Декоративно-прикладное искусство Японии — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Декоративно-прикладное искусство Японии

2021-06-01 35
Декоративно-прикладное искусство Японии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В ранг искусства в Японии возвели изготовление холодного оружия, доведя изготовление самурайского меча до совершенства. Мечи, кинжалы, оправы для мечей, элементы боевой амуниции служили своеобразным мужским ювелирным украшением, обозначающим принадлежность к сословию, поэтому их выполняли искусные мастера, украшали драгоценными камнями и резьбой. Также в число народных ремесел Японии входит изготовление изделий из керамики, лакированных изделий, ткачество и мастерство гравюры на дереве. Традиционные керамические изделия японские гончары раскрашивают различными узорами и глазурью.

История искусства Японии делится на несколько периодов:

Древний период (эпоха Хейан)

Раннее средневековье (эпоха Камакура)

Зрелое средневековье (эпоха Муромати)

Переход от зрелого к позднему средневековью (эпоха Момояма)

Позднее средневековье (Эпоха Токугава)

Со времен Древнейшего периода японской культуры сохранились главным образом изделия из керамики. По способу их изготовления, формам и орнаменту мы многое узнаем о людях того далекого времени. Художественная деятельность этой эпохи была неразрывно связана с первобытной магией и с материальной культурой. Во время археологических раскопок было найдено множество разных по форме сосудов различного назначения. Они были вылеплены от руки и обожжены в простой яме.
Их формы получались путем выкладывания спиралью жгута из глины. При обжиге сосуд обматывали травяной веревкой, которая, выгорая, оставляла декоративный след. Отсюда и произошло название этой керамики, а затем и самой эпохи – Дзёмон («след веревки»). К периоду дзёмон относятся и глиняные фигурки – догу, олицетворявшие силы природы и, вероятно, служившие оберегами.

Вторая половина 12 века в истории Японии прошла под знаком борьбы за власть двух крупнейших феодальных кланов – Тайра и Минамото. Длякамакурской культуры характерен интерес к реальным событиям жизни, к личности человека. С этим был связан высокий расцвет портретного искусства в скульптуре и живописи того времени.
Утверждение новых общественных идеалов требовало и соответствующих архитектурных форм. Их появлению способствовало обращение к памятникам 8 века. Новые правители страны хотели предстать хранителями традиций монументального зодчества прошлого как выражения силы государства. На восстановление нарских храмов собирались огромные средства по всей стране

14-16 века были временем, когда в японской культуре постепенно объединились противостоявшие друг другу две струи – хэйанская и камакурская. Наряду с усилившимися китайскими влияниями это способствовало сложению новой культуры зрелого средневековья. Культ героизма, суровая мораль бусидо продолжали существовать, но в более отвлеченной форме, рядом со стремлением к утонченной роскоши быта и еще более развитым, чем прежде, культом природы. Красоту учили видеть в простом и обыденном, в неярком и неброском. Эта идея повлияла на изменения форм как религиозной, так и светской архитектуры.

Во второй половине 16 и начале 17 веков стали возводиться укрепленные замки и пышные дворцы феодальной знати. Изменились функции всех видов искусства, появились новые жанры творчества. Господствовавшее в прежнюю эпоху религиозное сознание постепенно уступает место светскому. Одним из важных проявлений этого процесса стало строительство замков и дворцов. Грандиозные укрепленные замки, сооружение которых было вызвано появлением в Японии огнестрельного оружия и соответственным изменением тактики боя и обороны, получили помимо утилитарного ярко выраженный символический смысл утверждения власти военных диктаторов. Интерьеры дворцов также были олицетворением власти и богатства владельца.

17 столетие, время утверждения власти сёгуновТокугава, установление длительного мира в стране принесло и значительные изменения в искусство декоративной живописи. В своих формах и в своем стиле она была обращена уже к иной аудитории и требовала другого отношения к себе со стороны зрителя, большей его эрудированности во всех сферах творческой деятельности, особенно в поэзии, так как теперь многие сюжеты и образы настенных росписей были связаны с известными произведениями классической литературы прошлого.

 


29. Искусство стран арабского Востока.

