Труда ул., д. 41, г. Псков, 180019    Телефон (8112) 53-68-38,        факс (8112)53-62-00 — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Труда ул., д. 41, г. Псков, 180019    Телефон (8112) 53-68-38,        факс (8112)53-62-00

2021-06-01 28
Труда ул., д. 41, г. Псков, 180019    Телефон (8112) 53-68-38,        факс (8112)53-62-00 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 «__» сентября 201 8 г. Утверждаю Заведующего МБДОУ № 34 _______________ Никифоровой А.О. Приказ № ___ «___» сентября 2018 г.

 

 

  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

 МБДОУ № 34

Псков

2018

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая презентация программы…………………………………………..…3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ........................................................................................ 3

1.1. Пояснительная записка............................................................................... 3

1.1.1. Цели и задачи Программы.......................................................................... 3

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы............................... 4

1.2. Планируемые результаты............................................................................4

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы......................4

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.................................................................. 6

2.1. Общие положения.............................................................................................................. 6

2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях......................6

2.2.1. Младший дошкольный возраст....................................................................................... 8

2.2.2. Средний дошкольный возраст.......................................................................................119

2.2.3. Старший дошкольный возраст.......................................................................................215

2.2.2. Подготовительная к школе группа.................................................................................321

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми.............................................................................437

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников...........441

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ...................................................................................450

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка...........450

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.........................450

3.3. Кадровые условия реализации Программы...............................................................457

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы...............................................458

3.5. Планирование образовательной деятельности..........................................................459

3.6. Режим дня и распорядок................................................................................................463

Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов

Краткая презентация образовательной программы МБДОУ 34

Наименование программы Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 34 «Радуга»
Назначение программы Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа направлена на развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе их коммуникации со взрослыми и другими детьми по всем образовательным областям.
Сроки реализации программы 2018-2019 г.
Возрастные категории Основная образовательная программа ориентирована на детей дошкольного возраста в возрасте от 3 до 7 лет. Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги. Всего в ДОУ функционирует 10 групп. 2я -младшая группа - 2 Средняя группа - 3 Старшая группа - 2 Подготовительная группа – 3
Цели образовательной программы - развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных в процессе специфически дошкольных видов деятельности, их коммуникации со взрослыми и другими детьми, познавательно-исследовательской деятельности и других форм активности, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию детей, способствующих формированию общей культуры личности, их позитивной социализации в обществе; - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; - обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Задачи образовательной программы Цели программы могут быть достигнуты в результате решения задач: - по созданию образовательных ситуаций, способствующих овладению детьми конкретными средствами и способами, лежащими в основе познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, - организации благоприятной развивающей предметно-пространственной среды, - обеспечения психолого-педагогической поддержки педагогов с целью овладения ими способами позитивной коммуникации с детьми, методами и приемами развивающего образования, методикой развития познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей дошкольников, - обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, позитивной социализации.  
Используемые программы Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников, на основе примерной образовательной программы «Развитие», 2016 г. (одобрена Экспертным советом ФГАУ «ФИРО» по образованию и социализации детей к использованию в дошкольных образовательных учреждениях – Протокол заседания № 10 от 25.05.2016 г.).
Характеристики взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам образовательной деятельности с детьми происходит по нескольким направлениям. Первое — знакомство родителей с правилами, существующими в группе, а также способами их усвоения. Обычно родителей знакомят с правилами пребывания детей в ДОУ, связанными с режимными моментами: время прихода и ухода, время обеда, сна; видами одежды, необходимой для нахождения в ДОУ, на физкультурных занятиях, на прогулке. Однако само пребывание детей в ДОУ сопряжено с рядом ограничений или правил пребывания. Это, например, способы удобного расположения предметов в шкафу для одежды ребенка, правила одевания (снятия) одежды и обуви (последовательность, способ действия с каждым предметом), правила мытья рук, правила поведения на улице, правила коммуникации детей со взрослыми и детьми в ДОУ и многое другое. Правила эти вводятся педагогами для детей и осваиваются детьми во время пребывания в ДОУ. (Часто педагоги не вводят правила, не формулируют их детям, предполагая, что дети откуда-то их знают или могут понять, как нужно действовать, наблюдая за поведением взрослого или других детей. Педагоги не учитывают, что правила, как и способы познавательных действий, — процесс, формирующийся по законам развития психики: поэтапно и последовательно.) Однако гораздо эффективнее, если родители будут знакомы с этими правилами, будут устанавливать их и дома (например, правило мытья рук), спрашивать о них детей, помогать детям осваивать правила (например, правила одевания, обращения с предметами, правила вежливого обращения). Можно также сказать родителям, что им следует быть терпеливыми и сдержанными в таком взаимодействии с детьми. Второе — привлечение родителей к образовательной работе с детьми по развитию познавательных способностей. По конкретному заданию педагогов родители дома проводят с детьми наблюдения, например, изучают вместе с детьми, где в окружающем встречаются числа и цифры, меряют шагами и вычерчивают периметр комнаты (рисуют комнату сверху), читают детям литературные произведения из предложенного списка, вспоминают родственников и наклеивают их фотографии в альбом и др. Такие задания даются родителям довольно редко, в основном образовательная работа ведется педагогами. Третье направление — создание родителями ситуаций, организация родителями деятельности детей таким образом, что это позволяет детям реализовывать сформированные у них способы деятельности, овладевать новыми способами. ДОУ предлагает для этого выполнение дома родителям с детьми различных поделок с целью демонстрации их в дальнейшем в ДОУ. Для того, чтобы мотивировать родителей на такое взаимодействие с детьми, ДОУ организует различные выставки работ родителей и детей, выполненных дома на определенную тему («Украсим Чудо-дерево», «Осенние фантазии», «Счастливый выходной день», «Здравствуй, масленица», «Окно в прекрасный мир», «Бессмертный полк», «На работе у папы (мамы)» и др.), проводит тематические встречи («Сделаем маску для карнавала», «Модное дефиле» и др.), организует взаимодействие родителей и детей в детском саду («Построим дом», «Построим сказочный город», «Мы вместе с мамой творим волшебство» и др.). Родителям иногда не просто найти совместное с ребенком дело, зачастую они не владеют техниками создания поделок. Воспитатели и специалисты ДОУ могут предложить родителям информационные стенды и мастер-классы по овладению некоторыми способами, техническими приемами изготовления поделок из природного или бросового материала, крупы, бумаги, знакомство родителей с опытом родителей детей, вышедших из сада. Можно также предложить родителям вместе с детьми изготовление альбомов — проектов на какую-то тему, например, «Я знаю, как это устроено (бывает, называется)». Четвертое направление работы с родителями в ДОУ — это помощь родителям в овладении способами позитивной коммуникации с детьми, направленной на развитие ребенка. Для того, чтобы научить ребенка способам выполнения деятельности, правилам поведения, способам коммуникации, взрослый должен обладать специальными навыками и умениями. То есть это работа по воспитанию родителей. Предлагать такую работу родителям стоит, конечно, только специально подготовленным педагогам.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

