Первобытное изобразительное искусство и первобытные сооружения. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Первобытное изобразительное искусство и первобытные сооружения.

2021-06-01 40
Первобытное изобразительное искусство и первобытные сооружения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первобытный театр и музыка.

Музыка. Самое общее представление об этой музыки мы можем получить по наскальным и пещерным рисункам, а частью по наблюдениям над жизнью некоторых современных народов, сохранивших первобытный уклад жизни. Так мы узнаем, что еще на заре человеческого общества музыка играла важную роль в жизни людей.Матери, напевая, укачивали детей; воины воодушевляли себя перед битвой и устрашали врагов воинственными песнями — кличами; пастухи протяжными словами собирали стада; а когда люди собирались вместе для какой-нибудь работы, размеренные выкрики помогали им объединить усилия и легче справиться с работой. Когда умирал кто-либо из первобытной общины, его близкие выражали свое горе в песнях-плачах. Так возникли древнейшие формы музыкального искусства: колыбельные, военные, пастушеские, трудовые песни, погребальные плачи. Искусство непрерывно развивается, как и само человеческое общество, отражая все разнообразие чувств и мыслей человека, его отношение к окружающей жизни. Это главная особенность настоящего искусства.

Музыка входила в игры первобытных людей как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В играх первобытных людей были слиты в одно целое зачатки различных видов искусства — поэзии, музыки, танца, театрального действия, которые впоследствии обособились и стали развиваться независимо. Такое нерасчлененное (синкретическое) искусство, похожее, скорее, на игру, сохранилось и в наши дни у племен, живущих в условиях первобытнообщинного строя.

В древнейшей музыке было много подражания звукам окружающей жизни. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой. Ритм раньше других музыкальных элементов получил развитие в первобытном музыкальном искусстве. И тут нет ничего удивительного, ведь ритмичность заложена в самой природе человека. Первобытная музыка помогала людям найти ритм в работе. Мелодически однообразная и простая, эта музыка была в то же время удивительно сложной и разнообразной в ритмическом отношении. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием: это самая древняя форма пения с сопровождение м.

Театр. В первобытном обществе человек полностью зависел от непонятных ему сил природы. Смена времен года, неожиданные холода, пожары, падеж скота, неурожай, болезни — все приписывалось сверхъестественным силам, которые надо было умилостивить расположить к себе. Одним из наиболее важных средств достижения успеха в каком-нибудь деле считалось, по представлениям древних, волшебство (магия). Оно состояло в том, что перед каким-нибудь трудовым процессом разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное осуществление этого процесса. Так родились обрядовые игры. Участники обрядовых игр использовали довольно сложную пантомиму, сопровождая ее песнями, музыкой, танцами. Древним казалось, что все это имело магическую силу. Так уже в ранних обрядовых действах содержались и сливались воедино некоторые элементы современного театра. Обрядовые игры всегда связаны с формами хозяйства, которые развиты у того или иного народа. У племен, добывавших себе пищу охотой и рыбной ловлей, разыгрывались целые охотничьи представления. Участники их делились на две группы. Те, кто изображал «добычу», украшали себя перьями птиц, клыками, надевали звериные шкуры, звериные маски или раскрашивали тело и лицо. Игра состояла из сцен выслеживания, преследования и умерщвления добычи. Затем все участники исполняли пляску под звуки бубна или барабана, сопровождая ее воинственными криками и пением. У земледельческих народов мимические игры входили в праздники, связанные с весной — с оживлением природы, с началом посевных работ, осенью — со сбором урожая, замиранием природы. Поэтому большинство земледельческих обрядов изображают «рождение» и «умирание» божества — покровителя природы, торжество светлых сил жизни над темными силами смерти. На этих праздниках траур и печаль сменялись радостью, весельем, шутками. Некоторые черты таких игр сохранились в позднейших западноевропейских карнавалах. Участники обрядовых игр использовали довольно сложную пантомиму, сопровождая ее песнями, музыкой, танцами. Древним казалось, что все это имело магическую силу. Так уже в ранних обрядовых действах содержались и сливались воедино некоторые элементы современного театра. Обрядовые игры всегда связаны с формами хозяйства, которые развиты у того или иного народа. У племен, добывавших себе пищу охотой и рыбной ловлей, разыгрывались целые охотничьи представления. Участники их делились на две группы. Те, кто изображал «добычу», украшали себя перьями птиц, клыками, надевали звериные шкуры, звериные маски или раскрашивали тело и лицо. Игра состояла из сцен выслеживания, преследования и умерщвления добычи. Затем все участники исполняли пляску под звуки бубна или барабана, сопровождая ее воинственными криками и пением. У земледельческих народов мимические игры входили в праздники, связанные с весной — с оживлением природы, с началом посевных работ, осенью — со сбором урожая, замиранием природы. Поэтому большинство земледельческих обрядов изображают «рождение» и «умирание» божества — покровителя природы, торжество светлых сил жизни над темными силами смерти. На этих праздниках траур и печаль сменялись радостью, весельем, шутками. Некоторые черты таких игр сохранились в позднейших западноевропейских карнавалах.