Скульптура Халифата питается теми же истоками, что и архитектура - в одном памятнике проявляются черты искусства античности и Древнего Востока.
Скульптура Омейядов. ВОмейядском замке Каср-аль-Хейр западный (724—743, современная Сирия) скульптуры, украшающие главный фасад, имеют прототипом изображение римских погребальных трапез, а изображение юноши, несущего на руках ягненка, перекликается с позднеэллинистическим искусством восточного Средиземноморья, с раннехристианской символикой («Добрый пастырь»).С культом плодородия связаны и женские фигуры, держащие гранат. Скульптура «Халиф», выполнена в технике резьбы по штуку.Фронтальность, тяготение к барельефу, орнаментально трактованные волосы и складки одежды, неподвижный взгляд преувеличенно больших глаз резко отличают эту группу от гибких и полнокровных скульптур, сделанных под влиянием античности.
Скульптура Аббасидов. В аббасидский период круглая скульптура и высокий рельеф уступают место декоративному орнаменту. Лепной и резной в штуке орнамент обильно покрывает внутренние стены дворцов и даже жилых домов резиденций.Во дворце Балькувара применена штуковая декорация, составляющая панно в интерьерах, оформление ниш и дверных проемов. Но по сравнению с омейядским временем аббасидский орнамент сильно уплощен и схематизирован.

Живопись. В первые века распространения ислама изображения встречаются даже в культовых сооружениях. Так в Куполе Скалы сохранились мозаичные панно (вазы с цветами, растительные побеги), выполненныевизантийскими мастерами.МечетьОмейядов в Дамаске, имеет мозаики с изображением городских пейзажей. Живопись Омейядов. Дворцовая баня Кусейр-Амра (нач. 8 в.) украшена разнообразными орнаментальными и сюжетными росписями.
Стилистически и тематически фрески тесно связаны с искусством предшествующего периода. В росписях Кусейр-Амры появляются признаки, говорящие о наличии новых веяний: некоторые персонажи (враги, побежденные арабами) изображены статично в пышных одеждах византийского покроя.
Живопись Аббасидов. Композиции дворца Джаусак тяготеют к симметричномупостроению. Миниатюрная живопись. Станковой живописи не было вовсе. Ее место занимала миниатюрная живопись — иллюстрации к рукописным книгам.Миниатюры существовали еще в сасанидском Иране. Это были миниатюры, написанные на прочном и дорогом пергаменте. Позже, в конце 8 века, из Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток проникает способ изготовления бумаги, и средневековые мусульманские рукописи, в противоположность византийским, грузинским, армянским и древнерусским, пишутся исключительно на бумаге.
Высокий уровень развития науки в Халифате был предпосылкой тому, что главным объектом иллюстраций багдадской школы являлись естественнонаучные трактаты и исторические хроники («Фармакология» Диоскорида, «Трактат об автоматах» Аль Джазари, «История мира» Рашид ад-дина и др.). В целом миниатюры багдадской школы дольше сохраняют связь с пост-неэллинистическим и раннехристианским искусством. Влияние этого искусства обнаруживается в живописных приемах, в психологической характеристике, в мимике лиц, в интересе к внутренней жизни героев.

Архитектура. Создание Халифата вызвало потребность в широком размахе строительства. При Омейядах возводились новые поселения — первоначально военные лагеря — Басра (современный Ирак) — 635 год. Планировка городов. По своей планировке города Халифата отличались от эллинистических; это были города феодального типа, большей частью центрического плана, с радиальной системой улиц, укрепленной резиденцией военачальника и мечетью-в центре и кварталами, в которых первоначально располагались военные отряды по племенам, а затем селились ремесленники по профессиям. В городах возводились общественные сооружения — водопроводы, бани, школы, даже больницы; все поселение замыкалось кольцом городских стен. Образцом города-лагеря может служить Фустат, основанный еще до закладки Каира.
В Фустате находится одно из самых ранних культовых сооружений - мечеть Амра (642—643), построенная арабским военачальником Амром ибн аль Асом.Стрельчатые арки мечети Амра опираются на колонны, добытые арабами из старых античных зданий.

Перспектива уходящих во все стороны колонн уводит глаз в беспредельность. Очутившись среди леса колонн, зритель теряет ощущение границ пространства и чувствует себя оторванным от внешнего мира.
Культовые сооружения Омейядов. Требования ислама во многом определили характер и планировку ранних арабских мечетей. Необходимость пятикратного созыва на молитву (для произнесения формулы исповедания единства «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник его») диктовала наличие башен-минаретов, с которых проповедник-мулла созывал верующих. Отсутствие церемониальных шествий и ритуальное омовение перед молитвой обусловили простую форму так называемой дворовой мечети с галереей, обегающей двор, в середине которого помещался бассейн. Арабские мечети ориентированы не на восток, как христианские храмы, а на священный город Мекку. Стена, обращенная к Мекке, имела со стороны двора орнаментированную молитвенную нишу — михраб. Перекрытие омейядских мечетей было плоским, стены — массивными. Наряду с дворовыми мечетями в Халифате возводили и центрические храмы, близкие по форме к византийским баптистериям или мартириям — гробницам святых. («Купол Скалы» в Иерусалиме (мечеть Омара, 7 в.)).

