Социальный строй Древней Руси. «Русская Правда». — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Социальный строй Древней Руси. «Русская Правда».

2021-06-01 22
Социальный строй Древней Руси. «Русская Правда». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО

(БГУ)

 

 

Факультет истории и международных отношений

 

Утверждаю:

Зав. кафедрой всеобщей истории,

международных отношений и международного права

д.и.н., профессор

______________С.Ф. Блуменау

«» _________________2017г.

  Зав. кафедрой отечественной истории

д.и.н., профессор

________________В.Ф. Блохин

«» _________________2017г.

 

ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование,

профиль История

 

БРЯНСК

2017

Программа утверждена на заседании кафедры всеобщей истории, международных отношений и международного права от 06.12.2016 г., протокол №3.

Программа утверждена на заседании кафедры отечественной истории от 25.12.2016 г., протокол № 4.

Программа утверждена на Совете факультета истории и международных отношений от 20.12.2016 г., протокол № 7.

 

 

Составители:

Декана факультета истории и международных отношений, д.и.н., профессор

______________________С.В.Артамошин

Зав. кафедрой всеобщей истории, международных отношений и международного права, д.и.н., профессор

______________________С.Ф. Блуменау

Зав. кафедрой отечественной истории, д.и.н., профессор

______________________В.Ф. Блохин

Доцент кафедры отечественной истории, к.и.н.

______________________Н.В.Гришук

 

 

Пояснительная записка

В соответствии с положениями ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое направление, профиль  История, государственные экзамены бакалавра являются квалификационными и предназначены для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных государственным стандартом, как по основной, так и по дополнительной специальностям.

Государственный междисциплинарный экзамен призван выявить готовность выпускника факультета к осуществлению деятельности учителя истории и общественно-политических дисциплин. Программа государственного междисциплинарного экзамена включает в себя три основных раздела. Первый из них содержит вопросы, касающиеся основных этапов и ключевых проблем Отечественной истории с древности до начала XXI в. Второй раздел посвящён важнейшим событиям мировой истории и охватывает период Нового и Новейшего времени. Третий раздел программы связан с вопросами, касающимися методики преподавания истории и обществознания. Он включает в себя материал по истории возникновения и развития школьного исторического и обществоведческого образования в России, методики преподавания этих предметов, актуальным проблемам школьной истории и обществознания на современном этапе.

Целью государственного экзамена является закрепление сформированных в годы учебы знаний, умений, навыков, общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для последующей педагогической и культурно-просветительской работы, организационно-управленческой и экспертно-аналитической деятельности

Основными задачами государственного междисциплинарного экзамена являются следующие:

- выявление уровня знания выпускником основных законов и закономерностей исторического процесса;

- выявление представлений об особенностях социально-экономических и политических процессов в определённые периоды Отечественной и мировой истории;

- определение уровня умений связывать теоретический материал с конкретными историческими фактами и событиями;

- определение наличия способности использовать межпредметные связи, устанавливать взаимосвязь между процессами и событиями всемирной и Отечественной истории;

- выявление умения излагать материал по четкому плану, раскрывающему суть данного вопроса;

- выявления умения раскрывать содержания вопроса, связанного с методикой преподавания истории, должен предшествовать обзор истории его изучения, характеристика состояния данной проблемы в современной науке и практике;

теоретический материал (методические условия, принципы, средства, методы и приемы эффективной работы учителя и учащихся) необходимо подкрепить примерами из педагогической практики.

 

Критерии оценки знаний выпускников при проведении государственного междисциплинарного экзамена

Результат государственной аттестации выражается в оценке. Оценка – это определение и выражение степени усвоения выпускниками знаний, умений, установленных программой государственного междисциплинарного экзамена. К оцениванию ответа студентов предъявляются следующие требования: объективность, гласность, обоснованность, индивидуальный характер.