3. Первобытная скульптура. Первобытные сооружения
Скульптура появляется вместе с оседлостью. В жилищах охотников на мамонта и дикую лошадь обнаружены вырезанные из кости, рога или мягкого камня небольшие по размерам (5 - 10 см.) скульптурные фигурки, изображающие женщин. Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру; в них ясно видно стремление первобытного художника передать черты женщины-матери (подчеркнута грудь, огромный живот, широкие бедра).
Сравнительно верно передавая общие пропорции фигуры, первобытные скульпторы обычно изображали руки этих статуэток тонкими, маленькими, чаще всего сложенными на груди или животе, черты лица не изображали вовсе, хотя довольно тщательно передавали детали прически, татуировки и т. п. (статуэтки из Виллендорфа в Австрии, из Ментоны и Леспюга в южной Франции и др.)
К числу наиболее загадочных явлений первобытного искусства относится группа памятников - мегалитов. Это менгиры, дольмены, каменные глыбы, поставленные вертикально и перекрытые каменной плитой (бронзы и раннего железного века) кромлехи.
Искусство первобытной эпохи -послужила основой развития первых цивилизаций, возникших в долине Нила и в Месопотамии (конец IV тысячелетия до н. э.), в бассейне Инда (середина III тысячелетия до н. э.), в бассейне Эгейского моря, в Малой Азии и др.

Эллинистическое искусство.