Пояснительная записка

Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 34 «Радуга» - это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников, на основе примерной образовательной программы «Развитие», 2016 г. (одобрена Экспертным советом ФГАУ «ФИРО» по образованию и социализации детей к использованию в дошкольных образовательных учреждениях – Протокол заседания № 10 от 25.05.2016 г.). Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

Теоретическими основаниями программы являются следующие положения.

Первое — концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А. В. Запорожцем*. Согласно данной концепции, основной путь развития ребенка — это амплификация, т.е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психику. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (переход к возможно раннему решению школьных задач), а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности.

Второе — теория деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др. Согласно их теории, развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребенка-дошкольника это, прежде всего, игра, а также конструирование, изобразительная деятельность, литературно-художественная. Развитие способностей ребенка делает его подлинным субъектом деятельности, прежде всего игровой, становление развитых форм которой происходит к концу дошкольного возраста.

Третье - концепция развития способностей, разработанная Л.А. Венгером и его сотрудниками. Под способностями, известные отечественными авторами (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, ('.11. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л. А. Венгер и др.), мы понимаем обобщенные способы ориентировки, обеспечивающие успешность в деятельности, успешность решения той или иной задачи. Способности понимаются как ориентировочные действия, которые осуществляются путем использования существующих в культуре средств. Для дошкольников такие средства носят, прежде всего, образный характер. Это разного рода эталоны, схемы, модели, символы, в то же время — это могут быть словесно задаваемые правила и инструкции.

Условно, в зависимости от задачи, возникающей у человека по отношению к окружающей действительности, способности можно разделить на три вида: познавательные, коммуникативные и регуляторные.

Классификация способностей по видам задач может быть проведена в соответствии со сферами действительности с точки зрения их представленности в психике человека. С точки зрения К.-Р. Поппера, в окружающем мире можно выделить объектную сторону действительности, сферу человеческих отношений и самого человека. Задачи, предъявляемые каждой из выделенных сфер, содержат необходимость развития у человека определенных способностей в ситуациях взаимодействия с объектным миром и миром человеческих отношений: умственных (познавательных и творческих) — для взаимодействия с объектным миром, коммуникативных — для взаимодействия с людьми и регуляторных — для регулирования своего поведения и деятельности. Умственные способности могут быть разделены на познавательные и творческие; познавательные, в свою очередь — на сенсорные и интеллектуальные.