Культовые сооружения Аббасидов. Мечеть Ибн-Тулуна. Базиликальный зал мечети Ибн-Тулуна разделен на 17 нефов не колоннами, а пилонами, прямоугольными в плане, сложенными из кирпича и оштукатуренными, с трехчетвертными колонками по углам. Аркада, выходящая во двор, завершается. У наружной северной стены мечети расположен выстроенный из камня минарет, состоящий из прямоугольного основания, на котором воздвигнуты три последовательно уменьшающихся объема. Ступенчатость минарета, безусловно, навеяна образцами месопотамской архитектуры. Своеобразие оформления интерьера заключается в так называемой резьбе по штуку — орнаментальных фризах, резанных в сыром гипсе от руки. Фризы мечети Ибн-Тулуна, использующие античный мотив виноградного листа, изгибаются по форме стрельчатых арок, соединяя межарочные пространства над пилонами и образуя капители колонн. По верху стен шел фриз-надпись протяженностью в 1989 метров с изречениями из Корана. Михрабная ниша украшена куфической надписью.

Орнамент.«арабески» восходят к эллинистическим мотивам пальметты, акантового листа, бегущей лозы. Передавая лист, цветок и стебель крайне упрощенно, арабы достигают богатства и разнообразия. геометрический орнамент, образованный из сложно переплетающихся лент. эпиграфический фриз — декоративная надпись. В связи с исчезновением изобразительных сюжетов надписи приобретают важное значение как фактор идеологического воздействия.

Светская архитектура Омейядов. Образцом замкового строительства 8 века может служить Мшатта, в современной Иордании. Светская архитектура Аббасидов. дворцы Балькувара и Джаусак, в которых сохранились фрагменты росписей и скульптурного орнамента.
Дворец Балькувара (середина 9 в.) по плану восходит к омейядским замкам, где помещения группируются вокруг внутреннего двора.

Архитектура арабских стран после распада Халифата. Одним из ведущих центров арабского Востока становится Каир, основанный в 10 веке, но расцвет которого падает на 12—15 века.
Отличительной чертой зодчества восточных городов 14—15 веков было возникновение архитектурных ансамблей сложного и разнообразного назначения (мечети, медресе, мавзолеи, общественные госпитали, библиотеки, бани).
Архитектурные ансамбли Каира. «Город мертвых» -гробницы Мамлюков 15-16 в. Усыпальницы имеют вид кубических сооружений, покрытых куполами шлемовидной формы. Купола украшены звездчатым орнаментом, резанным в камне. Углы кубического объема, под барабаном, скошены. Кладка многих мавзолеев из чередующихся рядов темного и белого камня. Узкие, тройные арочные окна дополняются сверху круглыми люнетами. Гробницы свободно расположены на большой территории. Наиболее знаменит мавзолей-усыпальница Каит-бея (1483), объединяющий мечеть, школу и фонтан.
Архитектурные ансамбли Мавританской Испании. Резиденция правителей Гранады, замок Альгамбра (Красный), датируется 13—14 веками. Многочисленные парадные и интимные дворцовые помещения, защищенные крепостной кирпичной стеной, расположены на высоком холме и группируются вокруг двух внутренних дворов — Миртового и Львиного.
В центре первого двора находится прямоугольный водоем, обрамленный миртовыми кустами. 18м зубчатая стена тронного зала, возвышающаяся с северной стороны. Фонтан с 12 фигурами мраморных архаических львов дал название Львиному дворику. Консольные нишки -сталактиты,к 14—16 векам стали употребляться в качестве декоративного орнамента интерьеров, в особенности в Мавританской Испании, Турции и Индии.