Ответ оценивается на «отлично», если выпускник демонстрирует глубокое и полное овладение содержанием учебного материала и основными понятиями курса, легко ориентируется в теоретических вопросах и умеет адекватно проиллюстрировать их примерами; при ответе высказывает и доказывает свои суждения. Отличная оценка предполагает грамотную, логичную речь, умение строить диалог с членами государственной экзаменационной комиссии.

Оценка «хорошо» ставится, если выпускник полно освоил содержание учебного материала, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в материале, осознанно применяет знания для решения конкретных задач, грамотно излагает свои суждения, доказывает их, но ответ, либо слишком краткий, либо имеет отдельные неточности.

Оценку «удовлетворительно» получает выпускник, который обнаруживает знание и понимание основных положений курса, но излагает его без доказательств и аргументов, отвечает неполно и непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, не может подтвердить теоретические положения примерами практического характера.

Ответ оценивается на «неудовлетворительно» если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не соотносит теоретические знания и практические проблемы.

 


РАЗДЕЛ I. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ.

 

1. Происхождение и расселение славян. Восточные славяне и другие народы Восточной Европы накануне и в процессе образования Древнерусского государства.

Направления расселения славян в VI–VII вв. н. э. Славянские племена Брянского края. Общественный строй. Хозяйство. Быт. Религия. Предпосылки образования государства. Современные теории государствогенеза. Причина, механизм, значение образования Древнерусского государства в отечественной историографии. Основные виды источников (русские и зарубежные письменные и фольклорные; археологические, нумизматические, эпиграфические; лингвистические (ономастика). Этапы: отдельные княжения; «варварское государство» Олега.

Правление Ивана Грозного.

Оценки Ивана Грозного в научной литературе. Приход к власти Ивана IV после периода боярского правления, венчание на царство. Московское восстание 1547 г. и сложение Избранной Рады. Реформы государственного аппарата и вооруженных сил. Начало активной внешней политики: взятие Казани и Астрахани. Начало Ливонской войны. Опричнина, причины ее введения. Устройство. Сущность, социальная направленность опричной политики. Новгородское дело. Последствия опричнины. Экономический кризис 1570 1580-х гг. и политика закрепощения податных сословий.

Русская культура XVIII в.

Своеобразие русской культуры XVIII в.: европейское влияние и формирование национальной культуры. Образование. Значительны достижения российской науки. Развитие исторической науки и литературы. Барокко и классицизм в архитектуре, изобразительном искусстве, скульптуре. Возникновение русского профессионального театра Ф. Волкова. Крестьянский быт. Культура дворянской усадьбы.

РАЗДЕЛ II. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

 

ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ. ОБРАЗОВАНИЕ США.

Первые английские поселения в Северной Америке. Английские колонии в ХVII-ХVIII веках. Экономика, общество и политическая жизнь колоний. Формирование североамериканской нации. Обострение противоречий между колониями и метрополией в 1763-1774 годах. «Нет налогов без представительства».

Начало войны за независимость. Д. Вашингтон. Строительство американской армии. «Декларация независимости». Поражение англичан под Саратогой. Присоединение Франции, Испании и Голландии к войне против Англии. Позиция России. Победа французских и американских сил над англичанами под Йорктауном. Версальский мир.

Результаты и последствия войны за независимость. Положение фермерской массы. Восстание под руководством Д. Шейса. Принятие конституции США в 1787 году, ее содержание. Принцип разделения властей. «Билль о правах».

НАПОЛОНОВСКИЕ ВОЙНЫ

Конституция 1799 и установление режима личной власти Наполеона Бонапарта. Наведение порядка в стране. Меры против республиканцев и роялистов. Ликвидация местного самоуправления. Конкордат с римско-католической церковью. Свободы и права человека при Наполеоне. Провозглашение Империи. Наполеоновские кодексы. Социально-экономическая политика Империи. Политическое и торгово-экономическое соперничество с Англией. Наполеоновские войны и постепенное изменение их характера. Поражение наполеоновской армии в России и военные действия в Европе в 1813-1814 гг. Возвращение Бурбонов во Францию в 1814 году. «Сто дней» Наполеона. Вторая реставрация Бурбонов.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США

Аболиционистское движение в США и создание Республиканской партии. Восстание Джона Брауна. А.Линкольн и президентские выборы 1860 годы. Первый этап войны. Поражения северян. Мак-Клелан. Закон о гомотедах. Отмена рабства. Перелом в ходе Гражданской войны. У.Грант – главнокомандующий северян. Победа Севера. Убийство Линкольна.