Способности восприятия (сенсорные способности) «обнаруживаются в виде восприятия тех или иных свойств и отношений предметов и явлений объективного мира или свойств собственных действий индивида». Решение различных перцептивных задач происходит при помощи сенсорных эталонов и действий по их использованию. (Подробнее о сенсорных способностях см. в разделе «Сенсорное воспитание» образовательной области «Познавательное развитие»).

Развитие интеллектуальных способностей происходит в процессе усвоения действий замещения, построения и использования наглядных моделей, а также слова в планирующей функции.

Процесс овладения наглядным моделированием включает несколько отдельных линий. Первая линия — расширение диапазона моделируемых отношений. Наиболее просто и доступно для детей наглядное моделирование пространственных отношений. В дальнейшем оказывается возможным ввести моделирование временных отношений и затем моделирование других типов отношений, вплоть до логических.

Вторая линия изменений касается степени обобщенности и абстрактности моделируемых отношений внутри каждого типа. Вначале детям доступно моделирование единичных конкретных ситуаций, впоследствии дети строят модели, имеющие обобщенный смысл и отображающие черты многих объектов и ситуаций.

Третья линия изменений состоит в изменении самих наглядных моделей, с которыми действуют дети. Движение идет от моделей, отображающих внешние особенности объектов как в конкретном, так и в обобщенном виде — иконических моделей, к моделям, представляющим собой условно-символическое изображение отношений.

Четвертая линия изменений связана с типом выполняемых действий моделирования. Сначала детям более доступно использование готовых моделей, позднее они могут освоить действия самостоятельного их построения. Построение модели включает два последовательных этапа: построение модели по наличной ситуации и по собственному замыслу. Во втором случае моделирование выступает в функции планирования деятельности и свидетельствует о наличии внутренних идеальных форм моделирования.

Творческие способности дошкольников могут развиваться в процессе решения задач по созданию образов воображения. Простейший из таких образов создается, например, благодаря опредмечиванию элементарного графического изображения (круг — яблоко, шарик, мяч). В дальнейшем — это создание детализированных образов; образов, включенных в сюжет; образов-композиций, в которых предложенный для дорисовывания образец является второстепенной деталью (О. М. Дьяченко).

В программе развитию творческих способностей ребенка уделяется большое внимание. Они проявляются в самостоятельном опробовании нового материала, в совместном с взрослым и другими детьми процессе освоения новых способов действия, но самое главное — в формировании замыслов и их реализации. Во многих разделах программы имеются задачи, направленные на развитие у детей возможностей на все более высоком уровне создавать и реализовывать собственные замыслы.

Специальные развивающие задачи по освоению различных средств предлагаются ребенку в контексте специфических дошкольных видов деятельности, в основном в игровой форме. В игровой форме, в форме общения со взрослыми и сверстниками происходит и «проживание» ребенком определенных ситуаций, соединение его эмоционального и познавательного опыта. Наряду с этим развивается и собственно познавательная деятельность ребенка — от детского экспериментирования (Н.Н. Поддбяков) до перехода к решению познавательных задач и головоломок вне игровой формы. Решение этих образовательных задач предлагается, в основном, через образовательные области «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Коммуникативные способности рассматриваются нами как играющие ведущую роль в социальном развитии ребенка-дошкольника. Коммуникативные способности позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей и свое состояние, возникающее в таких ситуациях, адекватно выстраивать на основе этого свое поведение, владеть способами выражения своего отношения к взрослым и к сверстникам.

Коммуникативные способности (в отличие от познавательных) позволяют ему присваивать качества, составляющие особую сторону человеческой психики: эмоционально-личностные особенности, личностные смыслы. Развитые коммуникативные способности могут быть охарактеризованы как действия нахождения компромисса в общении человека с другими людьми, позволяющие ему удовлетворять собственные потребности и приводящие к удовлетворению потребностей другого человека.

Становление коммуникативных способностей происходит в таких формах социальной жизни, как общение, взаимодействие, сотрудничество. Умение детей договориться, соблюдать элементарные правила поведения по отношению друг к другу происходит в процессе игры, общения, взаимодействия детей в продуктивной деятельности.

Образовательные ситуации в Программе построены таким образом, что в них предусматривается сотрудничество детей, связанное с распределением ролей, материала, функций и отдельных действий.

Результатом развития коммуникативных способностей станет «социализация» как овладение способами поведения, позволяющими соответствовать коммуникативным нормам, быть принятым в обществе.

В процессе взаимодействия ребенка с окружающими, игры, выполнения различных заданий происходит становление регуляторных способностей.