Искусство Древней Греции, стран Восточного Средиземноморья, Азии, северо-западных районов центральных и южных областей Средней Азии конца IV-I вв. до н. э.
Развитие эллинистического искусства приходится на время образования эллинистических монархий и распространения греческой культуры на обширных территориях Ближнего и Среднего Востока после завоеваний А. Македонского (334-323 гг. до н. э.). Различают эллинистическое искусство собственно Греции; искусство, сложившееся на землях, тесно связанных с древнегреческой культурой (Малая Азия, восточное побережье Средиземного моря); искусство Древнего Египта, в котором сосуществовали греческие и египетские традиции. Эллинистическое зодчество отличается стремлением к освоению огромных открытых пространств, к эффекту грандиозности, величием и смелостью инженерно-строительной мысли, логикой конструкций, импозантностью форм, точностью и мастерством исполнения. Появились новые виды зданий — библиотеки, мусейоны (Александрийский мусейон), инженерные сооружения (Форосский маяк в Александрии). Синкретизм эллинистической религии повлиял на развитие типов храмов, святилищ, алтарей, мемориальных зданий, в которых сильнее, чем в гражданских постройках, сказалось взаимодействие с искусством Востока (святилище Асклепия на острове Кос, катакомбы Комэш-Шукафа в Александрии, городище Ай-Ханум в Северном Афганистане). Своеобразие эллинистического зодчества нашло выражение в эффектных пластических композициях алтарей Малой Азии (алтарь Зевса в Пергаме).
В изобразительном искусстве сосуществование противоречивых тенденций проявилось как в различиях художественных школ, так и в разработке черт, наметившихся в греческой скульптуре IV в. до н. э., — экспрессивности пластики Скопаса, лиричности произведений Праксителя, динамичности форм в работах Лисиппа. Наряду с творческим использованием классического наследия, созданием гармонических образов (Афродита Мелосская, мрамор, II в. до н. э.).Скульптура перестала служить гражданству, идеалам полиса; в ней нарастали отвлечённость, декоративность, повествовательность, подчас иллюстративность («Лаокоон», мрамор, I в. до н. э., скульпторы Агесандр, Полидор, Атенодор, музей Пио-Клементино, Ватикан). Характерные для ряда школ эллинистической пластики драматизм, экспрессия и патетическая страстность, призванные активно воздействовать на зрителя, внутренняя напряжённость образов и внешняя эффектность форм, построенных на взаимодействии с окружающим пространством, неожиданные ракурсы и динамичные жесты, сложный рисунок композиции и смелые контрасты света и тени наиболее ярко выражены в горельефном фризе алтаря Зевса в Пергаме (II в. до н. э.)Многоплановость и противоречивость эллинистической скульптуры проявились в сосуществовании идеализированных портретов монархов, гигантских статуй божеств («Колосс Родосский»), гротескных мифологических (сирены, сатиры) или жанровых, интимных (терракоты Танагры) образов, острохарактерных изображений стариков, драматических «портретов философов».Широкое развитие получила садово-парковая скульптура, проникнутая настроениями гедонизма. О работе эллинистических скульпторов на Востоке можно судить по ряду портретов греко-бактрийских монархов (фрагмент портретной статуи Антиоха, середина II в. до н. э.) и храмовым статуям (изображения их предположительно воспроизведены на монетах селевкидских и греко-бактрийских царей). Археологические находки 1960-1970-х гг. доказывают существование местных скульптурных мастерских (статуя юноши из Ай-Ханума, II в. до н. э.), продукция которых стилистически не отличалась от массовых образцов скульптуры Восточного Средиземноморья (статуэтки эллинских божеств из Нехавенда, Северный Иран, III - II вв. до н. э.). Сочетанием греческого сюжета с необычной для Греции древнеиранской техникой наскального рельефа выделяется изображение Геракла на одном из рельефов в Бехистуне в Иране. В Месопотамии ведущим видом изобразительного искусства, видимо, была коропластика, в которой, так же, как и в глиптике (оттиски печатей из Селевкии на Тигре), господствовали типы и сюжеты, характерные для всего эллинистического искусства. В эллинистической живописи (фрески, мозаики; в основном известны по римским копиям из Помпеи и Геркуланума), как и в скульптуре, наряду с классицизирующей концепцией развивалась более свободная экспрессивная манера изображения; эволюционировали и сосуществовали такие черты, как повествовательность, декоративность, эскизность.

 

Монументально спокойным композициям («Хирон, воспитывающий Ахилла», фреска из Геркуланума, IV в. до н. э.) противостоят динамичные, смелые по рисунку сцены. Преобладают мифические сюжеты, темы неожиданных драматических встреч или трагических ситуаций («Медея перед убийством своих детей», фреска из Помпеи, римская копия I в. до н. э.).Интерес к человеческой индивидуальности проявился в создании ярких жанровых образов («Уличные музыканты», художник Диоскурид из Самоса, мозаика, конец II в. до н. э.). Влияние эллинистического искусства сказалось во многих областях древнего мира: от Карфагена и Древнего Рима до Синьцзяна (Китай) на Востоке; эллинистические художественные принципы творчески перерабатывались в искусстве Византии, Ирана, Средней Азии.

 


Древнеримский театр.

Театр развивался до знакомства с греческой. Устный жанр присутствовал у таких племен как:

•   Оски – ателлАна (Макк (Маккус-простак) — изображающий дурака, обжору и ловеласа; бритый, с ослиными ушами, горбатый; Буккон (Букко-хвастун)— толстощекий обжора с огромным ртом, болтун и хвастун; Папп (Паппус)— глупый старик, богатый, скупой и честолюбивый; Доссен (Доссенус) — злой горбун, провинциальный «философ», шарлатан)

•   Латинаяне–изобразит. жанр- фесценины(комич. жанр, который вырос из празднеств сбопа урожая)

•   Этрусски-сАтура(«смесь»)- драм сценки на быт темы комич. хар-ра с музыкой и танцами)

гистриОн - труппа профессиональных актеров.

Ателлана - короткие фарсовые представления в духе буффонады, названные по имени города Ателла.

