Искусство Индии феодального периода. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Искусство Индии феодального периода.

2021-06-01 57
Искусство Индии феодального периода. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отличительные особенности архитектуры Индии 7—8 веков — связь ее со скульптурой, богатство и разнообразие типов. Эти качества сохраняются на юге страны на протяжении всего средневековья. Культовое зодчество. Сохранившиеся до нашего времени культовые сооружения 7—8 веков посвящены божествам Вишну и Шиве.В эти века еще продолжается традиция создания скальных храмов, богато украшенных скульптурой и рельефами. Таковы храм Шивы на острове Элефанта, против гавани Бомбея (7—8 вв.) и храм Кайласанатха в Элуре (8 в.).К 10—11 векам на юге складывается планировка индуистского храма, состоящего из нескольких прямоугольных, заключенных одна в другую оград с башнями-гопурам на взаимно-перпендикулярных осях. Индуизм — форма брахманизма, утвердившаяся после вытеснения буддийской религии.Храм в Танджоре. Храм в Танджоре (11—18 вв.) — грандиозный комплекс с оградами-галереями, где поддерживающие столбы украшены прямоугольными барельефами с изображением человеческих фигур и целых сцен. Надвратные башни-гопурам имеют форму сплющенной и усеченной сверху пирамиды, сплошь покрытой скульптурой. Многочисленные изображения в канонических позах «мудра» и пантомимы на религиозно-мифологические сюжеты предназначались для наставления верующих в учении индуизма.
Северные храмы. Северные храмы образуют силуэт, тяготеющий к вертикали. Состоящие из нескольких частей (1—2 преддверия, зал для молящихся, святилище), эти храмы достигают 35—50 метров высоты за счет башни, расположенной над святилищем.
Башня храма Лингараджа комплекса Бхубанесвар (ок. 1000 г. н. э.) возвышается на 55 метров и по форме напоминает плод дыни с надетым на него ребристым валиком. К этой башне примыкают пирамидальные, унизанные скульптурой перекрытия преддверий и зала для молящихся. План храма Лингараджа состоящего из четырех смежных помещений, имеет выраженную протяженность. Сходным же образом построен храм КандарьяМахадэва в Кад-журахо, близ Гвалиора (11 в.).
Скульптура

С 8 века, когда буддизм уступает место культу три-мурти, творчество народных ваятелей продолжает направляться мифологией и эпосом. Портретная скульптура составляет исключение.Скульптура Северной и Центральной Индии 7—13 веков. Одним из знаменитых культовых центров Индии 6—8 веков был храм на острове Элефанта (близ Бомбея). Его главная достопримечательность — пятиметровый горельефный бюст трехликого Шивы. Головы божества, обращенные в разные стороны, отождествляют три рода деятельности Шивы. Величественность и спокойствие сочетаются с бесстрастностью и гневным драматизмом. Там же, в храме Элефанта, имеется композиция, изображающая Шиву с женой Парвати и рельеф танцующего многорукого Шивы. Последнее изображение послужило прототипом большому количеству южноиндийских бронзовых статуй. Могучий ритм танца владыки знания, попирающего демона неведения, должен символизировать идею вечности движения, где Шива выступает как очистительная мудрая сила. 10—12 века — период создания выдающихся образцов скульптуры в храмах Центральной Индии (Каджурахо, Корнак, Бхубанесвар). Многочисленные скульптурные панно, украшающие стены храмов, повествуют о жизни индуистских божеств. Стиль скульптуры, освободившейся от гандхарских влияний, приобретает исконный индийский характер, выработанный уже в Аджанте (впрочем, без психологизма аджантских росписей). Скульпторы бесконечно варьируют излюбленный тип молодой женщины с тяжелым узлом волос и пышным обнаженным торсом, украшенным ожерельями и бубенчиками. При всем разнообразии движений тем не менее существуют определенные каноны в постановке фигуры, например поза «трибханга» — три наклона. Помимо этого, разрабатывается известная уже в буддизме сложная символика положения рук и пальцев, так называемая «мудра», где каждый жест имеет определенное значение. Система условных жестов существовала и в ритуальных храмовых танцах (стиль катхакали), что давало возможность неграмотным «читать» и понимать пантомиму богослужения.
Средневековая скульптура 10—13 веков — выдающееся достижение индийского национального искусства. Как уже указывалось выше, с приходом мусульманских династий скульптурные изображения в храмах Северной и Центральной Индии уступают место орнаменту.Художественное ремесло Индии — одно из древнейших в мире. Народные ремесленники достигли необычайного мастерства в ткачестве, обработке металла. Особенно славились они чеканкой, резьбой по металлу, филигранью, инкрустацией, резьбой по дереву и слоновой кости, изготовлением лаковых изделий.
Кустарные ремесла были распространены не только в городах, но и в сельских местностях, где в зависимости от природных условий или наличия какого-либо вида материала (слоновая кость, ценные породы дерева) процветал тот или иной вид прикладного искусства; всемирную известность получили кашмирская шерсть, эмали Джайпура, слоновая кость Траванкор-Кочина и т. д. Глубоко народным видом искусства являются набойки — хлопчатобумажные ткани, на которых деревянными штампами отпечатываются многофигурные сцены (музыканты, танцовщицы, вереница зверей, целые сцены из крестьянской жизни и т. д.), поразительные по своей яркости, жизнерадостности и декоративности. В набойках нашел отражение колорит богатой тропической природы Индии. Шелковая парча ручной работы, с золотой или серебряной нитью, предназначенная для высших каст, изумляет изощренностью и тонкостью рисунка, нежнейшими цветовыми сочетаниями, благородством орнамента. Не менее знамениты кашмирские шали, тканные от руки из тончайшего пуха горных коз, окрашенного индиго, мареной или другими натуральными красителями. Обычно центральное поле шали делается синим, а бордюр из серо-красных фигур, напоминающих стручки перца, с мелким цветочным заполнением внутри. Кашмирские ткани столь тонки, что могут быть пропущены через перстень; производство их сложно, и часто ткач работает над одной шалью до полутора лет. Большого разнообразия форм и орнаментации достигла выделка всевозможной утвари из бронзы, меди и стали. Древнейшие виды народного творчества — резьба по дереву и слоновой кости — были распространены во многих областях Индии. Из дерева изготовлялась резная мебель, архитектурные детали, шкатулки, ларцы, статуэтки. Из слоновых бивней народные мастера делали целые композиции или скульптуры, изображающие божеств и героев эпоса.

 



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.