Специфика регуляторных способностей заключается в решении особых задач: принятии, удерживании, а на уровне саморегуляции и постановке умственных (познавательных или творческих) задач, практических задач, задач на коммуникацию. Специфические средства, актуализируемые при столкновении ребенка с различными задачами, предлагаемыми действительностью, позволят начать ориентироваться на эти задачи и удерживаться «в задаче», добиваясь ее решения.

Суть действий регуляции состоит в различении ребенком ситуаций задач, условий их предъявления, их удерживании, что позволяет благодаря другим способностям выполнять действия в соответствии с задачами, а также в постановке задач.

Регуляторные способности имеют многокомпонентное строение. Психологическая регуляция поведения и деятельности может происходить на эмоциональном и произвольном уровнях.

Эмоциональное принятие ситуации (и предлагаемых ею задач), выделение и освоение способов действия или правил поведения в ней становится для ребенка особой задачей, требующей освоения специальных средств и действий.

Эмоциональный компонент регуляции актуализируется, когда обнаруживается расхождение между целями, желаниями субъекта и целями, предлагаемыми в виде задач в ситуации, в которую попадает человек. Возникающее при этом напряжение приводит к созданию, а потом и запоминанию определенного эмоционального образа (А. В. Запорожец4), отражающего, с одной стороны, особенности ситуации (ее внешний вид, атрибуты), с другой стороны, носящего собственно эмоциональную «окраску», отражающего смысл происходящего для человека. Характер эмоционального, а скорее эмоционально-смыслового образа, будет зависеть от того, как воспринимается ребенком ситуация, в которую он попадает, какой у него опыт пребывания в подобных ситуациях, какой смысл она имеет для ребенка.

Произвольный компонент регуляции предполагает сознательное принятие и удерживание задачи, способа действия, приводящего к достижению результата, — действия определенным образом, по правилу. Правила могут предлагаться ребенку и разных формах: в виде собственного поведения взрослого, выступающего в качестве образца, в виде словесной инструкции, и виде различных образных средств (картинок, знаков).

Произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся благодаря учебной деятельности. В то же время слабое развитие произвольности обычно затрудняет обучение ребенка в школе. Однако развитие элементов произвольного поведения возможно и в дошкольном возрасте при выполнении деятельностей, которые специфичны и доступны дошкольнику. Это может быть выполнение детских видов деятельности (игра, конструирование и др.), адекватное поведение, действия с предметами, элементы трудовой деятельности и многое другое. Важно, чтобы способ выполнения деятельности, правила поведения или действий с предметами становились специальной задачей для воспитывающего ребенка взрослого.

Правила могут предлагаться ребенку в разных формах: в виде собственного поведения взрослого, выступающего в качестве образца; в виде словесной инструкции; в виде различных образных средств (картинок, знаков).

Регуляторное действие «удерживание задачи» на познание и коммуникацию будет сопровождаться рядом конкретных действий:

 - выдерживание напряжения, возникающего из-за торможения непосредственного побуждения,

 - действия в соответствии с условием, правилом,

 - контроль процесса выполнения,

 - сопоставление результата с конкретным или представляемым воображаемым образцом.

Развитие регуляторных способностей предполагает проведение специальной образовательной работы как с детьми, так и с окружающими их взрослыми. Развитие регуляторных способностей достигается в программе благодаря образовательной работе по всем разделам, благодаря особой позиции воспитателя, ориентированной на развитие детей, сотрудничество, личностно-ориентированное взаимодействие. В то же время образовательная работа по разделу «Социальное развитие» ставит своей целью развитие саморегуляции детей и предполагает в результате развитие регуляторных способностей.

Цели и задачи программы

Цель программы:       

- развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных в процессе специфически дошкольных видов деятельности, их коммуникации со взрослыми и другими детьми, познавательно-исследовательской деятельности и других форм активности, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию детей, способствующих формированию общей культуры личности, их позитивной социализации в обществе;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Цели программы могут быть достигнуты в результате решения задач:

- по созданию образовательных ситуаций, способствующих овладению детьми конкретными средствами и способами, лежащими в основе познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями,

- организации благоприятной развивающей предметно-пространственной среды,

- обеспечения психолого-педагогической поддержки педагогов с целью овладения ими способами позитивной коммуникации с детьми, методами и приемами развивающего образования, методикой развития познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей дошкольников,

- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, позитивной социализации.

Таким образом, программа направлена на развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе их коммуникации со взрослыми и другими детьми по всем образовательным областям.

В то же время полноценное психическое развитие невозможно без обеспечения самой жизнедеятельности, здоровья ребенка, общего физического развития, зависящих от особенностей культуры, конкретных условий жизни ребенка. Для обеспечения жизни и развития ребенка в дошкольном детстве часть этих задач берет на себя дошкольное учреждение.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.