Римский театр эп. Республики

Первый рим. Драматург - Ливий Андроник(не был римлянов, был взят в плен, раб, переводит греч пьесы, положил началу жанру паллиата – римская комедия с греческим сюжетом, ее герои носят греческую одежду и имеют греческие имена.

Второй рим. Драматург – ГнейНевий(старался создать истинно римские пьесы, создал жанр-претЕкста- в Древнем Риме трагедия на основе национальных сюжетов (в отличие от подражаний и переделок с греческого языка). Создал своюпретексту «Ромул»

2 известных комедиографа в Эп. Республики:

Плавт– соединилпаллиату и черты ателланы

Теренций- тоже писал паллиаты. В «Братьях» речь идет воспитании и о том, как молодые люди скромны и почтительны к отцам.

Тогата – римская комедия с местным италийским сюжетом, ее действующими лицами являются римские ремесленники: ткачи, сапожники, сукновалы, мельники и др. Комедии не сохранились.

Театральные представления показывались на общественные праздники, а также на похоронах.

Актеры: 1) Людиус «игра» - владели простейшими видами мастерства (циркачи).

2)Гистрионы – актеры, которые изображали других людей.

А также актеры делились на свободных людей (римская знать, играли ателланы, если ч-к зарабатывал этим на жизнь, то он презирался).

Эзоп – трагик, опирался на величественность.

Росций–комик, опирался на эмоциональность. Мог заставить людей смеяться над обычными словами.

Источники, откуда мы знаем о римском театре:

1). Комментарии Теренция

2). Руководство по ораторскому искусству. Согласно этой лит-ре, актеры ходили в суд, наблюдали за людьми, чтобы потом их копировать в свои роли.

Актерам нужна было владеть мимикой, т.к. масок не было. Маску ввел Росцей, т.к. у него было косоглазие. А также знатные актеры не хотели себя выдавать и носили маски.

Обувь у актеров: 1) Катурны(трагедия) 2) сокки (обувь для комедии)

В римском театре был занавес, в отличие от греч, он поднимался.

Итоги эп. Поздней Респ-ки: начали записываться ателланы и мимы, которые приобретали литературную обработку.

Театр эп. Империи

Октавиан Август – ввел божественное происхождение власти («Эннеида» Вергилия)

Люциан Сенека – философ, написал «Нравственные письма к Луцилию». В этой работе он берет рим театр, рим сюжеты. Написал 8 пьес и 1 альмонах. «Безумный Геркулес», «Троянки». В «Эдипе» и «Медеи» у Сенеки трагичный, полный ужасов и крови сюжет. Смысл: ч-к сохранять черствость духа, даже в таких обстоятельствах.

В эту эпоху театральное искусство приходит в упадок. Т.к люди престают интересоваться интеллектуальными формами. Люди желали «хлеба и зрелищ» - такие как цирк, амфитеатр и акробатика интересовала народ. Содержательность не имела значения. Нужны были гладиаторские бои, казни, кровавые зрелища. На смену пришли спектакли - периха(танцевальные, участвовали больше 100 человек)

Особенность поздней империи: пышность, богатство, но без особого содержательного смысла.

 


Этрусское искусство

Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX-началу VIII в. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Этрусская цивилизация носила преимущественно городской характер. Города с мощными стенами стояли недалеко друг от друга вдоль долин рек Тибр и Арно. Они долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью.