 

Первая мировая война

Происхождение Первой мировой войны. Смена военно-политических союзов. Франко-русский союз и Антанта. Соглашение 1904 г. Англо-русская конвенция 1907 г. Тройственная Антанта Июльский кризис. 1 августа 1914 г. Цели и планы участников войны. Франция. Великобритания. Австро-Венгрия. Германия. Россия. Провал плана Шлифена. Битва на Марне. Военные действия в 1915 г. Италия. Болгария. Четверной союз. Верденская «мясорубка» и военные действия в 1916 г. Битва на Сомме. Брусиловский прорыв. Ютландское сражение. Неограниченная подводная война. Внутреннее положение в воюющих странах. Военно-государственно-корпоративный капитализм. Революция 1917 г. в России. Вступление в войну США. Военные действия на Западном фронте в 1917 г. Брестский мир. Выход из войны России и Румынии. Сражение под Амьеном Поражение Четверного союза. Революции. Итоги Первой мировой войны.

 

Итальянский фашизм.

Социально-экономические и политические последствия первой мировой войны для Италии. «Исковерканная победа».Кризис либерально-демократических институтов в Италии. За­рождение итальянского фашизма, его программа и социальная база. «Поход на Рим» и формирование фашистскогоправительства Б. Муссолини. «Кризис Матеотти.  Политика Муссолини на утверждения фашистской диктатуры. «Чрезвычайные законы». Латеранский пакт 1929 г. Формирование фашистского «корпорати­вного» государства. Политика автаркии. Социально-экономическая политика фашистского режима в 1930-х гг. Идеология фашизма. Агрессивная внешняя политика итальянскогофа­шизма. Эфиопская компания. Итало-германское сближение. Антикоминтерновский пакт. Мюнхенское соглашение. Стальной пакт. Форми­рование блока фашистских государств.

Вторая мировая война

Первый период второй мировой войны (сентябрь 1939 – июнь 1941 гг.). Польская компания. «Странная война». Германо-советский договор о дружбе и границах 28 сентября 1939 г. Советско-финская война. Норвежская кампания вермахта. План «Гельб». Второе Компьенское перемирие. Битва за Англию. Балканская кампания вермахта.

Второй период второй мировой войны (июнь 1941 – ноябрь 1942 гг.). Восточная кампания вермахта 1941 г. Начало войны на Тихом океане. Боевые действия в Азии и Африке. Складывания антигитлеровской коалиции Начало битвы за Сталинград.

Третий период второй мировой войны (ноябрь 1942 – декабрь 1943 гг.). Сталинградская битва и Курская дуга. Наступательные действия англо-американских войск в Северной Африке. Тегеранская конференци. Крах фашистского режима в Италии.

Четвертый период второй мировой войны (январь 1944 – май 1945 гг.). Поражение Германии и её сателлитов на восточном фронте. Операция «Оверлорд». Крымская конференция «большой тройки» Битва за Берлин. Разгром Германии и ее капитуляция.

Пятый период второй мировой войны (май – сентябрь 1945 г.). Потсдамская конференция и ее итоги. Ядерная бомбардировка Хиросимы. Вступление СССР в войну против Японии. Капитуляция Японии. Итоги второй мировой войны. Нюрнбергский процесс.

 

США на рубеже XX- XXI вв.

Президентские выборы 1980 г. Приход республиканцев к власти. Р. Рейган и «рейгономика». Уси­ление милитаристских тенденций. Дальнейшее возрастание роли НТР. США и перестройка в СССР. Преемственность в политике Дж. Буша. США и перемены в мире. Встреча на Мальте в декабре 1989 г. США и доктрина «нового мирового порядка».

