Развитие. Организация процессов архитектурного проектирования в России XX в. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Развитие. Организация процессов архитектурного проектирования в России XX в.

2021-06-01 42
Развитие. Организация процессов архитектурного проектирования в России XX в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

XX в. Национализация (1918 г.), освободив архитектора от частного заказчика, радикально изменила его роль в обществе и предоставила ему обширное поле деятельности. Государственная организованность архитектурного творчества определилась уже тогда и стала важнейшей особенностью советской системы архитектурного проектирования. Появляется стремление к централизации архитектурно-строительного дела.

За образец была взята существовавшая в Европе до конца ХVIII в. цеховая структура организации, дававшая право на самостоятельную работу каждому мастеру, но не подмастерьям.

В итоге ряд сотрудников И. В. Жолтовского был вовлечен в сферу влияния основанного в отделе ИЗО Наркомпроса [72] объединения Живскульптурах, где велись напряженные поиски нового языка архитектуры. Несмотря на творческие разногласия в результате активной работы архитекторов, были разработаны принципы реконструкции Москвы, получившие затем развитие в генеральном плане 1935 г. [73]

Аналогичная архитектурная мастерская в мае 1919 г. была создана и в Петрограде под руководством академика архитектуры И. А. Фомина (при Совете коммунального хозяйства)[74]. Одновременно с работой этих мастерских в Наркомпросе с осени 1918 г. формировался архитектурно-художественный центр Республики[75].

Поскольку между Жолтовским и "производственниками", в Москве, равно как между архитекторами и художниками в Петрограде, возник конфликт, А. В. Луначарский весной 1919 г. предложил выделить из ИЗО самостоятельный Архитектурно-художественный отдел[76].

В качестве важнейших шагов отдел наметил пересмотр строительного законодательства, организацию художественно-строительного контроля, проведение реформы архитектурно-строительного образования. Для разработки основных принципов планировки городов, новых типов общественных и жилых зданий в составе отдела в Москве также была образована Архитектурная мастерская (ст. мастер В. И. Фидман) которой и был проведен ряд конкурсов. При этом программы составлялись на основе предварительных соревнований сотрудников мастерской. Формирование архитектурных мастерских проходило одновременно со становлением учреждений строительства. В декабре 1917 г. при определении структуры ВСНХ [77] как общеэкономического центра республики предполагалось ввести в его состав центральный орган по делам строительства[78]. Как следствие 9 мая 1918 г. был учрежден Главкомгосоор [79]. Исполнительным органом Комитета было ГУГС [80].

Вслед за созданием центрального аппарата Угорсельстроя формировались сеть его отделов на местах, ряд построечных управлений на крупных стройках и прежде всего управление работами по восстановлению Ярославля со специализированными мастерскими, действовавшими в тесном контакте с местным Советом[81]. Ярославль был задуман как «первый современный образцовый социалистический город с коммунистическим обоснованием всей жизни» [53].

Проектная работа Архитстроя возлагалась на соответствующую мастерскую, которая в 1921 г. была преобразована в Проектный отдел (зав. Г. Б. Бархин), включавший отделения поселкового, жилищно-больничного строительства, правительственно-административных и культурно-просветительных зданий. Мастерская должна была создать образцы типовых зданий школ, народных домов, городов, поселков и сел. Сюда на утверждение и переработку стекались проекты со всех концов республики.

В 1920 г. в связи с обострением жилищного кризиса было решено в первую очередь начать санитарное оздоровление городов. Созданный в Москве Особый строительный комитет (Оском, гл. архит. И. В. Жолтовский) объединил все крупные строительные организации столицы – часть Отдела сооружений Моссовета [82], Санстрой и Особое совещание по строительной политике. Оском стал основой Москомгосоора, типологические подразделения которого действовали в тесном контакте с Архитстроем. Хотя практическая работа велась в очень ограниченных масштабах, все же Москомгосоору удалось выполнить серьезную программу восстановления больниц Москвы.[83]

Наряду с перечисленными организациями в структуре ряда наркоматов были сохранены и проектно-строительные отделы некоторых дореволюционных министерств[84].

С переходом к НЭПу раздробленность деятельности естественно усилилась, поскольку кредиты стали распределяться непосредственно по ведомствам. Главкомгосоор утратил значение общегосударственного органа регулирования строительства и был ликвидирован. Большой архитектурный коллектив, сформированный в Архитстрое, распался, архитекторы оказались рассредоточены в хозяйственных организациях ведомственных учреждений. В ходе реорганизации Наркомпроса и сокращения его аппарата был ликвидирован его Архитектурный отдел.

В этих условиях роль организатора архитектурного дела берет на себя Московское архитектурное общество, развертывающее конкретную работу таким образом, чтобы при малом числе проектируемых объектов привлечь к оплачиваемой работе как можно больше архитекторов[85].

В какой-то мере проектирование объединялось хозяйственными строительными органами, наиболее мощные из которых формировались промышленными трестами союзного значения – "Азнефть", "Донуголь", "Югосталь" и др. Но поскольку строительная деятельность подобных трестов концентрировалась в провинции, а основные архитектурные силы были сосредоточены в Москве и Ленинграде, должного профессионального уровня проектирования добиться не всегда удавалось (за исключением "Азнефти").