Архитектура

Архитектура этрусков была достаточно развита. Лучше всего сохранились стены, окружавшие этрусские города, и гробницы. Храм в этрусской цивилизации большого значения не имел. С древнейших времен в религиозных обрядах этруски использовали открытые святилища, храмовое строительство началось позднее. Самое раннее одноцелловое сооружение датируется первой половиной VI века до н. э. Свои святилища этруски строили из дерева и глины. Храм строился на высоком основании с низкими колоннами, по своим формам отдаленно напоминал дорический храм. Центральная целла была чуть больше боковых, портик поддерживали два ряда колонн. Крыша покрывалась черепицей. По краям кровли помещались антефиксы. На фризе изображались сначала группы богов или людей, позднее — цветочный орнамент. Вся терракотовая отделка раскрашивалась в яркие цвета. Простые здания венчали обильные и ярко раскрашенные терракотовые украшения — антефиксы и фигурные рельефы, которые скрывали и защищали верх деревянных столбов, а также акротерии, постепенно развивавшиеся от простых форм до скульптурных композиций и групп на гребне двускатной крыши. Лучше всего строительный талант этрусков проявлялся в сооружении городских стен и ворот. В VIII—VI веке до н. э. для сооружения ложных сводов и арок использовалась каменная кладка, настоящий цилиндрический свод начал сооружаться в период эллинизма. Самое древнее этрусское укрепление — земляной вал в Поджио-Буко. Главные этрусские гробницы находятся в Орвието, Кьюзи. Своих мертвецов этруски обычно хоронили прямо в земле. Наверху делалась земляная насыпь конической формы, основание которой окружалась камнями. После отказа от кремации этруски стали захоранивать усопших в гробницах. Есть и скальные захоронения, например, в Соване. Они обычно состоят из нескольких помещений с плоской или двускатной крышей, иногда в виде «толоса». Для прочности перекрытия поддерживаются обтесанными опорами. Стены часто украшались живописью. В гробнице с расписными рельефами в Черветери опоры украшены терракотовыми полихромными рельефами, изображащими животных, оружие. Дома в Этрурии возводились из необожженного кирпича, фундамент складывали из речных камней. Дома, скорее всего, были одноэтажными. Этруски использовали плоскую и изогнутую черепицу.

Живопись

Сохранилось много этрусских фресок. Этому поспособствовала традиция этрусков украшать ими стены высеченных в скалах гробниц. По стилю живопись этрусков пересекается с вазописью. Встречаются и росписи жилых домов. Самая древняя из них датируется VI веком до н. э. Этруская живопись тесно связана с погребальной архитектурой. По технике она — разновидность фрески. Тематика — сюжеты из земной жизни покойника: обрядовые сцены с музыкантами, танцорами, гимнастами, изображения охоты и рыбной ловли, мифологические сюжеты. Назначение этих изображений предопределяет их натурализм — акцентирование мимики изображаемых персонажей, усиление цветовой насыщенности. Яркостью художники стремятся победить темноту гробницы, сделать так, чтобы покойник «увидел» изображения, для этого их усиливают, делают «погромче». Художественное начало отходит на второй план, фигуры четко выделяются на фоне, контуры очерчены уверенно, жесты преувеличены, краски усилены. В V в. до н. э. усиливается влияние греческой классики: контуры утончатся и способствуют выявлению пластической формы, цвета становятся менее жесткими и разнообразными, движения фигур — свободными. Дух тем не менее прежний — вымысел заменяет утраченную действительность. Фрески обнаружены в гробницах Вей и Черветери, но крупнейшим центром росписи был город Тарквиния. Большая часть росписей выполнена в технике фрески.. На ранних фресках голова и ноги расположены в профиль, а плечи — анфас. Росписи позднего классического периода (IV век до н. э.) отличается сменой сюжетов и техники работы. Показана перспектива, позы продуманны, фигуры умело прописаны. Мрачное настроение сохраняется и в эллинистический период. Одна из последних расписанных гробниц — гробница Тифона в Тарквинии. Тело Тифона напряжено, оно написано с большим мастерством, что соответствует эллинистической традиции.

Скульптура

Скульптура связана с миром мастерства и ремесел, с реальным миром этрусского общества. Помимо культа умерших пластика имела и другие функции — существовала крупная декоративная пластика, мелкая пластика для обстановки дома, украшения. Погребальная скульптура существовала в виде канопов (урна с крышкой в виде головы) и саркофагов. В период Вилланова преобладали повторяющиеся геометрические узоры, которые помещались на терракотовые и бронзовые изделия. Ориентализирующий период, начавшийся в VII веке до н. э., принес в Этрурию широкое разнообразие изделий Греции и восточного Средиземноморья. Воздействие было очень сильным. Этруски копировали, усваивали, смешивали орнаменты, пока эта смесь сама не стала стилем. Но одна форма скульптуры VII века до н. э. была достижением местных мастеров — это погребальная урна из глины или бронзы с крышкой в виде человеческой головы, или канопа. Приблизительно в это же время появились скульптурные изваяния. В VII в. до н. э. восходят канопы из Клузиума. Сосуд воспроизводит человеческое тело, разумеется схематически. Руки изображаются ручками, голова на крышке повторяет своеобразную маску или портрет покойного. Материал — терракота или металл. Эта пластика относится к древнейшей в Средиземноморье — судя по упрощенному характеру изображения и грубо намеченным чертам лица. Каменные скульптуры создавались как надгробные памятники. В течение VI века до н. э. этруски усвоили дух греческой вазописи, однако искусство городов Этрурии оставалось индивидуальным, в особенности это касалось каменных барельефов. Наибольших успехов этруски достигли в работе с бронзой. В Кампании делались бронзовые урны, украшенные фигурками. Бронзу использовали при изготовлении мебели и колесниц, ларцов, зеркал.

