенок мог наблюдать, «так как при посредстве наблюдательности он набирает легко жизненный опыт».[61] В нем надо гармонически развивать гармонично все способности – ведь никто не знает, в какой области деятельности сможет проявиться талант, данный ему природой. Ребенка необходимо оградить от контактов с аморальными людьми, и взрослые должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить примером безнравственности.

Основную роль в формировании личности ребенка Лесгафт отводил воспитанию. С помощью воспитания формируются нравственные качества, регулируются волевые проявления. Образование дает возможность совершенствовать умственное, эстетическое и физическое развитие ребенка.   Интересны подходы П.Ф. Лесгафта к построению типологии личности ребенка. Он считал, что к моменту поступления в школу у ребенка развиваются определенные личностные черты, которые затем, мало изменяясь, определяют развитие подростка, юноши и взрослого. Определенный тип личности складывается, по его мнению, уже в 8-9 лет.

Как считал Лесгафт, в развитии человека просматриваются 5 основных периодов:

1) хаотический, в котором пребывает новорожденный;

2) рефлекторно-опытный (до появления речи);

3) подражательно-реальный (до школьного возраста);

4) подражательно-идейный (до 20 лет);

5) критико-творческий (период взрослой жизни).

Каждому периоду соответствуют определенные правила и факторы воспитания. Для первых трех периодов – 1) соблюдение гигиены, 2) соответствие между словом и делом; 3) отказ от произвола в отношении воспитанника; 4) уважение ребенка, его права личной неприкосновенности.

Стержнем педагогической концепции Лесгафта являлось его учение о физическом воспитании и образовании детей. Разработанная им система воспитания получила название русской (лесгафтовской) системы воспитания. Задача физического образования не ограничивалась оздоровлением и укреплением организма или выработкой спортивных навыков. Физическое воспитание органически связывалось с задачами умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Всестороннее развитие личности требует систематических, постоянно усложняющихся физических и умственных упражнений, которые автоматически повлекут за собой нравственную и эстетическую воспитанность личности. В системе физического образования основная роль отводилась физическим упражнениям. Одной из особенностей физического воспитания по Лесгафту являлось требование проводить каждое физическое упражнение по словесной конструкции преподавателя, без предварительного показа. Данное требование порождало излишний рационализм и сухость самой методики.

Одним из средств физического развития выступает ручной труд. Как учебный предмет он должен включать лабораторные и практические занятия, изготовление приборов и наглядных пособий, столярное дело. Ручной труд должен быть средством физического, умственного и нравственного воспитания. Лесгафт указывал и на гигиеническое значение физического труда.

Основные труды П.Ф. Лесгафта: «Семейное воспитание ребенка и его значение» (ч.1-2 1885-1890); «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (ч.1. 1888, ч.2. 1901); «Антропология и педагогика» (1899) и др.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.