 

 


Искусство Проторенессанса

Проторенессанс датируется концом XIII в., за ним следует Ранний Ренессанс, кот. кончается в 90-х гг. XV в., а Высокий Ренессанс изживает себя уже к 30-м гг. XVI в., до конца XVI в. продолжается лишь в Венеции- «поздний Ренессанс». Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями (в средневековой Италии византийские влияния были очень сильны наряду с готикой). Проторенессанс— этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу, приходящийся на 1200-е и 1300-е. Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии, и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. Гордостью эпохи являются архитекторы и скульпторы Никколо и Джованни Пизано, Арнольфоди Камбио и живописец ДжоттодиБондоне. Именно в этот переходный период был подготовлен будущий подъем ренессансного искусства, появились первые ростки гуманизма, зародилось влечение к искусству древнего мира, возник интерес к человеку как сознательной и мыслящей личности.

Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения). Для архитектуры Проторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие. Представитель: Арнольфоди Камбио. Для скульптуры этого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства. Представитель: Никколо Пизано.

Решительный поворот связан с именем ДжоттодиБондоне(1267-1337гг.).Наиболее известны росписи в капелле дель Арена в Падуе и в церкви Санта Кроче во Флоренции.

Джотто.Поцелуй Иуды

Художники: Джотто, ПьетроКавалинни, Пьетро и АмброджоЛоренцетти,

Скульпторы: Николло и Джованни Пизано, ди Камбио.

Литераторы: Данте Алигьери

 


31. Искусство Раннего Возрождения (Ренессанса)

Век

Раннее Возрождение также называют Кватроченством.

Характеристика эпохи:

· Творческая свобода

· Преклонение перед человеческой индивидуальностью (Век гуманизма)

· Вера в неограниченную силу разума (эпоха интеллектуализма)

· Огромную роль в искусстве сыграла античность. НО! Античность наслаивается на многовековую средневековую традицию (языческие и христианские сюжеты переплетаются)

ИТАЛИЯ

1. Флорентийский собор (ФилиппоБрунеллски)

· Готическое здание с гигантским куполом

· Фонарь купола имеет пилястры (вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.) античного характера с полуциркулярными арками, на которые опирается перекрытие фонаря

2. Капелла Пацци при церкви Санта Кроче ( Брунеллски )

· Прямоугольный план

· Шесть коринфских колонн на фасаде с

· Карниз на парных пилястрах

· Портик, венчаемый сферическим куполом

Раннее возрождение создало свой образ светского городского дворца- палаццо.  Трёхэтажное здание, по облику носящий крепостной характер благодаря кладке из грубого отесенных камней, особо подчёркивающих 1 этаж, но ясное и чёткое в своей конструкции. (плаццоПитти, плаццо Медичи)

Скульптура

Донателло

Фигура апостола Марка. Донателло решает проблему постановки человеческой фигуры в рост по законам пластики, разработанным ещё в античные времена, но забытым в средневековье. Апостол стоит, опираясь на правую ногу, а левая отодвинута назад и согнута в колене, лишь слегка поддерживая равновесие фигуры. Движение подчёркнутое складками плаща.

Статуя святого Георгия. Идеал раннего возрождения. Чувство самосознания и уверенности подчёркнуто в свободной, спокойной позой фигуры

Давид. Образ Давида стал одним из излюбленных образов Возрождения. Донателло обратился к искусству античности. Он изобразил Давида совсем юным, идеально прекрасным, Донателло не побоялся ввести шляпу пастуха, как символ его простого происхождения

 Также Донателло создал первый конный монумент.

АндреаВероккио (ученик Донателло)

Бронзовый Давид более утончён, чрезмерно изящен, моделировка его формы предельно детализирована.

Конный монумент кондотьера Коллеони (для церкви Сан Джованни). Характерна цельная монументальность образа, величавость, театральность в позах.

Живопись.

Мазаччо. Решил насущные проблемы живописи.

«Изгнание Адама и Евы из рая». Для него было ясно, как помещать фигуры в пространстве, как связывать фигуры и пейзаж, знал анатомию. Картины полны драматизма (Адам от стыда закрыл лицо руками, Ева рыдает)

Решил проблемы перспективы, движения и анатомии тела, умел связывать в единое действо фигуры и пейзаж.

Джованни БеатоАнжелико да Фьезоле. Представитель более архаического направления. Был монахом. Образы его мадонн написаны по средневековым традициям на золотом фоне, они полны лиризма, покоя и созерцательности.

Гоццоли. «поклонение волхвов» выполнен для плаццо Медичи. Учение Джованни.

Особый расцвет – конец века.