Терракотовые изделия этрусков также были на высоком уровне. Примечателен саркофаг из Черветери 520 года до н. э., украшенный изваянием супружеской пары. Настоящим шедевром является группа из четырех статуй в Вейях, датируемая 500 годом до н. э.


Древнеримское искусство.

Древнеримское искусство фактически ведёт отчёт со II в. до н. э., так как республиканский Рим стремился не к созерцательному познанию мира, а к практическому им обладанию. Рим не имел эстетической традиции или образа, связанного с идеей о природе или о сакральном. Поэтому всё, что относилось к изобразительности считалось чуждым и посему опасным для сохранения жёсткой суровой традиции образа жизни. Искусство было недостойным низким ремеслом для римского гражданина. Также искусство имело воспитательную роль и становилось орудием управления.

Архитектура Древнего Рима

Римское строительство было новаторским. Хотя оно пользовалось достижениями эллинистического зодчества все равно оно проводит в жизнь свою концепцию, с новым подходом к пространству и архитектурной форме. Архитектуру питали практические и идеологические интересы республики, поэтому прогресс строительной техники шёл быстро. В позднюю республику уже ощущается потребность украшать город. При Сулле возникают крупные общественные постройки (например, табуларий). Римляне не имели представлений о пространственности, которые заранее бы диктовали облик планируемого здания. Главной заботой были техника плюс внешняя красота. Основу инженерно-технической системы римлян составлял не мраморный блок,а туф плюс строительный раствор и отделка кирпичом. Каменная кладка легка, гибка и дает большое число форм, достигает большой высоты, выдерживает большую нагрузку, удобна для кривых поверхностей. Основой архитектуры Рима была арка, которая дает цилиндрический свод и крестовый свод. Арка приводит к изобретению купола. Тип римского храма происходит от этрусского, позднее от греческого, однако его форма соответствует иному ритуалу. Он имел характер общественной церемонии, где принимают участие государственные власти и население, происходит под открытым небом — поэтому перед храмом делалось большое свободное пространство. Сооружение ставится на высокий подиум, что подчеркивает фасад, на фоне неба становящийся грандиозной декорацией. Римский театр также зависит от древнегреческого, но римляне не использовали естественные склоны холма, а строили на ровном месте в форме большого каменного кольца. Любовь к гладиаторским боям привело к возникновению амфитеатров круглой и овальной формы путём сочетания двух зеркальных полусфер. Базилика имела фундаментальное значение для общественной жизни, служа деловым центром. В римском обществе более важным становится и частное жилище, типология которого зависит от материальных возможностей и общественного положения заказчика. Римская архитектура, имея в своей основе криволинейные формы — в плане экседры, апсиды, ротонды; в разрезе арки, своды, купола — стремится к свободному развитию в пространстве путём чередованию масс с незаполненными, но соподчиненными пространствами. Каждое здание находит своё продолжение в следующем, образуя единое целое. Так работает, например, форум, который определяется и планом, и конфигурацией ограничивающих его стен. Термы Траяна были построены на остатках Золотого дома, представляли собой сложную структуру, в центре — группа помещений для купания, а вокруг — многочисленные палестры, площадки для гимнастических игры, библиотеки, портики, сады и улицы.