Одновременно проектирование ведется группами при строительных комитетах на строительных площадках важнейших объектов. Первым крупным строительным мероприятием в период НЭПа, повлиявшим на формирование новых архитектурных коллективов, стала Сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 г. в Москве[86].

Другой элемент организационной практики архитектурного проектирования, существующий до настоящего времени, сложился в Проектном бюро Стройкома ленинградского Отдела коммунального хозяйства (1925 г.), образованного в связи с началом застройки Тракторной улицы. Стройком перед началом строительства проводил заказной конкурс, в котором участвовало и его проектное бюро. Премии обычно выдавались приглашенным архитекторам, но для окончательной разработки всегда выбирался проект, сделанный в бюро и вобравший в себя многое из премированных проектов, авторы которых к дальнейшей разработке не привлекались.

Строительство комплекса Центрального института минерального сырья (1925–1928 гг.) привело к формированию небольшого коллектива проектировщиков под руководством В. А. Веснина (его проект был одобрен на конкурсе). Временные проектные группы создавались и на других объектах. Некоторые из них оказывались достаточно устойчивыми и переходили с одной стройки на другую, по мере расширения работ включая в свой состав все новых сотрудников. Именно в таких группах складывались коллективы, составившие основу крупных подрядных проектных организаций конца 20-х – начала 30-х гг.[87]

Опираясь на опыт сооружения Сельскохозяйственной выставки, развернули работу акционерные строительные общества "Стандарт" (1922–1925 гг.) и "Стандартстрой", создавшие свои проектные группы. Проектное бюро "Стандарта" (15 челочек во главе с архитекторами А. А. Андреевским и Л. А. Весниным) рассматривалось как важнейшее звено производства, непосредственно подчиненное правлению[88].

Одновременно действовали и личные архитектурные мастерские. Так, А. С. Никольский организовал мастерскую "на началах участия всех членов ее в определении заработка каждого при отрицании анонимности работников". Однако не во всех личных мастерских элементы коллективного творчества внедрялись столь энергично. Некоторые из архитекторов снова выступили в роли предпринимателей. Возникли и частные акционерные общества – в 1923 г., к примеру, было учреждено строительное общество "Акстрой", которое основала группа архитекторов и инженеров во главе с А. В. Щусевым. Общая картина организационной дробности была бы неполной без учета деятельности строительных кооперативных товариществ. Они стали переходным звеном от личных мастерских, частных и смешанных акционерных обществ к развитой системе государственных организаций архитектурного проектирования. Кооперативная конституция товариществ позволяла свободнее, нежели государственным, организациям, ограниченным штатными расписаниями и лимитами, вступать в деловые контакты.

Товарищество "Техбетон" (1925–1935 гг.), основанное инженером. С. Л. Прохоровым, стало первой в СССР подрядной архитектурно-проектной организацией (в ее структуре не было строительного аппарата)[89].

"Стандарт", "Техбетон", позднее "Русгерстрой" и другие организации, использовавшие на первых порах частный капитал, положили начало появлению архитектурных учреждений широкого профиля, обособившихся на базе технического изобретения.

Основным государственным, элементом, реализующим, строительные начинания, становятся постепенно крупные подрядные строительные конторы. Первой из них стал "Госстрой" (1921–1926 гг.), который к 1924 г. вел строительство более чем в 200 пунктах. Сложностью первых лет существования контор была их многочисленность при сравнительно слаборазвитом строительном рынке: только в Москве действовало более 50 контор, причем структура обособления определялась принадлежностью к совнархозам, исполкомам, органам коммунального хозяйства или жилищной кооперации.

Наиболее крупными проектно-строительными конторами с середины 20-х годов стали "Мосстрой"[90] и "Строитель"[91]. Проектные отделы названных контор стали ядром созданного в 1930 г.: "Моспроекта".

Обособленность архитектурного проектирования была к этому времени осознана достаточно ясно, что доказывается твердой тенденцией к разделению проектно-строительных контор на проектные и строительные организации. Архитекторы концентрируются в новых проектных конторах, действовавших на подрядных началах и потому обладавших экономической автономностью. Особенно четко это проводилось в промышленном строительстве, которое являлось прерогативой, созданной в ведении ВСНХ РСФСР и ВСНХ СССР группы мощных проектных и строительных отраслевых трестов, контор и институтов – "Гипромеза", "Химстроя", "Текстильстроя", "Стеклостроя", "Стромстроя" и др.

Дифференциация развивавшейся промышленности, сопровождавшаяся узкоспециализированным дроблением проектно-строительных организаций, совпала с процессом реорганизации структуры управления народным хозяйством в конце первой пятилетки.

Первый пятилетний план опирался, в частности, на программу снижения стоимости строительства вдвое, при этом только рационализация проектирования должна была дать 22,5% экономии. Постановление СНК СССР 1929 г. "О мерах по оздоровлению строительства" потребовало завершить формирование центральных проектных организаций, сосредоточить руководство строительством в новых стройобъединениях. Это постановление существенно активизировало процесс концентрации архитектурных сил[92].