Президентские выборы в 1992 г. «Новая команда» Б. Клинтона. Особенности внутреннего курса. Соци­альные проблемы в 1990-х гг. Внешнеполити­ческая стратегия США. США и кризис на Балканах. Скандалы в Белом доме и обострение внутриполитической борьбы.

Президентские выборы 2000-214 гг. 11 сентября 2001 г. Борьба с терроризмом. Вторжения США и её союзников в Афганистан и Ирак. Второе президентство Дж. Буша (младшего). Вторжения США и её саттелитов в Ирак и Ливию. Сирийская проблема. Достижения и проблемы американского общества. США как единственная сверхдержава в мире. Современное положение США.

Тэтчер и тэтчеризм в Англии

Парламентские выборы 1979 г. и приход к власти М. Тэтчер. «Новый торизм». Борьба за оздоровление экономики. Социальная политика пра­вительства Тэтчер. Раскол в лейбористской партии. М. Фут. Внешняя политика Тэтчер. Война за Фолкленды. Рост милитаризма. Парламент­ские выборы 1983 г. Стачка шахтеров в 1984-1985 гг. Экономический подъем во вто­рой половине 1980-х гг. НТР и английское общество. Перемены во внеш­ней политике. Англо - советские отношения. Социально-экономические достижения консерваторов. Отставка Тэтчер в 1990 г. Политика кабине­та Дж. Мэйджора. Новые варианты урегулирования проблемы Ольсте­ра. Великобритания и реализации Маастрихтских соглашений. Процесс обновления в лейбористской партии. Т. Блэр - новый лидер лейборис­тов. Внутренняя политика лейбористского правительства. Конститу­ционная реформа. Предоставления автономии Шотландии и Уэльсу. Разрешения Североирландского вопроса. Парламентские выборы 2001 -15 годов. Социальные проблемы современной Великобрита­нии. Великобритания и «новый мировой порядок».

Современная Япония

Географическая, политическая и этно-конфессиональная характеристика Японии. Превращение Японии в постиндустриальную державу и один из центров экономической силы мира. Развитие и основные направления научно-технического прогресса в Японии, стратегия на XXI в. Экономическое развитие Японии, трудовые отношения и социально-экономические проблемы в начале XXI в. Внешняя политика Японии. Японо-российские отношения и проблема, так называемых, «Северных территорий».

Индия в наши дни.

Этно-конфессиональная и социально – экономическая характеристика Индии в начале XXI в. Политическая система и политический режим в Индии. Демографические проблемы Индии. Реформы в Индии конца ХХ- начала ХХI века и их содержание. Военные программы Индии и её военный потенциал. Научно-технический прогресс в Индии. Внешняя политика Индии в ХХI в. Индо-российские отношения.

 

Самостоятельная работа учеников на уроках истории. Развитие у учащихся интереса к изучению истории.

2 этапа подготовки и проведения самостоятельной работы. 3 условия и фактора развития интереса к изучению истории.

 

16. Типы и виды уроков по истории и обществознанию. История проблемы. Комбинированный урок, его структура, его подготовка и проведение.

Типы уроков и их классификация. История изучения проблемы урока. Подготовка учителя к проведению урока. Структурно-функциональный анализ учебного материала. Методическая обработка учебного материала. Определение целей урока. План-конспект урока, его составляющие компоненты. Подготовка и проведение комбинированного урока.

 

17. Урок изучения нового материала. Школьная лекция. Традиционный урок – семинар. Задачи урока нового материала. Методика его подготовки и проведения. Подготовка и проведение школьной лекции. Методика подготовки и проведения школьного семинара.

 

К разделу I.

1. Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: учебник для вузов: в 2 кн. / А. Г. Кузьмин; под общ. ред. А. Ф. Киселева. М.: ВЛАДОС. (Учебник для вузов). Кн. 1. 2004.447 с.

2. Парсамов В. С. История России: XVIII – начало XX века: Учебное пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 480 с.