Стенопись

В римской архитектуре стена играет роль разграничителя пространства, кроме того, она оказывает пространство на воздушную среду перед ней. Аналогично дно бассейна обуславливает цвет водной глади. Стена была не твердью, а пространством с воображаемой глубиной, поэтому служила местом изображения природы, истории, мифов, была будто «экраном для проецирования». Типичный пример — Алтарь Мира, построенный при Августе. На его 4 сторонах — рельефы с растительными орнаментами, фигурами. Выступающие части барельефа взаимодействуют с пространством, светом, воздухом, прочие слои способствуют иллюзорному разрушению физической плоскости, созданию воображаемой глубины. Плоскость оказывается «соединительной мембраной» между естественным и воображаемым пространствами. Для пластических украшений используется техника стукко (известь и мраморная пыль), которая отлично подходит для тонких светотеневых и художественных эффектов. Смесь эта легко поддавалась лепке, при высыхании становится похожей на монохромную живопись. Эта техника применяется там, где из-за влажности или слабой видимости нельзя применять роспись. Типичный пример — украшение подземной базилики Порта-Маджоре в Риме. Древнеримская настенная живопись зависит от эллинистических образцов.

Скульптура

Римская скульптура испытала большое воздействие со стороны греческой скульптуры, чему способствовало влияние этрусков, а также наличие в Риме греческих мастеров и копий с классических скульптур. Римский скульптурный портрет отличается реализмом от эллинистического и этрусского, что особенно заметно в римских погребальных масках. Портретные бюсты с I в. до н. э. занимаются не только сходством, но и отражением жизненного пути человека. Однако сходство получается чрезвычайным. Небольшая неправильность — чуть большая изогнутость бровей или складка губ — помогает придать портрету вернейшее сходство. Этот приём сохраняется даже в официальных портретах. Портрет является методом сохранения истории. Алтарь Мирана рельефах изображено жертвоприношение, торжественная процессия. Фигуры аккуратно расположены параллельными планами, уходящими вглубь: перспектива поставлена на службу символической иерархии. Колонна Траяна создана спиралью рельефов с рассказом о военных подвигах императора. 200-метровая лента показывает эпизоды 2 кампаний в Дакии. События не подразделяются на кульминационные, движение оживленные — но не резкие. Пейзаж передается деталями — волной или куском стены. Обычные пропорции не используются. Скульптор отличается почти простонародной симпатией к побежденным — он не римлянин, не грек и не из Малой Азии. Скульптура времен Константина и вообще эпохи Диоклетиановой тетрархии — свидетельство глубокого и окончательного упадка классической культуры. Рельефы Арки Константина — сугубо провинциальны, почти ремесленны. Композиция превратилась в вязь изолированных и схематизированных фигур, расставленных по иерархическому рангу. Меняется идеология изображений: природа, человеческие деяния, исторические события превращаются в простые знаки, символы. Идеология обожествляет императора и государство, личность отождествляется с её местом, причём поскольку ранг опознается по одежде, к ней — больший интерес, чем к лицу модели. Лицо и тело обязаны выражать достоинство в соответствии с занимаемым положением. 

 


Византийское искусство

Византийское искусство служило преимущественно религиозным целям, архитектура – храмоздательству, а живопись – украшению церквей священными изображениями.

В архитектуре - особый византийский стиль: крестообразный план и купол, увенчивающий здание. Развитие византийского зодчества открывается храмом св. Софии, построенным Юстинианом Великим. Церковь Святой Ирины в Константинополе, Храм Святой Софии в Трапезунде.

Скульптура не могла развиться в Византии, потому что восточная церковь всегда относилась неблагоприятно к статуям, напоминающим собою языческих идолов, а в эпоху восстановления иконопочитания статуи и совсем были запрещены.

Живопись нашла в религиозной жизни Византии широкое применение в украшении храмов стенными изображениями, исполненными кистью или мозаикою, в изготовлении переносных икон и в иллюстрировании рукописей миниатюрами. И в живописи выработался свой особый византийский стиль, но с середины IX в. художественное творчество стало стесняться необходимостью неизменно следовать старым образцам, а лет через двести установился даже обязательный канон, как нужно писать те или другие иконы (подлинники). Иконописью стали заниматься исключительно монахи, которые старались придать изображениям святых преувеличенные черты аскетизма, т. е. писали их непременно худощавыми и изможденными.