Акцент был сделан и на градопроектирующие организации[93]. Создание республиканских институтов было дополнено сетью их филиалов и местных проектно-планировочных организаций[94]. К 1934 г. проектные работы велись по 240 городам и поселкам[95].

Особую роль в проектной практике 20-х – начала 30-х гг., сыграл коллектив под руководство М. Я. Гинзбурга в Стройкоме РСФСР. Его деятельность была направлена на разработку социально новых типов жилищ и опробование их в экспериментальном строительстве. Важное значение для нормативного обеспечения проектирования имела работа отдела регламентации архитектурно-строительной и проектной деятельности (под. руководством Г. Б. Бархина) того же Стройкома. В секции социалистического расселения Госплана на основе разработок группы М. Я. Гинзбурга удалось поставить вопрос гораздо шире, включив в качестве объекта экспериментирования широкий комплекс урбанистических проблем.

Большое строительство в годы первой пятилетки обеспечило исключительные условия для развития советской архитектуры. Однако еще задолго до роспуска архитектурных объединений и их слияния в Союз архитекторов СССР обнаружилось превращение организационной структуры архитектурного проектирования в механизм, тяготевший к унификации и централизованному управлению.

В 1931 г. проектировщиков обязали приступить к разработке научно обоснованного плана развития столицы с учетом первоочередной реконструкции ее центра[96]. Для руководства архитектурно-художественным оформлением Москвы из проектных аппаратов Планземотдела Моссовета, ЦПКиО и Треста зеленого строительства было создано Архитектурно-планировочное управление – АПУ. Так как многие известные архитекторы – И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, Н. Д. Колли, И. А. Голосов и другие – еще не состояли в штате организаций, ведя в основном преподавательскую работу и участвуя в конкурсах, АПУ привлекло их к оформлению центральных магистралей Москвы. Кроме того, 10 бригад архитекторов приступили к разработке конкурсных проектов перепланировки города.

Решение вопроса о вовлечении всех архитекторов в работу государственных организаций требовало дальнейшей реорганизации проектного дела, связанной с переходом архитектурного проектирования от самостоятельной выработки норм и образцов к реализации вновь заданных норм и образцов, формированию единой направленности образного строя архитектуры. Как известно, заключительные этапы конкурса на проект Дворца Советов четко определили и эту направленность, и характер ее позитивной оценки. Следующей задачей было закрепление нового стереотипа в профессиональном сознании как нормы проектного мышления – соответственно на Моспроект возлагалась задача создания образцов советской архитектуры[97]. Моспроект и структура организации были подвергнуты существенной реорганизации.

Было создано несколько мастерских, штаты которых твердо не устанавливались. Мастерским было разрешено выполнять такое число проектов, которым архитекторы могли реально обеспечить высокое качество (в отличие от индустриально-поточного характера загрузки в первоначальной структуре). Во главе мастерской стоял непременно автор проекта (в отличие от новейших организационных структур), художественное руководство Моспроектом возлагалось на Совет, где руководители мастерских сами разрешали все вопросы творческого характера. В организационной структуре реорганизованного Моспроекта легко опознать принципы архитектурно–художественной мастерской Моссовета 1918 г., настойчиво проводившиеся в жизнь И. В. Жолтовским.

Главное внимание с этого времени обращалось на качественно новое использование накопленного в стране архитектурного потенциала.

На базе расформированных Моспроекта и АПУ были созданы 20 самостоятельных творческих архитектурных мастерских Моссовета, идейное руководство которыми возлагалось на вновь созданную архитектурную инстанцию – Арплан [98].

Автор-архитектор лично заключал договор с заказчиком, отвечал за сроки выполнения проекта и его качество. Бюджет мастерской определялся непосредственно отчислениями от авторского гонорара. Конкретный заказчик терял значительную долю своих полномочий в определении характера объекта. В роли юридического лица выступала уже не обезличенная организация, а автор-архитектор.

Работы мастерских Моссовета составляют весьма значительную часть архитектурно-проектной практики 30-х годов[99].

Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства был образован 9 мая 1950 года. Первоначально его главной задачей было «рассмотрение проектов и смет по строительству предприятий, зданий и сооружений, вносимых министерствами и ведомствами на утверждение Совета Министров СССР, и предоставление по ним заключений, а также контроль за выполнением министерствами и ведомствами решений Правительства по вопросам проектирования и строительства»[100].

Выводы. Архитектурная мастерская как специфическая форма проектирования в условиях России, возникшая в ходе поиска рациональной организации творческого процесса, становится ведущей формой коллективного труда архитекторов. К середине 30-х годов они были созданы в большинстве проектных учреждений страны, но конкретная организационная форма мастерской, ее подчинения, статус, формы и уровни оплаты труда отнюдь не были унифицированы.

Для настоящей работы достаточно этого сжатого очерка, напоминающего о разнообразии организационных форм и потенциальной гибкости организации архитектурного проектирования, проявившихся в развитии российского архитектурно-строительного дела.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.