3. История России. XIX век: учебник: В 2 ч. / [Н.А. Проскурякова, Л.М. Ляшенко, А.В. Клименко и др.]; под ред. В.Г. Тюкавкина: ч. 1. М.: Владос, 2007. 253 с.; ч. 2. М.: Владос, 2007. 350 с.

4.Барсенков А. С., Вдовин, А. И. История России. 1917 – 2007 / А. С. Барсенков, А.И. Вдовин. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Аспект Пресс, 2008. 832 с.

7. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М., 1991.

8. Аксютин Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. – М., 2004. 488 с.

9. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю. 1985-1991. Курс лекций. – М.,2002.

10. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1938-2002. – М, 2003.

11. Власть и реформы. – СПб., 1996.

12. Очерки русской культуры XIX в. Т. 1-5. – М., 1998 – 2006.

13. Россия-2000. Современная политическая история (1985-1999 годы). 3-е изд. Т. 1: Хроника и аналитика. – М., 2000; Т. 2: Лица России. – М., 2000.

14. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX–начала XX века. – М., 1993.

К разделу II.

1. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. М., 2005.

2. Иванян Э.А. История США: Пособие для вузов. М., 2004.

3. Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки: Конец XX - начало XXI века. - М., 2004.

4. Новая история стран Европы и Америки. Первый период. Под ред. Е.Е. Юровской и И.М. Кривогуза.

5. Новейшая история стран Европы и Америки: XX век. /Под ред. А.М.Родригеса и М.В.Пономарева. 4.2-3. - М.,2000.

6. Согрин В.В. История США: Учебное пособие. М., 2003.

7. Смирнов В.П. Франция в XX веке. - М., 2001.

8. Патрушев А.И. Германия в XX веке. - М., 2004.

9. Григорьева И.В. Италия в XX веке. - М., 2006.

10. Мартин Пью. История Великобритании: 1789 - 2000. /Перевод с английского/. - М.,2003.

 

К разделу III.

1. Методика преподавания истории. Под ред.В.В.Барабанова. М., 2014.

2. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003.

4. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. – М., 1984.

5. Колосков А.Г. История в школе \\ Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. – т. 1.

6. Методика преподавания истории в средней школе \\ С.А. Ежова и др. – М., 1986.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО

(БГУ)

 

 

Факультет истории и международных отношений

 

Утверждаю:

Зав. кафедрой всеобщей истории,

международных отношений и международного права

д.и.н., профессор

______________С.Ф. Блуменау

«» _________________2017г.

  Зав. кафедрой отечественной истории

д.и.н., профессор

________________В.Ф. Блохин

«» _________________2017г.

 

ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование,

профиль История

 

БРЯНСК

2017

Программа утверждена на заседании кафедры всеобщей истории, международных отношений и международного права от 06.12.2016 г., протокол №3.

Программа утверждена на заседании кафедры отечественной истории от 25.12.2016 г., протокол № 4.

Программа утверждена на Совете факультета истории и международных отношений от 20.12.2016 г., протокол № 7.

 

 

Составители:

Декана факультета истории и международных отношений, д.и.н., профессор

______________________С.В.Артамошин

Зав. кафедрой всеобщей истории, международных отношений и международного права, д.и.н., профессор

______________________С.Ф. Блуменау

Зав. кафедрой отечественной истории, д.и.н., профессор

______________________В.Ф. Блохин

Доцент кафедры отечественной истории, к.и.н.

______________________Н.В.Гришук

 

 

Пояснительная записка

В соответствии с положениями ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое направление, профиль  История, государственные экзамены бакалавра являются квалификационными и предназначены для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных государственным стандартом, как по основной, так и по дополнительной специальностям.

Государственный междисциплинарный экзамен призван выявить готовность выпускника факультета к осуществлению деятельности учителя истории и общественно-политических дисциплин. Программа государственного междисциплинарного экзамена включает в себя три основных раздела. Первый из них содержит вопросы, касающиеся основных этапов и ключевых проблем Отечественной истории с древности до начала XXI в. Второй раздел посвящён важнейшим событиям мировой истории и охватывает период Нового и Новейшего времени. Третий раздел программы связан с вопросами, касающимися методики преподавания истории и обществознания. Он включает в себя материал по истории возникновения и развития школьного исторического и обществоведческого образования в России, методики преподавания этих предметов, актуальным проблемам школьной истории и обществознания на современном этапе.