Иконопись – икона Владимирской Богоматери.

Мозаики в Равенне, мозаики церкви Кахрие-Джами в Константинополе

Искусство Японии.

Япония - восточная страна, расположенная на островах. Другое название Японии – Страна Восходящего Солнца. Японцы сохранили связь с природой, которую чтят и уважают на протяжении веков существования своей цивилизации.

Архитектура Японии

Долгое время Япония считалась закрытой страной, контакты были только с Китаем и Кореей. Когда различные новшества стали проникать на территорию островов, японцы их быстро приспосабливали для себя и переделывали на свой лад. Японский архитектурный стиль представляет собой дома с массивными изогнутыми крышами, позволяющими защититься от постоянно идущих проливных дождей. Настоящим произведением искусства являются императорские дворцы с садами и павильонами.  В качестве примеров традиционной японской архитектуры можно назвать храмы, синтоистские святилища и замки в Киото и Наре. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Из культовых сооружений, встречающихся в Японии, можно выделить сохранившиеся до наших дней так же буддийские пагоды и буддийские храмовые комплексы, которые появились в более поздний период истории, когда буддизм проник в страну. Деревянные здания, как известно, не долговечны и уязвимы, но в Японии принято воссоздавать постройки в первоначальном виде, поэтому даже после пожаров их строят заново в том виде, в котором их построили в свое время.

Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка максимально приспособлены к климату страны. Минка имеет каркасную конструкцию с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.

VII век был отмечен бурным строительством буддийских храмов на территории Японии. Святилище Исэ-дзингу, посвященное богине Аматэрасу, — основная синтоистская святыня Японии.

Своеобразием отличались японские замки, служившие не только для защиты своих хозяев от врагов, но и символом власти. Названия двух замков (Адзути и Момояма) дали название периоду в истории Японии — Адзути-Момояма. В изначальном состоянии сохранилось очень немного замков, многие средневековые замки были разрушены во время войн, сгорели при пожарах, были разобраны по указанию правительства как пережиток феодального прошлого, в XX веке часть замков была восстановлена.

Скульптура Японии

Буддизм оказал сильное влияние на развитие японского искусства. Многие произведения представляют собой изображение Будды, так в храмах были созданы многочисленные изваяния и скульптуры Будды. Их делали из металла, дерева и камня. Только спустя некоторое время появились мастера, которые стали делать светские портретные скульптуры, стали так же использовать скульптурные рельефы с глубокой резьбой. святыня Японии.

Национальным видом искусства в Японии считается миниатюрная скульптура нэцкэ. Фигурки нэцкэ изображали светских персонажей, богов, демонов или различные предметы, носившие особый тайный смысл, к примеру, пожелание семейного счастья. Нэцкэ делают из дерева, слоновой кости, керамики или металла. святыня Японии.

Живопись Японии

В японской живописи сначала преобладал монохромный тип картин, тесно переплетающийся с искусством каллиграфии. То и другое создавалось по одним и тем же принципам. Искусство изготовления красок, туши и бумаги пришло в Японию с материка. В то время одним из видов японской живописи являлись длинные горизонтальные свитки эмакиномо, на которых были изображены сценки из жизни Будды. Пейзажная живопись в Японии начала развиваться значительно позже, после чего появились художники, специализирующиеся на сюжетах из светской жизни, написании портретов и военных сцен.

Рисовали в Японии обычно на складных ширмах, сёдзи, стенах домов и одежде. Ширма для японцев не только функциональный элемент жилища, но и произведение искусства для созерцания, определяющий общее настроение комнаты. Национальная одежда кимоно также относится к предметам японского искусства, неся особый восточный колорит. Декоративные панно на золотой фольге с использованием ярких красок также можно отнести к произведениям японской живописи. Большого мастерства добились японцы в создании укиё-э, гравюры по дереву. Сюжетом подобных картин становились эпизоды из жизни обычных горожан, артистов и гейш, а также великолепные пейзажи, ставшие итогом развития искусства живописи в Японии.

Литература

Долгое время японская литература испытывала влияние Китая, литературные произведения также создавались на китайском языке.Первыми письменными памятниками считаются собрание японских мифов и легенд «Кодзики» («Записи о дея


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.