СандроБоттичели. «Рождение Венеры» и «Весна». Его характерные черты- декоративность, нарядность, лирический и романтический характер образов. Женский образ- овальное лицо, пухлые губы, кажущиеся заплаканными глаза

32. Искусство Высокого Возрождения (Ренессанса)

Конец 15 века- начало 16

«золотой век» Возрождения в Италии.

Характеристика культуры:

· Гуманизм

· Вера в творческие силы человека

· На первый план выдвинулись проблемы гражданского долга человека, высоких моральных качеств, образ прекрасного человека героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности.

· Искусство отрешается от частностей, незначительных подробностей во имя обобщённого образа.

Леонарда да Винчи. Учитель АндреаВероккио. «мадонна с цветком»- картина написана во времена ухода да Винчи из мастерской Вероккио. «Благовещание»-спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины, композиционная упорядоченность (характерна для высокого ренессанса, но есть влияние раннего). «Мадонна Литта» - видно тип женской красоты- тяжёлые полуопущенные веки и едва уловимая улыбка. «поклонение волхвов» и «св. Иероним»- неоконченные картины.

Леонардо да Винчи- универсальный человек: в архитектуре он занят проектированием идеального города, в скульптуре- созданием конного монумента, в живописи- написанием алтарного образа

Самая большая работа да Винчи- «Тайная вечерь». Леонарда изобразил момент признания Иисуса о скором предательстве одного из его учеником, попытался изобразить эмоции каждого. В основе композиции лежит точный математический расчёт. За длинным столом, параллельно линии холста сидят 13 человек: 2- в профиль к зрителю по бокам стола, а 11- лицом. Все лица освещенны, кроме лица Иуды.

Среди живописных работ была начата ещё одна: портрет жены купца дель ДжокондоМоны Лизы. Да Винчи пыталсядосканально передать каждую чёрточку лица. Величие Мое Лизе сообщает уже одно сопоставление её сильно выдвинутой к краю холста объёмной фигуры, видимым как бы издалека ландшафтом. Особенность Джоконды- еле уловимая улыбка. Впервые портретный жанр стал в один уровень с композициями на религиозную и мифологическую тему.

Рафаэль Санти. «Мадонна Конестабиле»- ранний период творчества Рафаэля, ей характерен простые и лаконичные, отобранные детали, тонкий лиризм и чувство умиротворения. «Обучение Марии»- написано под влиянием Перуджино, к которому Рафаэль приехал учиться. Отличительная черта- согласование основных тонов- это золотистый, красный и зелёные в сочетании с нежно-голубым фоном неба, цвета создают гармонию. В мадонне Рафаэль сумел воплотить тончайшие оттенки чувств в идее материнства, соединить лиричность и глубокую эмоциональность с монументальным величием. Однако в «Сикстинской мадонне» это начало отодвигается на задний план и уступает место трагическому чувству. Это позднее поизведениерафаэля.

До этого папа Юлий 2 приглашает его в рим для росписи личных папских комнат в Ватиканском дворце. Он написал 4 фрески-аллегории основных сфер духовной деятельности человека (философии, поэзии, богословия и юриспруденции), пишет эти сферы ввиде многофигурных композиций, представляющие иногда групповые портреты. Официальная программа станцыделлаСеньятура являлась отражением идеи примирение христианской религии с античной культурой. И многое другое.

Рафаэль был великим портретистом- «Папа Юлий 2» «Лев 10»

Микеланджело. Ему характерна насыщенность образов передовыми идеями, гражданский пафос, чуткость общественного настроения.

Рельеф «Битва кентавров», произведение «Вакх» и «Пьета». Он был захвачен античными образами, он изобразил античного бога вина обнажённым юношей, как бы чуть пошатывающимся, обратившим взор на чашу с вином. Обнажённое тело- главный предмет искусства Микеланджело. Скульптура «Пьета», он изобразил Христа, распростёртым на коленях Марии, чтобы расположить большое мужское тело на коленях мадонны, скульптор умножает количество складок плаща, спадающим с колен Марии. Привычные черты: запрокинута голова Христа в необычном ракурсе, вывернуто его правое плечо.

Микеланджело также работал над гробницей Медичи, работал над гробницей для Юлия 2.

Микеланджело также был гениальным архитектором. Им исполнена лестница флорентийской библиотеки Лауренцианы, оформлена площадь Капитолия в Риме, возведены ворота Пия и многое другое.



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.