Целью государственного экзамена является закрепление сформированных в годы учебы знаний, умений, навыков, общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для последующей педагогической и культурно-просветительской работы, организационно-управленческой и экспертно-аналитической деятельности

Основными задачами государственного междисциплинарного экзамена являются следующие:

- выявление уровня знания выпускником основных законов и закономерностей исторического процесса;

- выявление представлений об особенностях социально-экономических и политических процессов в определённые периоды Отечественной и мировой истории;

- определение уровня умений связывать теоретический материал с конкретными историческими фактами и событиями;

- определение наличия способности использовать межпредметные связи, устанавливать взаимосвязь между процессами и событиями всемирной и Отечественной истории;

- выявление умения излагать материал по четкому плану, раскрывающему суть данного вопроса;

- выявления умения раскрывать содержания вопроса, связанного с методикой преподавания истории, должен предшествовать обзор истории его изучения, характеристика состояния данной проблемы в современной науке и практике;

теоретический материал (методические условия, принципы, средства, методы и приемы эффективной работы учителя и учащихся) необходимо подкрепить примерами из педагогической практики.

 

Критерии оценки знаний выпускников при проведении государственного междисциплинарного экзамена

Результат государственной аттестации выражается в оценке. Оценка – это определение и выражение степени усвоения выпускниками знаний, умений, установленных программой государственного междисциплинарного экзамена. К оцениванию ответа студентов предъявляются следующие требования: объективность, гласность, обоснованность, индивидуальный характер.

Ответ оценивается на «отлично», если выпускник демонстрирует глубокое и полное овладение содержанием учебного материала и основными понятиями курса, легко ориентируется в теоретических вопросах и умеет адекватно проиллюстрировать их примерами; при ответе высказывает и доказывает свои суждения. Отличная оценка предполагает грамотную, логичную речь, умение строить диалог с членами государственной экзаменационной комиссии.

Оценка «хорошо» ставится, если выпускник полно освоил содержание учебного материала, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в материале, осознанно применяет знания для решения конкретных задач, грамотно излагает свои суждения, доказывает их, но ответ, либо слишком краткий, либо имеет отдельные неточности.

Оценку «удовлетворительно» получает выпускник, который обнаруживает знание и понимание основных положений курса, но излагает его без доказательств и аргументов, отвечает неполно и непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, не может подтвердить теоретические положения примерами практического характера.

Ответ оценивается на «неудовлетворительно» если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не соотносит теоретические знания и практические проблемы.

 


РАЗДЕЛ I. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ.

 

1. Происхождение и расселение славян. Восточные славяне и другие народы Восточной Европы накануне и в процессе образования Древнерусского государства.

Направления расселения славян в VI–VII вв. н. э. Славянские племена Брянского края. Общественный строй. Хозяйство. Быт. Религия. Предпосылки образования государства. Современные теории государствогенеза. Причина, механизм, значение образования Древнерусского государства в отечественной историографии. Основные виды источников (русские и зарубежные письменные и фольклорные; археологические, нумизматические, эпиграфические; лингвистические (ономастика). Этапы: отдельные княжения; «варварское государство» Олега.

Социальный строй Древней Руси. «Русская Правда».

Формирование единого «раннего» государства (Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав). Реформы Ольги и Владимира, походы Святослава, первая внутренняя война (977–980 гг.) и ее последствия. Международное положение (в том числе династические связи) Древней Руси в эпоху ее расцвета (1019–1068 гг.). Эволюция государственности в XI – начале XII в. Система престолонаследия; Любечский съезд и «федеративная монархии»; последняя консолидация при Владимире Мономахе и Мстиславе Великом. Уголовное, семейное и наследственное право, социальная структура и отношения в обществе по «Русской Правде».


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.